Способ испытания модели морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне и устройство для его осуществления

Изобретение относится к судостроению и касается технологии испытания морских инженерных сооружений в опытовом бассейне. Способ испытания состоит в том, что в опытовом бассейне модель, например платформу, жестко соединяют с динамометром, который с другой стороны крепят к основанию на борту бассейна. Под моделью располагают имитатор дна и жестко подвешивают его к основанию с помощью стоек, находящихся в кормовой части за пределами модели, намораживают ледовое поле, которое затем надвигают на модель посредством буксировочной тележки и регистрируют параметры эксперимента. Имитатор дна в его передней части крепят к основанию стойками, проходящими через испытуемую модель. С помощью всех этих стоек регулируют и устанавливают зазор между имитатором и моделью и проводят испытания. Устройство для реализации такого способа в опытовом бассейне имеет буксировочную тележку с бульдозером для надвигания льда на модель, например платформу, и закрепленное на борту бассейна жесткое основание. К нему присоединены испытуемая модель через динамометр и имитатор дна с помощью стоек, размещенных в кормовой оконечности за моделью. Имитатор в передней части имеет стойки, связанные с жестким основанием и проходящие через испытуемую модель платформы. В ней под упомянутые стойки образованы колодцы. Стойки имеют средства регулировки и установки зазора между имитатором дна и моделью, преимущественно талрепами, при проведении испытаний. Изобретение позволяет повысить достоверность и точность результатов эксперимента обеспечением точного позиционирования имитатора относительно модели. 2 н.п. ф-лы. 1 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к экспериментальной гидромеханике морских инженерных сооружений, и касается методов испытания их моделей в опытовом бассейне и оборудования для их проведения.

Для освоения морских месторождений нефти и газа ведется проектирование и строительство морских инженерных сооружений, включающих, в частности, плавучие платформы для длительной работы на мелководье в ледовых условиях.

С целью изучения взаимодействия платформ со льдом в условиях мелководья выполняются модельные испытания в ледовом опытовом бассейне.

Известен способ испытаний модели морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне, заключающийся в том, что модель закрепляют на динамометре в канале опытового бассейна, а имитатор дна размещают под моделью с зазором и консольно закрепляют на борту бассейна, намораживают ледовое поле, которое надвигают с помощью бульдозера буксировочной тележки на испытываемую модель. (Е.Б.Карулин, М.М.Карулина, Л.Б.Благовидов, Модельные исследования взаимодействия со льдом платформы кессонного типа на мелководье, Труды ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, Санкт-Петербург, 2007 г. Выпуск 34 - прототип).

Недостатком известного способа является неконтролируемое изменение величины зазора в процессе испытаний, что уменьшает достоверность получаемых результатов эксперимента.

Известно устройство для испытаний модели морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне, содержащее неподвижную раму - основание, жестко закрепленную на борту бассейна, к которой присоединен динамометр с испытываемой моделью, имитатор дна со стойками, размещенными в кормовой оконечности за моделью, и буксировочную тележку с бульдозером для надвигания льда на испытуемую модель. (Е.Б.Карулин, М.М.Карулина, Л.Б.Благовидов, Модельные исследования взаимодействия со льдом платформы кессонного типа на мелководье, Труды ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, Санкт-Петербург, 2007 г. Выпуск 34 - прототип).

Недостатком известного устройства является отсутствие возможности точного позиционирования имитатора дна в процессе испытаний.

Заявляемое изобретение направленно на повышение достоверности и точности результатов эксперимента путем обеспечения точного позиционирования имитатора дна относительно испытуемой модели.

Для этого модель в способе испытаний модели морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне через динамометр жестко соединяют с основанием, закрепленным на борту бассейна, а под моделью располагают имитатор дна, который подвешивают на стойках в кормовой и передней частях имитатора дна, причем стойки в его передней части пропускают внутри модели. Регулируют и устанавливают с помощью стоек величину зазора между имитатором дна и испытуемой моделью. Затем надвигают ледовое поле с помощью бульдозера буксировочной тележки на испытываемую модель, регистрируя показания динамометра и скорость буксировочной тележки.

Дополнительное крепление к основанию имитатора дна в его передней части с помощью стоек, проходящих через тело модели, устраняет неконтролируемое изменение величины зазора между имитатором дна и испытуемой моделью.

Возможность необходимой регулировки и установки заданного зазора между имитатором дна и испытуемой моделью обеспечивает повышение достоверности и точности результатов эксперимента.

В устройстве для осуществления указанного способа, содержащем буксировочную тележку с бульдозером для надвигания льда на испытуемую модель, например платформу, закрепленное на борту бассейна жесткое основание, к которому присоединены испытуемая модель через динамометр и имитатор дна с помощью стоек, размещенных в кормовой оконечности за моделью, а также по изобретению имитатор дна дополнен в своей передней части стойками, связанными с жестким основанием и проходящими через испытуемую модель платформы, в которой под упомянутые стойки образованы колодцы. При этом стойки оборудованы средствами регулировки и установки зазора между имитатором дна и испытуемой моделью, преимущественно талрепами, при проведении испытаний.

Дополнительное крепление в устройстве имитатора дна в его передней части к основанию с помощью стоек, проходящих через испытуемую модель в колодцах, образованных в последней, обеспечивает возможность точного позиционирования имитатора дна в процессе испытаний.

Выполнение в испытуемой модели колодцев под стойки позволяет осуществить необходимое дополнительное крепление имитатора дна в его передней части к неподвижному основанию.

Оборудование стоек крепления имитатора дна к основанию средствами регулировки и установки зазора между имитатором дна и испытуемой моделью, преимущественно талрепами, позволяет плавно и точно регулировать указанный зазор при проведении испытаний с различными моделями. В качестве средств регулировки и установки упомянутого зазора может быть использован шаговый фиксатор.

Сущность предлагаемого способа и устройство для его осуществления поясняется чертежом, на котором представлен общий вид ледового опытового бассейна с испытуемой моделью и имитатором дна.

Устройство для испытания модели морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне содержит буксировочную тележку 1 с бульдозером 2 для надвигания ледового поля 3, образованного на поверхности воды в канале 4, на испытуемую модель 5, например платформу, которая закреплена на жестком основании 6 через динамометр 7. Под моделью 5 расположен с зазором имитатор дна 8, жестко закрепленный на основании 6 с помощью стоек 9, размещенных в кормовой оконечности за моделью 5, и стоек 10, проходящих через испытуемую модель 5, в которой под стойки 10 образованы колодцы 11. Стойки 9 и 10 оборудованы средствами регулировки и установки зазора между имитатором дна 8 и испытуемой моделью 5, преимущественно талрепами 12.

Предложенный способ и устройство работают следующим образом. Предварительно закрепляют испытуемую модель 5 на динамометре 7, связанном с основанием 6. Устанавливают имитатор дна 8 с крепежными стойками 9 и 10 и, используя талрепы 12, задают нужную величину зазора между моделью 5 и имитатором дна 8. Намораживают ледовое поле 3. Затем задают движение буксировочной тележке 1 и надвигают с помощью бульдозера 2 полученное ледовое образование на испытуемую модель 5, регистрируя на ЭВМ силы, измеренные динамометром 7.

1. Способ испытания морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне, согласно которому модель, например платформу, жестко соединяют с динамометром, который с другой стороны крепят к основанию на борту бассейна, а под моделью располагают имитатор дна и жестко подвешивают его к основанию с помощью стоек, размещенных в кормовой части за пределами модели, намораживают ледовое поле, которое затем надвигают на модель с помощью буксировочной тележки и регистрируют параметры эксперимента, отличающийся тем, что дополнительно имитатор дна в его передней части крепят к основанию стойками, проходящими через испытуемую модель, затем с помощью тех и других стоек регулируют и устанавливают зазор между имитатором дна и моделью и проводят испытания.

2. Устройство для испытания морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне, содержащее буксировочную тележку с бульдозером для надвигания льда на модель, например платформу, закрепленное на борту бассейна жесткое основание, к которому присоединены испытуемая модель через динамометр и имитатор дна с помощью стоек, размещенных в кормовой оконечности за моделью, отличающееся тем, что имитатор дна в передней части дополнен стойками, связанными с жестким основанием и проходящими через испытуемую модель платформы, в которой под упомянутые стойки образованы колодцы, при этом стойки оборудованы средствами регулировки и установки зазора между имитатором дна и моделью, преимущественно талрепами, при проведении испытаний.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, а именно к техническим средствам экспериментальной гидромеханики, и может быть использовано для гидродинамических испытаний модели надводного судна.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к экспериментальной гидромеханике корабля, и касается оборудования для проведения их гидродинамических и ледовых исследований.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля и поддержания качества поверхности движущихся средств. .

Изобретение относится к строительству и автомобилестроению. .

Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике, к гидродинамике и аэродинамике винта и может быть использовано в судостроении и в авиастроении. .

Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике и может быть использовано для определения сопротивления набегающему потоку малых моделей объектов при испытаниях.

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике и касается проектирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых исследований моделей морских инженерных сооружений в опытовом бассейне.

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к способам для изучения стока талых и дождевых вод, возникающего на стокоформирующей поверхности. .

Изобретение относится к области измерения гидродинамического сопротивления различных поверхностей тел при их движении в жидкости. .

Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике морских инженерных сооружений и касается методов испытания их моделей в опытовом бассейне и используемого оборудования.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к техническим средствам экспериментальной гидромеханики, и может быть использовано для гидродинамических испытаний модели надводного судна.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к экспериментальной гидромеханике корабля, и касается оборудования для проведения их гидродинамических и ледовых исследований.

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике и касается проектирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых исследований моделей морских инженерных сооружений в опытовом бассейне.

Изобретение относится к устройствам для измерения линейных перемещений объекта, в частности к устройствам для измерения осадок и дифферентов моделей плавающих средств.

Изобретение относится к судостроению и касается технологии получения динамических характеристик движения судов на стадии проектирования. .

Изобретение относится к судостроению и касается технологии проектирования оборудования для опытовых бассейнов. .

Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике корабля и касается измерительного оборудования для проведения испытаний моделей судовых движительных комплексов в гидродинамическом и ледовом опытовых бассейнах.

Изобретение относится к морскому транспорту и касается конструирования опытовых бассейнов. .

Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике инженерных сооружений и касается устройств для испытаний моделей буровых платформ в опытовом бассейне. .

Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике и касается технологии воспроизведения нерегулярного волнения в опытовом бассейне с помощью волнопродукторов.

Изобретение относится к области экспериментальных исследований в ледовых опытовых бассейнах и может быть использовано для проектирования винто-рулевых комплексов судов и средств их защиты ото льда путем создания в нем условий проведения модельного эксперимента, подобных натурным
Наверх