Листовая рессора

Изобретение относится к подвескам транспортных средств. Листовая рессора имеет два смежных листа продольно-переменного сечения. Одна сторона листа ровная, а другая - профилированная. Указанные стороны листов расположены симметрично относительно друг друга. Листы контактируют друг с другом непосредственно или через прокладки исключительно через точки на ровной непрофилированной поверхности. Достигается создание листовой рессоры с повышенными демпферными свойствами. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройству упругих элементов подвесок транспортных средств.

Известна листовая рессора как элемент подвески автотранспортного средства, содержащая несколько рессорных листов, выполненных из закаленной и отпущенной рессорно-пружинной стали одинаковой ширины и разной длины с постоянным продольным профилем. Такая рессора согласно ГОСТ Р 51585-2000 носит название многолистовой.

Известно, что наиболее прогрессивными конструкциями листовых рессор являются такие, которые используют в своем составе листы переменного профиля. По функции изменения толщины на рабочем участке, имеющей часто вид параболы, такие рессоры называются параболическими, а из-за малого числа листов (в несколько раз меньшего, чем у многолистовых рессор) их второе название согласно ГОСТ Р 51585-2000 - малолистовые. Такие рессоры позволяют уменьшить на одну треть массу листов и повысить долговечность (Горелик Л.М. Малолистовые рессоры. М.: НИИН Автопром., 1981, с.3 - прототип). Классический пример конструкции параболической (малолистовой) рессоры прототипа приведен на фиг.1, где параболическое изменение толщины представлено в виде контура поверхности профилированной стороны листов. При этом противоположная (непрофилированная) сторона представлена ровным контуром поверхности. Характерной особенностью таких рессор является наличие зазора в рабочей зоне между листами. Причем для устранения риска локального контакта листов из-за неровной параболической поверхности зазор приходится делать значительным. Данная рессора взята за прототип.

Перед авторами технического решения ставилась задача разработать малолистовую конструкцию рессоры взамен многолистовой конструкции с условием полного равенства упругих свойств исходной и разрабатываемой конструкций рессор и исключения каких-либо изменений в подвеске автомобиля при их использовании. Задача была классическим образом решена, см. фиг.1, однако выяснилось, что была полностью выполнена только первая часть требований: равенство упругих характеристик. Наличие зазора между листами малолистовой рессоры исключило межлистовое трение, и, как следствие, рессора утратила демпферные свойства. Практика показала, что для компенсации утраченных свойств такие малолистовые рессоры могут быть использованы только при замене амортизаторов, т.е. существенном изменении конструкции подвески автомобиля. Таким образом, рессора- прототип в серию не пошла.

Задачей создания настоящего изобретения является разработка листовых рессор оригинальной конструкции, имеющей в отличие от прототипа демпферные свойства, что позволяет реализовать принцип взаимозаменяемости рессор в многолистовом и малолистовом исполнении, т.е. использовать рессоры, состоящие из листов переменного профиля, вместо многолистовых рессор без изменения конструкций подвесок транспортных средств.

Считается, что наличие зазора между листами переменного профиля в рессоре - явление положительное: отсутствие контакта у листов на рабочей зоне повышает долговечность. Однако известно, что это не главный фактор. Основным фактором повышения долговечности рессоры из листов переменного профиля является равномерность распределения энергии деформации, что обеспечивает специальный прокат листов переменного профиля.

Поставленная задача решается с помощью признаков, указанных в 1-м пункте формулы изобретения общих с прототипом, таких как листовая рессора, имеющая по крайней мере по два смежных листа продольно-переменного сечения, параболический или иной переменный характер изменения толщины которых выражен в том, что одна из сторон «А» листов ровная, а другая «В» профилированная, и отличительных существенных признаков, таких как: указанные стороны данных листов расположены симметрично относительно друг друга, при этом листы контактируют друг с другом непосредственно или через прокладки исключительно через точки на ровной непрофилированной поверхности.

Согласно п.2 формулы изобретения рабочие участки листов расположенные между их центральным и концевыми участками, находятся в частичном или полном соприкосновении через ровную не профилированную поверхность.

Вышеперечисленная совокупность существенных признаков позволяет получить следующий технический результат:

- уменьшить и выровнять зазор между листами (фиг.2),

- увеличить соприкосновение листов со стороны их концов и получить демпферные свойства рессоры (фиг.3),

- создать условия полного соприкосновения листов по ровной поверхности, что позволяет максимально увеличить демпферные свойства рессоры (фиг.4),

- указанная возможность максимального увеличения демпферных свойств рессоры не ограничена конструкцией малолистовой параболической рессоры и может быть применена в других конструкциях, таких, к примеру, как конструкция комбинированной рессоры (фиг.5).

Изобретение иллюстрируется следующими чертежами.

На фиг.1 представлена рессора-прототип;

на фиг.2 - вариант рессоры, который позволяет уменьшить и выровнять зазор между листами;

на фиг.3 - вариант рессоры, который позволяет увеличить соприкосновение листов со стороны их концов и получить демпферные свойства рессоры;

на фиг.4 - вариант рессоры, который позволяет создать условия полного соприкосновения листов по ровной поверхности, что дает возможность максимально увеличить демпферные свойства;

на фиг.5 - вариант комбинированной рессоры.

Листовая рессора (фиг.2) имеет по крайней мере по два смежных листа 1 и 2 продольно-переменного сечения, параболический профиль или иной переменный характер изменения толщины которых выражен в том, что одна из сторон листов «А» ровная, а другая «В» профилированная. Стороны «А» и «В» листов 1, 2 расположены симметрично относительно друг друга, при этом листы контактируют друг с другом непосредственно (фиг.4, 5) или через прокладки 3 (фиг.3) исключительно через точки на ровной непрофилированной поверхности «А».

Рабочие участки листов переменного сечения находятся в частичном или полном соприкосновении через ровную непрофилированную поверхность.

Стендовые испытания предложенной рессоры и рессоры прототипа показали, что с использованием всех существенных признаков заявленного технического решения создана конструкция рессоры высокой прочности и долговечности. Взаимозаменяемость с многолистовыми рессорами дала для потребителя возможность модернизации подвесок находящихся в эксплуатации транспортных средств, а для производителя рессор возможность снижения издержек производства посредством производства рессор ресурсосберегающих конструкций.

Из описания и практического применения настоящего изобретения специалистам будут очевидны и другие частные формы его выполнения. Данное описание и примеры рассматриваются как материал, иллюстрирующий изобретение, сущность которого и объем патентных притязаний определены в нижеследующей формуле изобретения совокупностью существенных признаков и их эквивалентами.

1. Листовая рессора, имеющая, по крайней мере, два смежных листа продольно-переменного сечения, переменный характер изменения толщины которых выражен в том, что одна из сторон листов ровная, а другая - профилированная, отличающаяся тем, что указанные стороны данных листов расположены симметрично относительно друг друга, при этом листы контактируют друг с другом непосредственно или через прокладки исключительно через точки на ровной непрофилированной поверхности.

2. Рессора по п.1, отличающаяся тем, что рабочие участки смежных листов, расположенные между их центральным и концевыми участками, находятся в полном соприкосновении через ровную непрофилированную поверхность.



 

Похожие патенты:

Пружина // 1795187

Изобретение относится к подвеске транспортных средств ,в частности, к листовым рессорам подвески. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упругим подвескам транспортных средств с нелинейной упругой характеристикой. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам машин и оборудования. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройству упругих элементов подвесок транспортных средств. .

Изобретение относится к соединительному устройству для соединения двух частей друг с другом, выполненному с возможностью деформирования по существу только в одном направлении.

Изобретение относится к упругим элементам лепестковых газодинамических подшипников, применяющихся в малогабаритных высокоскоростных турбомашинах. .

Изобретение относится к средствам защиты объектов от вибрации и может быть использовано в любой области техники. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты технологического оборудования от воздействия вибрации. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты технологического оборудования от воздействия вибрации. .

Изобретение относится к средствам защиты объектов от вибрации. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к листовым рессорам автотранспортных средств. .

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к средствам гашения вибрации и ударов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Группа изобретений относится к машиностроению. Амортизатор содержит корпус, цилиндр, шток, поршень-клапан, втулку-регулятор, стержень с дорожками, телескопически установленный в штоке, донный клапан, направляющую штока. Дорожки па стержне выполнены винтообразно с постоянным или переменным углом закручивания к оси штока. Направляющий упор, передвигаясь по дорожке стержня, поворачивает втулку-регулятор, при этом отверстия в штоке перекрываются, изменяя количество перепускаемой жидкости. В амортизаторе по первому варианту конец стержня зафиксирован в зоне донного клапана от поворота и осевого перемещения. В амортизаторе по второму варианту конец стержня зафиксирован в зоне донного клапана от осевого перемещения. Амортизатор содержит дополнительный клапан с каналами, прилегающими к отверстиям донного клапана. Направляющий упор, дополнительно выполненный на штоке, передвигаясь по дорожке стержня, поворачивает стержень, при этом отверстия в дополнительном клапане перекрываются, изменяя количество перепускаемой жидкости. Достигается получение автоматической настройки усилия амортизатора в зависимости от положения штока, а также возможность перенастройки амортизатора без демонтажа. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упругим подвескам транспортных средств с нелинейной упругой характеристикой. Упругая подвеска колеса транспортного средства содержит рычаг, упругий элемент и добавочный упругий элемент. Рычаг одним концом шарнирно закреплен на корпусе транспортного средства, а другим соединен с осью вращения колеса. Упругий элемент выполнен в виде слегка изогнутой удлиненной пластины, которая одним концом шарнирно закреплена на корпусе транспортного средства в плоскости качания рычага, а другим жестко соединена с рычагом так, что конец пластины прилегает к плоской поверхности рычага, а выпуклая сторона пластины в процессе работы взаимодействует с плоской поверхностью рычага в режиме обкатывания. Добавочный упругий элемент выполнен в виде слегка изогнутой удлиненной пластины, которая одним концом шарнирно закреплена на рычаге, а другим жестко соединена с корпусом транспортного средства так, что конец пластины прилегает к плоской поверхности корпуса, а выпуклая сторона пластины в процессе работы взаимодействует с плоской поверхностью корпуса в режиме обкатывания. Достигаются снижение нагруженности упругого элемента подвески при пробое и увеличение жесткости подвески при отбое. 3 ил.

Группа изобретений относится к машиностроению. Виброопора содержит упругий элемент из плоских пружин, каждая из которых снабжена центральной горизонтальной частью и боковой полкой, имеющей опорный участок на конце. По первому и второму вариантам каждая из пружин выполнена в виде шести симметрично расположенных боковых полок заодно с центральной частью. Плоскости отгибов рядом расположенных боковых полок обращены вверх и вниз относительно плоскости центральной части пружины. Между пружинами установлены демпфирующие элементы из вибропоглощающего материала, выполненные по первому варианту в виде шайб, а по второму - в виде прокладок. По третьему варианту каждая из пружин выполнена в виде двух симметрично расположенных боковых полок заодно с центральной частью. Между пружинами установлены демпфирующие элементы в виде прокладок из вибропоглощающего материала. Достигается снижение трудоемкости изготовления виброопоры и повышение эффективности виброизоляции. 3 н.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх