Способ динамического гашения и динамический гаситель колебаний ротора

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гасителям колебаний роторных машин. Способ заключается в следующем. Задают гидродинамическую жесткость кольца с гладкой уплотняющей поверхностью. Определяют газодинамическую жесткость по формуле. Собственную частоту колебаний системы «ротор-кольцо» определяют гидро(аэро)динамической жесткостью среды в кольцевом зазоре и настраивают равной частоте вращения ротора. Гаситель содержит инерционный элемент в виде кольца и упругий элемент в виде среды. Ротор состоит из центральной и боковых шеек и расположен в среде, находящейся в герметичном корпусе. На центральной шейке ротора с радиальным зазором установлено плавающее уплотнительное кольцо. Достигается повышение эффективности гашения колебаний ротора без введения дополнительных инерционных и упругих элементов в роторную систему. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гасителям колебаний роторных машин с повышенным рабочим давлением среды, в которых уплотнениями валов (роторов) являются, или можно применить в качестве таковых, плавающие уплотнительные кольца, а также может быть использовано для гашения поперечных колебаний неуравновешенных роторов, в частности в насосах, компрессорах, и в тех роторных машинах, которые функционируют при повышенном рабочем давлении среды и допускают применение плавающих уплотнительных колец.

Известны динамические гасители для гашения колебаний роторов на основе дополнительного инерционного элемента, присоединенного к ротору через упругий элемент. При этом упругим элементом является эластичный материал с постоянным коэффициентом жесткости, а инерционный элемент выполнен либо в виде подвижного массивного кольца (патент РФ №2229638, кл. F16F 15/10), либо в виде неподвижного полого кольца, внутреннее пространство которого частично заполнено жидкостью (см. а.с. СССР №1428877, кл. F16F 15/12).

Недостатки данных гасителей обусловлены введением дополнительных инерционных и упругих элементов, что неизбежно усложняет конструкцию, снижает надежность, а также приводит к потере мощности и уменьшению КПД вследствие постоянного взаимодействия с вращающимся ротором в течение всего времени его работы.

Наиболее близким к предложенному техническому решению является способ динамического гашения и динамический гаситель колебаний ротора на основе инерционного элемента в виде поплавка, свободноплавающего во внутренней полости ротора, и упругого элемента в виде среды, заполняющей данную полость ротора (а.с. СССР №638769, кл. F16F 15/10 - прототип).

Недостатком прототипа является сравнительно слабый эффект гашения колебаний ротора в связи с невозможностью выполнения поплавка "тяжелым".

Технический результат - повышение эффективности гашения колебаний ротора без введения дополнительных инерционных и упругих элементов в роторную систему.

Это достигается тем, что в способе динамического гашения, заключающемся в том, что на роторе массой m устанавливают плавающее кольцо, являющееся динамическим гасителем колебаний, кольцо массой mк выполняют уплотнительным по боковой поверхности кольца и располагают с радиальным зазором δ относительно ротора; при этом гидродинамическую жесткость кольца с гладкой уплотняющей поверхностью назначают равной:

где η≈75δ/L - коэффициент, зависящий от параметров пары «ротор-кольцо»,

а газодинамическую жесткость определяют по формуле:

где - коэффициент, зависящий от перепада давления на кольце Δp=p1-p2 и параметров пары «ротор-кольцо»: длины кольца L и радиального зазора δ.

ρ - плотность газа; при этом собственную частоту колебаний ωк системы «ротор-кольцо» определяют гидро(аэро)динамической жесткостью среды в кольцевом зазоре и настраивают равной частоте вращения ω ротора, т.е.

где kк - гидро(аэро) динамическая жесткость кольца, mk - масса кольца.

На чертеже изображена схема динамического гасителя колебаний ротора для реализации предлагаемого способа.

Ротор, состоящий из центральной шейки 7 и боковых шеек 3 и 4, расположен в среде 2 и помещен в герметичный корпус 1. На центральной шейке 7 ротора массой m, установленного на податливых подшипниках 5 и 6 жесткостью k, установлено плавающее уплотнительное кольцо 8 массой mк с зазором δ. Уплотняющий эффект кольца 8 при бесконтактной установке на ротор обусловлен ограничением утечки среды 2 между смежными полостями с давлением P1 и Р2 в корпусе 1 и зависит от гидравлического сопротивления кольцевого зазора.

Согласно гидродинамической теории смазки протекание среды 2 в зазоре δ между ротором и кольцом порождает гидро(аэро)динамическую жесткость, прямо пропорциональную перепаду давления на кольце 8 Δp=p1-p2, длине L и радиусу R уплотняющей поверхности кольца и обратно пропорциональную величине радиального зазора δ.

При этом гидродинамическая жесткость кольца 8 с гладкой уплотняющей поверхностью равна:

где η≈75δ/L - коэффициент, зависящий от параметров пары «ротор-кольцо».

Газодинамическая жесткость кольца 8 с гладкой уплотняющей поверхностью определяется по полученной авторами эмпирической формуле:

где - коэффициент, зависящий от перепада давления на кольце Δр=р12 и параметров пары «ротор-кольцо»: длины кольца L и радиального зазора δ.

ρ - плотность газа.

Способ динамического гашения осуществляют следующим образом.

На роторе массой m устанавливают плавающее кольцо, являющееся динамическим гасителем колебаний, отличающееся тем, что кольцо массой mk выполняют уплотнительным по боковой поверхности кольца и располагают с радиальным зазором δ относительно ротора; при этом гидродинамическую жесткость кольца с гладкой уплотняющей поверхностью назначают равной:

где η≈75δ/L - коэффициент, зависящий от параметров пары «ротор-кольцо», а газодинамическую жесткость определяют по формуле:

где - коэффициент, зависящий от перепада давления на кольце Δp=p1-p2 и параметров пары «ротор-кольцо»: длины кольца L и радиального зазора δ.

ρ - плотность газа; при этом собственную частоту колебаний ωк системы «ротор-кольцо» определяют гидро(аэро)динамической жесткостью среды в кольцевом зазоре и настраивают равной частоте вращения ω ротора, т.е.

где kк - гидро(аэро)динамическая жесткость кольца,

mk - масса кольца.

Динамический гаситель колебаний ротора работает следующим образом.

При значительном перепаде давления Δр>0.2 МПа упругие свойства среды в зазоре обеспечивают достаточно жесткую динамическую связь между ротором и кольцом, что позволяет реализовать эффект динамического гашения колебаний ротора за счет интенсивных перемещений кольца. Поскольку роль упругого элемента выполняет гидро(аэро)динамическая жесткость кольца kк, а роль инерционного элемента - само плавающее уплотнительное кольцо 8 массой mк, то для его трансформации в динамический гаситель колебаний неуравновешенного ротора, который вращается с частотой ω, достаточно выполнить условие:

Принимая во внимание, что коэффициент hк=kк=const×Δр, варьирование перепада давления позволяет настроить уплотнительное кольцо на любую частоту вращения, а также превращать в гасители уплотнительные кольца с любыми габаритами и массами. Эффективность виброгашения по предложенному способу зависит лишь от массы, геометрических размеров уплотнительного кольца и перепада давления на нем. При этом чем больше mк и Δр, тем эффективнее динамическое гашение колебаний ротора кольцом.

Преимуществами заявленного объекта является то, что без введения дополнительных инерционных и упругих элементов в роторную систему, содержащую плавающие уплотнительные кольца, последним придаются свойства динамических гасителей колебаний ротора, используя аэро/гидроупругость среды в кольцевых зазорах, т.е. данные кольца кроме функции уплотнений в то же время являются динамическими гасителями колебаний ротора, связанных с остаточной неуравновешенностью. Плавающее уплотнительное кольцо 8 приобретает свойство динамического гасителя колебаний, если подкоренное отношение жесткости kк среды 2 в кольцевом зазоре δ к массе mк кольца 8 близко к частоте вращения ротора, то есть если

1. Способ динамического гашения, заключающийся в том, что на роторе массой m устанавливают плавающее кольцо, являющееся динамическим гасителем колебаний, отличающийся тем, что кольцо массой mк выполняют уплотнительным по боковой поверхности кольца и располагают с радиальным зазором δ относительно ротора, при этом гидродинамическую жесткость кольца с гладкой уплотняющей поверхностью назначают равной
,
где η≈75δ/L - коэффициент, зависящий от параметров пары «ротор-кольцо», а газодинамическую жесткость определяют по формуле

где - коэффициент, зависящий от перепада давления на кольце Δp=p1-p2 и параметров пары «ротор-кольцо»: длины кольца L и радиального зазора δ,
ρ - плотность газа; при этом собственную частоту колебаний ωк системы «ротор-кольцо» определяют гидро(аэро)динамической жесткостью среды в кольцевом зазоре, и настраивают равной частоте вращения ω ротора, т.е. ,
где kк - гидро(аэро)динамическая жесткость кольца,
mк - масса кольца.

2. Динамический гаситель колебаний ротора, содержащий инерционный элемент в виде кольца, и упругий элемент в виде среды, отличающийся тем, что ротор состоит из центральной и боковых шеек и расположен в среде, находящейся в герметичном корпусе, а на центральной шейке ротора массой m установлено плавающее уплотнительное кольцо массой mк с радиальным зазором δ относительно центральной шейки ротора, при этом собственную частоту колебаний ωк системы «ротор-кольцо» определяют гидро(аэро)динамической жесткостью среды в кольцевом зазоре, и настраивают равной частоте вращения со ротора, т.е. ,
где kк - гидро(аэро)динамическая жесткость кольца,
mк - масса кольца.



 

Похожие патенты:

Демпфер // 2297562
Изобретение относится к демпфирующим устройствам, а именно к средствам для гашения колебаний роторов и валов в машиностроении. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к вязкостным демпферам крутильных колебаний. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гасителям крутильных колебаний жидкостного трения коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к вязкостным амортизаторам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гасителям крутильных колебаний жидкостного трения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к стендам для испытания машин и механизмов. Механизм загрузки крутящим моментом (1) содержит узел зубчатой передачи (2) и узел исполнительного механизма (3). Узел зубчатой передачи (2) включает в себя внутреннюю часть (4) и наружные части (5) и (6). Внутренняя часть (4) содержит эксцентриковый вал (7) с балансировочными грузами (11) и (13) с закрепленными на них масляными противовесами (40) и (41), которые автоматически заполняются расчетным объемом масла при его работе. Устраняется дисбаланс от неравномерного распределения масла внутри механизма. Достигается снижение вибрации. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Гаситель содержит корпус (1) с крышкой (2), рабочее пространство и фланец с отверстиями (8) для крепления гасителя к коленчатому валу. Маховик (3) расположен внутри корпуса в среде жидкости с высокой вязкостью (7). Прорези равноудалены относительно друг друга по окружности. В прорезях маховика расположены упорные пластины (4), установленные в углублениях, выполненных внутри корпуса на его наружной поверхности, задней стенке и на внутренней поверхности крышки. Между упорным пластинами и стенками прорезей маховика расположены пружины (6). Торцы пружин упираются в углубления, выполненные в стенках прорезей и на поверхностях пластин. Внутри корпуса между его поверхностью на внутреннем диаметре и маховиком установлена втулка (5). Достигается увеличение эффективности демпфирования крутильных колебаний в широком диапазоне изменения частоты вращения коленчатого вала, увеличение ресурса работы двигателя. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх