Способ определения курсовой ориентации космического аппарата

Предлагаемый способ определения курсовой ориентации КА предназначен для применения в системах управления движением (СУД) КА. Способ основан на измерении энергетической яркости точек подстилающей поверхности, расположенных на линии, перпендикулярной проекции оси КА, для которой определяют курсовой угол на подстилающую поверхность с последующей математической обработкой результатов измерений. Измерения выполняют дважды с интервалом времени Δt между измерениями. Из обоих массивов измеренных значений энергетической яркости точек подстилающей поверхности делают две одинаковые по количеству значений выборки без пропусков внутри выборок и для них вычисляют коэффициент взаимной корреляции. Затем производится новая выборка в одном из массивов измерений со смещением вдоль линии измерений на одно значение. Вновь вычисляется коэффициент взаимной корреляции. Процедуру вычислений повторяют пока "выборка" не пройдет по всему массиву измерений. Вычисленные коэффициенты взаимной корреляции анализируют на наличие максимального значения (в пределе, равном 1). Смещение вдоль линии измерений, соответствующее максимальному значению взаимной корреляции, используют для вычисления курсового угла. Задачей изобретения является возможность определения курсовой ориентации в автоматическом режиме на любом участке орбиты, в том числе на ночном участке. 3 ил.

 

Данный способ определения курсовой ориентации предназначен для применения в системах управления движением (СУД) космического аппарата (КА).

Во время орбитального полета КА при совершении различных маневров требуется знание положения осей КА в пространстве, в частности курсового угла, определяемого как угол между проекцией плоскости орбиты КА на подстилающую поверхность и осью КА, относительно которой определяется курсовой угол (в частности, продольной оси КА).

На пилотируемых КА для определения курсового угла применяется оптический визир-ориентатор, в котором изображение подстилающей поверхности проецируется на экран. Экран имеет поворотную и неподвижную сетку, оси которой параллельны осям КА. Оператор, разворачивая поворотную сетку и совмещая ее штрих с видимым «бегом» подстилающей поверхности, определяет по шкале курсовой угол. Контролировать ориентацию КА с помощью этого визира можно только на дневной стороне орбиты и вручную.

Прототип предлагаемого изобретения не найден.

Задачей изобретения является возможность определения курсовой ориентации в автоматическом режиме на любом участке орбиты, в том числе на ночном участке.

Предлагаемый способ определения курсовой ориентации КА основан на измерении энергетической яркости точек подстилающей поверхности, расположенных на линии, перпендикулярной проекции продольной оси КА, относительно которой нужно знание курсового угла. Измерения должны проводиться, по крайней мере, дважды для точек находящихся на одной и той же линии. Значения энергетической яркости W(x) подвергаются следующей математической обработке:

1) Выбираются группы из N значений без пропусков внутри групп для каждого массива W1(x) и W2(x).

2) Для каждой выбранной группы вычисляется выборочное среднее значение по формулам:

где

и - выборочное среднее значение,

W1i и W2i - i-e значение энергетической яркости в каждой из групп.

3) Вычисляются выборочные дисперсии l11, l22 и ковариация l12 по формулам:

4) Вычисляется выборочный коэффициент корреляции Ккор по формуле:

5) Выбираются для расчетов новые группы из N значений, причем одна, например, из массива W1(x) остается прежней, а из массива W2(x) берется группа со смещением по х на одно измерение.

6) Повторяют вычисления по п. 2), 3), 4).

7) Расчеты с изменением смещения по х продолжают до тех пор, пока выборка из массива W2(x) не выйдет за пределы массива W2(x), причем смещение (L) производят как вправо, так и влево от первоначального положения.

8) Полученные значения Ккор(L) анализируются на наличие максимального значения. По величине смещения L, соответствующего максимальному значению Ккор(L), определяют значение смещения Xk:

9) Скорость "бега" подстилающей поверхности вычисляется по формуле:

где

μ - гравитационный параметр Земли,

RE - средний радиус Земли,

Н - высота орбиты (круговой) - известная расчетная величина.

10) По найденному значению Хk, скорости "бега" подстилающей поверхности ν, времени между измерениями Δt вычисляют курсовой угол по формуле:

,

где

ϕ - курсовой угол,

Xk - величина смещения функции W1(x) относительно функции W2(x),

ν - скорость "бега" подстилающей поверхности,

Δt - промежуток времени между измерениями в моменты времени t1 и t2,

Для иллюстрации на фиг.1 показана схема измерений энергетической яркости точек подстилающей поверхности.

На фигуре изображено:

T1 - положение КА на орбите в момент времени t1,

T2 - положение КА на орбите в момент времени t2,

X, Y, Z - оси КА,

- направление вектора орбитальной скорости КА,

a1b1 - линия на подстилающей поверхности, на которой измеряются яркости точек в момент времени t1,

a2b2 - линия на подстилающей поверхности, на которой измеряются яркости точек в момент времени t2,

ϕ - курсовой угол.

Для повышения эффективности описываемого способа целесообразно учитывать характеристики отражательной и излучательной способности подстилающей поверхности, а также параметры поглощения и рассеивания излучения атмосферой. Вычитанием постоянной составляющей из сигналов измерений может быть повышен контраст, следовательно, и эффективность (точность) метода.

На фиг.2 и 3 приведены графики результатов расчетов для двух типов подстилающей поверхности: с высоким (фиг.2) и низким (фиг.3) контрастом подстилающей поверхности.

На фигурах изображено:

1, 2 - измеренные значения энергетической яркости (W) в моменты времени t1 и t2,

3 - выборочная функция корреляции массивов измеренных значений (W1 и W2),

Ккор - шкала функции корреляции,

Lсмещения - шкала смещения по х выборок из массивов,

Xk - величина смещения, соответствующая максимальному значению функции корреляции.

В дневных условиях для измерений может быть выбран видимый диапазон спектра. В ночных условиях, когда энергия собственного излучения подстилающей поверхности превышает отраженную энергию от других источников (звезд), целесообразно выбрать диапазон от 5 до 15 мкм, совпадающий с «окном прозрачности» атмосферы.

Описываемый способ может применяться не только при полетах по орбите Земли, но и других планет или спутников, например Марса, Луны и т.д.

Для реализации описываемого способа должен быть разработан прибор, включающий в себя:

- оптическую систему, работающую в различных спектральных диапазонах: видимом и инфракрасном (совпадающем с "окнами прозрачности атмосферы");

- приемники оптического излучения в виде ПЗС-линеек либо матриц, чувствительных в видимом и ИК-диапазонах;

- электронный узел обработки данных с приемников и вычисления корреляционных функций, скорости "бега подстилающей поверхности", курсового угла;

- блок управления;

- блок связи с СУД КА.

Литература

1. Иллюстрированная энциклопедия КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА. К.Гэтланд. Перевод с английского канд. техн. наук С.Ф.Костромина и д-ра техн. наук В.В.Савичева под редакцией д-ра техн. наук, проф. С.Д.Гришина. Раздел «Первые космические станции».

2. Астрономические навигационные приборы. Глава из книги: Оптико-механические приборы. /С.В.Кулагин, А.С.Гоменюк, В.Н.Дикарев, В.Е.Зубарев, Е.Н.Лебедев, Г.М.Мосягин. М.: Машиностроение.

Способ определения курсовой ориентации космического аппарата, заключающийся в вычислении скорости "бега" подстилающей поверхности (v), измерении значений энергетической яркости (W) точек подстилающей поверхности дважды через промежуток времени (Δt) между измерениями для массива точек, расположенных на линии (х), перпендикулярной проекции продольной оси КА, для которой определяют курсовой угол, а курсовой угол определяют по формуле

,

где ϕ - курсовой угол,

Хk - величина смещения функции W1(x) относительно функции W2(x), величину смещения (Хk) определяют по положению, при котором будет наибольшая корреляция функций W1(x) и W2(x).

W1(x) - функция зависимости энергетической яркости точек подстилающей поверхности от положения на линии х в момент измерения t1,

W2(x) - функция зависимости энергетической яркости точек подстилающей поверхности от положения на линии х в момент измерения t2,

Δt=t2-t1,

за начало отсчета на линии х для каждой функции принимается точка пересечения линии х с проекцией оси КА, для которой определяется курсовой угол в моменты времени t2 и t1,

ν - скорость "бега" подстилающей поверхности,

Δt - промежуток времени между измерениями,

скорость "бега" подстилающей поверхности вычисляется по формуле

где μ - гравитационный параметр Земли,

RE - средний радиус Земли,

Н - высота орбиты (круговой) - известная (расчетная) величина.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в магнитной навигации для определения угловых положений автоматических подводных, надводных и летательных аппаратов, в нефтепромысловой геофизике для определения углового положения буровой скважины.

Изобретение относится к способам подводной навигации и может быть использовано для определения местоположения подводных объектов. .

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в магнитной навигации для определения угловых положений автоматических подводных, надводных и летательных аппаратов, в нефтепромысловой геофизике для определения углового положения буровой скважины.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в магнитной навигации для определения угловых положений автоматических подводных, надводных и летательных аппаратов, в нефтепромысловой геофизике для определения углового положения буровой скважины.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в приборах для определения координат подвижных наземных объектов. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в магнитной навигации для определения координат и вектора скорости источника магнитного поля с целью предотвращения его столкновения с объектом, являющимся носителем средств измерения параметров магнитного поля, в сейсмических системах определения эпицентра и активности землетрясения для проведения исследований возможности предсказания землетрясений.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в приборах для определения координат подвижных наземных объектов, а также легких летательных аппаратов, катеров, яхт.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах контроля маршрутов следования подвижных объектов. .

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в магниторазведке для поиска полезных ископаемых, в области космических исследований для измерения магнитного поля околоземного пространства и магнитного поля планет, в магнитной навигации для определения скорости и местоположения судна и т.д.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для создания средств измерения координат и угловых величин объекта в автоматических системах управления, в геомагнитной навигации, в прецизионном машиностроении и приборостроении и т.д.

Изобретение относится к устройствам для определения элементов воздушной навигации, в частности моделируемой угловой скорости артиллерийских снарядов

Изобретение относится к магнитным измерениям на подвижных объектах, в частности к приборам, предназначенным для измерения компонент и полного вектора индукции магнитного поля Земли, а также магнитному курсоуказанию и навигации на транспортных средствах

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в навигационных приборах для определения координат подвижных объектов

Изобретение относится к области навигации и может быть использовано в зонах отсутствия или неустойчивого приема сигналов спутниковых радионавигационных систем: под водой, под землей, в горных массивах, в зданиях, в тоннелях, в метро, при облачной погоде и т.д

Изобретение относится к способам навигации, более конкретно - к способам навигации по геомагнитному полю

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в устройствах мобильной связи. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого навигационное устройство включает в себя: геомагнитный датчик, который определяет геомагнитное поле навигационного устройства; блок вычисления ориентации, который вычисляет ориентацию навигационного устройства на основе определенного геомагнитного поля; блок обнаружения опоры, который обнаруживает то, что навигационное устройство присоединено к опоре, и выдает сигнал, индицирующий, что навигационное устройство присоединено к опоре; и блок управления работой, который принимает сигнал, выдаваемый блоком обнаружения опоры, и управляет блоком вычисления ориентации, чтобы он не определял ориентацию навигационного устройства на основе определенного геомагнитного поля. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 16 ил.

Изобретение относится к области управления летательными аппаратами (ЛА), в частности, стабилизированными вращением. Способ использует информацию о векторе магнитного поля Земли (МПЗ), измеренном датчиком МПЗ в связанной с ЛА вращающейся по крену системе координат. Сигнал измеренного датчиком угла крена суммируют с сигналом поправки этого угла, вычисляемой с учетом угла наклона вектора напряженности МПЗ, углов магнитного курса и тангажа ЛА. Определяют функцию чувствительности (ФЧ) сигнала поправки угла крена в зависимости от ФЧ ошибки измерения угла крена ЛА датчиком МПЗ к ошибкам определения углов тангажа и рыскания ЛА, вычисляемых с учетом наклона вектора напряженности МПЗ. При этом углы тангажа и курса ЛА выбирают так, чтобы ФЧ-сигнала поправки угла крена не превышала допустимого по точности вычисления данного угла значения. 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 8 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах ориентации для определения линейных и угловых координат объекта, свободно перемещаемого в пространстве с шестью степенями свободы. Технический результат - повышение быстродействия. Для этого устройство содержит цифровые трехосевые акселерометр и магнитометр, выходы которых подключены непосредственно к вычислительному блоку. Вычислительный блок содержит: (1) блок разделения измеренного вектора магнитной индукции на вектор индукции магнитного поля Земли и вектор индукции магнитного поля катушки индуктивности; (2) блок вычисления угловых координат; (3) блок коррекции направления вектора индукции магнитного поля катушки индуктивности; (4) блок вычисления линейных координат. При этом выход магнитометра подключен ко входу блока (1), первый выход которого подключен к первому входу блока (2), а второй выход подключен к первому входу блока (3), выход которого подключен ко входу блока вычисления линейных координат, выход акселерометра подключен ко второму входу блока (4), выход которого подключен ко второму входу блока коррекции направления вектора индукции магнитного поля катушки индуктивности. 1 ил.

Изобретение относится к магнитному курсоуказанию и навигации и может быть использовано на летательных аппаратах для определения коэффициентов девиации, описывающих изменения напряженности магнитного поля земли (МПЗ), вносимые летательным аппаратом (ЛА) непосредственно в полете, и компенсации этих изменений при вычислении магнитного курса ψм. Способ основан на нахождении коэффициентов Пуассона, измерении компонент магнитного поля объекта и обработке результатов измерений. В качестве измеряемых компонент магнитного поля используют проекции продольной, поперечной и нормальной составляющих вектора результирующего магнитного поля на строительные оси ЛА при выполнении маневра ЛА в полете. Измерения и обработку результатов измерений производят многократно, используя метод итерации, причем обработку результатов измерений осуществляют путем определения модулей результирующих МПЗ, формирования функций чувствительности и автоматического определения на их основе приращений магнитной девиации магнитометрических датчиков. Устройство для осуществления способа содержит трехкомпонентный магнитометрический датчик 1, вычислитель 2 магнитного курса, блок 3 оценки модуля МПЗ, блок 4 формирования функций чувствительности и блок 5 определения вектора приращений коэффициентов магнитной девиации. Технический результат - упрощение определения и компенсации коэффициентов девиации, сокращение сроков подготовки ЛА к вылету, автоматическое определение коэффициентов и их компенсации при каждом вылете. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в магнитной навигации, в частности, для определения углов пространственной ориентации летательных аппаратов (ЛА). Устройство для определения углового положения подвижного объекта содержит два трехкомпонентных магнитометра, трехкомпонентный блок датчиков угловых скоростей, трехкомпонентный акселерометр, вычислительное устройство и устройство фильтрации Калмана, размещенные на подвижном объекте и включенные между собой соответствующим образом. Определение углов пространственной ориентации осуществляется посредством блока фильтрации Калмана рекуррентным способом. Коррекция магнитного курса осуществляется по сигналам трехкомпонентного акселерометра. Техническим результатом использования изобретения является повышение точности и обеспечение автономного определения углов пространственной ориентации ЛА в условиях маневрирования в полете, а также малое время готовности, скрытность работы и отсутствие накопления ошибок во времени. 1 ил.
Наверх