Способ повышения психофизиологической устойчивости работающих к стрессогенным факторам производственной среды

Изобретение относится к способам, вызывающим изменения психофизиологического состояния работающих при воздействии стрессогенных факторов производственной среды. Определяют факторы производственной среды, способные вызывать дискомфорт работающих, выделяют из них стрессогенные факторы, ранжируют последние по степени их воздействия на работающих. По результатам ранжирования для каждого рабочего места с помощью ранжированных факторов разрабатывают модели стрессогенных свойств производственной среды. Отбирают группу работающих, подвергающихся воздействию стрессогенных факторов, и измеряют исходные показатели психофизиологической устойчивости каждого работающего к стрессогенным факторам с помощью способа компьютерного биоуправления. Затем для каждого работающего подбирают наиболее адекватные для него способы саморегуляции психофизиологического состояния организма и на разработанных моделях обучают и тренируют работающих, начиная с низкой и до самой высокой степени стрессогенности, под контролем компьютерного биоуправления. Осуществляют контрольное тестирование показателей психофизиологической устойчивости каждого работающего, формулируют заключение о достигнутой работающим степени способности к саморегуляции под воздействием стрессогенных факторов производственной среды. Способ позволяет повысить психофизиологическую устойчивость работающих к стрессогенным факторам производственной среды. 1 ил.

 

Изобретение относится к способам, вызывающим изменения психофизиологического состояния работающих при воздействии стрессогенных факторов производственной среды.

Известен способ коррекции состояния психоэмоционального напряжения с помощью компьютерного биоуправления (Джафарова О.А., Донская О.Г., Зубков А.А., Штарк М.Б. Игровое биоуправление как технология профилактики стресс-зависимых состояний // Биоуправление-4: Теория и практика. Новосибирск. - 2002. - С.86-95). Этот метод позволяет научиться достаточно эффективной релаксации в состоянии покоя. Недостатком данного способа является то, что не формируются навыки самокоррекции психоэмоционального состояния непосредственно в момент переживания человеком стресса.

Известен способ успокоения и/или усыпления ребенка и автоматическое устройство для его реализации (патент РФ 2123866, А61М 21/00, 1998 г.) - прототип. В данном случае регулирование психофизиологического состояния происходит непосредственно в момент переживания психоэмоционального напряжения. Недостатком этого способа является неприменимость его для профессиональной деятельности человека.

Цель предлагаемого изобретения - повысить психофизиологическую устойчивость работающих к стрессогенным факторам производственной среды.

Указанная цель достигается тем, что для каждого работающего подбирают адекватные приемы саморегуляции психофизиологического состояния, проводят обучение работающих этим приемам, тренируют их применять эти приемы с использованием моделей стрессогенных свойств производственной среды под контролем компьютерного биоуправления.

Сущность изобретения заключается в том, что определяют факторы производственной среды, способные вызывать дискомфорт работающих, выделяют из них стрессогенные факторы, ранжируют последние по степени их воздействия на работающих, по результатам ранжирования для каждого рабочего места с помощью ранжированных факторов разрабатывают модели стрессогенных свойств производственной среды, отбирают группу работающих, подвергающихся воздействию стрессогенных факторов, и измеряют исходные показатели психофизиологической устойчивости каждого работающего к стрессогенным факторам с помощью способа компьютерного биоуправления, затем для каждого работающего подбирают наиболее адекватные для него способы саморегуляции психофизиологического состояния организма и на разработанных моделях обучают и тренируют работающих, начиная с низкой и до самой высокой степени стрессогенности, под контролем компьютерного биоуправления, осуществляют контрольное тестирование показателей психофизиологической устойчивости каждого работающего, формулируют заключение о достигнутой работающим степени способности к саморегуляции под воздействием стрессогенных факторов производственной среды.

На чертеже представлена схема осуществления способа повышения психофизиологической устойчивости работающих к стрессогенным факторам производственной среды, включающая определение факторов производственной среды, способных вызывать дискомфорт работающего 1, выделение стрессогенных факторов 2, ранжирование стрессогенных факторов по степени их воздействия на работающих 3, разработку моделей стрессогенных свойств производственной среды с помощью ранжированных факторов 4, отбор группы работающих, подвергающихся воздействию стрессогенных факторов производственной среды 5, измерение исходных показателей психофизиологической устойчивости каждого работающего к стрессогенным факторам 6, подбор адекватного способа саморегуляции для каждого работающего 7, обучение каждого работающего навыкам саморегуляции 8, тренировку по применению навыков саморегуляции с использованием моделей стрессогенных свойств под контролем компьютерного биоуправления 9, контрольное тестирование психофизиологической устойчивости каждого работающего 10, заключение о достигнутой работающим степени способности к саморегуляции под воздействием стрессогенных факторов производственной среды 11.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Производственная среда изучается на предмет наличия различных факторов, способных вызывать дискомфорт работающих. Из их числа выделяются факторы не физической природы, способные вызывать психоэмоциональный стресс работающих, то есть стрессогенные. Стрессогенными факторами на разных рабочих местах могут быть: необходимость принимать решения в условиях недостатка времени, большая скорость переключения внимания, длительное напряженное ожидание, осознаваемая угроза для собственной жизни или жизни других людей и другие факторы.

Для каждого из таких факторов разрабатывают несколько моделей. Например, факторы: необходимость принимать решения в условиях недостатка времени или необходимость быстрого переключения внимания, можно моделировать, предъявляя работающим несложные задания во все возрастающем темпе, а фактор ожидания - откладывая по времени реакцию на какой-либо сигнал. Действие различного рода угроз моделируют, последовательно вводя изобразительный, аудио- и видеоряды угрожающих ситуаций.

Выбирается группа работающих, подвергающихся на рабочем месте действию стрессогенных факторов, психофизиологическую устойчивость которых необходимо увеличить.

Каждый будущий участник тренинга тестируется с помощью существующего способа компьютерного биоуправления и известных способов изучения психофизиологической устойчивости для определения ее исходного уровня (Джафарова О.А., Донская О.Г., Зубков А.А., Штарк М.Б. Игровое биоуправление как технология профилактики стресс-зависимых состояний // Биоуправление-4: Теория и практика. Новосибирск. - 2002. - С.86-95).

Затем с помощью компьютерного биоуправления для каждого испытуемого подбирают адекватный для него прием саморегуляции. Приемы саморегуляции и способы их подбора также известны (Техника релаксации / Авт.-сост. Д.И. Дудинский. - М.: ACT, Мн.: Харвест, 2005. - 96 с.). Установлено, что для работающих чаще адекватны приемы специального дыхания и мышечной релаксации, в меньшей степени - созерцания и визуализации.

Проводят обучение каждого участника тренинга использованию этих приемов до достижения уверенного их применения под контролем и с помощью компьютерного биоуправления.

Как только достигнуто уверенное применение приемов саморегуляции, участников тренинга подвергают воздействию одной из моделей стрессогенных свойств производственной среды, начиная с наименее стрессогенной. Как правило, способность к саморегуляции при воздействии модели значительно уменьшается. На этом этапе ставится задача вернуться к достигнутому уровню способности к саморегуляции, несмотря на воздействие модели стрессогенных свойств производственной среды. По мере освоения саморегуляции под действием предъявленной модели добавляют новые, все более и более значительные по степени стрессогенности модели. Модели необходимо менять, чтобы не возникало привыкания к конкретной модели.

Таким образом, участники тренинга приобретают навык саморегуляции именно в момент действия стрессогенных факторов, это позволяет им в процессе профессиональной деятельности автоматически включать механизмы саморегуляции, сохраняя штатный уровень функционирования систем их организма, и избегать или минимизировать, таким образом, негативные последствия стресса.

Участники уже проведенных тренингов отмечают, что они активно используют приобретенные навыки в повседневной профессиональной деятельности и это значительно улучшает их психофизиологическое состояние, настроение, способствует снижению давления стресса, повышает эффективность производственной деятельности. Это подтверждается результатами психологического тестирования стрессоустойчивости работников. Значительно улучшается качество социальных взаимодействий в коллективе, улучшается микроклимат рабочих коллективов.

На заключительном этапе проводят контрольное тестирование приобретенной способности к саморегуляции с использованием существующих способов компьютерного биоуправления. Учитываются результаты и степень коррекции состояния организма участников тренинга как без воздействия моделей стрессогенных свойств производственной среды, так и под их действием. По соотношению результатов этих тестов формулируют заключение о приобретенной способности участника тренинга к преодолению стрессовых ситуаций.

Если участник тренинга успешно справляется с задачей саморегуляции под воздействием модели наиболее стрессогенной ситуации, значит он приобрел достаточно прочные навыки и способен выдерживать значительные производственные стрессы. Если же он способен решать задачи саморегуляции на менее стрессогенной модели, то его степень психофизиологической устойчивости средняя.

Несмотря на то что психофизиологическая устойчивость всех участников тренинга в процессе занятий повышается, возможен вариант, когда участник тренинга не справляется с задачей саморегуляции под действием любой модели или не справляется с этой задачей совсем. Такой участник проявляет низкую степень психофизиологической устойчивости и его не следует рекомендовать на рабочее место с высокой степенью стрессогенной нагрузки.

Таким образом, предлагаемый способ повышения психофизиологической устойчивости работающих позволяет значительно повысить устойчивость к стрессогенным факторам производственной среды путем формирования у работающих навыка коррекции собственного функционального состояния непосредственно в момент действия наиболее стрессогенных факторов производственной среды, снизить негативное действие производственных стрессов на работающих, что способствует укреплению здоровья и адаптирует участников тренинга именно к той производственной ситуации, которая существует на их рабочих местах.

Способ повышения психофизиологической устойчивости работающих к стрессогенным факторам производственной среды, включающий регулирование психофизиологического состояния работающих, отличающийся тем, что определяют факторы производственной среды, способные вызывать дискомфорт работающих, выделяют из них стрессогенные факторы, ранжируют последние по степени их воздействия на работающих, по результатам ранжирования для каждого рабочего места с помощью ранжированных факторов разрабатывают модели стрессогенных свойств производственной среды, отбирают группу работающих, подвергающихся воздействию стрессогенных факторов, и измеряют исходные показатели психофизиологической устойчивости каждого работающего к стрессогенным факторам с помощью способа компьютерного биоуправления, затем для каждого работающего подбирают наиболее адекватные для него способы саморегуляции психофизиологического состояния организма и на разработанных моделях обучают и тренируют работающих, начиная с низкой и до самой высокой степени стрессогенности под контролем компьютерного биоуправления, осуществляют контрольное тестирование показателей психофизиологической устойчивости каждого работающего, формулируют заключение о достигнутой работающим степени способности к саморегуляции под воздействием стрессогенных факторов производственной среды.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки времени экстренной реакции человека на движущийся объект. .

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психиатрии, психосоматической и профилактической медицине, психологии для оценки психофизического состояния индивида, группы индивидов с целью определения их эмоционального состояния, совместимости в семье, рабочем коллективе, сопряженности с товаром или услугой.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройству комплексного исследования состояния вегетативной нервной системы. .

Изобретение относится к медицине, в частности к общей психиатрии и сексологии, а именно к судебной сексологии и судебной психиатрии. .

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени реакции человека на движущийся объект. .
Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано для определения пригодности спортсменов для занятий хоккеем. .
Изобретение относится к области медицины и социальной работы, а именно реабилитологии, курортологии, медико-социальной экспертизе, неврологии, организации здравоохранения, социальной психологии, и предназначено для оценки эффективности реабилитации лиц с инвалидностью старше 18 лет в реабилитационных отделениях учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения.

Изобретение относится к медицине, психологии. .

Изобретение относится к области медицинской техники, а также к спортивным и игровым тренажерам. .

Изобретение относится к области медицины, в частности терапии и кардиологии, и может быть использовано для диагностики тревожно-депрессивного расстройства, требующего фармакологической коррекции у пациента с ишемической болезнью сердца

Изобретение относится к лечебной физкультуре, в частности к обучению по предмету «Физическая культура» учащихся, имеющих хронические заболевания и отнесенных к специальной медицинской группе, в вузе, училище, техникуме

Изобретение относится к области психологии познавательных способностей, в частности к способам оценки психофизиологических причин разной эффективности мнемических способностей, и может быть использовано в психологической практике в плане профотбора и профориентации, а также в психологии труда для изучения мнемических способностей при различных функциональных состояниях (в условиях монотонии, стресса, утомления и т.п.)

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии

Изобретение относится к области психологии и психофизиологии и может быть использовано в судопроизводстве, в подборе кадров, проведении
Изобретение относится к медицине, в частности к гепатологии, а именно к вирусным гепатитам, и может быть использовано для прогнозирования прогрессирования течения вирусных гепатитов
Изобретение относится к педагогике, может быть использовано для определения уровня внимания учителей физической культуры и студентов факультетов физической культуры на уроке

Изобретение относится к медицинской технике
Наверх