Узел соединения деталей машин

Изобретение относится к области машиностроения и используется для соединения валов гидротурбины и гидрогенератора. Узел соединения деталей машин, преимущественно гидромашин, содержит две соединяемые детали, болт с гайкой. В детали, к которой примыкает гайка, выполнено болтовое отверстие под посадку болта без зазора, плавно переходящее к плоскости разъема. В другой детали выполнено отверстие, в котором болт установлен с расчетным зазором, плавно переходящее к концентрическим цилиндрическим расточкам большего диаметра, примыкающим с одной стороны к плоскости разъема, а с другой - к опорной поверхности головки болта. На протяжении зазора, ограниченного с одной стороны плоскостью разъема, а с другой - отверстием, в котором болт установлен с расчетным зазором, стержень болта выполнен коническим, узким основанием направленным в сторону резьбовой части, широкое основание болта переходит в цилиндрический участок на длине посадки с расчетным зазором, заканчивающийся радиусной канавкой для уплотнителя и буртиком. Пространство между плоскостью разъема и уплотнителем заполнено полимерным материалом. В результате повышается усталостная прочность соединения и его жесткость на сдвиг. 1 ил.

 

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении, в частности в гидромашиностроении, для соединения валов гидротурбины и гидрогенератора, а также для соединения рабочего колеса с валом гидротурбины, жестких полумуфт, передающих значительные крутящие моменты, рабочих органов плугов к корпусам и др.

Известны конструкции узлов соединения сильнонагруженных деталей машин, в которых осуществляется соединение болтами, установленными в отверстия без зазора и с зазорами ([1], стр. 36 фиг.1.20 и 1.21).

В узле соединения, в котором болты устанавливают в отверстие без зазора, соединяемые детали должны совместно обрабатываться. Причем отверстия в соединяемых деталях калибрируют разверткой или растачивают совместно, а диаметр стержня болта выполняют с допуском, обеспечивающим заданную посадку.

Эти технологические операции весьма трудоемки, в особенности для крупногабаритных деталей. Сборка и разборка таких соединений приводит к задирам посадочных поверхностей отверстий деталей и шлифованных поверхностей болтов.

При расчете такого типа групповых болтовых соединений от совместного действия поперечных и осевых усилий принимают, что болты нагружены равномерно. Однако, как показали экспериментальные исследования усталостной прочности металлических моделей таких соединений, коэффициент равномерности распределения поперечной нагрузки находится в пределах 0,25-0,35 [2].

Эти недостатки существенно снижают эффективность использования рассматриваемого узла соединения.

Известен узел соединения деталей машин с помощью полупризонных болтов [3], установленных с расчетными зазорами. Основным недостатком этого решения является значительный изгиб болта по всей длине, причем максимальные изгибные напряжения приходятся на сечение резьбовой части болта, которое совпадает с первым витком гайки, где имеют место значительные концентрации напряжений, и которое разрушается прежде всего в соединениях с болтами, установленными с зазорами [2].

Известен еще узел соединения деталей машин, в котором в детали, к которой примыкает гайка, болт поставлен без зазора, а в другой детали болт поставлен с расчетным зазором [4].

Основными недостатками данного решения является необходимость обеспечения достаточно высокой точности соосности отверстий соединяемых деталей, а также недостаточная жесткость узла соединения.

Цель изобретения - повышение усталостной прочности соединения путем уменьшения напряжения изгиба под резьбовой частью и под головкой болта, уменьшение износоусталости болта в зоне, расположенной под пояском детали, вследствие уменьшения изгиба этой зоны, а также повышение жесткости на сдвиг соединения.

Поставленная цель достигается тем, что в детали, к которой примыкает гайка, выполнено болтовое отверстие под посадку болта без зазора, плавно переходящее к плоскости разъема, а в другой детали выполнено отверстие, в котором установлен болт с расчетным зазором, плавно переходящий к концентрическим цилиндрическим расточкам большого диаметра, примыкающим с одной стороны к плоскости разъема, а с другой - к опорной поверхности головки болта.

На протяжении зазора стержень болта выполнен коническим, узким основанием направленным в сторону резьбовой части, широкое основание болта переходит в цилиндрический участок на длине посадки с расчетным зазором и заканчивается радиусной канавкой для уплотнителя и буртиком, а в пространстве между плоскостью разъема и уплотнителем создано упругое основание из полимерного материала.

На чертеже показан продольный разрез предлагаемого узла соединения.

Узел содержит установленные в отверстия деталей 7 и 2 болт 3 с гайкой 4, полимерный наполнитель 5 и прокладку 6.

В детали 2 выполнено болтовое отверстие с диаметром d5 под посадку болта 3 без зазора, плавно переходящее к плоскости разъема N. В детали 1 выполнено отверстие с диаметром d3, в котором болт установлен с расчетным зазором Δ.

Это отверстие протяженностью lп отстоит от плоскости разъема N на расстоянии l3+l4 переходит плавно к двум другим цилиндрическим расточкам большего диаметра по краям: одного - диаметром d4, примыкающим к плоскости разъема N, и другого - диаметром d6, примыкающим к опорной поверхности N1 головки болта.

На участке длиной l3+l4+l5 болт имеет коническую поверхность для уменьшения трудоемкости при разборке соединения. Со стороны головки, на расстоянии l3+l4+lп1 от плоскости разъема N болт имеет радиусную канавку для установки упругой прокладки 6, которая переходит в опорный буртик 7, выполненный за одно целое с болтом.

При сборке соединения болт 3 свободно проходит через отверстие d3 детали 1, поскольку этот диаметр больше посадочного диаметра d5 болта на 2Δ, и плотно входит в отверстие под посадку без зазора детали 2, после чего производится затяг болта на заданное усилие натяга, обеспечивающее упругое вдавливание головки болта 3 и гайки 4 в детали 1 и 2. После затяжки болта полость между телом болта и отверстиями в детали 1 диаметрами d3 и d4 заполняется полимерным материалом. Герметичность полости со стороны головки болта обеспечивается за счет упругой прокладки 6,поджимаемой буртиком 7 болта диаметром d7, который меньше диаметра d6 на величину 2Δ.

При работе соединения под действием поперечных нагрузок происходит небольшой сдвиг за счет упругой деформации полимерного материала и тела болта длиной l+l5. Поскольку болт 3 фиксирован в детали 2 как за счет посадки без зазора, так и за счет гайки, вдавленной в деталь 2 от начального затяга, часть болта, расположенная в детали 2, перемещается как одно целое и полностью исключается изгиб резьбовой части. Также существенно уменьшаются изгибные напряжения под головкой болта после заполнения свободной полости части болта длиной lп1+l3+l4+l5 полимерным материалом.

Применение полимерного наполнителя с высокими механическими характеристиками повышает равномерность распределения поперечной нагрузки в групповом болтовом соединении до 1, что существенно повышает реальный запас прочности и жесткости. Использование предлагаемого узла соединения особенно эффективно в дорогостоящих машинах, передающих значительные мощности, разрушение которых приводит к значительному ущербу народному хозяйству [5].

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Иванов М.Н. Детали машин. М.: "Высшая школа", 1991 г. с. 382.

2. Бугов Х.У. Фланцевые соединения. Расчет и проектирование. "Машиностроение", Л.о., 1975 г., 191 с.

3. А.С. СССР №1564428.

4. Патент №2169876. Москва, 27.06.2001 (прототип), F 16 L 23/00.

5. Бабарджаниди М.И. Обрыв рабочего колеса радиально-осевой турбины. "Энергомашиностроение", 1965. №3. С.45-46.

Узел соединения деталей машин, преимущественно гидромашин, содержащий две соединяемые детали, болт с гайкой, в детали, к которой примыкает гайка, выполнено болтовое отверстие под посадку болта без зазора, плавно переходящее к плоскости разъема, а в другой детали выполнено отверстие, в котором болт установлен с расчетным зазором, плавно переходящее к концентрическим цилиндрическим расточкам большего диаметра, примыкающим с одной стороны к плоскости разъема, а с другой - к опорной поверхности головки болта, отличающийся тем, что на протяжении зазора, ограниченного с одной стороны плоскостью разъема, а с другой - отверстием, в котором болт установлен с расчетным зазором, стержень болта выполнен коническим, узким основанием направленным в сторону резьбовой части, широкое основание болта переходит в цилиндрический участок на длине посадки с расчетным зазором, заканчивающийся радиусной канавкой для уплотнителя и буртиком, а пространство между плоскостью разъема и уплотнителем заполнено полимерным материалом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к компенсирующему допуски монтажному устройству. .

Изобретение относится к устройствам и деталям для закрепления конструктивных элементов или деталей машин с использованием отверстия в одном из элементов или деталей машин.

Изобретение относится к болтовому соединению и может применяться при сборке металлических конструкций. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в разработке и производстве газоперекачивающих агрегатов, газотурбинных электростанций и других крупногабаритных установок, функционирующих путем передачи больших крутящих моментов.

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении. .

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, выполненных из материалов с разными коэффициентами теплового расширения. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении рам турбоблоков газоперекачивающих агрегатов или газотурбинных электростанций.

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, когда болты поставлены в отверстия с зазором. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к способам соединения деталей. .

Изобретение относится к области конструирования мебели, к устройствам соединения щитовых деталей мебели между собой с помощью стяжки

Изобретение относится к устройству для прочного соединения двух элементов друг с другом

Изобретение относится к соединительным устройствам для соединения деталей с одновременной компенсацией промежутка между этими деталями

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидромашиностроению, и может быть использовано для соединения валов турбин с валами гидрогенераторов

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных элементов

Изобретение относится к устройству удержания кольцевой шайбы против радиальной поверхности диска ротора

Изобретение относится к области космической техники

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении, в частности в гидромашиностроении, для соединения валов гидротурбины и гидрогенератора, а также для соединения рабочего колеса с валом гидротурбины, жестких полумуфт, передающих значительные крутящие моменты

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в силовых машинах, в частности, для соединения рабочих органов с валами, жестких полумуфт и др

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидромашиностроению, и может быть использовано для соединения валов гидротурбин с валами гидрогенераторов, валов с рабочими колесами гидротурбин и рабочих органов сельскохозяйственных машин
Наверх