Устройство выпуска троса связки двух космических аппаратов (варианты)

Группа изобретений относится к оборудованию космических аппаратов и, более конкретно, к орбитальным тросовым системам. Устройство содержит основной корпус (1), в котором установлена безынерционная катушка (2) с тросом, и подвижный подпружиненный корпус (3), где установлены электродвигатели, связанные с системой управления (не показаны). В корпусе (3) имеются также направляющие и прижимные ролики, зубчатые колеса, связанные между собой центральным зубчатым колесом. Последнее снабжено электромагнитным тормозом, установленным на корпусе (3). На выходе троса из корпуса (3) установлены резак и подпружиненный рычаг с роликом на конце и датчиком угла поворота на его оси. На передней стенке корпуса (1) закреплены датчики силы (тензодатчики). В другом варианте устройство снабжено барабаном с набором катушек (2), приводом его вращения и направляющим раструбом для троса. Устройство обеспечивает три режима выпуска троса. Первый - при малом натяжении троса: по команде от датчика углового перемещения, который настроен на минимальное натяжение троса, включаются электродвигатели в подходящем сочетании (от одного до четырех). Благодаря зубчатым колесам они вращаются синхронно. Во втором режиме - при увеличении натяжения троса до величины, превосходящей силы сопротивления в механизме выпуска, электродвигатели отключены. Скорость выпуска и длина троса контролируются датчиками угла поворота ротора, а натяжение - датчиками силы. В третьем режиме (торможения) один или несколько электродвигателей включаются в генераторный режим и создают тормозной момент на валах направляющих роликов, уменьшая скорость выпуска по заданному алгоритму вплоть до полной остановки. Далее, когда сила натяжения троса выходит за пределы измерения датчика малых величин, система управления регулирует эту силу, преобразуя в нее угол поворота указанного подпружиненного рычага. Технический результат изобретений направлен на повышение надежности работы устройства, точности развертывания и удобства в эксплуатации тросовой системы, с возможностью увеличения длины троса. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 11 ил.

 

Изобретение относится к космической технике, в частности к орбитальным тросовым системам.

Известны устройства выпуска троса связки двух космических аппаратов, выполненные в виде невращающихся ("безынерционных") катушек, которые использовались, в частности, в космических экспериментах серии SEDS [Carroll J.A. SEDS deployer design and flight performance. AIAA Paper N 93-4764, 1993., Doty P, Rupp C, Smith H. First and second flights of the Small Expendable Deployer System // AIAA 1995 Space Programs and Technologies Conference, September 26-28, 1995 / Huntsville, Alabama, AIAA 95-4075], причем катушка для эксперимента SEDS-2 была снабжена системой управления. Такие катушки могут использоваться только для выпуска тросов с относительно небольшим натяжением [Doty P., Rupp С, Smith Н. First and second flights of the Small Expendable Deployer System // AIAA 1995 Space Programs and Technologies Conference, September 26-28, 1995 / Huntsville, Alabama, AIAA 95-4075].

Известно устройство выпуска троса связки двух космических аппаратов, устанавливаемое на основном спутнике и предназначенное для отведения на тросе привязного субспутника [Rupp С.С, Kissel R.R. Tetherline system for orbiting satellites. U.S. Patent N 4083520, April 11, 1978, Int. C1. B64G 1/00, US C1. 244/167; 244/161]. Это устройство содержит ферму с механизмом ее выдвижения, на конце которой установлен закрепленный на конце троса привязной субспутник, а в основании которой расположена лебедка для выпуска троса. Лебедка содержит вращающийся барабан с тросом, электродвигатель с системой управления, датчики текущей длины, скорости выпуска и силы натяжения выпускаемого троса, направляющие ролики. Одним из недостатков этого устройства является отсутствие элементов, обеспечивающих возможность фиксации барабана в транспортном положении лебедки или отрезания троса в нештатной ситуации.

Известно выбранное за прототип устройство выпуска троса связки двух космических аппаратов и система управления для него [патент РФ №2148535]. Устройство содержит вращающийся барабан с тросом, электродвигатели, электрически связанные с системой управления, датчик натяжения, резак, арретир и направляющие ролики. Дополнительный электродвигатель связан через редуктор с барабаном в герметичном корпусе с выходным фланцем, на котором установлена безынерционная катушка. Барабан в корпусе, катушка, датчики натяжения, резак, арретир и направляющие ролики, электродвигатели с редуктором и система управления установлены на одном из космических аппаратов связки, а на другом космическом аппарате связки установлен стыковочный адаптер с узлом крепления свободного конца троса.

Инерция устройства не позволяет быстро реагировать на резкие изменения натяжения троса в процессе выпуска и неизбежно приведет к появлению рывка в конце размотки безынерционной катушки, при этом масса на конце троса затормозится и под действием силы натяжения в тросе может начать двигаться в обратном направлении, что приведет к появлению петель и спутыванию троса. Кроме того, установка барабана с тросом в герметичном корпусе приведет к необходимости создания на выходе в открытый космос вакуумного уплотнения. При выходе троса через уплотнение неизбежно возникают значительные силы трения, и либо уплотнение быстро выйдет из строя, либо трос перегорит в месте контакта с нагретым уплотнением. Все это приводит к ненадежной работе устройства, недостаточной точности развертывания троса.

Задачей является повышение надежности работы устройства, повышение точности развертывания и удобства в эксплуатации тросовой системы на орбите и возможность увеличения длины троса.

Для решения задачи предложено 2 варианта устройства. Первый вариант - устройство выпуска троса связки двух космических аппаратов содержит основной корпус, в котором установлен подвижный корпус с подпружиненным основанием (подвижный подпружиненный корпус). На основании закреплены электродвигатели, оборудованные датчиками угла поворота ротора и электрически связанные с системой управления. На валах электродвигателей расположены направляющие ролики и зубчатые колеса, связанные между собой центральным зубчатым колесом, снабженным управляемым электромагнитным тормозом и установленным на подвижном корпусе. Каждый направляющий ролик снабжен прижимным роликом. Внутри основного корпуса неподвижно установлена безынерционная катушка, причем ось катушки установлена соосно с осью направляющей для выпуска троса. На выходе троса из подвижного корпуса установлены резак и рычаг с роликом на конце, на оси которого закреплен датчик угла поворота, а между пружинами подвижного корпуса и стенкой основного корпуса - датчики силы в количестве ≥1. Безынерционная катушка может быть оборудована приводом, обеспечивающим ее вращение, и поводком для укладки троса, снабженным электроуправляемым приводом.

Количество датчиков силы обусловлено требованием к определению точности натяжения троса через подвижный подпружиненный корпус. Управление выпуском троса в устройстве обеспечивает набор направляющих роликов с сопутствующими элементами, который позволяет за счет специальной конструкции повысить надежность и точность развертывания троса. Датчик углового перемещения и датчики силы обеспечивают измерение силы натяжения троса, что позволяет более точно и надежно производить процесс выпуска троса.

Для удобства в эксплуатации тросовой системы на орбите и повышения точности развертывания в устройстве могут быть предусмотрены привод безынерционной катушки, обеспечивающий вращение катушки вокруг своей оси, и поводок, обеспечивающий укладку троса по заданному алгоритму, который перемещается системой управления, обеспечивающей требуемый вид намотки троса, например вплотную или диагональную.

Второй вариант - устройство выпуска троса связки двух космических аппаратов содержит основной корпус, в котором установлен подвижный корпус с подпружиненным основанием. На основании закреплены электродвигатели, оборудованные датчиками угла поворота ротора и электрически связанные с системой управления. На валах электродвигателей расположены направляющие ролики и зубчатые колеса, связанные между собой центральным зубчатым колесом, снабженным управляемым электромагнитным тормозом и установленным на подвижном корпусе. Каждый направляющий ролик снабжен прижимным роликом. На выходе троса из подвижного корпуса установлены резак и рычаг с роликом на конце, на оси которого закреплен датчик угла поворота, а между пружинами подвижного корпуса и стенкой основного корпуса - датчики силы в количестве ≥1. Количество датчиков силы обусловлено требованием к определению точности натяжения троса через подвижный подпружиненный корпус. Управление выпуском троса в устройстве обеспечивает набор направляющих роликов с сопутствующими элементами, который позволяет за счет специальной конструкции повысить надежность и точность развертывания троса. Датчик углового перемещения и датчики силы обеспечивают измерение силы натяжения троса, что позволяет более точно и надежно производить процесс выпуска троса. Устройство содержит безынерционные катушки в количестве ≥2 с тросом, которые установлены на барабане, закрепленном на основном корпусе, а барабан снабжен электроуправляемым приводом, связанным с системой управления, причем конец троса одной катушки соединен с началом троса другой катушки соединительным звеном.

Количество датчиков силы обусловлено теми же требованиями.

Катушки с тросом, установленные специальным образом, позволяют повысить удобства в эксплуатации тросовой системы и возможность увеличения длины троса.

Таким образом, совокупность отличительных признаков необходима и достаточна для решения поставленной задачи

Первое устройство выпуска троса связки двух космических аппаратов содержит: основной корпус 1, в котором установлена безынерционная катушка 2 с тросом, подвижный подпружиненный корпус 3, электродвигатели 4, электрически связанные с системой управления, направляющие ролики 5 с прижимными роликами 6, зубчатые колеса 7, связанные между собой центральным зубчатым колесом 8, снабженным управляемым электромагнитным тормозом 9, установленным на подвижном корпусе 3. На выходе троса из подвижного корпуса 3 установлены резак 10 и рычаг 11 с роликом на конце, на оси которого закреплен датчик угла поворота, а датчики силы 12 - на передней стенке основного корпуса 1 (фиг.1, фиг.2). На основном корпусе 1 может быть установлен привод 13 катушки 2 с поводком 14, снабженным электроуправляемым приводом 15.

Второе устройство содержит:

основной корпус 1, на котором установлены безынерционные катушки 2 с тросом, подвижный подпружиненный корпус 3, электродвигатели 4, электрически связанные с системой управления, направляющие ролики 5 с прижимными роликами 6, зубчатые колеса 7, связанные между собой центральным зубчатым колесом 8, снабженным управляемым электромагнитным тормозом 9, установленным на подвижном корпусе 3. На выходе троса из подвижного корпуса 3 установлены резак 10 и рычаг 11 с роликом на конце, на оси которого закреплен датчик угла поворота, и датчики силы 12 - на передней стенке основного корпуса 1 (фиг.1, фиг.2)

Устройство снабжено барабаном 16 с набором безынерционных катушек с приводом 17 и направляющим раструбом 18 для троса.

На фиг.3 изображены зубчатые колеса 7 на валах электродвигателей, связанные между собой центральным зубчатым колесом 8, снабженным управляемым электромагнитным тормозом.

На фиг.4 изображены направляющие ролики 5, прижимные ролики 6, рычаг 11 с закрепленным на его оси датчиком углового перемещения на выходе из устройства и резак 10, установленный на выходе троса из подвижного корпуса.

На фиг.5 показан разрез Д-Д, на котором изображены направляющие ролики 5, центральное зубчатое колесо 8, снабженное электромагнитным тормозом 9.

На фиг.6 и фиг.7 изображена катушка 2 с приводом 13, обеспечивающим ее вращение, и поводком 14 для укладки троса, снабженным электроуправляемым приводом 15 в исходном положении (в процессе выпуска троса).

На фиг.8 изображено начальное положение поводка 14 для укладки троса в процессе сматывания троса.

На фиг.9 изображено конечное положение поводка 14 для укладки троса в процессе сматывания троса.

На фиг.10 изображены барабан 16 с набором безынерционных катушек и направляющий раструб 17 для троса.

На фиг.11 изображены вид сверху барабана 16 с набором безынерционных катушек, привод барабана 18 и направляющий раструб для троса 17.

Устройство обеспечивает работу в трех режимах.

Вариант 1

Управление выпуском троса в устройстве обеспечивает набор направляющих роликов 5. Вокруг первого и последнего ролика трос совершает один оборот, а вокруг остальных трос совершает 1,25 оборота. Проходя, например, по шести роликам, трос в общей сложности совершает 7 оборотов, что обеспечивает эффект самоторможения, то есть при неподвижных роликах невозможно протянуть трос, прикладывая сколь угодно большое усилие. Выпуск троса обеспечивается при вращении направляющих роликов 5 без проскальзывания троса по поверхности роликов, что исключает выделение тепла и нагрев деталей, связанных с тросом в процессе торможения. Кроме того, каждый ролик оборудован прижимным роликом 6, исключающим самопроизвольное движение троса вне направляющих роликов 5. Информация с датчика углового перемещения и датчиков силы 12 преобразуется в системе управления в силу натяжения троса.

Первый режим при малом натяжении троса.

Устройство обеспечивает выпуск троса при помощи электродвигателей 4, например четырех. Команда на включение электродвигателей поступает от датчика углового перемещения, который настроен на минимальное натяжение троса, достаточное для начала выпуска троса. Минимальное натяжение троса определяется свойствами троса и должно превосходить остаточные напряжения в тросе после выхода его из устройства, что обеспечивает прямолинейность выпущенной части троса. Электродвигатели 4 работают синхронно, т.к. они связаны между собой зубчатыми колесами. Электродвигатели могут работать каждый отдельно или в любом сочетании (попарно, три или все сразу) в зависимости от нагрузки и режимов работы, например, в режиме торможения, когда один двигатель не может создать требуемый тормозной момент или в случае перегрева двигателя в процессе работы.

Второй режим работы при отключенных электродвигателях.

Вариант 1.

При увеличении силы натяжения до величины, превосходящей силы сопротивления в механизме выпуска троса, электродвигатели 4 выключаются и выпуск троса происходит в пассивном режиме, при этом контролируются скорость выпуска и длина троса датчиками угла поворота ротора, а сила натяжения троса датчиками силы 12, например тензодатчиками. Сила натяжения троса контролируется датчиками силы (тензодатчиками), двумя или больше, установленными между передней стенкой основного корпуса и пружинами, передающими силу натяжения троса через подвижный подпружиненный корпус на датчики. Так как точность тензодатчиков зависит от пределов измеряемой силы, то целесообразно установить их с разными пределами измерений и, соответственно, точностью измерения, причем максимальные пределы измеряемой силы должны превосходить разрывное усилие применяемого троса.

Подвижность корпуса осуществляется, например, с помощью пружины. Подвижный подпружиненный корпус повышает надежность работы устройства в нештатных ситуациях (резкие рывки троса, резкое снижение силы натяжения). Пружина позволяет уменьшить динамические нагрузки на тросе, которые могут возникнуть, например, при столкновении троса с космическим мусором, метеоритами и тем самым предотвратить обрыв троса.

Третий режим работы (торможение) включается при необходимости уменьшения скорости выпуска троса или остановки выпуска на заданной длине. В этом режиме электродвигатели 4 (один или несколько) включаются в генераторный режим и создают тормозной момент на валах направляющих роликов 5, тем самым уменьшая скорость выпуска троса по заданному алгоритму вплоть до полной остановки. Ток, вырабатываемый электродвигателями в генераторном режиме, проходит через реостаты, установленные на внешней поверхности космического аппарата, которые рассеивают выделяемую энергию в открытое пространство. После полной остановки роликов 5 можно включить электроуправляемый тормоз 9, который блокирует центральное зубчатое колесо 8, связанное со всеми зубчатыми колесами 7 на валах направляющих роликов, и отключить электродвигатели 4. В таком положении работают только система управления, которая через датчик угла поворота преобразует угол поворота подпружиненного рычага 11 в силу натяжения троса, и датчики силы, сигнал которых также преобразуется в силу натяжения троса, когда силы натяжения троса выходят за пределы измерения датчика, предназначенного для измерения малых величин натяжения (например, от 0 до 100 г). При этом происходит охлаждение электродвигателей и реостатов.

Для продолжения процесса выпуска троса необходимо подать ток на катушку электромагнита тормоза 9, при этом разблокируется центральное зубчатое колесо 8 и продолжится выпуск троса по заданному алгоритму, который обеспечивается управлением скоростью вращения электродвигателей.

Для сматывания троса предусмотрены привод катушки 13, обеспечивающий вращение катушки вокруг своей оси, и поводок 14, обеспечивающий укладку троса по заданному алгоритму. При необходимости сматывания троса поводок 14 переводится из своего крайнего положения, которое используется в процессе выпуска троса (фиг.6, 7), в положение для управления укладкой троса (фиг.8, 9).

Поводок 14 приводится в движение при помощи электроуправляемого привода 15 поводка 14, управляемого по заданной программе, обеспечивающей требуемый вид намотки троса, например вплотную или диагональную.

Сматывание троса обеспечивается электродвигателями 4, которые управляют выпуском троса. Эти электродвигатели включаются на реверс и начинают втягивание троса, при этом преодолевается основная сила натяжения троса. Привод катушки 13, который состоит из одного двигателя и вращающейся ступицы, обеспечивает лишь подмотку троса на катушку, а поводок 14 при помощи управляемого по заданной программе привода поводка 15 обеспечивает равномерную или диагональную укладку троса.

Вариант 2

Одной из проблем в тросовых системах больших размеров (50…100 км и более) являются размеры катушки. Чем больше длина троса, тем больше сила натяжения троса при одинаковых массах на концах троса, следовательно, диаметр троса должен быть больше. Катушка с тросом из кевлара диаметром 3 мм и длиной 20 км имеет диаметр 600 мм, длину 800 мм и массу 70 кг, а размеры катушки длиной 100 км становятся соизмеримы с размерами грузового отсека космического корабля.

Одним из решений этой задачи является использование набора безынерционных катушек, которые могут быть доставлены на орбиту разными космическими аппаратами. Перед намоткой троса на каждую катушку необходимо вывести и закрепить на внешней стороне катушки первый конец троса. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем можно было соединить специальным соединительным звеном или узлом конец одной катушки с началом другой.

Катушки с тросом устанавливают на барабан 16, оборудованный электроуправляемым приводом 17. Перед окончанием размотки троса с одной катушки по сигналу системы управления начинается торможение троса вплоть до его полной остановки. После остановки выпуска троса система управления поворачивает барабан 16 таким образом, чтобы следующая катушка с тросом оказалась на месте, которое занимала пустая катушка, а т.к. конец первой катушки связан с началом следующей, то процесс выпуска троса может быть продолжен.

Таким образом, происходит выпуск троса со всех катушек, установленных на барабане 16. При необходимости увеличить длину троса надо установить на барабан 16 новые катушки в необходимом количестве, соединить конец выпущенного троса с первой катушкой и начало и конец троса остальных катушек, после чего продолжить выпуск троса. При этом максимальная длина троса будет ограничена лишь пределами прочности троса.

Таким образом, предлагаемое устройство выпуска троса связки двух космических аппаратов обладает повышенной надежностью работы, повышенной точностью развертывания, удобством в эксплуатации устройства на орбите, а также возможностью увеличения длины троса.

1. Устройство выпуска троса связки двух космических аппаратов, содержащее основной корпус, безынерционную катушку, электродвигатели, электрически связанные с системой управления, резак и направляющие ролики, отличающееся тем, что в основном корпусе установлен подвижный корпус с подпружиненным основанием, на котором закреплены электродвигатели, оборудованные датчиками угла поворота ротора, а на валах электродвигателей расположены направляющие ролики и зубчатые колеса, связанные между собой центральным зубчатым колесом, снабженным управляемым электромагнитным тормозом, установленным на подвижном корпусе, каждый ролик снабжен прижимным роликом, внутри основного корпуса установлена безынерционная катушка, а на выходе троса из подвижного корпуса - резак и подпружиненный рычаг с роликом на конце, на оси которого закреплен датчик угла поворота, между пружинами подвижного корпуса и стенкой основного корпуса установлены датчики силы в количестве ≥1.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что указанная катушка оборудована приводом, обеспечивающим ее вращение и поводком для укладки троса, снабженным электроуправляемым приводом.

3. Устройство выпуска троса связки двух космических аппаратов, содержащее основной корпус, безынерционную катушку, электродвигатели, электрически связанные с системой управления, резак и направляющие ролики, отличающееся тем, что в основном корпусе установлен подвижный корпус с подпружиненным основанием, на котором закреплены электродвигатели, оборудованные датчиками угла поворота ротора, а на валах электродвигателей расположены направляющие ролики и зубчатые колеса, связанные между собой центральным зубчатым колесом, снабженным управляемым электромагнитным тормозом, установленным на подвижном корпусе, каждый ролик снабжен прижимным роликом, а на выходе троса из подвижного корпуса установлен резак и подпружиненный рычаг с роликом на конце, на оси которого закреплен датчик угла поворота, между пружинами подвижного корпуса и стенкой основного корпуса установлены датчики силы в количестве ≥1, при этом безынерционные катушки с тросом в количестве ≥2 установлены на барабане, закрепленном на основном корпусе, а барабан снабжен электроуправляемым приводом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, а именно к соединительным участкам фюзеляжа самолета. .

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в космических аппаратах (КА) для юстировки и калибровки комплексов наземного и космического базирования.

Изобретение относится к форменным стержневым трансформируемым конструкциям и может быть использовано в составе крупногабаритного (напр., параболического) рефлектора космической антенны.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкции космической головной части, входящей в состав ракет космического назначения. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к средствам выведения аппаратов космического назначения на заданные орбиты. .

Изобретение относится к авиастроению

Изобретение относится к оболочечным конструкциям корпусных деталей из полимерных композиционных материалов, применяемых в ракетной и авиационной технике, работающих в условиях повышенных нагрузок

Изобретение относится к конструкциям из композиционных материалов, предназначенных для использования в авиакосмической отрасли

Изобретение относится к конструкции космического аппарата (КЛ) и его бортовым, главным образом, терморегулирующим системам. КЛ конструктивно объединяет модули целевой аппаратуры и служебных систем и снабжен термостабилизирующим кожухом, выполненным в виде прямоугольного параллелепипеда. На боковых его сторонах закреплены трехслойные сотовые термопанели (ТП) с металлическими обшивками, между которыми встроены тепловые трубы (ТТ). На оболочке кожуха выполнен канал для жидкого теплоносителя с шагом, равным шагу расположения ТТ. Теплоноситель имеет тепловой и механический контакт с соответствующими ТТ. Протяженность канала, длина ТТ и шаг между ТТ выбраны так, чтобы перепады температуры кожуха вдоль двух взаимно перпендикулярных направлений не превышали допустимых. Одна из ТП стенок кожуха, в виде пятислойной сотовой панели, обеспечивает механический контакт модулей целевой аппаратуры и служебных систем. На внешних обшивках этой ТП уложены трубопроводы гидромагистрали. Другая торцевая ТП выполнена в виде металлической пластины с отверстиями под крышки целевой аппаратуры. Каждое отверстие соосно оптической оси соответствующей аппаратуры. На внутренней поверхности торцевой ТП расположены трубопроводы гидромагистрали. Внутри кожуха вдоль продольной оси КА параллельно боковым стенкам закреплена размерно-стабильная несущая конструкция (например, из углепластика) для целевой аппаратуры. Обеспечивающие приборы модуля целевой аппаратуры установлены на верхней торцевой стенке кожуха. Кожух с внешней стороны изолирован от космического пространства экранно-вакуумной теплоизоляцией. Техническим результатом изобретения является повышение качества, в т.ч. точности получаемой КА целевой информации при сохранении его ресурсных характеристик. 4 ил.

Изобретение относится к космической головной части и к способу ее сборки. Космическая головная часть содержит космический аппарат, головной обтекатель и переходную систему, которая обеспечивает стыковку ракеты-носителя с космическим аппаратом. В состав космического аппарата выше его центра масс введен силовой шпангоут, к которому пристыкована переходная система с помощью торцевого разъемного, разделяемого в полете, соединения. Головной обтекатель установлен на силовой шпангоут космического аппарата, космический аппарат размещен во внутренней полости переходной системы. На внутренней поверхности переходной системы установлены скользящие опоры, движущиеся по направляющим поверхностям космического аппарата при отделении от него переходной системы. Способ сборки космической головной части содержит стыковку переходной системы со шпангоутом космического аппарата. В вертикальном положении космический аппарат опускают во внутреннюю полость переходной системы. В направляющие поверхности космического аппарата вводятся скользящие опоры переходной системы. После стыковки космического аппарата с переходной системой к силовому шпангоуту космического аппарата стыкуют головной обтекатель. Достигается уменьшение массы и упрощение сборки головной части ракеты-носителя. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Люк обслуживания космической головной части включает головной обтекатель со створками, на которых размещены блистеры под полезный груз, а сам люк имеет крышку. Люк обслуживания космической головной части размещен в верхней части одного из блистеров, крышка которого выполнена съемной. Люк обслуживания имеет окантовку, подкрепленную продольно поперечными профилями, закрепленными на внутренней поверхности головного обтекателя, а в нижней части съемной крышки выполнен вырез, образующий выступы, охватывающие верхнюю часть блистера, в которой по ее поперечной плоскости закреплена защитная стенка с помощью поперечных профилей, соединенная также с профилями окантовки люка. На блистере и на съемной крышке с уплотнением закреплен съемный аэродинамический обтекатель с теплозащитным покрытием. При обслуживании полезного груза для защиты от попадания посторонних частиц в полость головного обтекателя и внутрь полезного груза на окантовке люка обслуживания и на цилиндрической поверхности головного обтекателя выполнены узлы крепления под съемный защитный лоток и соответственно под съемную палатку. Достигается повышение эффективности и надежности доступа к полезному грузу при его подготовке на стартовом комплексе. 15 ил.

Изобретение относится к области космических телескопов (КТ) и может быть использовано для различных ферменных и корпусных конструкций, к которым предъявляются высокие требования по геометрической стабильности размеров от действия температур. Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, то есть снижение веса, упрощение технологии изготовления, уменьшение стоимости изготовления с обеспечением стабильности продольных и поперечных линейных размеров фермы силовой КТ в неравномерном поле температур без увеличения дефокусировки КТ. Задача решается тем, что ферма силовая КТ состоит из продольных, поперечных и диагональных цилиндрических размеростабильных при действии температур стержней, соединенных между собой в узлах пересечения, при этом продольные, поперечные и диагональные стержни выполнены составными, соединенными между собой торовой эллиптической оболочкой по большей оси, при этом торовая эллиптическая оболочка заполнена термометрической жидкостью, причем геометрические размеры каждого из составных цилиндрических стержней, торовой эллиптической оболочки, характеристики применяемых материалов и физические свойства термометрической жидкости связаны соотношением: L = η 4,26 ⋅ b ( β − 3 α 1 ) ( 0,06 a 4 + R 1 2 ⋅ δ 1 2 ) α 2 ( 1 − μ 2 ) R 1 2 ⋅ δ 1 2 где L - суммарная длина любого из составных стержней; b, a - малая и большая полуоси сечения торовой эллиптической оболочки; R1 - радиус срединной поверхности торовой эллиптической оболочки; δ1 - толщина торовой эллиптической оболочки; α1, α2 - коэффициенты линейного расширения материала торовой эллиптической оболочки и стержня соответственно; β - коэффициент объемного расширения термометрической жидкости; µ - коэффициент Пуассона материала торовой эллиптической оболочки; η - коэффициент, учитывающий упругость торовой оболочки в местах ее соединения с цилиндрическими стержнями. 5 ил.
Наверх