Способ стыковки космических аппаратов

Изобретение относится к автоматической стыковке активных космических аппаратов (АКА) с некооперируемыми пассивными космическими аппаратами (ПКА). АКА включает в свой состав самонаводящийся космический микробуксир (КМБ) для доставки троса, выпускаемого с АКА, и оснащен стыковочным штырем. Стягивание ПКА и АКА осуществляется с помощью троса. В качестве устройства стыковки на ПКА используется сопло маршевого двигателя, куда вводится и где фиксируется стыковочный штырь. При выполнении стыковки осуществляют стабилизацию углового положения АКА и связки КМБ и ПКА в инерциальной системе координат с центром, находящимся в центре масс АКА. Синхронизация угловых скоростей связки КМБ и ПКА с АКА, а также совмещение продольных осей АКА и указанной связки с направлением линии, соединяющей их центры масс, осуществляются с помощью двигателей АКА и КМБ. После касания связки КМБ и ПКА посадочного места на АКА осуществляют фиксацию связки с помощью системы стыковки, установленной на АКА. Техническим результатом изобретения является расширение области условий возможной стыковки с ПКА и упрощение процесса стыковки. 7 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для стыковки космических аппаратов (КА), например, при уводе отработавших отделяющихся частей (ОЧ) последних ступеней ракет космического назначения (РКН) с орбит выведения на орбиты спуска.

Известны и широко отработаны способы стыковки КА на орбите и устройства для их осуществления, например система «Игла», андрогинные системы «Курс», «Курс-ММ». При всех этих способах стыковка осуществляется после совмещения плоскости орбит стыкуемых аппаратов и выравнивания их относительных скоростей. Завершающим этапом является мягкая стыковка, касание, захват с фиксацией узлами стыковки и последующим стягиванием КА, например, патент RU №2131829, B64G 1/00 от 23.02.1998.

Недостатком известного способа является ограниченность его применения только для условий штатной ситуации, при которой требуется обязательное совмещение плоскостей движения стыкуемых космических аппаратов и выравнивание их относительных скоростей.

Наиболее близким по сути является техническое решение по патенту RU №2430861 B64G 1/64 от 04.03. 2010 «Способ стыковки космических аппаратов и устройство для его реализации».

Способ заключается в следующем. Перед стыковкой с пассивного КА (ПКА) выпускают на тросе устройство зацепления, например, надувную мишень с высокопрочной сеткой и световой сигнализацией. С активного КА (АКА) при его сближении с ПКА запускают ракету, связанную с АКА при помощи троса, снабженного энергопоглощающими элементами, наводят ракету в режиме самонаведения на световые сигналы устройства зацепления и после ее попадания и зацепления с этим устройством регулируют натяжение троса, осуществляя его торможение при выпуске. При этом обеспечивают натяжение троса, не превышающее предельного значения. После выпуска троса на всю длину начинают осуществлять раскрытие энергопоглощающих элементов, выполненных на этом тросе (например, в виде складок, зафиксированных разрушаемым креплением). Трос продолжает удлиняться с натяжением, не превышающим предельного значения. При совместном движении КА в связке двигателями АКА устраняют вращение связки вокруг ее центра масс, а после прекращения расхождения КА подтягивают ПКА к АКА с помощью троса и производят стыковку.

Использование этого способа для стыковки с пассивными объектами типа ОЧ орбитальных ступеней РКН затруднено по ряду причин, например:

- установка устройства зацепления на давно выведенную ОЧ представляется труднореализуемой операцией;

- при сматывании троса усилие прилагается не к центру масс ПКА, а к буксировочным узлам, при этом возникают возмущающие моменты, которые могут привести к запутыванию троса;

- проблемы изготовления и эксплуатации троса с энергопоглощающими элементами и т.д.

Техническим результатом предлагаемого решения является расширение возможности стыковки с ПКА (в рассматриваемом случае - это ОЧ орбитальной ступени РКН, а вместо термина «ракета» используется термин «космический микробуксир» (КМБ), более подходящий для данного случая) без установки устройства зацепления и энергопоглощающих элементов троса с максимально допустимой разницей относительных скоростей, упрощающих процесс стыковки.

Достижение указанного технического результата при реализации предлагаемого способа обеспечивают тем, что после создания механической связки (КМБ+ПКА)совмещают продольные оси АКА и связки (КМБ+ПКА) с направлением линии, соединяющей их центры масс, осуществляют стабилизацию углового положения АКА и связки (КМБ+ПКА) в инерциальной системе координат относительно линии, соединяющей их центры масс, с помощью продольных ускорений, развиваемых двигателями АКА и КМБ, осуществляют снижение натяжения троса до минимального, после касания связки (КМБ+ПКА) посадочного места на АКА осуществляют фиксацию связки с помощью системы, установленной на АКА.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

фиг.1 - этапы стыковки АКА и ПКА;

фиг.2 - АКА с КМБ, с телескопическим стыковочным штырем и тросовой системой;

фиг.3 - пуск КМБ с АКА и наведение на ПКА;

фиг.4 - создание связки (КМБ+ПКА);

фиг.5 - сложное движение связки (КМБ+ПКА) и АКА;

фиг.6 - стягивание связки (КМБ+ПКА) и АКА;

фиг.7 - механическая связка (АКА+КМБ+ПКА).

Реализация предлагаемого технического решения

АКА выводят на орбиту, оптимизированную для стыковки с ПКА, например, по минимуму времени, необходимому для выполнения стыковки, с возможно меньшим расхождением параметров движения КА (обеспечение практически нулевой угловой скорости линии визирования АКА-ПКА на интервале стыковки и стягивания).

При достижении минимального расстояния между АКА и ПКА с АКА выпускают КМБ с головкой самонаведения, который наводят на ПКА, в частности, на сопло ракетного двигателя ОЧ ступени РКН. КМБ прикреплен к тросу, разматываемому с лебедки АКА.

При приближении КМБ к соплу ПКА осуществляют выдвижение штыря на величину свободного хода. После прохождения штырем критического сечения, раскрывают устройство фиксации, а при касании устройством фиксации передней стенки сопла камеры включат устройство, которое начинает втягивать штырь. После касания раскрытым устройством фиксации сужающейся стенки камеры происходит выключение привода. Для обеспечения заданной жесткости соединения системы (ПКА+КМБ) привод отключают при достижении заданного момента.

Таким образом, осуществляется фиксация телескопического штыря в камере сгорания маршевого ракетного двигателя и стягивание ПКА и КМБ, т.е. создание механической связки (ПКА+КМБ).

Демпфирование кинетической энергии соударения при стыковке КМБ и ПКА не рассматривается, т.к. масса КМБ на порядок меньше массы ПКА, а скорости сближения малы (менее 1 м/с), кроме того, гашение таких величин энергий не представляет технических трудностей.

После создания связки (КМБ+ПКА) из-за различия векторов скоростей (центра масс, вокруг центра масс) АКА и ПКА имеет место совместное движение с вращением вокруг суммарного центра масс.

Вся динамическая картина рассматривается в инерциальной системе координат, например, соответствующая моменту времени отделения КМБ от АКА и помещенная в центр масс АКА и совпадающей с его связанной системой координат.

Далее разворачивают продольные оси АКА и связки (КМБ+ПКА) до совмещения их с линией, соединяющей центры масс АКА и связки (КМБ+ПКА), и стабилизируют их в этом положении с использованием двигателей АКА и КМБ.

С помощью продольных ускорений, развиваемых двигателями АКА и КМБ, осуществляют снижение натяжения троса до минимального, после касания связки (КМБ+ПКА) посадочного места на АКА осуществляют фиксацию связки с помощью системы, установленной на АКА.

Двигательные установки АКА и КМБ в системе АКА-трос-КМБ+ПКА играют роль троса с энергопоглощающими элементами в прототипе.

После этого, используя двигатели АКА, уводят связку (АКА+КМБ+ОЧ) в необходимую точку космического пространства или обеспечивают вход в земную атмосферу.

Уровень технологий, обеспечивающих прочность применяемого материала троса, конструкции лебедки АКА, энерговооруженность КМБ, устройств стягивания и фиксации определяет технико-экономические границы применения предлагаемого способа стыковки.

Этапы стыковки АКА и ПКА показаны на фиг.1 (упрощенно).

1) АКА 1 (фиг.2) осуществляет маневрирование с орбиты выведения или с дежурной орбиты для подготовки к стыковке с оптимизацией, например, по критерию минимизации полного времени на операцию стыковки, относительным параметрам движения (минимизация угловой скорости линии визирования АКА-ПКА).

2) С АКА 1 в момент сближения с ПКА 2 на необходимое расстояние выпускают КМБ3 с головкой самонаведения 4, настроенной на параметры среза сопла камеры маршевого двигателя 5 ПКА 2.

КМБ 3 растягивает прикрепленный к ней трос 6, намотанный на лебедку 7 в корпусе АКА 1, с помощью двигательной установки КМБ 8. Механизм лебедки 7 обеспечивает своевременную подачу троса 6 для его раскрутки с регулированием силы натяжения троса 6.

4) Перед подходом к соплу камеры маршевого ракетного двигателя 5 ПКА 2 на КМБ 3 раскрывают телескопический стыковочный штырь 9 с устройством стягивания и устройством фиксации, установленным на наконечнике телескопического стыковочного штыря 9 (фиг.2). Устройство стягивания может быть выполнено, например, на основе винтовой передачи.

5) После попадания стыковочным штырем 9 в камеру маршевого ракетного двигателя 5 ПКА 2, достижения штырем передней стенки камеры сгорания 10 (фиг.4) создают зацепление путем задействования устройства фиксации и стягивания телескопического штыря 9.

На фиг.5 показаны:

ωc - мгновенное угловое вращение вокруг суммарного центра масс АКА и ПКА;

Vc - мгновенная поступательная скорость суммарного центра масс;

VАКА - вектор скорости центра масс АКА;

, - радиальная и тангенциальная составляющих вектора скорости АКА;

Vпка - вектор скорости центра масс ПКА;

, - радиальная и тангенциальная составляющих вектора скорости ПКА.

7) После достижения стабилизации движения связки (КМБ+ПКА) и АКА 1 относительно линий, связывающих их центры масс, осуществляют стягивание АКА 1 и связки (КМБ+ПКА) с помощью лебедки 7, установленной на АКА 1, включая ее электродвигатель в режим наматывания троса 6.

8) При стягивании АКА 1 и связки (КМБ+ПКА) осуществляют контроль параметров движения связки (КМБ+ПКА) и АКА, регулируя натяжение троса электродвигателем лебедки, устраняя превышение натяжения троса с помощью двигателей АКА, КМБ.

9) После формирования связки (АКА+КМБ+ПКА) совершается маневр увода на орбиту утилизации за счет двигательной установки АКА.

10) По достижении параметров движения, соответствующих параметрам перехода на орбиту утилизации, совершается расстыковка и отделение ПКА с помощью многоразовой системы отделения, установленной на КМБ (приведение устройства фиксации, установленного на наконечнике стыковочного штыря, в исходное положение, раскрытие устройств фиксации ПКА на КМБ и включение толкателей для отделения ПКА от КМБ) и маневр (АКА+КМБ) в район следующей цели.

Способ стыковки космических аппаратов (КА), один из которых пассивный (ПКА), а другой, сближающийся с ним - активный (АКА), включающий использование самонаводящегося космического микробуксира (КМБ) для доставки троса, выпускаемого с АКА, и оснащенного стыковочным штырем, при сближении с ПКА на минимальное расстояние, стыковку, стягивание механической связки КМБ+ПКА и АКА с помощью троса, отличающийся тем, что после создания механической связки КМБ+ПКА совмещают продольные оси АКА и связки КМБ+ПКА с направлением линии, соединяющей их центры масс, осуществляют стабилизацию углового положения АКА и связки КМБ+ПКА в инерциальной системе координат с центром, находящимся в центре масс АКА, и с помощью продольных ускорений, развиваемых двигателями АКА и КМБ, осуществляют снижение натяжения троса до минимального, а после касания связки КМБ+ПКА посадочного места на АКА осуществляют фиксацию связки с помощью системы, установленной на АКА.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для закрепления и расфиксации подвижных элементов конструкции (ПЭК) космических аппаратов (КА) без воздействия ударных импульсов.

Изобретение относится к системам стыковки летательных аппаратов. Способ отделения отсека летательного аппарата заключается в расфиксации устройства крепления отсека и воздействии усилием толкателя устройства отталкивания на контактную поверхность упорного элемента отделяемого отсека по направлению к положению его центра тяжести до отделения.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к средствам стыковки космических объектов и их отделения друг от друга. Система отделения космического аппарата (КА), установленная между несущей конструкцией ракеты-носителя и КА, содержит корпус с замками, толкателем и узлами крепления крыла солнечной батареи.

Группа изобретений относится к устройствам захвата свободно летящих объектов, устанавливаемым на борту космического аппарата (КА), в частности космического корабля.

Изобретения относятся к устройству герметизации люков космических объектов и к способу его эксплуатации. Устройство герметизации люков космических объектов содержит средство герметизации, выполненное в виде герметичного рукава из эластичного газонепроницаемого материала.

Изобретение относится к авиационно-космической технике. Система отделения отсека летательного аппарата содержит устройство крепления, состоящее из разрывных болтов и направляющих шпилек, и устройство отделения в виде пневматического механизма отделения, состоящего из баллона с газом, пневмотолкателя со штоком, продольная ось которого совпадает с продольной осью отделяемой части.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в конструкции космических транспортных средств для выведения на околоземную орбиту полезных грузов.

Изобретение относится к лазерным локационным системам (ЛЛС), используемым, в частности, в процессе стыковки космических аппаратов (КА). Способ включает сканирование пространства путем разворота активного КА с жестко установленной на нем ЛЛС по каналу тангажа или курса до обнаружения пассивного КА.

Заявленное устройство может быть использовано в областях машиностроения, где необходимо осуществить разделение элементов конструкций. Устройство разделения элементов конструкций, содержащее корпус с цилиндрической полостью, поршень, хвостовик, канал подведения сжатого газа, а так же разделяемый элемент, отличающееся тем, что во внутренних цилиндрических полостях размещены два дополнительных поршня, расположенные симметрично относительно оси устройства и включающие двухсторонние штоки, при этом на штоках, обращенных к оси устройства, выполнены скошенные участки, сопрягаемые с замковым элементом, выполненным в виде усеченного конуса, образующие которого параллельны скошенным участкам штоков, а замковый элемент связан хвостовиком с разделяемым объектом, при этом поршни взаимодействуют с пружинами, которые упираются в крышки корпуса, а на штоках, выходящих из цилиндра наружу, с двух сторон выполнены лыски, при этом ход поршней определяется зависимостью хП=12-11 а значение хода удовлетворяет условию: xП>δ, где: 11 и 12 - расстояние от оси симметрии устройства до вершины скоса штока соответственно до и после разделения конструкции; δ - величина перекрытия поверхности сопрягаемого элемента с цилиндрической поверхностью скошенного штока; при этом между корпусом и замковым элементом выполнен зазор Δ.

Изобретение относится к космической технике (КТ) и может быть использовано для расчековки элементов КТ. Расфиксатор содержит перфорированный теплопроводящий цилиндрический корпус, крышку, линейно перемещаемый подвижный элемент в виде подпружиненного поршня, стопор из двух термопластичных вставок, пружину, направляющую, подвижный элемент (ПЭ), зуб ПЭ, чеку с возможностью линейного перемещения вдоль направляющей.

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА) и может быть использовано для отделения отсека. Система отделения ЛА содержит устройство крепления с возможностью расфиксации, устройство отделения с толкателем (парой параллельных толкателей) с упорным элементом (УЭ) в виде участка сферы. УЭ содержит кольцевой буртик с внутренней поверхностью в виде конического сужения. Геометрический центр участка сферы расположен в центре тяжести отделяемого отсека, твердость материала УЭ превышает твердость материала контактирующей с ним части толкателя. Изобретение позволяет увеличить точность отделение отсека ЛА, уменьшить затраты энергии на стабилизацию отсека после отделения и динамические нагрузки на отделяемый отсек. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроительной технике, в частности к разъемным соединениям, разделяемым в процессе эксплуатации. Пирозамок содержит основание, стяжной болт, сухари со штифтами, поршень, цилиндр, крышку и пиропатрон. Основание имеет кольцевой выступ, на который опираются сухари. Стяжной болт с одного конца выполнен в виде усеченной сферы. Усеченная сфера болта крепится между сухарями. Выпадение сухарей при срезании крепящих их штифтов поршнем исключается за счет кольцевого выступа на основании. Достигается возможность расположения стяжного болта под углом. 2 ил.

Изобретение относится к защитным средствам при транспортировке и стыковке/отделении изделий ракетно-космической техники и их частей, в частности применительно к аппаратуре (пикоспутнику - ПС) типа CubeSat. Корпус (1) контейнера включает четыре боковые стенки с направляющими C-образного поперечного сечения на внутренней поверхности двух противоположных стенок. Направляющие при транспортировке охватывают боковые ребра ПС. На задней стенке (3) с ручкой (6) для переноски контейнера установлены невыпадающие винты (7), фиксирующие ПС внутри корпуса. Поворотная крышка (5) закреплена на корпусе (1) с помощью заходной рамки и снабжена технологической крышкой (17). В закрытом положении крышка (5) фиксируется невыпадающими винтами (8), а в открытом положении - постоянным магнитом с кронштейном (10). На противоположной стенке установлен компенсационный магнит (12) встречной полярности. По доставке ПС в контейнере на борт, в частности МКС производится тестирование и вынос ПС за пределы герметичного отсека станции для проведения длительного эксперимента в открытом космосе. По его завершении ПС загружают в контейнер и возвращают на Землю. Для запуска ПС в окружающее пространство открывают поворотную крышку (5), фиксируя ее магнитом. Далее космонавт производит толчковое движение рукой в скафандре за ручку (6) контейнера в направлении отделения ПС. Технический результат изобретения состоит в повышении эксплуатационных и технологических характеристик защитного контейнера. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к космонавтике и может быть использовано для соединения и отделения малого космического аппарата (МКА) со средством выведения на орбиту. Устройство для соединения малого космического аппарата (МКА) со средством выведения его на орбиту функционирования и последующего отделения содержит основание, удерживающее устройство с переходным элементом, пружинный толкатель с наполненным газом герметичным сильфоном, программно-временное устройство с датчиками, микровыключатель. Переходный элемент содержит пластину с клеевым слоем, нагреватель, фиксаторы, термоэлемент из биметаллической пластины или материала с памятью формы, дополнительный пружинный толкатель. Изобретение позволяет повысить безопасность и надежность соединения и отделения МКА от средства выведения. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для соединения и разделения элементов конструкции. Устройство для фиксации и разделения частей конструкции содержит замок на основе болтового соединения, штырь, разрезную гайку, гайку механизма разделения для стягивания стыка двух частей, сепаратор, пружину сжатия, удерживающий шарик, сухарь, изоляторы, токопроводящие нити, пружину кручения. Изобретение позволяет повысить надежность соединения и снизить массу конструкции. 4 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для разделения магистрали разделяемых отсеков. Разъемная магистраль разделяемых отсеков содержит корпус с внутренней отбортовкой и приводным механизмом в виде пиропривода из пиропатронов и их полостей, гайку для ограничения перемещения корпуса, переходник с фланцем, отделяемую часть магистрали с сильфоном. Переходник и отделяемая часть магистрали содержат клапаны с корпусами с седлами и сквозными пазами, тарели со штоками, выступами и уплотнениями, пружины, опирающиеся на опоры с отверстиями. Переходник содержит проточку, образующую разрывную перемычку, ступенчатую в виде цилиндров разного диаметра втулку с уплотнением, вставку с перемычками и уплотнениями. Втулка закреплена на переходнике гайкой. Изобретение позволяет повысить быстродействие разъединения отсеков, исключить ударные нагрузки при разъединении отсеков. 3 ил.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано при транспортировке автономной научной аппаратуры, в частности пикоспутников формата CubeSat. Транспортно-пусковой контейнер для запуска пико- и наноспутников выполнен в виде корпуса с технологическими крышками, включающего четыре боковые стенки, из которых две диаметрально расположенные стенки имеют по две направляющие С-образной формы с заходной частью, заднюю стенку и заходную рамку. Корпус снабжен поворотной крышкой, крепящейся к заходной рамке и оснащенной по меньшей мере одной пружиной, переводящей в свободном состоянии поворотную крышку в открытое положение, устройством фиксации поворотной крышки в закрытом положении и расположенными внутри корпуса толкателем и стартовой пружиной. На боковой стенке корпуса со стороны оси вращения поворотной крышки установлено устройство запуска в виде разборной ручки со спусковым крючком и механической рычажной системой, управляющей устройством фиксации поворотной крышки в закрытом положении, а задняя стенка корпуса снабжена элементами фиксации, например, в виде упорных винтов, с помощью которых спутник фиксируется внутри корпуса. Достигается снижение нагрузки на спутник, повышается надежность работы устройства. 4 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при разделении стыковочных агрегатов космических аппаратов. Устройство расстыковки содержит стыковочные шпангоуты с системами замков и стыковочными механизмами, пружинные толкатели, штыри с заходными конусами, гнезда с заходными фасками, механические датчики контроля расстыковки с подпружиненными штоками, механизм преобразования перемещения штыря в виде гильзы с буртиком и механизмом взаимодействия штыря и датчика в виде внешнего стакана с продольными пазами и внутренним стаканом с ограничителями перемещения в виде цилиндрических элементов, пружиной сжатия, расточкой. Изобретение позволяет снять сигнал о расстыковке со штырей в момент их выхода из контакта с рабочей поверхностью гнезда. 4 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при разделении стыковочных агрегатов космических аппаратов. Устройство расстыковки содержит стыковочные шпангоуты с системами замков, стыковочными механизмами, направляющими узлами со штырем с заходным конусом и гнездом с заходной фаской, буртиком, крышкой, плунжером с расточкой, пружиной сжатия и фаской, гайки, пружину кручения, пружинные толкатели, штыри с заходными конусами, гнезда с заходными фасками, механические датчики контроля расстыковки с подпружиненными штоками, механизм преобразования перемещения штыря направляющего узла в виде кривошипно-ползунного механизма из кривошипа, шатуна, ползуна и стойки. Изобретение позволяет снять сигнал о расстыковке со штырей в момент их выхода из контакта с рабочей поверхностью гнезда. 6 ил.

Изобретение относится к области оптических средств измерения параметров относительного сближения космических аппаратов (КА), а именно к оптико-электронным системам контроля скорости. Система контроля скорости космических аппаратов при сближении включает расположенные на активном космическом аппарате телекамеру с приемником на основе КМОП-датчика, узкополосный светофильтр, блок управления и обработки сигнала. На пассивном космическом аппарате в плоскости стыковочного узла, перпендикулярной оси «OX» этого аппарата, расположены четыре оптических маяка. Оптические маяки образуют прямоугольник, две стороны которого параллельны строкам чувствительных элементов КМОП-датчика. Телекамера служит для получения изображения пассивного КА, узкополосный светофильтр подавляет засветки от подстилающей поверхности и бликов конструкции пассивного КА, блок управления и обработки сигнала осуществляет вычисление скорости пассивного КА и переключение режимов работы телекамеры. Достигаемый технический результат - повышение надежности системы взаимных измерений параметров сближения КА и, как следствие, увеличение безопасности, за счет введения дополнительной системы контроля скорости сближения КА, не использующей активную подсветку в радио- и оптическом диапазоне и устойчивую к наличию световых помех. 3 ил.
Наверх