Способ оценки информационных характеристик обучающегося

Изобретение относится к информационной технике, а именно к средствам определения познавательной деятельности тестируемого при оценке профессиональной пригодности. Определяют по результатам измерений характеристик информационных процессов с помощью метода оценки информационных характеристик, по которым определяют следующие информационные параметры тестируемого человека: информационное сопротивление, информационную ригидность, информационную память. В начале тестирования после прочтения теста по результатам измерения определяется время осмысления и формирования ответа. Затем определяется информационный ток как отношение количества информации ко времени осмысления и формирования ответа. Далее оценивают информационные характеристики за время осмысления и формирования ответа. Способ позволяет оценить информационные характеристики обучающегося и рационально организовать образовательный процесс, а также установить уровень подготовки.

 

Изобретение относится к информационной технике, а именно к средствам определения познавательной деятельности обучаемого и/или тестируемого при оценке профессиональной пригодности.

Известен способ субъективной оценки профессиональной пригодности [1. Модели и методы управления персоналом / Под ред. Е.Б.Моргунова. - М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2001. С.235-237]. Способ включает составление общего списка профессиональных и личностно-профессиональных качеств (компетенции); разработку анкет; сбор, информации; обработку и анализ результатов. Недостаток способа заключается в том, что при экспертной оценке профессиональной деятельности затруднено использование объективных количественных методов.

Известен способ оценки профессиональной пригодности кадров при подборе персонала [2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю.Базаров, Е.Л.Еремин. - М.: ЮНИТИ, 2002. С.323-325]. Способ методологически основывается на трех теоретических подходах к изучению проявлений человека: психометрии, подразделяющей поведение человека на ряд более или менее независимых категорий и предоставляющей способы измерения, которые позволяют сравнивать людей между собой; социально-психологических и антропологических, принципах описания поведения, позволяющих фиксировать конкретные факты, выделять типичные способы поведения в конкретных ситуациях, обучать неспециалистов в области поведенческой психологии категорированному, структурированному наблюдению за организационным поведением людей; клиническом наблюдении, дающем возможность сравнивать индивидуальные проявления в данный момент с тем, что клиницисты считают оптимальным для данной личности. Способ включает моделирование ключевых моментов деятельности; разработку системы критериев оценки специально для каждой программы в соответствии со спецификой деятельности; испытание различными взаимодополняющими техниками и упражнениями с проведением оценки не только специалистами, но также специально подготовленными наблюдателями, что позволяет минимизировать возможную необъективность и использовать перекрестные оценки для повышения уровня достоверности результатов. Недостаток способа заключается в том, что он не включает объективную количественную оценку способностей персонала к выполнению профессиональной деятельности и сопряжен с расходом средств на центр оценки.

Известен способ определения профессиональной пригодности [3. Патент 3040881. Способ и полоса психологической подготовки и определения профессиональной пригодности. Кл. А61В 5/16, 12.08.1993, опубл. 10.06.1996], включающий измерение и оценку параметров сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также оценку внимания, быстроты реакции и электрокожного сопротивления до и после психофизиологических нагрузок. Для повышения информативности способа и точности прогноза в процессе непрерывного выполнения испытуемым меняющихся физических и профессиональных действий, осложненных препятствиями, с внезапным воздействием психогенных и помеховых факторов как на сознательном, так и на бессознательном уровнях дополнительно измеряют время выполнения отдельных этапов и время подготовки в целом, оценивают правильность реакций и выбора решений, память, способность к логическому мышлению и по системе баллов определяют профессиональную пригодность. Недостаток известного способа заключается в том, что измеряемые параметры оцениваются по балльной системе и не учитывается «человеческий фактор» субъектов профессиональной деятельности испытуемого.

Известен способ определения профессиональной пригодности кадров при отборе персонала [4. Патент 2245097. Способ оценки профессиональной пригодности персонала для различных видов деятельности. Кл. А61В 5/00, опубл. 27.01.2005]. Известный способ включает в себя психофизиологическое обследование персонала, включающее оценку зрительного анализатора, оценку зрительно-моторной реакции и по ней оценки выбора, оценку различения, оценку помехоустойчивости, а также оценку показателя мышечной выносливости, оценку координации движений, оценку реакции на движущийся объект и интегральную оценку свойств внимания и способности восприятия значимой информации, оценку скоростных возможностей двигательного анализатора и оценку характера реакции сердечно-сосудистой системы на заданную психоэмоциональную нагрузку. Недостатком известного способа является ориентация прежде всего на общие медицинские тесты и не учитывается информационная ригидность.

Известен способ определения профессиональной пригодности кадров определения параметров информационного взаимодействия в замкнутой системе управления [5. Денисов, А.А.: Теория больших систем управления / А.А.Денисов, Д.Н.Колесников. - Л.: Энергоиздат, 1982. С.241-245]. Способ предполагает измерение среднего времени общения (беседы) людей (работников всех уровней), далее результаты измерения используются для определения характеристик информационных процессов в замкнутой системе управления с помощью метода информационного анализа информационных цепей (систем) [там же. С.124-241]. Недостатком способа являются ограниченные функциональные возможности определения точных параметров информационной деятельности замкнутой системы, что снижает правильность оценки параметров информационного взаимодействия оператора службы провайдера сети с абонентом.

Известен способ определения информационных параметров оператора службы провайдера сети при взаимодействии с абонентом [6. Патент 2293511. Способ определения информационных параметров оператора службы провайдера сети при взаимодействии с абонентом. Кл. А61В 5/00, 25.07.2005, опубл. 20.02.2007].

Согласно указанному способу при измерении времени беседы последовательно фиксируют время произнесения абонентом вопроса и определяют параметр его информационного сопротивления, численно равный зафиксированному времени, время ввода оператором информации в ЭВМ и определяют параметр его информационного сопротивления, численно равный зафиксированному времени. Фиксируют время, за которое оператор «произносит про себя» вводимую в ЭВМ информацию, и определяют параметр информационной памяти из математического выражения: n2=0,3d, где d - количество букв в тексте, вводимом в ЭВМ. Недостатком способа является то, что не учитывается темп речи, при расчете параметров точность снижается условным и приближенным выбором множителя.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ определения информационных параметров обучаемого или тестируемого человека [7. Патент 2360595. Способ определения информационных параметров обучаемого или тестируемого человека. МПК А61В 5/00 (2006.01), опубл. 10.07.2009 Бюл. №19]. Согласно способу осуществляется измерение времени, которое исчисляют с момента выхода информации в виде вопросов от источника информации до момента получения последним сигнала обратной связи от обучаемого или тестируемого человека, содержащего сформированные ответы, определение по результатам измерений характеристик информационных процессов в замкнутой системе с помощью метода оценки информационных характеристик человеческого фактора, по которым определяют следующие информационные параметры обучаемого или тестируемого человека: информационное сопротивление τ; информационную ригидность L; информационную память n, отличающегося тем, что осуществляют измерение периодов времени Т реакции обучаемого или тестируемого человека на полученную информацию при задании различных круговых частот ωi при тестировании в виде последовательности «вопрос-ответ», определяют действующие информационные напряжение и ток, по которым определяют модуль информационного сопротивления |Z|, a указанные информационные параметры обучаемого или тестируемого человека определяют из зависимости

где |Zi|2 - модуль комплексного сопротивления, которое определяется отношением действующего информационного напряжения и действующего информационного тока, ω - круговая частота чтения тестов.

Недостатками способа, снижающими точность определения информационных параметров, а также часто приводящими к отрицательным значениям параметров является то, что для расчета текущих значений информационных параметров используются данные различных этапов тестирования, то есть при ответах на различные вопросы теста, кроме того, для расчета используется приближенная гармоническая модель осмысления вопросов.

Таким образом, известные способы оценки обучаемых или тестируемых, в том числе и прототип, не учитывают погрешности измерения времени чтения осмысления ответов, используются исходные данные для расчета характеристик для одного момента времени из различных интервалов времени, не используется в полной мере в оптимизации и повышении эффективности применение ЭВМ и адекватной модели восприятия информации обучающимся. Это снижает точность определения информационных характеристик обучающегося.

В основу изобретения положена техническая задача - повышение точности оценки информационных характеристик обучающегося за счет учета погрешностей измерения скорости чтения, времени чтения и осмысления вопросов, использования адекватной математической модели чтения и осмысления вопросов, применения уравнений нелинейной фильтрации.

Указанная задача решается тем, что в способе оценки информационных характеристик обучающегося, преимущественно при оценке знаний или профессиональной пригодности, включающем измерение времени, которое исчисляют с момента выхода информации в виде вопросов от источника информации до момента получения последним сигнала обратной связи от обучаемого или тестируемого человека, содержащего сформированные ответы, определение по результатам измерений характеристик информационных процессов в замкнутой системе с помощью метода информационных характеристик человеческого фактора, по которым определяют следующие информационные параметры обучаемого или тестируемого человека: информационное сопротивление τ; информационную ригидность L; информационную память n, отличающегося тем, что осуществляют измерение периодов времени Т реакции обучаемого или тестируемого человека на полученную информацию, согласно изобретению до эксперимента создается модель информационной системы с обучающимся, включающей источник, формирующий тест и обучающегося, которая формируется в виде уравнений в пространстве состояний, затем информационные характеристики определяются с помощью уравнений марковской теории оптимального нелинейного дискретного оценивания [8. Ярлыков, М.С. Статистическая теория радионавигации / М.С.Ярлыков. - М.: Радио и связь, 1985. С.117-120].

Особенность способа заключается в том, что используется уравнение информационной цепи, в частности при последовательном соединении элементов в виде [5]

.

В соответствии с уравнением для информационной цепи модель информационной цепи в пространстве состояний может быть представлена в виде

;

;

;

;

;

где x1 - скорость чтения и восприятия информации,

τ - информационное сопротивление,

L - информационная ригидность,

n - информационная память.

n1 - формирующий шум.

Наблюдаемый процесс

θ=s+nШ (t),

где nШ(t) - помехи измерения.

.

Уравнения состояний в векторно-матричной форме записываются в виде

, X(t0)=X0, t≥t0,

,

,

,

,

,

,

где ; ; и

- результаты решения представленных ниже уравнений

,

tk-1≤t<tk, - начальное значение;

,

где обозначено: tk-1≤t<tk, K(tk-1)=Kk-1 - начальное значение,

,

,

,

;

.

Предлагаемый способ определения информационных характеристик обучающегося позволяет оценить информационные характеристики обучающегося и рационально организовать образовательный процесс, а также установить уровень подготовки. В частности, если информационное сопротивление τ относительно большое, то необходимо развивать технику чтения, если информационная ригидность относительно большая, то следует расширять объем понятий в рассматриваемой области знаний, если информационная память относительно мала, то следует развивать память, как основу интеллекта. Способ может быть также применен в практике психодиагностики, в профориентации и кадровом отборе для различных профессий.

Способ оценки информационных характеристик обучающихся, включающий определение по результатам измерений характеристик информационных процессов с помощью метода оценки информационных характеристик, по которым определяют следующие информационные параметры тестируемого человека: информационное сопротивление, информационную ригидность, информационную память, отличающийся тем, что в начале тестирования после прочтения теста по результатам измерения определяется время осмысления и формирования ответа, затем определяется информационный ток как отношение количества информации ко времени осмысления и формирования ответа, далее оценивают информационные характеристики за время осмысления и формирования ответа.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области медицины, а именно к оториноларингологии, и может быть использовано для диагностики тугоухости и доклинического выявления его нарушений.

Изобретение относится к медицине, диагностике дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и может быть использовано для исследования уровня дефицита внимания, импульсивности и гиперактивности человека.

Изобретение относится к реабилитационной и профилактической медицине, кардиологии, терапии. .
Изобретение относится к области медицины, в частности пульмонологии. .
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста.
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к ориентации» у детей различного возраста.

Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени ограничений жизнедеятельности. .

Изобретение относится к области медицины, в частности к медицинской физиологии и лабораторной диагностике, и может использоваться для оценки возможности студента формировать патологические реакции (дистресс) в ответ на психоэмоциональный экзаменационный стресс.

Изобретение относится к области медицины, а именно к функциональной диагностике. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, нейропсихологии и профессиональной патологии. .
Изобретение относится к области медицины и предназначено для выявления лиц с алкогольной зависимостью, а также к диагностике в наркологии и может быть использовано для выявления у взрослого населения алкогольной зависимости при организации мониторинговых исследований
Изобретение относится к области профилактической медицины, в частности к педиатрии, и может быть использовано для профилактики различных форм гипотрофии и гипертрофии новорожденных

Изобретение относится к психофизиологии

Изобретение относится к медицине и медицинской технике
Изобретение относится к медицине, а именно к эндокринологии и медицинской психологии

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и предназначено для диагностики психофизиологического состояния человека
Изобретение относится к области медицины, а конкретно - к способам определения состояния человека-оператора
Наверх