Разведывательная химическая машина

Разведывательная химическая машина предназначена для ведения радиационной, химической и биологической разведки подразделениями воздушного и морского десанта в случае применения оружия массового поражения, особенно в регионах с преобладанием низких температур. Разведывательная химическая машина представляет собой легкую бронированную плавающую авиатранспортируемую и авиадесантируемую вместе с членами боевого расчета гусеничную машину массой до 13,2 тонны с алюминиевым корпусом и приваренной к нему сверху рубкой, с пневматической подвеской и регулируемым с помощью гидравлического устройства клиренсом, с автономной закрытой пулеметной установкой в поворачивающейся башенке, с комплектом штатного специального оборудования для ведения разведки, с унифицированными креслами для работы и десантирования с самолета. Машина имеет силовой блок с оппозитным дизельным двигателем и гидромеханической трансмиссией с гидрообъемным механизмом поворота. Боевая машина имеет высокие характеристики по подвижности, высокие объемные показатели внутри корпуса и рубки, минимальную массу, существенно повышает мобильность и могущество подразделений воздушного и морского десанта при выполнении ими различных боевых задач в случае применения оружия массового поражения. 3 з.п. ф-лы, 18 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к специальной бронетанковой технике, преимущественно к специальным разведывательным химическим машинам для воздушно-десантных войск, сухопутных войск и военно-морского флота.

Известна колесная машина радиационной и химической разведки РХМ-4-01 (см. «Оружие России, 2000» стр.229, Москва, издательский дом «Военный парад»), предназначенная для ведения радиационной и химической разведки в сложных топографических, метеорологических и ночных условиях при преодолении естественных и искусственных препятствий, водных преград. Машина выполнена на базе плавающего бронетранспортера БТР-80 и используется подразделениями сухопутных войск.

В состав машины входят:

1. Вооружение:

- пулемет КП ВТ, калибр 14,5 мм - 1 шт.;

- пулемет ПКТ, калибр 7,62 мм - 1 шт.

2. Специальное оборудование:

- измеритель мощности дозы ИМД-21Б (ИМД-1p) - 1 шт.;

- измеритель мощности дозы ДП-5В - 1 шт.;

- газосигнализатор автоматический ГСА-13 - 1 шт.;

- войсковой прибор химической разведки ВПХР - 1 шт.;

- полуавтоматический газораспределитель ПГО-11 - 1 шт.;

- радиостанция Р-173М (Р-123М)-1 шт.;

- устройство переговорное Р-174 (Р-124) - 1 шт.;

- прибор ночного видения - 1 шт.;

- танковая навигационная аппаратура ТНА-4-4 - 1 шт.;

- комплект приспособлений для отбора проб КПО-1 - 1 шт.;

- комплект знаков ограждения К30-2 - 6 шт.;

- метеокомплект МК-3М - 1 шт.;

- установка для запуска сигналов химической тревоги с пультом управления - 1 шт.

Масса машины в боевом положении - 13,5 т.

Скорость ведения разведки, км/ч:

- радиационной до 30;

- химической до 10.

Время суммарной работы машины без пополнения расходными комплектами индикаторных средств - 24 ч.

Максимальная скорость, км/ч:

- по шоссе 80;

- на плаву 9.

Боевой расчет - 3 чел.

Известен комплекс дистанционной химической разведки КДХР-1н (см. «Оружие России 2000», стр.228, Москва, издательский дом «Военный парад»), предназначенный для дистанционного обнаружения зараженности приземного слоя атмосферы аэрозолями отравляющих веществ (ОВ).

Комплекс обеспечивает обнаружение и определение координат и линейных размеров облаков аэрозолей с выдачей сигналов тревоги и передачей их в систему оповещения, а также ведение наземной радиационной и химической разведки. Размещен на плавающем бронированном гусеничном шасси МТ-ЛБу.

Состав комплекса:

- лазерный локатор;

- приборы радиационной и химической разведки (измеритель мощности дозы ИМД-21Б, газосигнализатор автоматический ГСА-12, полуавтоматический газораспределитель ПГО-11, комплект приспособлений для отбора проб КПО-1);

- приборы навигации и связи (ТНА-4-6, Р-123 и Р-171);

- средства индивидуальной и коллективной защиты;

- аппаратура передачи данных.

Основные характеристики:

Площадь дистанционного контроля приземного слоя атмосферы за время кругового обзора - до 75 км2.

Время:

- кругового обзора - 60 с;

- работы в режиме автоматического обзора - 130 ч.;

- выдачи сигнала и информации - 2 с;

- выдачи измеренных координат облака ОВ в топографической системе координат с момента его обнаружения - 10 с;

- непрерывной работы комплекса после 500 км марша без дозаправки - 3 ч.

Диапазон углов сканирования по азимуту 0÷360 град.

Скорость сканирования пространства - 6 град/с.

Рабочий диапазон углов места - от -3 до +70 град.

Погрешность измерения параметров по дальности и глубине ±30 м.

Боевой расчет - 3 чел.

Разработанная на базе плавающего гусеничного бронетранспортера БТР-50П боевая химическая машина 80 /СТ-1/ имеет двухтонную емкость для осуществления дегазационных работ. Максимальная скорость машины на суше 44 км/ч, на плаву 10 км/ч.

На базе среднего танка Т-72 разработана и изготовлена машина радиационной и химической разведки «Берлога». См. С.Устьянцев, Д.Колмаков «Боевые машины Уралвагонзавода, танк Т-72», стр.132, Нижний Тагил, Издательский дом «Медиа-Принт», 2004 г.

Известна разведывательная химическая машина РХМ-2С, предназначенная для радиационной, химической и биологической разведки в случае применения оружия массового поражения, особенно в регионах с преобладанием низких температур. Возможно также использование ее с аналогичной целью на аварийных предприятиях химической, атомной и микробиологической промышленности.

Базовое шасси РХМ-2С - малогабаритный гусеничный плавающий бронированный транспортер-тягач ГТ-МУ производства автозавода г.Заволжье Нижегородской области. Полная масса 5,9 т, вооружение - гранатомет РПГ-18, ручные гранаты Ф-1, боевой расчет - 4 человека. Максимальная скорость машины при движении по шоссе 55 км/ч, при движении на плаву с включенными гусеничными лентами 6 км/ч. Машина имеет автомобильный двигатель, механическую трансмиссию, торсионную подвеску.

В состав специального оборудования входят приборы:

- химической разведки - ВПХР, ППХР, ГСА-12;

- радиационной разведки - ДП-3Б, ДП-5В;

- радиационной и химической разведки - ПРХР;

- биологической разведки - АСП;

комплекты:

- отбора проб - КПО-1;

- знаков ограждения К30-2;

- средства радиосвязи - Р-123М, Р-124.

Скорость ведения радиационной разведки 30 км/ч, скорость ведения химической и биологической разведки 5 км/ч, кратность ослабления гамма-излучения 2,6…4.

Указанные легкие плавающие бронированные гусеничные машины обладает недостаточными эксплуатационными характеристиками при использовании их в воздушно-десантных войсках. С точки зрения удобства эксплуатации они не вписываются в ряд семейства боевых машин воздушно-десантных войск. Наиболее близкая к предлагаемому техническому решению машина РХМ-2С имеет ограниченные внутренние объемы пространства для работы боевого расчета и размещения оборудования. Она не может десантироваться вместе с боевым расчетом внутри машины с самолета. По подвижности и преодолению больших водных преград указанная машина существенно уступает боевым машинам воздушно-десантных войск. К тому же она имеет недостаточное для современных условий боевых действий бронирование корпуса.

Она имеет:

1. Недостаточную долговечность, ограниченный срок эксплуатации - гарантийный и до капитального ремонта.

2. Недостаточную грузоподъемность.

3. Сиденья рабочих мест в корпусе непосредственно связаны в ней с тонкобронным днищем и подвержены минному подрыву.

Машина имеет недостаточные для современных условий функциональные возможности, огневое могущество и мобильность, ограничиваемые жесткими требованиями по объемно-массовым характеристикам с учетом требований по авиатраспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей военно-морского флота, быстрому преодолению больших водных преград.

Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности и эксплуатационных характеристик бронированной гусеничной разведывательной химической машины с обеспечением необходимых объемов пространства для рабочих мест при длительном пребывании боевого расчета в зараженной местности и с выполнением требований по авиатранспортабельности, авиадесантированию, десантированию с десантных кораблей военно-морского флота, быстрому преодолению больших водных преград.

Новизной предлагаемого изобретения является то, что бронированная плавающая гусеничная разведывательная химическая машина выполнена массой m, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью корпуса с установленным на ней гусеничным движителем, имеющим гусеницы с резинометаллическими шарнирами, с водометными движителями и эжекторами системы охлаждения, а габариты корпуса шасси по длине и ширине выбраны с возможностью обеспечения характеристик шасси по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и размещению рабочего места механика-водителя по центру в корпусе шасси в рабочем кресле, связанном через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса в положении «сидя», и универсальных сидений для работы и десантирования боевого расчета и в ней:

корпус выполнен в поперечном сечении с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками и скосами, усиленными боковыми реданами в нижней части, с центральным продольным проемом в корме и наклонным люком для выхода боевого расчета к корме, с задней вертикальной стенкой, с носовой частью корпуса, снизу выполненной связанными между собой тремя поперечными листами, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под острым углом в ломаную вогнутую наружную линию, выполненную из двух листов, расположенных в продольном сечении под малым и большим углами к горизонту соответственно, и средней частью, на которой устанавливается многогранная рубка с плоской крышей длиной Lp=1,95…2 м, шириной Вр=2,1…2,2 м и высотой Нр=0,34…0,35 м над крышей корпуса, сваренная из броневых листов и приваренная к корпусу, в которой размещаются члены боевого расчета и штатное специальное оборудование с приборами химической, радиационной и биологической разведки и комплектами отбора проб и знаков ограждения, а также с устройствами в корпусе для крепления средств десантирования;

в рубке выполнены заборные и выходные отверстия для взятия воздушных и аэрозольных проб из атмосферы, связанные через электровоздушные клапаны и трубки с приборами химической, радиационной и биологической разведки;

на крыше рубки сверху на погонном устройстве размещена башенка с автономной закрытой пулеметной установкой с пулеметом калибра 7,62 мм, с наружной системой питания, прицельным и приборным комплексами и осветителем, имеющая подъемный механизм, связанное с верхним погоном башенки универсальное сиденье командира-оператора и верхний люк;

в отделении управления с тремя верхними люками в корпусе слева от механика-водителя расположены два универсальных сиденья и справа на борту расположены на кронштейнах баллоны танкового дегазационного комплекта;

в среднем отделении слева расположено универсальное сиденье старшего химика, справа перед универсальным сиденьем командира расположена установка координатора навигационной аппаратуры, за сиденьями расположены емкости для питьевой воды, дополнительный радиоприемник с независимой частотой работы и приборная секция с приборами и устройствами химической, радиационной и биологической разведки и комплектами отбора проб и знаков ограждения, а в правой бортовой нише расположена фильтровентиляционная установка с системой раздачи очищенного воздуха к индивидуальным средствам защиты членов экипажа;

система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой с нагнетателем, предварительным фильтром и фильтром-поглотителем снабжена воздуховодами с наконечниками, выполненными с возможностью направленной регулируемой подачи наружного очищенного воздуха в зону рабочих мест, при этом воздуховоды выполнены с возможностью подсоединения индивидуальных средств защиты органов дыхания, например полумасок, и снабжены дополнительным побудителем подачи воздуха, например электровентилятором, подсоединенным последовательно к системе очистки;

на полу отделения управления и среднего отделения под ногами членов боевого расчета устанавливаются защитные противорадиационные экраны;

универсальные кресла для десантирования боевого расчета внутри машины имеют сиденье и спинку с подголовником, которая связана со штангой, прикрепляемой в рабочем положении шарнирно к крыше корпуса, наклоняемой в десантном положении при отсоединенной связи с крышей корпуса и удерживаемой в этом положении связанными с корпусом растяжками, регулируемыми по длине с помощью резьбового соединения, при этом в десантном положении кресло устанавливается на упор, связанный с корпусом, и используются подпятники, установленные на корпусе машины, а к боковым ограждениям кресел крепится привязная система десантника;

в моторно-трансмиссионом отделении установлены расположенный вдоль оси машины на уменьшенном расстоянии от оси ведущих колес, например на расстоянии 280÷300 мм от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес, оппозитный двигатель внутреннего сгорания с турбонаддувом, с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и сблоченный с ним центральный механизм передач и поворота, имеющий реверсивную гидромеханическую двухвальную коробку передач, в которой в редукторной части оси горизонтальных поперечных валов расположены в вертикальной плоскости, а переключение передач осуществляется фрикционными муфтами с дисками и гидравлическим приводом управления, и гидрообъемный механизм поворота дифференциального типа, связанный с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами планетарными бортовыми передачами валами, проходящими через сухие поперечно расположенные к продольной оси машины тоннели в заборных патрубках водометных движителей, при этом блокируемый гидротрансформатор, выполненный с осью вращения вдоль оси машины, и гидрообъемная передача механизма поворота расположены между редукторной частью коробки передач и кормовым листом корпуса машины, а двигатель и механизм передач и поворота имеют одинаковый размер по высоте от оси коленвала двигателя, например, равный 390…400 мм, и над ними осуществляется выход боевого расчета из машины в сторону кормы через люк, причем силовой блок - двигатель и механизм передач и поворота установлен на опоре двигателя на резиновых амортизаторах и на резиновых втулках на двух бугелях механизма передач и поворота и связан выхлопными коллекторами двигателя через металлические сильфоны с двойными шарнирами с эжекторами, приваренными к корпусу машины;

в ней выполнена комбинированная система охлаждения, состоящая из двух расположенных по бортам эжекторов и двух параллельно установленных с ними в карманах корпуса машины высокооборотных вентиляторов центробежного типа, связанных через зубчатые передачи и гидравлические муфты с валами привода на водометные движители;

водометные движители с рабочим колесом ⌀ 340 мм выполнены с подпружиненными заслонками, состоящими из двух параллельно установленных с зазором пластин, имеющих возможность от действия водяной струи поворачиваться относительно корпуса машины из закрытого положения в открытое положение на заданный угол от вертикали, и с бортовыми эжекционными откачивающими устройствами, а привод на водометы осуществляется от реверсивного вала коробки передач через зубчатые передачи и управляемые гидроприводом фрикционные муфты с дисками;

в отделении управления установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка с центральным щитком механика-водителя, на котором установлены основные контрольно-измерительные приборы, и с расположенными под удобным углом для восприятия глазами двумя боковыми щитками с дополнительной информацией, содержащая штурвал для поворота машины на суше и плаву, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота, позволяющими штурвалом осуществлять поворот машины на плаву после включения гидроприводом фрикционных муфт водометных движителей путем выключения одной из муфт, а для переключения передач установлен ручной механогидравлический привод и параллельно к нему предусмотрена установка системы автоматического переключения передач, содержащая электронный блок управления и исполнительные электрогидравлические механизмы;

балансиры опорных односкатных катков установлены на боковых скосах-реданах пятикаткового на борт корпуса машины, а пневматические рессоры подвески, расположенные внутри корпуса, имеющие гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с фиксируемыми положениями клиренса: минимальный, рабочий, максимальный, и с встроенным в каждую из пневморессор гидравлическим амортизатором, выполнены с отсечным клапаном, разъединяющим полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины, и предохранительным клапаном для предотвращения разрушения рессоры при гидроударе, с индивидуальным зарядным давлением газа и с нелинейной упругой характеристикой - зависимостью силы на оси опорного катка Pк от хода катка по вертикали Н, имеющей граничные значения 15…66,5 кН при 0…0,4 мм соответственно, а также с амортизатором, имеющим индивидуальную на каждый каток симметричную характеристику - зависимость усилия амортизатора, приведенного к оси опорного катка Ra, от скорости перемещения опорного катка Vк с граничными значениями 0…6,7 кН при 0…0,9 м/с соответственно и предохранительный клапан на прямом ходу для предотвращения разрушения рессоры при усилиях выше граничных.

На фиг.1…18 изображена предлагаемая разведывательная химическая машина, представляющая собой быстроходную бронированную плавающую авиадесантируемую гусеничную машину со штатным специальным оборудованием для ведения радиационной, химической и бактериологической разведки и боевых действий подразделениями воздушного и морского десанта, а также сухопутных войск в случае применения оружия массового поражения.

На фиг.1 изображен вид слева спереди на машину.

На фиг.2 изображен вид справа сзади на машину.

На фиг.3 изображено отделение управления машины, вид сверху.

На фиг.4 изображено среднее отделение машины, вид сверху.

На фиг.5 изображен корпус машины с приваренной рубкой, вид слева спереди.

На фиг.6 изображена башенка с пулеметной установкой.

На фиг.7 изображены универсальные сиденья в корпусе.

На фиг.8 изображено универсальное сиденье в башенке.

На фиг.9 изображена фильтровентиляционная установка, полумаски.

На фиг.10 изображен вид сбоку на отделение управления машины.

На фиг.11 изображен вид сбоку на силовой блок.

На фиг.12, фиг.13 изображен эжектор системы охлаждения силового блока (вид сбоку и сверху соответственно).

На фиг.14 изображена кинематическая схема трансмиссии.

На фиг.15 изображен вид сбоку на правый водометный движитель.

На фиг.16 изображена схема ходовой части шасси машины.

На фиг.17 изображена установка опорного катка на блочной опоре подвески.

На фиг.18 изображена пневматическая рессора с гидравлическим устройством изменения клиренса машины и встроенным гидроамортизатором.

На фиг.1:

1 - корпус;

2 - люк механика-водителя;

3 - пулемет;

4 - башенка;

5 - люк командира;

6 - рубка;

7 - правый эжектор;

8 - левый эжектор;

9 - ведущее колесо;

10 - кронштейн;

11 - балансир;

12 - гусеница;

13 - каток опорный;

14 - направляющее колесо;

15 - люк старшего химика;

16, 17 - люки.

На фиг 2:

18 - десантный люк;

19 - антенный ввод;

20 - крышка воздухозаборного отсека;

21 - заслонка правого водомета;

22 - буксирный крюк;

23 - заслонка левого водомета;

7 - правый эжектор;

8 - левый эжектор.

На фиг 3:

24 - пульт механика-водителя;

25 - штурвал;

26 - баллоны танкового дегазационного комплекта;

27 - защитные экраны;

28 - сиденье механика-водителя;

29, 30 - универсальные сиденья.

На фиг 4:

31 - сиденье старшего химика;

32 - емкости для питьевой воды;

33 - координатор навигационной аппаратуры;

34 - сиденье командира;

35 - фильтровентиляционная установка;

36 - стойка приборной секции;

37 - бортовая амбразура для стрельбы из автомата;

38 - радиоприемник;

19 - антенный ввод.

На фиг 5:

39 - правая надгусеничная ниша;

40 - задний вертикальный лист;

41 - бортовой вертикальный лист;

42 - левая надгусеничная ниша;

43 - лист рубки;

44 - редан;

45 - заборные и выходные отверстия для взятия проб;

20 - крышка воздухозаборного отсека;

22 - буксирный крюк;

Lк - длина корпуса.

Bк - ширина корпуса.

Hк - высота корпуса.

Lp - длина рубки.

Bp - ширина рубки.

Hp - высота рубки.

α1, α2, α3 - углы наклона нижних передних листов корпуса к горизонту.

αм, αб - малый и большой углы наклона верхних передних листов корпуса к горизонту соответственно.

На фиг.6:

46 - корпус башенки;

47 - прибор ТКН-3МБ с осветителем ОУ-3ГА2;

48 - установка пулемета;

49 - система питания пулемета;

50 - прибор ТНПТ-1;

51 - крышка люка;

52 - стопор башенки;

53 - прибор ТНПО-170А;

54 - прицел ППБ-2-4;

55 - подъемный механизм.

Предлагаемая разведывательная химическая машина имеет шасси, в состав которого входят герметичный бронированный корпус 1, гусеничный движитель с обрезиненными опорными катками 13, связанными через балансиры 11 с расположенными внутри корпуса 1 шасси индивидуальными упругими элементами подвески, силовая установка с трансмиссией, взаимосвязанной с гусеничным движителем через сдающий механизм; вооружение; система управления огнем с прицельным и приборным комплексами; рабочие места с креслами для сиденья в рабочем положении; штатное специальное оборудование с приборами химической, радиационной и биологической разведки и комплектами отбора проб и знаков ограждения. Боевой расчет - 4 человека. Бронированная гусеничная машина выполнена массой m, равной массе воды, вытесненной водоизмещающей частью герметичного корпуса 1 с установленным на ней гусеничным движителем, имеющим гусеницы 12 с резинометаллическими шарнирами, с водометными движителями и эжекторами 7, 8 системы охлаждения двигателя. Габариты корпуса 1 шасси по длине Lк и ширине Bк выбраны с возможностью обеспечения характеристик шасси машины по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте Hк с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и размещению рабочего места механика-водителя по центру в корпусе 1 шасси в рабочем кресле 28, связанном через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса 1 в положении «сидя», и универсальных сидений 29, 30, 31 для работы и десантирования боевого расчета внутри машины.

В машине корпус 1 выполнен в поперечном сечении с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши 39, 42 с вертикальными наружными стенками 41 и скосами, усиленными боковыми реданами 44 в нижней части, с центральным продольным проемом в корме, наклонным люком 18 для выхода боевого расчета к корме, защищенным спереди и с боков, с задней вертикальной стенкой 40. Для обеспечения дифференциального бронирования по толщине носовая часть корпуса 1 снизу выполнена связанными между собой тремя поперечными листами, расположенными в продольном сечении под разными углами α1, α2, α3 к горизонту, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под острым углом в ломаную вогнутую наружную линию, выполненную из двух листов, расположенных в продольном сечении под малым αм и большим αб углами к горизонту соответственно, и средней частью, на которой устанавливается многогранная рубка 6 с плоской крышей. Угол αм выбран из условия улучшения рикошетирования выстрелов. Угол αб устанавливается из условия расположения вооружения на машине. Габариты рубки 6: длина Lp=1,95…2 м, ширина Вр=2,1…2,2 м, высота Нр=0,34…0,35 м над крышей корпуса 1.

Габариты рубки 6 обеспечивают необходимые объемы пространства для рабочих мест членов боевого расчета. Рубка 6 сварена из броневых листов 43 и приваривается к корпусу 1. В рубке 6 размещаются члены боевого расчета и специальное оборудование со штатными приборами химической, радиационной и биологической разведки и комплектами отбора проб и знаков ограждения.

В рубке 6 выполнены заборные и выходные отверстия 45 для взятия воздушных и аэрозольных проб из атмосферы, связанные через электровоздушные клапаны и трубки с приборами химической, радиационной и биологической разведки.

На крыше рубки 6 сверху на погонном устройстве размещена башенка 4 с автономной закрытой пулеметной установкой 48 с пулеметом 3 калибра 7,62 мм, с наружной системой питания 49 прицельным 54 и приборными 47, 50, 53 комплексами и осветителем, имеющая подъемный механизм 55, стопор 52, универсальное сиденье 34 командира-оператора и верхний люк 5.

Башенка с пулеметной установкой предназначена для кругового наблюдения за окружающей местностью, уничтожения живой силы противника, небронированных и лекгобронированных целей и подавления огневых точек.

В корпусе 1 на левом борту имеются боковая амбразура 37 для стрельбы из автомата, а также люк 2 механика-водителя, люк командира 5 и люки химиков 15, 16, десантный люк 18, кронштейны 10 для крепления средств десантирования. В нижней части корпуса сзади расположены элементы приварных эжекторов и карманы для расположения привода вентиляторов системы охлаждения. Корпус шасси 1 и рубки 6 выполнены сварными из алюминиевых броневых листов.

Предлагаемая машина имеет корпус 1 с отношением длины к ширине Lк/Bк=1,92, в котором длины отделения управления, среднего отделения и моторно-трансмиссионного отделения соотносятся как 2,1:2:1,9.

В носовой части машины с тремя верхними люками 2, 16, 17 в корпусе 1 в отделении управления слева от кресла 28 механика-водителя расположены два универсальных сиденья 29, 30.

Справа на борту машины расположены на кронштейнах баллоны 26 танкового дегазационного комплекта для частичной дегазации шасси машины.

В среднем отделении машины слева расположено универсальное сиденье 31 старшего химика, справа расположена установка 33 координатора навигационной аппаратуры. За сиденьями 31, 34 расположены емкости 32 для питьевой воды, дополнительный радиоприемник 38 с независимой частотой работы, антенный ввод 19 и приборная секция 36 с штатными приборами и устройствами химической, радиационной и биологической разведки и комплектами отбора проб и знаков ограждения. В правой бортовой нише расположена фильтровентиляционная установка 35.

На фиг.7 представлены универсальные кресла, предназначенные для наземной работы боевого расчета в машине и для его авиадесантирования с машиной:

56 - заголовник;

57 - кронштейн;

58 - стопорный палец;

59 - прижим;

60 - фиксатор заголовника;

61 - штанга;

62 - кронштейн сиденья;

63 - стопор;

64 - спинка;

65 - растяжки;

66 - основание;

67 - сумка для поясных ремней;

68 - подпятник;

69 - ремни подпятника (в походном положении);

70 - кронштейн;

71 - поворотный кронштейн;

43 - корпус рубки;

А - сиденье химика;

Б - сиденье старшего химика.

Для защиты боевого расчета и внутреннего оборудования машина выполнена с герметизацией среднего отделения и отделения управления, с очисткой воздуха и созданием избыточного давления.

Система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой 35 с нагнетателем, с предварительным фильтром 80 и фильтром-поглотителем 75 снабжена воздуховодами с наконечниками 83, выполненными с возможностью направленной регулируемой подачи наружного очищенного воздуха в зону рабочих мест. Нагнетатель центробежный с инерционной сепарацией пыли. Воздуховоды 85 выполнены с возможностью подсоединения индивидуальных средств защиты органов дыхания, например полумасок 84, и снабжены дополнительным побудителем подачи воздуха, например электровентилятором 78, подсоединенным последовательно к системе очистки. Полумаски 84 укладываются в чехлы 77.

При ядерном взрыве специальная система защиты работает автоматически, при этом моментально фиксируется поток гамма-излучения и подается сигнал на исполнительные органы, сразу же обесточиваются основные цепи питания, двигатель выключается, машина замирает на месте. Закрываются жалюзи, заслонки вентиляторов в обитаемом пространстве. Выключаются сами вентиляторы, стопорится башня. Корпус герметизируется и машина готова встретить ударную волну, которая уже не сможет поразить боевой расчет и оборудование.

Как только пройдет фронт ударной волны, механик-водитель включает сепаратор-нагнетатель: боевой расчет получает возможность дышать очищенным воздухом и, кроме того, внутри машины создается избыточное давление, что исключает попадание радиоактивной пыли внутрь машины.

Вступает в действие автоматика и в тех случаях, когда местность заражена отравляющими веществами. По команде датчиков моментально герметизируются обитаемые отделения, а моторно-трансмиссионное отделение остается открытым. Двигатель продолжает работать и машина броском преодолевает зараженный участок местности.

Непосредственно в бою, когда боевой расчет открывает огонь из всех видов оружия, вступает в действие подсистема, вентилирующая обитаемые отделения, подогревающая в холодное время воздух и регулирующая ее газовый состав в зоне дыхания боевого расчета, когда ведется интенсивная стрельба из штатного оружия. В результате в замкнутом пространстве обитаемых отделений создаются комфортные условия для боевого расчета, личный состав меньше утомляется и может продолжать действия длительное время.

На полу отделения управления и среднего отделения под ногами членов боевого расчета устанавливаются стальные защитные противорадиационные экраны 27 толщиной 10 мм. Экраны 27 защищают от радиации, исходящей от земной поверхности.

На машине имеются определитель гамма-излучения - сигнализатор уровня гамма-излучения, а также индивидуальные электронагревательные элементы.

На фиг.9:

74 - клапанная коробка;

75 - фильтр-поглотитель;

76 - нагнетатель;

77 - чехлы для полумасок;

78 - электровентилятор;

79 - ниппельное кольцо;

80 - предварительный фильтр;

81 - стопорное кольцо;

82 - гибкий рукав;

83 - регулируемый наконечник;

84 - полумаска;

85 - шланг.

Универсальные кресла для десантирования имеют основание 66 и спинку 64 с заголовником 56, которая связана со штангой 61, прикрепляемой в рабочем положении шарнирно к крыше 43 корпуса 1, наклоняемой в десантном положении при отсоединенной связи с листом 43 рубки и удерживаемой в этом положении связанными с корпусом 1 растяжками 65, регулируемыми по длине с помощью резьбового соединения.

В десантном положении кресло устанавливается на упор, связанный с корпусом 1, и используются подпятники 68, установленные на корпусе 1 машины, а к боковым ограждениям кресел крепится привязная система 69 десантника.

На фиг.10 показано подвесное к верхней части корпуса сиденье 28 механика-водителя:

24 - пульт механика-водителя;

25 - штурвал;

28 - сиденье механика-водителя;

59 - прижим;

86 - шарнир;

87 - кронштейн, связанный с верхней частью корпуса 1;

88 - штанга;

89 - шарнир;

90 - опора;

91 - болт;

92 - упор;

93 - кронштейн, связанный с днищем корпуса 1.

Для удобства размещения ног перед креслом установлен подпятник 68. Положение заголовника 56 регулируется по высоте и наклону. Привязная система обеспечивает плотное притягивание человека к креслу при десантировании. Привязная система укладывается в чехол 67. Основание 66 кресла может занимать два фиксированных положения: относительно спинки 64 и откидываться к спинке 64.

В рабочем положении для исключения влияния подрыва днища корпуса 1 машины кресло крепится только к приварному кронштейну 57 крыши, а при десантировании - к приварному кронштейну 68 днища и притягивается растяжками и регулировочной стяжкой через кронштейн верхней части корпуса 1.

Разведывательная химическая машина оснащена четырьмя связанными с верхней частью корпуса 1 и башенки 12 универсальными сиденьями с привязной системой для работы и авиадесантирования боевого расчета внутри машины, имеющими рабочее положение при наземной работе и положение при десантировании, размещенными по два в носовой части корпуса 1 слева и справа от рабочего места механика-водителя в кресле 28 и по два в среднем отделении машины.

На фиг.8:

73 - верхний погон башенки;

73 - кронштейн;

61 - штанга;

62 - кронштейн сиденья;

64 - спинка;

65 - тяги;

66 - основание.

В отделении управления установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка с центральным щитком пульта 24 механика-водителя, на котором установлены основные контрольно-измерительные приборы, и двумя боковыми щитками с дополнительной информацией, расположенными под удобным углом для восприятия глазами. Рулевая колонка содержит штурвал 25 для поворота машины на суше и плаву, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса 1 машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота, позволяющими штурвалом 25 осуществлять поворот машины на плаву после включения гидроприводом фрикционных муфт 109, 116 водометных движителей путем выключения одной из муфт.

Для переключения передач установлен ручной механогидравлический привод, и параллельно к нему предусмотрена установка системы автоматического переключения передач, содержащая электронный блок управления и исполнительные электрогидравлические механизмы.

В кормовом моторно-трансмиссионном отделении установлены оппозитный двигатель 94 внутреннего сгорания с турбонаддувом 95, с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения и сблоченный с ним через картер 112 центральный механизм передач и поворота 96.

На машине имеется дополнительная воздухозаборная труба, которая защищает воздухозаборный тракт двигателя на воде при волнении более двух баллов.

На фиг.11:

Lдв - длина двигателя;

LМПП - длина механизма передач и поворота;

Lбл - длина силового блока;

Hбл - высота силового блока;

А - межцентровое расстояние коробки передач;

A1 - расстояние от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес машины;

А2 - расстояние от оси коленвала двигателя до оси грузового вала механизма передач и поворота;

A3 - расстояние по высоте силового блока от оси коленвала двигателя.

Двигатель 94 расположен вдоль оси машины на уменьшенном расстоянии A1 от оси ведущих колес машины, например на расстоянии 280…300 мм от привалочной плоскости двигателя до оси ведущих колес 9.

Механизм передач и поворота 96 имеет реверсивную гидромеханическую двухвальную коробку передач, в которой в редукторной части оси горизонтальных поперечных валов 114, 123 расположены в вертикальной плоскости. Переключение передач осуществляется фрикционными муфтами 113 с дисками и гидравлическим приводом управления. Гидрообъемный механизм поворота 121 дифференциального типа связан с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами 120, 125 планетарными бортовыми передачами 118, 126.

Привод к бортовым передачам осуществляется от механизма передач и поворота валами 119, 124, проходящими через сухие поперечно расположенные к продольной оси машины тоннели в заборных патрубках 127 водометных движителей.

На фиг.15:

Lвд - длина водометного движителя;

Дрк - диаметр рабочего колеса;

127 - заборный патрубок;

119 - вал;

128 - фрикционная муфта с дисками;

129 - редукторная часть водомета;

130 - рабочее колесо;

131 - направляющий аппарат;

21 - защитные пластины заслонки;

132 - водооткачивающие устройства.

Для осуществления плава в машине установлены водометы с рабочими колесами 130 диаметром 340 мм.

Водометные движители (ВД) осевого типа с заборным патрубком 127, редукторной частью 129, направляющим аппаратом 131 и фрикционной муфтой 128 с дисками выполнены с подпружиненными заслонками, состоящими из двух параллельно установленных с зазором защитных пластин 21, 23, имеющих возможность от действия водяной струи поворачиваться относительно корпуса 1 машины из закрытого положения в открытое на заданный угол от вертикали, и с бортовыми эжекционными откачивающими устройствами 132, а привод на водометы осуществляется от реверсивного вала 114 коробки передач через зубчатые передачи и управляемые гидроприводом фрикционные муфты 109, 116 с дисками, расположенные в корпусах 108, 117.

Гидротрансформатор 122 механизма передач и поворота выполнен блокируемым, с осью вращения вдоль оси машины. Для лучшего охлаждения гидрообъемная передача 121 механизма поворота и гидротрансформатор 122 расположены между редукторной частью коробки передач и кормовым листом 40 корпуса 1. Двигатель 94 и механизм передач и поворота 96 имеют одинаковый размер по высоте от оси коленвала двигателя А3, например, равный 390…400 мм. Над ними осуществляется выход боевого расчета из машины через люк 18 в сторону кормы. Силовой блок - двигатель и механизм передач и поворота - установлен на опоре двигателя на резиновых амортизаторах и на резиновых втулках на двух бугелях механизма передач и поворота 96. Выхлопные коллекторы двигателя через металлические гофрированные сильфоны с двойными шарнирами связаны с приваренными к корпусу 1 машины эжекторами 7, 8 системы охлаждения.

На фиг.12:

98 - масляный радиатор;

99 - водяной радиатор;

101 - кожух вентилятора;

102 - колесо вентилятора;

103 - проточная часть эжектора;

104 - сопло;

105 - труба глушителя.

На фиг.13:

106 - входной патрубок вентилятора;

107 - гидромуфта.

В разведывательной химической машине выполнена комбинированная система охлаждения двигателя и трансмиссии, состоящая из двух эжекторов 7, 8, расположенных по бортам корпуса 1, и двух параллельно установленных с ними в карманах корпуса 1 машины высокооборотных вентиляторов 110, 115 центробежного типа, связанных через зубчатые передачи и гидравлические муфты 107, 111 с валами привода на водометные движители.

На фиг.16 изображены:

на виде а) - вид сбоку, гидроцилиндр 133 механизма натяжения, колесо направляющее 14, каток поддерживающий 134, пневморессора 135, каток опорный 13, гусеница 12, колесо ведущее 9, длина опорной поверхности гусеницы L;

на виде б) - поперечное сечение предлагаемой машины, пневматические рессоры 135, опорные катки 13, балансиры 11, блочные опоры 137, колея машины В.

На фиг.17 изображены:

опорный каток 13, балансир 11, блочная опора 137, рычаг 136, соединяющий опорный каток с пневморессорой.

На фиг.18 изображены:

клапан зарядный 138, пневмоцилиндр 139, гидрозамок 140, корпус 141, клапан отсечной автоматической разгрузки 142, клапан предохранительный 143, гидроамортизатор 145, гидроцилиндр 146, шток гидроцилиндра 147.

Гусеничный движитель выполнен многоопорным - 5 катков на борт, с обрезиненными односкатными опорными катками 13, связанными через установленные на скосах корпуса, усиленных бортовыми реданами 44 корпуса 1, на блочных опорах 137 балансиры 11 и рычаги 136 с расположенными внутри корпуса 1 шасси индивидуальными пневматическими рессорами 135 подвески, с клапаном 143, предотвращающим разрушение пневморессоры 135 при гидроударе, с индивидуальным зарядным давлением и с нелинейной упругой характеристикой - зависимостью силы на оси опорного катка Pк от хода катка по вертикали Н, имеющей граничные значения 15…66,5 кН при 0…0,4 м соответственно. Установка опорного катка 13 на блочной опоре 137 подвески упрощает монтаж и демонтаж узла.

Пневморессоры 135 имеют гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с фиксируемыми положениями клиренса: минимальный, рабочий, максимальный и выполнены с отсечным клапаном 142, разъединяющим полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины.

Клиренс максимальный - 530 мм, минимальный - 130 мм.

В каждую из пневморессор 135 встроен гидравлический амортизатор 145, имеющий индивидуальную на каждый опорный каток 13 симметричную характеристику - зависимость усилия амортизатора, приведенного к оси опорного катка Ra, от скорости перемещения опорного катка Vк с граничными значениями 0…6,7 кН при 0…0,9 м/с соответственно и предохранительный клапан 143, который служит на прямом ходу для предотвращения разрушения рессоры при усилиях выше граничных.

В машине гусеницы 12 выполнены с резинометаллическими шарнирами и связаны с двигателем 94 силовой установки через ведущие колеса 9 гусеничного движителя и гидромеханическую трансмиссию, в которой фрикцион блокировки гидротрансформатора 122 имеет возможность выключаться и передавать ударный импульс на двигатель 94 через гидротрансформатор 122.

В предлагаемой машине энергоемкий сдающий механизм трансмиссии с нежесткими элементами имеет в своем составе блокируемый гидротрансформатор 122 центрального механизма передач и поворота 96, являющийся гидравлической муфтой в обгонном режиме, а в приводах отбора мощности от трансмиссии, например, на вентиляторы 110, 115 системы охлаждения двигателя и трансмиссии установлены гидравлические муфты 107, 111. Указанные устройства существенно снижают динамические нагрузки на трансмиссию и двигатель, что может быть использовано при модернизации изделия.

В разведывательной химической машине выполняются работы со штатным специальным оборудованием на штатных режимах без выхода членов боевого расчета на зараженную местность. Объемы обитаемого пространства позволяют боевому расчету при необходимости находиться в общевойсковом комплекте защиты.

Максимальная скорость движения машины на суше Vmax=71 км/ч, на плаву - Vпл=10 км/ч. Масса машины с полной загрузкой 13,2 тонны.

Машина предназначена для парашютного десантирования.

В предлагаемой разведывательной химической машине производится стрельба из башенной пулеметной установки командиром при движении быстроходной машины по пересеченной местности в различных условиях, с места с закрытых позиций и при осуществлении плава. При движении по суше и воде стрельба осуществляется в любом направлении. Установка способна вести круговой огонь как по наземным, так и по высотным целям. Стрельба может производиться на рабочем, минимальном (подрессоривание выключено) и максимальном клиренсе. При выстреле импульс передается через ходовую часть на грунт через пневматические рессоры с индивидуальным амортизатором, энергоемкость которых в 1,4 раза выше, чем энергоемкость торсионной подвески с аналогичной массой.

Примененные на предлагаемой машине пневматические рессоры 135 с прогрессивной характеристикой повышенной энергоемкости и встроенные в каждую из них гидравлические амортизаторы 145, имеющие симметричную характеристику, обеспечивают сохранение стабильности положения корпуса 1 скоростной машины при движении по неровностям даже в зоне резонанса скоростей, что повышает точность стрельбы сходу. Механизм изменения клиренса машины повышает маневренность разведывательной машины по высоте, т.е. улучшает скрытность машины.

В случае сравнения систем подрессоривания при относительно равных массах изделий, ударных импульсах и инерционных параметрах предлагаемая схема ходовой части с использованием пневматической подвески с гидравлическим амортизатором 145 в сравнении с торсионной подвеской позволяет обеспечить более комфортные условия обитания членов боевого расчета и повысить живучесть узлов и деталей.

Двигатель силовой установки воспринимает ударную нагрузку от гусеничного движителя через сдающее гидравлическое устройство - гидротрансформатор, установленный на входе в механизм передач и поворота, гидрообъемную передачу механизма поворота и гидромуфты в приводе отбора мощности от трансмиссии.

Особенностями предлагаемой гусеничной разведывательной химической машины являются: повышение эффективности и эксплуатационных характеристик с обеспечением необходимых объемов пространства для рабочих мест при длительном пребывании боевого расчета в зараженной местности и с учетом комплекса требований по повышению огневой мощи и бронезащиты, подвижности, авиатранспортабельности, авиадесантированию, десантированию с десантных кораблей военно-морского флота, быстрому преодолению больших водных преград, удобство управления штурвалом на суше и воде, наличие гидравлических элементов - гидротрансформатора 122, гидромуфт 110, 113, гидрообъемной передачи механизма поворота 181, используемых в роли сдающих звеньев при ударах в трансмиссионной установке со стороны ведущего колеса гусеничного движителя или двигателя для уменьшения динамических нагрузок.

За счет оптимального увеличения геометрических размеров и полезных объемов и массы машины в предлагаемом техническом решении обеспечивается возможность повышения грузоподъемности, десантирования всего боевого расчета внутри машины, увеличение бронезащиты и полезного объема для размещения специального оборудования и дополнительно боеприпасов.

Применение компактного силового блока с оппозитным двигателем и гидромеханической трансмиссией с гидрообъемной передачей, а также гидропневматической подвеской и ходовой части с гусеницей с резинометаллическими шарнирами существенно повышает долговечность и надежность работы машины, увеличивает гарантийную наработку, ресурс эксплуатации, а также повышает подвижность и проходимость машины в тяжелых условиях движения и по слабым грунтам, комфортность при движении на машине при максимальной скорости до 70 км/ч и средней скорости до 55 км/ч.

Связанные с верхней частью корпуса 1 рабочие сиденья предохраняют и защищают членов боевого расчета от минного подрыва днища корпуса.

Эффективность и эксплуатационные характеристики предлагаемой разведывательной химической машины с выполнением требований по подвижности, авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ, преодолению больших водных преград в сравнении с прототипом существенно повышаются.

Создание предлагаемой разведывательной химической машины - легкой плавающей бронированной авиатранспортируемой и авиадесантируемой вместе с членами боевого расчета установки на гусеничном ходу с увеличенными полезными внутренними объемами в корпусе и рубке, с высокими характеристиками по долговечности, надежности, подвижности и бронезащите с пневматической подвеской и регулируемым с помощью гидравлического устройства клиренсом, с пулеметной установкой и штатным специальным оборудованием для ведения радиационной, химической и биологической разведки существенно повышает боеспособность специальных подразделений воздушного и морского десанта.

После оснащения ВДВ указанной разведывательной химической машиной, входящей в состав семейства машин ВДВ, «крылатая пехота» получает возможность функционировать при длительном пребывании боевого расчета в зараженной местности и способность вести активные боевые действия в любых условиях, в том числе с десантированием боевого расчета внутри разведывательной химической машины на парашютной системе с применением новых бесплатформенных средств десантирования. Машина приспособлена для десантирования парашютным и посадочным способами с самолетов военно-транспортной авиации, а также для транспортирования на внешней подвеске вертолета.

1. Бронированная плавающая гусеничная разведывательная химическая машина, содержащая шасси, включающее герметичный бронированный корпус, гусеничный движитель с обрезиненными опорными катками, связанными через балансиры с расположенными внутри корпуса шасси индивидуальными упругими элементами подвески, силовую установку с трансмиссией, взаимосвязанной с гусеничным движителем через сдающий механизм, вооружение, систему управления огнем с прицельным и приборным комплексами, рабочие места с креслами, оборудование с приборами химической, радиационной и биологической разведки и комплектами отбора проб и знаков ограждения, отличающаяся тем, что она имеет массу, равную массе воды, вытесняемой водоизмещающей частью корпуса машины, а гусеничный движитель, имеющий гусеницы с резинометаллическими шарнирами, водометный движитель и эжекторы системы охлаждения машины, установлены на корпусе машины, причем по центру корпуса шасси размещено кресло механика-водителя, связанное через штангу с шарнирами с верхней частью корпуса машины в положении «сидя», а также универсальные сиденья для работы и десантирования боевого расчета, при этом корпус машины выполнен в поперечном сечении с уширенной верхней частью, имеющей внутренние надгусеничные ниши с вертикальными наружными стенками и скосами, усиленными боковыми реданами в нижней части, с центральным продольным проемом в корме и наклонным люком для выхода боевого расчета к корме, с задней вертикальной стенкой, с носовой частью, снизу выполненной со связанными между собой тремя поперечными листами, расположенными в продольном сечении под разными углами к горизонту, образующими ломаную выпуклую наружную линию, переходящую сверху под острым углом в ломаную вогнутую наружную линию, выполненную из двух листов, расположенных в продольном сечении под малым и большим углами к горизонту соответственно, и средней частью, на которой установлена приваренная к корпусу рубка, выполненная с плоской крышей длиной Lp=1,95…2 м, шириной Bp=2,1…2,2 м и высотой Hp=0,34…0,35 м над крышей корпуса машины, сваренная из броневых листов и предназначенная для размещения членов боевого расчета и штатного специального оборудования с приборами химической, радиационной и биологической разведки и комплектами отбора проб и знаков ограждения, а также с устройствами для крепления к корпусу средств десантирования, а в рубке выполнены заборные и выходные отверстия для взятия воздушных и аэрозольных проб из атмосферы, связанные через электровоздушные клапаны и трубки с приборами химической, радиационной и биологической разведки, причем на крыше рубки сверху на погонном устройстве размещена башенка с автономной закрытой пулеметной установкой с пулеметом калибра 7,62 мм, с наружной системой питания, прицельным и приборным комплексами и осветителем, имеющая подъемный механизм, связанное с верхним погоном башенки универсальное сиденье командира-оператора и верхний люк, при этом в отделении управления с тремя верхними люками в корпусе машины слева от кресла механика-водителя расположены два универсальных сиденья для работы и справа на борту расположены на кронштейнах баллоны танкового дегазационного комплекта, а в среднем отделении слева расположено универсальное сиденье старшего химика, справа перед универсальным сиденьем командира расположена установка координатора навигационной аппаратуры, за упомянутыми сиденьями расположены емкости для питьевой воды, дополнительный радиоприемник с независимой частотой работы и приборная секция с приборами и устройствами химической, радиационной и биологической разведки и комплектами отбора проб и знаков ограждения, а в правой бортовой нише расположена система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой с системой раздачи очищенного воздуха к индивидуальным средствам защиты членов экипажа, причем фильтровентиляционная установка с нагнетателем, предварительным фильтром и фильтром-поглотителем снабжена воздуховодами с наконечниками, выполненными с возможностью направленной регулируемой подачи наружного очищенного воздуха в зону рабочих мест, при этом воздуховоды выполнены с возможностью подсоединения индивидуальных средств защиты органов дыхания и снабжены дополнительным побудителем подачи воздуха, подсоединенным последовательно к системе очистки, при этом на полу отделения управления и среднего отделения под универсальными креслами для десантирования боевого расчета установлены защитные противорадиационные экраны, а универсальные кресла для десантирования боевого расчета внутри машины имеют сиденья и спинки с подголовником, которая связана со штангой, прикрепляемой в рабочем положении шарнирно к крыше корпуса машины, наклоняемой в десантном положении при отсоединенной связи с крышей корпуса машины растяжками, регулируемыми по длине с помощью резьбового соединения, при этом в десантном положении кресло устанавлено на упор, связанный с корпусом машины, и используются подпятники, установленные на корпусе машины, а к боковым ограждениям кресел крепится привязная система десантника, причем в моторно-трансмиссионном отделении установлены входящие в силовой блок двигатель внутреннего сгорания с турбонаддувом и эжекторно-вентиляторной системой охлаждения, оппозитно расположенный вдоль оси машины на расстоянии от оси ведущих колес его привалочной плоскости 280-300 мм, и сблоченный с ним центральный механизм передач и поворота, имеющий реверсивную гидромеханическую двухвальную коробку передач, в редукторной части которой в вертикальной плоскости расположены оси горизонтальных поперечных валов, а переключение передач осуществляется фрикционными муфтами с дисками и гидравлическим приводом управления, и гидрообъемный механизм поворота дифференциального типа, связанный с выполненными вместе с дисковыми остановочными тормозами планетарными бортовыми передачами, валами, проходящими через сухие, поперечно расположенные к продольной оси машины, тоннели в заборных патрубках водометных движителей, при этом между редукторной частью коробки передач и кормовым листом корпуса машины расположены блокируемый гидротрансформатор, выполненный с осью вращения вдоль оси вращения машины, и гидрообъемная передача механизма поворота, а двигатель и упомянутый механизм передач и поворота имеют одинаковый размер по высоте от оси коленвала двигателя и над ними расположен выход боевого расчета из машины в сторону кормы через люк, причем силовой блок установлен на опоре двигателя на резиновых амортизаторах и на резиновых втулках на двух бугелях механизма передач и поворота и связан выхлопными коллекторами двигателя через металлические сильфоны с двойными шарнирами с эжекторами, приваренными к корпусу машины, при этом система охлаждения машины выполнена комбинированной, состоящей из двух расположенных по бортам эжекторов и двух параллельно установленных с ними в карманах корпуса машины высокооборотных вентиляторов центробежного типа, связанных через зубчатые передачи и гидравлические муфты с валами привода на водометные движители, причем водометные движители с рабочим колесом диаметром 340 мм выполнены с подпружиненными заслонками, состоящими из двух параллельных пластин, установленных с зазором с возможностью поворота от действия водяной струи относительно корпуса машины из закрытого положения в открытое положение на заданный угол от вертикали, и с бортовыми эжекционными откачивающими устройствами, а привод на водометы осуществлен от реверсивного вала коробки передач через зубчатые передачи и управляемые гидроприводом фрикционные муфты с дисками, при этом в отделении управления установлена имеющая возможность регулировки по высоте рулевая колонка с центральным щитком механика-водителя, на котором установлены основные контрольно-измерительные приборы, и с расположенными под удобным для восприятия глазами углом двумя боковыми щитками с дополнительной информацией, которая содержит штурвал для поворота машины на суше и плаву, органы управления механизмом передач и поворота, передаточный механизм и кинематические связи с проходящими по борту корпуса машины тягами приводов управления, соединенными с элементами гидроуправления механизма передач и поворота для поворота машины на плаву после включения гидроприводом фрикционных муфт водометных движителей путем выключения одной из муфт, а для переключения передач установлен ручной механогидравлический привод и параллельно к нему расположена установка системы автоматического переключения передач, содержащая электронный блок управления и исполнительные электрогидравлические механизмы, причем балансиры пяти на борт корпуса машины опорных односкатных катков установлены на боковых скосах-реданах корпуса машины, а пневматические рессоры подвески, расположенные внутри корпуса, имеющие гидравлическое устройство бесступенчатого изменения клиренса машины с фиксируемыми минимальным, рабочим и максимальным положениями клиренса, и встроенный в каждую из пневморессор гидравлический амортизатор, выполнены с отсечным клапаном, разъединяющим полости пневмоцилиндра и гидроцилиндра при выполнении операции подъема машины, и предохранительным клапаном для предотвращения разрушения рессоры при гидроударе с индивидуальным зарядным давлением газа и нелинейной упругой характеристикой, определяемой зависимостью силы на оси опорного катка Рк от хода катка по вертикали Н, имеющей граничные значения 15…66,5 кН при 0…0,4 мм соответственно, а также с амортизатором, имеющим индивидуальную на каждый каток симметричную характеристику, определяемую зависимостью усилия амортизатора, приведенного к оси опорного катка Ra, от скорости перемещения опорного катка Vк с граничными значениями 0…6,7 кН при 0…0,9 м/с соответственно, и с предохранительным клапаном на прямом ходе для предотвращения разрушения рессоры при усилиях выше граничных.

2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что двигатель и механизм передач и поворота выполнены размером по высоте от оси коленвала двигателя, равным 390…400 мм.

3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что индивидуальные средства защиты органов дыхания выполнены в виде полумасок.

4. Машина по п.1, отличающаяся тем, что дополнительный побудитель подачи воздуха выполнен в виде электровентилятора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к многофункциональным бронетранспортерам повышенной грузоподъемности для решения транспортных задач с выполнением требований по авиатранспортированию, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ и быстрому преодолению больших водных преград.

Изобретение относится к области вооружения, а именно к орудию танка и танку. .

Изобретение относится к башням танков и может быть использовано на новых или для модернизации старых танках. .

Изобретение относится к области бронетанковой техники, а конкретно к автоматическим механизмам заряжания пушки танка, и может быть использовано при разработке новых образцов техники и для модернизации ранее выпущенных.

Изобретение относится к области бронетанковой техники, а конкретно к устройствам, обеспечивающим автоматическое заряжание танковой пушки. .

Изобретение относится к области бронированной транспортной техники, а именно к бронекорпусам транспортных средств, предназначенных для перевозки личного состава и ценных грузов.

Изобретение относится к области бронетанковой техники, а конкретно к автоматам заряжания танковой пушки, устанавливаемым в забашенных транспортно-заряжающих контейнерах современных танков, и может использоваться при разработке новых танков или их модернизации.

Изобретение относится к области вооружения и военной техники. .

Изобретение относится к средствам подготовки к хранению вооружения и военной техники, имущества и запасных частей в защитной среде. .

Изобретение относится к средствам установки минных заграждений, а именно к транспортно-пусковым контейнерам мобильных систем дистанционного минирования

Изобретение относится к области конструкции боевых отделений (БО) объектов бронетанковой техники

Изобретение относится к методам регистрации яркостных точек и может быть использовано для защиты бронетанковой техники

Изобретение относится к оборонной промышленности и может быть использовано для совершенствования уже известных конструкций танка

Изобретение относится к бронемашине с щитообразной броней днища и боковой защитой в зоне расположения колес

Изобретение относится к военной технике

Изобретение относится к военной технике, в частности к артиллерийским установкам

Изобретение относится к области бронетанковой техники, конкретнее к оборудованию для подводного вождения танка

Изобретение относится к области машиностроения, конкретнее к оборудованию для подводного вождения транспортного средства
Наверх