Способ ремонта механизма управления направляющим аппаратом компрессора двухконтурного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ремонту дефектов, возникающих в парах трения из-за попадания на детали двигателя частиц пыли, грязи, примесей, насекомых и иных инородных частиц, и может быть использовано в двухконтурных газотурбинных двигателях при устранении в условиях эксплуатации заклинивания механизма управления направляющим аппаратом компрессора. Способ ремонта механизма управления направляющим аппаратом компрессора двухконтурного газотурбинного двигателя включает промывку трущихся пар деталей механизма управления. После промывки осуществляют смазку трущихся пар механизма управления. Промывку и смазку трущихся пар механизмов управления осуществляют путем подачи жидкого рабочего тела на трущиеся пары через отверстия в полой трубке, подсоединенной одним концом к источнику с рабочим телом и имеющей, по меньшей мере, один искривленный участок. Трубку вводят во второй контур двигателя через технологическое отверстие. Перед промывкой и перед смазкой осуществляют контроль положения отверстий трубки относительно трущихся пар при помощи эндоскопа, также вводимого во второй контур двигателя через технологическое отверстие. Изобретение позволяет снизить трудоемкость и сократить время на ремонт. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устранению дефектов, возникающих в парах трения из-за попадания на детали двигателя частиц пыли, грязи, примесей, насекомых и иных инородных частиц, и может быть использовано в двухконтурных газотурбинных двигателях в условиях эксплуатации при устранении заклинивания механизма управления направляющим аппаратом компрессора.

Известен способ ремонта механизма управления направляющим аппаратом компрессора двухконтурного газотурбинного двигателя, включающий снятие двигателя с самолета, частичный демонтаж двигателя, промывку керосином под давлением, сборку двигателя и установку двигателя на самолет (см. Ю.С.Елисеев и др. Технология эксплуатации, диагностики и ремонта газотурбинных двигателей. М.: Высш. шк.; 2002, с. 304-306).

Под механизмом понимают «совокупность подвижно соединенных частей, совершающих под действием приложенных сил заданные движения» (см. Большой толковый словарь русского языка/ Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 с. (с. 539)).

Заклиниться - потерять возможность двигаться вследствие плотного прижатия к чему-либо (о двигателе, механизме) (см. Большой толковый словарь русского языка/ Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 с. (с. 326)).

Известный способ достаточно трудоемок и продолжителен.

Технический результат заявленного способа - снижение трудоемкости и сокращение времени на ремонт.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе ремонта механизма управления направляющим аппаратом компрессора двухконтурного газотурбинного двигателя, включающем промывку трущихся пар механизма управления, согласно изобретению, после промывки осуществляют смазку трущихся пар деталей механизма управления, при этом промывку и смазку трущихся пар механизма управления осуществляют путем подачи жидкого рабочего тела на трущиеся пары деталей через отверстия в полой трубке, подсоединенной одним концом к источнику с рабочим телом и имеющей, по меньшей мере, один искривленный участок, при этом трубу вводят во второй контур двигателя через технологическое отверстие, а перед промывкой и перед смазкой осуществляют контроль положения отверстий трубки относительно трущихся пар при помощи эндоскопа, также вводимого во второй контур двигателя через технологическое отверстие.

Указанная совокупность признаков является существенной, так как позволяет при выявлении в эксплуатации дефекта в виде заклинивания деталей механизма управления устранить данную неполадку без демонтажа двигателя.

Промывку и смазку можно осуществлять посекторно, что позволяет за счет увеличения поверхности обработки дополнительно сократить время на устранение дефекта и, как следствие, предотвратить простаивание летательного аппарата в целом.

Промывку можно осуществлять керосином, а смазку смесью керосина и графитовой смазки, что позволяет дополнительно повысить качество очистки и сократить время на ремонт.

Может быть искривлен участок трубки с отверстиями, при этом участок искривлен по дуге окружности, что позволяет увеличить поверхность обработки.

На фиг. 1 схематично изображен двухконтурный газотурбинный двигатель с трубкой, расположенной в зоне механизма управления и введенной в полость двигателя через технологическое отверстие;

на фиг. 2 схематично изображено устройство для ремонта с вариантом выполнения полой трубки с двумя изогнутыми по дуге окружности в двух взаимно перпендикулярных плоскостях участками для обслуживания участков, расположенных от отверстия ввода трубки вверху правой стороны (сектор I) и внизу левой стороны (сектор II);

на фиг. 3 схематично изображено устройство для ремонта с вариантом выполнения полой трубки с двумя изогнутыми по дуге окружности в двух взаимно перпендикулярных плоскостях участками для обслуживания участков, расположенных от отверстия ввода трубки вверху левой стороны (сектор III) и внизу правой стороны (сектор IV);

на фиг. 4 схематично изображено устройство для ремонта с вариантом выполнения полой трубки с одним искривленным участком обслуживания участков, расположенных в плоскости технологических отверстий от отверстия ввода трубки с правой стороны (сектор V) и с левой стороны (сектор VI);

на фиг. 5 схематично изображен вариант расположения во втором контуре двигателя трубки, имеющей два изогнутых по дуге окружности участка и охватывающей верх левой стороны (сектор I) и низ правой стороны (сектор II) (поперечный разрез);

на фиг. 6 схематично изображен вариант расположения во втором контуре двигателя трубки, имеющей два изогнутых по дуге окружности участка и охватывающей верх правой стороны (сектор III) и низ левой стороны (сектор IV) (поперечный разрез);

на фиг. 7 схематично изображен вариант расположения во втором контуре двигателя трубки с одним искривленным участком для участка обслуживания, расположенного в плоскости технологического отверстия с левой стороны (сектор V) и с правой стороны (сектор VI) (поперечный разрез);

на фиг. 8 схематично изображен вариант выполнения трубки с двумя искривленными участками и ее расположение в канале с деталями.

Устройство для ремонта трущихся пар механизма управления направляющим аппаратом компрессора двухконтурного газотурбинного двигателя содержит источник с жидким рабочим телом - бак 1 с манометром 2 контроля давления, сообщенный входом с компрессором 3 и выходом через запорное устройство 4, и штуцер 5 с рабочим элементом в виде полой трубки. Полая трубка имеет прямолинейный участок 6 и два искривленных в одной плоскости или в двух взаимно перпендикулярных плоскостях участка 7 и 8 (габарит по левому винту или габарит по правому винту), при этом один искривленный участок, например участок 8, имеет отверстия (не показаны), расположенные на его вогнутой поверхности, т.е. на стороне, обращенной к ремонтируемой детали, и закрытый (глухой) торец. Радиусы кривизны участков 7 и 8 трубки выбирают из возможности обеспечения ввода и вывода трубки в канал 9 второго контура 10 через технологическое отверстие 11 или 12, ее перемещения в узком винтообразном габарите по каналу 9 и дальнейшей ориентации участка, например 8, с отверстиями над ремонтируемой парой трения без задевания и повреждения стенок второго контура и иных деталей, расположенных в канале 9. Исходя из этих условий, например, численное значение внутреннего RB дуги больше значения наружного радиуса rвн.к внутреннего контура двигателя, а численное значение наружного радиуса RH дуги меньше значения внутреннего радиуса rнар.к наружного контура. Например, технологическое отверстие 11 или 12, в качестве которого выбрано окно крепления запального устройства, имеет диаметр 90 мм, радиус rнар.к наружного контура равен 435 мм, наружный радиус rвн.к внутреннего контура равен 350 мм, тогда радиусы RB и RH равны, соответственно, 365 мм и 375 мм. Это позволяет ввести трубку в канал 9 второго контура, осуществить перемещение по каналу, и ориентировать участок с отверстиями относительно зоны ремонта, и после работы вывести трубку из канала без задевания и повреждения стенок контуров и иных деталей, расположенных в канале. Количество отверстий в трубке выбирают с учетом углов распыла жидкого рабочего тела, минимального расстояния от трубки до обрабатываемых деталей. Длину изогнутой трубки с отверстиями выбирают с учетом возможно большего охвата ремонтируемой поверхности и с учетом осуществления подвода рабочего тела только на ремонтируемую поверхность. Длину участка, на котором необходимо выполнить отверстия, выбирают в зависимости от условий ввода трубки и подвода ее отверстиями к зоне ремонта. К таким условиям можно отнести место расположения технологического отверстия, удаленность поперечных к оси двигателя плоскостей через зоны обрабатываемых пар трения и через технологическое отверстие, а также геометрические характеристики канала второго контура и наличие в нем иных деталей. Ремонтируемая деталь (подвижные части механизма управления направляющим аппаратом компрессора) обозначена позицией 14. Для контроля расположения отверстий трубки в зоне ремонта используют гибкий эндоскоп 15, размещенный в ложементе 16. Ложемент 16 используют для придания жесткости рабочей части гибкого эндоскопа вне дистального конца.

Способ реализуется следующим образом. На стадии подготовки к проведению ремонтных операций по геометрическим характеристикам двигателя изготавливают комплект трубок, имеющих разные геометрические формы. В качестве примера (фиг. 2÷7) рассмотрено использование трех вариантов трубок с изогнутым по дуге окружности участком 8 с отверстиями на его вогнутой поверхности, участком 7, искривленным в той же плоскости или в перпендикулярной плоскости по габариту левого или правого винта, и прямолинейным участком 6, подсоединенным к баку 1. В зависимости от места зоны ремонта выбирают трубку с правым или левым винтовым габаритом изгиба (верхняя левая и нижняя правая ремонтные зоны - правый винт габарита, нижняя левая и верхняя правая зоны - левый винт габарита изгиба) и разбивают ремонтируемый участок на секторы, например на шесть секторов с I по VI.

Осуществляют операцию промывки. Для промывки, например, зоны (сектора) подводят через отверстие 11 в канал 9 второго (наружного) контура эндоскоп 15 в зону I, после этого через это же отверстие 11 подводят в зону I изогнутый участок 8 полой трубки и, контролируя положение отверстий эндоскопом 15, осуществляют ориентирование отверстий над механизмом управления. После точного установления изогнутого участка 8 трубки в зоне I промывки, а именно: над механизмами управления, эндоскоп 15 выводят из зоны промывки. После этого подсоединяют прямолинейный участок 6 трубки к источнику рабочего тела - баку 1 и осуществляют промывку выбранной зоны. Рабочее тело, например, керосин (ТС-1 или РТ ГОСТ 10227-86) - подают под давлением 1-2 кгс/см2 в течение 2-5 сек, затем выжидают 15-30 сек, после чего отсоединяют трубку от бака 1 и выводят ее из канала 9.

Аналогичным образом осуществляют промывку других зон. С той лишь разницей, что в зависимости от выбранного технологического отверстия и зоны ремонта (верх или низ, справа или слева) выбирают из комплекта трубку, имеющую соответствующую изогнутую часть.

После промывки всех шести секторов осуществляют смазку механизма управления. Смазку осуществляют аналогично операции промывки с той лишь разницей, что в качестве рабочего тела используют смесь керосина с графитовой смазкой. Для смазки используют данное устройство, что упрощает ремонт. Перед смазкой осуществляют слив керосина из бака, промывку бака, проверяют распыл рабочего тела через все отверстия и, в случае необходимости, их прочищают, например, контровочной проволокой или другими механическими приспособлениями.

Таким образом, предложенный способ позволяет одной операцией отремонтировать (обработать) достаточно большую поверхность (большое число обрабатываемых деталей) с предотвращением попадания керосина и смазочной жидкости в основной газовоздушный тракт двигателя, используемый для жизнеобеспечения летчика, сократить время на ремонт и осуществить ремонт (обслуживание) двигателя в условиях эксплуатации без демонтажа двигателя.

1. Способ ремонта механизма управления направляющим аппаратом компрессора двухконтурного газотурбинного двигателя, включающий промывку трущихся пар механизма управления, отличающийся тем, что после промывки осуществляют смазку трущихся пар механизма управления, при этом промывку и смазку трущихся пар механизма управления осуществляют путем подачи жидкого рабочего тела на трущиеся пары через отверстия в полой трубке, подсоединенной одним концом к источнику с рабочим телом и имеющей, по меньшей мере, один искривленный участок, при этом трубку вводят во второй контур двигателя через технологическое отверстие, а перед промывкой и перед смазкой осуществляют контроль положения отверстий трубки относительно трущихся пар при помощи эндоскопа, также вводимого во второй контур двигателя через технологическое отверстие.

2. Способ ремонта по п. 1, отличающийся тем, что промывку и смазку осуществляют посекторно.

3. Способ ремонта по п. 1, отличающийся тем, что промывку осуществляют керосином, а смазку смесью керосина и графитовой смазки.

4. Способ ремонта по п. 1, отличающийся тем, что искривлен участок трубки с отверстиями, при этом участок искривлен по дуге окружности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вентилятору с лопастями вентилятора, в частности, для радиаторов автомобилей, причем лопасти вентилятора закреплены на ступице вентилятора.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления (КНД) авиационных турбореактивных двигателей (ТРД). Вал ротора КНД ТРД выполняют барабанно-дисковым, собирая четырехступенчатую по числу дисков конструкцию.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Секция вала ротора с лопатками компрессора низкого давления (КНД) турбореактивного двигателя (ТРД), включающего корпус с проточной частью, выполнена в качестве второй секции вала ротора по ходу воздушного потока в КНД.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления (КНД) авиационных турбореактивных двигателей (ТРД). Вал ротора КНД ТРД выполняют барабанно-дисковым, собирая четырехступенчатую по числу дисков конструкцию.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Вал ротора КНД ТРД выполняют барабанно-дисковым, собирая четырехступенчатую по числу дисков конструкцию.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Секция вала ротора компрессора низкого давления (КНД) турбореактивного двигателя (ТРД), включающего корпус с проточной частью, выполнена в качестве первой секции вала ротора по ходу воздушного потока в КНД.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей (КНД ТРД). Вал ротора КНД ТРД выполняют барабанно-дисковым, собирая четырехступенчатую по числу дисков конструкцию.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к соединению без сварки дисков в роторе компрессора. Ротор (1) компрессора газотурбинного двигателя включает вал (8) со стяжной гайкой (10) перед передним рабочим колесом (6) и конусную обечайку (7) за ротором, соединенную с валом (8).

Изобретение относится к области авиадвигателестроения. Вал компрессора низкого давления выполнен ступенчатой барабанно-дисковой конструкции, включающей не более четырех дисков.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей. Диск третьей ступени ротора компрессора низкого давления ТРД выполнен в виде моноэлемента, включает обод, переходящий в кольцевое полотно, усиленное ступицей, снабженной центральным отверстием.

Роторная лопатка, имеющая платформу, корневую часть, присоединенную к платформе, и поверхность, оканчивающуюся в концевой части и имеющую в поперечном сечении аэродинамическую форму. Толщина роторной лопатки изменяется в зависимости от ее высоты в соответствии с тремя различными линейными функциями: Tmax=-0,8646*h+1,1087, Tmax=-1,0209*h+1,2058, Tmax=-0,7618*h+0,9985, где h - процент от высоты лопатки. Толщина лопатки может быть приведена в соответствие с эксплуатационными характеристиками турбоустановки. Достигается оптимизация характеристик. 5 н. и 5 з.п. ф-лы, 1 табл, 5 ил.

Настоящее изобретение относится к крыльчатке. Лопасть вентилятора по своей радиальной длине имеет по меньшей мере подобные сечения профиля, если смотреть в сечении цилиндра через лопасти вентилятора. Радиально самое наружное сечение профиля, которое лежит в цилиндрической огибающей поверхности крыльчатки, имеет по отношению к соседнему сечению профиля большее смещение, чем это соседнее сечение профиля к своему соседнему сечению профиля. Крыльчатка также на радиально наружном крае может быть выполнена по меньшей мере с одним выступающим струйным элементом, осевая высота которого в области передней кромки и задней кромки лопасти вентилятора имеет максимум. Крыльчатка имеет более простое конструктивное исполнение и создает меньше шума при работе вентилятора. 3 н. и 27 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к турбореактивным или турбовинтовым самолетам. Лопаточное колесо турбомашины, содержащее диск, внешняя периферия которого образована по меньшей мере с одним гнездом для установки ножек лопаток и вставкой (7), установленной между каждой ножкой лопатки и дном гнезда. Вставка (7) содержит по меньшей мере один элемент (17) бистабильного по положению типа, который может занимать первое стабильное положение установки или демонтажа, в котором упомянутый элемент не оказывает усилия на ножку лопатки, и второе стабильное положение, в котором упомянутый бистабильный элемент оказывает радиальное усилие на ножку лопатки. Вставка (7) содержит, кроме того, по меньшей мере один эластичный амортизирующий элемент (12), установленный между дном гнезда и ножкой лопатки. Изобретение обеспечивает повышение устойчивости лопаточного колеса. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Лопатка турбомашины включает перо, вытянутое в радиальном направлении между ножкой и вершиной, в осевом направлении - между передней кромкой и задней кромкой, а в тангенциальном направлении - между корытом и спинкой. Профиль пера лопатки образован рядом элементарных профилей в форме сечений крыла, расположенных друг на друге вдоль линии, соединяющей центры тяжести сечений пера лопатки. Отображение линии, соединяющей центры тяжести сечений пера лопатки по меньшей мере на одной плоскости, радиально вытянутой от ножки лопатки, содержит по меньшей мере одну осевую инверсию направления своей кривизны, расположенную на последних 30 процентах высоты пера лопатки. Плоскость отображения ориентирована, по существу, параллельно хорде в вершине лопатки. Другие изобретения группы относятся к компрессору и турбине турбомашины, содержащим рабочее колесо, включающее указанные выше лопатки. Еще одно изобретение относится к турбомашине, содержащей указанный выше компрессор. Группа изобретений позволяет повысить эффективность турбомашины. 4 н. и 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей. Диск второй ступени ротора компрессора низкого давления ТРД диск выполнен в виде моноэлемента, включающего ступицу с центральным отверстием, обод с пазами для заведения хвостовиков лопаток рабочего колеса и полотно, снабженное наклонными полками. Полотно диска выполнено с переменным по высоте сечением, конически сужающимся от ступицы к ободу с градиентом Gу.т. уменьшения толщины в указанном направлении, равным Gу.т.=(0,05÷0,07) [м/м]. Средний радиус диска от оси вала ротора до внешней поверхности обода в условной плоскости симметрии полотна составляет (0,46÷0,65) от радиуса периферийного контура проточной части двигателя. Угол наклона образующей внешней поверхности обода диска к оси вала ротора составляет φ=(10÷15)°. Градиент радиального расширения обода Gоб определен в диапазоне Gоб=(0,18÷0,26) [м/м]. Пазы для заведения хвостовиков лопаток равномерно разнесены по периметру обода диска с угловой частотой Yп=(5,4÷7,7) [ед/рад]. Продольная ось паза образует с осью вала ротора в проекции на плоскость, параллельную оси вала ротора, угол α установки хвостовика лопатки, определенный в диапазоне значений α=(17÷25)°. Технический результат, достигаемый изобретением, состоит в повышении КПД и увеличении запаса ГДУ на всех режимах работы компрессора при повышении ресурса диска рабочего колеса второй ступени КНД без увеличения материалоемкости диска. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей. Диск выполнен в виде моноэлемента, включающего обод, ступицу с центральным отверстием и полотно с переменным по высоте сечением, конически сужающимся от ступицы к ободу. Ступица выполнена как одно целое с цапфой передней опоры вала ротора, односторонне развитой ко входу в КНД. Средний радиус диска от оси ротора до внешней поверхности обода в условной плоскости симметрии полотна составляет (0,37÷0,49) от радиуса периферийного контура проточной части двигателя. Угол наклона образующей внешней поверхности обода диска к оси вала ротора составляет φ=(17÷25)°. Градиент радиального расширения обода Gоб определен в диапазоне Gоб=(0,28÷0,38) [м/м]. Пазы для заведения хвостовиков лопаток равномерно разнесены по периметру обода диска с угловой частотой Yп=(4,6÷6,2) [ед/рад]. Продольная ось подошвы паза образует с осью вала ротора угол α установки хвостовика лопатки, определенный в диапазоне значений α=(16÷22)°. Боковые грани паза выполнены встречно наклонными одна к другой с образованием углов β между боковой гранью и подошвой паза, равным β=(63÷78)° и сопряжены с подошвой через скругления радиусом r, равным (0,33÷0,38) ширины устья паза. Технический результат, достигаемый изобретением, состоит в повышении КПД и увеличении запаса ГДУ на всех режимах работы компрессора при повышении ресурса диска рабочего колеса первой ступени КНД без увеличения материалоемкости диска. 4 н. и 19 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения. Диск второй ступени ротора компрессора низкого давления ГТД выполнен в виде моноэлемента, включает обод, переходящий в кольцевое полотно, усиленное ступицей, снабженной центральным отверстием. Обод асимметрично соединен с полотном диска с образованием разноплечих кольцевых конических наклонных полок. Обод диска выполнен с возрастающим в сторону потока рабочего тела в осевом сечении КНД радиусом и с углом образующей внешней поверхности обода относительно оси вала ротора, идентичным осевому углу относительно той же оси образующей внутреннего контура проточной части. Радиус диска Rд от оси до внешней поверхности обода в средней плоскости полотна составляет (0,54÷0,77) от радиуса Rп.ч. периферийного контура проточной части в указанной плоскости. Обод диска снабжен системой пазов для закрепления лопаток. Продольная ось каждого паза образует с осью вала ротора в проекции на условную осевую плоскость, нормальную к радиальной оси пера лопатки, угол α установки хвостовика лопатки, определенный в диапазоне значений α=(19÷27)°. Пазы равномерно разнесены по периметру диска с угловой частотой Yп=(6,0÷8,2) [ед./рад] и выполнены в поперечном сечении с боковыми гранями, образующими элемент замкового соединения с хвостовиком лопатки. Достигается повышение КПД и расширение диапазона режимов газодинамической устойчивости компрессора на 2,1% при повышении ресурса диска в 2 раза. 4 н. и 13 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к компрессорам низкого давления авиационных турбореактивных двигателей. Диск третьей ступени выполнен в виде моноэлемента, включающего ступицу с центральным отверстием и снабженную кольцевым коническим силовым элементом с углом наклона образующей и радиусом выходной контактной кромки, равными ответным параметрам упомянутой конической диафрагмы цапфы задней опоры вала. Диск включает обод, наделенный пазами для заведения хвостовиков лопаток рабочего колеса, и полотно. Полотно снабжено в верхней части кольцевыми полками с гребнями лабиринтного уплотнения. Полотно диска выполнено с переменным по высоте сечением, конически сужающимся от ступицы к ободу. Ступица выполнена с осевой шириной, превышающей толщину прикорневой части полотна в (3,5÷5,0) раза. Средний радиус диска от оси вала ротора до внешней поверхности обода в условной плоскости симметрии полотна составляет (0,51÷0,73) от радиуса периферийного контура проточной части двигателя. Угол наклона образующей внешней поверхности обода диска к оси вала ротора составляет φ=(5÷7)°. Пазы разнесены по периметру обода диска с угловой частотой Yп=(7,3÷10,4) [ед/рад]. Продольная ось подошвы паза образует с осью вала ротора в проекции на плоскость, параллельную оси вала ротора, угол α установки хвостовика лопатки, определенный в диапазоне значений α=(18÷26)°. Технический результат, достигаемый изобретением, состоит в повышении КПД и увеличении запаса ГДУ на всех режимах работы компрессора при повышении ресурса диска без увеличения материалоемкости. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения. Диск последней ступени ротора компрессора низкого давления ГТД выполнен в виде моноэлемента, включает обод, переходящий в кольцевое полотно, усиленное ступицей, снабженной центральным отверстием. Обод симметрично соединен с полотном диска с образованием равноплечих кольцевых полок. Полотно диска выполнено с возможностью разъемного соединения через проставку с полкой диска предшествующей ступени. Обод диска выполнен с возрастающим в сторону потока рабочего тела в осевом сечении КНД радиусом и с углом φ=(1,8÷3,4)° образующей внешней поверхности обода относительно оси вала ротора. Обод диска снабжен системой пазов для закрепления лопаток. Продольная ось каждого паза образует с осью вала ротора в проекции на условную осевую плоскость, нормальную к продольной оси пера лопатки, угол α установки хвостовика лопатки, определенный в диапазоне значений (20,1÷29,2)°. Пазы равномерно разнесены по периметру диска с угловой частотой Yп=(5,8÷7,9) [ед/рад] и выполнены в поперечном сечении с боковыми гранями, образующими элемент замкового соединения с хвостовиком лопатки. Достигается повышение КПД и расширение диапазона режимов газодинамической устойчивости компрессора на 2,1% при повышении ресурса диска в 2 раза. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения. Диск третьей ступени ротора компрессора низкого давления ГТД выполнен в виде моноэлемента, включает обод, переходящий в кольцевое полотно, усиленное ступицей, снабженной центральным отверстием. Радиус диска Rд от оси до внешней поверхности обода в средней плоскости полотна составляет (0,59÷0,84) от радиуса Rп.ч. периферийного контура проточной части в указанной плоскости. Обод асимметрично соединен с полотном диска с образованием разноплечих кольцевых полок. Тыльная полка выполнена с возможностью неразъемного соединения через проставку с диском следующей ступени. Для разъемного соединения через проставку с диском предшествующей ступени в полотне диска выполнены отверстия под крепежные элементы. Обод диска снабжен системой пазов для закрепления лопаток. Продольная ось каждого паза образует с осью вала ротора в проекции на условную осевую плоскость, нормальную к радиальной оси пера лопатки, угол α установки хвостовика лопатки, определенный в диапазоне значений α=(17÷25)°. Пазы равномерно разнесены по периметру диска и выполнены в поперечном сечении с боковыми гранями, образующими элемент замкового соединения с хвостовиком лопатки. Полотно снабжено коническим кольцевым элементом, выполненным с углом наклона образующей к геометрической оси диска, составляющим не менее 48°. Достигается повышение КПД и расширение диапазона режимов газодинамической устойчивости компрессора на 2,1% при повышении ресурса диска в 2 раза. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх