Реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря

Изобретение относится к области электротехники, в частности к реле минимальных, максимальных токов и к трехпозиционному реле тока. Сущность изобретения заключается в том, что втяжной якорь с сочленным неферромагнитным контактным стержнем при нагрузке электропровода до допустимого значения притянут к постоянному магниту, при достижении током нагрузки допустимого значения сила электромагнитного поля катушки и сердечника отрывает втяжной якорь с контактным стержнем от притяжения постоянного магнита, тем самым, втянувшись в полость, замыкает контакты в цепи управления магнитного пускателя. Магнитный пускатель, срабатывая, размыкает замкнутые контакты в цепи нагрузки электропровода. При появлении аварийных режимов втяжные якоря двух реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря, включенные в две фазы электродвигателя и магнитного пускателя, отрываясь от притяжения постоянного магнита, замыкают разомкнутые контакты в цепи катушек двух промежуточных реле, они, срабатывая, размыкают последовательно включенные контакты в цепи катушки магнитного пускателя, тем самым отключают двигатель от аварийного режима. Технический результат - предотвращение нагрузки на электропроводе выше допустимого значения тока электроприборов, защита электродвигателя от обрыва фазы, перегрузки, заторможения ротора и незапускания при обрыве фазы. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области токовых реле для отключения электропроводки в зданиях, не допустив ток нагрузки на провод от бытовых электроприборов сверх допустимого значения, и для защиты электродвигателя от перегрузки, обрыва фазы, незапускания при отсутствии фазы и заторможения ротора.

Известны реле соленоидного типа Р-4000, РЭО-401 и реле с поворотным якорем ЭТ-521 и РТ-40. при защите электродвигателей от больших перегрузок и коротких замыканий на землю катушки трех реле максимального тока включают во все три фазы статора двигателя (1), а их размыкающие контакты соединяются последовательно к блок-контакту магнитного пускателя, и шунтируются кнопкой «Пуск» что позволяет отключить двигатель при срабатывании хотя бы одного реле. Также известно схема защиты двигателя при помощи реле типа ЭТ-521 и РТ-40 (2) от обрыва фазы. Катушки трех реле также включают в фазы статора двигателя, а их замыкающие контакты последовательно включают в цепь управление магнитного пускателя. Во время пуска их шунтирует кнопка «пуск». При работе двигателя в нормальном режиме все три реле включены, а при обрыве фазы якорь поворачивается в исходное положение, разрывает цепь катушки магнитного пускателя, которое ведет к отключению двигателя.

Основным недостатком реле максимального тока является то, что их нельзя отрегулировать на небольшие перегрузки. Недостатком реле минимального тока является то, что они не реагируют на перегрузку и короткое замыкание.

Известно трехпозиционное реле тока (3), выбранное в качестве прототипа, содержащее втяжной якорь, неферромагнитный контактный стержень, подвижные контакты, укрепленные на торцах неферромагнитного контактного стержня, клапан, регулировочный винт, в корпусе устройства полость втяжного якоря переходит в расширенную полость клапана, на границе перехода полостей по периметру образовано плечо. Втяжной якорь и неферромагнитный контактный стержень выступающий за торцы втяжного якоря, сочленены пружиной, находящейся на стержне между стопорным кольцом и внутренним торцом втяжного якоря и гайкой, завернутой на выступающий из нижнего торца втяжного якоря, стержень. В нормальном положении втяжной якорь и неферромагнитный контактный стержень расположены в полостях корпуса в вертикальном положении на нижних замкнутых контактах, верхние контакты разомкнуты. Катушка трехпозиционного реле тока сообразована с номинальном током защищаемого электродвигателя - для перехода втяжного якоря из исходного положения трехпозиционное нейтральное положение при протекании по катушке номинального тока двигателя, а при затянувшимся пуске и перегрузке, втянувшись в полость, замыкая верхние контакты, отключает двигатель от сети.

Недостатком приведенного реле является то, что втяжной якорь при протекании номинального тока защищаемого двигателя по катушке, переходит из исходного положения в трехпозиционное нейтральное положение, верхние и нижние контакты разомкнуты, а при появлении тока от перегрузки и короткого замыкания на землю замыкает верхние контакты, тем самым отключает двигатель от аварийного режима. Поэтому данное реле не сможет отключить электропровод при протекании по нему допустимого (номинального) тока, а отключит только при протекании по проводу тока от перегрузки и короткого замыкании, что недопустимо.

Целью изобретения является не допускать ток нагрузки на электропровод выше допустимого значения и защита электродвигателя от перегрузки, обрыва фазы, заторможения ротора и незапускания при отсутствие фазы.

Указанная цель достигается тем, что трехпозиционное реле тока преобразовано в реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря, содержащее втяжной якорь, неферромагнитный контактный стержень, верхний подвижный контакт, укрепленный на верхнем торце неферромагнитного контактного стержня, регулировочный винт, укрепленный на траверсе, верхний торец втяжного якоря, выступающий за края поперечного сечения втяжного якоря, сердечник с полостью по оси, расположенный в широкой полости корпуса, в корпусе устройства полость втяжного якоря переходит в расширенную полость верхнего торца втяжного якоря, на границе переходов полостей по периметру образовано плечо. Втяжной якорь и неферромагнитный контактный стержень, выступающий за торцы втяжного якоря, сочленены пружиной, находящийся на стержне между стопорным кольцом и внутренним торцом втяжного якоря и гайкой, завернутой на выступающий из нижнего торца втяжного якоря стержень. В нормальном положении втяжной якорь и неферромагнитный контактный стержень расположены в полостях корпуса в вертикальном положении, удержанные на плече верхним торцом втяжного якоря, верхние замыкающие контакты разомкнуты. Пружину, соединенную с нижним торцом неферромагнитного контактного стержня, ферромагнетик, подвешенный к нижнему концу пружины через неферромагнитное кольцо, постоянный магнит, устроенный под ферромагнетиком с соприкосновением к его поверхности и с возможностью передвижения для регулировки уставки тока, т.к. сила магнитного притяжения возрастает в одной из точек на его поверхности, неподвижный контакт, укрепленный на торце регулировочного винта, фиксирован в полости сердечника на определенном уровне регулировочным винтом, катушку (на чертеже не показано) тока реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря с определенным количеством витков, создающую сердечником от номинального тока силу электромагнитного поля, как от тока перегрузки на провод, т.е. имитирующую ток перегрузки на провод за счет количества витков на катушке. При протекании по катушке тока до допустимого значения втяжной якорь согласно изобретению притянут к постоянному магниту, в исходном положении, при этом пружина гасит звук, возникающий при прямом соприкосновении втяжного якоря к постоянному магниту. При протекании по электропроводу допустимого тока втяжной якорь, мгновенно отрываясь от притяжения постоянного магнита, втягиваясь в полость, замыкает верхние замыкающие контакты в цепи катушки магнитного пускателя, магнитный пускатель, размыкая замкнутые контакты отключает электропровод от тока нагрузки достигшей допустимого значения. Сопоставление с прототипом показывает, что заявляемое реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря отличается тем, что при протекании по электропроводу тока до номинального значения втяжной якорь притянут к постоянному магниту в исходном положении, при протекании по электропроводу допустимого тока втяжной якорь, мгновенно отрываясь от притяжения постоянного магнита, замыкает верхние контакты, тем самым включает магнитный пускатель, магнитный пускатель, размыкая замкнутые контакты, отключает электропровод от сети.

Таким образом, заявляемое реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря, соответствует критерию изобретения «Новизна».

Сравнение заявляемого решения не только с прототипом (3), но и с другими реле тока с их принципами действия и конструкциями в данный области реле строения (4) не позволило обнаружить в них признаки, отличающие заявляемые решения от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию « Существенные отличия».

На фиг.1 дана схема реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря в продольном сечении. На фиг.2 дана схема отключения электропровода от тока нагрузки, достигшего допустимого значения с применением реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря. На фиг.3 дана схема защиты электродвигателя от аварийного режима с применением реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря.

Реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря содержит втяжной якорь 1, неферромагнитный контактный стерженъ 2, выступающий по осевой линии втяжного якоря 1 за его торцы. Подвижный контакт 3, укрепленный на верхнем торце стержня 2, регулировочный винт 6, укрепленный на верхней траверсе 7 и направленный по осевой линии в полость сердечника 16 на определенный уровень, то есть регулирует замыкание пожвижного контакта 3 на неподвижный 15, сочленяющую пружину 9, расположенную на стержне 2 между стопорным кольцом 10 и внутренним нижним торцом якоря 1, удерживающую сочленение гайку 11, завернутую на нижний выступающий из торца якоря 1 стержень 2, в корпусе 12 устройства полость 13 втяжного якоря 1 переходит в расширенную полость 8 верхнего торца 17 втяжного якоря 1, на границе перехода полостей 8 и 13 образована по периметру плечо 14, в нормальном положении сочлененные втяжной якорь 1 и неферромагнитный контактный стержень 2 находятся в полостях 13 и 8 в вертикальном положении, удержанные на плече 14 верхним торцом 17 втяжного якоря 1, верхние замыкающие контакты 3 и 15 разомкнуты, сердечник 16, расположенный в расширенной полости 8, пружину 9, соединенную с нижним торцом неферромагнитного контактного стержня 2, ферромагнетик 18, подвешенный к нижнему концу пружины 9 через неферромагнитное кольцо 19, постоянный магнит 20, устроенный под ферромагнетиком 18 с соприкосновением к его поверхности с возможностью передвижения для регулирования уставки тока, т.к. сила магнитного притяжения возрастает в одной из точек на его поверхности, катушку (на чертеже не показано) реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря РТМПВЯ, создающую сердечником 16 от номинального тока силу электромагнитного поля как от тока перегрузки на провод, т.е. имитирующую ток перегрузки на провод за счет количества витков на катушке, направляющий коробок 21. Реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря работает следующим образом. Катушку реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря РТМПВЯ включают в магнитный пускатель МП, верхние разомкнутые контакты 3 и 15 РТМПВЯ включают в цепь катушки магнитного пускателя МП и шунтирует блок-контактом магнитного пускателя МП для самоблокировки МП. Если при включении электороприборов по цепи электропровода потечет ток до допустимого значения, то втяжной якорь 1 будет притянут постоянному магниту 20 в исходном положении, а если ток нагрузки потечет допустимого значения (может чуть выше допустимого значения), то появившаяся сила электромагнитного поля катушки РТМПВЯ и сердечника 16, направленные верх оторвет втяжной якорь 1 от притяжения постоянного магнита 20, в этом случае втяжной якорь 1, втянувшись в полость, замкнет контакты 3 и 15 РТМПВЯ в цепи катушки магнитного пускателя МП. Магнитный пускатель МП, срабатывая, разомкнет замкнутые контакты МП в цепи электропровода, питающего электроприборы в зданиях, тем самым будет предотвращать токовые перегрузки на электропроводы и короткие замыкания.

Магнитный пускатель МП выключается из блокировки выключением автоматического выключателя АВ и сеть питания нагрузки восстанавливается обратным включением автоматического выключателя АВ.

Данное реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря (РТМПВЯ) позволяет защитить электродвигатель от перегрузки, обрыва фазы, заторможения ротора и незапускания при отсутствия фазы. Из схемы 3 видно, что реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря РТМВЯ1 и РТМВЯ2 включены в фазы двигателя и магнитного пускателя МП, замыкающие контакты 31 и 151 РТМВЯ1, 32 и 152 РТМВЯ2 включены в цепь управления промежуточных реле P1 и Р2, размыкающие контакты P1 и Р2 промежуточных реле включены последовательно к блок-контакту магнитного пускателя МП и шунтируются кнопкой «Пуск». Работает схема следующим образом. При обрыве фазы двигатель испытывает перегрузку от работы на двух фазах, так при обрыве фазы, не включенной в катушку РТМВЯ1 и РТМВЯ2, втяжные якоря 1 этих реле, отрываясь от притяжения постоянного магнита 20, и втянувшись в полость, замыкают контакты 31 и 151 РТМВЯ1 и 32 и 152 РТМВЯ2 в цепи катушек P1 и Р2, от поданного питания промежуточные реле P1 и Р2, срабатывая, размыкают замкнутые контакты P1 и Р2 в цепи управления магнитного пускателя МП, тем самым отключают двигатель от работы, при обрыве одной фазы, включенной в РТМВЯ1 или РТМВЯ2, у оставшегося в работе реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря (РТМВЯ), втяжной якорь 1, оторвавшись от притяжения постоянного магнита 20, замыкает контакты 31 и 151 РТМВЯ1 или 32 и 152 РТМВЯ2 в цепи катушки P1 или Р2, тем самым промежуточный реле P1 или Р2, получив питание, срабатывая, размыкает замкнутые контакты в цепи управления магнитного пускателя МП, что ведет к отключению двигателя от работы на двух фазах. При перегрузке втяжные якоря 1 в обоих реле, оторвавшись от притяжения постоянного магнита 20, замыкают соответствующие контакты, тем самым отключают двигатель от перегрузки по приведенному выше описанию. Пусковой момент, (если пуск нормальный) кнопка «Пуск» шунтируя контакты P1 и Р2 и блок-контакт МП запускает двигатель в работу.

Для реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря не требуется регулировки уставки тока в зависимости от температуры окружающей среды, уставка тока будет зависеть от количества витков на катушке, силы притяжения постоянного магнита и размера и веса ферромагнетика.

Электропроводки, проведенные в зданиях для питания электроприборов, и электродвигатели, защищенные реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря, будут отключаться от перегрузки мгновенно, точно, согласно уставки тока, без перегрева изоляции провода, так как в реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря отсутствуют такие недостатки, какие есть в тепловых реле и автоматических выключателях с биметаллическими элемента - большой разброс защитных характеристик, большую температурную инерцию и дрейф настройки во время эксплуатации, достигающий в течение года 15% (5). Таким образом, видно, что электропроводки электродвигатели будут служить долго, до естественного старения изоляции, не будут возникать пожары из-за короткого замыкания проводов.

Источники информации

1. Е.А.Зимин. «Защита асинхронных двигателей до 500 В» Энергия, 1967 г., с.23-25, рис.5б-в.

2. А.О.Грундулис. «Защита электродвигателей в сельском хозяйстве». - М.: Колос, 1962 г., с.40-42, 16 и А.О.Грундулис. «Защита электродвигателя в сельском хозяйстве». - Москва, ВО «Агропромиздат», 1988 г.

3. RV 2267829 С2, Н01Н 51/16 (2006.01).

4. Е.Н.Зимин. «Защита электродвигателей до 500 В», §2.

5. Н.Н.Сырых. «Эксплуатация сельских электроустановок». - Москва, Агропромиздат, 1986. С.181, 292-295.

1. Реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря, содержащее втяжной якорь, неферромагнитный контактный стержень, в нормальном положении находящихся в вертикальном положении в полостях корпуса на нижних замкнутых контактах, катушку трехпозиционного реле тока с количеством витков, сообразованным с номинальным током защищаемого двигателя, отличающееся тем, что, с целью недопускания тока нагрузки на электропроводе выше допустимого значения и защиты электродвигателя от обрыва фазы, перегрузки, заторможения ротора, незапускания при обрыве фазы, втяжной якорь с сочлененным неферромагнитным контактным стержнем расположены в полостях в вертикальном положении, удержанные на плече верхним торцом втяжного якоря, в этом исходном положении притянуты к постоянному магниту при помощи пружины, соединенный с нижним торцом неферромагнитного контактного стержня и ферромагнетика, соединенным с нижним концом пружины через неферромагнитное кольцо, постоянный магнит устроен под ферромагнетиком касательно к его поверхности с возможностью передвижения в горизонтальных направлениях, т.к. сила магнитного поля возрастает в одной из точек на его поверхности, катушка (на чертеже не показано) реле тока с магнитным притяжением втяжного якоря создает сердечником силу электромагнитного поля как от тока перегрузки при протекании по электропроводу допустимого тока, т.е. имитирует силу электромагнитного поля как от тока перегрузки, за счет количества витков на катушке.

2. Реле по п.1, отличающееся тем, что сочленяющая пружина на стержне и пружина, соединенная с торцом неферромагнитного контактного стержня, гасят звук, возникающий между втяжным якорем и постоянным магнитом при их прямом контакте.

3. Реле тока по п.1, отличающееся тем, что для защиты электродвигателя от аварийного режима неподвижный контакт установлен регулировочным винтом в полости сердечника на уровне, не позволяющем торцу втяжного якоря контактировать с нижним торцом сердечника.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к аппаратам управления и предназначено для коммутации электрических цепей при заданных изменениях электрических входных величин. .

Изобретение относится к электротехнике, может быть использовано в конструкциях электромагнитных реле, контакторов и пускателей. .

Изобретение относится к области электротехники и предназначено для обеспечения функционирования управляемых систем и механизмов. .

Контактор // 2208870
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании аппаратуры для частых коммутаций силовых электрических цепей, в частности при управлении электродвигателями.

Контактор // 2155407
Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим коммутационным аппаратам электромагнитного типа, и предназначено для уменьшения размеров контактора, а кроме того, снижения его материалоемкости.

Изобретение относится к электромагнитному устройству для регулирования подачи тока к электростартеру двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на предприятиях электротехнической и автомобильной промышленности в качестве прерывателя, предназначенного для обеспечения прерывистого сигнала ламп указателей поворотов автомобиля в режиме маневрирования и аварийной сигнализации.

Изобретение относится к электротехнике , а именно к схемам логических устройств. .
Наверх