Бронетранспортер

Изобретение относится к многофункциональным бронетранспортерам повышенной грузоподъемности для решения транспортных задач с выполнением требований по авиатранспортированию, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ и быстрому преодолению больших водных преград. Бронетранспортер представляет собой легкую бронированную плавающую быстроходную машину массой 13,2 т с алюминиевым корпусом рубочного типа, с пневматической подвеской и регулируемым с помощью гидравлического устройства клиренсом, с универсальными креслами для работы и десантирования с самолета. В корпусе размещается впереди отделение управления, в середине - транспортное отделение. В кормовом моторно-трансмиссионном отделении установлен силовой блок с оппозитным дизельным двигателем и гидромеханической трансмиссией с гидрообъемным механизмом поворота и два бортовых водометных движителя с рабочим колесом диаметром 340 мм. Бронетранспортер имеет высокие характеристики по грузоподъемности, проходимости и подвижности и высокие объемные и комфортные показатели внутри корпуса, существенно повышает мобильность и могущество подразделений воздушного и морского десанта при выполнении ими боевых задач. 3 з.п. ф-лы, 22 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к бронетанковой технике, преимущественно к технике воздушно-десантных войск и морского десанта.

Известен плавающий бронетранспортер многоцелевого назначения БТР-50П, созданный на базе танка ПТ-76 - см. А.П.Степанов «Плавающая бронетехника России», иллюстрированный справочник, Москва, ACT, Астрель, 2002 г., стр.59. На нем можно транспортировать десант в количестве 20 человек или пушку калибра 85 мм с расчетом на 2 человека. Другие варианты загрузки: автомобиль типа ГА3-69 и 7 человек десанта; три безоткатных орудия калибра 82 мм с 24 выстрелами к ним и 12 человек расчета; один миномет калибра 120 мм с 32 минами к нему и 6 человек расчета и др. Бронетранспортер может перевозить и другие военные грузы массой до 2 тонн.

В передней части стального броневого корпуса с жесткостным набором располагается рубка с высокими бортовыми листами до моторной перегородки, которая в машинах первых выпусков не имела броневой крыши и закрывалась съемным тентом. В последующих модификациях этого бронетранспортера рубка получила броневую крышу с верхними люками. В рубке размещалось отделение управления на 2 человека и десантное отделение. Слева на переднем лобовом листе рубки монтировалась небольшая неподвижная башня командира с приборами наблюдения, а по продольной оси машины - люк механика-водителя, закрываемый откидной крышкой.

В кормовой части корпуса размещается моторно-трансмиссионное отделение (МТО), на крыше которого закрепляются откидные аппарели для погрузки и разгрузки артиллерийских систем. В МТО устанавливается шестицилиндровый рядный дизельный двигатель В-6 мощностью 240 л.с., механическая трансмиссия и громоздкие бортовые водометные движители с рабочим колесом ⌀340 мм. Гусеничный движитель - шестиопорный на борт выполнен с торсионной подвеской и с гусеничными лентами с открытым металлическим шарниром.

Для обеспечения погрузки и разгрузки тяжелых грузов на машине имеется специальное погрузочное устройство, лебедка которого имеет привод от двигателя машины. Максимальное тяговое усилие лебедки составляет 14,7 кН.

Максимальная скорость движения машины по шоссе 44 км/ч, на воде 10,2 км/ч.

Машина имеет низкую максимальную и среднюю скорость движения на суше, не приспособлена к авиадесантированию парашютным способом, не имеет большого десантного люка для скрытого выхода из машины и механизма изменения клиренса машины, имеет недостаточные характеристики обитаемости машины по подаче свежего воздуха и подогреву.

Известен авиадесантируемый бронетранспортер БТР-Д - см. А.П.Степанов «Плавающая бронетехника России», стр.62, массой 8 тонн, с трансмиссионным отделением, расположенным в средней части машины, с противопульным бронированием из листов алюминиевого сплава, разработанный на базе БМД-1. Экипаж 1 человек, десант - 12 человек. Вооружение - два курсовых пулемета калибра 7,62 мм. По сравнению с базовой машиной БМД-1 с передним отделением управления корпус несколько удлинен, и на нем установлено по шесть опорных катков вместо пяти на каждом борту. Гусеничный движитель имеет гусеничные ленты с открытым металлическим шарниром, пневматическую подвеску с гидравлическим устройством изменения клиренса машины.

На машине в кормовом МТО установлен дизельный V-образный двигатель мощностью 240 л.с., сблоченный с 4-скоростной механической коробкой передач.

Для поворота используются бортовые фрикционы сухого трения. В качестве остановочных тормозов используются ленточные тормоза с чугунными накладками сухого трения.

Для обеспечения плава используются два малогабаритных бортовых водометных движителя с рабочим колесом ⌀340 мм.

Максимальные скорости движения бронетранспортера: по шоссе 61 км/ч, на воде 10 км/ч.

Грузоподъемность БТР-Д не более 1,4 тонн.

Машина имеет недостаточную грузоподъемность, ограниченный ресурс эксплуатации, недостаточный объем обитаемого пространства.

Известен многоцелевой бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ - см. А.П.Степанов «Плавающая бронетехника России», стр.63, массой 12,2 тонны. Экипаж - 2 человека, десант 11 человек. При использовании его как тягача он может буксировать прицеп массой до 6,5 тонн, имея нагрузку в корпусе до 2 тонн.

При движении без прицепа допускается перевозить в корпусе груз до 2,5 тонн. Водоизмещающий стальной корпус обеспечивает противопульное бронирование. Вооружение - один пулемет калибра 7,62 мм в башенке, смонтированный в передней части крыши корпуса по правому борту. Отделение управления для командира и механика-водителя располагается в передней части корпуса непосредственно за агрегатами трансмиссии машины. За отделением управления находится несколько смещенный к левому борту отсек для двигателя и его систем, стенки которого обеспечивают тепло-шумоизоляцию обитаемой части машины. Смещение двигателя от продольной оси транспортера позволяет образовать проход по правому борту из отделения управления в десантное (грузовое) отделение.

Двигатель - четырехтактный дизель мощностью 240 л.с. обеспечивает движение транспортера с максимальной скоростью по шоссе 61,5 км/ч. Перемещение по воде с максимальной скоростью 6 км/ч происходит за счет вращения гусениц транспортера. Перед преодолением водных преград поднимается волноотражательный щит, удлиняется воздухозаборная труба и на подкрылках в передней части транспортера устанавливаются гидродинамические щитки. Для удаления воды из корпуса установлен водооткачивающий насос.

Указанная гусеничная машина имеет грузовое отделение, значительно удаленное от отделения управления, что неудобно при эксплуатации машины, усложняет вопросы жизнеобеспечения и защиты экипажа и десанта от оружия массового поражения. Она не имеет системы изменения клиренса машины, которая существенно упрощает вопросы погрузки раненых и груза в машину. Машина имеет низкую скорость движения на плаву, не приспособлена к авиадесантированию, не имеет большого десантного люка для скрытого выхода из машины.

Указанные выше бронетранспортеры обладают существенными недостатками при использовании их для оказания помощи раненым при доставке с передовой линии боя и доставке грузов подразделениями воздушного и морского десанта. Они имеют недостаточные для современных условий технические и эксплуатационные характеристики, не соответствующие жестким требованиям по объемно-массовым характеристикам с учетом требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей военно-морского флота, преодолению больших водных преград.

Из указанных выше бронетранспортеров наиболее близким к предлагаемому изобретению техническим решением является бронетранспортер БТР-Д.

Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности и эксплуатационных характеристик бронетранспортера с выполнением требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ, быстрому преодолению больших водных преград.

Новизной предлагаемого изобретения является то, что бронетранспортер выполнен массой m, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью корпуса с установленным на нем гусеничным движителем, имеющим гусеницы с последовательными резинометаллическими шарнирами, с водометными движителями и эжекторами системы охлаждения двигателя, а габариты корпуса по длине и ширине выбраны с возможностью обеспечения характеристик машины по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и необходимой грузоподъемности и в нем:

корпус рубочного типа в передней и средней частях с высокими бортовыми листами до моторной перегородки, с плоской крышей выполнен в поперечном сечении с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками и скосами - усиленными боковыми реданами, в нижней части, с центральным продольным проемом в корме и наклонным люком для выхода экипажа к корме, с задней вертикальной стенкой и с носовой частью корпуса, снизу выполненной связанными между собой четырьмя поперечными листами, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под углом в линию, образованную верхним листом, а также имеет устройства для крепления средств десантирования, причем длины отделений управления, среднего отделения и моторно-трансмиссионного отделения соотносятся как 2,1:2:1,9;

на крыше корпуса сверху на погонном устройстве размещена башенка с автономной закрытой пулеметной установкой с пулеметом калибра 7,62 мм, с наружной системой питания, прицельным и приборным комплексами и осветителем, имеющая подъемный механизм, связанное с верхним погоном башенки универсальное сиденье командира-оператора и верхний люк;

в носовой части машины с тремя верхними люками в корпусе слева от кресла механика-водителя, размещенного по центру в корпусе машины и связанного через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса в положении «сидя», расположены два универсальных сиденья и распределительный кран гидросистемы ходовой части, справа от кресла механика-водителя расположены два универсальных сиденья, щит воздушной системы и прицел курсовой установки для стрельбы из личного оружия, причем кресла размещаются на возвышенном полике;

в среднем отделении по бортам машины в нижней части установлены откидывающиеся к борту двухместные боковые сиденья, по три на борт, которые состоят из основания, опирающегося на связанную с ним шарнирно подножку-стойку с фиксатором для установки в рабочем положении на днище корпуса машины, и связанной с ним шарнирно спинки с комплектом привязных ремней с замком, укладываемых в чехол в сложенном состоянии и закрепляемых отдельным ремнем, имеются кронштейны и съемные приспособления для установки и закрепления многоярусных носилок с ранеными вдоль обоих бортов машины, а также устройства для закрепления с помощью привязных ремней с замками различных грузов, например ящиков с боеприпасами, емкостей с жидкими веществами и прочего;

в среднем отделении сверху в центральной части размещены два продольных прямоугольных окна с крышками с шарнирами, в кормовой части слева расположен отсек с автономным энергоагрегатом, справа расположен короб воздуховода с выдвигающейся воздухозаборной трубой, с которой может соединяться труба для обеспечения забора воздуха при плаве в условиях волнения водной поверхности до трех баллов;

универсальные кресла для десантирования имеют сиденье и спинку с подголовником, которая связана со штангой, прикрепляемой в рабочем положении шарнирно к крыше корпуса, наклоняемой в десантном положении при отсоединенной связи с крышей корпуса растяжками, регулируемыми по длине с помощью резьбового соединения, при этом в десантном положении кресло устанавливается на упор, связанный с возвышенным поликом, и используются подпятники, установленные на возвышенном полике, а к боковым ограждениям кресел крепится привязная система десантирования;

система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой, расположенной в среднем отделении с правой стороны, снабжена воздуховодами с наконечниками, выполненными с возможностью направленной регулируемой подачи наружного очищенного воздуха в зону рабочих мест, при этом воздуховоды выполнены с возможностью подсоединения индивидуальных средств защиты органов дыхания, например полумасок, и снабжены дополнительным побудителем подачи воздуха, например вентилятором, подсоединенным последовательно к системе очистки;

в отделении управления и обитаемом среднем отделении на днище бронированного корпуса установлены электронагревательные устройства, состоящие из корпуса, имеющего крышку и входной воздушный патрубок, а также блока электронагревательных элементов, выполненных из плоских теплопроводящих тонкостенных алюминиевых трубок, электроизоляционных лент и углеграфитовой токопроводящей ткани, уложенной по обе плоские стороны трубок, и к омедненным концам которой припаяны электропровода, связанные через электрические разъемы с бортовой электрической сетью постоянного тока машины, причем электронагревательные элементы закреплены в трубных досках корпуса вплотную, и их плоские трубки связаны с внутренним пространством корпуса, входные воздушные трубки связаны воздуховодами с электровентиляторами, расположенными в обитаемом среднем отделении, при этом в электронагревательных устройствах в отделении управления крышка корпуса имеет жалюзи для выхода теплого воздуха, а в электронагревательном устройстве, расположенном под поликом в обитаемом среднем отделении, торец корпуса, противоположный входному патрубку, связан воздуховодами с обитаемым пространством;

в моторно-трансмиссионом отделении установлены расположенный вдоль оси машины на уменьшенном расстоянии от оси ведущих колес, например на расстоянии 280…300 мм от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес, оппозитный двигатель внутреннего сгорания с турбонаддувом, с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и сблоченный с ним центральный механизм передач и поворота, имеющий реверсивную гидромеханическую двухвальную коробку передач, в которой в редукторной части оси горизонтальных поперечных валов расположены в вертикальной плоскости, а переключение передач осуществляется фрикционными муфтами с дисками и гидравлическим приводом управления, и гидрообъемный механизм поворота дифференциального типа, связанный с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами планетарными бортовыми передачами валами, проходящими через сухие поперечно расположенные к продольной оси машины тоннели в заборных патрубках водометных движителей, при этом блокируемый гидротрансформатор, выполненный с осью вращения вдоль оси машины, и гидрообъемная передача механизма поворота расположены между редукторной частью коробки передач и кормовым листом корпуса машины, а двигатель и механизм передач и поворота имеют одинаковый размер по высоте от оси коленвала двигателя, например равный 390…400 мм, и над ними осуществляется выход десанта из машины в сторону кормы через люк, причем силовой блок-двигатель и механизм передач и поворота установлен на опоре двигателя на резиновых амортизаторах и на резиновых втулках на двух бугелях механизма передач и поворота и связан выхлопными коллекторами двигателя через металлические сильфоны с двойными шарнирами с эжекторами, приваренными к корпусу машины;

выполнена комбинированная система охлаждения, состоящая из двух расположенных по бортам эжекторов и двух параллельно установленных с ними в карманах корпуса машины высокооборотных вентиляторов центробежного типа, связанных через зубчатые передачи и гидравлические муфты с валами привода на водометные движители;

водометные движители с рабочим колесом диаметром 340 мм выполнены с подпружиненными заслонками, состоящими из двух параллельно установленных с зазором пластин, имеющих возможность от действия водяной струи поворачиваться относительно корпуса машины из закрытого положения в открытое положение на заданный угол от вертикали, и с бортовыми эжекционными откачивающими устройствами, а привод на водометы осуществляется от реверсивного вала коробки передач через зубчатые передачи и управляемые гидроприводом фрикционные муфты с дисками;

в отделении управления установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка с центральным щитком механика-водителя, на котором установлены основные контрольно-измерительные приборы, и с расположенными под удобным углом для восприятия глазами двумя боковыми щитками с дополнительной информацией, содержащая штурвал для поворота машины на суше и плаву, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота, позволяющими штурвалом осуществлять поворот машины на плаву после включения гидроприводом фрикционных муфт водометных движителей путем выключения одной из муфт, а для переключения передач установлен ручной механогидравлический привод, и параллельно к нему предусмотрена установка системы автоматического переключения передач, содержащая электронный блок управления и исполнительные электрогидравлические механизмы;

балансиры опорных односкатных катков установлены на боковых скосах-реданах, пятикаткового на борт корпуса машины, а пневматические рессоры подвески, расположенные внутри корпуса, имеющие гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с фиксируемыми положениями клиренса: минимальный, рабочий, максимальный, и с встроенным в каждую из пневморессор гидравлическим амортизатором, выполнены с отсечным клапаном, разъединяющим полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины, и предохранительным клапаном для предотвращения разрушения рессоры при гидроударе, с индивидуальным зарядным давлением газа и с нелинейной упругой характеристикой - зависимостью силы на оси опорного катка Рк от хода катка по вертикали Н, имеющей граничные значения 15…66,5 кН при 0…0,4 мм соответственно, а также с амортизатором, имеющим индивидуальную на каждый каток симметричную характеристику - зависимость усилия амортизатора, приведенного к оси опорного катка Ra, от скорости перемещения опорного катка Vк с граничными значениями 0…6,7 кН при 0…0,9 м/с соответственно и предохранительный клапан на прямом ходе для предотвращения разрушения рессоры при усилиях, выше граничных.

На фиг.1÷22 изображен предлагаемый бронетранспортер, представляющий собой многоцелевую быстроходную бронированную плавающую авиадесантируемую и авиатранспортируемую гусеничную машину для решения транспортных задач подразделений и частей воздушно-десантных войск и морского десанта.

На фиг.1 изображен вид слева спереди на бронетранспортер в походном положении.

На фиг.2 изображен вид слева спереди на корпус бронетранспортера.

На фиг.3 изображено отделение управления, вид сверху.

На фиг.4 изображено грузовое отделение, вид сверху.

На фиг.5 изображена башенка с пулеметной установкой, приборами наблюдения.

На фиг.6 изображено универсальное кресло командира-оператора в рабочем положении и десантном (штрих-пунктирные линии).

На фиг.7 изображено отделение управления машины, вид сбоку.

На фиг.8 изображено универсальное кресло десантника, вид а - рабочее положение, вид б - десантное положение.

На фиг.9 изображено транспортное сиденье.

На фиг.10 изображены кронштейны и приспособления для установки носилок с ранеными.

На фиг.11 изображена установка ящиков с боеприпасами.

На фиг.12 изображена установка ящиков с грузом и емкостей с жидкими веществами.

На фиг.13 изображена фильтровентиляционная установка и средства вентиляции.

На фиг.14 изображены средства обогрева.

На фиг.15 изображен вид слева на силовой блок.

На фиг.16 изображена кинематическая схема трансмиссии.

На фиг.17 изображен вид сбоку на правый водомет.

На фиг.18 изображена ходовая часть шасси.

На фиг.19 изображена пневматическая рессора с гидравлическим устройством изменения клиренса.

На фиг.20 показан общий вид электронагревательного устройства.

На фиг.21 показана электрическая схема подсоединения электронагревательных элементов к электрической бортовой цепи.

На фиг.22 показан общий вид электронагревательного элемента.

Предлагаемый бронетранспортер имеет шасси, в состав которого входят герметичный бронированный корпус, гусеничный движитель с обрезиненными опорными катками, связанными через балансиры с расположенными внутри корпуса шасси индивидуальными упругими элементами подвески, силовая установка с трансмиссией, взаимосвязанной с гусеничным движителем через сдающий механизм; вооружение; систему управления огнем с прицельным и приборным комплексами, рабочие места с креслами для сидения в рабочем положении.

Бронетранспортер выполнен массой m, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью корпуса 24 с установленным на нем гусеничным движителем, имеющим гусеницы 11 с последовательными резинометаллическими шарнирами, с водометными движителями 168, 178 и эжекторами 5, 9 системы охлаждения двигателя, а габариты корпуса 24 по длине и ширине выбраны с возможностью обеспечения характеристик машины по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и грузоподъемности.

На фиг.1:

1 - люк.

2 - антенна.

6, 7 - ящики для запасных частей, инструмента и принадлежностей.

14 - заслонка бортовой шаровой установки.

15 - смотровой прибор.

22 - волноотражательный щит.

23 - кронштейн для установки курсового пулемета.

На фиг.2:

25 - лист крыши.

26 - проем кормового люка.

27 - крышка воздухозаборного отсека.

28 - бак-крыша.

29 - съемный лист крыши.

30 - лист задний.

31 - отверстие для установки вентилятора.

32 - отверстие для водопроточной трубы.

33 - отверстие для бортового редуктора.

34 - крышка отсека электроагрегата.

35 - лист средний бортовой верхний.

36 - бортовой скос днища (редан).

37 - нижний бортовой лист.

α1, α2, α3, α4 - углы наклона нижних листов корпуса к горизонту.

Lк - длина корпуса.

Вк - ширина корпуса.

Нк - высота корпуса.

Н - высота корпуса в моторно-трансмиссионном отделении.

В бронетранспортере корпус 24 рубочного типа в передней и средней частях с высокими бортовыми листами 35 до моторной перегородки, с плоской крышей 25 выполнен в поперечном сечении с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками и скосами - усиленными боковыми реданами 36, в нижней части, с центральным продольным проемом 26 в корме и наклонным люком для выхода экипажа к корме, с задней вертикальной стенкой и с носовой частью корпуса, снизу выполненной связанными между собой четырьмя поперечными листами, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту - α1, α2, α3, α4, образующими ломанную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под углом в линию, образованную верхним листом, а также имеет устройства 8 для крепления средств десантирования.

В среднем отделении корпуса 24 сверху в центральной части размещены два продольных прямоугольных окна с крышками 3, 4 с шарнирами, в кормовой части слева расположен отсек с автономным энергоагрегатом, справа расположен короб воздуховода с выдвигающейся воздухозаборной трубой, с которой может соединяться труба для обеспечения забора воздуха при плаве в условиях волнения водной поверхности до трех баллов.

В корпусе 24 имеются устройства для закрепления средств десантирования, кронштейн 23 для универсальной курсовой установки, боковые амбразуры 50 для стрельбы из автомата, люк 21 механика-водителя, десантный кормовой люк. В кормовой части корпуса 24 расположены элементы приварных эжекторов 5, 9 и карманы для расположения привода вентиляторов 170, 176 системы охлаждения двигателя.

Предлагаемая машина имеет корпус 24 с отношением длины к ширине Lкк=1,92, в котором длины отделения управления, среднего отделения и моторно-трансмиссионного отделения соотносятся как 2,1:2:1,9.

На фиг.5:

52 - корпус башенки.

53 - прибор ТКН-ЗМБ с осветителем ОУ-ЗГА2.

54 - установка пулемета.

55 - система питания пулемета.

56-прибор ТНПТ-1.

57 - крышка люка.

58 - стопор башенки.

59 - прибор ТНПО-170А.

60 - прицел 1П67М.

61 - подъемный механизм.

На крыше корпуса 24 сверху на погонном устройстве размещена башенка 18 с автономной закрытой пулеметной установкой 54 с пулеметом 20 калибра 7,62 мм, с наружной системой питания 55, прицельным и приборным комплексами и осветителем 19, имеющая подъемный механизм 61, связанное с верхним погоном башенки универсальное сиденье 46 командира-оператора и верхний люк 17 с приборами заднего вида.

На фиг.6:

62 - палец.

63 - кронштейн крепления сиденья к башенке.

64 - гайка.

65 - растяжка.

66 - заголовник.

67 - спинка.

68 - основание.

69 - подножка.

На фиг.3:

38 - радиостанция Р-168-5УВ.

39 - радиостанция Р-168-25У.

40 - электрообогреватель.

41 - подножка.

42 - распределительный кран гидросистемы ходовой части.

43 - пульт механика-водителя.

44 - щиток пневмооборудования.

45 - универсальная курсовая установка для РПКС 74 (АКС 74, АСМ).

46 - универсальные сиденья.

47 - штурвал привода поворота.

48 - сиденье механика-водителя.

На фиг.7:

43 - приборный щиток.

47 - штурвал.

64, 75 - болты.

70, 73 - оси.

71 - кронштейн.

72 - штанга.

74 - кронштейн.

76 - упоры.

77 - полик.

78 - кронштейн сиденья.

В носовой части машины с тремя верхними люками 1, 21, 17 в корпусе 24 слева от кресла 48 механика-водителя расположены два универсальных сиденья 46 и распределительный кран 42 гидросистемы ходовой части, справа от кресла механика-водителя 48, размещенного по центру в корпусе 24 машины и связанного через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса в положении «сидя», расположены два универсальных сиденья 46, щит 44 воздушной системы и прицел курсовой установки для стрельбы из личного оружия. Универсальные кресла размещаются на возвышенном полике 77.

На фиг.4:

49 - сиденья для личного состава.

50 - бортовая шаровая установка.

51 - фильтровентиляционная установка.

На фиг.9:

90 - спинка.

91 - основание.

92 - палец.

93 - гайка стопорная.

94 - ножка-стойка.

На фиг.10:

95, 96, 98, 99, 103 - кронштейны.

97 - оттяжка.

100 - укладка для КИ4 и Роза МТ.

101 - чека.

102 - укладка для ДП-10-02.

104 - кронштейн подвесной.

105 - палец.

106 - санитарные носилки.

107, 108, 109 - санитарные ремни.

110 - каретка.

111 - замок.

112 - чека.

113 - ось.

114 - трубка.

115 - шайба ШЕ 3-6-П15.

Б - замок.

На фиг.11:

116 - ремень носовой.

117 - ремень правого борта.

118 - ремень кормовой.

119 - ремень промежуточный.

120 - замок.

121 - ремень оттяжной.

122 - серьга.

123 - скоба.

124 - палец.

125 - ручка замка.

126 - петли.

На фиг.12:

127 - ремень.

128 - замок.

129 - сетка.

130 - ремень вытяжной.

131 - аппарель правая.

132 - кронштейн.

133 - стяжка.

134 - аппарель левая.

135 - палец.

В среднем отделении по бортам машины в нижней части установлены откидывающиеся к борту двухместные боковые сиденья 49, по три на борт, которые состоят из основания 91, опирающегося на связанную с ним шарнирно ножку-стойку 94 с фиксатором для установки в рабочем положении на днище корпуса 24 машины, и связанной с ним шарнирно спинки 90 с комплектом привязных ремней с замком, укладываемых в чехол в сложенном состоянии и закрепляемых отдельным ремнем.

В этом отделении имеются кронштейны и съемные приспособления для установки и закрепления многоярусных носилок с ранеными вдоль обоих бортов машины, а также устройства для закрепления от перемещения с помощью привязных ремней с замками различных грузов, например ящиков с боеприпасами, емкостей с жидкими веществами и прочего. Емкости с жидкостью (бочки) устанавливаются и закрепляются в машине в вертикальном положении.

На фиг.8:

65 - растяжка.

66 - подголовник.

67 - спинка.

68 - основание.

69 - подножка.

77 - полик.

78 - привязная система.

79 - чехол.

80 - тяги.

81 - растяжка.

82 - штанга.

83, 84, 88 - кронштейны.

85 - регулировочная стяжка.

86 - вилка.

87 - зацеп привязной системы.

89 - тяга.

а - рабочее положение.

б - десантное положение.

Универсальные кресла для десантирования имеют сиденье и спинку 67 с подголовником 66, которая связана со штангой 82, прикрепляемой в рабочем положении шарнирно к крышке корпуса 24, наклоняемой в десантном положении при отсоединенной связи с крышей корпуса 24 растяжками 65, регулируемыми по длине с помощью резьбового соединения 85, при этом в десантном положении кресло устанавливается на упор, связанный с возвышенным поликом 77, и используются подпятники 69, установленные на возвышенном полике 77, а к боковым ограждениям кресел крепится привязная система 78 десантирования.

На фиг.13:

136, 153 - воздуховоды.

137 - клапанное устройство.

138 - конечный выключатель.

139 - рычаг.

140 - ниппельное кольцо.

141 - блок кассет.

142 - стопорное кольцо.

143 - фильтр-поглотитель ФПТ-200Б.

144 - предварительный фильтр ПФТ-200.

145 - стопорное кольцо предварительного фильтра.

146, 148 - гофрированные рукава.

147 - воздуховод соединительный.

149 - электровентилятор ДВ-400.

150 - клапан.

151 - воздуховод пылевыброса.

152 - нагнетатель.

Г - полость воздухозабора.

Система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой 51, расположенной в среднем отделении корпуса 24 с правой стороны, снабжена воздуховодами с наконечниками, выполненными с возможностью направленной регулируемой подачи наружного очищенного воздуха в зону рабочих мест, при этом воздуховоды выполнены с возможностью подсоединения индивидуальных средств защиты органов дыхания, например полумасок, и снабжены дополнительно побудителем подачи воздуха, например электровентилятором 149, подсоединенным последовательно к системе очистки.

Фильтровентиляционная установка (ФВУ) 51 предназначена для подачи воздуха, очищенного от пыли, радиоактивных и отравляющих веществ и бактериологических средств, в зоны рабочих мест обитаемых отделений и создания в них избыточного давления.

ФВУ состоит из нагнетателя 152, предварительного фильтра (фильтра тонкой очистки) 144, фильтра-поглотителя 143, воздуховодов и крепежных элементов.

Предварительный фильтр 144 предназначен для очистки воздуха от мелкодисперсной пыли и снятия пылевой нагрузки с фильтра-поглотителя 143.

Фильтр-поглотитель 143 предназначен для очистки воздуха от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериологических средств, а также для окончательной очистки воздуха от пыли.

На фиг.14:

154, 157 - электронагревательные устройства.

155 - рычаг клапанного устройства.

156 - клапанное устройство.

158 - соединитель с бортовой сетью.

159 - дефлектор.

160 - полик.

161 - электровентилятор ДВ-400.

162 - воздуховоды.

163 - балка-воздуховод.

Предлагаемый бронетранспортер содержит устройства обогрева рабочих мест.

В отделении управления и в обитаемом среднем отделении на днище бронированного корпуса 24 установлены электронагревательные устройства 154, 157, состоящие из корпуса 210, имеющего крышку 213 и входной воздушный патрубок 208, а также блока электронагревательных элементов, выполненных из плоских теплопроводящих тонкостенных алюминиевых трубок 212, электроизоляционных лент 215 и углеграфитовой токопроводящей ткани 214, уложенной на обе плоские стороны трубок 212, а к омедненным концам 216 которой припаяны электропровода 217, связанные через электрические разъемы 158 с бортовой электрической сетью постоянного тока машины. Электронагревательные элементы закреплены в трубных дисках 209 корпуса 210 вплотную и их плоские трубки 212 связаны с внутренним пространством корпуса 210. Корпус 210 крепится к бронированному корпусу 24 через кронштейны 211. Входные воздушные патрубки 208 связаны воздуховодами с электровентиляторами 161, расположенными в обитаемом среднем отделении. В электронагревательных устройствах в отделении управления крышка 213 корпуса 210 имеет жалюзи для выхода теплого воздуха. В электронагревательном устройстве 157, расположенном под поликом в обитаемом среднем отделении, торец корпуса 210, противоположный входному патрубку 208, связан воздуховодами с обитаемым пространством.

Электронагревательные устройства бронетранспортера работают совместно с электровентилятором в режиме рециркуляции.

Воздух из обитаемого среднего отделения электровентилятором подается по воздуховоду, уложенному под попиками в корпус 210 электронагревательного устройства 154.

Теплоотдача от нагретой углеграфитовой ткани 214 электронагревательных элементов осуществляется в поток воздуха, проходящего через трубки 212 электронагревательного устройства. В отделении управления из двух электронагревательных устройств 154 подогретый воздух через жалюзи в крышке 213 корпуса 210 выходит в обитаемое отделение и попадает к рабочим местам. Из третьего электронагревательного устройства 157 воздух через воздуховоды из-под поликов попадает в обитаемое пространство среднего отделения и к рабочим местам.

Малогабаритные электронагревательные элементы с большой общей поверхностью теплоотдачи, подсоединяемые к бортовой электрической сети по параллельной схеме, высокоэффективны в работе. Каждый электронагревательный элемент работает независимо от других элементов.

В конструкции отсутствуют металлические нагревательные элементы, отличная воздухопроницаемость, высокая износостойкость, негорючесть, стойкость к воздействиям влаги и активных сред, тепла и холода, полное сохранение работоспособности при механических повреждениях ткани (проколы, порезы).

В отделении управления установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка с центральным приборным щитком 43 механика-водителя, на котором установлены основные контрольно-измерительные приборы, и двумя боковыми приборными щитками с дополнительной информацией, расположенными под удобным углом для восприятия глазами. Рулевая колонка содержит штурвал 47 для поворота машины на суше и плаву, органы управления механизмом передач и поворота 166, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота 166, позволяющими штурвалом 47 осуществлять поворот машины на плаву после включения гидроприводом фрикционных муфт 169, 177 водометных движителей путем выключения одной из муфт.

Для переключения передач установлен ручной механогидравлический привод, и параллельно к нему предусмотрена установка системы автоматического переключения передач, содержащая электронный блок управления и исполнительные электрогидравлические механизмы.

В моторно-трансмиссионном отделении установлены оппозитный двигатель 164 внутреннего сгорания с турбонаддувом 165, с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и сблоченный с ним через картер центральный механизм передач и поворота 166 с выходными зубчатками 167.

На фиг.15:

Lдв - длина двигателя.

Lмпп - длина механизма передач и поворота.

Lбл - длина силового блока.

Нбл - высота силового блока.

А - межцентровое расстояние коробки передач.

А1 - расстояние от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес машины.

А2 - расстояние от оси коленвала двигателя до оси грузового вала механизма передач и поворота.

А3 - расстояние по высоте силового блока от оси коленвала двигателя.

Двигатель 164 расположен вдоль оси машины на уменьшенном расстоянии A1 от ведущих колес машины, например на расстоянии 280…300 мм от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес 10. Механизм передач и поворота 166 имеет реверсивную гидромеханическую двухвальную коробку передач, в которой в редукторной части оси горизонтальных поперечных валов 174, 184 расположены в вертикальной плоскости. Переключение передач осуществляется фрикционными муфтами 173 с дисками и гидравлическим приводом управления.

Гидрообъемный механизм поворота 182 дифференциального типа связан с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами 180, 185 планетарными бортовыми передачами 179, 187.

Привод к бортовым передачам 179, 187 осуществляется от механизма передач и поворота 166 валами 181, 186, проходящими через сухие поперечно расположенные к продольной оси машины тоннели в заборных патрубках 188 водометных движителей.

На фиг.17:

Lвд - длина водометного движителя.

Дрк - диаметр рабочего колеса.

177 - фрикционная муфта с дисками.

181 - выходной вал от механизма передач и поворота.

188 - заборный патрубок.

189 - редукторная часть водомета.

190 - рабочее колесо.

191 - направляющий аппарат.

192 - защитные пластины заслонки.

193 - водооткачивающие устройства.

Для осуществления плава в машине установлены водометы с рабочими колесами 190 диаметром 340 мм.

Водометные движители (ВД) 168, 178 осевого типа выполнены с подпружиненными заслонками, состоящими из двух параллельно установленных с зазором защитных пластин 192, имеющими возможность от действия водяной струи поворачиваться относительно корпуса 24 машины из закрытого положения в открытое на заданный угол от вертикали, с бортовыми эжекционными откачивающими устройствами 193, а привод на водометы осуществляется от реверсивного вала 174 коробки передач через зубчатые передачи и управляемые гидроприводом фрикционные муфты 169, 177 с дисками, расположенными в корпусах.

Гидротрансформатор 183 механизма передач и поворота 166 выполнен блокируемым, с возможностью подключения перед выстрелом, с осью вращения вдоль оси машины. Для лучшего охлаждения гидрообъемная передача механизма поворота 182 и гидротрансформатор 183 расположены между редукторной частью коробки передач и кормовым листом корпуса 24. Двигатель 164 и механизм передач и поворота 166 имеют одинаковый размер по высоте от оси коленвала двигателя А3, например, равный 390…400 мм. Над ними осуществляется выход десанта, погрузка и разгрузка груза из машины через люк в сторону кормы. Силовой блок-двигатель 164 и механизм передач и поворота 166 - установлен на опоре двигателя на резиновых амортизаторах и на резиновых втулках на двух бугелях картера 172 механизма передач и поворота. Выхлопные коллекторы двигателя 164 через металлические гофрированные сильфоны с двойными шарнирами связаны с приваренными к корпусу 24 машины эжекторами системы охлаждения.

В машине выполнена комбинированная система охлаждения, состоящая из двух эжекторов 5, 9, расположенных по бортам корпуса 24 и двух параллельно установленных с ними в карманах корпуса 24 машины высокооборотных вентиляторов 170, 176 центробежного типа, связанных через зубчатые передачи и гидравлические муфты 171, 175 с валами привода на водометные движители.

На фиг.18:

на виде а - вид сбоку, гидроцилиндр 194 механизма натяжения, колесо направляющее 16, каток поддерживающий 195, пневморессора 196, каток опорный 12, гусеница 11, колесо ведущее 10, длина опорной поверхности гусеницы L;

на виде б - поперечное сечение предлагаемой машины, пневматические рессоры 196, опорные катки 12, балансиры 13, блочные опоры 198, колея машины В.

На фиг.19:

197 - шток гидроцилиндра.

199 - клапан зарядный.

200 - пневмоцилиндр.

201 - гидрозамок.

202 - корпус.

203 - клапан отсечной автоматической разгрузки.

204 - клапан для предотвращения разрушения рессоры при гидроударе.

205 - клапан предохранительный.

206 - гидроамортизатор.

207 - гидроцилиндр.

Гусеничный движитель выполнен многоопорным - 5 катков на борт, с обрезиненными опорными односкатными катками 12, связанными через установленные на скосах корпуса 24 - усиленных бортовых реданах 36 корпуса 24, на блочных опорах 198 балансиры 13 и рычаги с расположенными внутри корпуса шасси индивидуальными пневматическими рессорами 196 подвески, с клапаном 204, предотвращающим разрушение пневморессоры 196 при гидроударе, с индивидуальным зарядным давлением и с нелинейной упругой характеристикой - зависимостью силы на оси опорного катка Рк от хода катка по вертикали Н, имеющей граничные значения 15…65,5 кН при 0…0,4 м соответственно. Установка опорного катка на блочной опоре 198 подвески упрощает монтаж и демонтаж узла.

Пневморессоры 196 имеют гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с фиксируемыми положениями клиренса: минимальный, рабочий, максимальный, и выполнены с отсечным клапаном 203, разъединяющим полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины.

В каждую из пневморессор 196 встроен гидравлический амортизатор 206, имеющий индивидуальную на каждый каток симметричную характеристику - зависимость усилия амортизатора, приведенного к оси опорного катка Ra, от скорости перемещения опорного катка Vк с граничными значениями 0…6,7 кН при 0…0,9 м/с соответственно, и предохранительный клапан 205, который служит на прямом ходе для предотвращения разрушения рессоры при усилиях, выше граничных.

В машине гусеницы 11 выполнены с последовательными резинометаллическими шарнирами и связаны с двигателем 164 силовой установки через ведущие колеса 10 гусеничного движителя и гидромеханическую трансмиссию, в которой фрикцион блокировки гидротрансформатора 183 перед выстрелом с ходу имеет возможность выключаться и передавать импульс от выстрела на двигатель 164 через гидротрансформатор 183.

Максимальная скорость движения машины на суше Vmax=71 км/ч, на плаву Vmax=10,5 км/ч. Масса машины с полной загрузкой до 13,2 тонны.

Машина предназначена для парашютного десантирования с самолетов типа ИЛ-76. Посадочным способом машина может авиадесантироваться с вертолетов типа МИ-26.

Машина работает в горах на высоте 3000 м, оперативно маскируется и легко передвигается не только по шоссе, но и по глубокому снегу, пескам, болоту. Грузоподъемность машины 2 тонны.

Вместимость машины - 15 человек, экипаж 2 человека. В машине созданы комфортные условия для работы и транспортирования людей.

Предлагаемый бронетранспортер производит стрельбу из пулеметной установки с пулеметом калибра 7,62 мм, из личного оружия членов экипажа автоматов АК74 и АСМ через бортовые и кормовую шаровые установки и пулемета РПКС 74 калибра 5,45 мм и автоматов АКС 74 и АСМ с курсовой установки 45 при движении быстроходной машины по пересеченной местности в различных условиях, с места с закрытых позиций и при осуществлении плава. При движении по суше и воде стрельба осуществляется в любом направлении. Стрельба может производиться на рабочем, минимальном (подрессоривание выключено) и максимальном клиренсе. При выстреле импульс передастся через пневматические рессоры 196 с индивидуальным амортизатором, энергоемкость которых в 1,4 раза выше, чем энергоемкость торсионной подвески с аналогичной массой.

В случае сравнения систем подрессоривания при относительно равных массах изделий, ударных импульсах и инерционных параметрах предлагаемая схема ходовой части с использованием пневматической подвески с гидравлическим амортизатором в сравнении с торсионной подвеской позволяет обеспечить более комфортные условия обитания членов экипажа и повысить живучесть узлов и деталей.

За счет оптимального увеличения геометрических размеров и полезных объемов и массы машины в предлагаемом техническом решении обеспечивается возможность повышения грузоподъемности до 2 тонн, десантирования всего экипажа внутри машины, увеличения бронезащиты и полезного объема для размещения дополнительно боеприпасов.

Применение компактного силового блока с оппозитным двигателем и гидромеханической трансмиссией с гидрообъемной передачей в механизме поворота, а также гидропневматической подвеской и усиленной ходовой гусеницей с последовательными резинометаллическими шарнирами существенно повышает долговечность и надежность работы машины, увеличивает гарантийную наработку, ресурс эксплуатации, а также повышает подвижность и проходимость машины в тяжелых условиях движения и по слабым грунтам, комфортность при движении на машине при максимальной скорости до 71 км/ч и средней скорости по сухой грунтовой дороге до 50…55 км/ч. Связанные с верхней частью корпуса рабочие сиденья предохраняют и защищают членов экипажа от минного подрыва днища корпуса.

Бронетранспортер предназначен для того, чтобы транспортировать раненых, перевозить личный состав и различные грузы в составе ВДВ и сил морского десанта.

В предлагаемой военной гусеничной машине существенно повышаются эффективность, удобство в эксплуатации, надежность и электробезопасность коллективных средств обогрева рабочих мест и обитаемого пространства, что особенно важно в боевых машинах десанта, бронетранспортерах, медицинских машинах и т.д.

Эффективность и эксплуатационные характеристики многоцелевого бронетранспортера с высокой маневренностью и проходимостью для решения транспортных задач с выполнением требований по авиатранспортированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ, преодолению больших водных преград в сравнении с прототипом существенно повышаются, причем десантирование экипажа и грузов внутри бронетранспортера обеспечивается на парашютной системе с применением новых бесплатформенных средств десантирования.

1. Плавающий десантируемый гусеничный бронетранспортер, содержащий шасси, включающее герметичный бронированный корпус, гусеничный движитель с обрезиненными опорными катками, связанными через балансиры с расположенными внутри корпуса шасси индивидуальными упругими элементами подвески, и силовую установку с трансмиссией, взаимосвязанной с гусеничным движителем через сдающий механизм, вооружение, систему управления огнем с прицельным и приборным комплексами, рабочие места с креслами, отличающийся тем, что он имеет массу, равную массе воды, вытесняемой водоизмещающей частью корпуса машины с гусеничным движителем, имеющим гусеницы с последовательными резинометаллическими шарнирами, с водометными движителями и эжекторами системы охлаждения двигателя, причем корпус выполнен рубочного типа в передней и средней частях с высокими бортовыми листами до моторной перегородки, в поперечном сечении - с плоской крышей с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками и скосами, усиленными боковыми реданами, в нижней части - с центральным продольным проемом в корме и наклонным люком для выхода экипажа к корме, и с задней вертикальной стенкой и носовой частью корпуса, снизу выполненной связанными между собой четырьмя поперечными листами, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под углом в линию, образованную верхним листом, а также имеет устройства для крепления средств десантирования, а длины отделений управления, среднего отделения и моторно-трансмиссионного отделения соотносятся как 2,1:2:1,9, при этом на крыше корпуса сверху на погонном устройстве размещена башенка с автономной закрытой пулеметной установкой с пулеметом калибра 7,62 мм, с наружной системой питания, прицельным и приборным комплексами и осветителем, имеющая подъемный механизм, универсальное сиденье командира-оператора, связанное с верхним погоном башенки, и верхний люк, а в носовой части машины с тремя верхними люками в корпусе слева от кресла механика-водителя, размещенного по центру в корпусе машины и связанного через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса в положении «сидя», расположены два универсальных сиденья командира-оператора и распределительный кран гидросистемы ходовой части, справа от кресла механика-водителя расположены два универсальных сиденья командира-оператора, щит воздушной системы и прицел курсовой установки для стрельбы из личного оружия, причем кресла размещаются на возвышенном полике, при этом в среднем отделении по бортам машины в нижней части установлены откидывающиеся к борту двухместные боковые сиденья, по три на борт, которые состоят из основания, опирающегося на связанную с ним шарнирно ножку-стойку с фиксатором для установки в рабочем положении на днище корпуса машины, и связанной с ним шарнирно спинки с комплектом привязных ремней с замком, укладываемых в чехол в сложенном состоянии и закрепляемых отдельным ремнем, имеются кронштейны и съемные приспособления для установки и закрепления многоярусных носилок для раненых вдоль обоих бортов машины, а также устройства для закрепления от перемещения с помощью привязных ремней с замками различных грузов, например ящиков с боеприпасами и емкостей с жидкими веществами, а в среднем отделении сверху в центральной части размещены два продольных прямоугольных окна с крышками с шарнирами, в кормовой части слева расположен отсек с автономным энергоагрегатом, справа расположен короб воздуховода с выдвигающейся воздухозаборной трубой, с которой может соединяться труба для обеспечения забора воздуха на плаву в условиях волнения водной поверхности до трех баллов, причем универсальные кресла для десантирования имеют сиденье и спинку с подголовником, которая связана со штангой, прикрепляемой в рабочем положении шарнирно к крыше корпуса, наклоняемой в десантном положении при отсоединенной связи с крышей корпуса растяжками, регулируемыми по длине с помощью резьбового соединения, при этом в десантном положении кресло устанавливается на упор, связанный с возвышенным поликом, и используются подпятники, установленные на возвышенном полике, а к боковым ограждениям кресел крепится привязная система десантирования, система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой, расположенной в среднем отделении с правой стороны, снабжена воздуховодами с наконечниками, выполненными с возможностью направленной регулируемой подачи наружного очищенного воздуха в зону рабочих мест, при этом воздуховоды выполнены с возможностью подсоединения индивидуальных средств защиты органов дыхания и снабжены дополнительным побудителем подачи воздуха, подсоединенным последовательно к системе очистки, причем в отделении управления и обитаемом среднем отделении на днище бронированного корпуса установлены электронагревательные устройства, состоящие из корпуса, имеющего крышку и входной воздушный патрубок, а также блока электронагревательных элементов, выполненных из плоских теплопроводящих тонкостенных алюминиевых трубок, электроизоляционных лент и углеграфитовой тонкопроводящей ткани, уложенной по обе плоские стороны трубок, и к омедненным концам которой припаяны электропровода, связанные через электрические разъемы с бортовой электрической сетью постоянного тока машины, причем электронагревательные элементы закреплены в трубных досках корпуса вплотную, и их плоские трубки связаны с внутренним пространством корпуса, входные воздушные трубки связаны воздуховодами с электровентиляторами, расположенными в обитаемом среднем отделении, при этом в электронагревательных устройствах в отделении управления крышка корпуса имеет жалюзи для выхода теплого воздуха, а в электронагревательном устройстве, расположенном под поликом в обитаемом среднем отделении, торец корпуса, противоположный входному патрубку, связан воздуховодами с обитаемым пространством, причем в моторно-трансмиссионном отделении установлены входящие в силовой блок двигатель внутреннего сгорания с турбонаддувом и эжекторно-вентиляторной системой охлаждения, оппозитно расположенный вдоль оси машины на расстоянии от оси ведущих колес его привалочной плоскости 280-300 мм, и сблоченный с ним центральный механизм передач и поворота, имеющий реверсивную гидромеханическую двухвальную коробку передач, в которой в редукторной части оси горизонтальных поперечных валов расположены в вертикальной плоскости, а переключение передач осуществляется фрикционными муфтами с дисками и гидравлическим приводом управления, и гидрообъемный механизм поворота дифференциального типа, связанный с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами планетарными бортовыми передачами валами, проходящими через сухие поперечно расположенные к продольной оси машины тоннели в заборных патрубках водометных движителей, при этом блокируемый гидротрансформатор, выполненный с осью вращения вдоль оси машины, и гидрообъемная передача механизма поворота расположены между редукторной частью коробки передач и кормовым листом корпуса машины, а двигатель и механизм передач и поворота имеют одинаковый размер по высоте от оси коленвала двигателя, и над ними расположен выход боевого расчета из машины в сторону кормы через люк, причем силовой блок-двигатель и механизм передач и поворота установлены на опоре двигателя на резиновых амортизаторах и на резиновых втулках - на двух бугелях механизма передач и поворота, а выхлопные коллекторы двигателя через металлические гофрированные сильфоны с двойными шарнирами связаны с приваренными к корпусу машины эжекторами системы охлаждения, при этом система охлаждения выполнена комбинированной и состоит из двух расположенных по бортам эжекторов и двух параллельно установленных с ними в карманах корпуса машины высокооборотных вентиляторов центробежного типа, связанных через зубчатые передачи и гидравлические муфты с валами привода на водометные движители, а водометные движители с рабочим колесом диаметром 340 мм выполнены с подпружиненными заслонками, состоящими из двух параллельно установленных с зазором пластин, имеющих возможность от действия водяной струи поворачиваться относительно корпуса машины из закрытого положения в открытое положение на заданный угол от вертикали, и с бортовыми эжекционными откачивающими устройствами, а привод на водометы осуществляется от реверсивного вала коробки передач через зубчатые передачи и управляемые гидроприводом фрикционные муфты с дисками, при этом в отделении управления установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка с центральным щитком механика-водителя, на котором установлены основные контрольно-измерительные приборы, и с расположенными под удобным для восприятия глазами углом двумя боковыми щитками с дополнительной информацией, содержащая штурвал для поворота машины на суше и плаву, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота, позволяющими штурвалом осуществлять поворот машины на плаву после включения гидроприводом фрикционных муфт водометных движителей путем выключения одной из муфт, а для переключения передач установлен ручной механогидравлический привод и параллельно к нему предусмотрена установка системы автоматического переключения передач, содержащая электронный блок управления и исполнительные электрогидравлические механизмы, причем балансиры пяти на борт опорных односкатных катков установлены на боковых скосах-реданах корпуса машины, а пневматические рессоры-подвески, расположенные внутри корпуса, имеющие гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с фиксируемыми минимальным, рабочим и максимальным положениями клиренса, и с встроенным в каждую из пневморессор гидравлическим амортизатором, выполнены с отсечным клапаном, разъединяющим полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины, и предохранительным клапаном для предотвращения разрушения рессоры при гидроударе с индивидуальным зарядным давлением газа и с нелинейной упругой характеристикой, определяемой зависимостью силы на оси опорного катка Рк от хода катка по вертикали Н, имеющей граничные значения 15…66,5 кН при 0…0,4 мм соответственно, а также с амортизатором, имеющим индивидуальную на каждый каток симметричную характеристику, определяемую зависимостью усилия амортизатора, приведенного к оси опорного катка Ra, от скорости перемещения опорного катка Vк с граничными значениями 0…6,7 кН при 0…0,9 м/с соответственно, и с предохранительным клапаном на прямом ходе для предотвращения разрушения рессоры при усилиях выше граничных.

2. Бронетранспортер по п.1, отличающийся тем, что двигатель и механизм передач и поворота выполнены размером по высоте от оси коленвала двигателя, равным 390…400 мм.

3. Бронетранспортер по п.1, отличающийся тем, что индивидуальные средства защиты органов дыхания выполнены в виде полумасок.

4. Бронетранспортер по п.1, отличающийся тем, что дополнительный побудитель подачи воздуха выполнен в виде электровентилятора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вооружения, а именно к орудию танка и танку. .

Изобретение относится к башням танков и может быть использовано на новых или для модернизации старых танках. .

Изобретение относится к области бронетанковой техники, а конкретно к автоматическим механизмам заряжания пушки танка, и может быть использовано при разработке новых образцов техники и для модернизации ранее выпущенных.

Изобретение относится к области бронетанковой техники, а конкретно к устройствам, обеспечивающим автоматическое заряжание танковой пушки. .

Изобретение относится к области бронированной транспортной техники, а именно к бронекорпусам транспортных средств, предназначенных для перевозки личного состава и ценных грузов.

Изобретение относится к области бронетанковой техники, а конкретно к автоматам заряжания танковой пушки, устанавливаемым в забашенных транспортно-заряжающих контейнерах современных танков, и может использоваться при разработке новых танков или их модернизации.

Изобретение относится к области вооружения и военной техники. .

Изобретение относится к средствам подготовки к хранению вооружения и военной техники, имущества и запасных частей в защитной среде. .

Изобретение относится к средствам установки минных заграждений, а именно к транспортно-пусковым контейнерам мобильных систем дистанционного минирования

Изобретение относится к области конструкции боевых отделений (БО) объектов бронетанковой техники

Изобретение относится к методам регистрации яркостных точек и может быть использовано для защиты бронетанковой техники

Изобретение относится к оборонной промышленности и может быть использовано для совершенствования уже известных конструкций танка

Изобретение относится к бронемашине с щитообразной броней днища и боковой защитой в зоне расположения колес

Изобретение относится к военной технике

Изобретение относится к военной технике, в частности к артиллерийским установкам

Изобретение относится к области бронетанковой техники, конкретнее к оборудованию для подводного вождения танка
Наверх