Устройство для запуска и управления режимамидвигателя

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

247724

Союз Соввтскиз

Социалистическиз

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 08,1.1968 (¹ 1213557/24-6) с присоединением заявки №

Приоритет

Кл. 46f, 8/01

МПК Г 02с

УДК 621.438-55 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий ори Совете Министров

СССР

Опубликовано 04Х11.1969. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 20.XI.1969

Авторы изобретения

Л. Я. Абакумова, T. А. Алюшникова, Г. Н. Царев, А. С. Зажигин и 1О. А. Янышев

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА И УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМАМИ

ДВ И ГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электрическим приспособлениям для запуска двигателя, точнее, к системам автоматического запуска и управления режимами двигателя.

Известные системы запуска и управления, применяемые при эксплуатации летательных аппаратов, выполнены на реле различных типов. Из-за свойственных реле недостатков (залипание и незамыкание контактов, недостаточная герметичность, большой вес) системы, выполненные на них, имеют сравнительно небольшую надежность и большой вес.

Целью изобретения является создание микроэлектронного прибора для запуска и управления режимами двигателя, обеспечивающего все режимы его работы как в воздухе, так и на земле.

В устройстве предложенной конструкции временной механизм выполнен в виде логически полной микроэлектронной схемы типа

«трапеция», на вход и выход которой подключены преобразователи аналог †к.

На фиг. 1 представлена блок-схема микроэлектронного устройства для запуска и управления режимами двигателя; на фиг, 2 — логическая схема управления всережимным соплом.

На фиг. 1 и 2 приняты следующие обозначения: 1 — кнопка «запуск»; 2 — створки реактивного сопла; 3 — механически"; 4, 5 — гидроагрегаты форсажа и максимала соответственно; б — датчик числа оборотов; 7— тумблер включения дополнительных режимов;

8, 9 — конечные выключатели дофорсажных режимов; 10, 11 — датчики рассогласования и обратнои связи соответственно; 12 — 14 — исполнительные клапаны; 15 — ручка управления режимами; lб — электронные часы; 17—

21 — электронные усилители; 22 — микроэлектронный блок всережимного управления; 2., 24 — преобразователь аналог — код; 25, 2б— триггер; 27 — 80 —; 81, 32— схемы обьединения; 88 — логическое устройство запуска, Б предложенном микроэлектронном приборе для запуска и управления режимами двигателя автомат времени выполнен в виде электронных часов lб, дающих необходимую сетку времени. Эти сигналы поступают на логическое устройство 88, откуда при наличии разрешающих сигналов от датчика б числа оборотов тумблера включения прокрутки проходят на усилители 17 — 19, а затем на исполнительные клапаны 12 — 14. Запуск производится кноп25

Режим двигачеля зависит от положения ручки 15, замыкающей конечные выключатели 8, что приводит к включению гидроагрегатов 4 и

5, которые перемещают створки 2 сопла, ме30 ханически связанные с конечными выключате247724

55 лями 9. При достижении соплом определенного положения гидроагрегаты 4, 5 выключаются. Таким образом, существует однозначное соответствие между положением ручки 15 и углом раскрытия створок сопла на дофорсажных режимах.

Всережимное управление обеспечено микроэлектронным блоком 22. Сигнал рассогласования с датчика 10, введенный ручкой 15, приводит к включению одной, нескольких или всех секций преобразователя аналог †к 28 (в зависимости от величины сигнала рассогласования). Включенные секции этого преобразователя в свою очередь включают пропорциональное число элементов рассогласования в блоке 22 всережимного управления. Сигнал, полученный в блоке 22, в зависимости от знака подается на усилитель 20 и гидроагрегат 4 или на усилитель 21 и гидроагрегат 5, перемещающие створки сопла, механически связанные с датчиком 11 обратной связи. По мере передвижения ползунка по датчику 11 включаются секции преобразователя аналог — код

24, которые в свою очередь отключают соответствующее число элементов рассогласования в блоке 22. После того как сигнал рассогласования будет выбран датчиком обратной связи, на преобразователе аналог †к 24 будег включено столько же секций, сколько на преобразователе аналог †к 28, что приведет к взаимной компенсации элементов рассогласования в блоке всережимного управления и тем самым прекращению подачи сигнала на перемещение створок сопла. Створки сопла останутся в новом положении, соответствующем положению ручки 15.

На фиг. 2 представлена логическая схема управления всережимным соплом. Предположим, что сигнал на датчике рассогласования

10 таков, что включилась первая секция преобразователя аналог — код 28. Это значит, что появились сигналы на левом входе триггера 25 и схеме совпадения 27. Приходящий с правого выхода триггера 25 сигнал открывает схему совпадения 27 и через схему объединения 81 проходит на вход усилителя 20 и гидроагрегаг форсажа 4, что приводит к перемещению створок сопла. Ползунок датчика 11 обратной связи достигает уровня, при котором включается первая секция преобразователя аналог —— код 24, На левом входе триггера 25 н схемы совпадения 28 появляются сигналы. Если на обоих входах триггера есть сигнал, то HB выходах сигналы отсутствуют. Это значит, что на схемах совпадения 27, 28 сигналы отсутствуют.

Сигнал на гидроагрегате форсажа 4 пропадает, створки сопла и механически связанный с ним ползунок датчика 11 останавливаются.

Если увеличить сигнал на датчике рассогласования 10 до включения вгорой секции преобразователя аналог — код 28, то на входе схемы совпадения 29 и правом выходе триггера 26 появится сигнал, приводящий к появлению сигнала на выходе схемы совпадения 29 и включению через схему объединения 81 и усилитель 20 гидроагрегата форсажа 4. В свою очередь, гидроагрегат форсажа подтягивает через створки сопла ползунок датчика 11 до напряжения включения второй секции преобразователя аналог — код 24. Тем самым на выходах триггера 26 сигналы исчезают, что приводит к выключению гидроагрегата форсажа и остановке створок сопла.

Если уменьшить сигнал на датчике рассогласования 10 до выключения второй секции преобразователя аналог — код 28, то на входе схемы совпадения 29 и левом входе триггера

2б сигнал исчезает, а на входе схемы совпадения 80 и правом входе триггера 2б сигнал остается. Это значит, что на левом выходе триггера 2б появляется сигнал. На выходе схемы совпадения 80 появляется сигнал, который пройдя схему объединения 82, усилитель 81, включает гидроагрегат максимала 5, который перемещает створки сопла в противоположном направлении. Ползунок на датчике обратной связи 11 перемещается до напряжения выключения второй секции преобразователя аналог — код 24 и тем самым пропадания на схеме совпадения 80 сигнала. Гидроагрегат максимала 5 огключается, и створки сопла останавливаются. На датчиках рассогласования 10 и обратной связи 11 необходимым количеством секций преобразователя аналог — код 28, 24 можно задать необходимое количество точек дискретного управления.

Предмет изобретения

Устройство для запус.<а и управления режимами двигателя, содержащее временнбй механизм, управляющий исполнительными гидроагрегатами створок реактивного сопла по сигналам от ручки управления, и датчик обратной связи, отличающееся тем, что, с целью снин ения веса и повышения надежности, временной механизм выполнен в виде логически полной микроэлектронной схемы типа «трапеция», на вход и выход которой подключены преобразователи аналог — код.

Устройство для запуска и управления режимамидвигателя Устройство для запуска и управления режимамидвигателя Устройство для запуска и управления режимамидвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к пусковым системам авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), позволяющим дополнительно осуществлять кондиционирование кабины и (или) салона летательного аппарата

Изобретение относится к области бронетанкового вооружения и техники, в частности к силовым установкам танков

Изобретение относится к области энергетики, а точнее к энергетическим парогазовым установкам (ПГУ), использующим газообразное топливо
Наверх