Способ образования врубовой полости

Изобретение может быть использовано в горной промышленности, железнодорожном строительстве, буровзрывной проходке горизонтальных наклонных горных выработок и железнодорожных тоннелей. Способ образования врубовой полости включает бурение компенсационной скважины и врубовых шпуров вокруг нее с расстоянием между врубовыми шпурами и скважиной в зависимости от коэффициента акустической жесткости породы, диаметра заряда в шпуре, плотности заряжания и работоспособности ВВ, плотности породы и взрывание врубовых шпуров. Кратчайшее расстояние между образующими врубового шпура и скважины определяют из выражения с учетом параметров трещиноватости, физических свойств горных пород, детонационных характеристик ВВ, величины горного давления и диаметра компенсационной скважины. Изобретение позволяет определить расстояние между врубовыми шпурами и компенсационной скважиной в зависимости от перечисленных параметров бурения, взрывания и физико-технических свойств пород и обеспечивает образование качественной врубовой полости и заданного КИШ при проходке выработок и тоннелей, а также повысить уровень безопасности проходческих работ. 1 табл.

 

Изобретение относится к горной промышленности и железнодорожному строительству, в частности при буровзрывной проходке горизонтальных наклонных горных выработок и железнодорожных тоннелей.

Известен способ образования врубовой полости со шпурами, перпендикулярными плоскости забоя, в центре которых располагают незаряжаемую скважину [см. Мосинец В.Н., Пашков А.Д., Латышев В.А. Разрушение горных пород. - М.: Недра, 1975. - С.152-153].

При этом для проходки выработок в скальных породах с применением детонита в шпурах диаметром 32 мм расстояние между осями шпура и скважины равно

a≅1,8d1,

где d1- диаметр незаряженной скважины, равный от 0,05 до 0,2 м.

Однако, как показал опыт проходческих работ на рудниках ОАО ППГХО, расстояние между шпуром и скважиной зависит от детонационных характеристик ВВ, свойств горных пород, диаметра заряда ВВ во врубовых шпурах и так далее.

Наиболее близким техническим решением является способ с использованием щелевого вруба [см. Справочник взрывника. / Под ред. Б.Н.Кутузова. - М.: Недра, 1988. - С.359-361]. Вруб состоит из шпуров, заряжаемых через один. Минимально возможное расстояние между заряжаемым и незаряжаемым шпуром определяют в зависимости от диаметра шпуров, коэффициента акустической жесткости породы, плотности и относительной работоспособности ВВ, плотности породы (см. формулу 12.6).

Однако, если в щелевом врубе использовать незаряжаемые скважины отличного от заряжаемых шпуров диаметра, то определить расстояние между шпурами невозможно. Кроме того, коэффициент акустической жесткости пород зависит от коэффициента крепости горных пород (см. табл.12.1) и не учитывает трещиноватость массива горных пород. Хотя общепризнано, что параметры трещиноватости массива существенно влияют на качество взрыва. Помимо этого, формула 12.6 не учитывает горное давление в месте образования вруба, что влияет на качество образования врубовой полости.

Предложен способ образования врубовой полости, включающий бурение компенсационной скважины и врубовых шпуров вокруг нее с расстоянием между врубовыми шпурами и скважиной в зависимости от коэффициента акустической жесткости породы, диаметра заряда в шпуре, плотности заряжания и работоспособности ВВ, плотности породы и взрывание врубовых шпуров, отличающийся тем, что с учетом параметров трещиноватости, физических свойств горных пород, детонационных характеристик ВВ, величины горного давления и диаметра компенсационной скважины кратчайшее расстояние между образующими врубового шпура и скважины определяют из выражения

где π=3,14

D - скорость детонации ВВ, м/с;

ρв - плотность заряжания, кг/м3;

d3 - диаметр заряда ВВ во врубовых шпурах, м;

с - скорость продольной волны в горной породе, м/с;

ν - коэффициент Пуассона горной породы;

µ - коэффициент трения между отдельностями массива;

dc - диаметр компенсационной скважины;

σp - предел прочности на разрыв горной породы, Па;

Р - величина горного давления в районе врубовых шпуров, Па;

Ф - показатель трещиноватости массива;

de - средний размер отдельности массива.

Предлагаемый способ позволяет обеспечить образование врубовой полости заданных размеров и высокий КИШ за счет определения расстояния между врубовым заряжаемым шпуром и незаряжаемой скважиной (шпуром) с учетом всего комплекса влияющих факторов: параметров трещиноватости массива, физических свойств горных пород, детонационных характеристик ВВ, величины горного давления и диаметра компенсационной скважины.

Сущность способа заключается в следующем. Известно, что разрушение трещиноватого массива горных пород происходит в основном под действием квазистатического давления продуктов детонации. В трещиноватом массиве распространяется волна деформаций со скоростью 10-100 м/с, представляющая собой последовательное перемещение раздробленных и не раздробленных отдельностей в радиальном направлении от заряда ВВ. Это сопровождается возникновением в массиве сжимающих (радиальных) и растягивающих (тангенциальных) напряжений и дроблением массива на куски. Причем с удалением от заряда ВВ размер кусков увеличивается. Эффективным расстоянием от врубового шпура до незаряжаемой компенсационной скважины будет то, на котором размер крупных кусков будет равен диаметру компенсационной скважины.

Теоретический расчет по определению расстояния между врубовым шпуром и компенсационной скважиной (шпуром) приведен в приложении.

Предложенный способ осуществляют следующим образом. Физико-механические свойства массива σp, c, ν, ρ определяют на стадии геологоразведочных работ по известным методикам. Детонационные характеристики ВВ (D, ρв) и диаметр заряда ВВ во врубовом шпуре (d3) определяют, используя справочную литературу. Величину горного давления в районе проведения выработки определяют либо геофизическими методами, либо по известной формуле P=ρgH (где ρ - объемная масса горного массива, кг/м3, g - ускорение свободного падения, м/с2; Н - глубина от поверхности земли, м). Значения величин Ф, µ определяют в зависимости от de по таблице:

de, M <0,05 0,05-0,15 0,15-0,40 0,40-1,0 >1,0
Ф >12 12-10 10-8 8-6 <6
µ <0,2 0,2-0,3 0,3-0,45 0,45-0,6 ≥0,6

Величина dc соответствует диаметру компенсационной скважины.

Далее бурят скважину, шпуры проходческого цикла, шпуры заряжают и производят взрывание.

Пример. Проходка горно-капитальных выработок на 12 горизонте рудника «Глубокий»» ОАО ППГХО с использованием прямого вруба с центральной компенсационной скважиной (расстояние между образующими скважины и шпура равно 0,25 м) на некоторых участках проходила с КИШ, равным 0,5-0,6. Анализ горно-геологических условий показал, что на этих участках преобладают трудновзрываемые, крупноблочные граниты. Для эффективной проходки выработок на этих участках было определено расстояние между врубовым шпуром и компенсационной скважиной. Массив представлен мелко-зернистыми гранитами с de=0,4-1,0 м (0,7 м в среднем). Физико-механические свойства гранитов c=5·103 м/с, ν=0,23, σp=107Па, ρ=2,5·103 кг/м3, взрывание производят аммонитом 6ЖВ в шпурах диаметром d3=0,04 м, D=4,2·103 м/с, ρB=1,2·103 кг/м3. Величина горного давления на глубине Н=600 м равна Р=1,47·107 Па. Численные значения величин µ=0,52, Ф=7 определены по таблице, dc=0,105 м.

Подставляя численные значения в математическую зависимость (1), получим α=0,18 м.

В соответствии с указанным параметром α бурили прямой вруб с компенсационной скважиной и остальные шпуры проходческого цикла, их заряжали и взрывали. Установлено (после 5 циклов взрывания), что КИШ увеличился до 0,75-0,9.

Таким образом, использование предлагаемого способа образования врубовой полости доказало его эффективность и достоверность. Увеличение КИШ, кроме того, обеспечивает повышение уровня безопасности при проведении горных выработок и тоннелей.

Теоретический расчет расстояния между врубовым шпуром и компенсационной скважиной с целью проработки массива горных пород между шпуром и скважиной.

Опыт проходки выработок на рудниках ОАО ППГХО в трудновзрываемых гранитах показал, что применение способа образования врубовой полости с бурением компенсационной скважины в центре забоя и параллельных ей врубовых шпуров (как правило, четыре) на расстоянии от скважины и взрывание врубовых шпуров на скважину показало его эффективность.

Однако в некоторых случаях коэффициент использования шпура (КИШ) был минимальным. В результате анализа установлено, что при расположении врубовых шпуров на расстоянии, большем критического, для данной горной породы разрушение породы между шпурами и скважиной отсутствует.

В этом случае образуется некачественная врубовая полость и КИШ минимален. Для обеспечения максимального КИШ необходимо определить расстояние между врубовым шпуром и скважиной, достаточное для разрушения и смещения в скважину взорванной горной массы.

Согласно исследованиям [Тюпин В.Н. Повышение эффективности геотехнологии с использованием энергии взрыва при деформировании трещиноватых напряженных массивов горных пород. М.: ВНИПИпромтехнологии, - 2002. - 267 с.], величина растягивающих напряжений при взрыве цилиндрического заряда ВВ в трещиноватом массиве в условиях горного давления равна

где r - расстояние от заряда ВВ, м, остальные параметры расшифрованы в описании изобретения.

Подставляя в (1.1) вместо σp(r) величину σp (предел прочности на разрыв образца породы) и решая полученное уравнение относительно r, определен радиус зоны радиального трещинообразования.

Для того чтобы взорванная горная масса была вдавлена в скважину, необходимо, чтобы максимальный размер куска разрушенной породы на образующей скважины не превышал ее диаметра dc. To есть правую часть (1.2) необходимо умножить на величину (dc/de)0,5, полученную согласно закона Риттингера: работа разрушения обратно пропорциональна размеру разрушенных кусков, а разрушающее напряжение пропорционально корню квадратному из этого выражения. Тогда кратчайшее расстояние между образующими врубового шпура и компенсационной скважины равно

где de - средний размер отдельности в массиве горных пород, м.

Способ образования врубовой полости, включающий бурение компенсационной скважины и врубовых шпуров вокруг нее, с расстоянием между врубовыми шпурами и скважиной, в зависимости от коэффициента акустической жесткости породы, диаметра заряда в шпуре, плотности заряжания и работоспобности ВВ, плотности породы и взрывание врубовых шпуров, отличающийся тем, что с учетом параметров трещиноватости, физических свойств горных пород, детонационных характеристик ВВ, величины горного давления и диаметра компенсационной скважины, кратчайшее расстояние между образующими врубового шпура и скважины определяют из выражения
,
где π=3,14;
D - скорость детонации ВВ, м/с;
ρв - плотность заряжания, кг/м3;
d3 - диаметр заряда ВВ во врубовых шпурах, м;
с - скорость продольной волны в горной породе, м/с;
ν - коэффициент Пуассона горной породы;
µ - коэффициент трения между отдельностями массива;
dc - диаметр компенсационной скважины, м;
σp - предел прочности на разрыв горной породы, Па;
Р - величина горного давления в районе врубовых шпуров, Па;
Ф - показатель трещиноватости массива;
de - средний размер отдельности массива, м.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности и железнодорожному строительству, в частности при буровзрывной проходке горизонтальных, слабонаклонных горных выработок и железнодорожных тоннелей.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых взрывным способом для разрушения межкамерных, подзавальных целиков рудных залежей, а также этажного обрушения блоков в условиях повышенного горного давления.

Изобретение относится к области разрушения горных пород. .

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке полезных ископаемых открытым способом с помощью буровзрывных работ для полноценного и оперативного их геолого-информационного обеспечения.

Изобретение относится к области буровзрывных работ и может быть использовано в различных отраслях, применяющих взрывные работы в скальных массивах горных пород. .

Изобретение относится к области буровзрывных работ и может быть использовано в различных отраслях, применяющих взрывные работы в скальных массивах горных пород. .

Изобретение относится к добыче минерального сырья при взрывном разрушении горных пород. .

Изобретение относится к области ведения буровзрывных работ в промышленности и строительстве и может найти применение при заряжании промышленными взрывчатыми веществами скважин любой степени обводненности.

Изобретение относится к производству взрывных работ для получения заданных контуров выемки без значительного нарушения сплошности массива пород за пределами проектного профиля и может найти применение в горнодобывающей промышленности и строительстве.

Изобретение относится к горной промышленности, к способам взрывного разрушения массива горных пород, технологии дробления и измельчения, и может применяться в горном деле для предварительного ослабления массива при бурении взрывных скважин, регулируемого дробления и измельчения горных пород взрывом зарядами взрывчатого вещества, в геофизике при проведении геофизических исследований для получения заданного уровня воздействия на массив горных пород, а также в других областях техники, где требуется управление степенью механического воздействия на массивы горных пород с целью получения заданной степени их диспергации.

Изобретение относится к горной промышленности и железнодорожному строительству, в частности при буровзрывной проходке горизонтальных, слабонаклонных горных выработок и железнодорожных тоннелей.

Изобретение относится к горному делу, а именно к машинам для проходки горных выработок, и может быть использовано в области строительства тоннелей метрополитена. .
Изобретение относится к способу бурения туннеля в твердой породе. .

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке пластов полезных ископаемых с пучащими породами почвы для охраны участковых подготовительных выработок.

Изобретение относится к оборудованию для проведения горных выработок арочного сечения при подземной разработке полезных ископаемых. .

Изобретение относится к оборудованию для проведения горных выработок при подземной разработке полезных ископаемых. .
Изобретение относится к области строительства тоннелей и может быть применено при устройстве водоспусков на гидроэлектростанциях, а также в процессе сооружения автомобильных и железных дорог в горных условиях.

Изобретение относится к области горного машиностроения и может быть использовано в конструкциях горных машин. .

Изобретение относится к области горного машиностроения и может быть использовано в конструкциях горных машин. .

Изобретение относится к транспортировке материалов с использованием гидравлических средств. .

Изобретение относится к горному делу, в частности к механизированному проведению подземных горных выработок с круглой формой поперечного сечения
Наверх