Анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройствам для измерения параметров систем двигателя внутреннего сгорания и может быть использовано для диагностирования двигателей внутреннего сгорания. В анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания дополнительно введены третий и четвертый счетчики, вторая схема выборки-хранения, дополнительные запоминающие конденсаторы, индикатор компрессии в цилиндрах двигателя, второй ключ управления, причем выход усилителя-формирователя соединен с входом сброса третьего счетчика, а второй выход детектора тока стартера - с его счетным входом и второй схемой выборки-хранения, к которой включены запоминающие конденсаторы по числу цилиндров двигателя, выход второй схемой выборки-хранения соединен со входом индикатора компрессии в цилиндрах двигателя, счетный вход четвертого счетчика связан через второй ключ управления с корпусом, а его выходы - с входами второй схемы выборки-хранения. Техническим результатом является повышение информативности при диагностировании разброса компрессии в цилиндрах двигателя, т.е. введение указанных элементов позволяет при диагностировании дополнительно контролировать разброс компрессии по каждому цилиндру и локализовать неисправный цилиндр. 1 ил.

 

Изобретение относится к устройствам для измерения параметров систем двигателя внутреннего сгорания и может быть использовано для диагностирования двигателей внутреннего сгорания.

Известен анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания (Патент РФ №1239546, МПК G01 №15/00 от 27.11.2003, Бюл. №33, 2003), содержащий детектор тока стартера, генератор импульсов момента зажигания, компаратор, умножитель частоты, блок совпадения, индикатор среднего значения тока, инвертор, пиковые детекторы минимального и максимального значений амплитуды тока стартера и индикатор разности напряжений, причем первый выход детектора тока стартера прямо и через инвертор и первый и второй выходы генератора импульсов момента зажигания соединены со входами компаратора, умножитель частоты включен между вторым выходом детектора тока стартера и входом блока совпадения, другой вход которого соединен с выходом компаратора, пиковые детекторы включены между вторым выходом детектора тока стартера и индикатором разности напряжений, а индикатор среднего тока подключен к третьим выходам детектора тока стартера и генератора импульсов момента зажигания, вольтметр постоянного тока и амперметр с датчиком тока, причем вольтметр подключен параллельно входу детектора тока стартера, а датчик тока устанавливается на провод, соединяющий плюсовой вывод батареи со стартером двигателя, обхватывая провод своими зажимами. Недостатком данного устройства является отсутствие возможности локализации неисправного цилиндра при диагностировании разброса компрессии в цилиндрах двигателя.

Наиболее близким к предлагаемому является анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания (Патент РФ №2292024, МПК G01M 15/05 от 20.01.2007 Бюл. №2), содержащий детектор тока стартера, генератор импульсов момента зажигания, компаратор, умножитель частоты, блок совпадения, индикатор среднего значения тока, инвертор, пиковые детекторы минимального и максимального значений амплитуды тока стартера и индикатор разности напряжений, причем первый выход детектора тока стартера прямо и через инвертор и первый и второй выходы генератора импульсов момента зажигания соединены со входами компаратора, умножитель частоты включен между вторым выходом детектора тока стартера и входом блока совпадения, другой вход которого соединен с выходом компаратора, пиковые детекторы включены между вторым выходом детектора тока стартера и индикатором разности напряжений, а индикатор среднего тока подключен к третьим выходам детектора тока стартера и генератора импульсов момента зажигания, вольтметр постоянного тока и амперметр с датчиком тока, причем вольтметр подключен параллельно входу детектора тока стартера, а датчик тока устанавливается на провод, соединяющий плюсовой вывод батареи со стартером двигателя, обхватывая своими зажимами второй, третий датчики тока, усилитель-формирователь, первый и второй счетчики, схему выборки-хранения, запоминающие конденсаторы, индикатор состояния свечей зажигания, ключ управления, причем второй датчик тока устанавливается на высоковольтный провод, идущий от распределителя зажигания к свече первого цилиндра, а третий - на высоковольтный провод, соединяющий катушку зажигания и распределитель, выход второго датчика тока через усилитель-формирователь соединен с входом сброса первого счетчика, а выход третьего - с его счетным входом и схемой выборки-хранения, к которой подключены запоминающие конденсаторы по числу цилиндров двигателя, выход схемы выборки-хранения соединен с входом индикатора состояния свечей зажигания, счетный вход второго счетчика связан через ключ управления с корпусом, а его выходы - со входами схемы выборки-хранения. Недостатком данного устройства является отсутствие возможности локализации неисправного цилиндра при диагностировании разброса компрессии в цилиндрах двигателя.

Технический результат направлен на повышение информативности при диагностировании разброса компрессии в цилиндрах двигателя.

Технический результат достигается тем, что в анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания, содержащий детектор тока стартера, генератор импульсов момента зажигания, компаратор, умножитель частоты, блок совпадения, индикатор среднего значения тока, инвертор, пиковые детекторы минимального и максимального значений амплитуды тока стартера и индикатор разности напряжений, вольтметр постоянного тока, амперметр с датчиком тока, второй, третий датчики тока, усилитель-формирователь, первый и второй счетчики, схему выборки-хранения, запоминающие конденсаторы, индикатор состояния свечей зажигания, и ключ управления, причем первый выход детектора тока стартера прямо и через инвертор и первый и второй выходы генератора импульсов момента зажигания соединены со входами компаратора, умножитель частоты включен между вторым выходом детектора тока стартера и входом блока совпадения, другой вход которого соединен с выходом компаратора, пиковые детекторы включены между вторым выходом детектора тока стартера и индикатором разности напряжений, индикатор среднего тока подключен к третьим выходам детектора тока стартера и генератора импульсов момента зажигания, вольтметр подключен параллельно входу детектора тока стартера, датчик тока устанавливается на провод, соединяющий плюсовой вывод батареи со стартером двигателя, обхватывая своими зажимами провод, второй датчик тока устанавливается на высоковольтный провод, идущий от распределителя зажигания к свече первого цилиндра, а третий датчика тока - на высоковольтный провод, соединяющий катушку зажигания и распределитель, выход второго датчика тока через усилитель-формирователь соединен с входом сброса первого счетчика, выход третьего датчика тока - с его счетным входом и схемой выборки-хранения, к которой подключены запоминающие конденсаторы по числу цилиндров двигателя, выход схемы выборки-хранения соединен с входом индикатора состояния свечей зажигания, счетный вход второго счетчика связан через ключ управления с корпусом, а его выходы - со входами схемы выборки-хранения, дополнительно введены третий и четвертый счетчики, вторая схема выборки-хранения, дополнительные запоминающие конденсаторы, индикатор компрессии в цилиндрах двигателя, второй ключ управления, причем выход усилителя-формирователя соединен с входом сброса третьего счетчика, а второй выход детектора тока стартера - с его счетным входом и второй схемой выборки-хранения, к которой включены запоминающие конденсаторы по числу цилиндров двигателя, выход второй схемы выборки-хранения соединен со входом индикатора компрессии в цилиндрах двигателя, счетный вход четвертого счетчика связан через второй ключ управления с корпусом, а его выходы - с входами второй схемы выборки-хранения.

Отличительными признаками от прототипа является то, что в анализатор дополнительно введены третий и четвертый счетчики, вторая схема выборки-хранения, дополнительные запоминающие конденсаторы, индикатор компрессии в цилиндрах двигателя, второй ключ управления, причем выход усилителя-формирователя соединен с входом сброса третьего счетчика, а второй выход детектора тока стартера - с его счетным входом и второй схемой выборки-хранения, к которой подключены запоминающие конденсаторы по числу цилиндров двигателя, выход второй схемы выборки-хранения соединен со входом индикатора компрессии в цилиндрах двигателя, счетный вход четвертого счетчика связан через второй ключ управления с корпусом, а его выходы - с входами второй схемы выборки-хранения.

Введение указанных элементов позволяет при диагностировании дополнительно контролировать разброс компрессии по каждому цилиндру и локализовать неисправный цилиндр, что повышает информативность при диагностировании разброса компрессии в цилиндрах двигателя.

Устройство анализатора представлено на блок-схеме. Анализатор содержит детектор тока стартера 1, генератор 2 импульсов моментов зажигания, выходы которых прямо и через инверторы 18 и 29 соединены со входами компаратора 3, умножитель 4 частоты тока стартера, блок 5 совпадения с двумя входами, соединенными соответственно с выходами компаратора и умножителя частоты, причем вход умножителя частоты соединен с одним из выходов детектора 1 тока стартера, индикатор 6 среднего значения тока, вход которого соединен с одним из выходов 2 генераторов импульсов момента зажигания, вольтметр 7 постоянного тока, подключенный параллельно входу детектора 1 тока стартера, амперметр 8 с датчиком 9 тока, устанавливаемым на провод, соединяющий плюсовой вывод батареи 10 со стартером 11 и обхватывающим его своими зажимами. В состав детектора 1 тока стартера входит операционный усилитель 12, амплитудный детектор 13 и амплитудный компаратор 14. Генератор импульсов момента зажигания состоит из входного транзистора 15 с резистором 30 нагрузки, формирующего усилителя 16, двух инверторов 17 и 18 и одновибратора 19. Выход одновибратора 19 соединен с отсекающим входом амплитудного детектора 13, вход компаратора 3 образован двумя логическими элементами И 20 и 21 и индикаторами 22 и 23 знака угла зажигания. Контакты 24 и 25 связаны с батареей 10 и соответственно со стартером 11 и системой зажигания, состоящей из резистора 26, катушки зажигания 27, контактов прерывателя 28. Система содержит инвертор 29 и резистор 30, кроме того, в анализатор введены второй 31 и третий 32 датчики тока, усилитель формирователь 33, первый 34 и второй 39 счетчики, схема 35 выборки хранения, запоминающие конденсаторы 36, индикатор 37 состояния свечей зажигания, ключ 38 управления, причем второй датчик тока 31 устанавливается на высоковольтный провод, идущий от распределителя зажигания к свече первого цилиндра, а третий 32 - на высоковольтный провод, соединяющий катушку 27 зажигания и распределитель, выход второго датчика тока 31 через усилитель - формирователь 33 соединен с входом сброса первого счетчика 34, а третьего 32 - с его счетным входом и схемой 35 выборки-хранения, к которой подключены запоминающие конденсаторы 36 по числу цилиндров двигателя, выход схемы 35 выборки -хранения соединен с входом индикатора 37 состояния свечей зажигания, счетный вход второго счетчика 39 связан через ключ 38 управления корпусом, а его выходы - со входами схемы 35 выборки-хранения. Кроме того, в анализатор введены третий 40 и четвертый 41 счетчики, вторая схема 42 выборки-хранения, дополнительные запоминающие конденсаторы 43 по числу цилиндров, индикатор 44 компрессии в цилиндрах двигателя, второй ключ 45 управления, причем выход усилителя формирователя 33 соединен с входом сброса третьего счетчика 40, а второй выход детектора тока стартера 1 с его счетным входом и второй схемой 42 выборки-хранения, выход которой соединен со входом индикатора 44 компрессии в цилиндрах двигателя, счетный вход четвертого счетчика 41 связан через второй ключ 45 с корпусом, а его выходы - со входами второй схемы 42 выборки-хранения.

Анализатор работает в двух режимах: режиме полного торможения двигателя и в режиме прокручивания коленчатого вала стартером.

На первом режиме работы двигатель при включении прямой передачи к коробке передач затормаживается стояночным и рабочим тормозом и при подключении анализатора вольтметр 7 показывает ЭДС батареи. При замыкании контактов 24 и 25 включается стартер и система зажигания. В этом случае через стартер 11 протекает ток полного торможения 1Пт, который регистрируется амперметром 8, вольтметром 7 в этом случае показывает напряжение на стартере. По полученным результатам оцениваются максимальная электромагнитная мощность стартера Рэлм, полное сопротивление стартерной цепи RCT, и строится вольт-амперная характеристика аккумуляторной батареи по двум точкам, которая позволяет определить ток короткого замыкания IКЗ батареи и ее внутреннее сопротивление RC.

При втором режиме двигатель растормаживается и прокручивается стартером при замкнутых контактах 24 и 25. Стартер 11 запитывается током батареи 10 через контакт 24. Напряжение на батарее изменяется в противофазе с током стартера, причем минимум напряжения соответствует нахождению поршней в верхних мертвых точках. Сигналы с батареи фильтруются, усиливаются операционным усилителем 12 и поступают одновременно на вход умножителя 4 и амплитудный детектор 13. В момент появления сигнала на амплитудном детекторе 13 на входе амплитудного компаратора 14 образуется П-образный импульс, фронт которого совпадает с амплитудой тока стартера. Этот импульс играет роль метки верхней мертвой точки и подается прямо и через инвертор 29 на входы компаратора 3. В дальнейшем этот импульс используется для измерения установочного угла зажигания.

Система зажигания запитывается через контакты 25. Ток проходит через резистор 26, катушку 27 зажигания, резистор 30 и транзистор 15, на вход которого во время проверки подается прямое смещение. При замыкании и размыкании контактов прерывателя 28 ток через катушку зажигания изменяется незначительно, так как контакты шунтируются резистором 30 и транзистором 15, поэтому напряжение вторичной цепи системы зажигания не вызывает искрового зазора в свечах зажигания, и двигатель не пускается. Однако на резисторе 30 при этом возникают положительные импульсы, которые через усилитель 16 и инверторы 17 и 18 подаются на входы компаратора 3 и выполняют роль меток момента зажигания. Одновибратор 19 срабатывает при замыкании контактов прерывателя 28, поэтому показания индикатора 6 среднего значения тока пропорциональны углу замкнутого состояния контактов прерывателя 28, в значениях которого и градуируется шкала индикатора 6. На входы компаратора 3 поступают сигналы, соответствующие моменту зажигания и нахождения поршней в верхних мертвых точках. На выходах элементов И 20 и 21 появляются импульсы с длительностью, пропорциональной временной разности сигналов зажигания и верхней мертвой точки. Причем элемент 20 вырабатывает сигнал, если импульсы зажигания опережают приход поршней в верхнюю мертвую точку, то есть при раннем зажигании, когда на оба входа элемента 20 поступают положительные сигналы. При позднем зажигании работает элемент 21, индикаторы 22 и 23 знака угла опережения зажигания включаются при наличии напряжения на соответствующем элементе И. Сигнал с элементов И (20 и 21) играет роль временных ворот для импульсов умножителя 4 частоты, поступающих на разные входы блока 5 совпадений. На выходе блока 5 совпадений образуется при этом количество импульсов, соответствующее углу опережения зажигания, которые поступают на цифровой регистратор угла опережения зажигания.

При прокручивании двигателя стартером на выходах датчика тока 31 и 32 появляются импульсы, причем импульс с второго датчика тока 31 через усилитель-формирователь 33 сбрасывает первый счетчик 34 в нулевое состояние, а импульсы с третьего датчика тока 32 подсчитываются счетчиком 34, одновременно поступая на схему 35 выборки-хранения, ключи которой управляются с кодом выходов счетчика 34. На конденсаторах 36 запоминаются значения тока в соответствующих свечах. После окончания прокручивания коленчатого вала двигателя периодически замыкается ключ 38, изменяющий состояние второго счетчика 39, выходной код которого управляет выходными ключами схемы 35 выборки-хранения. При этом сигнал с конденсаторов поступает на индикатор 37, который индицирует состояние свечей зажигания. Одновременно сигнал с усилителя формирователя 33 сбрасывает третий счетчик 40 в нулевое состояние, а импульсы детектора тока стартера 1 подсчитываются счетчиком 40, одновременно поступают на вторую схему выборки-хранения, ключи которой управляются кодом выхода счетчика 40. На конденсаторах 43 запоминаются значения тока стартера при ходах поршней цилиндров в верхние мертвые точки. Эти значения будут пропорциональны компрессии в соответствующих цилиндрах.

После окончания прокручивания периодически замыкается ключ 45, изменяющий состояние четвертого счетчика 41, выходной код которого управляет выходными ключами схемы 42 выборки хранения. При этом сигнал с конденсаторов 43 поступает на индикатор 44 компрессии в цилиндрах двигателя, который индицирует разброс компрессии в цилиндрах двигателя.

Анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания, содержащий детектор тока стартера, генератор импульсов момента зажигания, компаратор, умножитель частоты, блок совпадения, индикатор среднего значения тока, инвертор, пиковые детекторы минимального и максимального значений амплитуды тока стартера и индикатор разности напряжений, вольтметр постоянного тока, амперметр с датчиком тока, второй, третий датчики тока, усилитель-формирователь, первый и второй счетчики, схему выборки-хранения, запоминающие конденсаторы, индикатор состояния свечей зажигания и ключ управления, причем первый выход детектора тока стартера прямо и через инвертор и первый и второй выходы генератора импульсов момента зажигания соединены со входами компаратора, умножитель частоты включен между вторым выходом детектора тока стартера и входом блока совпадения, другой вход которого соединен с выходом компаратора, пиковые детекторы включены между вторым выходом детектора тока стартера и индикатором разности напряжений, индикатор среднего тока подключен к третьим выходам детектора тока стартера и генератора импульсов момента зажигания, вольтметр подключен параллельно входу детектора тока стартера, датчик тока устанавливается на провод, соединяющий плюсовой вывод батареи со стартером двигателя, обхватывая своими зажимами провод, второй датчик тока устанавливается на высоковольтный провод, идущий от распределителя зажигания к свече первого цилиндра, а третий датчик тока - на высоковольтный провод, соединяющий катушку зажигания и распределитель, выход второго датчика тока через усилитель-формирователь соединен со входом сброса первого счетчика, а выход третьего - с его счетным входом и схемой выборки-хранения, к которой подключены запоминающие конденсаторы по числу цилиндров двигателя, выход схемы выборки-хранения соединен со входом индикатора состояния свечей зажигания, счетный вход второго счетчика связан через ключ управления с корпусом, а его выходы - со входами схемы выборки-хранения, отличающийся тем, что в него дополнительно введены третий и четвертый счетчики, вторая схема выборки-хранения, дополнительные запоминающие конденсаторы, индикатор компрессии в цилиндрах двигателя, второй ключ управления, причем выход усилителя-формирователя соединен со входом сброса третьего счетчика, а второй выход детектора тока стартера - с его счетным входом и второй схемой выборки-хранения, к которой включены запоминающие конденсаторы по числу цилиндров двигателя, выход второй схемы выборки-хранения соединен со входом индикатора компрессии в цилиндрах двигателя, счетный вход четвертого счетчика связан через второй ключ управления с корпусом, а его выходы - с входами второй схемы выборки-хранения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области диагностики технического состояния и испытания как бензиновых ДВС в системах с принудительной вентиляцией картера (4-6 л/мин), так и дизельных ДВС большой мощности (более 180 кВт) строительных, дорожных, коммунальных машин.

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС) с распределенным впрыском топлива. .

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании ДВС. .

Изобретение относится к технике испытания в эксплуатационных условиях двигателей внутреннего сгорания с воспламенением горючей смеси от сжатия. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гидравлическим устройствам для испытаний турбомашин. .

Изобретение относится к стендовым испытаниям систем автоматического управления и контроля газотурбинных двигателей (САУК ГТД). .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к испытаниям высокотемпературных покрытий деталей, преимущественно ГТД. .

Изобретение относится к испытаниям топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для определения технического состояния форсунок топливной аппаратуры дизельного двигателя.

Изобретение относится к испытательной технике и электрооборудованию, в частности к устройствам испытания цепных передач на износостойкость. .

Изобретение относится к стендам для испытания жидкостных ракетных двигателей большой мощности

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопловых насадков из углерод-углеродного композиционного материала (УУКМ) к соплам жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), работающих, в том числе, в условиях одновременного воздействия окислительной среды на обе поверхности насадка: высокотемпературной окислительной газовой среды на рабочую (внутреннюю) поверхность и воздуха - на наружную

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к редукторным установкам для моторостроения и стендам для испытания двигателей, включающим зубчатые редукторы и нагрузочные устройства

Изобретение относится к испытаниям лопаточных машин, в частности турбокомпрессоров для наддува двигателей внутреннего сгорания, и может найти широкое применение при испытаниях

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно для повышения эффективности и оперативности диагностики технического состояния газотурбинных двигателей в процессе их производства, испытаний и эксплуатации

Изобретение относится к области испытательной техники, а именно к стендам для огневых испытаний жидкостных ракетных двигателей меньшей мощности относительно расчетной для газодинамической трубы

Изобретение относится к двигателестроению, в частности устройствам для диагностики автотракторных двигателей в условиях эксплуатации

Изобретение относится к способу определения рабочего состояния фильтра для пропускания жидкости, в частности фильтра систем подачи топлива

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано для испытаний электронных систем (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД) с блоком встроенного контроля (БВК)

Изобретение относится к области монтажных и диагностических работ с использованием лазерных средств наведения и может быть использовано для монтажа, диагностики и центровки осей сопрягаемых вращающихся валов - приводного вала тормозной установки моторного стенда и коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС) при монтаже ДВС на моторном стенде
Наверх