Лабиринтное уплотнение газотурбинного двигателя

Лабиринтное уплотнение газотурбинного двигателя состоит из периферийного и внутреннего уплотнительных устройств. Каждое из устройств состоит из роторного лабиринта и статорного сотового фланца. Статорные фланцы с упругими элементами размещены на дополнительном упругом элементе. Упругий элемент состоит из параллельных между собой внешней и внутренней упругих стенок, образующих между собой канал подвода уплотняемого воздуха. Упругие стенки соединены между собой на входе и выходе через втулки крепежными элементами. Путем уменьшения радиальных зазоров между статором и ротором повышается надежность лабиринтного уплотнения на всех режимах работы газотурбинного двигателя. 1 ил.

 

Изобретение относится к лабиринтным уплотнениям газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известно лабиринтное уплотнение газотурбинного двигателя, состоящее из внешнего и внутреннего лабиринтных уплотнений и ограничивающее воздушную полость повышенного давления с внешней и с внутренней сторон (С.А.Вьюнов «Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей». Москва, Машиностроение, стр.222, рис.4.63).

Недостатками известной конструкции являются повышенные паразитные утечки уплотняемого воздуха из-за увеличенных радиальных зазоров между статором и ротором во внутреннем и внешнем лабиринтных уплотнениях.

Наиболее близким к заявляемой конструкции является лабиринтное уплотнение газотурбинного двигателя, состоящее из периферийного и внутреннего уплотнительных устройств, каждое из которых состоит из роторного лабиринта и охлаждаемого воздухом статорного фланца, установленного на упругом элементе (патент RU №2180045).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за повышенной сложности системы подачи охлаждающего воздуха на статорные фланцы.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности лабиринтного уплотнения газотурбинного двигателя и в повышении точности поддержания радиальных зазоров между статором и ротором путем исключения охлаждения воздухом статорных фланцев и введение дополнительных упругих элементов.

Сущность технического решения заключается в том, что в лабиринтном уплотнении газотурбинного двигателя, состоящем из периферийного и внутреннего уплотнительных устройств, каждое из которых состоит из роторного лабиринта и установленного через упругий элемент сотового фланца, согласно изобретению фланцы с упругими элементами расположены на установленном на статоре дополнительном упругом элементе, состоящем из параллельных между собой внешней и внутренней упругих стенок с образованием между ними канала подвода уплотняемого воздуха и соединенных между собой на входе и на выходе через втулки крепежными элементами.

При работе газотурбинного двигателя радиальные температурные деформации ротора и статора могут существенно отличаться друг от друга и размещение лабиринтного уплотнения на дополнительном упругом элементе способствует за счет температурной деформации дополнительного упругого элемента существенному уменьшению разницы температурных деформаций лабиринта и установленного на дополнительном упругом элементе фланца лабиринтного уплотнения, что позволяет минимизировать радиальные зазоры между статором и ротором на всех режимах работы лабиринтного уплотнения.

Выполнение упругих стенок дополнительного упругого элемента параллельными между собой с образованием между ними канала подвода уплотняемого воздуха позволяет снизить гидравлические потери воздуха в канале и уменьшить дополнительные напряжения при температурной деформации упругих стенок.

Соединение упругих стенок на входе и на выходе между собой через втулки крепежными элементами позволяет обеспечить герметичность конструкции на всех режимах ее работы и одновременно получить устойчивую к вибрации коробчатую конструкцию, обладающую высокой жесткостью, как в осевом, так и в радиальном направлениях, что повышает надежность конструкции.

На чертеже изображен продольный разрез лабиринтного уплотнения газотурбинного двигателя.

Лабиринтное уплотнение газотурбинного двигателя 1 состоит из периферийного 2 и внутреннего 3 уплотнительных устройств, каждое из которых состоит из роторного лабиринта 4 и 5 соответственно и статорного сотового фланца 6 и 7, установленных на упругих элементах 8 и 9 соответственно и ограничивающих полость высокого давления 10. Сотовые фланцы 6 и 7 с упругими элементами 8 и 9 размещены на дополнительном упругом элементе 11, который в свою очередь установлен на статоре 12 газотурбинного двигателя. Дополнительный упругий элемент 11 представляет собой коробчатую, устойчивую к внешним воздействиям, включая вибрацию, конструкцию, состоящую из параллельных между собой внешней 13 и внутренней 14 упругих стенок, образующих между собой канал 15 подвода охлаждающего воздуха 16 в полость высокого давления 10. На входе 17 и выходе 18 упругие стенки 13 и 14 соединены между собой крепежными элементами 19 и 20 соответственно (например, болтами или заклепками), проходящими внутри распорных втулок 21 и 22.

Работает устройство следующим образом.

При работе лабиринтного уплотнения 1 газотурбинного двигателя стенки 13 и 14 дополнительного упругого элемента 11 принимают температуру, близкую к температуре потока охлаждающего воздуха 16, протекающего по каналу 15, что приводит к температурной деформации упругого элемента 11, близкой к температурной деформации охлаждаемых воздухом 16 роторных лабиринтов 4 и 5, уменьшая таким образом радиальные зазоры между статором и ротором в уплотнительных устройствах 2 и 3, что способствует повышению надежности этих устройств. Дальнейшее более полное пассивное регулирование радиальных зазоров между статором и ротором в уплотнительных устройствах 2 и 3 происходит за счет статорных сотовых фланцев 6 и 7, коэффициенты линейного расширения материалов которых подобраны наиболее близко к коэффициентам линейного расширения материалов роторных лабиринтов 4 и 5.

Лабиринтное уплотнение газотурбинного двигателя, состоящее из периферийного и внутреннего уплотнительных устройств, каждое из которых состоит из роторного лабиринта и установленного через упругий элемент сотового фланца, отличающееся тем, что фланцы с упругими элементами расположены на установленном на статоре дополнительном упругом элементе, состоящем из параллельных между собой внешней и внутренней упругих стенок с образованием между ними канала подвода уплотняемого воздуха и соединенных между собой на входе и на выходе через втулки крепежными элементами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к лабиринтным уплотнениям для газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к газотурбинным двигателям наземного применения для привода электрогенератора или механического привода. .

Изобретение относится к уплотнению полости для забора воздуха в кабину, ограниченной с одной стороны наружным кольцом компрессора, кольцевой конструкцией, сопряженной с кольцом, и с другой стороны - наружным картером решетки диффузора, опорной конструкцией, сопряженной с указанным наружным картером и с наружным кольцом картера двигателя, закрепленным на кольцевой конструкции.

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано при создании турбин для газовой промышленности. .

Изобретение относится к уплотнительным устройствам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к многоступенчатым газовым турбинам авиационного и наземного применения. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для герметизации газовоздушных трактов газотурбинной установки в составе газоперекачивающих агрегатов (ГПА), газотурбинных электростанций (ГТЭС).

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к турбиностроению, и предназначено для герметизации монтажных зазоров между статорными частями конструкции, устанавливаемыми в корпусе турбины
Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнениям зазоров проточной части турбомашин, длительно работающих в условиях повышенных температур и высокочастотных вибраций

Изобретение относится к отводимым уплотнениям для таких машин вращения, как паровые турбины, газовые турбины, авиационные двигатели и компрессоры

Изобретение относится к лабиринтным уплотнениям турбомашин авиационного и наземного применения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности, для обеспечения непроницаемости зазора между ротором и статором

Изобретение относится к уплотнителю, предназначенному для расположения между турбореактивным двигателем и гондолой воздушного судна

Уплотнение стыка камеры сгорания и соплового аппарата турбины содержит уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек соплового аппарата. Козырек закреплен на внутреннем корпусе, снабженном кольцом фиксирующим с установленным плавающим кольцом. Уплотнительное кольцо камеры сгорания и козырек соплового аппарата образуют кольцевой зазор для организации подвода воздуха для пленочного охлаждения трактовых поверхностей. На плавающем кольце выполнен упорный бурт. Козырек соплового аппарата снабжен направляющим кольцом, образующим кольцевой зазор с внутренней поверхностью козырька соплового аппарата. Торцевая часть козырька прилегает к бурту кольца плавающего. Изобретение позволяет стабилизировать зазор и направить необходимое количество воздуха для организации пленочного охлаждения периферийной части сопловых и рабочих лопаток. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Подвижный уплотнительный элемент с масляным охлаждением для вращающегося уплотнения между корпусом двигателя и валом установлен с возможностью вращения в корпусе двигателя. Уплотнительный элемент включает кольцо, имеющее площадку с наружной в радиальном направлении контактной поверхностью и внутренней в радиальном направлении поверхностью, распределитель масла и внешний конус разбрызгивания смазки. Распределитель масла имеет внутреннюю в радиальном направлении зону, связанную с источником жидкой смазки. Внешний корпус имеет обод, расположенный внутри в радиальном направлении по отношению к внутренней поверхности площадки. Также объектом изобретения является способ управления радиальным зазором между подвижным уплотнительным элементом и углеродным уплотнением в диапазоне рабочих температур газотурбинного двигателя. Способ включает выбор требуемой температуры подвижного уплотнительного элемента в зависимости от температуры двигателя в пределах указанного диапазона рабочих температур с обеспечением заданной величины зазора с учетом разницы термических расширений между подвижным уплотнительным элементом и углеродным уплотнением, поддержание требуемой температуры подвижного уплотнительного элемента посредством направления потока жидкой смазки на поверхность подвижного уплотнительного элемента с управлением величиной радиального зазора. Изобретение позволяет поддерживать требуемую температуру подвижного уплотнительного элемента. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх