Система визуализации аэропорта для летательного аппарата

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах визуализации состояния аэропорта. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата система (1) содержит средство (2) для определения текущего положения летательного аппарата, устройство (4) отображения для визуализации карты аэропорта. При этом с картой аэропорта ассоциирован символ, который идентифицирует текущее положение летательного аппарата. Интерфейсное средство (8) обеспечивает возможность управления отображением устройства (4). Средство (10) хранения множества карт аэропортов. Средство (12) для определения точки отсчета для каждого аэропорта, относительно которой сохраняется карта в средстве (10) хранения. При этом средство (14) обеспечивает карте аэропорта возможность высвечиваться автоматически, на основании текущего положения летательного аппарата и точки отсчета аэропорта. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 1 ил

 

Настоящее изобретение относится к системе визуализации аэропорта, которая установлена на летательном аппарате, в частности, транспортном летательном аппарате.

Хотя и не исключительно, но такая система визуализации аэропорта, более конкретно, предназначена для содействия наземной навигации летательного аппарата в аэропорте, в контексте функции навигации в аэропорте. Известно, что такая функция навигации в аэропорте, в частности, дает возможность отображать на экране в кабине летательного аппарата карту аэропорта, на которой, в частности, указано текущее положение упомянутого летательного аппарата.

Обычно такая система визуализации аэропорта содержит, по меньшей мере:

- первое средство для определения текущего положения летательного аппарата;

- память для записи, по меньшей мере, одной карты аэропорта;

- устройство отображения, которое выполнено с возможностью представлять на, по меньшей мере, одном экране визуализации, по меньшей мере, частично, карту аэропорта, с которой может быть ассоциирован символ, иллюстрирующий упомянутое текущее положение летательного аппарата; и

- интерфейсное средство, предоставляющее оператору возможность оперировать с отображением, используемым упомянутым устройством отображения.

Такая система визуализации аэропорта обладает несколькими недостатками.

Во-первых, память упомянутой системы не способна к записи всех карт различных аэропортов, которые, вероятно, должны быть интересны пилоту (или, в более общем смысле, экипажу летательного аппарата) во время полета. Фактически, известно, что во время одиночного полета экипажу обычно требуется отображать различные аэропорты и, в частности аэропорт вылета и аэропорт назначения, а также, возможно, аэропорт изменения маршрута или любой другой аэропорт, по которому экипажу могло бы потребоваться получать информацию.

Во-вторых, экипаж каждый раз должен вручную выбирать, с использованием упомянутого интерфейсного средства, карту, которая является соответствующей текущей ситуации. Такой ручной выбор представляет большой объем работы, поскольку, в зависимости от фазы полета и, в частности, во время подлета к новому аэропорту, экипаж каждый раз должен выбирать надлежащую карту аэропорта. Более того, так как упомянутая система визуализации аэропорта может представлять единовременно только единственную карту аэропорта, когда экипажу требуется информация об аэропорте, иная чем которая соответствует текущей ситуации и которая отображена, он вынужден замещать такую отображаемую карту аэропорта новой картой, в которой он заинтересован, так что, таким образом, он утрачивает информацию, относящуюся к аэропорту, ассоциированному с текущим положением летательного аппарата.

Настоящее изобретение относится к системе визуализации аэропорта, которая установлена на летательном аппарате, в частности, транспортном летательном аппарате, и которая дает возможность устранить упомянутые недостатки.

Для этой цели, согласно изобретению, упомянутая система, содержащая:

- первое средство для определения текущего положения летательного аппарата;

- память для записи, по меньшей мере, одной карты аэропорта;

- устройство отображения, которое выполнено с возможностью представлять, на, по меньшей мере, одном экране визуализации, по меньшей мере частично, карту аэропорта, с которой может быть ассоциирован символ, иллюстрирующий упомянутое текущее положение летательного аппарата; и

- интерфейсное средство, предоставляющее оператору возможность оперировать с отображением, используемым упомянутым устройством отображения,

характеризуется тем, что она дополнительно содержит:

- по меньшей мере, одно средство хранения, выполненное с возможностью хранить множество карт аэропортов;

- второе средство, ассоциированное с упомянутым средством хранения и дающее возможность определять точку отсчета для каждого аэропорта, чья карта хранится в упомянутом средстве хранения; и

- устройство выбора, дающее возможность выбирать карту аэропорта, сохраненную в упомянутом средстве хранения, для того чтобы передавать ее на упомянутое устройство отображения, с тем чтобы оно могло ее отображать, упомянутое устройство выбора содержит, по меньшей мере, средство автоматического выбора, дающее возможность автоматически выбирать карту аэропорта, которая должна быть отображена, в соответствии с текущим положением летательного аппарата и, по меньшей мере, одной контрольной точке аэропорта.

Таким образом, благодаря изобретению, система визуализации аэропорта может учитывать (в средстве хранения) все карты аэропортов, которые достижимы и которые были бы полезны экипажу во время полета.

Более того, упомянутое устройство выбора выполняет автоматический выбор аэропорта, наиболее подходящий в текущей ситуации, как описано ниже. Таким образом, экипаж, не предпринимая никакого действия, обладает возможностью использования карты аэропорта, которая соответствует текущему положению летательного аппарата, а потому, текущей фазе полета.

В конкретном варианте осуществления упомянутое устройство отображения выполнено таким способом, чтобы быть способным отображать первый тип режима отображения, в котором упомянутый символ, иллюстрирующий упомянутое текущее положение летательного аппарата, зафиксирован на экране визуализации, а упомянутая карта аэропорта подвижна, и упомянутое средство автоматического выбора содержит первый элемент, который автоматически выбирает карту аэропорта в соответствии с текущим положением летательного аппарата и, по меньшей мере, одним объемом покрытия, который определен вокруг точки отсчета аэропорта. Более конкретно, упомянутое устройство отображения выполнено таким способом, чтобы быть способным отображать, в качестве режима отображения первого типа:

- режим, названный «дугой», для которого упомянутый зафиксированный символ расположен в нижней части экрана визуализации, а несколько дуг окружности центрированы относительно упомянутого символа; или

- режим, названный «розой ветров», для которого упомянутый зафиксированный символ расположен в центре экрана визуализации, и несколько окружностей центрированы по такому символу.

Преимущественно, упомянутый первый элемент (упомянутого средства автоматического выбора) выполнен таким способом, чтобы оптимизировать упомянутый объем покрытия в качестве функции максимального масштаба устройства отображения и близости аэропортов. Таким образом, система в соответствии с изобретением (автоматически) выбирает карту аэропорта в момент времени, когда последняя может просматриваться согласно максимальному масштабу устройства отображения наряду с избежанием ситуаций, где объемы покрытия взаимно перекрываются.

Кроме того, в конкретном варианте осуществления упомянутое устройство отображения выполнено таким способом, чтобы быть способным отображать режим отображения второго типа, названный режимом «плана», для которого карта аэропорта зафиксирована на экране визуализации, а символ, иллюстрирующий текущее положение летательного аппарата, подвижен, и упомянутое средство автоматического выбора содержит второй элемент, который автоматически выбирает карту аэропорта в качестве функции текущего расстояния между текущим положением летательного аппарата и контрольной точкой аэропорта, это текущее расстояние сравнивается с, по меньшей мере, одним заранее определенным расстоянием. В этом случае, когда летательный аппарат покинул исходный аэропорт, упомянутый второй элемент (упомянутого средства автоматического выбора):

- определяет текущее расстояние между текущим положением летательного аппарата и контрольной точкой отсчета упомянутого исходного аэропорта;

- сравнивает это текущее расстояние с первым заранее определенным расстоянием; и

- автоматически выбирает в качестве карты аэропорта:

таковую исходного аэропорта пункта отправления, пока упомянутое текущее расстояние остается меньшим чем или равным упомянутому первому расстоянию; и

таковую аэропорта назначения, как только упомянутое текущее расстояние становится большим, чем упомянутое первое расстояние.

Кроме того, предпочтительно, когда летательный аппарат приближается к аэропорту назначения, упомянутый второй элемент (упомянутого средства автоматического выбора):

- определяет текущее расстояние между текущим положением летательного аппарата и контрольной точкой отсчета упомянутого аэропорта назначения;

- сравнивает это текущее расстояние со вторым заранее определенным расстоянием; и

- автоматически выбирает в качестве карты аэропорта:

таковую аэропорта, который выбран в начале, пока упомянутое текущее расстояние остается большим чем или равным упомянутому второму расстоянию; и

таковую аэропорта назначения, как только упомянутое текущее расстояние становится меньшим, чем упомянутое второе расстояние.

Конечно, для того чтобы пилот мог продолжать управление отображением и всегда мог устанавливать отображение карты аэропорта, ему интересной, упомянутое устройство выбора дополнительно содержит средство ручного выбора, предоставляющее оператору возможность выбирать карту аэропорта вручную.

Таким образом, экипаж сохраняет возможность выбора в любое время карты аэропорта, ему интересной. Кроме того, ручной выбор, выполняемый членом экипажа, имеет приоритет. Однако когда член экипажа выбирает, с использованием упомянутого средства ручного выбора, аэропорт, который отличен от аэропорта назначения, который выбирался ранее упомянутым средством автоматического выбора, надлежащее средство, которое образует часть системы в соответствии с изобретением, приводится в действие, чтобы указать несовместимость этого выбора.

В конкретном варианте осуществления упомянутые карты аэропортов хранятся в упомянутом средстве хранения согласно, по меньшей мере, одному упорядоченному списку, а упомянутое средство ручного выбора содержит, по меньшей мере, первый элемент, предоставляющий оператору возможность для того, чтобы производить выбор, избирать одну из упомянутых карт аэропортов в упомянутом упорядоченном списке.

Кроме того, в еще одном варианте осуществления упомянутые карты аэропортов, которые хранятся в упомянутом средстве хранения, соответственно ассоциированы с конкретными описательными признаками, а упомянутое средство ручного выбора содержит, по меньшей мере, второй элемент, предоставляющий оператору возможность, для того чтобы производить выбор, вводить алфавитно-цифровые символы, дающие возможность формировать один из упомянутых описательных признаков, ассоциированных с упомянутыми картами аэропортов.

Кроме того, предпочтительно, упомянутое средство ручного выбора выполнено таким способом, чтобы оставаться действующим, когда упомянутое устройство отображения отображает режим отображения первого типа (режим дуги или режим розы ветров), для которого символ, иллюстрирующий упомянутое текущее положение летательного аппарата, зафиксирован на экране визуализации, а карта аэропорта подвижна. Таким образом, экипаж сохраняет способность принимать во внимание, в режиме дуги или в режиме розы ветров, информацию о различных доступных аэропортах, иных чем отображаемый, поскольку в этих режимах система отображает карту аэропорта в зависимости от положения летательного аппарата относительно объема покрытия каждого аэропорта.

Кроме того, в конкретном варианте осуществления система визуализации аэропорта в соответствии с изобретением содержит средство связи, дающее возможность присоединять ее к системе управления полетами, предпочтительно, типа FMS («Системы управления полетами»), а упомянутое средство ручного выбора содержит, по меньшей мере, третий элемент для выбора и извлечения данных, относящихся к аэропортам, из упомянутой системы управления полетами, для того чтобы обеспечивать содействие в выборе карт аэропортов.

В контексте настоящего изобретения выбор карты аэропорта соответствует не отображению такой карты аэропорта на устройстве отображения, а передаче такой карты аэропорта на упомянутое устройство отображения для того, чтобы оно могло ее отображать (немедленно или впоследствии), как только такое отображение требуется.

Для того чтобы выполнить это, система визуализации аэропорта в соответствии с изобретением дополнительно содержит средство управления отображением, которое управляет отображением, на экране визуализации устройства отображения, карты аэропорта, которая выбиралась ранее (или информации, относящейся к карте аэропорта, которая выбиралась ранее).

Предпочтительно, упомянутое средство управления отображением содержит:

- по меньшей мере, одно ручное средство; и/или

- по меньшей мере, одно средство, автоматически управляющее отображением, и делающее это во время изменения режима отображения (дуги, розы ветров, плана) устройства отображения.

На чертеже представлено осуществление настоящего изобретения - структура схем системы визуализации аэропорта в соответствии с изобретением.

Система 1 в соответствии с изобретением, показанная в качестве структурной схемы на чертеже, установлена на летательном аппарате, который не показан, например, транспортном летательном аппарате, и предназначена для визуализации, по меньшей мере, одной части аэропорта. Хотя и не исключительно, но такая система 1 визуализации аэропорта, более конкретно, предназначена для содействия в наземной навигации летательного аппарата в аэропорте, в контексте функции навигации в аэропорте. Известно, что такая функция навигации в аэропорте, в частности, дает возможность отображать на экране в кабине летательного аппарата карту аэропорта, на которой, в частности, указывается текущее положение упомянутого летательного аппарата.

Упомянутая система 1 принадлежит к обычному типу, содержащему:

- обычное средство 2 для определения текущего географического положения летательного аппарата, в полете или на земле;

- обычную память 3 для записи, по меньшей мере, одной карты аэропорта.

Вообще, эта память 3, которая имеет ограниченную емкость, по существу регистрирует аэропорты, вовлеченные в полет, исполняемый в текущий момент, а именно, в частности, исходный аэропорт и аэропорт пункта назначения;

- устройство 4 отображения, которое присоединено промежуточным звеном линий 5 и 6 связи к упомянутому средству 2 и упомянутой памяти 3, и которое выполнено с возможностью показывать на, по меньшей мере, одном экране 7 визуализации, по меньшей мере, частично, карту аэропорта и, на такой карте аэропорта, символ, иллюстрирующий летательный аппарат и расположенный на упомянутой карте аэропорта, в соответствии с фактическим текущим положением упомянутого летательного аппарата в или относительно упомянутого аэропорта; и

- обычное интерфейсное средство 8, которое присоединено промежуточным звеном линии 9 связи к упомянутому устройству 4 отображения, которое содержит, например, клавиатуру и/или компьютерную мышь (не показаны), и которое предоставляет оператору, в частности члену экипажа, возможность оперировать с отображением, используемым упомянутым устройством 4 отображения. С использованием упомянутого интерфейсного средства 8 оператор, в частности, может модифицировать масштаб отображения, модифицировать режим отображения и двигать отображенную карту.

В соответствии с изобретением упомянутая система 1 дополнительно содержит:

- по меньшей мере, одно средство 10 хранения, которое присоединено промежуточным звеном линии 11 связи к упомянутому устройству 4 отображения и которое выполнено с возможностью хранить множество карт аэропортов. Это средство 10 хранения, в частности, может содержать один или несколько запоминающих элементов, которые интегрированы в обычные системы летательного аппарата;

- средство 12, ассоциированное с упомянутым средством 10 хранения и дающее возможность определять, для каждого аэропорта, чья карта хранится в упомянутом средстве 10 хранения, точку отсчета, которая будет приниматься во внимание способом, описанным ниже; и

- устройство 13 выбора, которое дает возможность выбирать карту аэропорта, которая хранится в упомянутом средстве 10 хранения для того, чтобы передавать ее на упомянутое устройство 4 отображения с тем, чтобы оно могло ее отображать. В контексте настоящего изобретения выбор карты аэропорта означает не отображение такой карты аэропорта на экране 7 визуализации, а передачу такой карты аэропорта на упомянутое устройство 4 отображения для того, чтобы оно могло ее отображать, если такое отображение требуется (немедленно или впоследствии).

В соответствии с изобретением упомянутое устройство 13 выбора, по меньшей мере, содержит средство 14 автоматического отображения, которое присоединено линией 15 связи к упомянутому устройству 4 отображения и которое выполнено таким образом, чтобы автоматически выбирать карту аэропорта, которая должна отображаться, и чтобы делать это согласно текущему положению летательного аппарата и, по меньшей мере, одной точке отсчета аэропорта, как описано ниже.

Таким образом, благодаря изобретению система 1 визуализации аэропорта может учитывать (в средстве 10 хранения) все карты аэропортов, которые имеются в распоряжении и которые были бы полезны экипажу во время полета.

Кроме того, упомянутое устройство 13 выбора дает возможность выполнять (с использованием средства 14) автоматический выбор аэропорта, который является наиболее подходящим в текущей ситуации, как описано ниже. Таким образом, экипаж обладает возможностью использования, не предпринимая какое бы то ни было действие, карты аэропорта, которая приведена в соответствие текущему положению летательного аппарата, а потому, текущей фазе полета.

Упомянутое устройство 4 отображения выполнено таким способом, чтобы быть способным отображать режим отображения первого типа, для которого упомянутый символ, иллюстрирующий текущее положение летательного аппарата, зафиксирован на экране 7 визуализации, тогда как карта аэропорта является подвижной на таком экране 7 визуализации. Более конкретно, устройство 4 отображения выполнено таким образом, чтобы быть способным отображать, в качестве режима отображения первого типа:

- режим, названный «дугой», для которого упомянутый зафиксированный символ расположен в нижней части экрана 7 визуализации, а несколько дуг окружности центрированы относительно упомянутого символа; или

- режим, названный «розой ветров», для которого упомянутый зафиксированный символ расположен в центре экрана 7 визуализации, и несколько окружностей центрированы по такому символу.

В этом случае упомянутое средство 14 автоматического выбора содержит элемент 16, который автоматически выбирает карту аэропорта согласно текущему положению летательного аппарата и, по меньшей мере, одному объему покрытия, который определен, обычным образом, вокруг соответствующей точки отсчета аэропорта (или Точки Отсчета Аэродрома).

Таким образом, посредством сравнения текущего положения летательного аппарата и объема покрытия, который определен для каждого аэропорта, элемент 16 определяет аэропорт, который должен быть выбран. При этом способе, как только пилот выбирает режим отображения, который центрирован по летательному аппарату, то есть режим упомянутого первого типа (режим дуги или режим розы ветров), карта такого аэропорта выбирается автоматически, если аэропорт расположен в пределах соответствующего объема покрытия.

Кроме того, упомянутый элемент 16 (упомянутого средства 14 автоматического выбора) выполнен таким образом, чтобы оптимизировать упомянутый объем покрытия в качестве функции максимального масштаба устройства 4 отображения и близости различных аэропортов. Таким образом, система 1 в соответствии с изобретением (автоматически) выполняет выбор карты аэропорта во время, когда последняя может просматриваться согласно максимальному масштабу устройства 4 отображения наряду с избежанием ситуаций, в которых объемы покрытия взаимно перекрываются.

Кроме того, в конкретном варианте осуществления упомянутое устройство 4 отображения выполнено таким образом, чтобы быть способным отображать режим отображения второго типа, типа, названного «планом», в котором карта аэропорта зафиксирована на экране 7 визуализации, а символ, иллюстрирующий текущее положение летательного аппарата, подвижен на таком экране 7 визуализации. В режиме плана, поэтому отображение больше не центрировано по текущему положению летательного аппарата, так что пилот может:

- свободно передвигать отображенную карту аэропорта;

- запрашивать отображение карты другого аэропорта и свободно двигать ее для того, чтобы принимать во внимание информацию, которую она содержит.

В соответствии с изобретением, в этом случае, упомянутое средство 14 автоматического выбора содержит элемент 17, который автоматически выбирает карту аэропорта согласно текущему расстоянию между текущим положением летательного аппарата и точкой отсчета аэропорта, это текущее расстояние затем сравнивается с, по меньшей мере, одним заранее определенным расстоянием, как описано ниже.

В этом случае, когда летательный аппарат покинул исходный аэропорт, упомянутый элемент 17 (упомянутого средства 14 автоматического выбора) выполняет, автоматически и периодически, следующую последовательность операций:

- он определяет текущее расстояние Dc1 между текущим положением летательного аппарата и точкой отсчета упомянутого исходного аэропорта;

- он сравнивает это текущее расстояние Dc1 с заранее определенным расстоянием D1, например, 50 NM (приблизительно 92 километра); и

- он автоматически выбирает в качестве карты аэропорта:

таковую исходного аэропорта, пока упомянутое текущее расстояние Dc1 остается меньшим, чем или равным упомянутому расстоянию D1; и

таковую аэропорта назначения, как только упомянутое текущее расстояние Dc1 становится большим, чем упомянутое расстояние D1, то есть, как только летательный аппарат достаточно удален от упомянутого исходного аэропорта.

Кроме того, когда летательный аппарат приближается к аэропорту назначения, упомянутый элемент 17 (упомянутого средства 14 автоматического выбора) выполняет, автоматически и периодически, следующую последовательность операций:

- он определяет текущее расстояние Dc2 между текущим положением летательного аппарата и точкой отсчета упомянутого аэропорта назначения;

- он сравнивает это текущее расстояние Dc2 с заранее определенным расстоянием D2, например, 50 NM (приблизительно 92 километра); и

- он автоматически выбирает в качестве карты аэропорта:

таковую аэропорта, который выбран в начале, пока упомянутое текущее расстояние Dc2 остается большим, чем или равным упомянутому расстоянию D2; и

таковую упомянутого аэропорта назначения, как только упомянутое текущее расстояние Dc2 становится меньшим, чем упомянутое расстояние D2, то есть, как только летательный аппарат приближается к упомянутому аэропорту пункта назначения.

Расстояния D1 и D2 также могут быть выражены в соответствии с фазами полета летательного аппарата.

Для того, чтобы пилот мог продолжать управлять отображением и всегда мог устанавливать отображение карты аэропорта, ему интересной, упомянутое устройство 13 выбора, конечно, также содержит средство 18 ручного выбора, предоставляющее оператору возможность выбирать карту аэропорта вручную.

Таким образом, экипаж сохраняет возможность выбора, в любое время, карты аэропорта, интересной ему, с использованием средства 18 ручного выбора. Более того, ручной выбор, выполняемый членом экипажа, имеет приоритет по отношению к автоматическому выбору, выполняемому упомянутым средством 14 автоматического выбора. Однако в случае несовместимости между ручным выбором, выполняемым с использованием упомянутого средства 18 ручного выбора, и автоматическим выбором, выполненным ранее упомянутым средством 14 автоматического выбора, в частности, во время приближения к аэропорту назначения, система 1, согласно изобретению, указывает эту несовместимость экипажу с использованием средства 20 предупреждения, которое присоединено промежуточным звеном линии 21 связи к упомянутому устройству 4 отображения. Указание, производимое этим средством 20 предупреждения, может быть звуковой индикацией и/или визуальной индикацией. Средство 20 предупреждения в особенности полезно, когда, во время фазы захода на посадку, возникает несовместимость между аэропортом, отображаемым в текущий момент в режиме плана, и аэропортом назначения, так как обычно рекомендуется не находиться в режиме плана в фазе захода на посадку, и, в дополнение, наряду с просмотром аэропорта, который отличен от того, приземление на который подготавливается. Указания, предусмотренные средством 20 предупреждения, конечно, передаются, как только обнаружена несовместимость.

В конкретном варианте осуществления упомянутые карты аэропортов хранятся в упомянутом средстве 10 хранения в соответствии с, по меньшей мере, одним упорядоченным по алфавиту или по номерам, списку. Так как, вообще, один и тот же аэропорт может обозначаться согласно, по меньшей мере, трем разным обычным наименованиям (полному наименованию, коду OACI, коду IATA), упомянутое средство 18 ручного выбора содержит различные классификации для того, чтобы выполнять выбор из списка, а именно:

- классификацию по полному наименованию аэропорта;

- классификацию по коду OACI («Organisation de l'Aviation Civile Internationale» - Международной организации гражданской авиации); и

- классификацию по коду IATA («Международной организации воздушного транспорта»).

Для этой цели упомянутое средство 18 ручного выбора содержит элемент 22, предоставляющий оператору, в частности члену экипажа, возможность для того чтобы выполнять выбор, избирать одну из упомянутых карт аэропортов из упомянутого упорядоченного списка. Экипаж летательного аппарата, поэтому, в любое время имеет возможность выбора одной из упомянутых трех классификаций, которые, например, затем отображаются на экране. Элемент 22, например компьютерная мышь, дает возможность перемещаться по выбранной и отображенной классификации для того, чтобы выбирать карту аэропорта.

Кроме того, в еще одном варианте осуществления упомянутые карты аэропортов, которые хранятся в упомянутом средстве 10 хранения, соответственно ассоциированы с конкретными описательными признаками, а упомянутое средство 18 ручного выбора содержит, по меньшей мере, один элемент 23, например клавиатуру, предоставляющий оператору возможность для того, чтобы выполнять выбор, вводить алфавитно-цифровые символы таким образом, чтобы формировать один из упомянутых описательных признаков, ассоциированных с картой аэропорта.

Кроме того, упомянутое средство 18 ручного выбора выполнено таким образом, чтобы оставаться действующим, когда упомянутое устройство 4 отображения является отображающим режим отображения упомянутого первого типа (режим дуги или режим розы ветров), для которого символ, иллюстрирующий упомянутое текущее положение летательного аппарата, зафиксирован на экране 7 визуализации, а карта аэропорта подвижна. Таким образом, экипаж сохраняет возможность принимать во внимание, в режиме дуги или в режиме розы ветров, информацию о различных доступных аэропортах, иных, чем отображаемый, поскольку в этих режимах (дуги или розы ветров) система 1 отображает карту аэропорта в зависимости от положения летательного аппарата относительно объема покрытия каждого аэропорта.

Это дает возможность принимать во внимание информацию о других аэропортах, не удаляя и не модифицируя карту, являющуюся отображаемой. Для того чтобы обеспечить возврат совместимой информации, информация, относящаяся к аэропорту, выбранному из упомянутого списка, отображается, например, на экране 7 визуализации:

- в желтом цвете, если такой аэропорт не является тем, который отображается в текущий момент; и

- в зеленом цвете, если такой аэропорт является аэропортом, фактически отображаемым в текущий момент времени.

Кроме того, в конкретном варианте осуществления упомянутая система 1 визуализации аэропорта в соответствии с изобретением дополнительно содержит средство 26 связи, дающее возможность присоединять ее к системе 25 управления полетами, предпочтительно, типа FMS («Системы управления полетами»). Упомянутая система 25 управления полетами не содержит никаких карт аэропортов, но содержит базу данных географических пунктов, некоторые из которых представляют положения аэропортов. При программировании плана полета пилот выбирает географические пункты, соответствующие аэропорту вылета и аэропорту назначения. Система 1 согласно изобретению извлекает, средством 26 связи, эту информацию из упомянутой системы 25 управления полетами. Кроме того, упомянутая система 1 содержит элемент 27 (образующий часть средства 18 ручного управления), который предусматривает клавиши быстрого ввода для загрузки соответствующих карт аэропортов.

Как упомянуто ранее, выбор карты аэропорта с использованием устройства 13 выбора не значит, что эта карта аэропорта отображается на экране 7 визуализации, а значит, что эта карта аэропорта передается на упомянутое устройство 4 отображения для того, чтобы оно могло ее отображать, когда ему дана соответствующая команда.

Таким образом, для того чтобы делать это, система 1 визуализации аэропорта в соответствии с изобретением дополнительно содержит средство 28 управления отображением, которое управляет отображением, на экране 7 визуализации устройства 4 отображения, карты аэропорта, которая была выбрана ранее (или информации, относящейся к карте аэропорта, которая была выбрана ранее).

В конкретном варианте осуществления упомянутое средство 28 управления отображением, которое присоединяется промежуточным звеном линии 29 связи к устройству 4 отображения, содержит:

- по меньшей мере, одно ручное средство 30, например пусковую кнопку; и/или

- по меньшей мере, одно средство 31, автоматически управляющее отображением, и, предпочтительно, делающее это тогда, когда есть изменение режима отображения (дуги, розы ветров, плана) устройства 4 отображения.

1. Система визуализации аэропорта, которая установлена на летательном аппарате, упомянутая система (1) содержит:
первое средство (2) для определения текущего положения летательного аппарата;
память (3) для записи, по меньшей мере, одной карты аэропорта;
устройство (4) отображения, которое выполнено с возможностью представлять, на, по меньшей мере, одном экране (7) визуализации, по меньшей мере, частично карту аэропорта, с которой может быть ассоциирован символ, иллюстрирующий упомянутое текущее положение летательного аппарата;
интерфейсное средство (8), предоставляющее оператору возможность оперировать с отображением, используемым упомянутым устройством (4) отображения;
по меньшей мере, одно средство (10) хранения, выполненное с возможностью хранить множество карт аэропортов; и
устройство (13) выбора, дающее возможность выбирать карту аэропорта, сохраненную в упомянутом средстве (10) хранения, для того, чтобы передавать ее на упомянутое устройство (4) отображения, с тем чтобы оно могло отображать ее, упомянутое устройство (13) выбора содержит, по меньшей мере, средство (14) автоматического выбора, дающее возможность автоматически выбирать карту аэропорта, которая подлежит отображению, в соответствии с, по меньшей мере, текущим положением летательного аппарата,
причем она дополнительно содержит второе средство (12), ассоциированное с упомянутым средством (10) хранения и дающее возможность определять точку отсчета для каждого аэропорта, чья карта сохранена в упомянутом средстве (10) хранения, а также объем покрытия, который определен вокруг упомянутой точки отсчета, причем упомянутое устройство (4) отображения выполнено таким способом, чтобы быть способным отображать первый тип режима отображения, в котором упомянутый символ, иллюстрирующий упомянутое текущее положение летательного аппарата, зафиксирован на экране (7) визуализации, а упомянутая карта аэропорта подвижна, и причем упомянутое средство (14) автоматического выбора содержит первый элемент (16), который автоматически выбирает карту аэропорта в соответствии с текущей позицией летательного аппарата и объемом покрытия аэропорта.

2. Система по п.1, в которой упомянутый первый элемент (16) упомянутого средства (14) автоматического выбора выполнен таким способом, чтобы оптимизировать упомянутый объем покрытия в качестве функции максимального масштаба устройства (4) отображения и близости аэропортов.

3. Система по п.1, в которой упомянутое устройство (4) отображения выполнено таким способом, чтобы быть способным отображать режим отображения второго типа, называемый режимом плана, для которого карта аэропорта зафиксирована на экране (7) визуализации, а символ, иллюстрирующий текущее положение летательного аппарата, подвижен, причем упомянутое средство (14) автоматического выбора содержит второй элемент (17), который автоматически выбирает карту аэропорта в качестве функции текущего расстояния между текущим положением летательного аппарата и точкой отсчета аэропорта, это текущее расстояние сравнивается с, по меньшей мере, одним заранее определенным расстоянием.

4. Система по п.3, в которой, когда летательный аппарат покинул исходный аэропорт, упомянутый второй элемент (17):
определяет текущее расстояние между текущим положением летательного аппарата и точкой отсчета упомянутого исходного аэропорта;
сравнивает это текущее расстояние с первым заранее определенным расстоянием; и
автоматически выбирает в качестве карты аэропорта:
таковую исходного аэропорта, пока упомянутое текущее расстояние остается меньшим, чем или равным упомянутому первому расстоянию; и таковую аэропорта назначения, как только упомянутое текущее расстояние становится большим, чем упомянутое первое расстояние.

5. Система по п.3, в которой, когда летательный аппарат приближается к аэропорту назначения, упомянутый второй элемент (17):
определяет текущее расстояние между текущим положением летательного аппарата и точкой отсчета упомянутого аэропорта назначения;
сравнивает это текущее расстояние со вторым заранее определенным расстоянием; и
автоматически выбирает в качестве карты аэропорта:
таковую аэропорта, который выбран в начале, пока упомянутое текущее расстояние остается большим, чем или равным упомянутому второму расстоянию; и
таковую аэропорта назначения, как только упомянутое текущее расстояние становится меньшим, чем упомянутое второе расстояние.

6. Система по п.1, в которой упомянутое устройство (13) выбора дополнительно содержит средство (18) ручного выбора, предоставляющее оператору возможность выбирать карту аэропорта вручную.

7. Система по п.5, которая дополнительно содержит средство (20) для указания оператору несовместимости, когда последний выбирает, с использованием упомянутого средства (18) ручного выбора, аэропорт, который отличен от аэропорта назначения, который был выбран ранее упомянутым средством (14) автоматического выбора.

8. Система по п.6, в которой упомянутые карты аэропортов хранятся в упомянутом средстве (10) хранения в соответствии с, по меньшей мере, одним упорядоченным списком, причем упомянутое средство (18) ручного выбора содержит, по меньшей мере, первый элемент (22), предоставляющий оператору возможность, для того, чтобы производить выбор, избирать одну из упомянутых карт аэропортов в упомянутом упорядоченном списке.

9. Система по п.6, в которой упомянутые карты аэропортов, которые хранятся в упомянутом средстве (10) хранения, соответственно ассоциированы с конкретными описательными признаками, причем упомянутое средство (18) ручного выбора содержит, по меньшей мере, второй элемент (23), предоставляющий оператору возможность, для того, чтобы производить выбор, вводить алфавитно-цифровые символы, дающие возможность сформировать один из упомянутых описательных признаков, ассоциированных с упомянутыми картами аэропортов.

10. Система по п.6, в которой упомянутое средство (18) ручного выбора выполнено таким способом, чтобы оставаться действующим, когда упомянутое устройство (4) отображения отображает режим отображения первого типа, для которого символ, иллюстрирующий упомянутое текущее положение летательного аппарата, зафиксирован на экране (7) визуализации, а карта аэропорта подвижна.

11. Система по п.6, которая дополнительно содержит средство (26) связи, дающее возможность присоединять упомянутую систему (1) к системе (25) управления полетами, причем упомянутое средство (18) ручного выбора содержит, по меньшей мере, третий элемент (27) для выбора и извлечения данных, относящихся к аэропортам, из упомянутой системы (25) управления полетами.

12. Система по п.1, которая дополнительно содержит средство (28) управления отображением, которое управляет отображением, на экране (7) визуализации устройства (4) отображения, непосредственно предварительно выбранной карты аэропорта или информации, относящейся к предварительно выбранной карте аэропорта.

13. Система по п.12, в которой упомянутое средство (28) управления отображением содержит, по меньшей мере, одно ручное средство (30).

14. Система по п.12, в которой упомянутое средство (28) управления отображением содержит, по меньшей мере, одно средство (31), автоматически управляющее отображением, когда есть изменение режима отображения устройства (4) отображения.

15. Летательный аппарат, содержащий систему (1) визуализации аэропорта по п.1.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах наземной навигации летательных аппаратов (ЛА). .

Изобретение относится к области авиастроения и авиационного приборостроения, в частности к выполняющим обнаружение и поражение наземных, надводных и воздушных целей вертолетам непосредственной поддержки сухопутных войск и комплексам бортового радиоэлектронного оборудования, оснащающим вертолеты для обеспечения навигации, наведения, обнаружения заданных целей и их поражения.

Изобретение относится к области навигации, в частности к определению истинного курса (ИК) корабля на акватории базы (ошвартованного у причала, стоящего на якоре и т.д.) для оперативного ввода навигационного комплекса корабля в шатанный режим работы и определения поправки к ИК корабля, выработанному бортовым курсоуказателем.

Изобретение относится к системам сопровождения авиационно-космических объектов и может быть использовано для определения точности наведения снаряда на цель и контроля конечных условий их сближения.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах управления летательными аппаратами (ЛА). .

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах индикации состояния летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к устройствам для определения курса подвижных объектов. .

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при проектировании интегрированных навигационных систем. .

Изобретение относится к технике определения параметров движения и углового положения летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для формирования абсолютной высоты полета летального аппарата (ЛА). .

Изобретение относится к стендовой рекламе, торговле, выставочному делу и программно-аппаратным комплексам для указанных целей

Изобретение относится к рекламе, торговле, выставочному делу и другим сферам деятельности, в которых необходимо индивидуализированное воздействие на аудиторию в зависимости от пола и возраста людей

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в бесплатформенных инерциальных системах навигации (БИНС), комплексированных с приемником спутниковой навигационной системы (СНС)

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к устройствам для определения курса подвижных объектов

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение для автоматической регулировки изображения на навигационном экране летательного аппарата (ЛА)

Изобретение относится к системам тревожной сигнализации, применяемым на летательных аппаратах

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в бесплатформенных инерциальных системах навигации (БИНС), в частности в бесплатформенных системах ориентации (БСО), интегрированных с системой воздушных сигналов (СВС)

Изобретение относится к измерительным комплексам летательных аппаратов (ЛА) - самолетов и вертолетов

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при проектировании инерциальных навигационных систем (ИНС) для летательных аппаратов и других подвижных объектов
Наверх