Патент ссср 254961

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

254961

Союз Советскик

«одиалистическиз

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 20.Ч.1968 (№ 1242648/25-27) с присоединением заявки ¹â€”

Приоритет

Опубликовано 17.Х.1969. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 12.III.1970

Кл. 47b, 4

МПК F 16c

УДК 621.822.5(088.8) Комитет по делам

1изооретений и открытий.при Совете Министров

СССР

Авторы

>изобретения

Я. Л. Глускин и В. Л. Мемелов

Заявитель

МНОГОСЛОЙНЪ|Й ПОДШИПНИК СКОЛЪЖЕНИЯ

Известны многослойные подшипники скольжения, на рабочу|о поверхность каждого слоя которых нанесены твердые смазки. Однако они не обеспечивают скольжения по соответствующему слою смазки при одновреме1ьчом использовании высокотемпературных и низкотемпературных твердых смазок.

Предлагаемый многослойный подшипник работает в широком диапазоне температур и позволяет обратимо осуществлять сколь>кение

IIo тому или иному слою смазки при дости>кении соответствующего рабочего интервала температур. Это достигается re», что на раоочую поверхность каждого слоя подшипника нанесены твердые смазки, имеющие различную температуру плавления, при этом IIoJ,шинник снабжен фиксирующим элемсн том, например кольцами из материалов с существенно различными коэффициентами линейного расширения. Материал колец и размеры их подбираются таким образом, чтобы поверхности трения с различными твердыми смазками запирались при дости>кении температурного порога работоспособности соответствующей смазки.

На черте>кс изображен подшипниковый узел с описываемым подшипником скольжения в разрезе.

На рабочую поверхность наружного вкладыша 1 нанесена твердая смазка, имеющая температуру плавления 300 — 400 С, а рабочая поверхность внутреннего вкладыша 2 содержит высокотсмпсратурную твердую смазку (до 1000 С). Вкладыш 2 имеет снаружи стальную ооойму >. Фиксирующий элемент состоит из двух стопорных колец: внутреннего 4 и наружного 5. Кольцо 4 выполнено из материала, имеющего ббльший коэффициент линейного расширения, чем материал, из которого изготовлено кольцо 5. Подшипник установлен на валу 6 и расположен в корпусе 7.

Вкладыши подшипника изготавливаются металлокерамическим способом из материала йа основе никеля с рабочим слоем твердой смазки.

Подшипник работает следующим образом.

При наличии зазора I между стопорными кольцами скольжение осуществляется по вкладышу, твердая смазка которого имеет минимальный коэффициент трения, Так как в момент пуска (при 20 С) коэффициент трения

%5з по стали = 0,0б; а для CaF2 — 1, работать будет наружный вкладыш с относительно низкотемпсратурной смазкой. В интервале температур 300 в 400 С из-за разного теплового расширения колец и возникающего вследствие этого натяга между ними наружный чо вкладыш стопорится, и скольжение начинает

2549á1

Предмет изобретения

3 7 1

Составитель Г. Мартышкина

Техред Л. В. Куклина Корректор Л. С. Колабии

Редактор Михайлова

Заказ 411(4 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений н открытий при Совете Министров СССР

Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 осуществляться по внутреннему вкладышу с высокотемпературной смазкой CaFg, коэффициент трения которой при этой температуре составляет — 0,3, а по мере дальнейшего повышения температуры — 0,1 (при 1000 С) .

При понижении температуры (в интервале температур 400 — 300 С) запирающие кольца освобождают наружный вкладыш, а при переходных температурных режимах, при малом зазоре между кольцами возможнаработаобоих вкладышей.

Многослойный подшипник скольжения, на рабочей поверхности каждого слоя которого нанесены твердые смазки, отличающийся тем, что, с целью улучшения работоспособности в широком диапазоне температур, твердые смазки имеют различную температуру плавления, при этом подшипник снабжен фиксируТ0 ющим элементом, включающим в работу соответствующий слой смазки.

Патент ссср 254961 Патент ссср 254961 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипникам скольжения прокатного стана

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для снижения трения в подшипниках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения, работающих в сложных условиях, например в износостойких погружных насосах

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в опорах валов различных машин, в частности в станках деревообрабатывающей и текстильной промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам скольжения различных машин

Изобретение относится к способам получения износостойких поверхностей стальных деталей методом порошковой металлургии и может найти применение для получения износостойкого слоя на стальных деталях узлов трения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорных узлах скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорных узлах скольжения

Изобретение относится к технологии производства узлов и деталей машин и может быть использовано при изготовлении подшипника скольжения
Наверх