Водометный движитель

Изобретение относится к судостроению и касается водометных движителей. Водометный движитель содержит водовод с водозаборником и защитной решеткой, промежуточный вал, рабочее колесо, спрямляющий аппарат с соплом, реверсивно-рулевое устройство, смотровой люк. Промежуточный вал имеет шлицы с обоих концов. Реверсивно-рулевое устройство установлено за спрямляющим аппаратом. Смотровой люк расположен в верхней части корпуса. Рабочее колесо размещено во вставленном в корпус пластиковом кольце на установленном в подшипниковом узле упорно-гребном валу. Шлицы промежуточного вала выполнены с зубьями бочкообразной формы для соединения промежуточного вала с муфтой двигателя и рабочим колесом. На промежуточном валу с внешней стороны корпуса установлено торцевое уплотнение. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности водометного движителя. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к судостроению и касается водометных движителей, предназначенных для эксплуатации в пресной и морской воде на реках, в прибережных зонах озер, водохранилищ и морей.

Известен водометный движитель, включающий водовод, установленное в корпусе на гребном валу рабочее колесо, подшипниковый узел, спрямляющий аппарат с соплом (RU 2357891). Недостатком данного движителя является то, что он неудобен в обслуживании и ремонте подшипникового узла, так как для этого приходится снимать водометный движитель с судна.

Наиболее близким по своей технической сущности является водометный движитель, включающий водовод с приемным туннелем, установленное в корпусе на гребном валу рабочее колесо, размещенный за рабочим колесом подшипниковый узел, спрямляющий аппарат с соплом, реверсивно рулевое устройство (RU 2276041).

Недостатками данного изобретения является низкая надежность, вызванная большим количеством узлов, так кроме опорного подшипника в нем дополнительно установлен еще и упорный подшипник, а вал выполнен из двух составляющих. Это усложняет ремонт конструкции и снижает ее надежность.

Технической сущностью предлагаемого изобретения является упрощение конструкции, повышение надежности и удобства обслуживания водометного движителя.

Настоящая техническая сущность достигается тем, что в водометном движителе, содержащем водовод с водозаборником и защитной решеткой, промежуточный вал, имеющий шлицы с обоих концов, рабочее колесо, спрямляющий аппарат с соплом, установленное за ним реверсивно-рулевое устройство, смотровой люк в верхней части корпуса, рабочее колесо размещено во вставленном в корпус пластиковом кольце на установленном в подшипниковом узле упорно-гребном валу, шлицы промежуточного вала выполнены с зубьями бочкообразной формы для соединения промежуточного вала с муфтой двигателя и рабочим колесом, при этом на промежуточном валу с внешней стороны корпуса установлено торцевое уплотнение. Торцевое уплотнение выполнено в виде зафиксированного на промежуточном валу диска, уплотняющегося к ответному диску, закрепленному неподвижно в упругом корпусе. Шлицевые соединения снабжены манжетными уплотнениями. Подшипниковый узел выполнен в герметичном корпусе и снабжен смотровым окном для контроля за наличием в нем смазки, закрытым прозрачным материалом. Смотровое окно размещено с торцевой части корпуса подшипникового узла.

Изобретательский шаг в данном техническом решении достигается тем, что соединение промежуточного вала с двигателем и рабочим колесом выполнено шлицевым с бочкообразными профилями зубьев, а его уплотнение в переборке торцевым в эластичном корпусе. Выполнение шлицевого соединения с бочкообразными профилями зубьев компенсирует несоосность соединения коленчатого вала двигателя и упорно-гребного вала, на котором установлено рабочее колесо, а также продольное перемещение и иные колебания двигателя, установленного на виброгасящих подушках. Благодаря этим изменениям удается уйти от дополнительного подшипника и карданного вала, создается возможность сдвинуть двигатель к переборке (транцу), уменьшив размеры моторного отсека, упростить обслуживание рабочего колеса, которое снимается в сборе с соплом. Размещение рабочего колеса во вставленном пластиковом кольце позволяет произвести его самоустановку за счет выработки в нем зазора, необходимого при увеличенных зазорах в шлицевых соединениях, возникающих по мере эксплуатации движителя, предохранив при этом рабочее колесо от изнашивания.

На фиг.1 дана общая схема водометного движителя.

Водометный движитель состоит из корпуса 1, внутри которого имеется водовод 2 с водозаборником 3 и защитной решеткой 4, рабочее колесо 5. Рабочее колесо 5 установлено в пластиковом кольце 6, вставленном в корпус 1, и соединено с промежуточным валом 7. Промежуточный вал 7 имеет с обоих концов шлицы 8 и 9 с зубьями бочкообразной формы, снабженные манжетным уплотнением 10 и 11, и вторым концом входит в муфту 12 двигателя (двигатель на фиг.не показан). На промежуточном валу 7 с внешней стороны корпуса 1 установлено торцевое уплотнение 13. Торцевое уплотнение 13 выполнено в виде зафиксированного на промежуточном валу 7 диска 14 с возможностью уплотнения его к ответному диску 15, закрепленному неподвижно в упругом корпусе 16. Рабочее колесо 5 второй стороной размещено на упорно-гребном валу 17, установленном в герметичном подшипниковом узле 18 в спрямляющем аппарате с соплом 19. Подшипниковый узел 18 снабжен смотровым окном 20, размещенным с его торцевой части и закрытым прозрачным материалом. За спрямляющим аппаратом с соплом 19 установлено реверсивно-рулевое устройство 21, а в верхней части корпуса размещен смотровой люк 22.

Работа движителя осуществляется путем прокачки водного потока через водовод 2 с водозаборником 3, решетку 4, корпус 1 в спрямляющий аппарат с соплом 19 с помощью рабочего колеса 5, закрепленного на упорно-гребном валу 17 в подшипниковом узле 18, вращаемого промежуточным валом 7 от муфты 12 двигателя, с возможностью изменения направления выбрасываемого водного потока реверсивно-рулевым устройством 21. Двигатель установлен несоосно упорно-гребному валу 17 на виброгасящих подушках и создает вибрацию. Однако благодаря тому что промежуточный вал имеет бочкообразные шлицы 8 и 9, прикрываемые манжетным уплотнением 10 и 11, к муфте 12 двигателя и к рабочему колесу 5, допускающими несоосность, то и при знакопеременной несоосности, возникающей от работы двигателя, до рабочего колеса вибрация не доходит. Во избежание попадания воды в корпус судна на промежуточном валу 7 за пределами корпуса 1 водомета на переборке установлено торцевое уплотнение 13 в неподвижно упругом корпусе 16, содержащее два диска 14 и 15, первый из которых зафиксирован на промежуточном валу 7. Подшипниковый узел 18 упорно-гребного вала 17 выполнен герметичным и с торцевой части снабжен смотровым окном 20, закрытым прозрачным материалом, позволяющим без разборки узла следить за состоянием смазки, присутствием или отсутствием в нем воды. Для контроля за состоянием рабочего колеса 5 водометного движителя и очистки водовода от посторонних предметов на верхней части его корпуса 1 размещен люк 22.

1. Водометный движитель, содержащий водовод с водозаборником и защитной решеткой, промежуточный вал, имеющий шлицы с обоих концов, рабочее колесо, спрямляющий аппарат с соплом, установленное за ним реверсивно-рулевое устройство, смотровой люк в верхней части корпуса, отличающийся тем, что рабочее колесо размещено во вставленном в корпус пластиковом кольце на установленном в подшипниковом узле упорно-гребном валу, шлицы промежуточного вала выполнены с зубьями бочкообразной формы для соединения промежуточного вала с муфтой двигателя и рабочим колесом, при этом на промежуточном валу с внешней стороны корпуса установлено торцевое уплотнение.

2. Водометный движитель по п.1, отличающийся тем, что торцевое уплотнение выполнено в виде зафиксированного на промежуточном валу диска, уплотняющегося к ответному диску, закрепленному неподвижно в упругом корпусе.

3. Водометный движитель по п.1, отличающийся тем, что шлицевые соединения снабжены манжетными уплотнениями.

4. Водометный движитель по п.1, отличающийся тем, что подшипниковый узел размещен в герметичном корпусе и снабжен смотровым окном для контроля за наличием в нем смазки.

5. Водометный движитель по п.4, отличающийся тем, что смотровое окно размещено с торцевой части корпуса подшипникового узла и закрыто прозрачным материалом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования напорного узла водометного движителя речных судов, эксплуатируемых в условиях мелководных рек и водоемов.

Изобретение относится к судостроению и касается реверсивно-рулевых устройств водометных движителей. .

Изобретение относится к судовым водометным пропульсивным комплексам. .

Изобретение относится к устройствам для преобразования работы двигателя или других источников энергии в работу, обеспечивающую движение транспортных устройств. .

Изобретение относится к области судостроения. .

Изобретение относится к области судостроения, а именно к реверсивно-рулевым устройствам. .

Изобретение относится к автономным спортивно-туристическим надводным и подводным плавательным средствам. .

Изобретение относится к области водного транспорта. .

Изобретение относится к судовым двигательным установкам, к водометным двигателям - движителям. .

Изобретение относится к водометным движителям

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования кормовой оконечности судна, имеющей водометные движители. Кормовая оконечность судна туннельного типа имеет надводный корпус и подводный корпус с днищем, выполненным, по крайней мере, с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна ниже конструктивной ватерлинии. Профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы. Днищевые поверхности побортно между стенками бортов и канала выполнены в виде двух полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса. В кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены водометные движители. В верхней части продольного канала в кормовой оконечности встроен дополнительный водометный движитель. Технический результат заключается в повышении пропульсивных и мореходных качеств судна. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к установкам для испытания двигательно-движительного комплекса судна преимущественно в условиях дока. Установка для испытания двигательно-движительного комплекса судна содержит камеру с потоконаправляющими каналами. Установка дополнительно снабжена устройством создания гидростатического давления, соединенным с камерой, датчиками скорости жидкости, установленными в потоконаправляющих каналах, и запорной арматурой, позволяющей регулировать гидравлическое сопротивление, установленной на потоконаправляющих каналах. Направления выходных участков потоконаправляющих каналов совпадают с направлениями векторов скоростей жидкости, возникающих при движении корпуса судна. Достигается повышение точности испытания движителя. 1 ил.

Изобретение относится к средствам создания тяги для движения судна, в частности к судовым движительно-рулевым комплексам. Судовой движитель содержит открытый с противоположных торцов цилиндрический корпус, внутри которого соосно установлены гребные винты противоположного вращения, реверсивный редуктор, входной вал которого предназначен для связи с приводным валом двигателя. Каждый гребной винт на концах лопастей имеет цилиндрическую обечайку, на внешней поверхности которой образован зубчатый венец, кинематически связанный с соответствующей выходной шестерней реверсивного редуктора. На корпусе с одного из открытых торцов закреплено рулевое устройство. Достигается повышение надежности и КПД движителя, повышение маневренности, уменьшение гидродинамических потерь. 9 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении судовых движителей и судов различного назначения. Способ движения судна включает забор воды через входной (основной) канал, расположенный в носовой части корпуса судна, придание ей ускорения и выброс воды через выходной (основной) канал в носовой части корпуса судна в водную или воздушную среду без начального контактного взаимодействия струи воды с корпусом судна. Забор воды и ее выброс может осуществляться также с использованием как основного, так и дополнительного каналов. Использование изобретения позволяет повысить пропульсивные качества комплекса «движитель - судно». 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в качестве движителя надводных и подводных судов различного назначения. Для создания водометного движителя применяют реверсивный шестеренный насос, односекционный или многосекционный. Забортную воду подают к каждой секции насоса через всасывающие каналы в корпусе судна и превращают в водометные при реверсе. Объединяют нагнетательные каналы секций, по крайней мере, в одно водометное сопло и превращают при реверсе во всасывающий канал для забортной воды, и оснащают водометное сопло регулируемой насадкой для изменения вектора реактивной силы водометного потока. Для ускорения выполняемого маневра носовая часть судна имеет дополнительный шестеренный насос, который обладает нагнетательными водометными раструбами перпендикулярно оси судна. Достигается высокая скорость перемещения и маневренность, снижение звуковой мощности, повышение живучести судна. 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в качестве движителя надводных и подводных судов различного назначения. Для создания водометного движителя применяют реверсивный шестеренный насос, односекционный или многосекционный. Забортную воду подают к каждой секции насоса через всасывающие каналы в корпусе судна и превращают в водометные при реверсе. Объединяют нагнетательные каналы секций, по крайней мере, в одно водометное сопло и превращают при реверсе во всасывающий канал для забортной воды, и оснащают водометное сопло регулируемой насадкой для изменения вектора реактивной силы водометного потока. Для ускорения выполняемого маневра носовая часть судна имеет дополнительный шестеренный насос, который обладает нагнетательными водометными раструбами перпендикулярно оси судна. Достигается высокая скорость перемещения и маневренность, снижение звуковой мощности, повышение живучести судна. 2 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов, лодок и других плавучих средств. Струйный насадок водометного движителя содержит наружный корпус с установленным в нем центральным телом, которое выполнено в виде тела вращения и образует совместно с наружным корпусом кольцевой канал подачи жидкости с выходным соплом и канал подвода газа. Центральное тело выполнено с центральным осевым каналом, связанным своим входом с каналом подвода газа. Выходное сечение сопла охватывает выходное сечение центрального осевого канала, а осевая линия выходного сопла расположена по отношению к оси центрального осевого канала под углом 20°÷90°. Достигается увеличение тяги за счет высокочастотного автоколебательного режима течения выходного потока, при одновременном упрощении конструкции струйного насадка. 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов и других плавсредств. Трансзвуковой водометный движитель судна содержит входной и выходной водовод, ускоритель потока текучей среды. Входной водовод, выход которого соединен с входом ускорителя потока текучей среды, выход которого соединен с входом выходного водовода. Ускоритель потока текучей среды содержит, по крайней мере, два сопла на одной оси, причем, по меньшей мере, одно сопло введено в следующее по ходу движения текучей среды, с образованием между ними полости и, по меньшей мере, во всех полостях установлены датчики давления, а во входном и выходном соплах - датчики скорости. При этом ускоритель выполнен с возможностью образования смеси воды и газов в зоне между двумя соседними соплами. Достигается повышение КПД, устранение импульсных электромагнитных помех. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов и других плавсредств. Трансзвуковой водометный движитель судна содержит входной и выходной водовод, ускоритель потока текучей среды. Входной водовод, выход которого соединен с входом ускорителя потока текучей среды, выход которого соединен с входом выходного водовода. Ускоритель потока текучей среды содержит, по крайней мере, два сопла на одной оси, причем, по меньшей мере, одно сопло введено в следующее по ходу движения текучей среды, с образованием между ними полости и, по меньшей мере, во всех полостях установлены датчики давления, а во входном и выходном соплах - датчики скорости. При этом ускоритель выполнен с возможностью образования смеси воды и газов в зоне между двумя соседними соплами. Достигается повышение КПД, устранение импульсных электромагнитных помех. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх