Фрикционный диск (варианты)

Группа изобретений относится к области машиностроения, в частности к фрикционным дискам, имеющим на поверхности трения углубления. Фрикционный диск содержит металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями. Отверстия и выемки чередуются по окружности диска, на котором зафиксированы фрикционные накладки, на поверхностях трения которых выполнены канавки. По первому варианту на каждой поверхности трения фрикционного диска выполнены от тринадцати до двадцати четырех канавок, повторяющиеся через каждые 30-15 градусов с длиной дуги между ними от 8 до 2 сантиметров. В каждой накладке восемь канавок размещены в зонах выемок, а остальные вне зон выемок и отверстий каркаса. По второму варианту на каждой поверхности трения фрикционного диска выполнены от тринадцати до двадцати четырех канавок, повторяющиеся через каждые 30-15 градусов с длиной дуги между ними от 8 до 2 сантиметров. Для каждой накладки восемь канавок размещены в зонах отверстий, а остальные вне зон отверстий и выемок каркаса. По третьему варианту на каждой поверхности трения фрикционного диска выполнены от тринадцати до двадцати четырех канавок, повторяющиеся через каждые 30-15 градусов с длиной дуги между ними от 8 до 2 сантиметров. Для каждой накладки восемь канавок размещены в зонах выемок, восемь канавок размещены в зонах отверстий, а остальные вне зон выемок и отверстий каркаса. Достигается повышение эффективности работы фрикционного диска за счет достаточного охлаждения рабочих поверхностей фрикционных накладок вследствие эффективного удаления продуктов износа, увеличение срока службы фрикционного диска за счет снижения вероятности перегрева и снижение вероятности образования трещин. 3 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным дискам, например тормозным дискам дисковых тормозов тракторов, и т.д., имеющим на поверхности трения углубления (канавки).

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционный диск, содержащий металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхности трения которых выполнены восемь канавок, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска, а канавки размещены в зонах выемок (см. патент РФ №2203442, МПК F16D 69/02, опубл. 27.04.2003). Недостатком аналога является возможность разрушения фрикционных накладок при больших угловых скоростях вращения диска из-за значительных центробежных нагрузок, поскольку все канавки расположены в зонах выемок, что обусловливает неравномерное распределение масс по окружности диска и способствует трещинообразованию и разрушению материала накладок.

Ближайшим аналогом (прототипом) заявляемого изобретения является фрикционный диск, содержащий металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на поверхностях трения которых выполнены канавки. Отверстия и выемки чередуются по окружности диска. На поверхности трения каждой накладки выполнено по двенадцать канавок, при этом для каждой накладки четыре канавки размещены в зонах выемок, а остальные - вне зон выемок и отверстий каркаса, или четыре канавки размещены в зонах отверстий, а остальные вне зон отверстий и выемок каркаса, или четыре канавки размещены в зонах отверстий, а остальные - вне зон отверстий и выемок каркаса (см. патент РФ №2292498, МПК F16D 69/02, опубл. 27.01.2007). Недостатком прототипа является наличие небольшого количества канавок на поверхности трения фрикционного диска, которые не обеспечивают надлежащего удаления продуктов износа и эффективного охлаждения рабочей поверхности фрикционного диска, вследствие этого снижается коэффициент трения (появляется недостаток тормозной эффективности) и уменьшается срок службы фрикционного диска за счет его перегрева.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, является увеличение срока службы фрикционного диска.

Для достижения указанного технического результата во фрикционом диске, содержащем металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, на котором зафиксированы композиционные фрикционные накладки, на каждой поверхности трения фрикционного диска выполнены канавки, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска, на каждой поверхности трения фрикционного диска выполнено от двенадцати до двадцати четырех канавок, повторяющиеся через каждые 30-15 градусов с длиной дуги между ними от 8 до 2 сантиметров, при этом для каждой накладки восемь канавок размещены в зонах выемок, а остальные вне зон выемок и отверстий каркаса, или восемь канавок размещены в зонах отверстий, а остальные вне зон отверстий и выемок каркаса, или восемь канавок размещены в зонах выемок, восемь канавок размещены в зонах отверстий, а остальные вне зон выемок и отверстий каркаса. Такая конструкция позволяет добиться более эффективной работы фрикционного диска за счет увеличения количества канавок на каждой поверхности трения фрикционного диска для большего охлаждения рабочих поверхностей фрикционного диска и надлежащего удаления продуктов износа из зоны рабочей поверхности фрикционной накладки, увеличения срока службы фрикционного диска за счет снижения вероятности перегрева и снижения образования трещин.

На фиг.1 представлен фрикционный диск по варианту 1, пунктиром показана часть металлического каркаса, размещенная внутри фрикционного элемента; на фиг.2 представлен фрикционный диск по варианту 2, пунктиром показана часть металлического каркаса, размещенная внутри фрикционного элемента, на фиг.3 представлен фрикционный диск по варианту 3, пунктиром показана часть металлического каркаса, размещенная внутри фрикционного элемента.

Фрикционный диск включает фрикционные накладки 1, выполненные из композита, например полимерного композита, металлокерамического и др., и зафиксированные (например, приформовкой) на противоположных сторонах металлического каркаса 2, имеющего форму диска с центральным отверстием (для посадки на вал). На каждой поверхности трения фрикционного диска выполнены от тринадцати до двадцати четырех канавок 3, повторяющиеся через каждые 30-15 градусов с длиной дуги между ними от 8 до 2 сантиметров. Канавки 2 имеют глубину в пределах рабочей толщины диска, т.е. толщины, изнашиваемой при эксплуатации до штатной замены фрикционного изделия. По наружному контуру металлического каркаса в пределах площади, занимаемой фрикционными накладками, выполнены восемь выемок 4, чередующихся с восемью отверстиями 5, также находящимися в пределах площади, занимаемой фрикционными накладками. Канавки 3 во фрикционных накладках могут быть размещены симметрично друг другу (напротив каждой канавки одной из фрикционных накладок находится канавка другой фрикционной накладки) или со сдвигом относительно друг друга. В случае несимметричного расположения канавки на одной поверхности трения фрикционного диска (канавки расположены не напротив канавок на другой поверхности трения, т.е. со сдвигом), при этом напротив канавок одной из фрикционных накладок находится ровная поверхность другой фрикционной накладки, и наоборот. Канавки могут иметь различные размеры и форму, выемки и отверстия в каркасе могут иметь различные размеры и форму.

В первом варианте фрикционного диска в каждой из фрикционных накладок восемь канавок размещены в пределах зон выемок каркаса, а остальные вне этих зон.

Во втором варианте фрикционного диска в каждой из фрикционных накладок восемь канавок размещены в пределах отверстий, расположенных в каркасе в пределах площади, занимаемой накладками. Остальные канавки при этом расположены вне зон отверстий.

В третьем варианте фрикционного диска в каждой из фрикционных накладок восемь канавок размещены в пределах выемок и восемь канавок размещены в пределах отверстий. Остальные канавки при этом размещены вне зон выемок и отверстий.

Фрикционный диск может быть изготовлен известными методами, например приформовыванием к каркасу полимерного композита с последующими термообработкой, механической обработкой и т.п., на имеющемся оборудовании.

Выполнение фрикционного диска с канавками, часть которых размещена в зонах некоторых выемок каркаса, или часть которых размещена в зонах отверстий каркаса, или часть которых размещена одновременно и в зонах некоторых выемок, и в зонах некоторых отверстий каркаса, и во всех случаях остальная часть канавок размещена вне этих зон, позволяет достичь более эффективной работы фрикционного диска за счет достаточного охлаждения рабочих поверхностей фрикционного диска вследствие эффективного удаления продуктов износа, увеличения срока службы фрикционного диска за счет снижения вероятности перегрева и снижения образования трещин.

1. Фрикционный диск, содержащий металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска, на котором зафиксированы фрикционные накладки, на поверхностях трения которых выполнены канавки, отличающийся тем, что на каждой поверхности трения фрикционного диска выполнены от тринадцати до двадцати четырех канавок, повторяющиеся через каждые 30-15 градусов с длиной дуги между ними от 8 до 2 сантиметров, при этом в каждой накладке восемь канавок размещены в зонах выемок, а остальные вне зон выемок и отверстий каркаса.

2. Фрикционный диск, содержащий металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска, на котором зафиксированы фрикционные накладки, на поверхностях трения которых выполнены канавки, отличающийся тем, что на каждой поверхности трения фрикционного диска выполнены от тринадцати до двадцати четырех канавок, повторяющиеся через каждые 30-15 градусов с длиной дуги между ними от 8 до 2 сантиметров, при этом для каждой накладки восемь канавок размещены в зонах отверстий, а остальные вне зон отверстий и выемок каркаса.

3. Фрикционный диск, содержащий металлический каркас с восемью выемками по наружному контуру каркаса и восемью отверстиями, при этом отверстия и выемки чередуются по окружности диска, на котором зафиксированы фрикционные накладки, на поверхностях трения которых выполнены канавки, отличающийся тем, что на каждой поверхности трения фрикционного диска выполнены от тринадцати до двадцати четырех канавок, повторяющиеся через каждые 30-15 градусов с длиной дуги между ними от 8 до 2 сантиметров, при этом для каждой накладки восемь канавок размещены в зонах выемок, восемь канавок размещены в зонах отверстий, а остальные вне зон выемок и отверстий каркаса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области фрикционных колодок из спеченного материала, предназначенных для дисковых тормозов железнодорожных вагонов. Фрикционная колодка содержит опорную плиту, соединительный элемент и ряд накладок из фрикционного материала, расположенных над опорной плитой.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, и используется во фрикционных узлах автотракторной техники, различных машин и оборудования. .

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, в частности к тормозным накладкам для дисковых тормозов автомобилей. .

Изобретение относится к фрикционным изделием и может быть использовано в тормозных устройствах для автомобильных и рельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тормозов железнодорожных транспортных средств. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к области фрикционных тормозных накладок дисковых тормозов. .
Изобретение относится к области тормозных колодок для различных транспортных средств, преимущественно к тормозным колодкам барабанных и дисковых тормозов автотранспорта.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тормозным системам колесных транспортных средств. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, содержащим армирующий металлический каркас, например, колодкам дисковых тормозов автомобилей, фрикционным изделиям для различных машин и оборудования.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным дискам тормозных систем транспортных средств. Тормозной диск содержит цельный корпус, образованный фрикционным круговым венцом и ступицей, передающей момент сил на весь диск.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Тормозной вентилируемый диск содержит фрикционное кольцо, состоящее из двух разделенных перемычками отдельных колец, и несущую часть, по окружности которой предусмотрено несколько соединенных с ней соединительных частей.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Тормозной вентилируемый тормозной диск содержит фрикционное кольцо и несущую часть, по окружности которой предусмотрено несколько заделанных в нее соединительных частей, выступающих в отверстия во фрикционном кольце.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Тормозной диск вала для рельсового транспортного средства содержит фрикционное кольцо, прикрепленное к ступице посредством винтов.

Колесо содержит тело (1) и тормозные диски (2), присоединенные к нему с обеих сторон посредством крепежных элементов. На соответствующих участках прилегания тормозных дисков (2) к телу (1) колеса расположен высоконагружаемый механически и термически промежуточный слой (7).

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к тормозным системам транспортных средств. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к области роторов тормозных дисков мотоцикла. .

Изобретение относится к области транспорта, в частности к вентилируемым тормозным дискам для транспортных средств, в частности для транспортных средств промышленного назначения.

Группа изобретений относится к области машиностроения, а именно к дискам для дискового тормоза транспортных средств. Тормозная пластина диска выполнена из первого материала, предназначенного для тормозного воздействия, прикладываемого колодками к тормозным поверхностям. Пластина имеет расширение для соединения с чашкой. Чашка выполнена с возможностью соединения диска со ступицей транспортного средства. Соединительное расширение пластины формирует соединение с геометрическим замыканием с чашкой для передачи торможения с пластины на чашку. Чашка изготовлена из второго материала, отличающегося от первого материала пластины. Соединение с геометрическим замыканием имеет разнесенные вдоль окружности первые зубья или шлицы пластины, которые продолжаются, вдоль оси, для их плотной установки в первые осевые гнезда на чашке. Соединение имеет разнесенные вдоль окружности восьмые зубья или шлицы пластины, которые продолжаются радиально вдоль окружности со смещением относительно первых осевых зубьев, которые продолжаются, по существу, радиально и которые выполнены с возможностью их плотной установки в восьмые радиальные гнезда, присутствующие на чашке. Диск для дискового тормоза, содержащий тормозную пластину. Способ изготовления диска для дискового тормоза, в котором формируют соединительное расширение тормозной пластины. Для соединительного расширения тормозной пластины формируют соединение с геометрическим замыканием и определяют разнесенные вдоль окружности восьмые зубья или шлицы пластины. Устройство для изготовления тормозной пластины для диска дискового тормоза, содержащее матрицу для производства упомянутой пластины. Устройство для изготовления диска, содержащее первую половину матрицы, которая, во взаимодействии со второй половиной матрицы, выполнена с возможностью приема тормозной пластины в полости матрицы для диска. Достигается улучшение технических характеристик устройства. 6 н. и 10 з.п. ф-лы, 30 ил.
Наверх