Униполярная машина постоянного тока с катящимися контактами

Изобретение относится к области электротехники, в частности к униполярным электрическим машинам (УМ) постоянного тока. Аналогом предлагаемой УМ является обычная УМ постоянного тока с цилиндрическим ротором, имеющая ряд недостатков, в том числе наличие в ее конструкции щеточных скользящих контактов и относительно низкое рабочее напряжение. Техническим результатом заявленного изобретения являются улучшение электромеханических характеристик, повышение надежности в работе, увеличение износостойкости, упрощение конструкции, повышение в несколько раз рабочего напряжения и расширение области применения. Технический результат достигается тем, что в предложенной конструкции УМ отсутствуют традиционные как скользящие механоэлектрические, так и периферийные жидкостные электрические контакты. В качестве электрических контактов в предложенной УМ используются электропроводящие роликовые контакты качения и неподвижные цилиндрические обоймы, к которым припаяны электрические проводники. Такая конструкция электрических контактов без особой сложности позволяет электрически последовательно включать в цепь обмоток якорей все их активные части, что позволяет существенно повысить рабочее напряжение. При этом трение качения между электропроводящими роликами и неподвижными цилиндрическими обоймами, а также активными частями якорных обмоток на несколько порядков меньше трения скольжения между скользящими щеточными контактами и контактными кольцами. 2 ил.

 

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам постоянного тока. Наиболее близким аналогом предложенной машины является униполярная машина постоянного тока с цилиндрическим ротором со скользящими щеточными электрическими контактами или жидкометаллическими токосъемами. Но наличие у названной униполярной машины (УМ) как минимум двух скользящих контактов на один виток якорной обмотки не только усложняет ее конструкцию, ухудшает электромеханические характеристики, но и снижает надежности в работе и существенно сужает область ее применения. Трение скольжения между неподвижными щетками и подвижными кольцами ведет к их ускоренному износу, к повышенному искрению в точках их соприкосновения и соответственно - к существенному повышению переходного электрического сопротивления. Это происходит из-за высокого коэффициента трения скольжения по сравнению с коэффициентом трения качения (примерно в 100 раз).

Преодоление недостатков щеточно-скользящих контактов возможно с помощью токосъема на основе электропроводящей жидкости. Однако создавать надежно герметизированные конструкции аппаратов жидкостного периферийного кольцевого токосъема, не допускающие утечки инертного газа и паров электропроводящей жидкости, достаточно трудоемко и дорого. Кроме того, в режимах пуска и торможения УМ, а также при относительно высоких скоростях на жидкостной слой в кольцевом канале действуют центробежные и гравитационные, магнитные и электромагнитные силы, а также силы трения, которые отрицательно влияют на ее работу. Техническим результатом заявленного изобретения являются улучшение электромеханических характеристик, повышение надежности в работе, увеличение износостойкости, упрощение конструкции, повышение в несколько раз рабочего напряжения и расширение области применения.

Технический результат достигается тем, что в предложенной конструкции УМ отсутствуют как скользящие механоэлектрические, так и жидкостные электрические контакты. В качестве таких контактов в предложенной УМ используются электропроводящие катящиеся ролики по активным частям обмоток якоря, вращающиеся в одном направлении относительно постоянных магнитных полей, созданных соответствующими полюсами постоянных магнитов статоров, силовые линии которых направлены в радиальном направлении. Такая конструкция УМ постоянного тока с электропроводящими роликами и качения и неподвижными цилиндрическими обоймами без особой сложности позволяет включать последовательно в цепь обмотки якоря необходимое число активных частей для получения рабочего напряжения необходимой величины.

Предложенная униполярная машина постоянного тока с катящимся контактами, содержащая по два статора и якоря, разделенные воздушными зазорами, выполненная в виде двух униполярных машин постоянного тока с цилиндрическим ротором, отличается тем, что ее статор с отверстиями для электрических проводников состоят из многослойных полых цилиндрических постоянных магнитов с несколькими обращенными к якорям парами полюсов противоположной полярности, а якоря состоят из целых цилиндрических магнитопроводов с диэлектрическими поверхностями, на которые надеты по несколько изолированных друг от друга электропроводящих полых цилиндров, являющихся активными частями их обмоток, соединенных электрически последовательно через электропроводящие катящиеся по ним роликовые контакты, неподвижные цилиндрические обоймы и припаянные к ним электрические проводники, проходящие через отверстия статоров, электрические проводники к источнику постоянного напряжения.

На фиг.1 и 2 показаны соответственно продольные и поперечные разрезы предложенной УМ. На них приняты следующие обозначения: 1 - электрические проводники, 2 - цилиндрический ротор, 3 - цилиндрический постоянный магнит, 4 -активная часть обмотки якоря, 5 - электропроводящий ролик, 6 - диэлектрическая поверхность ротора, 7 - цилиндрическая обойма.

Как видно из чертежей, активные части обмоток якорей к источнику постоянного напряжения подключены электрически последовательно через электропроводящие цилиндрические обоймы и катящиеся электропроводящие роликовые контакты, у которых трение качения на несколько порядков меньше трения скольжения.

Предложенная УМ постоянного тока с электропроводящими ремнями может работать как в двигательном, так и в генераторном режимах.

В генераторном режиме предложенная УМ работает следующим образом. При вращении по часовой стрелке с угловой скоростью ω цилиндрические роторы 2 в активных частях 4 обмоток якорей, находящиеся в магнитных полях под соответствующими магнитными полюсами статора, в силу явления электромагнитной индукции наводят электродвижущие силы (ЭДС), соответственными направлениями которые, суммируясь на выводах УМ, создадут результирующее постоянное напряжение =U. Если при этом к этим выводам подключить некоторую нагрузку, то по обмоткам якорей потечет от одной клеммы электрического вывода УМ к другой постоянный ток i через активные части 4 обмотки якоря, электропроводящие ролики 5 и цилиндрические обоймы 7 по направлению, указанному на фиг.1 и 2.

В двигательном режиме предложенная УМ работает следующим образом. При подключении электрических выводов УМ к источнику постоянного напряжения =U ток якоря i потечет от положительной клеммы источника постоянного напряжения к одной цилиндрической обойме 7 и через электропроводящие катящиеся ролики 5 потечет вдоль одной активной части 4 первой обмотки первого якоря. Далее ток якоря последовательно потечет вдоль всех активных частей 4 обоих обмоток якоря через электропроводящие ролики 5 и цилиндрические обоймы 7, припаянные к ним проводники 1 в соответствии со схемой, показанной на фиг.1, и стекает к отрицательной клемме электрического вывода машины.

Таким образом, ток якоря при этом проходит последовательно все активные части 4 обмоток якоря, находящихся в магнитных полях между неподвижными статорами 3 и подвижными якорями 2. Вследствие взаимодействия токов якоря, протекающих через активные части обмотки якоря с магнитными полями, созданными магнитными полюсами, возникают пондеромоторные силы, направленные согласованно и соответственно приводящие во вращение оба ротора 2 против часовой стрелки в соответствии с правилом левой руки с угловой скоростью ω, как это показано на чертежах.

Источники информации

1. Бертинов А.И. и др. Униполярные эл. машины с жидкометаллическими токосъемами. - М.-Л.: Энергия, 1966.

2. Бертинов А.И. Специальные электрические машины. - М.: Энергия, 1982.

3. Иродов И.А. Электромагнетизм. - М.: Бином, 2003.

4. Калашников С.Г. Электричество. - М.: Наука, 1985.

5. Копылов И.П. Электрические машины. - М.: «Энергоатомиздат», 1986.

6. Ландсберг Г.С. Эл. учебник физики; т.1, Механика. М.: Наука, 1968.

7. Матвеев А.Н. Механика и теория относительности. - М.: Высшая школа, 1986.

Униполярная машина постоянного тока с катящимися контактами, содержащая по два статора и якоря, разделенные воздушными зазорами, выполненная в виде двух униполярных машин постоянного тока с цилиндрическим ротором, отличающаяся тем, что ее статоры с отверстиями для электрических проводников состоят из многослойных полых цилиндрических постоянных магнитов с несколькими обращенными к якорям парами полюсов противоположной полярности, а якоря состоят из целых цилиндрических магнитопроводов с диэлектрическими поверхностями, на которые надеты по несколько изолированные друг от друга электропроводящие полые цилиндры, являющиеся активными частями их обмоток, соединенные электрически последовательно через электропроводящие катящиеся по ним роликовые контакты, неподвижные цилиндрические обоймы и припаянные к ним, проходящие через отверстия статоров электрические проводники к источнику постоянного напряжения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и электромеханики, а конкретнее - к электрическим машинам постоянного тока. .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве привода с регулируемой частотой вращения. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве униполярных бесколлекторных торцевых электрических машин.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к обратимым и реверсивным машинам постоянного тока с постоянным магнитом. .

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к электрическим машинам, частота вращения которых синхронизирована с частотой сети переменного тока.

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к роторам синхронных машин с бесщеточным возбуждением, а также к электромагнитным муфтам. .

Изобретение относится к электротехнике, является электрической машиной, которая может найти применение в транспортных средствах, для транспортировки грузов и т.д. .

Изобретение относится к электротехнике, а именно к униполярным электрическим машинам, предназначенным для питания электрофизической аппаратуры, технологического оборудования и т.д.

Изобретение относится к области электротехники. .

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам постоянного тока. .

Изобретение относится к области электрических машин, в частности к униполярным машинам (УМ)

Изобретение относится к области электрических машин, в частности к униполярным машинам (УМ) постоянного тока

Изобретение относится к электродвигателям велосипедов

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин постоянного тока, в частности к униполярным машинам постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам постоянного тока, в частности к униполярным машинам постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин, в частности к униполярным машинам постоянного тока (УМ)

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам постоянного тока, в частности к униполярным машинам (УМ) постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин, в частности униполярных машин (УМ) постоянного тока. Технический результат заявленного изобретения состоит в повышении долговечности УМ постоянного тока и ее рабочего напряжения без увеличения угловой скорости ротора, что, соответственно, обеспечивает возможность расширения области применения УМ постоянного тока. Данный технический результат достигается тем, что в УМ постоянного тока отсутствуют щеточные контакты, но имеются жидкостные контакты. Многодисковая униполярная машина жидкостными токосъемами содержит статор и ротор, разделенные воздушными зазорами, и выполнена в виде последовательно соединенных УМ с дисковыми роторами, установленными на общий вал вращения. При этом согласно изобретению статором служат несколько неподвижных полых цилиндрических постоянных магнитов, продолжениями полюсов которых служат дискообразные с выступами и отверстиями по их серединам магнитопроводы, торцевые поверхности которых симметрично расположены по обеим сторонам подвижных роторных электрически последовательно соединенных дисков, острые края которых частично погружены в электропроводящие жидкости, залитые в нижние части полостей статора, а центры их попарно соединены электропроводящими одетыми на вал вращения с изоляцией полыми цилиндрами, причем средние полые постоянные магниты статора попарно соединены между собой электропроводами, а крайние - соответственно с положительной и отрицательной клеммами ее электрического вывода. В предлагаемой УМ достаточно просто обеспечивается последовательное включение необходимого количества дисков в электрическую цепь машины для достижения номинального рабочего напряжения без увеличений их угловых скоростей. 2 ил.
Наверх