Вращающаяся лопатка паровой турбины (варианты)

Вращающаяся лопатка для паровой турбины содержит: участок хвостовика, участок аэродинамической поверхности, примыкающий к участку хвостовика, участок венца, непрерывный с участком аэродинамической поверхности и имеющий ширину венца, и крышку. Участок аэродинамической поверхности, примыкающий к участку хвостовика, имеет такую форму, чтобы оптимизировать аэродинамическую характеристику, обеспечивая при этом оптимизированное распределение потока и минимальные центробежные и изгибающие напряжения. Крышка выполнена в виде части участка венца. Крышка образует радиальное уплотнение, которое минимизирует потери у венца. Крышка шире, чем ширина венца, так что на скорости крышка входит в зацепление с расположенной рядом крышкой соседней лопатки. Площадь выходного кольцевого канала лопатки составляет 0,461 м2. Диапазон рабочих скоростей лопатки составляет от 5625 до 11250 оборотов в минуту. Максимальный массовый расход лопатки - 30,9 кг/с. Лопатки турбины могут быть эффективно использованы в работе при более высоких рабочих скоростях. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Уровень техники

Настоящее изобретение относится к вращающейся лопатке паровой турбины и, более конкретно, к вращающейся лопатке паровой турбины с оптимизированной геометрией, способной работать при увеличенных рабочих скоростях.

Канал для прохода пара паровой турбины образован неподвижным цилиндром и ротором. Множество неподвижных лопаток прикреплены к цилиндру по окружности и проходят внутрь в канал для прохода пара. Аналогично, множество вращающихся лопаток прикреплено к ротору по окружности и проходят наружу в канал для прохода пара. Неподвижные лопатки и вращающиеся лопатки расположены чередующимися рядами так, что ряд лопаток и расположенный непосредственно ниже по потоку ряд лопаток образуют ступень. Лопатки служат для направления потока пара таким образом, чтобы он входил в расположенный ниже по потоку ряд лопаток под надлежащим углом. Аэродинамическая поверхность лопатки извлекает энергию из пара, тем самым, развивая необходимую мощность для приведения ротора, и нагрузку, прикладываемую к нему.

Количество энергии, извлекаемой каждым рядом вращающихся лопаток, зависит от размера и формы аэродинамических поверхностей лопатки, а также количества лопаток в ряду. Таким образом, формы аэродинамических поверхностей лопаток являются важным фактором в термодинамической производительности турбины, а определение геометрии аэродинамических поверхностей лопаток - важной частью конструкций турбины.

Когда пар проходит через турбину, его давление падает через каждую последующую ступень до тех пор, пока не достигается требуемое давление на выходе. Таким образом, характеристики пара, то есть температура, давление, скорость и содержание влаги, изменяются от ряда к ряду, когда пар расширяется через канал для прохода пара. Следовательно, каждый ряд лопаток использует лопатки, имеющие форму аэродинамической поверхности, которая оптимизирована для параметров пара, связанных с этим рядом. Однако в ряду формы аэродинамических поверхностей лопаток идентичны, кроме некоторых турбин, в которых формы аэродинамических поверхностей отличаются среди лопаток в ряду для изменения резонансных частот.

Аэродинамические поверхности лопаток проходят от хвостовика лопатки, используемого для прикрепления лопатки к ротору. Обычно это выполняется, придавая хвостовику форму елочки, образуя приблизительно проходящие по оси чередующиеся выступы и канавки вдоль сторон хвостовика лопатки. Пазы, имеющие сопрягаемые выступы и канавки, выполняют в диске ротора. Когда хвостовик лопатки перемещают скольжением в паз диска, центробежная нагрузка на лопатку, которая очень высока вследствие высокой скорости вращения ротора, распределяется вдоль участков выступов, по которым контактируют хвостовик и диск. Ввиду приложения высокой центробежной нагрузки напряжения в хвостовике лопатки и пазу диска очень высоки. Поэтому важно минимизировать концентрации напряжений, образуемые выступами и канавками, и максимизировать опорные поверхности, на которых возникают контактные усилия между хвостовиком лопатки и пазом диска. Это особенно важно в последних рядах паровой турбины низкого давления вследствие большого размера и веса лопаток в этих рядах и наличия коррозии под напряжением вследствие влажности в канале для прохода пара.

Кроме устойчивого приложения центробежной нагрузки лопатки также подвергаются вибрации.

Вращающиеся лопатки турбины участка низкого давления обычно выполняют и оптимизируют, чтобы обеспечивать заданную рабочую скорость, как требуется различными применениями (см. например, патент США 5,267,834, F01D 5/14, 07.12.1993). Основными рабочими параметрами являются площадь кольцевого канала, скорость вращения, массовый расход и для лопатки последней ступени -давление конденсации.

Трудность, связанная с конструированием лопатки паровой турбины, осложняется тем, что форма аэродинамической поверхности определяет, в значительной степени, и силы, прикладываемые к лопатке, и ее механическую прочность и резонансные частоты, а также термодинамическую характеристику лопатки. Эти соображения накладывают ограничения на выбор формы аэродинамической поверхности лопатки так, что, при необходимости, оптимальная форма аэродинамической поверхности лопатки для заданного ряда является вопросом компромисса между ее механическими и аэродинамическими свойствами.

Поэтому необходимо создать ряд лопаток паровой турбины, который обеспечивает хорошую термодинамическую характеристику, в то же время минимизируя напряжения на аэродинамической поверхности лопатки и хвостовике, вследствие центробежной силы, и избегая резонансного возбуждения.

Раскрытие изобретения

Задачей, на которой направлено настоящее изобретение, является создание вращающейся лопатки паровой турбины.

Указанная задача решается посредством вращающейся лопатки паровой турбины, содержащей участок хвостовика, участок аэродинамической поверхности, примыкающий к участку хвостовика, причем участок аэродинамической поверхности имеет такую форму, чтобы оптимизировать аэродинамическую характеристику, обеспечивая при этом оптимизированное распределение потока и минимальные центробежные и изгибающие напряжения, участок венца непрерывный с участком аэродинамической поверхности, и крышку, выполненную в виде части участка венца, причем крышка образует радиальное уплотнение, которое минимизирует потери у венца, при этом площадь выходного кольцевого канала составляет 0,461 м2.

Диапазон рабочих скоростей лопатки предпочтительно составляет от 5625 до 11250 оборотов в минуту.

Максимальный массовый расход предпочтительно составляет 30,9 кг/с.

Диапазон рабочих скоростей лопатки предпочтительно составляет от 5625 до 11250 оборотов в минуту.

Лопатка предпочтительно выполнена с возможностью работы в качестве лопатки последней ступени.

Крышка предпочтительно имеет такой размер, что на скорости она входит в зацепление с расположенной рядом крышкой соседней лопатки.

Крышка предпочтительно выполнена за одно целое с участком венца.

Радиальное уплотнение предпочтительно содержит по меньшей мере одно концевое уплотнение.

Указанная задача также решается посредством вращающейся лопатки паровой турбины, содержащей участок хвостовика, участок аэродинамической поверхности, примыкающий к участку хвостовика, причем участок аэродинамической поверхности имеет такую форму, чтобы оптимизировать аэродинамическую характеристику, обеспечивая при этом оптимизированное распределение потока и минимальные центробежные и изгибающие напряжения, участок венца непрерывный с участком аэродинамической поверхности и имеющий ширину венца, и крышку, выполненную в виде части участка венца, причем крышка образует радиальное уплотнение, которое минимизирует потери у венца, при этом крышка шире, чем ширина венца, так что на скорости крышка входит в зацепление с расположенной рядом крышкой соседней лопатки, причем площадь выходного кольцевого канала лопатки составляет 0,461 м2, диапазон рабочих скоростей лопатки составляет от 5625 до 11250 оборотов в минуту, а максимальный массовый расход лопатки - 30,9 кг/с.

Техническим результатом, который достигается посредством настоящего изобретения, является обеспечение хорошей термодинамической характеристики, уменьшение напряжения на аэродинамической поверхности лопатки и хвостовике, вследствие центробежной силы, и избегание резонансного возбуждения.

Краткое описание чертежей

Фиг.1 представляет собой вид спереди вращающейся лопатки паровой турбины;

Фиг.2 представляет собой вид в перспективе;

Фиг.3 представляет собой вид сверху крышки лопатки; и

Фиг.4 представляет собой крышку и венец лопатки.

Подробное описание изобретения

Со ссылкой на фиг.1 и 2, вращающаяся лопатка паровой турбины включает в себя участок 2 хвостовика, соединенный с осевым входным элементом 3 типа «ласточкин хвост» для соединения ротором турбины. Как показано, элемент 3 типа «ласточкин хвост» имеет форму елочки с двумя крюками. Предмет находящейся одновременно на рассмотрении заявки на патент США, геометрия осевого входного элемента типа «ласточки хвост» была оптимизирована для получения распределения среднего и местного напряжения, которое гарантирует достаточную защиту для превышения скорости и границы LCF (малоцикловой усталости).

Аэродинамическая поверхность 10 проходит от участка 2 хвостовика, при этом участок 4 венца непрерывен с участком 10 аэродинамической поверхности. Как показано на фиг.3 и 4, крышка 5 выполнена в виде части участка 4 венца.

Для обеспечения рабочих скоростей, которые составляют в диапазоне от 5625 до 11250 оборотов в минуту с максимальным массовым расходом 30,9 кг/с и площадью выходного кольцевого канала 0,461 м2, была выполнена вычислительная гидродинамика для оптимизирования геометрии аэродинамической поверхности. Массовый расход и площадь кольцевого канала являются важными конструктивными параметрами, как ясно специалистам в данной области техники. «Площадь выходного кольцевого канала» - это площадь кольцевой формы, образованной у основания вершиной элемента лопатки типа «ласточкин хвост» и у вершины нижней стороны крышки. Оптимизированная геометрия может обеспечивать более высокие рабочие скорости, в то же время, избегая связанных увеличении напряжения и вопросов частоты. В частности, участок 10 аэродинамической поверхности имеет оптимальное соотношение наклона к ширине. Более того, распределение толщины вдоль участка 10 аэродинамической поверхности изменено из обычной конструкции для оптимизирования характеристики. Кроме того, кривизна участка 10 аэродинамической поверхности регулируется для уменьшения давления и потерь на ударах в результате работы на высокой скорости. Расположение друг над другом участков аэродинамического профиля оптимизировано для минимизации локального напряжения хвостовика лопатки, вызываемого центробежным скручиванием лопатки.

На Фиг.3 и 4 показана крышка 5 лопатки на видах сверху и сбоку, соответственно. Крышка 5 предпочтительно обрабатывается на станке с лопаткой и, таким образом, составляет одно целое с участком 4 венца. Крышка 5 включает в себя, по меньшей мере одно, предпочтительно два концевых уплотнения 12 и цилиндрические поверхности, обработанные на станке, на лопатке обеспечения контроля за утечкой.

Как показано на фиг.4, крышка 5 выполнена с большей шириной, чем ширина участка 4 венца. Такая конструкция наряду со скручиванием в лопатке определяет начальный зазор между контактными поверхностями крышек соседних лопаток. Этот зазор закрывается на скорости, как следствие вращения крышки, вызываемого раскручиванием лопатки. Как только крышки соседних лопаток зацепляют друг друга, лопатки ведут себя как единая непрерывно сцепленная конструкция, которая демонстрирует более высокие характеристики жесткости и демпфирования по сравнению с конструкцией расположенных отдельно лопаток, приводящая к очень низким вибрационным напряжениям. То есть, зацепленные крышки между соседними лопатками образуют полосу крышек или бандаж вокруг внешней периферии колеса турбины для ограничения рабочей текучей среды в пределах заданного потока и увеличения жесткости лопаток.

Вращающиеся лопатки паровой турбины, описанные здесь, обеспечивают значительно улучшенную аэродинамическую и механическую производительность и эффективности, при этом также имеют крышки с радиальным уплотнением для минимизации потерь у венцов, минимальные центробежные и изгибающие напряжения, непрерывно сцепленную конструкцию крышек для минимизации вибрационных напряжений, уменьшенные потери производительности и оптимизированное распределение потока. Как таковые, лопатки турбины могут быть эффективно использованы в работе при более высоких рабочих скоростях.

Хотя изобретение было описано в отношении того, что в настоящее время считается наиболее практичными и предпочтительными вариантами осуществления, следует понимать, что изобретение не ограничено раскрытыми вариантами осуществления, а наоборот, охватывает различные модификации и эквиваленты, включенные в пределы сущности и объема прилагаемой формулы изобретения.

1. Вращающаяся лопатка паровой турбины, содержащая:
участок (2) хвостовика;
участок (10) аэродинамической поверхности, примыкающий к участку хвостовика, причем участок аэродинамической поверхности имеет такую форму, чтобы оптимизировать аэродинамическую характеристику, обеспечивая при этом оптимизированное распределение потока и минимальные центробежные и изгибающие напряжения;
участок (4) венца непрерывный с участком аэродинамической поверхности; и
крышку (5), выполненную в виде части участка венца, причем крышка образует радиальное уплотнение, которое минимизирует потери у венца, при этом площадь выходного кольцевого канала составляет 0,461 м2.

2. Лопатка по п.1, в которой диапазон рабочих скоростей лопатки составляет от 5625 до 11250 об/мин.

3. Лопатка по п.2, в которой максимальный массовый расход составляет 30,9 кг/с.

4. Лопатка по п.1, в которой она выполнена с возможностью работы в качестве лопатки последней ступени.

5. Лопатка по п.4, в которой крышка (5) имеет такой размер, что на скорости она входит в зацепление с расположенной рядом крышкой соседней лопатки.

6. Лопатка по п.1, в которой крышка (5) выполнена за одно целое с участком (4) венца.

7. Лопатка по п.1, в которой радиальное уплотнение содержит по меньшей мере одно концевое уплотнение (12).

8. Вращающаяся лопатка для паровой турбины, содержащая:
участок (2) хвостовика;
участок (10) аэродинамической поверхности, примыкающий к участку хвостовика, причем участок аэродинамической поверхности имеет такую форму, чтобы оптимизировать аэродинамическую характеристику, обеспечивая при этом оптимизированное распределение потока и минимальные центробежные и изгибающие напряжения;
участок (4) венца непрерывный с участком аэродинамической поверхности и имеющий ширину венца; и
крышку (5), выполненную в виде части участка венца, причем крышка образует радиальное уплотнение, которое минимизирует потери у венца, при этом крышка шире, чем ширина венца, так что на скорости крышка входит в зацепление с расположенной рядом крышкой соседней лопатки, причем площадь выходного кольцевого канала лопатки составляет 0,461 м2, диапазон рабочих скоростей лопатки составляет от 5625 до 11250 об/мин, а максимальный массовый расход лопатки - 30,9 кг/с.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к торцевым уплотнениям рабочих лопаток паровых турбин, газотурбинных двигателей и установок, а также лопаток других роторных машин.

Изобретение относится к турбиностроению, в частности к бандажам рабочих удлиненных лопаток осевых турбин. .

Осевая турбомашина (1) включает рабочую лопаточную решетку, которая образована рабочими лопатками (3), у каждой из которых имеется передняя кромка (8) и расположенная в радиальном направлении снаружи свободная вершина (15) лопатки. Рабочую лопаточную решетку охватывают стенки (13) кольцевого пространства. Стенки (13) кольцевого пространства расположены непосредственно вблизи вершин (15) лопаток, образуя радиальный зазор (16) между огибающей вершин (15) лопаток и внутренней стороной (14) кольцевого пространства. У рабочих лопаток (3) на вершине (15) лопатки в области их передних кромок (8) соответственно имеется радиальное возвышение (18). У стенок (13) кольцевого пространства с внутренней стороны (14) кольцевого пространства имеется окружное радиальное углубление (17), которое расположено на радиальном расстоянии (16) от огибающей вершин (15) лопаток. В направлении основного потока через осевую турбомашину (1) форма радиальных возвышений на их обращенных к радиальному зазору (16) сторонах повторяет форму радиального углубления. В направлении основного потока осевой турбомашины (1) форма на внутренней стороне (14) кольцевого пространства имеет, по меньшей мере, четыре криволинейных участка, разделенных точками перегиба. Кривизна соседних криволинейных участков (19, 21, 23, 24) имеет различные знаки. Достигается уменьшение утечек через радиальный зазор. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 3 ил.

абочая лопатка турбины газотурбинного двигателя содержит верхнюю торцевую бандажную полку, с размещенными на ней зубцами лабиринтного уплотнения. Бандажная полка имеет сквозную полость для охлаждающего воздуха и выполнена в виде параллелограмма, две стороны которого ориентированы в направлении вращения, а две другие имеют противоположно направленные вырезы с контактными поверхностями и охватывающими их компенсаторами напряжений. Бандажная полка снабжена подпорным и управляющим ребрами. Подпорное ребро выполнено между компенсаторами напряжений длиной (0,7…0,9)H и на расстоянии (0,1…0,9)L от вершины выреза. Управляющее ребро выполнено по боковой кромке бандажной полки со стороны выпуклой поверхности профильной части между компенсатором напряжения и зубцом лабиринтного уплотнения высотой (0,7…0,85)h высоты зубца уплотнения. Высота компенсаторов напряжения и подпорного ребра соответственно составляет (1…2)d и (1,5…3)d, где H - расстояние между компенсаторами напряжений; L - расстояние от вершины выреза до задней стороны бандажной полки, ориентированной в направлении вращения; h - высота зубца уплотнения; d - толщина бандажной полки. Увеличивается ресурс работы лопатки турбины двигателя при сохранении потребного расхода воздуха через систему охлаждения рабочей лопатки и несущественном увеличении массы. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Осевая газовая турбина содержит ротор с чередующимися рядами воздухоохлаждаемых рабочих лопаток и теплозащитных экранов ротора и статор с чередующимися рядами воздухоохлаждаемых направляющих лопаток и теплозащитных экранов статора, установленных на внутренних кольцевых элементах. Статор коаксиально охватывает ротор снаружи с формированием между ними тракта течения горячего газа так, что ряды рабочих лопаток и теплозащитных экранов статора и ряды направляющих лопаток и теплозащитных экранов ротора расположены напротив друг друга соответственно. Ряд направляющих лопаток и следующий ряд рабочих лопаток, расположенный ниже по ходу течения потока, образуют ступень турбины. Рабочие лопатки снабжены на их концах внешними платформами рабочих лопаток. Внешние платформы рабочих лопаток содержат на их внешней поверхности ряд зубцов, проходящих параллельно друг другу в окружном направлении и размещенных один за другим в направлении течения потока газа. Зубцы подразделяются на первые и вторые зубцы. Вторые зубцы расположены ниже по потоку от первых зубцов. Первые зубцы расположены напротив проходящего вниз по потоку выступа соседних направляющих лопаток ступени турбины, а вторые зубцы находятся напротив соответствующих теплозащитных экранов статора. Изобретение направлено на повышение эффективности охлаждения. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Осевая турбина газотурбинного двигателя содержит наружный корпус с установленными в нем неподвижными лопатками и надроторными вставками, образующими с корпусом по меньшей мере одну полость наддува, соединенную с системой подвода охлаждающего воздуха, ротор с рабочими лопатками, имеющими профильную часть, ограниченную вогнутой и выпуклой поверхностями. При этом надроторная вставка в своей проекции, перпендикулярной к рабочей лопатке, выполнена в форме параллелограмма, у которого две параллельные стороны, перпендикулярные оси ротора турбины, имеют длину 0,3…1,1 от максимального расстояния между вогнутыми поверхностями рабочих лопаток в их плоскости вращения. Две другие стороны проекции надроторной вставки наклонены от оси ротора турбины на угол 30…80° в сторону вращения рабочих лопаток. Изобретение позволяет обеспечить малые зазоры на всех режимах, учитывая погрешность изготовления деталей, разницу тепловых расширений деталей и эксцентриситета ротора турбины, и при этом сохранить малый износ торцов рабочих лопаток и надроторных вставок, тем самым увеличить время эксплуатации турбины с максимальным КПД и мощностью. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Элемент турбины газотурбинного двигателя содержит подложку, имеющую наружную поверхность, внутреннюю поверхность и торец. Внутренняя поверхность ограничивает по меньшей мере одно полое внутреннее пространство. Наружная поверхность ограничивает одну или несколько канавок, причем каждая канавка проходит, по меньшей мере частично, вдоль наружной поверхности подложки и имеет основание. Элемент также содержит покрытие, расположенное поверх по меньшей мере части наружной поверхности подложки. Покрытие содержит по меньшей мере структурное покрытие, которое проходит радиально так, что вместе канавка и структурное покрытие ограничивают один или несколько каналов для охлаждения элементов. Торец содержит крышку, ограждающую указанное полое внутреннее пространство, и ободок, расположенный в радиальном наружном конце подложки. Ободок торца, по меньшей мере частично, ограничивает по меньшей мере один выпускной канал, находящийся в проточном сообщении по меньшей мере с одним охлаждающим каналом. Изобретение направлено на повышение эффективности охлаждения торца лопатки и срока службы. 4 н. и 27 з.п. ф-лы, 14 ил.

Полая лопатка имеет аэродинамический профиль, простирающийся в продольном направлении, и содержит основание, конец, внутренний канал охлаждения внутри аэродинамического профиля, полость, расположенную в конце, открытую к свободному окончанию лопатки и ограниченную торцевой стенкой и ободом. Обод простирается между передней кромкой и задней кромкой и включает обод стороны пониженного давления вдоль стороны пониженного давления и обод стороны повышенного давления вдоль стороны повышенного давления, и охлаждающие каналы, соединяющие указанный внутренний канал охлаждения со стороной повышенного давления. Каналы охлаждения наклонены по отношению к стороне повышенного давления. Укладка аэродинамических секций лопатки на уровне обода конца лопатки имеет смещение по направлению к стороне повышенного давления, увеличивающееся по мере приближения к свободному окончанию конца лопатки. Стенка стороны повышенного давления аэродинамического профиля представляет собой выступающую часть, более чем половина длины которой простирается вдоль продольной части внутреннего охлаждающего канала, и наружная поверхность которой наклонена по отношению к остальной части стороны повышенного давления аэродинамического профиля, и имеющую торцевую поверхность на ее конце, обращенном к полости. Торцевая стенка соединена со стенкой стороны повышенного давления в области конца выступающей части. Охлаждающие каналы расположены в выступающей части таким образом, чтобы открываться в торцевую поверхность выступающей части, в результате чего расстояние между осями охлаждающих каналов и их внешнего предела свободного конца обода стороны повышенного давления больше или равно ненулевому минимальному значению. Изобретение направлено на разработку конструкции лопатки, которая делает возможным сохранить высокую эффективность системы охлаждения верха лопатки, даже когда лопатка имеет улучшенный (расширенный) верх типа “смещенных концевых секций”. 4 н. 11 з.п. ф-лы, 11 ил.

Данное изобретение относится к турбинному узлу (10, 10а), содержащему в основном полую лопатку (12) и по меньшей мере одно дефлекторное устройство (14, 14а, 14d), при этом полая лопатка (12) имеет по меньшей мере первую боковую стенку (16, 18), проходящую от входной кромки (20) к выходной кромке (22) полой лопатки (12), и по меньшей мере одну полость (24), в которой в собранном состоянии упомянутого по меньшей мере одного дефлекторного устройства (14, 14а, 14d) в полой лопатке (12) упомянутое по меньшей мере одно дефлекторное устройство (14, 14а, 14d) расположено на заданном расстоянии относительно внутренней поверхности (26) полости (24) для струйно-дефлекторного охлаждения этой по меньшей мере одной внутренней поверхности (26) и с образованием проточного канала (28) для охлаждающей среды (30), проходящего от входной кромки (20) к выходной кромке (22), и при этом упомянутое по меньшей мере одно дефлекторное устройство (14, 14а, 14d) содержит первую деталь (42) и вторую деталь (44), расположенные бок о бок в осевом направлении (78), причем вторая деталь (44) расположена за первой деталью (42) при рассматривании в осевом направлении (78), и с осевым расстоянием друг от друга с образованием первого проточного прохода (46), обеспечивающего прохождение с одной стороны лопатки (12) к противоположной стороне лопатки (12). Для минимизации температуры подачи охлаждающей среды в лопатку и увеличения эффективности струйно-дефлекторного охлаждения турбинный узел (10, 10а) содержит по меньшей мере первый блокировочный элемент (32, 32b-d; 34, 34а), который расположен в проточном канале (28) между второй деталью (44) упомянутого по меньшей мере одного дефлекторного устройства (14, 14а, 14d) и упомянутой по меньшей мере первой боковой стенкой (16, 18) полой лопатки (12), причем упомянутая по меньшей мере первая боковая стенка (16, 18) находится на спинке (36) полой лопатки (12) для блокирования потока охлаждающей среды (30) в направлении от входной кромки (20) к выходной кромке (22) полой лопатки (12), препятствуя доступу в секцию (94) проточного канала (28) ниже по потоку после первого блокировочного элемента (32, 32b-d; 34, 34а), направляя охлаждающую среду (30) в первом проточном проходе (46) от спинки (36) к корыту (38) полой лопатки (12). Изобретение направлено на повышение эффективности охлаждения. 15 з.п. ф-лы, 7 ил.

Лопатка ротора турбомашины содержит простирающуюся радиально рабочую часть и накладку, закрывающую торец рабочей части. Накладка образована первой частью, радиально закрывающей торец лопатки, и второй частью, частично закрывающей корыто лопатки. Первая часть накладки имеет боковину, расположенную со стороны спинки и находящуюся заподлицо со спинкой рабочей части. Сечение накладки в радиальной плоскости относительно оси ротора имеет форму уголка, причем первая часть накладки расположена перпендикулярно радиальному направлению, а вторая часть простирается в целом радиально. Другое изобретение группы относится к турбомашине, содержащей ротор, несущий указанную лопатку, и статор, окружающий ротор. Внутренняя цилиндрическая стенка статора, расположенная аксиально на уровне упомянутой лопатки, содержит слой истираемого материала, размещенный радиально на уровне торца лопатки. Группа изобретений позволяет защитить корыто рабочей части лопатки от износа, возникающего при контакте с истираемым материалом статора, без существенного увеличения веса лопатки. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Описан роторно-статорный агрегат для газотурбинного двигателя, причем агрегат содержит лопатку (2) ротора, имеющую слой (8) керамического материала, образующий истирающее покрытие, нанесенное на ее законцовку, причем упомянутый слой состоит в основном из диоксида циркония и имеет коэффициент пористости, меньший или равный 15%; и статор (4), расположенный вокруг лопатки ротора и предусмотренный с обращенным к законцовке лопатки ротора слоем (6) керамического материала, образующим истираемое покрытие, причем упомянутый слой состоит в основном из диоксида циркония и имеет коэффициент пористости в диапазоне 20-50%, с порами, имеющими размер, меньший или равный 50 мкм. Изобретение позволяет оптимизировать поведение пары покрытий при высокой температуре, при соприкосновении, возможность выдерживать эрозию, возможность выдерживать циклические теплосмены и хорошее состояние поверхности, в это же время также являясь недорогими в производстве. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх