Способ прогноза адаптации детей к школе

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии. Регистрируют показатели кардиоритмограммы (КРГ) в положении лежа: в покое - ЧСС, показатель SDNN; индекс напряжения (ИН); общую мощность спектра - Total; значение мощности в диапазоне VLF; значение мощности в диапазоне LF; значение мощности в диапазоне HF. Затем стоя определяют реактивность симпатической нервной системы по показателю LF/HF. Через 5 минут в положении лежа определяют восстановление исходной ЧСС, общую мощность спектра - Total, увеличение или снижение исходной мощности в диапазоне волн: VLF, LF, HF. На основании показателей КРГ, оценивают, какой тип уровня регуляции сердечного ритма преобладает: рефлекторный или гуморально-метаболический; вегетативный баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм; реактивность симпатической нервной системы на функциональную нагрузку: адекватная или неадекватная. Прогнозируют благоприятную адаптацию - если преобладает рефлекторный тип регуляции сердечного ритма над гуморально-метаболическим, в покое отмечается баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечается адекватная реактивность симпатической нервной системы. Среднеблагоприятный прогноз адаптации - если преобладает рефлекторный тип уровня регуляции сердечного ритма, но в покое отмечается преобладание симпатического или парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечена адекватная или повышенная реактивность симпатической нервной системы. Неблагоприятный - если преобладает гуморально-метаболический тип уровня регуляции сердечного ритма, в покое отмечено преобладание симпатического воздействия на сердечный ритм, а при функциональной нагрузке - неадекватная: повышенная или пониженная реактивность симпатической нервной системы. Способ позволяет повысить достоверность прогноза адаптации детей к школе. 4 табл., 3 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для предупреждения срыва адаптации детей к школе.

Известный способ определения прогноза течения адаптации детей к школе основывается на составлении прогностических таблиц, в которых представлены отягощенные факторы биологического и социального анамнеза (Методические рекомендации Ивановского НИИ материнства и детства Минздрава РФ «Подготовка детей к поступлению в школу», Иванове, 1986; Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Методическое пособие/ под ред. Г.Н. Сердюковской. - М., 1993). Прогностическая таблица состоит из 21 вопроса, на которые родители отвечают до поступления ребенка в школу. Для каждого анамнестического фактора подчеркивается соответствующая градация. После этого суммируются прогностические коэффициенты (ПК), соответствующие подчеркнутым градациям, с учетом знака «+» или «-». При сумме ПК больше (+13) баллов дается заключение о высоком риске неблагоприятного течения адаптации к школе. При сумме ПК меньше (-13) баллов дается заключение о благоприятном прогнозе течения адаптации к школе. Если сумма находится в интервале между -13 и +13 баллами, следует ожидать среднеблагоприятное течение адаптации к школе.

Однако этот способ прогноза течения адаптации детей к школе имеет недостатки: социально-биологические факторы являются нестабильным и клинически не подтвержденным материалом. Оценка данных анамнеза в значительной степени субъективная, большая трудоемкость способа, определяемая необходимостью оценки большого числа признаков (более 20).

Наиболее близким к предлагаемому является способ, описанный в работе Берсеневой И.А. (Оценка адаптационных возможностей организма у школьников на основе вариабельности сердечного ритма в покое и при ортостатической пробе. Автореф. дисс., М., 2000). В данном способе кардиоритмография проводилась в положении «лежа» и «стоя», использовались основные показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР).

Однако, в данном способе после проведения ортостатической пробы («лежа-стоя») не проводилось дополнительное исследование через прошедшие 5 минут в положении «лежа», которое необходимо для оценки адаптационных резервов организма.

Задача изобретения: повышение объективности при прогнозе адаптации детей к школе.

Поставленную задачу осуществляют за счет того, что дополнительно через 5 минут определяют восстановление исходной ЧСС, общую мощность спектра - Total, увеличение или снижение исходной мощности в диапазоне волн: VLF, LF, HF; далее, на основании полученных показателей КРГ, оценивают, какой тип уровня регуляции сердечного ритма преобладает: рефлекторный или гуморально-метаболический; вегетативный баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм; реактивность симпатической нервной системы на функциональную нагрузку: адекватная или неадекватная; после чего в зависимости от полученных результатов прогнозируют адаптацию детей к школе: благоприятный - если преобладает рефлекторный тип уровня регуляции сердечного ритма над гуморально-метаболическим, в покое отмечается баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечается адекватная реактивность симпатической нервной системы; среднеблагоприятный прогноз течения адаптации: если преобладает рефлекторный тип уровня регуляции сердечного ритма, но в покое отмечается преобладание симпатического или парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечена адекватная или повышенная реактивность симпатической нервной системы; неблагоприятный - если преобладает гуморально-метаболический тип уровня регуляции сердечного ритма и в покое отмечено преобладание симпатического воздействия на сердечный ритм, а при функциональной нагрузке - неадекватная: повышенная или пониженная реактивность симпатической нервной системы.

Способ осуществляют следующим образом:

Кардиоритмографию (КРГ) у детей проводят в условиях относительного покоя. Регистрируют ЭКГ-сигнал в одном из стандартных отведений «лежа». Продолжительность записи 5 минут. Далее проводят ортостатическую пробу, т.е. регистрируют ЭКГ-сигнал в одном из стандартных отведений «стоя», продолжительность записи - также не менее 5 минут. Затем ребенок возвращается в исходное положение - лежа, где дополнительно регистрируют ЭКГ-сигнал в одном из стандартных отведений.

По полученным данным кардиоритмограммы оценивают функциональное состояние организма ребенка, а именно: вегетативный баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм и степень напряжения регуляторных систем.

Наиболее информативные показатели, необходимые для составления прогноза течения адаптации, представлены в таблице 1.

Показатели вариабельности сердечного ритма по данным КРГ

Таблица 1
Краткие обозначения Наименование показателей Физиологическая интерпретация Норма
SDNN (м/с) Стандартное отклонение полного массива кардиоинтервалов Суммарный эффект вегетативной регуляции кровообращения 45-70 м/с
ИН (%/с2) Индекс напряжения Степень напряжения регуляторных систем (степень преобладания активности центральных механизмов регуляции над автономными) 30-90 %/с2
Total (м/с2) Суммарная мощность спектра Суммарный абсолютный уровень активности регуляторных систем 1500-5000 м/с2
VLF(м/с2) Мощность спектра очень низкочастотного компонента ВСР Относительный уровень активности симпатического звена регуляции 355-1175 м/с2
LF(м/c2) Мощность спектра низкочастотного компонента ВСР Относительный уровень активности вазомоторного центра 500-1500 м/с2
HF(м/с2) Мощность спектра высокочастотного компонента ВСР Относительный уровень активности парасимпатического звена регуляции 500-1500 м/с2
LF/HF Отношение средних значений низкочастотного и высокочастотного компонента ВСР Относительная активность подкоркового симпатического нервного центра 3,5-15

Сначала оценивают показатели кардиоритмограммы в положении лежа:

- в покое регистрируют ритм и частоту сердечных сокращений (ЧСС);

- вариабельность сердечного ритма оценивают по показателю SDNN (нормальная, снижена, повышена);

- индекс напряжения - ИН (в пределах нормы, снижение, повышение);

- общая мощность спектра. Total (в пределах нормы, снижение, повышение);

- значение мощности в диапазоне очень медленных волн, VLF (в пределах нормы, снижение, повышение);

- значение мощности в диапазоне медленных волн, LF (в пределах нормы, снижение, повышение);

- значение мощности в диапазоне быстрых волн, HF (в пределах нормы, снижение, повышение).

При ортостатической нагрузке:

- реактивность симпатической нервной системы оценивают по показателю LF/ HF (в норме, снижена, повышена).

Через 5 минут определяют:

- восстановление или невосстановление исходной ЧСС;

- общую мощность спектра, Total (в пределах нормы, снижение, увеличение);

- увеличение или снижение исходной мощности в диапазоне волн: VLF, LF, HF.

Далее, на основании полученных показателей кардиоритмограммы, составляют заключение:

1) преобладание типа уровня регуляции сердечного ритма (рефлекторный, гуморально-метаболический);

2) вегетативный баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм;

3) реактивность симпатической нервной системы на функциональную нагрузку (адекватная, неадекватная).

В зависимости от полученного заключения КРГ определяют прогноз адаптации детей к школе:

1 - благоприятный прогноз адаптации.

Преобладание рефлекторного типа уровня регуляции сердечного ритма над гуморально-метаболическим, в покое отмечается баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечается адекватная реактивность симпатической нервной системы.

2 - среднеблагоприятный прогноз адаптации.

Преобладание рефлекторного типа уровня регуляции сердечного ритма, но в покое отмечается преобладание симпатического или парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечается адекватная или повышенная реактивность симпатической нервной системы.

3 - неблагоприятный прогноз адаптации.

Преобладание гуморально-метаболического типа уровня регуляции сердечного ритма, в покое отмечается преобладание симпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечается неадекватная (повышенная или пониженная) реактивность симпатической нервной системы.

Всего обследовано 52 ребенка перед поступлением в школу. Благоприятный прогноз адаптации отмечался у 52,4% детей, среднеблагоприятный - 37,64% детей и неблагоприятный прогноз адаптации наблюдался у 9,96% детей.

Способ поясняется следующими примерами:

Пример 1.

Илья, 7 лет. Перед поступлением в школу имел следующие показатели кардиоритмограммы:

Показатели Покой Ортостат. Восстановление Норма
ЧСС (уд/мин) 71 83 69 60-80
SDNN (м/с) 65,8 38,7 76,9 45-70 м/с
ИН (%/c2) 44,5 117,1 36,1 30-90 %/с2
Total (м/с2) 1447 468 2291 1500-5000 м/с2
VLF (м/c2) 241 55 135 355-1175 м/с2
LF (м/c2) 233 327 780 500-1500 м/с2
HF (м/c2) 972 86 1376 500-1500 м/с2
LF/HF 0,24 3,79 0,57 3,5-15

Исследование кардиоритмограммы в положении лежа:

- в покое зарегистрирован синусовый ритм с нормальной частотой сердечных сокращений (60-80);

- вариабельность сердечного ритма нормальная (SDNN>45);

- индекс напряжения в пределах нормы (ИН 30-90);

- общая мощность спектра, Total умеренно снижена (500-1500);

- значение мощности в диапазоне очень медленных волн снижено (VLF<355);

- значение мощности в диапазоне медленных волн снижено (LF<500);

- значение мощности в диапазоне быстрых волн в норме (HF 500-1500).

При ортостатической нагрузке:

- реактивность симпатической нервной системы в норме (LF/HF 3,5-15).

Через 5 минут после ортостатической пробы выявлено:

- восстановление исходной ЧСС;

- увеличение общей мощности спектра Total;

- снижение мощности очень медленных волн VLF.

Заключение: наблюдается преобладание рефлекторного над гуморально-метаболическим уровнем регуляции сердечного ритма; в покое отмечается баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм; при функциональных нагрузках отмечается адекватная реактивность симпатической нервной системы. Прогноз адаптации - благоприятный.

За первый год обучения у мальчика не отмечалось невротических реакций, наблюдался благоприятный эмоциональный профиль, хорошая прибавка массы тела (более 1500 г за год), болел простудным заболеванием 1 раз за год, уровень овладения способами действия (успеваемость) выше среднего. Прогноз подтвердился.

Пример 2.

Маша, 7 лет. Перед поступлением в школу имела следующие показатели кардиоритмограммы:

Показатели Покой Ортостат. Восстановление Норма
ЧСС (уд/мин) 71 80 70 60-80
SDNN (м/с) 85,6 78,3 89,5 45-70 м/с
ИH (%/с2) 37,8 45,4 31,0 30-90 %/c2
Total (м/с2) 2778 1901 3082 1500-5000 м/с2
VLF (м/с2) 270 467 508 355-1175 м/с2
LF (м/с2) 531 672 989 500-1500 м/с2
HF (м/с2) 1976 762 1585 500-1500 м/с2
LF/HF 0,27 0,88 0,62 3,5-15

Исследование кардиоритмограммы в положении лежа:

- в покое зарегистрирован синусовый ритм с нормальной частотой сердечных сокращений (60-80);

- вариабельность сердечного ритма нормальная (SDNN>45);

- индекс напряжения в пределах нормы (ИН 3-90);

- общая мощность спектра в пределах нормы (Total 1500-5000);

- значение мощности в диапазоне очень медленных волн снижено (VLF<355);

- значение мощности в диапазоне медленных волн в пределах нормы (LF 500-1500);

- значение мощности в диапазоне быстрых волн увеличено (HF>500).

При ортостатической нагрузке:

- реактивность симпатической нервной системы снижена (LF/HF<3,5).

Через 5 минут после ортостатической пробы выявлено:

- восстановление исходной ЧСС;

- восстановление исходной общей мощности спектра Total;

- увеличение мощности очень медленных волн VLF.

Заключение: наблюдается преобладание рефлекторного над гуморально-метаболическим уровнем регуляции сердечного ритма; в покое отмечается баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм; при функциональных нагрузках отмечается недостаточная реактивность симпатической нервной системы. Прогноз адаптации - среднеблагоприятный.

За первый год обучения у девочки отмечались расстройства моторики, астенический синдром, прибавка массы тела составила 1450 г за год, отмечался средненеблагоприятный эмоциональный профиль, перенесла 2 простудных заболевания за год, уровень овладения способами действия (успеваемость) средний. Прогноз подтвердился.

Пример 3.

Кирилл, 7 лет. Перед поступлением в школу имел следующие показатели кардиоритмограммы:

Показатели Покой Ортостат. Восстановление Должные показатели
ЧСС (уд/мин) 77 96 76 60-80
SDNN (м/с) 37,0 49,7 49,1 45-70 м/с
ИН (%/с2) 121,7 124,4 87,4 30-90%/c2
Total (м/с2) 455 539 966 1500-5000 м/с2
VLF (м/c2) 106 140 181 355-1175 м/с2
LF (м/c2) 149 294 398 500-1500 м/с2
НF (м/с2) 200 105 387 500-1500 м/с2
LF/HF 0,75 2,80 1,03 3,5-15

Исследование кардиоритмограммы в положении лежа:

- в покое зарегистрирован синусовый ритм с нормальной частотой сердечных сокращений (60-80);

- вариабельность сердечного ритма умеренно снижена (SDNN 20-44);

- индекс напряжения в пределах нормы (ИН 31-45,4);

- общая мощность спектра значительно снижена (Total<500);

- значение мощности в диапазоне очень медленных волн снижено (VLF<355);

- значение мощности в диапазоне медленных волн снижено (LF<500);

- значение мощности в диапазоне быстрых волн снижено (HF<500).

При ортостатической нагрузке:

- реактивность симпатической нервной системы снижена (LF/HF<3,5).

Через 5 минут после физической нагрузки выявлено:

- восстановление исходной ЧСС;

- восстановление исходной общей мощности спектра, Total;

- увеличение мощности очень медленных волн, VLF.

Заключение:

наблюдается преобладание гуморально-метаболического над рефлекторным уровнем регуляции сердечного ритма; в покое отмечается дисбаланс вегетативной регуляции сердечного ритма с повышением тонуса симпатической нервной системы; при функциональных нагрузках отмечается недостаточная реактивность симпатической нервной системы. Прогноз адаптации - неблагоприятный.

За первый год обучения у мальчика отмечалась недостаточная прибавка массы тела (менее 1500 г за год), развилась выраженная невротическая реакция (астенический, фобический синдром, реакции протеста), отмечался неблагоприятный эмоциональный профиль, частые простудные заболевания (4 раза за год), уровень овладения способами действия - ниже среднего. Прогноз подтвердился.

Предлагаемый способ позволяет объективно и достоверно оценить адаптационную возможность каждого ребенка перед школой.

Способ прогноза адаптации детей к школе, включающий оценку вариабельности сердечного ритма, при котором вначале оценивают показатели кардиоритмограммы (КРГ) в положении лежа: в покое регистрируют ритм и частоту сердечных сокращений (ЧСС), вариабельность сердечного ритма - по показателю SDNN; индексу напряжения (ИН); общую мощность спектра (Total); значение мощности в диапазоне очень медленных волн (VLF); значение мощности в диапазоне медленных волн (LF); значение мощности в диапазоне быстрых волн (HF); стоя при ортостатической нагрузке оценивают реактивность симпатической нервной системы по показателю LF/HF, отличающийся тем, что дополнительно через 5 мин в положении лежа определяют восстановление исходной ЧСС, общую мощность спектра (Total), увеличение или снижение исходной мощности в диапазоне волн: VLF, LF, HF; далее на основании полученных показателей КРГ оценивают, какой тип уровня регуляции сердечного ритма преобладает: рефлекторный или гуморально-метаболический; вегетативный баланс симпатического и парасимпатического воздействий на сердечный ритм; реактивность симпатической нервной системы на функциональную нагрузку: адекватная или неадекватная; после чего в зависимости от полученных результатов прогнозируют адаптацию детей к школе: благоприятный - если преобладает рефлекторный тип уровня регуляции сердечного ритма над гуморально-метаболическим, в покое отмечается баланс симпатического и парасимпатического воздействий на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечается адекватная реактивность симпатической нервной системы; среднеблагоприятный прогноз течения адаптации: если преобладает рефлекторный тип уровня регуляции сердечного ритма, но в покое отмечается преобладание симпатического или парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечена адекватная или повышенная реактивность симпатической нервной системы; неблагоприятный - если преобладает гуморально-метаболический тип уровня регуляции сердечного ритма и в покое отмечено преобладание симпатического воздействия на сердечный ритм, а при функциональной нагрузке - неадекватная: повышенная или пониженная реактивность симпатической нервной системы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, а именно к методам диагностики функционального состояния сердца. .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в кардиологии, кардиохирургии, физиологии. .

Изобретение относится к медицине, экспресс-диагностике состояния сердечно-сосудистой системы пациента на основе анализа вариабельности сердечного ритма. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к функциональной диагностике. .

Изобретение относится к медицине, в частности к кардиологии, терапии, реабилитационной и профилактической медицине. .
Изобретение относится к медицине, а именно к терапии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к анестезиологии и реаниматологии. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к кардиологии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии

Изобретение относится к реабилитационной и профилактической медицине, кардиологии, терапии

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, нормальной физиологии, патологической физиологии

Изобретение относится к медицине труда
Изобретение относится к области медицины, а именно неврологии и гепатологии
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, терапии, семейной медицине, и может быть использовано для выбора тактики лечения головной боли напряжения
Изобретение относится к медицине, в частности к эндокринологии и диабетологии

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии. Больному проводят ЭКГ исследование. Выполняют регистрацию сигнал-усредненной ЭКГ и чреспищеводную электрокардиостимуляцию (ЧПЭКС). Определяют продолжительность фильтрованной волны «Р» (FiP-P) сигнал-усредненной ЭКГ, дисперсию зубца «Р» (Pd), частотный порог индуцирования аритмии (ЧПИА) и ее продолжительность с помощью ЧПЭКС, а риск развития фибрилляции предсердий (РРФП) определяют по оригинальной математической формуле. При значениях РРФП до 0,5 определяют высокий в течение 1-3 месяцев риск развития ФП. При значениях от 0,5 до 1,5 - средний от 3 месяцев до 1 года риск развития ФП. При значениях более 1,5 - низкий более 1 года риск развития ФП после первого обследования пациента. Способ повышает точность определения риска развития ФП после первого обследования за счет анализа взаимосвязи показателей ЭКГ и ЧПЭКС. 5 табл., 4 пр.
Наверх