Способ диагностики артикуляции речевых расстройств

Изобретение относится к медицине, логопедии и может быть использовано для лечения нарушений артикуляционного аппарата. Обучают изолированной артикуляции звука с одновременным сравнением артикуляции пациента и артикуляции, демонстрируемой на имитационной модели (ИМ). При этом на первом этапе не менее 4 мин проводят артикуляционную гимнастику в виде подражания пациента движениям органов артикуляционного аппарата, демонстрируемым на ИМ. На втором этапе в течение не менее 3 мин корректируют собственную артикуляцию звука с учетом места и способа его образования у пациента и сравнения собственных движений органов артикуляционного аппарата с движениями, демонстрируемыми на ИМ. На третьем этапе не менее 3 мин изолированно произносят звук, вычленяя его из слогов и слов, контролируя его артикуляцию с использованием артикуляции звука, демонстрируемой на ИМ. На четвертом этапе не менее 5 мин произносят слоги и слова различной слоговой структуры с заданным звуком под контролем сравнения их артикуляции с артикуляцией, демонстрируемой на ИМ, с учетом экскурсии, выдержки и рекурсии заданного звука. На пятом этапе не менее 15 мин выполняют упражнения по автоматизации артикуляции звука под контролем сравнения собственной артикуляции с артикуляцией, демонстрируемой на ИМ. Способ обеспечивает быстрое и целенаправленное воздействие на пораженный участок того или иного органа артикуляционного аппарата, активизируя и восстанавливая его деятельность. 3 пр.

 

Предлагаемая разработка относится к медицине, в частности к логопедии, и может быть использована для лечения различных, в том числе тяжелых, расстройств и нарушений деятельности артикуляционного аппарата у детей и взрослых.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений артикуляции у детей и взрослых, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также внешние условия окружающей среды.

Автором проанализировано большое количество литературных источников (1), проводились многочисленные практические наблюдения, и сделаны выводы: низкие результаты лечения аналогичных заболеваний объясняются тем, что логопеды, как правило, начинают свою работу не с учета особенностей строения артикуляционного аппарата, его подвижности, утомляемости, переключаемости, а с постановки звуков.

Звукопроизношение - сложный процесс микропереключения мышц артикуляционного аппарата. Точность их положения, быстрота переключения играют существенную роль в речевом процессе в целом, следовательно, одной из основных задач логопеда является снятие любого напряжения мышц артикуляционного аппарата, чтобы сделать их гибкими, эластичными, послушными и быстро переключаемыми. Необходимо также способствовать развитию и укреплению гипопаретичных мышц.

Для правильной организации речевого акта необходим контроль: с помощью слуха и через кинестетические ощущения. Причем особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим от речевых органов в кору головного мозга. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести коррективы еще до произнесения звука. Слуховой контроль действует лишь в момент его произнесения, человек замечает ошибку. Чтобы ее устранить, нужно исправить и проконтролировать артикуляцию.

Из существующего уровня техники известны логопедическая кукла с языком «Обезьянка Чича» (2). Она имеет язык, зубы, челюсти. Надев игрушку на руку, можно управлять языком, нижней и верхней челюстью обезьянки.

Недостатками данного технического решения являются выпуклая форма неба, отсутствие альвеол, не различение формы переднего, среднего и заднего неба, однотипность и однообразие возможных форм языка, а также образ игрушки. При обучении правильному произношению надо использовать образ человека, так как только человек имеет развитый речевой аппарат.

Подобными признаками и недостатками обладают кукла-перчатка логопедическая «Пес Барбос», «Бегемотик Жужа» (3).

Следующий аналог, взятый за прототип, - логопедические куклы (4): у куклы Бусинки есть открывающийся рот, губы, зубы и язык. Данный аналог выбран автором за прототип, как наиболее близкий к предлагаемой разработке.

Недостатками прототипа являются выпуклая форма неба, отсутствие альвеол, не различение переднего, среднего и заднего неба, однообразие форм языка, а также несоответствие формы лица и формы речевого аппарата человеческим формам. При коррекции артикуляции обучающийся должен знать различия артикуляции звуков не только с точки зрения места образования, но и с точки зрения способа образования. Для верного произношения фрикативных звуков большое значение имеет характер щели между языком и небом и характер смыкания органов артикуляционного аппарата. Коррекция произношения назализованных звуков невозможна на примере куклы Бусинки, так как отсутствует глотка и выход в носовую полость.

Сущность предлагаемого способа в том, что обучающийся получает представление не только о месте образования звука, но и о способе, как корректировать артикуляцию звуков не только в слогах, словах, но и словосочетаниях, предложениях и в потоке речи.

Разработанный автором способ осуществляют следующим образом: первоначально идет определение степени, формы и характера сближения органов речи при артикуляции звуков, выявлением ошибок при моделировании артикуляции обучаемого, демонстрацию правильной артикуляции звука на имитационной модели, обучение изолированной артикуляции звука с одновременным сравнением артикуляции обучаемого и артикуляции, демонстрируемой на имитационной модели.

Диагностика артикуляции включает ряд последовательных этапов:

на первом этапе делается артикуляционная гимнастика, т.е. пациент подражает движениям органов артикуляционного аппарата, демонстрируемым на имитационной демонстрационной модели не менее чем 4 мин;

на втором этапе уточняется место и способ образования звука, сравниваются собственные движения органов артикуляционного аппарата с движениями, демонстрируемыми на имитационной демонстрационной модели, и корректируется собственная артикуляция звука, не менее чем 3 мин;

на третьем этапе изолированно произносят звук, вычленяя его из слогов и слов, одновременно сравнивая собственную артикуляцию звука с артикуляцией, демонстрируемой на имитационной демонстрационной модели, не менее чем 3 мин,

на четвертом этапе произносят слоги и слова разной слоговой структуры, сравнивая собственную артикуляцию звукосочетаний с заданным звуком и артикуляцию, демонстрируемую на имитационной демонстрационной модели, обращая внимание на экскурсию, выдержку и рекурсию заданного звука в звукосочетаниях, не менее чем 5 мин;

на пятом этапе выполняют упражнения, направленные на автоматизацию артикуляции звука, одновременно сравнивая собственную артикуляцию и артикуляцию, демонстрируемую на имитационной демонстрационной модели не менее чем 15 мин.

На каждом из этапов указано минимальное количество времени, в течение которого пациент должен выполнять упражнение. Если упражнение проводится менее указанного времени, то желаемый результат не достигается.

Пример 1. Больной М. (5 лет). Диагноз - стертая дизартрия. Помимо комплексной терапии проводилась и логопедическая работа. Занятия проходили 3 раза в неделю по 20 минут каждое. В течение трех месяцев улучшилась произносительная сторона речи, а именно были автоматизированы шипящие и сонорные звуки.

Пример 2. Больной Д. (6,5 лет). Диагноз - моторная функциональная дислалия артикуляционно-фонематической формы, сигматизм. Занятия проходили 3 раза в неделю по 30 минут. В течение 4 месяцев недостатки произношения шипящих и свистящих были преодолены.

Пример 3. Больной Р. (12 лет). Диагноз - сложная дисграфия. Занятия проходили 2 раза в неделю в течение года. Положительная динамика, выраженная в различении [ш-щ], затем других звуков и букв, наблюдалась с 10 занятия.

Литературы по вопросам коррекции звукопроизношения множество, но ни в одной из работ нет подробного описания предлагаемого способа. Между тем этот способ прост и позволяет быстро и целенаправленно воздействовать на пораженный участок того или иного органа артикуляционного аппарата, активизировать и восстанавливать его деятельность.

Положительный терапевтический результат в применении данного способа - быстро и целенаправленно воздействовать на пораженный участок того или иного органа артикуляционного аппарата для активизации и восстановления его деятельности.

Ни в патентной, ни в научно-технической литературе автором не обнаружено идентичного способа диагностики артикуляции благодаря подражательному обучению с использованием имитационной демонстрационной модели. Задачей заявляемого изобретения является диагностика и коррекция работы речевого аппарата человека с использованием имитационной демонстрационной модели.

В данной работе нет подробного описания самой конструкции имитационной демонстрационной модели, хотя есть указание на ее использование.

Использованная литература

1. Справочник логопеда. Обследование артикуляционного аппарата.

2. http://www.inteltoys.ru/catalog/279/prod413.html. Артикул ИМ-Н008.

3. http://www.inteltoys.ru/catalog/279/prod412.html. Артикул ИМ-Н008,4.

4. Ж. «Дошкольное воспитание». Ухабова, А. Беркун, ст. «Использование кукол в работе учителя-логопеда» - 2014. - №9. - С. 82-88.

Способ коррекции артикуляции при речевых расстройствах, включающий обучение изолированной артикуляции звука с одновременным сравнением артикуляции пациента и артикуляции, демонстрируемой на имитационной модели,
отличающийся тем, что:
- на первом этапе не менее 4 мин осуществляют артикуляционную гимнастику в виде подражания пациента движениям органов артикуляционного аппарата, демонстрируемым на имитационной модели;
- на втором этапе в течение не менее 3 мин корректируют собственную артикуляцию звука с учетом места и способа его образования у пациента и сравнения собственных движений органов артикуляционного аппарата с движениями, демонстрируемыми на имитационной модели;
- на третьем этапе в течение не менее 3 мин изолированно произносят звук, вычленяя его из слогов и слов, контролируя его артикуляцию с использованием артикуляции звука, демонстрируемой на имитационной модели;
- на четвертом этапе в течение не менее 5 мин произносят слоги и слова различной слоговой структуры с заданным звуком под контролем сравнения их артикуляции с артикуляцией, демонстрируемой на имитационной модели, с учетом экскурсии, выдержки и рекурсии заданного звука;
- на пятом этапе в течение не менее 15 мин выполняют упражнения, направленные на автоматизацию артикуляции звука под контролем сравнения собственной артикуляции с артикуляцией, демонстрируемой на имитационной модели.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной медицине. Набор для моделирования отравления угарным газом мелких лабораторных животных содержит устройство для синтеза угарного газа, включающее соединенные трубками колбу с концентрированной серной кислотой, снабженную делительной капельной воронкой, в которой находится муравьиная кислота, и три склянки Дрекселя, причем в первой склянке находится раствор гидроксида натрия, в двух других - дистиллированная вода, и резиновый резервуар для накопления угарного газа, который с одной стороны соединен с трубкой, отходящей от склянки Дрекселя, а с другой - с трубкой с роликовым зажимом для соединения со шприцем.

Изобретение относится к экспериментальной медицине и может быть использовано для моделирования травматического остеомиелита трубчатых костей. Способ включает предварительную сенсибилизацию крыс путем трехкратного внутрибрюшинного введения ослабленной нагреванием при 60°С в течение 30 минут культуры слабовирулентного золотистого стафилококка.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для профилактики экспериментальной молибденовой нефропатии и протеинурии у крыс. Для этого в течение одного месяца вводят препарат «Аквадетрим» в дозировке 3000 МЕ/100 г.

Изобретение относится к медицине, а именно к экспериментальной неврологии, нейрохирургии, и может быть использовано для изучения дегенеративных повреждений позвоночника.
Изобретение относится к медицине, в частности к патологической физиологии, и касается моделирования ожирения в эксперименте. Моделирование проводят в условиях гиподинамии животного.

Изобретение относится к медицине, экспериментальной хирургии. Моделируют механическую желтуху в эксперименте.

Изобретение относится к медицине, в частности патологической физиологии, и касается моделирования стандартного термического ожога у лабораторного животного. Способ включает использование в качестве термического агента электромагнитного излучения и контроль температуры в зоне ожога.

Изобретение относится к экспериментальной медицине, а именно к моделированию артифициального флегмонозного воспаления мягких тканей. Для этого лабораторному животному (крысе) в одном шприце однократно вводят смесь, состоящую из человеческой слюны в количестве 0,3 мл, раствора дексаметазона 0,5 мг, суспензии гидрокортизона ацетата 2,5% в дозировке 20 мг на 100 г массы тела.

Изобретение относится к средствам обучения и информирования населения и может быть использовано для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в отдаленных районах.

Изобретение относится к медицине, в частности к экспериментальной гинекологии, и касается моделирования хронического воспаления эндометрия. Для этого крысе в маточный рог вводят 0,1 мл взвеси аутокала.

Изобретение относится к психологии и медицине, в частности к телесно-ориентированной психотерапии и лечебно-оздоровительной гимнастике. Предназначено для профилактики, оздоровления и лечения людей, борьбы со стрессом.

Изобретение относится к медицине, в частности к реабилитации. На 14 сутки после оперативного вмешательства на фоне стандартной медикаментозной терапии, включающей ингибитор ангиотензинпревращающего фермента (ИАПФ), бета-блокатор, гиполипидснижающий препарат, физиотерапии на область грудной клетки и послеоперационных швов, а также дозированной ходьбы.
Изобретение относится к медицине, лечебной физкультуре и может быть использовано как лечебно-корригирующая гимнастика, профилактика протрузии и грыжи межпозвонковых дисков.
Изобретение относится к медицине, а именно к пульмонологии, и может быть использован для профилактики хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) легкой и средней степени тяжести в стадии стойкой ремиссии.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для формирования двигательных навыков у детей с церебральным параличом. Способ включает формирование двигательных навыков путем лечебной физкультуры (ЛФК) и стимулирующего воздействия на пациента.

Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской психологии, и может использоваться для определения степени интенсивности психогенной боли в структуре хронического болевого синдрома различной этиологии.

Изобретение относится к медицине, физиотерапии, может быть использовано для реабилитации больных легочными заболеваниями, преимущественно туберкулезом. Выполняют гимнастические и дыхательные упражнения в процессе нахождения пациента на спине лошади.

Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физкультуре и терапии, и может быть использовано для больных с висцеральным ожирением. Проводят физические упражнения.

Группа изобретений относится к медицине, иглорефлексотерапии и касается коррекции веса тела. Способ включает проведение иглорефлексотерапии с помощью устройства в виде иглы, содержащей по меньшей мере два соединенных стержня с головкой.
Изобретение относится к медицине, педиатрии, неврологии, перинатологии, восстановительному лечению, может быть использовано для восстановления рефлекторной активности младенцев со спинальными нарушениями.

Группа изобретений относится к медицине, а именно ортопедической стоматологии, и предназначена для создания физической или виртуальной дентальной модели в качестве вспомогательного средства для изготовления зубного протеза.
Наверх