Способ частотного управления электродвигателем

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союа Советски»

Социалистические

Респуоли»

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Кл. 21d -, 15

Заявлено 22Х11,1967 (№ 1174820/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 11.VI.1969. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 28.Х.1969

МПК Н 02р

УДК 621.316.718.5.076.7 (088.8) Комитет по делам иеобретеиий и открытий при Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

В. Н. Бродовский, Е. С. Иванов, А. С. Жилин, Д. М. Морозов и М. И. Пятков

Заявитель

СПОСОБ ЧАСТОТНОГО УПРАВА ЕН ИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

Известен способ частотного управления электродвигателем от регулируемого контура, который задает ток в обмотку статора в виде квадратурной суммы двух величин, одна из которых равна намагничивающему току двигателя, а вторая изменяется пропорционально требуемому моменту, причем частоту тока задают тем большей, чем выше скорость двигателяя.

Цель изобретения — увеличение диапазона регулирования. Зто достигается тем, что контур задает ток и в роторную обмотку двигателя, причем частота тока в статорной и ро орной обмотках в два раза меньше частоты гращения двигателя.

На фиг. 1 приведена блок-схема устройства, служащего для осуществления предлагаемого способа, исходное положение вала двигателя; на фиг. 2 — то же, произвольное положепие вала двигателя.

Статорные 1 и роторные 2 обмотки двигателя 8 питаются от двух силовых преобразователей 4 и 5, охваченных глубокой отрицательной обратной связью по току нагрузки и управляемых о! фазированных выпрямителей б и 7. 1-1а валу двигателя закреплен индуктивный датчик 8 углового поло»кения ротора (типа вращающегося трансформатора), вал которого сочленен с валом двигателя через понижающий редуктор 9, поэтому скорость вращения датчика в два раза меньше скорости вращения двигателя. Статорные обмотки

10 датчика питаются от двух высокочастотных источников переменного напряжения.

Один источник выполнен нерегулируемым и питает статорную обмотку датчика напряжением с амплитудой U„, величина которого выбирается исходя из оптимального соотношения между током намагничивания и актив10 ной составляющей тока ротора. Второй источник питания регулируется по амплпдуте U,„ для получения требуемого момента на валу.

При установке датчика на валу двигателя добиваются совмещения осей пх магнитных

1s потоков. При этом вал двигателя находится в исходном положении.

При произвольном положении вала двигателя на роторных обмотках 11 датчика наводят20 ся напряжения Ui;in „t и Ь2;п1,„t, причем амплитуды напряжений Ui u Us определяются амплитудами U, и U,„è углом поворота роа тора датчика —, где а — угол поворота вала

2 двигателя относительно исходного положения.

Напряжения (1Р,.;„„t и Ust,.;„,,t производят намагничивание датчика по двум взаимно перпендикулярным осям, а напряжения UI »Ät и

11, „,„, образуют двухфазную систему напря30 жений. Выходные напряжения датчика пита245889

65 ют фазочувствительные выпрямители б и 7, опорные напряжения которых Up» s имеют ту же частоту, что и напряжения, питающие датчик. Величины напряжений на выходе «ыпрямителей строго пропорциональны величинам У и Uq и меняются в зависимости от угла а — Если принять коэффициенты передачи

2 выпрямителей равными единице, то силовые преобразователи 4 и 5 будут питать двигатель токами 1 и I>, величины которых строго пропорциональны величинам U> и Uz.

Направление электрического вращения вектора ампервитков ротора двигателя противоположно направлению электрического вращения вектора ампервитков статора. Обеспечивается это различным подключением начала и конца роторных и статорных обмоток по отношению к усилителям тока. Составляющая тока статора и ротора двигателя, задаваемая напряжением U, определяет рабочий поток машины, а составляющая тока статора и ротора, задаваемая U — момент машины.

Если вал двигателя находится в исходном положении, то напряжение U s, „< создает ампервитки в вертикально расположенных и согласно включенных обмотках статора и ротора и, следовательно, производит намагничивание двигателя, т. е. создается поток по вертикальной оси. Величина тока II строго пропорциональна напряжению UI, которое в этом случае определяется только напряжением U Ä т. е. 1 =U,: — U . Так как ампервитки статорной и роторной обмоток равны при обтекании их одним током, то намагничивание машины происходит ампервитками, пропорциональными величине 2U,, Напряжение U,„ñîçäàåò ампервитки в горизонтально расположенных и встречно включенных обмотках статора и ротора двигателя и, следовательно. намагничивания двигателя не происходит, причем I = U, = U».

Ток I> в горизонтально расположенной обмотке ротора взаимодействует с потоком, наводимым в вертикально расположенных обмоткаz статора и ротора, и создает момент М = — 2

1i ° 1 = 2U,. U,„который направлен против направления вращения часовой стрелки. При изменении фазы сигнала U,„èsìåíÿåòñÿ знак тока Ig и м ом ен га М.

Таким образом, при заданном U„=const вращающий момент двигателя пропорционален по величине сигналу У,, . При выбранной схеме включения и питания обмоток двигателя обеспечивается режим работы, аналогичный режиму работы машины постоянного тока с компенсационной обмоткой.

Полученные зависимости справедливы для любого угла поворота ротора и датчика относительно исходного положения. Независимо от угла поворота ротора, т. е. при вращении двигателя, в нем существует поток, величина которого пропорциональна U ", и вращение

5 ю

15 го г5

35 его происходит в ту же сторону, что и вращение ротора машины, но со скоростью, в два раза меньшей. Также независимо от угла поворота ротора ампервитки ротора и статора пропорциональны сигналу U è компенсируют друг друга. Их вращение происходит в сторону вращения ротора, но со скоростью, в два раза меньшей скорости вращения ротора.

3IH ампервитки сдвинуты относительно ампервитков намагничивания на 90 .

Таким образом, в выражение для момента

»е входит синус угла между потоком двигателя и током ввиду того, что поток двигателя и ток ротора всегда имеют фазовый сдвиг, равный 90, т. е. при фиксации датчика на валу двигателя в нужном положении двигатель всегда работает с максимально возможным моментом при заданной величине токов.

При торможении вала двигателя развивается момент М =2U„U,„, при включении вала и при U,„=const привод разгоняется с постоянным ускорением, определяемым значением U,„. Разгон продолжается до тех пор, пока преобразователи 4 и 5 обеспечивают токи, задаваемые U, и U» На этом участке механическая характеристика привода близка к идеально мягкой. Нелинейная область характеристики определяется моментом достижения равенства противо-э.д.с. двигателя и выходного напряжения питающих преобразователей.

Датчик 8 может быть также выполнен с числом полюсов, в два раза меньшим числа полюсов двигателя, что позволяет исключить механический редуктор, использованный для этой цели в описанном устройстве.

В случае использования многофазного датчика или двигателя необходимо производить преобразование числа фаз на входе датчика, так как он должен питаться двухфазной системой напряжений, и на выходе датчика— в случае несовпадения числа фаз датчика и двигателя.

Для обеспечения режима работы привода с постоянной мощностью на валу при работе в замкнутой системе регулирования с расширенным диапазоном, возможно осуществлять регулирование обоих сигналов, питающих статорные обмотки датчика, что позволяет регулировать поток двигателя.

Применение предложенного способа управления позволяет для получения заданного диапазона регулирования в замкнутой скоростной системе использовать преобразователи, рассчитанные на частоты, в два раза меньшие, чем необходимо для получения тех же скоростей при регулировании только со стсроны статора. Это особенно существенно для силовых преобразователей, выполненных на элементах с ограниченными частотными свойствами.

Использование предлагаемого способа дает возможность получать неограниченную пере245889 грузочную способность двигателя по моменту, Практически перегрузочная способность ограничивается лишь возможностями силовых преобразователей и нагревом двигателей.

Таким образом, предлагаемый способ целесообразно использовать для приводов, требующих поддержания момента при нулевой скорости. Повышенная устойчивость к ударным нагрузкам и скачкообразным изменениям входного сигнала позволяет использовать его в замкнутых системах автоматического регулирования скорости приводов, работающих в условиях ударных нагрузок и требующих точной стабилизации скорости.

Пред.лет изобретения

Способ ч-:стогного управления электродвигателем от регулируемого конгура, который

5 задает ток в обмотку статора в виде квадратурной суммы двух величин, одна из которых равна нам агни п!ва10щем ток двигателя, а вторая пзменяггся пропорционально требуемому моменту, причем частоту тока задают

10 тем большей, чем выше скорость двигателя, отличающийся тем, что, с целью увеличения диапазона регулирования, контур задает ток также и в обмотку ротора двигателя, причем частота тока в статорной и роторной обмот15 ках в два раза меньше ч тоты вращения двиГателя.

245889

Y

Cue. 2

Составитель Б. Минц

Редактор А. Ю. Пейсоченко Техред T. П. Курилко Корректоры: А. Николаева и М. Коробова

Заказ 27637!4 Тираж 480 Подписное

ЦИИИПИ Комитета по делам пзобрсгений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Способ частотного управления электродвигателем Способ частотного управления электродвигателем Способ частотного управления электродвигателем Способ частотного управления электродвигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх