Система контроля работы светофоров на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики и может найти применение на железнодорожном транспорте для выявления несанкционированного перекрытия или неисправности светофоров. Система содержит автоматизированное рабочее место поездного диспетчера или дежурного по станции (АРМ ДНЦ или АРМ ДНП), блок контроля, исполнительное устройство, включающее блок ввода маршрута следования и блок исполнения маршрута следования. Выходы блока ввода маршрута следования и блока исполнения маршрута следования подключены к табло АРМ ДНЦ или АРМ ДНП. Выходы блока исполнения маршрута следования соединены с аппаратурой управления светофорами, а управляющий выход устройства АРМ ДНЦ или АРМ ДНП подключен к входу блока ввода маршрута следования. Блок контроля содержит блок опроса светофоров, дешифратор, контрольный блок, селектор времени, инвертор, блок определения состояния светофора. Блок опроса светофоров, дешифратор, контрольный блок, селектор времени, инвертор соединены последовательно. Первый, второй и третий управляющие входы блока определения состояния светофора подключены к выходам соответственно дешифратора, селектора времени и инвертора. Одни выходы блока определения состояния светофора подключены к входам блока исполнения маршрута следования, а другие выходы подключены к входам табло АРМ ДНЦ или АРМ ДНП. Входы блока опроса соединены с аппаратурой управления светофоров. Устройство АРМ ДНЦ или АРМ ДНП посредством канала связи соединено с аппаратно-программным устройством автоматизированного рабочего места диспетчера службы связи и сигнализации. Технический результат заключается в повышении надежности контроля светофоров. 1 ил.

 

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики и может найти применение на железнодорожном транспорте для выявления несанкционированного перекрытия или неисправности светофоров.

Известен (RU 2111880 C1, B61L 19/14, 27.05.1998) прибор контроля перерывов питания на постах электрической централизации, содержащий секундомер с электрическим приводом, промежуточное реле с нормально замкнутым контактом, реле времени, сигнальные лампы, зажимы на верхней панели прибора для присоединения к выводам схемы переключения основного и резервного фидеров. При переключении питания с основного фидера на резервный или обратно промежуточное реле включает секундомер, по которому определяют время переключения фидеров. Реле времени используется для проверки перекрытия светофоров на заданное время.

Известное изобретение обеспечивает возможность контроля времени перерывов питания на постах электрической централизации, но не устанавливает причин несанкционированного перекрытия сигнала светофора, не позволяющих использовать светофор при установке соответствующего маршрута.

Известно (RU 2360819 C1, 10.07.2009) устройство автоматической переездной сигнализации, включающей пункты счета осей, установленные на границах контролируемых участков переезда, содержащие путевые датчики и напольные преобразователи сигналов, счетно-решающие приборы, связанные между собой цепями обмена данными, устройства бесперебойного питания, линейные цепи, исполнительные приборы переездной автоматики, реле искусственного восстановления исходного состояния устройства автоматической переездной сигнализации, включающее реле переездной сигнализации, реле контроля исправности комплекта приборов мигания, подключенное ко второму входу исполнительных приборов переездной автоматики, соединенной с входом аппаратуры передачи информации на станцию, выход которой соединен с линейной цепью, вход реле восстановления исходного состояния устройства автоматической переездной сигнализации является входом от внешнего источника питания.

Известное устройство предназначено для определения состояния контролируемых участков переезда, осуществляет логический контроль проследования переезда; обеспечивает согласованную и безопасную работу устройства в целом за счет непрерывного диагностирования аппаратуры системы, но не контролирует несанкционированные действия автоматической переездной сигнализации.

Наиболее близким аналогом является система контроля работы светофоров на железнодорожном транспорте, включающая релейное и напольное оборудование, наборную и исполнительную схему для задания маршрутов движения поездов (см. кн. «Устройства железнодорожной автоматики, телемеханики и связи», Москва, 2006 г., часть I, с.383-385).

Известное устройство осуществляет контроль и управление устройствами сигнализации и централизации с центрального диспетчерского пункта, но не обеспечивает контроль за работой светофоров устройств в случае их несанкционированного перекрытия действий.

Задачей изобретения является создание системы контроля работы светофоров на железнодорожном транспорте, обеспечивающей безопасность движения поезда по заданному маршруту в случае несанкционированного перекрытия светофоров с разрешающего на запрещающее показание.

Технический результат изобретения заключается в повышении надежности контроля светофоров, обеспечивающих безопасное движение поездов по заданному маршруту.

Это достигается тем, что в системе контроля работы светофоров на железнодорожном транспорте, содержащей автоматизированное рабочее место поездного диспетчера или дежурного по станции (АРМ ДНЦ или АРМ ДНП), исполнительное устройство, включающее последовательно соединенные блок ввода маршрута следования и блок исполнения маршрута следования, соответствующие выходы которых подключены к табло АРМ ДНЦ или АРМ ДНП, а также блок контроля, причем выходы блока исполнения маршрута следования соединены с аппаратурой управления светофоров, а управляющий выход аппаратно-программного устройства АРМ ДНЦ или АРМ ДНП подключен к входу блока ввода маршрута следования, согласно изобретению блок контроля выполнен в виде блока логического контроля, включающего последовательно соединенные блок опроса светофоров, дешифратор, контрольный блок, селектор времени и инвертор, а также блок определения состояния светофора, первый, второй и третий управляющие входы которого подключены к выходам соответственно дешифратора, селектора времени и инвертора, одни из их выходов - к входам блока исполнения маршрута следования, а другие выходы подключены к соответствующим входам табло АРМ ДНЦ или АРМ ДНП, при этом входы блока опроса светофоров с помощью каналов связи соединены с аппаратурой управления светофоров, а аппаратно-программное устройство АРМ ДНЦ или АРМ ДНП посредством канала связи соединено с аппаратно-программным устройством автоматизированного рабочего места диспетчера службы связи и сигнализации (АРМ ШЧ).

Сущность заявленной системы поясняется чертежом, на котором представлена структурная схема одного из вариантов выполнения предлагаемой системы контроля работы светофоров на железнодорожном транспорте.

Система контроля работы светофоров на железнодорожном транспорте содержит автоматизированное рабочее место 1 поездного диспетчера (АРМ ДНЦ), исполнительное устройство 2, включающее последовательно соединенные блок 3 ввода маршрута следования и блок 4 контроля исполнения маршрута следования, соответствующие выходы которых подключены к входам табло 5 АРМ ДНЦ, другими входами соединенного с соответствующими выходами аппаратно-программного устройства 6 АРМ 1 ДНЦ, управляющий выход которого подключен к входу блока 3 ввода маршрута следования. Соответствующие выходы блока 4 исполнения маршрута следования соединены с аппаратурой управления светофоров 7.

Система содержит также блок 8 логического контроля, включающий последовательно соединенные блок 9 опроса светофоров, дешифратор 10, контрольный блок 11, селектор 12 времени и инвертор 13, а также блок 14 определения состояния светофора, первый, второй и третий управляющие входы которого подключены к выходам соответственно дешифратора 10, селектора 12 времени и инвертора 13, одни из выходов - к входам блока 4 исполнения маршрута, а другие - к соответствующим входам табло 5 АРМ 1 ДНЦ.

Входы блока 9 опроса с помощью каналов связи соединены с аппаратурой управления светофоров 7.

Соответствующие выходы аппаратно-программного устройства 6 AMP 1 ДНЦ или ДСП посредством канала связи соединены с соответствующими входами аппаратно-программного устройства 15 автоматизированного рабочего места 16 диспетчера службы связи и сигнализации (AMP 16 ШЧ). Аппаратно-программное устройство 6 снабжено также блоком 17 ввода информации.

Блоки 3, 4 и 9 снабжены соответствующим блоком 18 питания.

Система используется следующим образом.

На участке управления поездного диспетчера располагаются светофоры 7 различных типов - входные, выходные, маршрутные. Блок 9 опроса циклически опрашивает состояние работы светофоров 7 и передает информацию об их состоянии в виде соответствующих кодов на вход дешифратора 10 блока 8 логического контроля. Блок 14 определяет состояние светофоров 7 в зависимости от сигналов на своих управляющих входах.

Блок 4 осуществляет выбор светофоров, участвующих в формировании маршрута следования поезда, в соответствии с информацией от блока 3 ввода маршрута, подготавливаемого поездным диспетчером с автоматизированного рабочего места 1 с помощью блока 17 ввода информации и аппаратно-программного устройства 6 АРМ 1 ДНЦ. При подготовке маршрута блоком 3 используется источник питания 18.

При нормальной работе светофора 7 дешифратор 10 формирует соответствующий кодовый сигнал, который поступает на первый управляющий вход блока 14, а также на вход блока 11. Блок 11 контрольный подтверждает данное состояние светофора 7 отсутствием сигнала на своем выходе, при этом на выходе селектора 12 времени также отсутствует сигнал. В этом случае блок 14 определения состояния светофора на выходе формирует сигнал, характеризующий нормальное состояние контролируемого светофора 7.

В случае отказа функционирования светофора 7, например перегорания лампы, несрабатывания или неправильного срабатывания реле светофора и т.д., на дешифратор 10 через блок 9 опроса поступает измененный код сигнала светофора 7, который фиксируется контрольным блоком 11 и передается в селектор 12 времени. При этом блок 14 находится в состоянии ожидания.

Селектор 12 времени производит оценку длительности неисправности светофора.

Если длительность неисправности светофора не превышает заданного фиксированного значения, например времени формирования маршрута, то сигнал с выхода селектора 12 поступает на второй управляющий вход блока 14. В этом случае в блоке 14 на этот период включается для данного светофора высший приоритет сигнала, позволяющий блоку 3 ввода маршрута готовить маршрут, но не исполнять его в блоке 4 исполнения маршрута до перехода светофора 7 в исправное состояние.

Если длительность неисправности превышает фиксированное значение, то через инвертор 13 сигнал поступает на третий управляющий вход блока 14. При этом второй управляющий вход блока 14 блокируется и формируется сигнал о постоянной неисправности контролируемого светофора 7. В этом случае в блок 4 формируется запрет дальнейшего формирования маршрутов с неисправным светофором 7. Информация о его неисправном состоянии поступает в блок 3 контроля исполнения маршрута и блокирует на табло 5 те участки схемы, которые включают неисправный светофор 7.

Информация о формируемом маршруте, состоянии светофоров 7, как участвующих, так и не участвующих в маршруте, контролируемого поездным диспетчером, с соответствующих выходов блоков 3, 4 и 14 и устройства 6 отображается на табло 5 АРМ 1 ДНЦ, что позволяет наглядно и оперативно контролировать логику формирования маршрута и своевременно принимать меры по устранению неисправности светофоров.

При этом поездной диспетчер сообщает также дежурному по связи и сигнализации непосредственно или через аппаратно-программное устройство 15 информацию о состоянии светофоров 7, что позволяет своевременно устранять неисправность светофоров и с наименьшими потерями времени организовывать заданный маршрут следования поезда.

Система контроля работы светофоров на железнодорожном транспорте, содержащая автоматизированное рабочее место поездного диспетчера или дежурного по станции (АРМ ДНЦ или АРМ ДНП), исполнительное устройство, включающее последовательно соединенные блок ввода маршрута следования и блок исполнения маршрута следования, соответствующие выходы которых подключены к табло АРМ ДНЦ или АРМ ДНП, а также блок контроля, причем выходы блока исполнения маршрута следования соединены с аппаратурой управления светофорами, а управляющий выход аппаратно-программного устройства АРМ ДНЦ или АРМ ДНП подключен к входу блока ввода маршрута следования, отличающаяся тем, что блок контроля выполнен в виде блока логического контроля, включающего последовательно соединенные блок опроса светофоров, дешифратор, контрольный блок, селектор времени и инвертор, а также блока определения состояния светофора, первый, второй и третий управляющие входы которого подключены к выходам соответственно дешифратора, селектора времени и инвертора, одни из выходов - к входам блока исполнения маршрута следования, а другие выходы подключены к соответствующим входам табло АРМ ДНЦ или АРМ ДНП, при этом входы блока опроса с помощью каналов связи соединены с аппаратурой управления светофоров, а аппаратно-программное устройство АРМ ДНЦ или АРМ ДНП посредством канала связи соединено с аппаратно-программным устройством автоматизированного рабочего места диспетчера службы связи и сигнализации (АРМ ШЧ).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности, защиты и спасения человека в условиях движения на крупных автомагистралях и на железнодорожных переездах.

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности, защиты и спасения в условиях движения на крупных автомагистралях и на железнодорожных переездах. .

Изобретение относится к средствам железнодорожной автоматики, предназначенным для повышения безопасности поездной и маневровой работы в районе железнодорожных переездов, обслуживаемых дежурным по переезду.

Изобретение относится к средствам сигнализации на железнодорожном транспорте и может быть использовано на железнодорожных переездах. .

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности, защиты и спасения в условиях движения на крупных автомагистралях и на железнодорожных переездах. .

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, а именно к системам ограждения переезда, позволяющим закрывать переезд в зависимости от координаты, скорости и ускорения приближающегося поезда.

Изобретение относится к устройствам железнодорожного транспорта и может быть использовано для регулирования движения поездов. .

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и предназначено для использования в местах пересечения автомобильных и железных дорог. .

Изобретение относится к железнодорожной автоматике. .

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и предназначено для использования в системах переездной сигнализации. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в системах централизованного управления железнодорожным транспортом. .

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системам автоматизации управления технологическими процессами крупных промышленных объектов. .

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики и может найти применение на железнодорожном транспорте для предупреждения неправильных действий оперативного персонала при нештатных ситуациях и нарушении нормальной работы устройств СЦБ.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано для управления поездом. .

Изобретение относится к технике электросвязи и может найти применение на железнодорожном транспорте для организации технологической радиосвязи и радиосвязи работников организующих движение поездов.

Изобретение относится к автоматике и телемеханике на железнодорожном транспорте, предназначено для автоматизации процесса управления и обеспечения безопасности движения поездов для крупных железнодорожных станций.

Изобретение относится к автоматике и телемеханике на железнодорожном транспорте и направлено на повышение безопасности, степени автоматизации и производительности маневровой работы на железнодорожных станциях.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано для управления системами обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления на однопутных железных дорогах.

Изобретение относится к области автоматики, связи и вычислительной техники, а именно к системам оперативно-технологической связи. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано в локомотивных устройствах управления движением и обеспечения безопасности движения поездов
Наверх