Вездеход

Изобретение относится к тракторному и транспортному машиностроению и может быть применено в сельскохозяйственном производстве и в безрельсовых транспортных средствах. Вездеход содержит корпус (1), внутри которого расположен двухступенчатый планетарный механизм поворота (2), связанный посредством механизма перемены передач (3) с двигателем (4). Двухступенчатый планетарный механизм поворота (2) включает два планетарных ряда (5). Планетарный ряд (5) состоит из водила (6) с установленными на нем сателлитами (7), связанного с бортовым тормозом (8), с солнечной шестерней (9) и с эпициклической шестерней (11). Фрикционы блокировки солнечных и эпициклических шестерен и тормоза солнечных шестерен выполнены в виде инерционных синхронизаторов, каждый из которых связан с солнечной шестерней соответствующего планетарного ряда и имеет возможность ее блокировки с эпициклической шестерней или с корпусом механизма поворота. Преимуществом изобретения является надежность в эксплуатации и обеспечение потерь мощности при повороте. 2 ил.

 

Изобретение относится к тракторному и транспортному машиностроению и может найти применение в сельскохозяйственном производстве и в безрельсовых транспортных средствах.

Известен вездеход, содержащий приводные от двигателя и механизма перемены передач планетарный механизм поворота с бортовыми тормозами, колесную ходовую систему (см. кн. "Argo Avenger & Avenger EFI", Parts Manual, Ontario Drive & Gear Limited, Printed in Canada, c.1-12).

Недостатком вездехода являются большие механические потери при повороте.

Известен также вездеход, содержащий приводные от двигателя и механизма перемены передач двухступенчатый планетарный механизм поворота с фрикционами блокировки солнечных и эпициклических шестерен, тормозами солнечных шестерен и бортовыми тормозами, гусеничную ходовую систему (см. кн. "Гусеничный тяжелый транспортер-тягач ГТ-Т и седельный тягач ГТ-ТС", инструкция по эксплуатации, под ред. Горячева В.Т., Ордена Трудового Красного Знамени военное издательство министерства обороны СССР, М., 1971, с.34-46 (прототип)).

Недостатком вездехода являются большие потери мощности при повороте и сложность конструкции.

Задачей изобретения является снижение потерь мощности при повороте. Это достигается тем, что двухступенчатый планетарный механизм поворота содержит инерционные синхронизаторы, каждый из которых имеет подвижное шлицевое соединение с солнечной шестерней планетарного ряда и возможность взаимодействия с коническими поверхностями трения и зубчатыми венцами выступов корпуса и эпициклической шестерни.

На фиг.1 изображен вездеход с гусеничной ходовой системой, имеющий двухступенчатый планетарный механизм поворота и механизм перемены передач с приводом от двигателя, вид слева; на фиг.2 - двухступенчатый планетарный механизм поворота, вид сверху в разрезе.

Вездеход содержит корпус 1, внутри которого расположен двухступенчатый планетарный механизм поворота 2, связанный посредством механизма перемены передач 3 с двигателем 4.

Двухступенчатый планетарный механизм поворота включает два планетарных ряда 5, каждый из которых состоит из водила 6 с установленными на нем сателлитами 7, связанного с бортовым ленточным тормозом 8, солнечной шестерни 9, имеющей шлицевое подвижное соединение с инерционным синхронизатором 10, эпициклической шестерни 11, содержащей зубчатый венец 12, наружная грань которого выполнена в виде конической поверхности трения и приводимой во вращение конической парой 13. Двухступенчатый планетарный механизм поворота 2 размещен в собственном корпусе 14 с внутренней стороны стенок которого выполнены выступы в виде зубчатых венцов 15, наружные грани которых выполнены в виде конических поверхностей трения для взаимодействия с инерционными синхронизаторами 10. С внешней стороны корпуса 1 установлены бортовые передачи 16, связанные с ведущими колесами 17.

Вездеход работает следующим образом.

Крутящий момент от двигателя 4 посредством механизма перемены передач 3 передается на коническую пару 13 и связанные с ней эпициклические шестерни 11, сблокированные посредством инерционных синхронизаторов 10 с солнечными шестернями 9, при этом сателлиты 7, не имея возможности вращаться, передают усилие от эпициклических шестерен 11 и солнечных шестерен 9, водилам 6, передавая крутящий момент посредством бортовых передач 16 ведущим колесам 17, обеспечивая прямолинейное движение вездехода.

Перемещение инерционных синхронизаторов 10 в положение блокировки солнечных шестерен 9 с корпусом 14 останавливает их, уменьшая частоту вращения водил и увеличивая крутящий момент на них, обеспечивает замедленное прямолинейное движение. Перемещение лишь одного инерционного синхронизатора 10 в положение блокировки солнечной шестерни 9 с корпусом 14 обеспечивает поворот вездехода в сторону перемещенного инерционного синхронизатора 10 с фиксированным радиусом.

Нейтральное положение инерционных синхронизаторов 10 не обеспечивает передачу крутящего момента планетарными рядами 5, делая невозможным самостоятельное передвижение вездехода. Нейтральное положение одного из инерционных синхронизаторов 10 вызывает неконтролируемый поворот вездехода с радиусом, зависящим от силы сопротивления внешней среды.

При нейтральном положении одного из инерционных синхронизаторов 10 и при включении ленточного тормоза 8 того же борта осуществляется поворот в ту же сторону с радиусом, зависящим от силы трения ленточного тормоза 8, но не менее колеи вездехода.

Данный вездеход имеет простую конструкцию, надежен в эксплуатации и обеспечивает меньшие потери мощности при повороте.

С целью уменьшения потерь мощности при повороте, фрикционы блокировки солнечных и эпициклических шестерен и тормоза солнечных шестерен выполнены в виде инерционных синхронизаторов, каждый из которых связан с солнечной шестерней соответствующего планетарного ряда и имеет возможность ее блокировки с эпициклической шестерней или с корпусом.

Вездеход, содержащий приводные от двигателя и механизма перемены передач двухступенчатый планетарный механизм поворота с фрикционами блокировки солнечных и эпициклических шестерен и тормозами солнечных шестерен и бортовые тормоза, гусеничную или колесную ходовую систему, отличающийся тем, что фрикционы блокировки солнечных и эпициклических шестерен и тормоза солнечных шестерен выполнены в виде инерционных синхронизаторов, каждый из которых связан с солнечной шестерней соответствующего планетарного ряда и имеет возможность ее блокировки с эпициклической шестерней или с корпусом механизма поворота.



 

Похожие патенты:

Вариатор // 2484335

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам передачи вращательного движения. .

Изобретение относится к коробкам переключения передач с автоматической системой переключения. .

Изобретение относится к коробкам переключения передач с автоматической системой переключения. .

Изобретение относится к многоступенчатым гидромеханическим планетарным коробкам передач. .

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. .

Изобретение относится к многоскоростной трансмиссии с двойным сцеплением. .

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач. .

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для преобразования колебательного вращения в однонаправленное, что используется в нефрикционных высокомоментных вариаторах.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах и механических трансмиссиях для автоматического управления передаточным отношением, с целью предохранения двигателей от перегрузки в условиях непрерывного вращения.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ходовой части самоходных горных машин, в частности к малоопорному гусеничному ходу горнодобывающей техники. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к колесам направляющим гусеничных тележек уборочных машин, например самоходных рисозерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. .

Изобретение относится к области тяжелого машиностроения, а именно к конструкции ходовой части карьерного экскаватора. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к средствам передвижения на колесно-гусеничном ходу, и может быть использовано для повышения проходимости по слабонесущим грунтам и преодоления препятствий типа лестничных маршей общего пользования.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Шасси // 2487813
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к средствам передвижения на колесно-гусеничном ходу, и может быть использовано для повышения проходимости по слабонесущим грунтам и преодоления препятствий типа лестничных маршей общего пользования
Наверх