Способ термической обработки штампованных поковок

Изобретение относится к области металлургии, в частности к термической обработке поковок и штамповок деталей, работающих в условиях знакопеременных нагрузок. Для повышения усталостной прочности детали на 15-20% после нагрева поковки ее охлаждение ведут до 200°С в закалочной среде со скоростью выше критической и, не допуская дальнейшего охлаждения, проводят отпуск. В момент нагрева под отпуск структура состоит из дислокационного (игольчатого) мартенсита и аустенита. Из игольчатого мартенсита выделяется ε-карбидная фаза и феррит. Остаточный аустенит превращается в дислокационный мартенсит, который распадается на ε-карбидную фазу и феррит. При дальнейшем нагреве ε-фаза переходит в цементит такой же дисперсности. В зоне действия максимальных напряжений структура стали состоит из высокодисперсной карбидной фазы и феррита, что повышает предел усталостной прочности. 1 табл., 3 ил.

 

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, в частности к термической обработке штампованных поковок коленчатых валов, изготовленных из легированных марок сталей.

Известен способ термической обработки штампованных поковок коленчатых валов, который проводится в следующей последовательности: нагрев на аустенитизацию, выдержка, охлаждение со скоростью выше критической до достижения температуры ниже Мк (конца мартенситного превращения), нагрев на отпуск, выдержка при температуре отпуска, охлаждение. Далее поковка передается на механическую обработку, закалку коренных и шатунных шеек с нагрева т.в.ч. на глубину 3,5-4,0 мм, рихтовку, низкотемпературный отпуск, окончательную шлифовку и полировку шеек. Причем закаленный т.в.ч. слой шеек находится на расстоянии 8 мм от галтелей.

Известный способ термической обработки поковок коленчатых валов близок по технической сущности к изобретению и принят за прототип.

В изобретении достигается технический результат, заключающийся в повышении предела выносливости валов на 15-20%.

Указанный технический результат достигается тем, что поковка после аустенитизации охлаждается со скоростью выше критической до достижения температуры на глубине припуска на механическую обработку в галтелях, равной 200°С, и, не допуская дальнейшего охлаждения, отпускается. Время нахождения поковки в охлаждающей среде определяется экспериментально.

При закалке со скоростью выше критической образуется структура «мартенсит», причем до температуры 200°С - дислокационный мартенсит, ниже 200°С - двойникованный мартенсит. Прерывая охлаждение при температуре 200°С, исключается образование двойникованного мартенсита. Таким образом, в данный момент времени на глубине припуска на механическую обработку структура состоит из дислокационного мартенсита и аустенита. На фиг.1 представлено сечение отсека поковки коленчатого вала, на фиг.2 - схема режима термической обработки, на фиг.3 - температура коленчатого вала при охлаждении, после аустенитизации, до 200°С на глубине припуска на механическую обработку в опасном сечении поковки.

При отпуске на глубине припуска на механическую обработку в районе галтелей происходят следующие процессы:

а) из дислокационного мартенсита выделяется дисперсный ε-карбид и образуется -фаза;

б) остаточный аустенит превращается в дислокационный мартенсит;

в) дислокационный мартенсит разлагается на ε-карбид и феррит;

г) в процессе выдержки при отпуске ˜500-560°С ε-карбид переходит в цементит или специальный карбид в легированных сталях такой же дисперсности. Межпластинчатое расстояние 70-100 Å.

Для сведения: двойникованный мартенсит, образующийся при температурах ниже 200°С, распадается на феррит и цементит, дисперсность которого меньше и при высоком отпуске цементит коагулирует и быстро растет.

Пример исполнения.

Штампованная поковка коленчатого вала из стали 45Х. Диаметр коренной шейки 80 мм, диаметр шатунной шейки 70 мм, радиус галтели 6 мм, длина коленчатого вала 750 мм. Максимальные изгибные напряжения в области галтелей. Припуск на механическую обработку 6 мм. Для достижения 200°С на глубине 6 мм при охлаждении в воде после аустенитизации необходима выдержка 50 секунд и с этой температуры поковка отпускается при 540°С. Температура на глубине припуска 6 мм - 200°С, затем немного повышается за счет тепла сердцевины, далее за счет нагрева в отпускной печи. Температура сердцевины в зоне перекрытия шеек 450°С. В момент подачи поковки в отпускную печь температура на глубине 6 мм - 230°С, в сердцевине - 400°С.

После механической обработки испытания на выносливость коленчатых валов Д240Т проводили на машине УМ-4 (табл.).

Таблица

№ партииНаименование валовТвердость, НВПредел выносливости, МПаДолговечность при 100 МПа
I партияСерийные валы

Опытные валы
237125,08·105
241145,01,5·106
II партияСерийные валы

Опытные валы
253130,09,5·105
255162,01,8·106

Литература

1. Под редакцией Ю.М.Лахтина, А.Г.Рахштадта. Термическая обработка в машиностроении. Справочник. М., «Машиностроение», 1980 г.

А.П.Гуляев. Фазовые и структурные превращения в стали и сплавах при термической обработке, с.28-60.

В.Г.Воробьев. Общие принципы технологических процессов термической обработки, с.63-79.

С.С.Исхаков. Технология термической обработки деталей в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, с.563-585.

2. ГОСТ 7505-89. Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски, кузнечные напуски.

3. Э.Гудремон. Специальные стали. М., 1966. с.134-153.

Способ термической обработки штампованных поковок коленчатых валов, включающий нагрев до температуры аустенитизации, охлаждение, отпуск, механическую обработку, отличающийся тем, что охлаждение проводят со скоростью выше критической до достижения температуры на глубине припуска на механическую обработку в зоне действия максимальных напряжений равной 200°С и с этой температуры осуществляют отпуск.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам упрочнения изделий и может быть использовано преимущественно в машиностроении при индукционной закалке изделий типа осей, валов, имеющих сложную конфигурацию упрочняемых участков в местах выхода шлиц, пазов, лысок и т.д.

Изобретение относится к области индукционного нагрева и может быть использовано для восстановления работоспособности, например, крупногабаритных азотированных коленчатых валов, получивших при эксплуатации задиры шеек.

Изобретение относится к области металлургии, в частности для упрочнения коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания при их изготовлении и ремонте. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении тяжелонагруженных деталей машин из стали с пониженной прокаливаемостью, например цилиндрических и конических шестерен.

Изобретение относится к области термосиловой обработки. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при упрочнении коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано при восстановлении коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к технологическим процессам обработки деталей машин, в частности к способам термической обработки коленчатых валов. .
Изобретение относится к способам лазерной переплавки металлических поверхностей. .

Изобретение относится к термической обработке и может быть использовано для закалки с индукционным нагревом шеек с галтелями, например, чугунных коленчатых валов дизельных автомобильных двигателей.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке низкоуглеродистых низколегированных сталей бейнитного класса при производстве проката.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке низкоуглеродистых низколегированных сталей бейнитного класса при производстве проката.
Изобретение относится к трубопрокатному производству, а именно к способу прокатки передельных труб, и может быть использовано при производстве труб на установке с пилигримовыми станами из слитков ЭШП с содержанием бора более 1,3%.

Изобретение относится к области обработки металлических лент и получения магнитомеханических маркеров для электронного контроля изделий. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесконтактной магнитоимпульсной обработке деталей газотурбинных двигателей, работающих в агрессивных высокотемпературных средах в условиях знакопеременных нагрузок.

Изобретение относится к металлургии, в частности к вакуумной термической обработке магнитомягких материалов при изготовлении паяных магнитопроводов и деталей магнитных систем в производстве ЭРД МТ (электрических реактивных двигателей малой тяги), и может найти применение в электротехнике, приборостроении, электронике.

Изобретение относится к изготовлению несущих узлов специального назначения для тяжелых машин, состоящих из разъемных вращающихся относительно друг друга тонкостенных сложнопрофильных по диаметру кольцевых деталей больших диаметров (более 1500 мм).

Изобретение относится к области термической обработки горячекатаного проката. .
Изобретение относится к области производства горячекатаного проката, преимущественно арматурной стали, и его термического упрочнения. .

Изобретение относится к области термической обработки. .
Изобретение относится к областям металлургии и электротехники, связано с термомагнитной обработкой (ТМО) магнитомягких материалов и может быть использовано для улучшения их магнитных характеристик
Наверх