Способ отжига холоднокатаных полос

Изобретение относится к области металлургии, конкретно к термической обработке. Технический результат, решаемый изобретением, состоит в сокращении продолжительности отжига при одновременном обеспечении высоких механических свойств и качества поверхности холоднокатаных полос. Рулоны в температурном интервале 200-570°С нагревают со скоростью 80-90°С/ч, затем нагревают до температуры 640-660°С со скоростью 20-30°С/ч, после чего нагрев ведут со скоростью 20-25°С/ч до температуры отжига. Кроме того, выдержку при температуре отжига устанавливают по соотношению: τ=(0,8-0,9)·М, где τ - время выдержки, ч; М - масса нижнего в стопе рулона, т. 1 з.п. ф-лы. 3 табл.

 

Изобретение относится к области металлургии, конкретно к термической обработке, и может быть использовано при рекристаллизационном отжиге холоднокатаных полос из малоуглеродистых сталей, смотанных в рулоны, в водородной защитной атмосфере.

Холоднокатаная малоуглеродистая сталь, стабилизированная алюминием, используемая для изготовления лицевых деталей кузовов легковых автомобилей, должна обладать высоким комплексом механических свойств (табл.1) и бездефектной поверхностью.

Таблица 1.
Механические свойства холоднокатаной стали марки 08Ю
σв, МПаσт, МПаδ10, %Rn
250-300не более 170не менее 46не менее 1,6не менее 0,2
Примечания: R - коэффициент нормальной пластической анизотропии;

n - показатель деформационного упрочнения.

Для обеспечения заданного комплекса механических свойств рулоны холоднокатаных полос подвергают рекристаллизационному отжигу в защитной атмосфере в одностопных колпаковых печах с газовым отоплением.

Известен способ термической обработки рулонов холоднокатаных полос из малоуглеродистой стали, включающий нагрев установленных в стопу рулонов со скоростью 38-55°С/ч до температуры 520-550°С, выдержку при этой температуре в течение 18-22 ч, повторный нагрев со скоростью 15-30°С/ч до температуры отжига, выдержку при температуре отжига в течение 20-24 ч, замедленное охлаждение до температуры 420-430°С и окончательное охлаждение рулонов с произвольной скоростью [1].

Недостатки известного способа состоят в том, что отжиг имеет большую продолжительность и не обеспечивает требуемых механических свойств холоднокатаных полос.

Известен также способ термической обработки холоднокатаного листового проката, включающий нагрев стопы рулонов до температуры 200-400°С, выдержку в течение 4-6 ч, повторный нагрев до температуры 620°С, выдержку в течение 8-10 ч и окончательный нагрев до температуры отжига 690-710°С с выдержкой в течение 28 ч [2].

Отжиг по данной технологии имеет большую продолжительность и не обеспечивает получения требуемых механических свойств холоднокатаных полос.

Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемым результатам к предлагаемому изобретению является способ рекристаллизационного отжига полос холоднокатаной малоуглеродистой стали для глубокой вытяжки, стабилизированной алюминием, смотанных в рулоны массой 20-30 т. Способ включает нагрев установленных друг на друга в стопу рулонов до промежуточных температур 580-600°С и 640-660°С с выдержками при этих температурах и окончательный нагрев до температуры отжига 710-730°С с выдержкой при температуре отжига [3].

Недостатки известного способа состоят в том, что выдержки при промежуточных температурах удлиняют продолжительность отжига. Помимо этого готовый холоднокатаный металл имеет низкие механические свойства, а также дефекты поверхности из-за сваривания витков рулонов.

Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в сокращении продолжительности отжига при одновременном обеспечении высоких механических свойств и качества поверхности холоднокатаных полос.

Для решения поставленной технической задачи в известном способе отжига холоднокатаных полос для глубокой вытяжки, смотанных в рулоны, включающем нагрев установленных друг на друга в стопу рулонов до температуры отжига 710-730°С и регламентированную выдержку при этой температуре, согласно предложению рулоны в температурном интервале 200-570°С нагревают со скоростью 80-90°С/ч, затем нагревают до температуры 640-660°С со скоростью 20-30°С/ч, после чего нагрев ведут со скоростью 20-25°С/ч до температуры отжига. Кроме того, выдержку при температуре отжига устанавливают по соотношению:

τ=(0,8-0,9)·М,

где τ - время выдержки, ч;

М - масса нижнего в стопе рулона, т.

Сущность предложенного способа состоит в следующем. Нагрев стопы рулонов в температурном интервале 200-570°С со скоростью 80-90°С/ч позволяет избежать деформирования и слипания внешних и внутренних витков. При последующем нагреве со скоростью 20-30°С/ч до температуры 640-660°С снижается температурный градиент, происходит выпадение из твердого раствора ингибирующей фазы - нитридов алюминия, что благоприятно сказывается на процессах последующей рекристаллизации деформированной микроструктуры стали. В процессе нагрева со скоростью 20-25°С/ч до температуры отжига 710-730°С происходит дальнейшее выравнивание температурных полей всех рулонов садки, стартуют процессы первичной рекристаллизации. Ферритная матрица очищается от карбидов. Благодаря этому за время выдержки при температуре отжига полностью завершаются процессы собирательной кристаллизации, формируется равномерная микроструктура стали с зернами оладьевидной формы. При этом поскольку отстающим по нагреву является нижний рулон в стопе, который имеет наибольшую массу (для лучшей устойчивости стопы и предотвращения сползания наружных витков установленного выше рулона), то минимально необходимое время выдержки при температуре отжига определяется именно исходя из его массы по предложенному эмпирическому соотношению.

Скорости нагрева (80-90°С/ч, 20-30°С/ч, 20-25°С/ч), а также температурные интервалы (200-570°С, 640-660°С) выбраны таким образом, чтобы обеспечить высокие механические свойства готового холоднокатаного металла при минимальном времени нагрева и исключить необходимость выдержки рулонов при промежуточных температурах.

Отсутствие выдержек при промежуточных температурах и точное определение продолжительности выдержки садки (по массе нижнего в стопе рулона) при температуре отжига позволяет сократить продолжительность отжига с одновременным получением высоких механических свойств и качества поверхности холоднокатаных полос.

Экспериментально установлено, что увеличение скорости нагрева более 90°С/ч в температурном интервале 200-570°С приводит к повышению неравномерности нагрева рулонов, деформированию внешних и внутренних витков из-за повышенного термического расширения, ухудшению равномерности механических свойств по длине полос. Снижение скорости нагрева менее 80°С/ч удлиняет продолжительность отжига. При этом до температуры ниже 200°С нагрев можно вести с максимальной интенсивностью без опасности ухудшения качества металла, а при температуре выше 570°С скорость нагрева следует снизить, т.к. в противном случае произойдет ухудшение механических свойств и сваривание витков рулонов.

При нагреве со скоростью ниже 20°С/ч до температуры выше 660°C произойдет удлинение продолжительности отжига. Увеличение скорости нагрева более 30°С/ч, как и уменьшение температуры его окончания ниже 640°С, приводит к ухудшению комплекса механических свойств холоднокатаных полос.

Нагрев со скоростью менее 20°С/ч до температуры отжига выше 730°С удлинит продолжительность отжига, приведет к свариванию витков рулонов. Увеличение скорости нагрева более 25°С/ч приводит к формированию неравномерной структуры и свойств, а снижение температуры рекристаллизационного отжига менее 710°С ухудшает механические свойства холоднокатаных полос и требует удлинения продолжительности отжига.

Исследования показали, что при эмпирическом коэффициенте пропорциональности k менее 0,8 из-за незавершенности процесса рекристаллизации механические свойства нижнего в стопе рулона не соответствуют требуемым значениям и неравномерны по длине полосы. Увеличение коэффициента k более 0,9 приводит к нерациональному удлинению продолжительности отжига.

Примеры реализации способа

Рекристаллизационному отжигу подвергают холоднокатаные полосы сечением 0,7×1550 мм из стали марки 08Ю, смотанные в рулоны. Нижним в стопу на стенд муфельной колпаковой печи устанавливают рулон массой М=25 тонн. На верхний торец этого рулона помещают конвекторное кольцо, на которое устанавливают рулон среднего яруса массой 20 тонн. На его торец также помещают конвекторное кольцо и устанавливают рулон верхнего яруса массой 18 тонн. Осевое отверстие рулона верхнего яруса закрывают крышкой. Стопу рулонов накрывают муфелем, поверх которого устанавливают нагревательный колпак. Подмуфельное пространство заполняют водородом и производят нагрев садки металла до температуры Т1=200°С с максимально возможной скоростью. Затем в температурном интервале от Т1=200°С до Т2=550°С нагрев ведут со скоростью V1=85°С/ч. Скорость и температуру нагрева контролируют по стендовой термопаре, контактирующей с торцом нижнего в стопе рулона.

При достижении температуры Т2=550°С скорость нагрева снижают до величины V2=25°С/ч, с которой продолжают нагревать металл до температуры Т3=650°С. По достижении металлом температуры Т3=650°С скорость нагрева вновь уменьшают до величины V3=22,5°С/ч. Нагрев с этой скоростью ведут до температуры отжига Т4=720°С. Продолжительность выдержки τ при температуре отжига определяют по соотношению: τ=k·М=0,84·М=0,84·25=21 (ч). По истечении времени выдержки τ нагревательный колпак снимают и производят охлаждение стопы рулонов под муфелем до температуры распаковки 90°С.

Благодаря использованию предложенных режимов рекристаллизационного отжига его продолжительность до начала охлаждения сократилась и составила τо=32,5 ч. Одновременно с этим были достигнуты высокие механические свойства при отсутствии дефектов на поверхности холоднокатаных полос.

В таблице 2 приведены варианты реализации способа отжига холоднокатаных полос, а в таблице 3 - показатели их эффективности.

Таблица 2.
Режимы рекристаллизационного отжига полос из стали марки 08Ю
№ п/пТ1, °СV1, °С/чТ2, °СV2, °С/чТ3, °СV3, °С/чТ4, °Сk, ч/т
1.1907856018630187000,7
2.2008057020640207100,8
3.200855702565022,57200,84
4.2009057030660257300,9
5.2109558032670267401,0
6.20505904065011720-
Таблица 3.
Показатели качества полос и продолжительность периода отжига
№ п/пσв, МПаσт, МПаδ10, %RnДефекты поверхн.τ0, ч
1.350220321,20,1присутств.30
2.300170461,60,2отсутств.31,6
3.275160521,80,4отсутств.32,5
4.250165501,70,3отсутств.32,4
5.230180441,20,1присутств.34,4
6.300175451,10,1присутств.47

Из данных, представленных в табл.2 и 3 следует, что при реализации предложенного способа (варианты № 2-4) достигается сокращение продолжительности отжига при одновременном обеспечении высоких механических свойств и качества поверхности холоднокатаных полос по сравнению со способом-прототипом (вариант №6). При запредельных значениях заявленных параметров в одном случае имеет место ухудшение механических свойств и качества поверхности полос (вариант №1), а в другом случае при ухудшении механических свойств и качества полос возрастает продолжительность отжига (вариант №5).

Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что при его реализации нагрев производится без выдержек при промежуточных температурах с предельными скоростями нагрева в различных температурных интервалах, исключающими сваривание витков рулонов и обеспечивающими формирование оптимальной микроструктуры и механических свойств малоуглеродистой холоднокатаной стали. Помимо этого, время выдержки при температуре отжига устанавливается в зависимости от массы отстающего по нагреву нижнего рулона стопы. Благодаря этому минимизируется время выдержки при температуре отжига 710-730°С.

Использование предложенного способа обеспечивает повышение рентабельности производства холоднокатаных полос из малоуглеродистых сталей на 10-15%.

Источники информации

1. Авт. св. СССР № 1659500, МПК С 21 D 9/46, 1991 г.

2. Авт. св. СССР № 1461771, МПК С 21 D 9/46, 1989 г.

3. Авт. св. СССР № 1337425, МПК С 21 D 9/48, 1987 г. - прототип.

1. Способ отжига холоднокатаных полос для глубокой вытяжки, смотанных в рулоны, включающий нагрев установленных друг на друга в стопу рулонов до температуры отжига 710-730°С и регламентированную выдержку при этой температуре, отличающийся тем, что рулоны в температурном интервале 200-570°С нагревают со скоростью 80-90°С/ч, затем нагревают до температуры 640-660°С со скоростью 20-30°С/ч, после чего нагрев ведут со скоростью 20-25°С/ч до температуры отжига.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что выдержку при температуре отжига устанавливают по соотношению

τ=(0,8-0,9)·М,

где τ - время выдержки, ч;

М - масса нижнего в стопе рулона, т.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к технологии изготовления стальных холоднокатаных листов с высокими вытяжными свойствами, и может быть использовано для холодной штамповки деталей кузовов легковых автомобилей.

Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее, к производству стальных полос из низкоуглеродистой автолистовой стали. .
Изобретение относится к области металлургии, именно к процессам термической обработки стальной полосы в колпаковой печи. .

Изобретение относится к области черной металлургии и может быть использовано при получении оцинкованного листа из малоуглеродистой стали. .

Изобретение относится к металлургии, конкретно к производству стали для глубокой вытяжки, применяемой для изготовления изделий сложной конфигурации, преимущественно деталей автомобилей.
Изобретение относится к металлургии, конкретно к производству стали для глубокой вытяжки, применяемой для изготовления изделий сложной конфигурации, преимущественно деталей автомобилей.

Изобретение относится к металлургии, в частности к производству стального проката, и может быть использовано в производстве полосовой и листовой стали для штамповки.

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к производству листовой стали, и может быть использовано при изготовлении горячекатаных листов из малоуглеродистой или малоуглеродистой низколегированной стали, предназначенных для холодного деформирования глубокой вытяжкой, выдавливанием и т.д.

Изобретение относится к изготовлению стальной полосы для деталей, изготовленных глубокой вытяжкой или вытяжкой с утонением. .

Изобретение относится к области металлургии, а именно к прокатке и термической обработке стали, и может быть использовано при производстве холоднокатаной оцинкованной ленты, применяемой для защиты электрических кабелей.

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к технологии изготовления стальных холоднокатаных листов с высокими вытяжными свойствами, и может быть использовано для холодной штамповки деталей кузовов легковых автомобилей.

Изобретение относится к черной металлургии, конкретнее, к производству стальных полос из низкоуглеродистой автолистовой стали. .

Изобретение относится к области черной металлургии и может быть использовано при получении оцинкованного листа из малоуглеродистой стали. .

Изобретение относится к металлургии, конкретно к производству стали для глубокой вытяжки, применяемой для изготовления изделий сложной конфигурации, преимущественно деталей автомобилей.
Изобретение относится к металлургии, конкретно к производству стали для глубокой вытяжки, применяемой для изготовления изделий сложной конфигурации, преимущественно деталей автомобилей.
Изобретение относится к прокатному производству, в частности к технологии получения тонколистовой горячекатаной стали. .

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к способу производства сталей, предназначенных для изготовления изделий сложной конфигурации с использованием холодной листовой штамповки, преимущественно деталей автомобиля.

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к технологии изготовления стальных холоднокатаных листов с высокими вытяжными свойствами для холодной штамповки деталей кузовов легковых автомобилей.

Изобретение относится к металлургии, в частности к производству стального проката, и может быть использовано в производстве полосовой и листовой стали для штамповки.

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к производству листовой стали, и может быть использовано при изготовлении горячекатаных листов из малоуглеродистой или малоуглеродистой низколегированной стали, предназначенных для холодного деформирования глубокой вытяжкой, выдавливанием и т.д.

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к производству сталей для холодной листовой штамповки, преимущественно деталей автомобилей
Наверх