Тягово-сцепное устройство

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство включает шаровую головку, состоящую из двух частей - нижней и верхней, сопрягаемых между собой круговым выступом и впадиной и соединенных пальцем. На внутренней вертикальной поверхности круговой впадины верхней части шаровой головки выполнен круговой паз, в сечении имеющий форму полукруга, в котором, в сцепленном состоянии автомобиля и прицепа, размещена пара тел качения шарообразной формы, расположенных в цилиндрическом канале, выполненном в диаметральной плоскости кругового выступа нижней части шаровой головки. Тела качения взаимодействуют через пружины сжатия и толкатели с цилиндрической образующей поверхностью пальца. Палец размещен в вертикальных каналах верхней и нижней частей шаровой головки. Изобретение повышает надежность тягово-сцепных устройств легковых автомобилей и прицепов. 4 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях легковых автомобилей, агрегатируемых с прицепами.

Известны тягово-сцепные устройства легковых автомобилей, описанные в книге А.С.Мелик-Саркисьянц и Ю.М.Винокуров. Прицепы для легковых автомобилей. - М.: Транспорт. 1979 - 79 с. В этом случае тягово-сцепное устройство легковых автомобилей Жигули (см. эту книгу, стр.52, рис.43) представляет собой продольную балку, жестко присоединенную к днищу автомобиля, снабженную сцепным шаром, взаимодействующим (см. ту же книгу, стр.64, рис.55) с замковым устройством с фиксацией шаровой головки с помощью клина, установленного на дышле прицепа. Описанное тягово-сцепное устройство обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что оно, во-первых, достаточно сложно по конструкции и включает в себя, например, фиксатор рычага, шплинт, рычаг, крышку, пружину, клин и т.д. и, во-вторых, недостаточно надежно в условиях эксплуатации и не в полной мере отвечает требованиям безопасности.

Известно также тягово-сцепное устройство для легковых автомобилей по патенту RU 2230675 C1, которое представляет собой шаровую головку, состоящую из двух частей, связанных между собой пальцем с фиксатором. Несмотря на простоту конструкции и ее эффективность, последняя также обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что в случае износа резьбы резьбовой втулки или ее среза может произойти саморасцеп прицепа и автомобиля, что может привести к тяжелым последствиям на дорогах с интенсивным движением.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение надежности тягово-сцепного устройства для легковых автомобилей и прицепов.

Поставленная цель достигается тем, что на внутренней вертикальной поверхности круговой выточки верхней части шаровой головки выполнен круговой паз, в сечении имеющий форму полукруга, в котором в сцепленном состоянии автомобиля и прицепа размещена пара тел качения шарообразной формы, также расположенных в цилиндрическом канале, выполненном в диаметральной плоскости кругового выступа нижней части шаровой головки, и взаимодействующие через пружины сжатия и толкатели с цилиндрической образующей поверхностью пальца, размещенного в вертикальных каналах верхней и нижней частей шаровой головки.

На фиг.1 показан общий вид автопоезда, на фиг.2 - часть тягово-сцепного устройства в разрезе, а на фиг.3 и фиг.4 детали шаровой головки.

Тягово-сцепное устройство состоит из верхней 1 и нижней 2 частей шаровой головки, первая из которых размещена в корпусе 3 дышла 4 прицепа 5, а вторая выполнена за одно целое с кронштейном 6 тягово-сцепного устройства автомобиля 7. В верхней части 2 шаровой головки имеется круговая впадина 8, в которой выполнен круговой паз 9 для тел качения шарообразной формы 10, которые размещены в канале 11, образованном в круговом выступе 12 нижней 2 части шаровой головки. Тела качения шарообразной формы 10 через пружины сжатия 13 контактируют с толкателями 14, которые соприкасаются с поверхностью пальца 15, подвижно установленного в вертикальных каналах 16 и 17, соответственно принадлежащих нижней 2 и верхней 1 частям шаровой головки. Палец 15 снабжен технологическим выступом 18 с отверстием 19, а корпус 3 дышла 4 снабжен отверстием 20 с пробкой 21.

Работает тягово-сцепное устройство следующим образом. На фиг.1 и фиг.2 оно показано в рабочем состоянии, то есть тогда, когда автомобиль 7 находится в сцепе с прицепом 5. Для расцепа звеньев автопоезда последний устанавливают на ровной площадке и удаляют из корпуса 3 дышла 4 пробку 21, которая может быть, например, выполнена из пластмассы. После этого в отверстие 19 вставляют крючек, который может быть изготовлен из проволоки, и перемещая его по стрелке А, удаляют палец 15 в этом же направлении из каналов 16 и 17. Удаление пальца 15 в этом направлении может быть полным или же таким, когда последний выйдет из контакта толкателей 14 поджимаемых пружинами сжатия 13 к его поверхности. Как только палец 15 выйдет из контакта с толкателями 9, усилие нажатия пружин сжатия 13 на тела качения шарообразной формы 10 ослабнет, что в итоге позволит корпусу 3 дышла 4 совместно с ним также переместиться по стрелке А. Расцеп автомобиля и прицепа завершен. Для производства сцепа вышеописанные действия производят в обратном порядке и как только палец 15 раздвинет толкатели 14 по стрелкам В, верхняя 1 и нижняя 2 части шаровой головки будут надежно зафиксированы друг относительно друга телами качения шарообразной формы 10, которые и разместятся под действием пружин сжатия 13 в круговом пазу 9. Далее процессы расцепа и сцепа автомобиля 7 и прицепа 5 могут повторяться неоднократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как оно позволяет надежно зафиксировать место сцепа автомобиля и прицепа.

Тягово-сцепное устройство, преимущественно легкового автомобиля, включающее шаровую головку, состоящую из двух частей - нижней и верхней, сопрягаемых между собой круговыми выступом и впадиной и соединенных пальцем, отличающееся тем, что на внутренней вертикальной поверхности круговой впадины верхней части шаровой головки выполнен круговой паз, в сечении имеющий форму полукруга, в котором, в сцепленном состоянии автомобиля и прицепа, размещена пара тел качения шарообразной формы, также расположенных в цилиндрическом канале, выполненном в диаметральной плоскости кругового выступа нижней части шаровой головки, и взаимодействующих через пружины сжатия и толкатели с цилиндрической образующей поверхностью пальца, размещенного в вертикальных каналах верхней и нижней частей шаровой головки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автомобильных поездов и шарнирно-сочлененных автобусов.

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к устройствам сцепных приборов шарового типа, и может быть использовано для буксировки легковых одноосных прицепов.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к транспорту, а именно к буксировочным устройствам, и может быть использовано в тягово-сцепных устройствах для легковых автомобилей со сцепкой шарового типа.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к автоматическим тягово-сцепным устройствам для транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к конструкциям прицепов, предназначенных для соединения с тягачом, выполненным преимущественно в виде легкового автомобиля или малогабаритного трактора.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

(57) Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство легкового автопоезда содержит шаровую головку, подвижно расположенную в полусферической головке, имеющейся на дышле прицепа. Полусферическая головка дышла прицепа состоит из двух частей, одна из которых жестко закреплена на дышле, а другая подвижно размещена в его поперечно расположенных направляющих и подпружинена винтовой пружиной сжатия относительно последнего. Подвижная часть полусферической головки жестко соединена с тягой, расположенной с зазором в отверстии, выполненном в первой ее части, и соединенной с двуплечим рычагом, фиксируемым стопором относительно упомянутого дышла. Достигается повышение надежности сцепа звеньев автопоезда. 2 ил.

(57) Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство легковесного автопоезда состоит из шара с тяговым стержнем, закрепленным на автомобиле, взаимодействующим с полусферической головкой дышла прицепа. Шар и стержень изготовлены из упругого материала, и в их продольной вертикальной плоскости симметрии выполнен сквозной паз. В каждой из образованных пазом двух частей шара в плоскости, перпендикулярной продольной оси стержня, размещены шариковые подпружиненные фиксаторы, взаимодействующие с отверстием упора трапецеидальной формы с заостренным концом, подвижно закрепленного на внутренней образующей поверхности полусферической головки дышла в ее верхней части. Ширина сквозного паза шара и стержня меньше, чем толщина упомянутого упора. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности сцепа звеньев легковесного автопоезда. 3 ил.

(57) Изобретение относится к седельно-сцепному устройству для сцепления седельного тягача с седельным прицепом. Седельно-сцепное устройство (1) имеет опорную плиту (2) для монтажа на седельном тягаче и зацепляющий элемент (3) для монтажа на седельном прицепе. Опорная плита (2) выполнена для приема зацепляющего элемента (3). Зацепляющий элемент (3) включает в себя сцепной шар (31). Опорная плита (2) имеет сферическое гнездо (21) и включает в себя прижимной элемент (23), который выполнен с возможностью перемещения из освобождающего положения (230) в удерживающее положение (231). Прижимной элемент (23) включает в себя контактную область (232) для обеспечения контакта со сцепным шаром (31), расположенным в удерживающем положении (231) в сферическом гнезде (21). Исполнительное устройство (7) предусмотрено для манипулирования фиксирующим элементом (4) и выполнено с возможностью установки в фиксирующее положение, отпускающее положение и положение готовности. При этом предусмотрено устройство (8) для приведения исполнительного устройства (7) из отпускающего положения в положение готовности при приведении прижимного элемента (23) из удерживающего положения (231) в освобождающее положение (230). Достигается повышение проходимости седельного автопоезда. 10 з.п. ф-лы, 15 ил.

Группа изобретений относится к тягово-сцепному устройству для прицепа. Тягач выполнен с тягово-сцепным устройством (1) для прицепа. Тягово-сцепное устройство (1) для крепления на тягаче содержит фланцевую пластину (2) и сцепной шар (3). Шейка (4) соединяет фланцевую пластину (2) и сцепной шар (3). Максимальная протяженность шейки (4) в первом направлении (91) меньше, чем в перпендикулярном первому направлению (91) втором направлении (92). Фланцевая пластина (2) имеет смежно с шейкой (4) углубление. Углубление увеличивает возможность наклона насаженной на сцепной шар (3) шаровой тяговой петли (81) расположенного со стороны прицепа сцепного элемента (8). Достигается создание тягово-сцепного устройства для прицепа, которое выдерживает большие силовые нагрузки, требует небольшого конструктивного пространства и обеспечивает возможность выполнения с небольшим весом и с большим углом поворота. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 11ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Сцепная петля прицепа содержит открытое по краю сцепное гнездо для приема соответствующего соединительного шара. Сцепное гнездо соединено с соединительной консолью. Край открытого по краю сцепного гнезда выполнен так, что расположенный в нем соединительный шар имеет возможность перемещения в одной первой плоскости поворота и в одной, отличной от первой плоскости поворота, второй плоскости поворота. Первая плоскость поворота содержит основное тяговое направление сцепной петли в первой области поворота. Вторая плоскость поворота содержит направление сцепной петли во второй области поворота. Первая область поворота больше второй области поворота. Достигается повышение устойчивости прицепа. 16 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство для легковесного автопоезда состоит из шара с тяговым стержнем, закрепленным на автомобиле, взаимодействующим с полусферической головкой дышла прицепа. Тяговый стержень состоит из двух цилиндрической формы частей, и одна из них выполнена полой, закреплена на автомобиле и снабжена на своей внешней образующей поверхности «П»-образным пазом. Один участок паза расположен в горизонтальной плоскости, проходящей параллельно продольной оси симметрии стержня, а другой участок смещен на некоторый угол относительно предыдущего. В пазу подвижно размещен палец фиксатора, жестко закрепленный на другом сплошного сечения участке стержня цилиндрической формы, жестко присоединенном к шару. Торцевая поверхность этого участка сплошного сечения стержня взаимодействует с пружиной сжатия, установленной внутри полого участка упомянутого полого стержня. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности сцепа звеньев легковесного автопоезда. 2 ил.
Наверх