Устройство для защиты катализатора и способ защиты катализатора для двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам обработки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания. Устройство для защиты катализатора включает в себя: катализатор, предусмотренный в системе выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания и очищающий отработавшие газы; блок сбора данных о температуре слоя, получающий информацию о текущей температуре слоя катализатора; блок расчета базового значения приращения, рассчитывающий базовое значение приращения, которое является базовой величиной значения приращения количества топлива, впрыскиваемого форсункой, предусмотренной в двигателе внутреннего сгорания, для охлаждения катализатора, когда текущая температура слоя превышает заданное значение для определения температуры перегрева; компенсатор, получающий скорректированное значение приращения посредством корректировки базового значения приращения с использованием коэффициента уменьшения, рассчитываемого с задействованием значения целевой температуры слоя, заданной явно ниже значения определения; и блок увеличения количества впрыскиваемого топлива, выбирающий одно из значений - базовое значение приращения или скорректированное значение приращения. Когда требуется защита катализатора, значение приращения топлива соответственно оптимизируется до приемлемых значений, без слишком большого уменьшения при этом. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 12 ил.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Область техники, к которой относится изобретение

[0001] Изобретение касается устройства защиты каталитического нейтрализатора и способа защиты каталитического нейтрализатора для двигателя внутреннего сгорания.

2. Описание предшествующего уровня техники

[0002] Некоторые двигатели внутреннего сгорания (двигатели) имеют в своем составе каталитический нейтрализатор очистки отработавших газов, именуемый далее просто катализатором для очистки отработавших газов. Вместе с тем, при избыточном нагреве каталитического нейтрализатора отработавшими газами, имеющими высокую температуру, или тому подобным, очищающая способность катализатора может снижаться. Для поддержания высокой очищающей способности катализатора можно использовать технологию охлаждения катализатора за счет снижения температуры отработавших газов с использованием тепла испарения топлива посредством увеличения количества впрыскиваемого топлива. Увеличение количества впрыскиваемого топлива в этом случае именуется приращением (повышением расхода топлива) для защиты от превышения температуры (защита от перегрева) (ЗП). Количество впрыскиваемого топлива, увеличиваемое при приращении для ЗП, именуется величиной приращения для ЗП.

[0003] В описании японской патентной заявки №2011-220214 (JP 2011-220214 A) рассмотрен метод предупреждения перегрева катализатора расчетом величины приращения для защиты от перегрева, когда текущая температура, т.е. температура, рассчитанная исходя из рабочего состояния двигателя внутреннего сгорания, превышает температуру для определения защиты от перегрева. Чрезмерное приращение для ЗП может привести к увеличению выбросов углеводородов (НС) и моноокиси углерода (СО). Кроме того, чрезмерное приращение для ЗП невыгодно в смысле экономии топлива. С учетом этого, в японской патентной заявке JP 2011-220214А рассчитан поправочный коэффициент, и впрыск топлива осуществляется исходя из величины приращения для ЗП, скорректированной на поправочный коэффициент. В расчет поправочного коэффициента включена температура для определения защиты от перегрева.

[0004] При этом в японской патентной заявке JP 2011-220214A температура для определения защиты от перегрева используется в расчете поправочного коэффициента, поэтому величина приращения для ЗП существенно уменьшается. В результате существует возможность недостаточного охлаждения каталитического нейтрализатора.

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

[0005] В настоящем изобретении предложено устройство защиты катализатора и способ защиты катализатора, которые, соответственно, уменьшают величину приращения для защиты от перегрева в пределах диапазона, в котором возможно избежать перегрева катализатора.

[0006] Первый объект изобретения касается устройства для защиты катализатора для двигателя внутреннего сгорания. Устройство для защиты катализатора включает в себя: каталитический нейтрализатор, предусмотренный в системе выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания и выполняющий очистку отработавших газов; блок сбора данных о температуре слоя катализатора, сконфигурированный для получения информации о текущей температуре слоя катализатора на основе установившейся температуры слоя, то есть температуры катализатора в случае, когда рабочее состояние двигателя внутреннего сгорания является установившимся; а также блок увеличения количества впрыскиваемого топлива, сконфигурированный для увеличения количества впрыскиваемого топлива в двигатель внутреннего сгорания, когда текущая температура слоя превысит заданное значение для определения, при этом блок увеличения количества впрыскиваемого топлива сконфигурирован для увеличения количества впрыскиваемого топлива на первое значение приращения, которое получают на основе (i) первого базового значения приращения, получаемого на основе рабочего состояния двигателя внутреннего сгорания, и (ii) поправочного коэффициента, который получают на основе текущей температуры слоя и целевой температуры слоя, меньшей, чем заданное значение для определения.

[0007] При расчете поправочного коэффициента применяется целевое значение температуры, установленное на некоторую величину ниже заданного значения для определения. Таким образом, можно соответствующим образом уменьшить базовое значение приращения, не допуская чрезмерного уменьшения количества впрыскиваемого топлива

[0008] В устройстве для защиты каталитического нейтрализатора, в соответствии с первым объектом изобретения, при воздействии на двигатель внутреннего сгорания управления изменением угла опережения зажигания для задержки опережения зажигания топлива, блок увеличения количества впрыскиваемого топлива сконфигурирован для увеличения количества впрыскиваемого топлива на сумму (i) первого значения приращения и (ii) второго значения приращения, получаемого на основе поправочного коэффициента и второго базового значения приращения, получаемого на основе величины изменения угла опережения зажигания посредством применения управления изменением угла опережения зажиганием

[0009] В устройстве защиты каталитического нейтрализатора, в соответствии с первым объектом изобретения, в случае определения необходимости в защите катализатора, когда блок увеличения количества впрыскиваемого топлива увеличивает количества впрыскиваемого топлива на сумму первого значения приращения и второго значения приращения, блок увеличения количества впрыскиваемого топлива может избрать второе базовое значение приращения в качестве второго значения приращения.

[0010] Значение, соответствующее рабочему состоянию двигателя внутреннего сгорания, может использоваться в качестве базового значения приращения. Например, в качестве базового значения может применяться значение, рассчитанное исходя из частоты вращения вала двигателя внутреннего сгорания и количества впускаемого воздуха (нагрузки). При воздействии на двигатель внутреннего сгорания управлением углом опережения зажигания, может выполняться уменьшение угла опережения зажигания с целью увеличения количества впрыскиваемого топлива для подавления повышения температуры катализатора, связанного с управлением углом опережения зажигания. Желательным является внесение корректировки для уменьшения угла опережения зажигания с помощью поправочного коэффициента. Вместе с тем; при выполнении текущего определения приращения, то есть, если определяется необходимость в защите катализатора, обеспечивается достаточная величина впрыска топлива при недопущении уменьшения угла опережения зажигания, чтобы отдать приоритет защите катализатора.

[0011] В устройстве для защиты каталитического нейтрализатора, в соответствии с первым объектом изобретения, целевой температурой слоя может быть температура слоя, к которой приближается температура слоя во время, когда выполняется увеличение количества впрыскиваемого топлива на первое базовое значение приращения.

[0012] Устройство для защиты катализатора, в соответствии с первым объектом изобретения, может дополнительно включать в себя блок сбора данных об установившейся температуре слоя, сконфигурированный для получения данных об установившейся температуре слоя, то есть температуре катализатора в случае, когда рабочим состоянием двигателя внутреннего сгорания является установившийся режим. В устройстве для защиты катализатора, поправочный коэффициент может являться отношением разности между текущей температурой слоя и целевой температурой слоя к разности между установившейся температурой слоя и целевой температурой слоя.

[0013] Возможно определение соответствующего значения приращения посредством расчета значения приращения, которое вводится для снижения температуры слоя на 1°C.

[0014] В устройстве для защиты каталитического нейтрализатора, в соответствии с первым объектом изобретения, блок увеличения количества впрыскиваемого топлива может быть сконфигурирован для увеличения количества впрыскиваемого топлива на первое значение приращения, которое рассчитывается для каждой из множества областей катализатора в направлении потока отработавших газов.

[0015] В устройстве для защиты каталитического нейтрализатора, в соответствии с первым объектом изобретения, исходя из определения, требуется ли увеличение количества впрыскиваемого топлива для заданной контрольной области, и определения, требуется ли увеличение количества впрыскиваемого топлива для области выше по потоку относительно контрольной области в направлении потока отработавших газов из числа множества областей, блок увеличения количества впрыскиваемого топлива может быть сконфигурирован для добавления значения приращения для контрольной области к значению приращения для области выше по потоку относительно контрольной области в направлении потока отработавших газов.

[0016] В устройстве для защиты каталитического нейтрализатора, в соответствии с первым объектом изобретения, когда определяется необходимость в увеличении количества впрыскиваемого топлива, как для заданной контрольной области, так и для смежной области выше по потоку относительно контрольной области в направлении потока отработавших газов из числа множества областей, блок увеличения количества впрыскиваемого топлива может быть сконфигурирован с возможностью добавления значения приращения для контрольной области к значению приращения для смежной области выше по потоку относительно контрольной области в направлении потока отработавших газов.

[0017] В устройстве защиты каталитического нейтрализатора, в соответствии с первым объектом изобретения, когда блок сбора данных о температуре слоя задает значение для определения для каждой из множества областей и затем рассчитывает значение приращения для заданной контрольной области из числа множества областей и значение приращения для области выше по потоку относительно контрольной области в направлении потока отработавших газов из числа множества областей на основе значений для определения, заданных соответственно для областей, блок сбора данных о температуре слоя может получать информацию о температуре слоя в контрольной области, исходя из значения для определения, заданного для области выше по потоку относительно контрольной области в направлении потока отработавших газов.

[0018] В устройстве для защиты каталитического нейтрализатора, в соответствии с первым объектом изобретения, блок увеличения количества впрыскиваемого топлива может задавать значение в качестве значения для определения для контрольной области, являющейся одной из множества областей, меньше значения для определения, заданного для области выше по потоку относительно заданной контрольной области в направлении потока отработавших газов, и может определять для каждой области, требуется ли увеличение количества впрыскиваемого топлива, сравнивая текущую температуру слоя для каждой из областей со значением для определения, заданным для каждой из областей.

[0019] Второй объект изобретения представляет способ защиты катализатора для двигателя внутреннего сгорания. Способ защиты катализатора включает в себя: получение информации о текущей температуре слоя катализатора, очищающего отработавшие газы; и, в случае, когда текущая температура слоя превышает заданное значение для определения, увеличивают количество впрыскиваемого топлива на значение приращения, получаемое на основе (i) базового значения приращения, полученного исходя из рабочего состояния двигателя внутреннего сгорания, и (ii) поправочного коэффициента, полученного на основе текущей температуры слоя и целевой температуры слоя, меньшей заданного значения для определения.

[0020] С помощью устройства защиты катализатора и способа защиты катализатора, в соответствии с объектами изобретения, можно соответствующим образом уменьшать величину приращения для ЗП в пределах диапазона, в котором возможно предупреждение перегрева каталитического нейтрализатора.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

[0021] Признаки, преимущества, техническая и промышленная значимость примеров осуществления изобретения описаны ниже со ссылкой на сопровождающие чертежи, на которых одинаковые позиции означают одинаковые элементы, и при этом:

на фиг. 1 показана схема двигателя, на котором применено устройство защиты катализатора в соответствии с примером осуществления изобретения;

на фиг. 2 показана функциональная блок-схема устройства защиты катализатора в соответствии с примером осуществления изобретения;

на фиг. 3 показана схема катализатора с обозначением передней и центральной его частей;

на фиг. 4А показана блок-схема управления устройством защиты катализатора, в соответствии с примером осуществления изобретения;

на фиг. 4B показано продолжение блок-схемы управления устройством защиты катализатора, в соответствии с примером осуществления изобретения;

на фиг. 4С показано продолжение блок-схемы управления устройством защиты катализатора, в соответствии с примером осуществления изобретения;

на фиг. 5 представлено изображение, на котором показан пример карты (графика), по которой рассчитывают базовое значение приращения исходя из частоты вращения и нагрузки двигателя;

На фиг. 6 показана временная диаграмма, представляющая изменения во времени значений параметров в устройстве защиты катализатора в соответствии с примером осуществления изобретения;

На фиг. 7 показана диаграмма, иллюстрирующая зависимость между температурой совпадения и величиной приращения для ЗП в примере осуществления изобретения вместе с примером осуществления для сравнения;

На фиг. 8 показаны диаграммы, иллюстрирующие зависимость между величиной приращения для ЗП и изменением температуры слоя в примере осуществления изобретения вместе с примером осуществления для сравнения;

На фиг. 9 показаны диаграммы, иллюстрирующие зависимость между величиной приращения для защиты от перегрева изменением температуры слоя передней части и изменением температуры слоя центральной части катализатора;

На фиг. 10 показана диаграмма расчета поправочного коэффициента для центральной части каталитического нейтрализатора;

На фиг. 11 показан пример карты (графика) для расчета базового значения приращения уменьшения угла опережения зажигания; и

На фиг. 12 показана таблица, демонстрирующая соответствие между состоянием метки каждого определения защиты от перегрева, и измерение приращения для защиты от перегрева (ЗП).

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ПРИМЕРОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

[0022] Пример осуществления изобретения описывается со ссылкой на сопровождающие чертежи.

[0023] Сначала описывается конфигурация устройства защиты катализатора для двигателя внутреннего сгорания (именуемая далее просто устройством защиты катализатора). На фиг. 1 показана схема двигателя внутреннего сгорания, на котором применено устройство защиты катализатора в соответствии с примером осуществления изобретения.

[0024] Как показано на фиг. 1, двигатель включает в себя блок 2 управления двигателем (ECU), блок 4 двигателя, коленчатый вал 6, датчик 7 угла поворота коленчатого вала, форсунку 8 впрыска топлива, датчик 9 впускаемого воздуха, каталитический нейтрализатор 10 для очистки отработавших газов (именуемый далее просто катализатором, где применимо), впускной трубопровод 12, выпускной трубопровод 14 и свечу 16 зажигания.

[0025] Форсунка 8 впрыска топлива, впускной трубопровод 12, выпускной трубопровод 14 и свеча 16 зажигания располагаются в блоке 4 двигателя. Датчик 7 угла поворота коленчатого вала расположен в картере блока 4 двигателя и определяет угол поворота коленчатого вала 6. Форсунка 8 впрыска топлива и датчик 9 впускаемого воздуха размещены на впускном трубопроводе 12. Форсунка 8 впрыска топлива выполняет впрыск топлива. Датчик 9 впускаемого воздуха определяет количество воздуха, который поступает в цилиндр блока 4 двигателя через впускной трубопровод 12. Катализатор 10 расположен в системе выпуска отработавших газов. Конкретно, катализатор 10 расположен в выпускном трубопроводе 14 и выполняет очистку отработавших газов, выходящих из цилиндра блока 4 двигателя. Блок 2 ECU получает данные о величине угла поворота коленчатого вала и количестве поступающего воздуха. Угол поворота коленчатого вала определяется датчиком 7 угла поворота коленчатого вала. Количество поступающего воздуха определяется датчиком 9 впускаемого воздуха. Блок 2 ECU управляет подачей топлива через форсунку 8 впрыска топлива и зажиганием, осуществляемым свечой 16 зажигания.

[0026] На фиг. 2 показана функциональная блок-схема устройства защиты катализатора в соответствии с примером осуществления. Как показано на фиг. 2, блок 2 ECU функционирует как блок 18 определения частоты вращения (детектор частоты вращения), блок 20 сбора данных о температуре слоя, блок 22 расчета базового значения приращения, компаратор 23, компенсатор 24 и блок 26 увеличения количества впрыскиваемого топлива. Блок 20 сбора данных о температуре слоя функционирует как блок сбора данных о температуре слоя и блок сбора данных об установившейся температуре слоя. Конкретно, блок 20 сбора данных о температуре слоя получает информацию о текущей температуре слоя катализатора 10 и получает информацию об установившейся температуре слоя. Блок 20 сбора данных о температуре слоя получает информацию об установившейся температуре слоя исходя из рабочего состояния двигателя внутреннего сгорания. Установившейся температурой слоя является температура катализатора 10 в случае, когда рабочим состоянием двигателя внутреннего сгорания является установившийся режим. Блок 2 ECU хранит заранее заданное значение для определения (пороговое значение для определения температуры катализатора), то есть, блок 2 ECU хранит температуру для определения защиты от перегрева. Блок 2 ECU сравнивает текущую температуру слоя с температурой для определения защиты от перегрева и определяет, требуется ли приращение для ЗП. Блок 2 ECU хранит также целевую температуру слоя. Целевая температура слоя подробно описывается далее.

[0027] Как показано на фиг. 3, катализатор 10 располагается вдоль потока отработавших газов. То есть, катализатор 10 располагается вдоль потока отработавших газов как множество зон. В частности, катализатор 10 подразделяется на переднюю часть и центральную часть. Передняя часть расположена на стороне входа в направлении потока отработавших газов. Центральная часть находится рядом с передней частью и расположена ниже по потоку от передней части. Кроме того, не требуется четкое разделение передней части и центральной части перегородкой или иным подобным способом. Необходимо лишь различать переднюю часть и центральную часть в качестве отдельных областей. Блок 26 увеличивает количество впрыскиваемого топлива с учетом величины приращения для ЗП. Величина приращения для ЗП рассчитывается для каждой области катализатора 10 в направлении потока отработавших газов.

[0028] Блок 18 определения частоты вращения получает информацию о величине угла поворота коленчатого вала и определяет частоту вращения исходя из угла поворота коленчатого вала. Угол поворота коленчатого вала регистрируется датчиком 7 угла поворота коленчатого вала. Блок 20 сбора данных о температуре слоя получает информацию об установившейся температуре слоя катализатора 10 и текущей температуре слоя катализатора 10 исходя из количества впускаемого воздуха и частоты вращения вала двигателя внутреннего сгорания. Количество впускаемого воздуха определяется датчиком 9 впускаемого воздуха. Частота вращения определяется блоком 18 определения частоты вращения. Установившейся температурой слоя является температура, к которой сводится температура слоя катализатора 10 (температура конвергенции) в случае, когда двигатель внутреннего сгорания работает при некотором количестве впускаемого воздуха и некоторой частоте вращения. То есть, установившейся температурой слоя является температура, к которой сводится (приходит) температура слоя катализатора 10 в случае, когда рабочим состоянием является установившийся режим. Текущей температурой слоя является, например, получаемая сглаживанием результатов измерений исходя из температуры конвергенции (установившаяся температура слоя).

[0029] Блок 22 расчета базового значения приращения рассчитывает базовое значение приращения исходя из количества впускаемого воздуха и частоты вращения. Базовое значение приращения является основой для количества топлива, которое должна подать форсунка 8 впрыска топлива. Информацию о базовом значении приращения получают, например, соответственно карте, представленной на фиг. 5. То есть, информацию о базовом значении приращения получают исходя из частоты вращения вала двигателя и нагрузки. Информацию о базовом значении приращения можно получить как для передней части, так и для центральной части катализатора 10, представленного на фиг. 3. Кроме того, как показано на фиг. 11, можно получить базовое значение приращения (базовое значение приращения уменьшения угла опережения зажигания), соответствующее управлению углом опережения зажигания. Компаратор 23 сравнивает между собой установившуюся температуру слоя, текущую температуру слоя и температуру для определения защиты от перегрева и определяет соотношение значений этих температур. Кроме того, компаратор 23 определяет соотношения этих значений на этапах, которые включены в блок-схему, представленную на фиг. 4.

[0030] Компенсатор 24 корректирует базовое значение приращения, исходя из установившейся температуры слоя и текущей температуры слоя. Установившаяся температура слоя и текущая температура слоя измеряются блоком 20 сбора данных о температуре слоя. Базовое значение приращения рассчитывается блоком 22 расчета базового значения приращения. В частности, компенсатор 24 корректирует базовое значение приращения, используя поправочный коэффициент, и получает скорректированное значение приращения. Целевая температура слоя имеет значение ниже температуры для определения защиты от перегрева (значение для определения). Поправочный коэффициент рассчитывается с учетом целевой температуры слоя.

[0031] Блок 26 увеличения количества впрыскиваемого топлива избирает какое-либо одно из значений - базовое значение приращения и скорректированное значение приращения в качестве окончательной величины приращения для защиты от перегрева. Количество топлива, увеличенное на величину приращением для защиты от перегрева, определенную блоком 26 увеличения количества впрыскиваемого топлива, подается форсункой впрыска топлива. То есть, форсункой впрыскивается количество топлива равное сумме величины приращением для защиты от перегрева и количеству топлива до приращением для защиты от перегрева. Подробное описание приведено далее.

[0032] Далее описан пример управления устройством защиты катализатора в соответствии с примером осуществления изобретения, со ссылкой на блок-схему, представленную на фиг. 4А. Управление устройством защиты катализатора осуществляет в основном блок 2 ECU.

[0033] Сначала, на этапе S1, определяют, превышает ли установившаяся температура слоя температуру для определения защиты от перегрева. Это обусловлено тем, что состояние, в котором не выполняется вышеуказанное требование, является состоянием, в котором не требуется управление приращением для защиты от перегрева. Процесс этапа S1 повторяют до тех пор, пока не будет выполнено положительное определение. Температура конвергенции (установившаяся температура слоя) возрастает в ответ на увеличение угла открытия акселератора в момент t1, как показано на фиг. 6. Текущая температура слоя приближается к установившейся температуре слоя с задержкой по времени.

[0034] Если на этапе S1 формируется положительное определение, процесс переходит к этапу S2. На этапе S2 получают информацию о базовом значении приращения. Информацию о базовом значении приращения получают по карте, представленной на фиг. 5. То есть, первое базовое значение о приращении получают, исходя из частоты вращения и нагрузки двигателя. Здесь первое базовое значение приращения является базовым значением приращения, которое учитывает состояние передней части катализатора 10, показанной на фиг. 3.

[0035] На этапе S3, следующим за этапом S2, определяют, удовлетворяется ли условие расчета первого поправочного коэффициента. Здесь получают первый поправочный коэффициент, исходя из текущей температуры слоя и целевой температуры слоя. В частности, первый поправочный коэффициент рассчитывают по следующему математическому выражению 1 для получения отношения разности между текущей температурой слоя и целевой температурой слоя к разности между установившейся температурой слоя и целевой температурой слоя. Первый поправочный коэффициент является коэффициентом для уменьшения первого базового значения приращения.

Выражение 1: Первый поправочный коэффициент = [(Текущая температура слоя) - (Целевая температура слоя)] / [(Установившаяся температура слоя) - (Целевая температура слоя)]

Целевая температура слоя имеет значение ниже температуры для определения защиты от перегрева, и она означает температуру слоя, к которой температура слоя приближается в момент, когда выполняется увеличение количества впрыскиваемого топлива на первое базовое значение приращения. Таким образом, первый поправочный коэффициент является коэффициентом, полученным с учетом влияния ввода первого базового значения приращения. Тем самым подавляют чрезмерное уменьшение базового значения приращения и предотвращают состояние избыточной температуры.

[0036] На этапе S3 определяют, удовлетворяется ли условие расчета первого поправочного коэффициента. В частности, определяют, удовлетворяется ли условие расчета [(Текущая температура слоя) - (Целевая температура)] ≥ 0 и [(Установившаяся температура слоя) - (Целевая температура)] ≥ 0. Это обусловлено тем, что если условие расчета не удовлетворяется, рассчитанное значение является неприемлемым для уменьшения базового значения приращения. Если на этапе S3 формируется положительное определение, процесс переходит к этапу S4. На этапе S4 метка разрешения расчета первого поправочного коэффициента имеет значение включено. Затем процесс переходит к этапу S5. Напротив, если на этапе S3 формируется отрицательное определение, процесс пропускает этап S4 и переходит к этапу S5.

[0037] На этапе S5 определяют, находится ли метка определения защиты от перегрева передней части в состоянии включено. То есть, определяют, увеличилась ли текущая температура слоя, показанная на фиг.6, и превысила ли она температуру для определения защиты от перегрева. Как показано на фиг. 6, в момент t2 текущая температура слоя превышает температуру для определения защиты от перегрева. Следовательно, метку определения защиты от перегрева переводят в состояние включено в момент t2. Если на этапе S5 формируется положительное определение, процесс переходит к этапу S6. Если на этапе S5 формируется отрицательное определение, процесс переходит к этапу S8. Этап S8 описывается далее.

[0038] На этапе S6 определяют, находится ли метка разрешения расчета первого поправочного коэффициента в состоянии включено. Если процесс проходит через этап S4 значит, формируется положительное определение. Если на этапе S6 формируется положительное определение, процесс переходит к этапу S7. На этапе S7 рассчитывают первый поправочный коэффициент по выражению 1.

[0039] Напротив, если на этапе S5 или этапе S6 формируется отрицательное определение, процесс переходит к этапу S8. На этапе S8 значение «1» применяют в качестве первого поправочного коэффициента. Это величина, которую применяют в целях предупреждения ошибки для эффективного значения приращения. Например, если первый поправочный коэффициент больше «1» в силу разных факторов, базовое значение приращения увеличивается дополнительно, и происходит избыточное увеличение. Чтобы избежать этой ситуации, в качестве первого поправочного коэффициента применяют «1». При применении значения «1» в качестве первого поправочного коэффициента базовое значение приращения выводится напрямую. Тем самым катализатор охлаждается, и обеспечивается защита катализатора.

[0040] На этапе S9 после этапа S7 и этапа S8 определяют, удовлетворяется ли условие (0 ≤ первый поправочный коэффициент ≤ 1). Если на этапе S9 формируется положительное определение, процесс переходит к этапу S10, приведенному на блок-схеме, показанной на фиг. 4B. На этапе S10 рассчитывают первую величину приращения для защиты от перегрева по выражению 2. Первая величина приращения для защиты от перегрева соответствует скорректированному значению приращения.

Выражение 2: (Первая величина приращения для защиты от перегрева) = (Первый поправочный коэффициент) × (Первое базовое значение приращения)

[0041] Напротив, если первый поправочный коэффициент оказывается вне диапазона (0 ≤ первый поправочный коэффициент ≤ 1) и формируется отрицательное определение на этапе S9, то процесс переходит к этапу S11. На этапе S11 значение «1» задают в качестве первого поправочного коэффициента. В результате первое базовое значение приращения рассчитывают как первую величину приращения для защиты от перегрева. Например, даже если не рассчитывают точное значение, обусловленное работой системы управления устройства, обеспечивается количество впрыскиваемого топлива в соответствии с базовым значением приращения. Тем самым обеспечивается защита катализатора.

[0042] Посредством выполнения процесса до этапа S11 завершен расчет величины приращения для защиты от перегрева для передней части катализатора 10. Процесс до этапа S11 можно рассматривать как управление устройством защиты катализатора. То есть, в настоящем примере осуществления изобретения, последовательно выполняют процесс охлаждения центральной части катализатора 10 и процесс охлаждения после уменьшения угла опережения зажигания; вместе с тем, можно определить конечную величину приращения для защиты от перегрева репрезентативно для передней части и затем выполнить впрыск топлива.

[0043] Здесь описано поведение температуры в случае впрыска топлива с использованием первой величины приращения для защиты от перегрева, рассчитанной на этапе S10 в качестве конечной величины приращения для защиты от перегрева, со ссылкой на фигуры с фиг. 6 по фиг. 8 вместе со сравнительными примерами осуществления.

[0044] На фиг. 6, в первом примере осуществления для сравнения впрыск топлива выполняют постоянно с использованием базового значения приращения. То есть, не принимается мер по уменьшению базового значения приращения. Во втором примере осуществления для сравнения рассчитывают поправочный коэффициент, используя выражение 3.

Выражение 3: Поправочный коэффициент = [(Текущая температура слоя) - (Температура для определения защиты от перегрева)] / [((Установившаяся температура слоя) - (Температура для определения защиты от перегрева)]

[0045] В первом примере осуществления для сравнения впрыск топлива выполняют постоянно с использованием базового значения приращения, поэтому количество впрыскиваемого топлива может оказаться избыточным. В результате фактическая температура может понизиться больше необходимого, и количество выбросов СО может увеличиться.

[0046] Во втором примере осуществления для сравнения величина уменьшения базового значения приращения может оказаться избыточной, увеличение количества впрыскиваемого топлива может быть недостаточным, и температура слоя может подняться выше температуры защиты от перегрева. Это явление будет описано со ссылкой на фиг. 7 и фиг. 8. Во втором примере осуществления для сравнения применяют поправочный коэффициент, рассчитанный по выражению 3. В выражение 3 включена температура для определения защиты от перегрева. Соответственно, как показано на фиг. 7, охлаждение является недостаточным, особенно на начальной стадии управления приращением, на которой температура катализатора является низкой. Как показано на фиг. 8, в примере осуществления сразу после достижения температурой слоя температуры для определения защиты от перегрева величина приращения для защиты от перегрева увеличивается практически вертикально. Наоборот, во втором сравнительном примере осуществления величина приращения для защиты от перегрева увеличивается постепенно, так что температура слоя может возрасти выше температуры для определения защиты от перегрева.

[0047] Таким образом, в устройстве защиты катализатора в соответствии с примером осуществления изобретения используют целевую температуру слоя ниже температуры для определения защиты от перегрева в момент расчета поправочного коэффициента, поэтому можно рассчитать соответствующую величину приращения для защиты от перегрева.

[0048] Далее описан процесс, начиная с этапа S12. Используя процесс с этапа S12 по этап S20, рассчитывают величину приращения для защиты от перегрева для центральной части катализатора 10. При расчете величины приращения для защиты от перегрева для центральной части используют первое базовое значение приращения, как и в случае, когда рассчитывают величину приращения для защиты от перегрева для передней части. Как показано на фиг. 9, величина приращения для центральной части катализатора 10 (вторая величина приращения для защиты от перегрева) прибавляется в конце к первой величине приращения для защиты от перегрева (этап S30). Вторую величину приращения для защиты от перегрева рассчитывают, например, как значение при резком росте температуры в случае осуществления управления отсечкой топлива (F/C).

[0049] На этапе S12 определяют, выполняется ли условие расчета второго поправочного коэффициента. Здесь рассчитывают второй поправочный коэффициент по выражению 4. Второй поправочный коэффициент является коэффициентом для уменьшения первого базового значения приращения.

Выражение 4: Второй поправочный коэффициент = [(Текущая температура слоя центральной части) - (Температура для определения защиты от перегрева для центральной части)] / [(Установившаяся температура слоя) - (Целевая температура слоя)].

Целевая температура слоя является значением, аналогичным значению при расчете первого поправочного коэффициента, и ее задают с величиной ниже температуры для определения защиты от перегрева. Целевая температура слоя означает температуру слоя, к которой приближается температура слоя в момент выполнения увеличения количества впрыскиваемого топлива на первое базовое значение приращения. Таким образом, второй поправочный коэффициент является коэффициентом, полученным с учетом влияния ввода первого базового значения приращения. Тем самым подавляется чрезмерное уменьшение базового значения приращения. Следовательно, предотвращается состояние перегрева катализатора.

[0050] Для получения текущей температуры слоя центральной части рассчитывают эталонное значение для расчета текущей температуры слоя центральной части, показанное на фиг. 10. То есть, рассчитывают эталонное значение для расчета текущей температуры слоя в центральной части. Эталонное значение для расчета текущей температуры слоя центральной части получают преобразованием текущей температуры слоя в передней части. Конкретно, эталонное значение для расчета текущей температуры слоя центральной части получают ограничением текущей температуры слоя температурой для определения ЗП для передней части после достижения текущей температурой слоя в передней части температуры для определения ЗП. То есть, эталонное значение для расчета текущей температуры слоя центральной части получают ограничением текущей температуры слоя температурой для определения защиты от перегрева для передней части после достижения текущей температурой слоя на передней части температуры для определения защиты от перегрева. Текущую температуру слоя центральной части получают сглаживанием эталонного значения для расчета текущей температуры слоя центральной части. Причина, почему текущую температуру слоя центральной части определяют таким образом, является следующей. То есть, когда делается определение защиты от перегрева в передней части и затем выполняется приращение для защиты от перегрева для передней части, текущая температура слоя передней части уменьшается от температуры для определения защиты от перегрева до целевой температуры слоя. Однако сложно измерить, с какой скоростью фактическая температура слоя приближается к целевой температуре слоя после выполнения приращения для защиты от перегрева. Затем, во время выполнения увеличения количества впрыскиваемого топлива, определяют текущую температуру слоя центральной части посредством использования значения, сглаженного до температуры для определения приращения, которая является предельно высокой температурой, превышать которую не разрешается.

[0051] Температуру для определения защиты от перегрева для центральной части задают значением, меньшим целевой температуры слоя на теплоту окисления α°C материала катализатора. В центральной части катализатора 10, например, температура слоя увеличивается при выполнении управления отсечкой топлива (F/C). Температуру для определения защиты от перегрева задают в ожидании увеличения температуры слоя.

[0052] На этапе S12 определяют, удовлетворяется ли вышеуказанное условие расчета второго поправочного коэффициента. В частности, определяют, удовлетворяется ли условие разрешения расчета [(Текущая температура слоя центральной части) - (Температура определения защиты от перегрева для центральной части)] ≥ 0 и [(Установившаяся температура слоя) - (Целевая температура слоя)] ≥ 0. Это обусловлено тем, что если условие разрешения расчета не удовлетворяется, рассчитанное значение является неприемлемым в качестве значения для уменьшения базового значения приращения. Если на этапе S12 формируется положительное определение, процесс переходит к этапу S13, и на этапе S13 метку разрешения расчета второго поправочного коэффициента переводят в состояние включено. Затем процесс переходит к этапу S14. Напротив, если на этапе S12 формируется отрицательное определение, процесс пропускает этап S13 и переходит к этапу S14.

[0053] На этапе S14 определяют, находится ли метка определения ЗП для центральной части в состоянии включено. То есть, определяют, превысила ли текущая температура слоя центральной части, показанная на фиг. 10, температуру для определения защиты от перегрева. Если на этапе S14 формируется положительное определение, процесс переходит к этапу S15. Если на этапе S14 формируется отрицательное определение, процесс переходит к этапу SI7. Этап S17 описывается далее.

[0054] На этапе S15 определяют, находится ли метка разрешения расчета второго поправочного коэффициента в состоянии включено. Если процесс проходит через этап S13 значит, формируется положительное определение. Если на этапе S15 формируется положительное определение, процесс переходит к этапу S16. На этапе S16 рассчитывают второй поправочный коэффициент по выражению 4.

[0055] Напротив, если на этапе S14 или этапе S15 формируется отрицательное определение, процесс переходит к этапу S17. На этапе S17 значение «1» применяют в качестве второго поправочного коэффициента. Это величина, которую применяют для эффективного значения приращения в целях предупреждения ошибки. Например, если второй поправочный коэффициент больше «1» вследствие различных факторов, базовое значение приращения увеличивается дополнительно и выполняется избыточное приращение. Для предупреждения такого избыточного приращения используют «1» в качестве второго поправочного коэффициента. При использовании «1» в качестве второго поправочного коэффициента базовое значение приращения выводится напрямую. Тем самым катализатор охлаждается, и обеспечивается его защита.

[0056] На этапе S18 после этапа S16 и этапа S17 определяют, удовлетворяется ли условие (0 ≤ второй поправочный коэффициент ≤ 1). Если на этапе S18 формируется положительное определение, процесс переходит к этапу S19. На этапе S19 рассчитывают вторую величину приращения для защиты от перегрева по выражению 5. Вторая величина приращения для защиты от перегрева соответствует скорректированному значению приращения.

Выражение 5: Вторая величина приращения для защиты от перегрева = (Второй поправочный коэффициент) × (Первое базовое значение приращения)

[0057] Напротив, если второй поправочный коэффициент выходит за пределы диапазона (0 ≤ второй поправочный коэффициент ≤ 1) и если на этапе S18 формируется отрицательное определение, процесс переходит к этапу S20. На этапе S20 задают значение «1» в качестве второго поправочного коэффициента. В результате первое базовое значение приращения рассчитывают как вторую величину приращения для защиты от перегрева. Например, даже если не рассчитывают точное значение, обусловленное работой системы управления устройства, обеспечивается количество впрыскиваемого топлива в соответствии с базовым значением приращения. Тем самым обеспечивается защита катализатора.

[0058] В процессе управления, начиная с этапа S12 по этап S20, выполняют расчет величины приращения для защиты от перегрева для центральной части катализатора 10.

[0059] Далее описан процесс с этапа S21 со ссылкой на блок-схему, представленную на фиг. 4С. Во время процесса управления, начиная с этапа S21 по этап S28, рассчитывают величину приращения для защиты от перегрева, согласованную с управлением углом опережения зажигания (УОЗ).

[0060] Сначала, на этапе S21, определяют наличие запроса на повышение ЗП посредством управления УОЗ. Блок 2 ECU может получить информацию о том, выполняется ли управление УОЗ в двигателе (именуемое далее уменьшение УОЗ). Дополнительно блок 2 ECU может получать информацию о величине уменьшения УОЗ. Когда блок 2 ECU определяет наличие запроса на приращение для защиты от перегрева посредством управления УОЗ, основываясь на этой информации, процесс переходит к этапу S22. Напротив, при отсутствии запроса на приращение для защиты от перегрева посредством управления УОЗ процесс переходит к этапу S28.

[0061] На этапе S22 получают информацию о втором базовом значении приращения. Второе базовое значение приращения является базовым значением приращения для уменьшения УОЗ, и его получают с использованием карты, представленной на фиг. 11. На этапе S23 после этапа S22 рассчитывают величина приращения для защиты от перегрева посредством уменьшения УОЗ. Величину приращения для защиты от перегрева посредством уменьшения УОЗ рассчитывают по выражению 6. Первый поправочный коэффициент используют как поправочный коэффициент для уменьшения второго базового значения приращения; вместо него можно использовать другой поправочный коэффициент.

Выражение 6: Величина приращения для защиты от перегрева посредством уменьшения УОЗ = (Первый поправочный коэффициент) × (Второе базовое значение приращения)

[0062] На этапе S24 определяют, больше ли величина приращения для защиты от перегрева посредством уменьшения УОЗ второго базового значения приращения. Если на этапе S24 формируется положительное определение, процесс переходит к этапу S25. На этапе S25 второе базовое значение приращения используют как величину приращения для защиты от перегрева посредством уменьшения УОЗ. То есть, задается допустимое максимальное значение для второго базового значения приращения, а величина приращения для защиты от перегрева посредством уменьшения УОЗ ограничена вторым базовым значением приращения. Иными словами, допустимое максимальное значение получают как второе базовое значение приращения без корректировки второго базового значения приращения. После этого процесс переходит к этапу S26. Если на этапе S24 формируется отрицательное определение, процесс пропускает этап S25 и переходит к этапу S26.

[0063] На этапе S26 определяют, находится ли метка определения текущей защиты от перегрева в состоянии включено. То есть, определяют, выполняется ли определение текущего приращения, так как требуется защита поверхности катализатора. Например, это имеет место в случае, когда величина уменьшения УОЗ велика и необходимо избежать высокой температуры катализатора. То есть, на этапе S26, при большой величине уменьшения УОЗ в процессе управления УОЗ, определяют, что требуется защита поверхности катализатора и выполняют определение текущего приращения. Если на этапе S26 формируется положительное определение, процесс переходит к этапу S27. На этапе S27 второе базовое значение приращения используется как величина приращения для защиты от перегрева посредством уменьшения УОЗ. То есть, избирают базовое значение приращения УОЗ, и корректировка не выполняется. Уменьшение УОЗ ведет к уменьшению количества впрыскиваемого топлива, поэтому уменьшается эффект охлаждения. Когда выполняют определение текущего приращения и метка определения текущей защиты от перегрева находится в состоянии включено, катализатор охлаждается впрыском достаточного количества топлива. Тем самым можно подавить разрушение катализатора 10. После этого процесс переходит к этапу S28. Напротив, если на этапе S26 формируется отрицательное определение, процесс пропускает этап S27 и переходит к этапу S28.

[0064] На этапе S28 получают эффективную величину приращения для защиты от перегрева прибавлением значения сдвига по фазе для приращения для защиты от перегрева к первой величине приращения для защиты от перегрева, рассчитанной на этапе S16. То есть, при воздействии на двигатель внутреннего сгорания управления задержкой времени зажигания, блок 26 приращения величины впрыска увеличивает объем впрыска, включая величину приращения для защиты от перегрева сдвигом по фазе, полученную исходя из базового значения приращения сдвигом по фазе (управлением углом опережения зажигания) и поправочного коэффициента.

[0065] На этапе S29 определяют, находится ли метка определения защиты от перегрева для центральной части в состоянии включено и находится ли метка определения защиты от перегрева для передней части в состоянии включено. Если на этапе S29 формируется положительное определение, процесс переходит к этапу S30. На этапе S30 получают конечную эффективную величину приращения для защиты от перегрева прибавлением второй величины приращения для защиты от перегрева, рассчитанной на этапе S19, к эффективной величине приращения ля защиты от перегрева, рассчитанной на этапе S28. Напротив, если на этапе S29 формируется отрицательное определение, процесс возвращается назад. То есть, значение приращения для центральной части катализатора 10 прибавляется к эффективной величине приращения для защиты от перегрева только в случае, если обе метки - определения защиты от перегрева для центральной части и определения защиты от перегрева для передней части находятся в состоянии включено.

[0066] Центральная часть катализатора 10 расположена ниже по потоку передней части в направлении потока отработавших газов. Поэтому, если температура слоя передней части не достигла температуры для определения защиты от перегрева, температура слоя центральной части не увеличивается мгновенно. Приращение для защиты от перегрева в таком случае приводит к бессмысленному впрыску топлива и может повлиять, например, на отклонение от диапазона, в котором коэффициент избытка воздуха λ=1 при стехиометрическом составе горючей смеси. В таком случае значение приращения прибавляется только при задании обеих меток - определения ЗП для центральной части и определения ЗП для передней части.

[0067] Таким образом, блок 26 увеличивает количество впрыскиваемого топлива на величину приращения для защиты от перегрева, которая рассчитывается для каждой из областей, катализатора 10, в направлении потока отработавших газов.

[0068] Пример управления устройством защиты катализатора описан выше. Устройство защиты катализатора способно принимать различные меры, исходя из рабочего состояния двигателя внутреннего сгорания и состояния температуры слоя катализатора 10. На фиг. 12 показана таблица, демонстрирующая соответствие между состоянием каждой метки определения защиты от перегрева и мерой приращения для защиты от перегрева, которая может быть предпринята устройством защиты каталитического нейтрализатора.

[0069] На фиг. 12, в строке (А), все метки - метка текущего определения защиты от перегрева, метка определения защиты от перегрева для передней части и метка определения защиты от перегрева для центральной части - находятся в состоянии включено. В этом состоянии предпринимаются все мероприятия: приращение для защиты от перегрева при уменьшении угла опережения зажигания (сдвиг по фазе), приращение для защиты от перегрева для передней части и приращение для защиты от перегрева для центральной части. При этом для приращения для защиты от перегрева уменьшением УОЗ применяют базовое значение приращения. Это обусловлено тем, что охлаждению катализатора отдается приоритет по причине того, что метка определения текущего приращения для защиты от перегрева находится в состоянии включено. Напротив, для приращения для защиты от перегрева для передней части и для приращения для защиты от перегрева для центральной части применяется скорректированное значение приращения. Тем самым подавляются выбросы НС и СО, и исключается ухудшение топливной экономичности.

[0070] На фиг. 12, в строке (В), метка текущего определения защиты от перегрева находится в выключенном состоянии, а метка определения защиты от перегрева для передней части и метка определения защиты от перегрева для центральной части находятся в состоянии включено. В этом состоянии предпринимаются все мероприятия: приращение для защиты от перегрева при уменьшении угла опережения зажигания (сдвиг по фазе), приращение для защиты от перегрева для передней части и приращение для защиты от перегрева для центральной части. При этом скорректированное значение приращения применяется для приращения для защиты от перегрева уменьшением УОЗ, как и в случае приращения для защиты от перегрева для передней части и приращения для защиты от перегрева для центральной части. Это обусловлено тем, что приоритет отдается исключению ухудшения топливной экономичности или подавлению выбросов НС и СО по причине того, что флажок определения текущего приращения для защиты от перегрева находится в выключенном состоянии.

[0071] На фиг. 12, в строке (С), метка текущего определения защиты от перегрева и метка определения защиты от перегрева для передней части находятся в состоянии включено; а метка определения защиты от перегрева для центральной части находится в выключенном состоянии. В этом состоянии выполняется приращение для защиты от перегрева уменьшением УОЗ и приращение для защиты от перегрева для передней части, а приращение для защиты от перегрева для центральной части не выполняется. При этом базовое значение приращения используется в качестве приращения для защиты от перегрева уменьшением УОЗ. Это обусловлено тем, что приоритет отдается охлаждению катализатора по причине того, что метка определения текущего приращения для защиты от перегрева находится в состоянии включено. Напротив, скорректированное значение приращения применяется для приращения для защиты от перегрева для передней части. Тем самым подавляются выбросы НС и СО и исключается ухудшение топливной экономичности. Причиной того, что не выполняется приращение для защиты от перегрева для центральной части, является то, что метка определения защиты от перегрева для центральной части находится в выключенном состоянии.

[0072] На фиг. 12, в строке (D), метка текущего определения защиты от перегрева и метка определения защиты от перегрева для центральной части находятся в выключенном состоянии, а метка определения защиты от перегрева для передней части в состоянии включено. В этом состоянии выполняется приращение для защиты от перегрева уменьшением УОЗ и приращение для защиты от перегрева для передней части, а приращение для защиты от перегрева для центральной части не выполняется. При этом скорректированное значение приращения применяется для приращения для защиты от перегрева уменьшением УОЗ, как и в случае приращения для защиты от перегрева для передней части. Это обусловлено тем, что приоритет отдается исключению ухудшения топливной экономичности или подавлению выбросов НС и СО по причине того, что метка текущего определения приращения для защиты от перегрева находится в выключенном состоянии. Причиной того, что приращение для защиты от перегрева для центральной части не выполняется, является то, что метка определения защиты от перегрева для центральной части находится в выключенном состоянии.

[0073] На фиг. 12, в строке (Е), метка текущего определения защиты от перегрева и метка определения защиты от перегрева для центральной части находятся в состоянии включено, а метка определения защиты от перегрева для передней части находится в выключенном состоянии. В этом состоянии выполняется приращение для защиты от перегрева уменьшением УОЗ и приращение для защиты от перегрева для передней части, а приращение для защиты от перегрева для центральной части не выполняется. При этом базовое значение приращения применяется как для приращения для защиты от перегрева уменьшением УОЗ, так и для приращения для защиты от перегрева для передней части. Причиной того, что базовое значение приращения применяется для приращения для защиты от перегрева уменьшением УОЗ, является то, что приоритет отдается охлаждению катализатора по причине того, что метка текущего определения приращения для защиты от перегрева находится в состоянии включено. Причиной того, что базовое значение приращения применяется для приращения для защиты от перегрева для передней части, является то, что из-за невозможности рассчитать коэффициент уменьшения, когда метка определения защиты от перегрева для передней части находится в выключенном состоянии, считается, что безопасность является таковой, что не возникает перегрева. Причиной того, что приращение для защиты от перегрева для центральной части не выполняется, хотя метка определения защиты от перегрева для центральной части находится в рабочем состоянии, является следующее. Температура для определения защиты от перегрева для центральной части задается на некоторую величину ниже температуры для определения защиты от перегрева для передней части. Поэтому, даже если текущая температура слоя в центральной части превышает температуру для определения защиты от перегрева для центральной части и метка определения защиты от перегрева для центральной части находится в состоянии включено, предполагается меньшая вероятность того, что температура слоя в центральной части немедленно повысится в случае, если метка определения защиты от перегрева для передней части находится в выключенном состоянии. Поэтому в таком случае приращение для защиты от перегрева для центральной части не выполняется. Тем самым предупреждается состояние избыточного обогащения топливом в передней части и отклонение от диапазона, в котором коэффициент избытка воздуха λ=1 при стехиометрическом составе горючей смеси. Дополнительно подавляется избыточное снижение температуры слоя для области входа в направлении потока отработавших газов.

[0074] На фиг. 12, в строке (F), метка текущего определения защиты от перегрева находится в состоянии включено, а метка определения защиты от перегрева для передней части и метка определения защиты от перегрева для центральной части находятся в выключенном состоянии. В этом состоянии выполняется приращение для защиты от перегрева уменьшением УОЗ и приращение для защиты от перегрева для передней части, а приращение для защиты от перегрева для центральной части не выполняется. При этом базовое значение приращения применяется как для приращения для защиты от перегрева уменьшением УОЗ, так и для приращения для защиты от перегрева для передней части. Причиной того, что базовое значение приращения применяется для приращения для защиты от перегрева уменьшением УОЗ, является то, что приоритет отдается охлаждению катализатора по причине того, что метка текущего определения приращения для защиты от перегрева находится в состоянии включено. Причиной того, что базовое значение приращения применяется для приращения для защиты от перегрева для передней части, является то, что из-за невозможности рассчитать коэффициент уменьшения, когда метка определения защиты от перегрева для передней части находится в выключенном состоянии, считается, что безопасность является таковой, что не возникает перегрева. Причиной того, что приращение для защиты от перегрева для центральной части не выполняется, является то, что метка определения защиты от перегрева для центральной части находится в выключенном состоянии.

[0075] На фиг. 12, в строке (G), метка текущего определения защиты от перегрева и метка определения защиты от перегрева для передней части находятся в выключенном состоянии, а метка определения защиты от перегрева для центральной части находится в состоянии включено. В этом состоянии не предпринимается ни одна из мер приращения для защиты от перегрева. Причиной того, что приращение для защиты от перегрева уменьшением УОЗ и приращение для защиты от перегрева для передней части не выполняются, является то, что соответствующая метка текущего определения защиты от перегрева и метка определения защиты от перегрева для передней части находятся в выключенном состоянии. Причина того, что приращение для защиты от перегрева для центральной части не выполняется, хотя метка определения защиты от перегрева для центральной части находится в состоянии включено, является такая же, как описано для (Е). То есть, даже если текущая температура слоя в центральной части превышает температуру для определения защиты от перегрева для центральной части и метка определения защиты от перегрева для центральной части находится в состоянии включено, предполагается меньшая вероятность того, что температура слоя в центральной части немедленно повысится в случае, если метка определения защиты от перегрева для передней части находится в выключенном состоянии. Тем самым подавляется состояние избыточного обогащения топливом в передней части и отклонение от диапазона, в котором коэффициент избытка воздуха λ=1 при стехиометрическом составе горючей смеси. Дополнительно подавляется избыточное снижение температуры слоя для области входа в направлении потока отработавших газов.

[0076] Пример осуществления изобретения подробно описан выше; однако изобретение не ограничивается вышеописанным примером осуществления. Применимы различные изменения или модификации в рамках изобретения, изложенных в прилагаемой формуле изобретения.

1. Устройство для защиты катализатора двигателя внутреннего сгорания, включающее: катализатор, предусмотренный в системе выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания и очищающий отработавшие газы;
блок сбора данных о температуре слоя, сконфигурированный для получения информации о текущей температуре слоя катализатора; и
блок увеличения количества впрыскиваемого топлива, сконфигурированный для увеличения количества впрыскиваемого топлива в двигатель внутреннего сгорания, когда текущая температура слоя превышает заданное значение для определения температуры перегрева, при этом
блок увеличения количества впрыскиваемого топлива сконфигурирован для увеличения количества впрыскиваемого топлива на первое значение приращения, полученное исходя из (i) первого базового значения приращения, которое получают исходя из рабочего состояния двигателя внутреннего сгорания, и (ii) поправочного коэффициента, который получают исходя из текущей температуры слоя и целевой температуры слоя, меньшей заранее заданного значения для определения температуры перегрева.

2. Устройство для защиты катализатора по п. 1, отличающееся тем, что
при воздействии на двигатель внутреннего сгорания управления изменением угла опережения зажигания для задержки опережения зажигания топлива, блок увеличения количества впрыскиваемого топлива сконфигурирован для увеличения количества впрыскиваемого топлива на сумму (i) первого значения приращения и (ii) второго значения приращения, получаемого исходя из поправочного коэффициента и второго базового значения приращения, получаемого на основе величины изменения угла опережения зажигания посредством применения управления изменением угла опережения зажигания.

3. Устройство для защиты катализатора по п. 1 или 2, отличающееся тем, что
в случае определения необходимости в защите катализатора, когда блок увеличения количества впрыскиваемого топлива увеличивает количество впрыскиваемого топлива на сумму первого значения приращения и второго значения приращения, блок увеличения количества впрыскиваемого топлива избирает второе базовое значение приращения в качестве второго значения приращения.

4. Устройство для защиты катализатора по п. 1 или 2, отличающееся тем, что целевой температурой слоя является температура слоя, к которой приближается температура слоя во время выполнения увеличения количества впрыскиваемого топлива на первое базовое значение приращения.

5. Устройство для защиты катализатора по п. 1 или 2, отличающееся тем, что дополнительно:
блок получения информации об установившейся температуре слоя, сконфигурирован для получения информации об установившейся температуры слоя, которая является температурой катализатора в случае, когда рабочим состоянием двигателя внутреннего сгорания является установившийся режим,
при этом поправочный коэффициент является отношением разности между текущей температурой слоя и целевой температурой слоя к разности между установившейся температурой слоя и целевой температурой слоя.

6. Устройство для защиты катализатора по п. 1 или 2, отличающееся тем, что блок увеличения количества впрыскиваемого топлива сконфигурирован для увеличения количества впрыскиваемого топлива на первое значение приращения, которое рассчитывают для каждой из множества областей катализатора в направлении потока отработавших газов.

7. Устройство для защиты катализатора по п. 6, отличающееся тем, что
на основе определения, требуется ли увеличение количества впрыскиваемого топлива для заданной контрольной области, и определения, требуется ли приращение количества впрыскиваемого топлива для области выше по потоку относительно контрольной области в направлении потока отработавших газов из числа множества областей; при этом блок увеличения количества впрыскиваемого топлива сконфигурирован для добавления значения приращения для контрольной области к значению приращения для области выше по потоку относительно контрольной области в направлении потока отработавших газов.

8. Устройство для защиты катализатора по п. 6, отличающееся тем, что
при определении, что требуется увеличение количества впрыскиваемого топлива для заданной контрольной области и смежной области выше по потоку относительно контрольной области в направлении потока отработавших газов из числа множества областей, блок увеличения количества впрыскиваемого топлива сконфигурирован для добавления значения приращения для контрольной области к значению приращения для смежной области выше по потоку относительно контрольной области в направлении потока отработавших газов.

9. Устройство для защиты катализатора по п. 6, отличающееся тем, что при задании блоком сбора данных о температуре слоя значения для определения для каждой из множества областей и последующем расчете значения приращения для заданной контрольной области из числа множества областей и значения приращения для области выше по потоку относительно контрольной области в направлении потока отработавших газов из числа множества областей, на основе значений для определения, заданных соответственно для этих областей, блок сбора данных о температуре слоя получает информацию о температуре слоя в контрольной области, на основе значения для определения, заданного для области выше по потоку относительно контрольной области в направлении потока отработавших газов.

10. Устройство для защиты катализатора по п. 6, отличающееся тем, что блок увеличения количества впрыскиваемого топлива задает значение в качестве значения для определения для контрольной области, меньшее значения для определения, заданного для области выше по потоку относительно заданной контрольной области, которая является одной из множества областей, в направлении потока отработавших газов, и определяет для каждой области, требуется ли увеличение количества впрыскиваемого топлива, сравнивая текущую температуру слоя для каждой из областей со значением для определения, заданным для каждой из областей.

11. Устройство для защиты катализатора по п. 1, отличающееся тем, что упомянутый блок увеличения количества впрыскиваемого топлива сконфигурирован для увеличения количества впрыскиваемого топлива таким образом, что во время увеличения количества впрыскиваемого топлива в двигатель внутреннего сгорания текущая температура слоя не превышает упомянутого выше заранее определенного значения для определения температуры перегрева.

12. Способ защиты катализатора для двигателя внутреннего сгорания, включающий: получение информации о текущей температуры слоя катализатора; и
когда текущая температура слоя превышает заданное значение для определения, увеличивают количество впрыскиваемого топлива на значение приращения, полученное на основе (i) базового значения приращения, которое получают на основе рабочего состояния двигателя внутреннего сгорания, и (ii) поправочного коэффициента, который получают на основе текущей температуры слоя и целевой температуры слоя, меньшей заранее заданного значения для определения температуры перегрева.

13. Способ защиты катализатора по п. 12, отличающийся тем, что увеличение количества впрыскиваемого топлива выполняют таким образом, что во время увеличения количества впрыскиваемого топлива в двигатель внутреннего сгорания текущая температура слоя не превышает упомянутого выше заранее определенного значения для определения температуры перегрева.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к катализаторам, использующимся для уменьшения количества аммиака в выхлопных газах, образующихся при сжигании богатых топливных смесей. Система для уменьшения выбросов аммиака содержит первый компонент, содержащий первую подложку, содержащую тройной катализатор, где первый компонент расположен перед вторым компонентом, содержащим вторую подложку, содержащую катализатор окисления аммиака и вход для кислородсодержащего газа, расположенный между компонентами.
Изобретение относится к системе дополнительной обработки выхлопных газов дизельных двигателей. Способ включает пропускание выхлопных газов через первую зону с катализатором металл/цеолит, ускоряющим SCR НС, с получением первого газообразного продукта.

Изобретение относится к способу подачи тепловой энергии в устройство для нейтрализации отработавших газов. Способ подачи тепловой энергии в устройство для нейтрализации отработавших газов (2), размещенное в выпускном тракте двигателя внутреннего сгорания, в особенности дизельного двигателя, путем подогрева отработавших газов, набегающих на устройство для нейтрализации отработавших газов (2) до требуемой температуры.

Изобретение относится к устройству для обработки выхлопных газов. Устройство (1) для обработки выхлопных газов, содержит впускную трубу (2) для ввода образованного в результате сгорания отработанного газа; выпускную трубу (3) для выпуска образованного в результате сгорания отработанного газа; газонепроницаемый внутренний корпус (7), который соединен по текучей среде с впускной трубой (2) на одной стороне и с выпускной трубой (3) на другой стороне, для размещения в нем фильтра (4) частиц; соединительный элемент (9), который расположен в области (8) соединения внутреннего корпуса (7), обращенной к выпускной трубе (3) относительно направления потока, для механического соединения фильтра (4) частиц с внутренним корпусом (7); окислительный нейтрализатор (5), расположенный выше по потоку по отношению к фильтру (4) частиц во внутреннем корпусе (7), для катализа реакции восстановления образованного в результате сгорания отработанного газа; по меньшей мере одно место (11, 12, 13, 14) измерения, расположенное на максимальной длине (L) фильтра (4) частиц относительно направления потока, для измерения противодавления, созданного фильтром (4) частиц, при работе устройства (1) для обработки выхлопных газов.

Изобретение относится к катализатору окисления выхлопных газов, предназначенному для газопоглощения выхлопных газов, испускаемых из двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к устройству для очистки содержащего частицы сажи отработавшего газа (ОГ). Устройство (1) для очистки содержащего частицы (2) сажи отработавшего газа (ОГ), содержит: по меньшей мере один ионизирующий элемент (3) для ионизации частиц (2) сажи; по меньшей мере один фильтрующий элемент (4), причем по меньшей мере к одному участку фильтрующего элемента (4) является подключаемым электрический потенциал; по меньшей мере одно агломерационное устройство (8) для, по меньшей мере, частичной агломерации электрически заряженных частиц (2) сажи, которое расположено между ионизирующим элементом (3) и фильтрующим элементом (4), причем агломерационное устройство (8) имеет, по меньшей мере, внешнюю трубу (9) и по меньшей мере один внутренний элемент (10), причем внешняя труба (9) ограничивает поток ОГ снаружи и обтекается ОГ только на своей внутренней стороне, а внутренний элемент (10) обтекается ОГ, по меньшей мере, на отдельных участках, с нескольких сторон и образован по меньшей мере одним элементом из следующей группы: внутренняя труба (11) и несколько дефлекторов (12), расположенных с возможностью отклонения ОГ.

Изобретение относится к устранению NOx и неметановых углеводородов из выхлопов дизельного двигателя. Система двигателя моторного транспортного средства, содержащая первый дизельный окислительный катализатор, выполненный с возможностью получения выхлопных газов из двигателя, и устройство SCR, установленное ниже по потоку первого дизельного окислительного катализатора в направлении потока выхлопных газов.
Изобретение относится к сложному оксиду, который может использоваться в качестве катализатора, функциональной керамики, твердого электролита для топливных элементов, абразива и подобного, особенно подходящего для применения как сокаталитического материала в катализаторах очистки выхлопных газов автомобиля, а также относится к способу получения сложного оксида и катализатора для очистки выхлопных газов, использующего сложный оксид.

Изобретение относится к каталитическому нейтрализатору для снижения токсичности отработавших газов дизельных двигателей, прежде всего каталитическому нейтрализатору окислительного типа, который особо пригоден для снижения токсичности отработавших газов двигателей грузовых автомобилей большой грузоподъемности, когда после него по ходу потока отработавших газов предусмотрены другие устройства для снижения токсичности отработавших газов.

Изобретение относится к конструкции и способу управления количеством восстановителя, которое подается в линию выхлопа двигателя внутреннего сгорания. Конструкция для управления введением восстановителя в линию (3) выхлопа двигателя (1) внутреннего сгорания в зависимости от количества оксида одновалентного азота, находящегося в линии (3) выхлопа, содержит систему (8-12) введения, выполненную с возможностью введения восстановителя в линию (3) выхлопа, первый катализатор (13), который выполнен с возможностью уменьшения количества оксидов азота в выхлопных газах в линии (3) выхлопа посредством подаваемого восстановителя, также второй катализатор (14), который расположен после первого катализатора (13) в линии (3) выхлопа и преобразует аммиак в выхлопных газах в газообразный азот и оксид одновалентного азота.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, имеющих устройство для обработки отработавшего газа, в которое подводится жидкая добавка. Способ эксплуатации дозирующего устройства (1) для жидкой добавки предназначен для устройства, имеющего по меньшей мере один насос (2) с подвижным насосным элементом, который для подачи жидкой добавки совершает подающие движения, и по меньшей мере один инжектор (4), который с помощью напорного трубопровода (5) подсоединен к напорной стороне насоса (2) и может открываться для дозирования жидкой добавки. Способ включает в себя по меньшей мере следующие шаги: а) открывание инжектора (4), б) дозирование жидкой добавки и подсчет подающих движений во время дозирования, в) закрывание инжектора (4) и г) сравнение количества подающих движений, которое было определено на шаге б), со временем открытия инжектора (4) между шагом а) и шагом в) для диагностики работы дозирующего устройства (1). Раскрыты дозирующее устройство и автомобиль с двигателем, имеющим дозирующее устройство. Технический результат заключается в повышении точности дозирования и повышении надежности. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение может быть использовано для диагностирования датчика NOx, присоединенного к системе очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания. Способ определения ухудшения работы датчика NOx выхлопных газов предназначен для двигателя (10), содержащего восстановительный каталитический нейтрализатор (152) и датчик (160) NOx выхлопных газов в подаваемых газах, расположенный выше по потоку от восстановительного каталитического нейтрализатора (152). Способ включает в себя этапы, на которых останавливают двигатель до состояния покоя, оценивают уровень восстановителя выхлопных газов по датчику после остановки двигателя (10) до состояния покоя, и указывают ухудшение работы датчика (160) NOx выхлопных газов в подаваемых газах посредством установки флажкового признака на основании уровня восстановителя выхлопных газов, определенного датчиком после остановки двигателя до состояния покоя. Раскрыты вариант способа определения ухудшения работы датчика NOx выхлопных газов двигателя и система для определения ухудшения работы датчика NOx выхлопных газов двигателя. Технический результат заключается в повышении точности диагностирования датчика. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 7 ил.
Заявлена система выпуска выхлопных газов для двигателей внутреннего сгорания и покрытая катализатором подложка для использования в системе выпуска выхлопных газов. Система выпуска выхлопных газов содержит ловушку обедненного NOx и покрытую катализатором подложку. Покрытая катализатором подложка имеет первую зону и вторую зону. Первая зона содержит металл платиновой группы, нагруженный на носитель, а вторая зона содержит медь или железо, нагруженные на цеолит. Первая зона или вторая зона дополнительно содержит оксид простого металла или простой металл, нагруженный на неорганический оксид. Также предусмотрены способы обработки выхлопного газа из двигателя внутреннего сгорания с использованием системы выпуска выхлопных газов. Система выпуска выхлопных газов имеет возможность накопления NH3, произведенного при очистке богатой смеси, реагирования NH3 с проскоком NOx из ловушки NOx, контроля H2S, высвобождаемого при десульфировании ловушки NOx, и окисления проскакивающих углеводородов и моноксида углерода. Когда покрытая катализатором подложка представляет собой фильтрующую подложку, она также имеет возможность удаления сажи из системы выпуска выхлопных газов. Технический результат: повышение эффективности очистки выхлопных газов. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 2 пр., 2 табл.

Изобретение относится к области обработки отработавших газов. Предложены способ и устройство (10, 100) для подачи содержащей аммиак текучей среды в канал (22) для отходящего газа установки сжигания. Устройство содержит первую линию (40) для текучей среды, соединяемую по потоку с источником содержащей аммиак текучей среды (14), вторую линию (42) для текучей среды в соединении по потоку с источником разбавляющей текучей среды (12) и блок (38, 380) управления для управления множеством клапанных элементов клапанного блока (30). Каждый из клапанных элементов имеет первый впуск (34, 340) в соединении по потоку с первой линией для текучей среды, второй впуск (32, 320) в соединении по потоку со второй линией для текучей среды и выпуск (36, 360) в соединении по потоку с выпускным каналом (48, 480), соединенным с каналом (22) для отходящего газа. Клапанные элементы соединены параллельно так, что выпуск каждого из клапанных элементов находится в соединении по потоку с общим выпускным каналом (48, 480). Блок управления выполнен с возможностью управления каждым из клапанных элементов, чтобы поддерживать открытым проток от либо первого впуска (34, 340), либо второго впуска (32, 320) к выпуску (36, 360). При использовании изобретения обеспечивается возможность подавать поток либо содержащей аммиак текучей среды, либо разбавляющей текучей среды через клапанный элемент в выпускной канал (48, 480). 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ эксплуатации двигателя заключаются в том, что во время работы двигателя (210) обеспечивают протекание выхлопных газов через первый, второй и третьи каталитические нейтрализаторы (82A, 82B), (84A, 84B), (70A, 70B) для накопления по меньшей мере некоторого количества выхлопного аммиака в первом каталитическом нейтрализаторе (82A, 82B). Второй каталитический нейтрализатор (84A, 84B) расположен ниже по потоку первого каталитического нейтрализатора (82A, 82B). Третий каталитический нейтрализатор (70A, 70B) расположен выше по потоку первого каталитического нейтрализатора (82A, 82B). Выборочно отключают двигатель (210) во время стоп-старта, и во время повторного запуска двигателя (210) из режима стоп-старта регулируют регенерацию третьего каталитического нейтрализатора (70A, 70B) на основании содержания аммиака в первом каталитическом нейтрализаторе (82A, 82B). Раскрыт вариант способа эксплуатации двигателя и система двигателя. Технический результат заключается в снижении вредных выбросов выхлопных газов и в улучшении регенерации каталитического нейтрализатора выхлопных газов после работы двигателя на бедных смесях. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к системе дополнительной каталитической обработки, которая может быть применена в частности в автомобилях для выхлопного газа дизельного двигателя. Система содержит дизельный катализатор окисления, имеющий диаметр от 2,5 до 15 дюймов и длину от 2,5 до 15 дюймов, и устройство дополнительной обработки, расположенное ниже по потоку от дизельного катализатора окисления, которое нуждается в периодической тепловой обработке, и средство для генерирования повышения температуры в устройстве дополнительной обработки, при этом дизельный катализатор окисления содержит зону, расположенную выше по потоку, и каталитическую композицию, включающую платину и палладий, нанесенную на носитель, и имеет концентрацию платины, которая больше, чем концентрация платины в оставшейся части дизельного катализатора окисления, причем длина зоны, расположенной выше по потоку, составляет от 0,5 до 1,75 дюймов и имеет более высокую окислительную активность в отношении углеводородов, чем остальная часть дизельного катализатора окисления, и причем носитель представляет собой проточный монолит. Изобретение обеспечивает повышение эффективности дизельного катализатора окисления в системе активации регенерации. 4 н. и 14 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к катализированному блоку-носителю для использования при очистке выхлопного газа, выбрасываемого из двигателя внутреннего сгорания, работающего на бедной топливной смеси. Блок-носитель содержит первое покрытие из пористого оксида, второе покрытие из пористого оксида и блок-носитель. Первое покрытие из пористого оксида содержит каталитический состав, содержащий металл платиновой группы и материал-подложку, причем металл платиновой группы в первом покрытии из пористого оксида содержит платину, которая склонна к испарению, когда первое покрытие из пористого оксида подвергается относительно экстремальным условиям, включая относительно высокие температуры ≥700°C. Второе покрытие из пористого оксида содержит оксид металла для захвата испарившегося металла платиновой группы и каталитический состав, содержащий металл, выбранный из группы, состоящей из палладия, серебра, золота и комбинаций любых двух или более из них, причем оксид металла несет металл и причем второе покрытие из пористого оксида ориентировано на контактирование с выхлопным газом, который уже контактировал с первым покрытием из пористого оксида. Изобретение обеспечивает уменьшение или предотвращение движения металла платиновой группы на катализатор, находящийся ниже по потоку, а также эффективную очистку выхлопных газов. 5 н. и 16 з.п. ф-лы, 7 ил., 12 пр.

Изобретение относится к области очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания. Способ эксплуатации установки нейтрализации отработанных газов, в котором удаление частиц сажи из отработанных газов проводят посредством пылевого фильтра. Пылевой фильтр регенерируют с помощью NO2, образованного на находящемся выше катализаторе окисления NO. Восстановление оксидов азота осуществляют путем добавления в поток ОГ выше пылевого фильтра восстановителя, отщепляющего аммиак. Пылевой фильтр наполняют каталитически активным материалом для селективного каталитического восстановления оксидов азота. Предусмотрено, что отношение NH3 к NOx (отношение подачи α) меняют путем периодического изменения эмиссии оксида азота до очистки и/или подводимого количества восстановителя таким образом, чтобы отношение подачи α периодически колебалось от значений выше единицы до значений ниже единицы. При использовании изобретения создается компактная и эффективная система очистки отработавших газов. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к системе нейтрализации вредных выбросов для транспортных средств, оснащенных бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, а также к способу уменьшения выброса вредных веществ, содержащихся в отработавших газах бензиновых двигателей. Система нейтрализации содержит расположенный вблизи двигателя трехкомпонентный каталитический нейтрализатор отработавших газов и расположенный за ним по потоку отработавших газов каталитический фильтр твердых частиц для бензиновых двигателей, имеющий проницаемые стенки, причем количество металлов платиновой группы в каталитическом нейтрализаторе по меньшей мере в пять раз превышает количество металлов платиновой группы в каталитическом фильтре твердых частиц. Изобретение обеспечивает эффективное уменьшение токсичности загрязняющих веществ, содержащихся в отработавших газах. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 5 ил., 2 табл.

Изобретение относится к области очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания. Способ очистки, при котором восстановление оксида азота происходит вследствие того, что в поток отработанного газа до катализатора, который заполнен материалом катализатора для селективного каталитического восстановления оксида азота, добавляют выделяющий аммиак восстановитель, отличающийся тем, что отношение количества NH3 к NOx (коэффициент загрузки α) периодически варьируется с помощью изменения выхода необработанных оксидов азота из двигателя внутреннего сгорания таким образом, что коэффициент загрузки α периодически колеблется около заданного значения. При использовании изобретения появляется возможность изменять количество находящегося в катализаторе аммиака, отказавшись при этом от повышения количества восстановителя. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх