Комбинированная труба и способ изготовления комбинированной трубы

Изобретение относится к производству асбоцементных и бетонных труб с усиливающей наружной оболочкой и может найти применение в строительстве, например, при устройстве коммуникационных сетей. В комбинированной трубе, состоящей из асбоцементной или бетонной основной трубы и наружного покрытия из композиционно-волокнистого материала, волокна которого ориентированы в кольцевом и осевом направлениях, кольцевые волокна композиционного материала находятся в предварительно растянутом состоянии, наружное покрытие охватывает наружную цилиндрическую поверхность и частично или полностью торцевые поверхности основной трубы или заполняет кольцевые канавки, образованные с обоих концов основной трубы, причем осевые волокна композиционного материала находятся в предварительно растянутом состоянии. В способе изготовления комбинированной трубы, включающем намотку на основную асбоцементную или бетонную трубу наружного покрытия из композиционно-волокнистого материала, состоящего из волокон, ориентированных в кольцевом и осевом направлениях, натяжение кольцевых слоев во время намотки, основную трубу перед намоткой подвергают напряжению сжатия в осевом направлении и фиксируют это сжатие технологической оснасткой, наматывают композиционный материал с охватом торцевых поверхностей или заполнением кольцевых канавок в концевых зонах основной трубы, отверждают композиционный материал и затем снимают технологическую оправку, фиксирующую осевое сжатие. Основную трубу подвергают начальному осевому напряжению сжатия величиной 30-80 МПа. Изобретение позволяет повысить расчетную прочность комбинированной трубы на действие растягивающих осевых усилий. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к производству асбоцементных и бетонных труб с усиливающей наружной оболочкой и может найти применение в строительстве, например, при устройстве коммуникационных сетей.

Широко известны трубы из композиционных материалов с внутренними и наружными армирующими слоями (патент России №2095676, F16L 9/133, 1997). Известна труба из композиционных материалов и способ ее производства (патент России №2221183, F16L 9/12, 2004), согласно которому пропитывают связующим наполнитель и наматывают его на формообразующее тело, намотку ведут в три стадии, создавая армированные конструкционные слои, после чего производят отверждение материала.

Известны комбинированные многослойные трубы, в которых основной материал - бетон или портландцемент, усилен слоями из композиционных материалов (а.с. №646131, F16L 9/08, 1979; а.с. №1815462, F16L 9/08, 1993).

Недостатком вышеперечисленных способов является низкая несущая способность комбинированной трубы вследствие неудовлетворительной прочности асбоцемента или бетона на растяжение.

Для увеличения прочности комбинированных труб используют предварительное растяжение волокон композиционного материала, ориентируемых в кольцевом направлении (а.с. №518159, F16L 11/14, 1971; а.с. №642560, F16L 9/08, 1979).

В качестве ближайшего аналога заявляемому техническому решению выбрана асбоцементная труба по а.с. №591651, F16L 9/08, 1978, на жесткий сердечник которой послойно навита армирующая лента. Для повышения несущей способности трубы армирующую ленту при намотке подвергают натяжению, в результате чего в кольцевых волокнах возникают предварительно растягивающие напряжения.

При намотке композиционно-волокнистого материала с натяжением, в основной трубе из асбоцемента возникают начальные напряжения сжатия, накладывающиеся на эксплуатационные растягивающие напряжения, но это происходит только в кольцевом направлении. При эксплуатации же трубы часто возникают осевые растягивающие напряжения, а прочность бетона и асбоцемента на растяжение очень низка.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение прочностных характеристик комбинированной трубы, в частности, повышение ее прочности при растягивающих осевых усилиях.

Технический результат достигается тем, что в комбинированной трубе, состоящей из асбоцементной или бетонной основной трубы и наружного покрытия из композиционно-волокнистого материала, волокна которого ориентированы в кольцевом и осевом направлениях, кольцевые волокна композиционного материала находятся в предварительно растянутом состоянии, наружное покрытие охватывает наружную цилиндрическую поверхность и частично или полностью торцевые поверхности основной трубы или заполняет кольцевые канавки, образованные с обоих концов основной трубы, причем осевые волокна композиционного материала находятся в предварительно растянутом состоянии. В способе изготовления комбинированной трубы, включающем намотку на основную асбоцементную или бетонную трубу наружного покрытия из композиционно-волокнистого материала, состоящего из волокон, ориентированных в кольцевом и осевом направлениях, натяжение кольцевых слоев во время намотки, основную трубу перед намоткой подвергают напряжению сжатия в осевом направлении и фиксируют это сжатие технологической оснасткой, наматывают композиционный материал с охватом торцевых поверхностей или заполнением кольцевых канавок, в концевых зонах основной трубы, отверждают композиционный материал и затем снимают технологическую оправку, фиксирующую осевое сжатие. Основную трубу подвергают начальному осевому напряжению сжатия величиной 30-80 МПа.

Технический результат достигается за счет придания основной трубе начального осевого напряжения сжатия и последующего сохранения основной трубы в напряженном состоянии за счет поджатия ее торцов усиливающим покрытием из композиционно-волокнистого материала.

На чертеже представлен продольный разрез комбинированной трубы с технологической оснасткой.

Комбинированная труба состоит из основной трубы 1, изготовленной из асбоцемента или бетона и наружного покрытия 2 из композиционно-волокнистого материала. Наружное покрытие 2 с обоих концов основной трубы 1 охватывает конические поверхности ее торцов или заполняет кольцевые канавки, образованные с обоих концов основной трубы 1. При этом часть торца основной трубы 1 остается свободной для сопряжения с элементами технологической оснастки. Технологическая оснастка состоит из двух планшайб 3, двух гаек 4 и центрального штревеля 5.

Способ изготовления комбинированной трубы осуществляют следующим образом.

При выполнении основной трубы 1 с коническими участками торцевых поверхностей планшайбы 3 прижимают к плоским поверхностям ее торцов с помощью гаек 4, навинчиваемых на центральный штревель 5. При выполнении основной трубы 1 с кольцевыми канавками на цилиндрической части, планшайбы 3 так же прижимают к ее торцевым поверхностям. Величину прижатия выбирают из расчета возникновения сжимающих напряжений величиной 30-80 МПа. Далее производят намотку на основную трубу 1 наружного покрытия 2, направляя композиционный материал таким образом, чтобы он охватывал ее торцевые поверхности или заполнял кольцевые канавки, образованные в концевых зонах основной трубы 1, не снимая при этом сжимающего усилия со стороны технологической оснастки. Далее, не убирая технологической оснастки, отверждают материал наружного покрытия 2. После завершения процесса отверждения снимают технологическую оснастку. Наружное покрытие 2 продолжает сжимать основную трубу 1, при этом в нем создаются напряжения растяжения в осевом направлении. В результате предлагаемого способа получают комбинированную трубу с определенным внутренним осевым сжимающим напряжением, повышающим ее прочность при действии эксплуатационных нагрузок. Оптимальная величина начального осевого напряжения сжатия определена расчетным путем.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет повысить расчетную прочность комбинированной трубы на действие растягивающих осевых усилий.

1. Комбинированная труба, состоящая из асбоцементной или бетонной основной трубы и наружного покрытия из композиционно-волокнистого материала, волокна которого ориентированы в кольцевом и осевом направлениях, кольцевые волокна композиционного материала находятся в предварительно растянутом состоянии, отличающаяся тем, что наружное покрытие охватывает наружную цилиндрическую поверхность и частично или полностью торцевые поверхности основной трубы или заполняет кольцевые канавки, образованные с обоих концов основной трубы, причем осевые волокна композиционного материала находятся в предварительно растянутом состоянии.

2. Способ изготовления комбинированной трубы, включающий намотку на основную асбоцементную или бетонную трубу наружного покрытия из композиционно-волокнистого материала, состоящего из волокон, ориентированных в кольцевом и осевом направлениях, натяжение кольцевых слоев во время намотки, отличающийся тем, что основную трубу перед намоткой сжимают в осевом направлении и фиксируют это сжатие технологической оснасткой, наматывают композиционный материал с охватом торцевых поверхностей или заполнением кольцевых канавок в концевых зонах основной трубы, отверждают композиционный материал и затем снимают технологическую оправку, фиксирующую осевое сжатие.

3. Способ изготовления комбинированной трубы по п.2, отличающийся тем, что основную трубу подвергают начальному осевому напряжению сжатия величиной 30-80 МПа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительной индустрии, а именно к магистральным и технологическим трубопроводам для сети отопления и горячего водоснабжения, а также газо- и нефтепроводам.

Изобретение относится к области строительства инженерных сетей, в частности канализационных труб и коллекторов. .

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных агрессивных сред при высоких давлениях, при вакууме, при больших температурных колебаниях, применяемых в химической и нефтяной и газовой промышленностях.

Изобретение относится к газопроводам, а именно к трубам, по которым газ подается потребителям. .

Изобретение относится к конструкции и устройству для изготовления цилиндрических дисперсно-армированных трубчатых изделий, применяемых в напорных и безнапорных трубопроводах для транспортирования различных жидкостей, не агрессивных по отношению к бетону, в качестве элементов крепи горных выработок, а также в качестве несущих колонн в промышленно-гражданских зданиях и т.п.

Изобретение относится к строительству и машиностроению, в частности к опорным устройствам трубопроводов. .

Изобретение относится к механике, в частности к жестким трубам, и может быть использовано в производстве бетонных и железобетонных труб. .

Изобретение относится к подводным трубопроводам, а именно к трубам с балластным покрытием, используемым для морских трубопроводов

Изобретение относится к области строительства и к подводным трубопроводам, а именно к полым колоннам и сваям, к трубам с балластным покрытием, используемым для морских трубопроводов, а также к технологии их изготовления

Изобретение относится к стальным трубам, облицованным бетоном. Сущность изобретения: облицованная литьем под давлением стальная труба, которая введена в эксплуатацию для транспортировки жидкой среды, содержит кольцевую облицовку из бетона или цементного раствора, образующую внутренний диаметр трубы, металлическую оболочку, окружающую облицовку. Облицовка находится в прямом контакте с внутренней поверхностью стенки металлической оболочки, при этом облицовка находится в предварительно напряженном состоянии посредствам металлической оболочки в первоначальном состоянии до ввода трубы в эксплуатацию для транспортировки жидкой среды. Предварительное напряжение облицовки в конечном состоянии по существу исключено, когда она введена в эксплуатацию для транспортировки жидкой среды. Техническим результатом изобретения является обеспечение жесткости трубы и коррозионной стойкости. 6 н. и 27 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 пр.

Группа изобретений относится к трубопроводной технике, а именно к трубам с бетонным покрытием. Предложенная труба состоит из проводящей трубы 1 с многослойным бетонным покрытием. Первый слой 4 бетонного покрытия плотностью от 2900 кг/см3 до 3400 кг/м3 размещен в кольцевом пространстве между трубой 1 и первой несъемной опалубкой 6. Второй слой 8 бетонного покрытия плотностью от 1900 кг/см3 до 2600 кг/м3 и большей прочностью на сжатие размещен в кольцевом пространстве между первой несъемной опалубкой 6 и второй несъемной опалубкой 10. При изготовлении трубы бетонную смесь нагнетают в пространство между трубой 1 и установленной на ней первой опалубкой 6. После выдержки первого слоя 4 устанавливают вторую опалубку 10 и в пространство между опалубками нагнетают вторую бетонную смесь. В другом способе изготовления трубы сначала производят установку первой опалубки 6 и второй опалубки 10. Подготовку бетонной смеси первого слоя и второго слоя бетона производят одновременно и раздельно. Полученные бетонные смеси нагнетаются в соответствующие кольцевые пространства бетонными насосами. Технический результат: повышение защищенности трубы от внешних механических и ударных воздействий. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх