Способ диагностики мотивационной сферы к обучению у больных хронической обструктивной болезнью легких

Изобретение относится к области медицины, в частности пульмонологии. Методом спирометрии оценивают объем форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1) в % от должных величин. С помощью вопросников общего и специфического качества жизни (ЮК) Medikal Outcome Study SF-36, (MOS SF-36) и St. George's Respiratory Questionnaire (SGRQ) определяют параметры шкал: психическое здоровье (ПЗ), социальную активность (СА), воздействие в баллах. Решают дискриминантное уравнение: Д=3,495 · Воздействие + 1,876·СА+3,039·ПЗ-1,128·ОФВ1, и при величине Д меньше 355,16 диагностируют позитивный тип мотивационной сферы к обучению больных ХОБЛ, а при величине Д, равной или больше 355,16, диагностируют негативный тип мотивационной сферы. Способ обеспечивает повышение эффективности диагностики типа мотивационной сферы к обучению у больных хронической обструктивной болезнью легких. 1 прим.

 

Изобретение относится к области медицины, в частности пульмонологии, и может быть использовано для диагностики типа мотивационной сферы к образовательному процессу у больных хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ).

Прототипом избран способ диагностики типа мотивационной сферы к обучению с помощью тест-опросника МУН [1]. Способ заключается в том, что тип мотивационной сферы оценивается по сумме набранных баллов, полученных в ходе тестирования.

Известный способ имеет следующие недостатки:

а) имеет ограничения как скрининговый метод диагностики типа мотивационной сферы у больных ХОБЛ в общеклинической практике.

б) отсутствие учета данных нарушения бронхиальной проходимости, которые имеют доминирующее значение для больных с обструктивной бронхолегочной патологией.

в) известный прототип не учитывает значения параметров качества жизни (КЖ), связанных со здоровьем.

Цель изобретения заключается в повышении эффективности способа диагностики типа мотивационной сферы к обучению у больных ХОБЛ в общеклинической практике путем интегральной оценки объема форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВ1) в %, общих и специфических параметров качества жизни (КЖ), соответственно психического здоровья (ПЗ); социальной активности (СА); воздействие в баллах.

Заявленный способ имеет следующие приемы:

а) с помощью спирометрического исследования по стандартной методике оценивают объем форсированного выдоха за 1 секунду (в % от должного значения);

б) значения параметров общего и специфического КЖ: психическое здоровье (ПЗ), социальная активность (СА), воздействие, определяют на основании расчета заполненных вопросников качества жизни Medikal Outcome Study SF-36, (MOS SF-36) и St. George's Respiratory Questionnaire (SGRQ) в баллах;

в) интегральную оценку показателей для диагностики мотивационной сферы у больных ХОБЛ определяют с помощью решения дискриминантного уравнения (Д):

Д=3,495 × Воздействие+1,876 × СА+3,039 × ПЗ-1,128 × ОФВ1

где Д - дискриминантная функция, граничное значение которой составляет 355,16.

При Д, равной или больше граничного значения 355,16, у больных ХОБЛ диагностируется негативная мотивационная сфера к обучению. При Д меньше граничного значения 355,16 определяется позитивный тип мотивационной сферы.

Ниже приводятся два примера использования заявленного способа.

Пример 1. С., 48 лет.

Диагноз: Хроническая обструктивная болезнь легких, II стадии стабильное течение. ДН I.

Исходные данные составили: ОФВ1 69% от должного значения; показатель СА 60 баллов, показатель ПЗ 49 баллов, показатель шкалы Воздействие 48 балла.

С целью диагностики мотивационной сферы к обучению решено дискриминантное уравнение:

Д=3,495×48+1,876×60+3,039×49-1,128×69

Поскольку дискриминантная функция меньше граничного значения 351,34, у данного пациента диагностируется позитивная мотивация к обучению.

Больной прошел курс обучения по программе ХОБЛ. При анализе динамики показателей в конце исследования, нами зафиксировано достоверное улучшение параметров среди большинства шкал общего КЖ, всех значений специфического КЖ, а также отмечено снижение уровня общей тревоги и депрессии (р2<0,01). Так, показатель шкалы Воздействие улучшился на 28%, что соответствовало 34,6±2,6 баллам (р1<0,01, по сравнению с исходным значением), значения шкал СА и ПЗ были лучше соответственно на 16% (71,2±2,9; р2<0,01) и 20% (61,4±2,9; р2<0,01) по сравнению с исходными данными, что свидетельствует о значимом положительном влиянии образовательного вмешательства на КЖ больного.

Пример 2. Б., 55 лет.

Диагноз: Хроническая обструктивная болезнь легких, II стадии стабильное течение. ДН I.

Исходные данные составили: ОФВ1 64% от должного значения; показатель СА 49 баллов, показатель ПЗ 35 баллов, показатель шкалы Воздействие 68 балла.

С целью диагностики мотивационной сферы к обучению решено дискриминантное уравнение:

Д=3,495×68+1,876×49+3,039×35-1,128×64

Поскольку дискриминантная функция больше граничного значения 363,76, у пациента диагностируется негативная мотивация к обучению.

Больной прошел курс обучения по программе ХОБЛ. В конце исследования отмечено незначительное улучшение показателей общего КЖ только по шкалам СА и ПЗ, которые были выше исходных значений на 9% (р2<0,05) и 7% (р2>0,05) соответственно. Анализируя показатели специфического КЖ, нами выявлено минимальное достоверное улучшение параметров только по шкале Воздействие на 12% (р2<0,05). Общий уровень тревожности и субдепрессивной симптоматики сохранялся на прежнем уровне (р2>0,05), что свидетельствует о менее значимом влиянии образовательного вмешательства на КЖ больного.

Учет типа мотивационной сферы к обучению у больных ХОБЛ позволяет проводить дифференцированный отбор пациентов на образовательные программы, что может повысить их эффективность.

Предлагаемый способ прошел клиническую апробацию на базе пульмонологического отделения ДНЦ ФПД СО РАМН. С использованием способа проведена диагностика мотивации к обучению у 48 больных хронической обструктивной болезнью легких.

Результаты проверки заявленного способа показали его эффективность, правильный прогноз определялся в 89,3% случаев.

Таким образом, предлагаемый способ может быть эффективно использован в качестве скрининга для диагностики мотивации к обучению у больных хронической обструктивной болезнью легких в общеклинической практике.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - С.304.

Способ диагностики мотивационной сферы к обучению у больных хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ), отличающийся тем, что методом спирометрии оценивают объем форсированного выдоха за 1 с (ОФВ1) в % с помощью вопросников КЖ Medikal Outcome Study SF-36, (MOS SF-36) и St. George's Respiratory Questionnaire (SGRQ) определяют параметры шкал: психическое здоровье (ПЗ), социальная активность (СА), воздействие в баллах и решают дискриминантное уравнение:
Д=3,495·воздействие+1,876·СА+3,039·ПЗ-1,128·ОФВ1,
и при величине Д меньше 355,16 диагностируют позитивный тип мотивационной сферы к обучению больных ХОБЛ, а при величине Д, равной или больше 355,16 диагностируют негативный тип мотивационной сферы.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста.
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к ориентации» у детей различного возраста.

Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени ограничений жизнедеятельности. .

Изобретение относится к области медицины, в частности к медицинской физиологии и лабораторной диагностике, и может использоваться для оценки возможности студента формировать патологические реакции (дистресс) в ответ на психоэмоциональный экзаменационный стресс.

Изобретение относится к области медицины, а именно к функциональной диагностике. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, нейропсихологии и профессиональной патологии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, психиатрии и медицинской психологии, и может быть использовано для прогноза эффективности фармакологической коррекции психосоматических нарушений у женщин в постменопаузе с артериальной гипертензией.

Изобретение относится к педагогике, социальной сфере и может быть использовано в работе учреждений, занимающихся обучением, реабилитацией дезадаптированных детей и подростков, в том числе социально запущенных подростков, неуспешных, непринятых референтной группой и находящихся в трудной жизненной ситуации.

Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта. .

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта. .

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к приборам дистанционного мониторинга пациентов. .
Изобретение относится к медицине, а именно к интенсивной терапии, и может быть использовано у пациентов, находящихся на аппаратной вентиляции легких. .

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии и реаниматологии, и может быть использовано при диагностике нарушений оксигенации крови в процессе искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для дистанционного мониторинга физиологических параметров организма человека. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к оториноларингологии. .

Изобретение относится к медицине и может использоваться в пульмонологии и торакальной хирургии. .

Изобретение относится к способу приготовления вдыхаемого изотопного соединения, пригодного для применения в медицинской диагностике состояния пациента. .
Изобретение относится к области медицины, в частности к диагностике и профилактике гипоксических состояний мозга и коррекции начальных проявлений недостаточности кровоснабжения
Наверх