Планетарно-дифференциальный редуктор

Изобретение относится к редукторам газотурбинных двигателей и может найти применение, например, в малоразмерных авиационных турбовинтовых двигателях. Планетарно-дифференциальный редуктор включает входной вал-шестерню, имеющий внешнее зубчатое зацепление с блоком сателлитов, внутренний выходной вал и наружный выходной вал с телом вращения, содержащим зубчатый венец внутреннего зацепления. Внутренний выходной вал концентрично установлен в наружный выходной вал. Входной вал-шестерня снабжен опорами, причем хотя бы одна опора входного вала-шестерни концентрично установлена во внутреннем выходном валу. Входной вал-шестерня сопряжен косозубым внешним зубчатым зацеплением с малым зубчатым венцом блока сателлитов, связанным с внутренним выходным валом, который содержит опору, установленную концентрично относительно опоры наружного выходного вала. Большой зубчатый венец блока сателлитов соединен внутренним прямозубым зубчатым зацеплением с зубчатым венцом тела вращения. Отношение диаметра начальной окружности зубчатого венца внутреннего зацепления наружного выходного вала к диаметру начальной окружности входного вала-шестерни составляет l,5-2. Изобретение позволяет снизить габаритные размеры редуктора и уровень потерь в зубчатом зацеплении, а также разгрузить опоры входного и выходных валов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к редукторам газотурбинных двигателей, а именно к планетарно-дифференциальным редукторам и может найти применение, например, в малоразмерных авиационных турбовинтовых двигателях.

Известен редуктор, который содержит входной вал-шестерню, соединенный прямозубым зубчатым зацеплением с большим зубчатым венцом блока сателлитов, которая в свою очередь соединена прямозубым внутренним зубчатым зацеплением с ведомой шестерней выходного наружного вала, установленной на теле вращения, при этом малый зубчатый венец блока сателлита соединен с ведомой шестерней выходного наружного вала прямозубым зубчатым зацеплением, при этом в наружный выходной вал концентрично установлен внутренний выходной вал (патент на изобретение RU 2346172, от 28.02.2007, опубл. 10.09.2009, МПК F02C 7/36).

Наиболее близким является планетарно-дифференциальный редуктор, включающий входной вал-шестерню, имеющий внешнее зубчатое зацепление с блоком сателлитов, внутренний выходной вал, наружный выходной вал с телом вращения, содержащим зубчатый венец внутреннего зацепления, при этом в наружный выходной вал концентрично установлен внутренний выходной вал (патент на изобретение RU 2316667, от 06.02.2006, опубл. 27.08.2007, МПК F02K 3/072, F16C 21/00).

Недостатком данных редукторов является низкий коэффициент полезного действия (КПД) редукторов из-за высокого уровня потерь в зубчатом зацеплении, так как зубчатый венец входного вала-шестерни и малый зубчатый венец блока сателлитов имеют малое число зубьев.

Также недостатком является то, что редукторы имеют большие габаритные размеры, связанные с тем, что, во-первых, прямозубые передачи не создают разгружающей осевой нагрузки на подшипники; во-вторых, опоры входного вала-шестерни и опоры выходных наружного и внутреннего валов расположены на одной оси, тем самым увеличивается длинновой габаритный размер редукторов; в-третьих, большие передаточные отношения на выходных валах редукторов, приводящие к увеличению диаметрального габаритного размера.

Еще одним недостатком является то, что в опорах валов применяются частично оригинальные подшипники, что значительно повышает себестоимость редукторов.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение КПД редуктора, а также снижение нагрузки на опоры входного вала и на опоры выходных валов редуктора и уменьшение габаритных размеров редуктора.

Дополнительным техническим результатом является распределение нагрузки от нагружающих элементов по валам, тем самым достигается заданный баланс сил в редукторе.

Технический результат достигается тем, что планетарно-дифференциальный редуктор содержит входной вал-шестерню, имеющий внешнее зубчатое зацепление с блоком сателлитов, внутренний выходной вал, наружный выходной вал с телом вращения, содержащим зубчатый венец внутреннего зацепления, при этом в наружный выходной вал концентрично установлен внутренний выходной вал.

Новым в изобретении является то, что входной вал-шестерня снабжен опорами, хотя бы одна опора входного вала-шестерни концентрично установлена во внутреннем выходном валу, входной вал-шестерня сопряжен косозубым внешним зубчатым зацеплением с малым зубчатым венцом блока сателлитов, связанным с внутренним выходным валом, который содержит опору, установленную концентрично относительно опоры наружного выходного вала, большой зубчатый венец блока сателлитов соединен внутренним прямозубым зубчатым зацеплением с зубчатым венцом тела вращения, при этом Dш/Dк=1,5-2, где Dш - диаметр начальной окружности зубчатого венца внутреннего зацепления наружного выходного вала, Dк - диаметр начальной окружности входного вала-шестерни.

Блок сателлитов дополнительно снабжен шестерней с прямозубым зубчатым венцом, сопряженной внутренним зубчатым зацеплением с крышкой, выполненной с возможностью прохода входного вала-шестерни.

За счет того, что входной вал-шестерня с опорами концентрично установлен во внутреннем выходном валу, а внутренний выходной вал концентрично установлен в наружный выходной вал, при этом опоры всех валов расположены так же концентрично, достигается компактная схема редуктора за счет уменьшения диаметрального и длиннового габаритных размеров редуктора. При этом в редукторе блок сателлитов одновременно связан с наружным выходным валом и с внутренним выходным валом, и имеется косозубое зацепление с малым зубчатым венцом блока сателлитов и прямозубое зацепление с большим зубчатым венцом блока сателлитов, это позволяет увеличить число зубьев на малом зубчатом венце блока сателлитов. Также это позволит разгрузить опоры выходных валов и входного вала, тем самым снизить нагрузки на опоры валов и повысить КПД самого редуктора.

Дополнительно введение в блок сателлитов механизма дозагрузки в виде внутреннего зубчатого зацепления позволяет обеспечить заданный баланс сил в редукторе при распределении нагрузки от нагружающих элементов по выходным валам.

На чертежах представлены:

фиг.1 - конструкция планетарно-дифференциального редуктора,

фиг.2 - кинематическая схема зацепления планетарно-дифференциального редуктора.

Планетарно-дифференциальный редуктор состоит из входного вала-шестерни 1, имеющего внешнее зубчатое зацепление 2 с блоком сателлитов 3, внутреннего выходного вала 4, наружного выходного вала 5 с телом вращения 6 (фиг.1). При этом в наружный выходной вал 5 концентрично установлен внутренний выходной вал 4. Тело вращения 6 наружного выходного вала 5 содержит зубчатый венец внутреннего зацепления 7.

Входной вал-шестерня 1 снабжен опорами 8. Хотя бы одна опора 8 входного вала-шестерни 1 концентрично установлена во внутреннем выходном валу 4. Входной вал-шестерня 1 сопряжен косозубым внешним зубчатым зацеплением 2 с малым зубчатым венцом 9 блока сателлитов 3, связанным с внутренним выходным валом 4.

Внутренний выходной вал 4 содержит опору 10, установленную концентрично относительно опоры 11 наружного выходного вала 5. Большой зубчатый венец 12 блока сателлитов 3 сопряжен внутренним прямозубым зубчатым зацеплением 13 с зубчатым венцом 7 тела вращения 6, при этом Dш/Dк=1,5-2, где Dш - диаметр начальной окружности зубчатого венца внутреннего зацепления 7 наружного выходного вала 5 (фиг.1), Dк - диаметр начальной окружности входного вала-шестерни 1 (фиг.1).

Блок сателлитов 3 дополнительно снабжен шестерней 14 с прямозубым зубчатым венцом 15, сопряженной внутренним зубчатым зацеплением 16 с крышкой 17, выполненной с возможностью прохода входного вала-шестерни 1. Так как в редукторе применяется планетарно-дифференциальная схема зацепления, то передаточные отношения на валах 5 и 4 определяются согласно формулам (1) и (2):

i 5 = 1 + 2 ( Z 7 Z 9 ) ( Z 12 Z 1 ) ;                                  (1)

i 4 = ( Z 16 Z 9 ) ( Z 15 Z 1 ) ;                                  (2)

где i5 - передаточное отношение наружного выходного вала 5;

i4 - передаточное отношение внутреннего выходного вала 4;

Z7 - число зубьев зубчатого венца внутреннего зацепления 7 тела вращения 6;

Z9 - число зубьев малого зубчатого венца 9 блока сателлитов 3;

Z12 - число зубьев большого зубчатого венца 12 блока сателлитов 3;

Z1 - число зубьев зубчатого венца на валу-шестерне 1;

Z16 - число зубьев внутреннего зубчатого зацепления 16 на крышке 17;

Z15 - число зубьев шестерни 15.

Редуктор содержит блок сателлитов 3, который одновременно связан с наружным выходным валом 5 и внутренним выходным валом 4, это позволяет увеличить число зубьев малого зубчатого венца 9 блока сателлитов 3 и увеличить КПД редуктора:

η = π f cos β ( 1 Z 1 + 1 Z 9 ) ( ε a 1 2 + ε a 9 2 ) ( ε a 1 + ε a 9 ) ;                     (3)

где η - КПД редуктора;

f - суммарный коэффициент трения в паре зубчатых колес;

β - угол наклона зубчатого колеса;

Z1 и Z9 - число зубьев входного вала-шестерни и малого зубчатого венца блока сателлитов соответственно;

εa1 и εa9 - коэффициенты дополюсного и заполюсного зацеплений соответственно для зацепления с углом профиля зуба 20° εa1=0,78, εa9=0,9. Количество блоков сателлитов 3 в планетарно-дифференциальном редукторе должно быть от 3 до 7 штук (фиг.2).

Планетарно-дифференциальный редуктор работает следующим образом.

Крутящий момент от входного звена, например компрессора или турбины (не показаны), передается на входной вал-шестерню 1. От вала-шестерни 1 момент передается через внешнее косозубое зубчатое зацепление 2 малого зубчатого венца 9 на блок сателлитов 3. Затем крутящий момент поступает от малого зубчатого венца 9 блока сателлитов 3 на внутренний выходной вал 4, а от большого зубчатого венца 12 блока сателлитов 3 через внутреннее прямозубое зубчатое зацепление 13 - на тело вращения 6 и соответственно на наружный выходной вал 5. При этом одновременно крутящий момент передается от блока сателлитов 3 шестерне 14, при помощи внутреннего прямозубого зубчатого зацепления 16 соединенной с крышкой 17. Благодаря этому осуществляется балансировка сил в самом редукторе при распределении нагрузки от нагружающих элементов по выходным внутреннему 4 и наружному 5 валам.

Благодаря тому, что входной вал-шестерня снабжен опорами, хотя бы одна опора входного вала-шестерни концентрично установлена во внутреннем выходном валу, входной вал-шестерня сопряжен косозубым внешним зубчатым зацеплением с малым зубчатым венцом блока сателлитов, связанным с внутренним выходным валом, который содержит опору, установленную концентрично относительно опоры наружного выходного вала, большой зубчатый венец блока сателлитов соединен внутренним прямозубым зубчатым зацеплением с зубчатым венцом тела вращения, при этом Dш/Dк=1,5-2, где Dш - диаметр начальной окружности зубчатого венца внутреннего зацепления наружного выходного вала, Dк - диаметр начальной окружности входного вала-шестерни, достигается повышение КПД редуктора, а также снижение нагрузки на опоры входного вала и на опоры выходных валов редуктора и уменьшение габаритных размеров редуктора.

За счет того, что блок сателлитов дополнительно снабжен шестерней с прямозубым зубчатым венцом, сопряженной внутренним зубчатым зацеплением с крышкой, выполненной с возможностью прохода входного вала-шестерни, осуществляется распределение нагрузки от нагружающих элементов по валам, тем самым достигается заданный баланс сил в редукторе.

1. Планетарно-дифференциальный редуктор, включающий входной вал-шестерню, имеющий внешнее зубчатое зацепление с блоком сателлитов, внутренний выходной вал, наружный выходной вал с телом вращения, содержащим зубчатый венец внутреннего зацепления, при этом в наружный выходной вал концентрично установлен внутренний выходной вал, отличающийся тем, что входной вал-шестерня снабжен опорами, хотя бы одна опора входного вала-шестерни концентрично установлена во внутреннем выходном валу, входной вал-шестерня сопряжен косозубым внешним зубчатым зацеплением с малым зубчатым венцом блока сателлитов, связанным с внутренним выходным валом, который содержит опору, установленную концентрично относительно опоры наружного выходного вала, большой зубчатый венец блока сателлитов соединен внутренним прямозубым зубчатым зацеплением с зубчатым венцом тела вращения, при этом Dш/Dк=l,5-2, где Dш - диаметр начальной окружности зубчатого венца внутреннего зацепления наружного выходного вала, Dк - диаметр начальной окружности входного вала-шестерни.

2. Планетарно-дифференциальный редуктор по п.1, отличающийся тем, что блок сателлитов дополнительно снабжен шестерней с прямозубым зубчатым венцом, сопряженной внутренним зубчатым зацеплением с крышкой, выполненной с возможностью прохода входного вала-шестерни.



 

Похожие патенты:

Газотурбинный двигатель содержит опору центрального узла, узел зубчатой передачи и гибкую опору. Опора центрального узла образует внутреннюю кольцевую стенку для осевого контура и содержащую первые элементы шлицевого соединения.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного применения, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины. Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является сохранение соосности роторов компрессора и турбины при их отсоединении во время нештатной ситуации.

Механизм содержит пару воздушных винтов противоположного вращения, турбину привода, соединенный с ней вал, неподвижный кожух, служащий опорой турбине посредством вала и двух подшипников, а также трансмиссию и втулку.

Турбоблок // 2518919
Турбоблок газоперекачивающего агрегата (ГПА) или газотурбинной электростанции (ГТЭС) содержит газотурбинный двигатель (ГТД), кожух газотурбинного двигателя, компрессор (нагнетатель) с лабиринтными уплотнениями вала, трансмиссию, кожух трансмиссии с фланцами, расположенный между кожухом газотурбинного двигателя и компрессором.

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам легких и беспилотных летательных аппаратов, а именно к конструкции газогенераторов газотурбинных двигателей (ГТД).

Изобретение относится к общей области газотурбинных двигателей, турбина низкого давления которых содержит вал турбины, соединенный с цапфой вала компрессора. .

Дифференциальный редуктор турбовинтового двигателя включает входной вал-шестерню, внутренний и внешний выходные валы-шестерни, четыре шестерни с большим зубчатым венцом, а также по две шестерни с малым зубчатым венцом для внешнего и внутреннего выходных валов-шестерен соответственно. Входной вал-шестерня сопряжен внешним зубчатым зацеплением с шестернями с большим зубчатым венцом. Внутренний выходной вал-шестерня сопряжен внешним зубчатым зацеплением с шестерней с малым зубчатым венцом. Внешний выходной вал-шестерня установлен концентрично относительно внутреннего выходного вала-шестерни. Шестерни с большим зубчатым венцом расположены симметрично вокруг входного вала-шестерни и сопряжены с входным валом-шестерней косозубой передачей. Шестерни с малым зубчатым венцом для внешнего выходного вала-шестерни расположены симметрично друг относительно друга, причем каждая из них установлена концентрично при помощи шлицевого соединения на соответствующую шестерню с большим зубчатым венцом и сопряжена внешним косозубым зацеплением с внешним выходным валом-шестерней. Шестерни с малым зубчатым венцом для внутреннего выходного вала-шестерни расположены симметрично друг относительно друга, причем каждая из них установлена концентрично при помощи шлицевого соединения на соответствующую шестерню с большим зубчатым венцом и при этом сопряжена внешним косозубым зацеплением через промежуточную шестерню с внутренним выходным валом-шестерней. Изобретение позволяет уменьшить габаритомассовые характеристики редуктора, а также повысить точностьи его изготовления. 3 ил.

Изобретение относится к роторам турбомашин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбомашины включает диск турбины, соединенный с валом компрессора болтовым соединением, и втулку, расположенную с внутренней стороны ступицы диска. Втулка состоит из подвижной и неподвижной частей. Хвостовик неподвижной части выполнен с кольцевым ребром и кольцевой канавкой. Подвижная часть расположена со стороны болтового соединения и выполненной с возможностью осевого сдвига. Передний хвостовик подвижной части втулки выполнен с уплотнительными кольцами и зафиксирован в радиальном направлении компрессорной втулкой. Задний хвостовик подвижной части втулки выполнен с осевыми пазами и радиальными выступами. Задний хвостовик подвижной части втулки зафиксирован в радиальном направлении кольцевым ребром неподвижной части втулки. В окружном направлении задний хвостовик подвижной части втулки зафиксирован радиальными ребрами хвостовика неподвижной части втулки, входящими в осевые пазы хвостовика подвижной части втулки. В осевом направлении задний хвостовик подвижной части втулки зафиксирован радиальными выступами, входящими во внутреннюю кольцевую канавку хвостовика неподвижной части втулки. Изобретение позволяет повысить надежность и технологичность конструкции ротора турбомашины. 5 ил.

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит расположенные в промежуточном валу цапфу компрессора, вал турбины, стяжное устройство, контровочную трубу, а также регулировочную втулку и упорную гайку. Вал турбины установлен в промежуточном валу и соединен с ним в окружном направлении посредством шлицевого соединения, а стяжное устройство соединено в окружном направлении с контровочной трубой посредством шлицевого соединения. Цапфа компрессора установлена в валу турбины и соединена с ним в осевом направлении посредством упомянутого стяжного устройства, а в окружном направлении посредством шлицевого соединения. Регулировочная втулка установлена на валу турбины посредством резьбового соединения и контактирует с промежуточным валом по торцевым поверхностям, а в окружном направлении регулировочная втулка соединена с цапфой компрессора посредством шлицевого соединения. Упорная гайка установлена в промежуточном валу посредством резьбового соединения и соединена в окружном направлении с цапфой компрессора посредством шлицевого соединения. Торцевые поверхности упорной гайки и цапфы компрессора контактируют с торцевой поверхностью регулировочной втулки. Изобретение позволяет повысить долговечность узла соединения роторов компрессора и турбины, снизить его массу и габариты, а также упростить сборку. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Система винтов противоположного вращения для турбомашины летательного аппарата содержит свободную силовую турбину, первый и второй винты противоположного вращения и устройство механической трансмиссии. Силовая турбина содержит первый и второй роторы противоположного вращения. Устройство механической трансмиссии расположено между первым и вторым винтами и содержит эпициклоидальный передаточный механизм, включающий планетарную шестерню, сателлиты, водило сателлитов и коронную шестерню. Планетарная шестерня приводится в движение первым ротором свободной силовой турбины, сателлиты находятся в зубчатом зацеплении с упомянутой планетарной шестерней, а водило сателлитов приводит в движение первый винт. Приводимая в движение вторым ротором коронная шестерня находится в зубчатом зацеплении с каждым сателлитом и приводит во вращение второй винт. Другое изобретение группы относится к турбомашине летательного аппарата, содержащей указанную выше систему винтов противоположного вращения. Группа изобретений позволяет упростить конструкцию турбомашины и уменьшить ее размеры. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к мультипликатору для газотурбинного двигателя. Его турбинное колесо представляет собой механическую передачу, состоящую из ведущего корпуса (6), на внешней окружной поверхности которого размещены турбинные лопатки (8). Внутренняя рабочая поверхность корпуса (6) выполнена в виде эпитрохоидального контура (7), очерченного вершинами ведомого трехуглового ротора. В роторе (4) соосно расположен кривошип (2), который выполнен эксцентрично по отношению к единому с ним стакану (3). Ось стакана (3) совпадает с центром эпитрохоидального контура (7). Радиусы стакана (3) и кривошипа (2) соотносятся как 2:3. Эксцентриситет составляет половину радиуса стакана (3). Достигается увеличение нагрузочной способности и долговечность устройства. 1 ил.

Газотурбинный двигатель содержит опору центрального узла, узел зубчатой передачи и гибкую опору. Опора центрального узла образует внутреннюю кольцевую стенку для осевого контура, содержащую первое монтажное средство. Узел зубчатой передачи связывает вал и вентилятор, установленный с возможностью вращения вокруг оси. Гибкая опора связывает узел зубчатой передачи с опорой центрального узла и содержит второе монтажное средство, сопрягаемое с первым монтажным средством для передачи крутящего момента от одного монтажного средства к другому. При разборке передней конструкции газотурбинного двигателя, обеспечивают доступ к обращенным вперед крепежным элементам, крепящим опору центрального узла к гибкой опоре, несущей узел зубчатой передачи, и удаляют эти крепежные элементы. Затем рассоединяют первое и второе монтажные средства, выполненные соответственно на опоре центрального узла и на гибкой опоре. Группа изобретений позволяет упростить демонтаж узла зубчатой передачи газотурбинного двигателя. 2 н. и 24 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к двухконтурным газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Двухконтурный газотурбинный двигатель включает в себя валы (5) и (12) вентилятора (2) и турбины низкого давления (11), соединенные с помощью эвольвентных шлиц (13). Внутри вала (5) вентилятора установлен стяжной винт (14) на сферических кольцах (16) и (17) и ввернут в стяжную втулку (15). Втулка (15) установлена в валу (12) турбины низкого давления с помощью сферического кольца (19) и зафиксирована в окружном направлении шлицами (20) балансировочной втулки (21). Втулка (21) установлена внешними осевыми ребрами (22) во внутренней кольцевой канавке (23) вала (5) вентилятора и зафиксирована относительно осевых выступов (28) на его хвостовике (24) в осевом и в окружном направлениях радиальными выступами (25), выполненными на радиальном ребре (26), и стопорным кольцом (27) с возможностью установки в кольцевой канавке (23) вала в пазах (29) между осевыми ребрами (22) втулки (21) балансировочных грузиков (30). Боковые стенки (33) и (34) пазов (29) выполнены параллельными между собой. Путем устранения дисбаланса вала вентилятора и исключения изгибных напряжений в стяжном винте повышается надежность двухконтурного газотурбинного двигателя. 4 ил.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины. Узел соединения роторов содержит вал турбины, в который заведена цапфа ротора компрессора, контровочную трубу и промежуточный вал. Вал турбины и цапфа ротора компрессора зафиксированы относительно друг друга в окружном направлении шлицевым соединением, а в осевом направлении стяжным устройством, выполненным в виде стяжной трубы. Стяжная труба контактирует со стороны компрессора с цапфой ротора компрессора по торцу и имеет резьбовую втулку, установленную на стяжной трубе со стороны турбины и жестко соединенную с валом турбины. Стяжная труба зафиксирована в окружном направлении относительно контровочной трубы шлицевым соединением, причем на наружной поверхности контровочной трубы со стороны компрессора выполнен радиальный бурт, контактирующий по торцу со стяжной трубой. Промежуточный вал охватывает вал турбины и зафиксирован относительно него в окружном направлении посредством шлицевого соединения, а в осевом направлении зафиксирован относительно последнего посредством регулировочной втулки и упорного кольца. Регулировочная втулка установлена со стороны компрессора на валу турбины по резьбе и контактирует с промежуточным валом по торцу. Упорное кольцо установлено на валу турбины с противоположной стороны промежуточного вала и контактирует с последним и радиальным выступом, выполненным на наружной поверхности вала турбины. Регулировочная втулка зафиксирована относительно цапфы ротора компрессора в окружном направлении шлицевым соединением и контактирует с торцом радиального выступа, выполненного на цапфе ротора компрессора. Изобретение позволяет снизить массу узла соединения роторов, уменьшить его габариты, повысить долговечность, снизить износ и упростить сборку. 1 ил.

Турбореактивный двигатель содержит промежуточный картер с радиальными рукавами и приводным валом коробки зубчатых передач вспомогательных механизмов. Приводной вал установлен в радиальном рукаве, причем рукав включает промежуточный подшипник для опоры приводного вала. Промежуточный подшипник включает в себя множество подшипников качения для опоры приводного вала. Приводной вал содержит первый элемент вала, один концевой участок которого соединен посредством механической трансмиссии с валом турбореактивного двигателя, и второй элемент вала, один концевой участок которого соединен посредством механической трансмиссии с коробкой зубчатых передач. Первый и второй элементы вала связаны соединением, в котором один концевой участок второго элемента вала вставляют в цилиндрический полый концевой участок первого элемента вала и которое осуществляется посредством множества взаимодополняющих выемок, расположенных в первом элементе вала и во втором элементе вала. Через множество выемок и множество подшипников качения поперечно проходит одна и та же плоскость. Изобретение позволяет снизить напряжения в промежуточном подшипнике, вызванные смещением двух элементов приводного вала. 8 з.п. ф-лы, 6 ил.

Муфта составного ротора газогенератора газотурбинного двигателя содержит средства для передачи крутящего момента и осевого сцепления двух соосных вращающихся колес в виде перемещающихся элементов, размещенных в кольцевых выемках, выполненных в цапфе центробежного колеса компрессора и цапфе колеса турбины газогенератора. Перемещающиеся в кольцевых выемках центробежного колеса и колеса турбины элементы сцепления выполнены в виде подпружиненных сегментов, имеющих со стороны центробежного колеса угловые скосы, конгруэнтные скосу в выемке колеса турбины. Цапфа центробежного колеса с элементами сцепления размещена в отверстии цапфы колеса турбины. С торцевой стороны цапфа колеса турбины содержит запрессованное пластичное кольцо, контактирующее с торцевой поверхностью центробежного колеса. Изобретение позволяет обеспечить жесткое соединение колес составного ротора газотурбинного двигателя при уменьшении осевых габаритов и массы такого ротора. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 5 ил.
Наверх