Коаксиально-торцевой теплотрубный двигатель

Изобретение относится к теплоэнергетике. Коаксиально-торцевой теплотрубный двигатель содержит испарительную камеру, внутренняя поверхность которой покрыта решеткой из пористого материала, с сепаратором, соединенную с транспортной камерой, которая также соединена с кольцевой обоймой, снабженной кольцевым буртиком, внутри которой коаксиально помещен цилиндрический корпус, соединенный с ней через кольцевые уплотнения с винтом на наружной поверхности, которые совместно образуют питательный винтовой насос, а внутри цилиндрического корпуса последовательно расположены рабочая камера, в которой устроены силовые турбины, жестко закрепленные к внутренней поверхности стенки рабочей камеры по нормали к ней, и отделенная от нее шайбой конденсационная камера с фитилем на внутренней поверхности боковой стенки, сообщающимся с питательным насосом, соединенным с испарительной камерой напорным трубопроводом, снабженным разбрызгивающим устройством и проходящим через полость транспортной камеры. Изобретение позволяет повысить эффективность теплового двигателя. 1 н. и 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для утилизации вторичных тепловых энергоресурсов и низкопотенциальной тепловой энергии природных источников, а именно для трансформации тепловой энергии в механическую.

Известна паротурбинная установка, содержащая паровую турбину, конденсатор, соединенный со сливным и напорным трубопроводами и по конденсату - с конденсатным насосом, циркуляционные насосы и тепловой аккумулятор [1].

Недостатками известной паротурбинной установки являются невозможность при ее эксплуатации использования вторичных тепловых энергоресурсов и природных источников низкопотенциального тепла.

Более близким к предлагаемому изобретению является устройство (тепловой двигатель) для утилизации тепла огнетехнического агрегата, содержащее последовательно соединенные между собой парогенератор (испарительную камеру), подключенный к огнетехническому агрегату (горячей среде), силовую турбину, помещенную в корпус (рабочую камеру), конденсатор (испарительную камеру), питательный насос, подогреватель и воздушный теплообменник [2].

Основными недостатками известного устройства (теплового двигателя) являются невозможность утилизации низкопотенциальных вторичных тепловых энергоресурсов, тепловых ресурсов природных источников, громоздкость конструкции и невозможность работы при изменении ориентации в пространстве, что сужает область его применения и, в конечном счете, снижает его эффективность.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение эффективности теплового двигателя.

Поставленная задача реализуется в коаксиально-торцевом теплотрубном двигателе (КТТТД), который содержит последовательно расположенные испарительную камеру, находящуюся в контакте с горячей средой, рабочую камеру, конденсационную камеру, находящуюся в контакте с холодной средой, питательный насос, причем испарительная камера, внутренняя поверхность торца и боковых стенок которой покрыты решеткой, выполненной из тонкого слоя пористого материала, снабжена сепаратором и жестко соединена с транспортной камерой, выполненной из жесткого или гибкого материала, которая также жестко соединена с кольцевой обоймой, снабженной кольцевым буртиком, внутри которой коаксиально помещен цилиндрический корпус, соединенный с ней через кольцевые уплотнения с винтом на наружной поверхности, которые совместно образуют питательный винтовой насос, с всасывающей и напорной кольцевыми камерами, а внутри цилиндрического корпуса последовательно расположены рабочая камера, в которой устроены коаксиально друг за другом силовые турбины, жестко закрепленные периферийными кромками лопастей к внутренней поверхности стенки рабочей камеры по нормали к ней, и отделенная от нее шайбой конденсационная камера с фитилем на внутренней поверхности боковой стенки, сообщающимся через отверстия в ней с всасывающей камерой питательного насоса, соединенного с испарительной камерой напорным трубопроводом, изготовленным из жесткого или гибкого материала, снабженным разбрызгивающим устройством и проходящим через полость транспортной камеры.

На фиг.1 - 4 представлен предлагаемый коаксиально-торцевой теплотрубный двигатель (КТТТД).

КТТТД содержит расположенные по ходу движения пара: испарительную камеру 1, выполненную в форме цилиндрического колпака, снабженную сепаратором 2, внутренняя поверхность торца боковых стенок которой покрыты решеткой 3, выполненной из тонкого слоя пористого материала, жестко соединенную с транспортной камерой 4, из жесткого или гибкого материала, которая также жестко соединена с кольцевой обоймой 5, снабженной кольцевым буртиком 6, внутри которой коаксиально помещен цилиндрический корпус 7, соединенный с ней через кольцевые уплотнения 8, 9, с винтом 10 на наружной поверхности, которые совместно образуют питательный винтовой насос 11 с всасывающей и напорной кольцевыми камерами 12 и 13, причем внутри корпуса 7 последовательно расположены рабочая камера 14, в которой устроены коаксиально друг за другом силовые турбины 15, 16, жестко закрепленные периферийными кромками лопастей к внутренней поверхности стенки рабочей камеры 14 по нормали к ней, и отделенная от нее шайбой 17 конденсационная камера 18 с фитилем 19 на внутренней поверхности боковой стенки, сообщающимся через отверстия 20 в ней с всасывающей камерой 12 питательного насоса 11, соединенного с испарительной камерой 1 напорным трубопроводом 21, снабженным разбрызгивающим устройством 22 и размещенным внутри транспортной камеры 4.

В основе работы предлагаемого КТТТД лежит основной цикл паросиловой установки - цикл Ренкина, согласно которому положительная работа расширения пара в турбине значительно превышает отрицательную работу насоса по сжатию конденсата [3, с.117], устройство и принцип действия винтового насоса [4, с.347] и высокая эффективность передачи теплоты в тепловых трубах, которые делятся на три участка: зона испарения (подвода теплоты), адиабатная зона (переноса теплоты) и зона конденсации (отвода теплоты), покрытых изнутри фитилем и частично заполненных рабочей жидкостью-переносчиком теплоты, в качестве которой используются вода, спирты, хладоны, жидкие металлы т.д. [5, с.106].

Предлагаемый КТТТД работает следующим образом.

Предварительно к наружной поверхности торца конденсационной камеры 18 крепят рабочий орган исполнительного механизма, например ротор электрогенератора, насоса, компрессора и.д. (на фиг.1-4 не показан), таким образом, чтобы поток холодной среды в результате вращения ротора турбулизовался и, таким образом, значительно интенсифицировался процесс теплопередачи при конденсации пара рабочей жидкости в конденсационной камере 18. Перед началом работы из камер 1, 4, 14, 18 КТТТД удаляют воздух и заполняют фитиль 19, пористый материал решетки 3, полость питательного насоса 11 и напорный трубопровод 21 рабочей жидкостью, которую выбирают в зависимости от температурного потенциала холодной и горячей сред (штуцера для удаления воздуха и подачи рабочей жидкости (на фиг.1-4 не показаны), после чего КТТД устанавливают таким образом, чтобы испарительная камера 1 контактировала с горячей средой, а конденсационная камера 18 - с холодной. В результате нагрева торца испарительной камеры 1 происходит испарение рабочей жидкости с ее внутренней поверхности, причем наличие пористого материала решетки 3 на внутренней поверхности торца и боковых стенок предотвращает образование паровой пленки и, таким образом, интенсифицирует процесс испарения [6, с.22], а также способствует улавливанию и транспортировке капель неиспарившейся рабочей жидкости в зону испарения. Образовавшийся пар с давлением, равным давлению, развиваемому питательным насосом 11, проходит через сепаратор 2, освобождается от уносимых капель рабочей жидкости, а пористый материал решетки 3 поглощает эти капли и снова транспортирует их в зону испарения. Очищенный пар проходит через транспортную камеру 4 и поступает в рабочую камеру 14 на лопатки последовательно расположенных силовых турбин 15, 16, вращая цилиндрический корпус 7 и, соответственно, сообщает вращательное движение винту 10 питательного насоса 11 и вращающий момент М ротору исполнительного механизма, в результате чего питательный насос 11 перемещает рабочую жидкость и создает требуемое давление в ней, а исполнительный механизм производит полезную работу, после чего в полости рабочей камеры 14 происходит изоэнтропное теплопадение пара с одновременным снижением его температуры и давления [3, с.331]. Далее отработавший мятый пар поступает во вращающуюся конденсационную камеру 18, давление в которой значительно меньше, чем в испарительной камере 1, конденсируется там за счет контакта наружной поверхности камеры 11 с холодной средой, причем скорость конденсации значительно увеличивается в результате турбулизации потока холодной среды, после чего образовавшийся конденсат рабочей жидкости под действием центробежной силы, возникающей в результате вращения испарительной камеры, отбрасывается на периферию, освобождая место для конденсации новых порций пара и уменьшая толщину конденсатной пленки, что также увеличивает скорость конденсации [3, с.172] и поглощается фитилем 19. Из фитиля 19 рабочая жидкость под воздействием капиллярных сил и разрежения во всасывающей камере 12 насосом 11 через напорную камеру 13 поступает в напорный трубопровод 21 и разбрызгивается устройством 22 под давлением, величина которого определяет рабочее давление пара в испарительной камере 1. В камере 1 рабочая жидкость разбрызгивается таким образом, что распределяется по внутренней поверхности ее не только торцевой, но и боковых стенок, увеличивая тем самым поверхность теплопередачи и, соответственно, ее скорость, в результате чего происходит вышеописанный процесс испарения, очистки образовавшегося пара от капель рабочей жидкости и далее цикл повторяется. При этом если транспортная камера 4 и напорный трубопровод 21 изготовлены из гибкого материала, то можно изменять ориентацию в пространстве конденсационной камеры 18 и, соответственно, исполнительного механизма независимо от ориентации испарительной камеры 1.

Таким образом, предлагаемый КТТТД обеспечивает возможность получения механической и электрической энергии за счет утилизации вторичных тепловых энергоресурсов различного потенциала (энергии сбросных вод, отходящих газов и т.д.), тепловых ресурсов природных источников (энергии солнца, воды и т.д.) при любой ориентации в пространстве, что обеспечивает его высокую эффективность в самых различных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.с. №1574842, Мкл. F01K 17/04, 1990.

2. А.с. №769038, Мкл. F01K 17/06, 1980.

3. И.Н.Сушкин. Теплотехника. - М.: Металлургия, 1973, 480 с.

4. Т.М.Башта др. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. - М: Машиностроение, 1982, 424 с.

5. В.В.Харитонов и др. Вторичные теплоэнергоресурсы и охрана окружающей среды. - Минск: Высшая школа, 1988, 170 с.

6. Тепловые трубы и теплообменники: от науки к практике. Сборник научн. тр. - М.: 1990, 157 с.

1. Коаксиально-торцевой теплотрубный двигатель (КТТТД), включающий последовательно расположенные испарительную камеру, находящуюся в контакте с горячей средой, рабочую камеру, конденсационную камеру, находящуюся в контакте с холодной средой, питательный насос с трубопроводом, отличающийся тем, что испарительная камера, внутренняя поверхность торца и боковых стенок которой покрыты решеткой, выполненной из тонкого слоя пористого материала, снабжена сепаратором и жестко соединена с транспортной камерой, которая также жестко соединена с кольцевой обоймой, снабженной кольцевым буртиком, внутри которой коаксиально помещен цилиндрический корпус, соединенный с ней через кольцевые уплотнения с винтом на наружной поверхности, которые совместно образуют питательный винтовой насос, с всасывающей и напорной кольцевыми камерами, а внутри цилиндрического корпуса последовательно расположены рабочая камера, в которой устроены коаксиально друг за другом силовые турбины, жестко закрепленные периферийными кромками лопастей к внутренней поверхности стенки рабочей камеры по нормали к ней, и отделенная от нее шайбой конденсационная камера с фитилем на внутренней поверхности боковой стенки, сообщающимся через отверстия в ней с всасывающей камерой питательного насоса, соединенного с испарительной камерой напорным трубопроводом, снабженным разбрызгивающим устройством и проходящим через полость транспортной камеры.

2. Коаксиально-торцевой теплотрубный двигатель по п.1, отличающийся тем, что транспортная камера и напорный трубопровод выполнены из жесткого материала.

3. Коаксиально-торцевой теплотрубный двигатель по п.1, отличающийся тем, что транспортная камера и напорный трубопровод выполнены из гибкого материала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к химической промышленности. Устройство содержит сушилку (1) с псевдоожиженным слоем, отапливаемый высушенным бурым углем паровой котел, паровую турбину. Бурый уголь подвергают косвенной сушке в сушилке (1). Высушенный уголь охлаждают, измельчают и подают в паровой котел. Топочный газ из парового котла подвергают абсорбционной очистке для отделения CO2. Устройство для очистки топочного газа включает абсорбционную колонну (14), десорбционную колонну (12), рибойлер (13). Необходимую для абсорбционной очистки энергию частично отбирают из сушилки (1). Изобретение позволяет снизить количество необходимого для очистки топочного газа пара низкого давления. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 1 ил.

Паровая турбина содержит первый кожух, содержащий первую турбину, функционально присоединенную к вращающемуся валу и выполненную с возможностью работы при первой температуре. Концевое уплотнение предназначено для частичного уплотнения первого кожуха с вращающимся валом. Регулятор проходящего через уплотнение пара предназначен для приема потока пара из концевого уплотнения. Второй кожух содержит вторую турбину, функционально присоединенную к вращающемуся валу и выполненную с возможностью работы при второй температуре, которая меньше первой температуры. Эжектор предназначен для создания смеси из по меньшей мере части потока пара, получаемого из указанного регулятора, и пара, отводимого из расположенной выше по потоку камеры заданной ступени второй турбины, и для введения указанной смеси во вторую турбину. Позволяет полезно использовать пар утечек из уплотнений высокотемпературной части турбины, обладающий повышенной для низкотемпературной части турбины температурой и пониженным давлением, для работы в низкотемпературной части турбины. 9 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к энергетике. Способ рекуперации тепла отработанного пара, при котором осуществляют подачу отработанного пара на конденсатор-рекуператор для конденсации отработанного пара и рекуперации тепла отработанного пара, причём конденсатор-рекуператор включает корпус с магистралью подачи отработанного пара и магистралью отвода нагретого конденсата. В корпусе конденсатора-рекуператора установлен механизм, с которым соединены капсулы с возможностью перемещения относительно температурных зон конденсатора-рекуператора с помощью механизма. В зоне сбора конденсата установлен узел открытия клапана капсулы для заполнения конденсатом, в зоне подачи отработанного пара установлены узел подключения для соединения капсулы с нагретым конденсатом с магистралью и узел открытия капсулы для отвода конденсата из капсулы. Также представлен конденсатор-рекуператор для осуществления способа. Изобретение позволяет повысить КПД рекуперации тепла отработанного пара. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх