Зонд со встроенным датчиком и связанный с ним способ

Группа изобретений относится к нефтегазодобывающей отрасли, в частности к зондам, используемым при проведении подземных операций. Зонд предназначен для применения в подземном инструменте, содержащем корпус, имеющий подземную полость, подверженную воздействию внешнего давления среды, окружающей инструмент. Устройство включает датчик давления, имеющий корпус, корпусной узел зонда, внешняя конфигурация которого обеспечивает установку внутри подземной полости инструмента, и который образует внутренний объем зонда, конфигурация которого обеспечивает вставку корпуса датчика давления с герметичным сопряжением, за счет которого внутренний объем зонда герметизирован от внешнего давления окружающей среды, под воздействием которого датчик давления генерирует сигнал, электронное устройство зонда, которое установлено в пределах внутреннего объема зонда. Конфигурация электронного устройства обеспечивает прием сигнала давления и передачу соответствующего сигнала давления от зонда. Повышается эффективность контроля давления вокруг подземного инструмента. 14 н. и 51 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Настоящее изобретение в основном относится к области зондов, используемых при проведении подземных операций, а более конкретно, к зонду, имеющему встроенный датчик давления, и к соответствующему способу.

Обычно при проведении подземных операций, таких как, например, бурение скважины, последующее расширение скважины для установки линии питания и тому подобных, применяют бурильную колонну, которая обеспечивает доставку текучей среды к подземному инструменту, который расположен на краю бурильной колонны. Текучая среда может доставляться при относительно высоком давлении при помощи бурильной колонны. Например, выпуск бурового раствора из бурового наконечника, представляющего собой расположенный под землей инструмент, может способствовать резанию подземной породы. В некоторых обстоятельствах находящаяся под высоким давлением текучая среда может приводить к возникновению проблем, поскольку возможно повышение давления по периметру инструмента в случае невозможности обратного вытекания текучей среды вверх по скважине без существенных препятствий в скважине вокруг бурильной колонны. Давление может быть столь значительным, что может вызывать возмущения, достигающие земной поверхности, что может, например, привести к повреждению дорожного полотна. Одна из форм повреждений поверхности называется "вздутие". В других случаях рост давления может привести к нежелательному проникновению текучей среды как загрязнителя, например, в питающие линии. В других случаях возможно нанесение урона чувствительным зонам окружающей среды. Контроль давления вокруг подземного инструмента может помочь избежать данных проблем.

Нижеследующие примеры носят иллюстративный характер и не накладывают ограничений на изобретение. Прочие ограничения примеров, относящихся к заявке, станут понятны специалистам в данной области техники после чтения описания изобретения и изучения чертежей.

Краткое описание изобретения

Следующие варианты осуществления изобретения и их аспекты описаны и проиллюстрированы в сочетании с системами, инструментами и способами, назначением которых является представление примеров и иллюстраций, не накладывающих ограничений на объем изобретения. В различных вариантах осуществления одна или большее число вышеописанных проблем смягчаются или устраняются, в то время как прочие варианты осуществления изобретения направлены на прочие усовершенствования.

В основном описывается зонд и связанный с ним способ, которые могут применяться в сочетании с подземным инструментом, имеющим подземный корпус инструмента, который определяет полость для подземного инструмента, таким образом, что полость подземного инструмента открыта воздействию давления окружающей среды по периметру подземного инструмента при проведении подземной операции. Зонд включает датчик давления, имеющий корпус датчика давления. Корпусной узел зонда включает внешнюю конфигурацию, которая выполнена с возможностью вставки в полость подземного инструмента, и корпусной узел зонда, по меньшей мере, частично определяет внутренний объем зонда и, кроме того, имеет конфигурацию, обеспечивающую прием корпуса датчика давления с герметизированным прилеганием, при котором внутренний объем зонда герметизирован относительно давления окружающей среды, и датчик давления создает сигнал давления по воздействию давления окружающей среды снаружи корпусного узла зонда. Электронный модуль зонда установлен в пределах внутреннего объема зонда и имеет конфигурацию, которая, по меньшей мере, обеспечивает прием сигнала давления и передачу соответствующего сигнала давления от зонда.

В другом аспекте настоящего изобретения описывается зонд и связанный с ним способ для применения в сочетании с подземным инструментом, имеющим подземный корпус инструмента, который определяет полость для подземного инструмента, таким образом, что полость подземного инструмента открыта воздействию давления окружающей среды по периметру подземного инструмента при проведении подземной операции. Узел зонда включает корпусной узел зонда, имеющий внешнюю конфигурацию, которая обеспечивает вставку в полость подземного инструмента. Корпусной узел зонда определяет внутренний объем зонда, который имеет конфигурацию, обеспечивающую прием корпуса датчика давления с герметичным прилеганием, при котором внутренний объем зонда герметизирован относительно давления окружающей среды, и датчик давления создает сигнал давления по воздействию давления окружающей среды снаружи корпусного узла зонда. Конфигурация корпусного узла также обеспечивает установку, по меньшей мере, одного электронного модуля зонда в пределах внутреннего объема зонда для приема сигнала давления.

В еще одном аспекте настоящего изобретения описывается узел торцевого колпака и связанный с ними способ для применения в качестве части зонда или самостоятельного применения в конфигурации для подземного инструмента, имеющего подземный корпус инструмента, который определяет полость подземного инструмента, таким образом, что полость подземного инструмента открыта воздействию давления окружающей среды по периметру подземного инструмента при проведении подземной операции. Зонд включает корпус зонда, определяющий открытый торец. Узел торцевого колпака включает корпус защитного колпака, который выполнен с возможностью вставки в открытый торец корпуса зонда с герметичным прилеганием к нему, и определяет отверстие датчика давления для приема корпуса датчика давления с герметичным прилеганием для выработки сигнала давления.

Помимо примеров аспектов и вариантов осуществления изобретения, описанных выше, дополнительные аспекты и варианты осуществления изобретения станут понятны специалистам в данной области техники из чертежей и нижеследующего описания.

Краткое описание чертежей

Примеры вариантов осуществления изобретения проиллюстрированы на фигурах чертежей, на которые имеются ссылки. Предполагается, что описанные в данном документе варианты осуществления изобретения и показанные на фигурах носят иллюстративный, а не ограничительный характер.

Фиг.1a - схематичный пространственный вид варианта осуществления зонда, который изготовлен в соответствии с настоящим изобретением.

Фиг 1b - местный увеличенный схематичный вид одного торца зонда Фиг.1a.

Фиг.2 - схематичный вид спереди зонда, показанного на Фиг.1a и 1b, внутри подземного корпуса.

Фиг.3 - деталировка варианта осуществления узла торцевого колпака датчика давления, который может применяться, по меньшей мере, в качестве детали зонда, показанного на Фиг.1a и 1b.

Фиг.4 - другая деталировка варианта осуществления узла торцевого колпака датчика давления, который может применяться, по меньшей мере, в качестве детали зонда, показанного на Фиг.1a и 1b.

Фиг.5 - пространственный вид узла торцевого колпака датчика давления в сборе, показанного на Фиг.3 и 4.

Фиг.6 - схематичный пространственный вид варианта осуществления другого зонда, который снабжен кабелем для соединения с расположенной в трубе проводкой.

Фиг.7 - разнесенный пространственный вид другого варианта осуществления узла торцевого колпака датчика давления, который может применяться, по меньшей мере, вместо торцевого колпака датчика давления, показанного, например, на Фиг.3 и 4.

Фиг.8 - пространственный вид сзади модифицированного торцевого колпака датчика давления, который образует часть узла торцевого колпака датчика давления на Фиг.7.

Фиг.9 - пространственный вид с частичным вырезом торцевого узла датчика давления в сборе, приведенного на Фиг.7, который показан вставленным в основной корпус зонда и связанным с электронным модулем зонда.

Подробное описание изобретения

Нижеследующее описание представлено для того, чтобы обычный специалист в данной области техники смог применить изобретение. Различные модификации описанных вариантов осуществления очевидны для специалистов в данной области техники, и общие принципы, излагаемые в данном документе, могут быть применены для других вариантов осуществления изобретения. Так, предполагается, что настоящее изобретение не ограничивается приведенными вариантами его осуществления, но отвечает наиболее широкому объему, соответствующему принципам и признакам, описываемым в данном документе, включая модификации и эквиваленты, определенные в объеме прилагаемой формулы изобретения. Следует отметить, что чертежи выполнены не в масштабе и носят схематический характер и выполнены с намерением наилучшей иллюстрации рассматриваемых признаков. В данных описаниях могут применяться такие описательные термины, как, например, вверх, вниз, верхний, нижний, левый, правый, внутренний, внешний и тому подобные термины, однако данная терминология принята с целью упрощения понимания читателем, а не с целью наложения ограничений. Кроме того, фигуры выполнены не в масштабе для большей наглядности.

На фиг.1a представлен схематический пространственный вид варианта осуществления зонда, целиком обозначенного ссылочной позицией. Зонд 10 может применяться в любой соответствующей подземной операции, такой как, например, вертикальное бурение, горизонтальное бурение, операции по извлечению для установки вспомогательного оборудования, картирование, комбинации этих операций и прочих типах операций. В одном варианте осуществления изобретения зонд может содержать управляющий инструмент. Термин «зонд», применяемый в данном документе, относится к устройству, которое включает, по меньшей мере, один датчик, который создает сигнал датчика, и, по меньшей мере, обладает способностью передавать или перемещать сигнал датчика и/или один или большее число сигналов, которые сгенерированы под действием сигнала датчика.

Зонд 10 включает электронный модуль 12, который может включать, например, передатчик 20, который в некоторых вариантах осуществления может передавать локационный сигнал 22, такой как, например, дипольный локационный сигнал (показанный одиночной линией магнитной индукции) от дипольной антенны 24, хотя это не является необходимым. В некоторых вариантах осуществления изобретения электронный узел может включать вместо передатчика приемопередатчик, который может принимать электромагнитный сигнал, который генерируется другими подземными компонентами, такими как, например, устройство контроля натяжения, как описано в одновременно находящейся на рассмотрении заявке на патент США №13,035,774 под заголовком «Адаптер бурильной колонны и способ связывания сигналов под землей» на имя того же заявителя, которая включена в данный документ в качестве ссылки. В настоящем примере для целей описания предполагается, что электромагнитный сигнал представляет собой локационный сигнал в форме дипольного сигнала. Соответственно, электромагнитный сигнал может называться локационным сигналом. Следует иметь в виду, что дипольный сигнал может модулироваться, как любой другой электромагнитный сигнал, и что модулированные данные затем могут извлекаться из сигнала. Локационная функциональность сигнала зависит, по меньшей мере, частично от характерной формы линий магнитного поля и мощности его сигнала, а не от способности передавать модулированные данные. Таким образом, модуляция не является необходимой. Информация, касающаяся определенных параметров зонда, таких как, например, тангаж и крен (параметров ориентации), и температура может быть измерена соответствующим измерительным устройством 30, расположенным внутри зонда, которое может включать, например, датчик тангажа, датчик крена, температурный датчик, датчик поля переменного тока для осуществления измерений в окрестностях питающих линий, имеющих частоту 50/60 Гц, и любые другие потребные датчики, такие как, например, датчик магнитного поля постоянного тока для замера рыскания (трехосевой магнитометр с трехосевым акселерометром, образующим электронный компас для измерения ориентации по рысканию).

Следует заметить, что измерительное устройство в иллюстративных целях было показано отдельно от передатчика 20, однако, передатчик или приемопередатчик могут устанавливаться в виде узла монтажной платы, на котором непосредственно установлены и с которым сопрягаются, по меньшей мере, некоторые датчики. Электрические соединения с другими датчиками могут быть снабжены датчиком, расположены в любом подходящем месте для регистрации требуемого параметра. Приемопередатчик 20 может включать процессор. Аккумулятор 40 может быть установлен внутри зонда для снабжения электрической энергией. Аккумулятор может состоять из отдельных стандартных аккумуляторных элементов, таких как, например, сеточных элементов, базирующихся на диаметре основного звена или основного корпуса 50 зонда. Основной корпус может быть цилиндрическим с круговым поперечным сечением, а может состоять из двух цилиндрических сечений, которые примыкают одно к другому. В одном варианте осуществления изобретения корпусное звено может включать один первый участок 52 основного звена, который может быть сформирован из электроизоляционного и немагнитного материала и который может называться участком для размещения приемопередатчика или передатчика, который обеспечивает прохождение через него локационного сигнала 22. Для удобства первый участок основного звена далее называется участком размещения передатчика, хотя нужно понимать, что в него может устанавливаться любой электронный модуль, включающий передатчик или приемопередатчик, но не ограничивающийся ими. Подходящие материалы для корпуса участка передатчика включают в качестве неограничивающего примера высокопрочный пластик, такой как нейлон со стеклянным наполнителем и поликарбонат или композиционный материал, такой как стекловолокно. Второй участок 54 основного звена далее называется участком размещения аккумулятора и может формироваться из электропроводящего материала, такого как, например, нержавеющая сталь, покрытая никелем латунь или покрытая никелем нержавеющая сталь. В некоторых случаях участок размещения аккумулятора может служить электрическим проводником для передачи тока от торца аккумулятора 40, наиболее удаленного от участка размещения передатчика.

Каждый корпусной участок может иметь конфигурацию, обеспечивающую выдерживание возможного воздействия на зонд окружающей среды под землей. Отдельные электрические соединения различных компонентов зонда могут быть не показаны в целях упрощения иллюстрации, но их присутствие подразумевается. Участок размещения аккумулятора и участок размещения приемопередатчика или передатчика может собираться, например, при помощи резьбового соединения с подходящим уплотняющим материалом, нанесенным на витки резьбы и/или при помощи одного или большего числа уплотнительных элементов, таких как уплотнительные кольца. Первый и второй узлы 62 и 64 торцевого колпака применяются для закрытия противоположных торцов корпуса зонда, определенных примыкающими друг к другу участком размещения аккумулятора и участком размещения передатчика. Второй узел 64 торцевого колпака может формироваться в виде единой детали из подходящего материала, такого как, например, нержавеющая сталь, покрытая никелем латунь, покрытая никелем сталь или покрытая никелем нержавеющая сталь. Колпак второго торца может вставляться в свободный торец участка 54 размещения аккумулятора, например, с использованием резьбового соединения, посадки с натягом и/или уплотнительных материалов. Как будет описано далее, узел 62 колпака первого торца может содержать агрегат, на который устанавливается узел 100 датчика давления. Соответственно, узел колпака первого торца далее можно называть узлом торцевого колпака датчика давления.

Для иллюстрации дополнительных подробностей его конструкции обратимся к Фиг.1b и Фиг.1a, первая из которых представляет собой увеличенный схематический вид торца зона 10, который включает узел 62 торцевого колпака датчика давления. В настоящем варианте осуществления в качестве примера узел торцевого колпака датчика давления может включать узел 100 датчика давления, включающий корпус 102, который служит опорой для электрического соединения 104 на периферическом торце корпуса. Соединение 104 крепится при помощи разъемного соединения к приемному устройству 106, которое может быть установлено, например, на узле монтажной платы передатчика или приемопередатчика 20. Корпус 102 датчика может быть сформирован, например, из подходящего герметика, и удерживает на одном торце датчик давления и на противоположном торце электрическое соединение 104, между которыми проходят соответствующие электрические проводники. Следует заметить, что сам датчик давления не показан на видах Фиг.1a и 1b, но будет показан на фигурах, описание которых приводится далее. За счет конфигурации узла 62 колпака первого торца, который также может называться узлом торцевого колпака датчика, обеспечивается установка узла датчика давления с возможностью простого снятия для замены, даже в полевых условиях. В другом варианте осуществления изобретения, описание которого приводится далее, электрические подводники могут проходить от датчика давления к узлу монтажной платы и электрически соединяться с узлом монтажной платы любым подходящим способом.

Фиг.2 представляет собой вид сбоку подземного корпуса 200, который определяет противоположную пару торцевых фитингов. В настоящем примере оба торцевых фитинга являются коробчатыми фитингами и известны специалисту в данной области техники, однако, может применяться любая комбинация коробчатых и шпилечных фитингов. Периферический или подземный край 210 бурильной колонны (показанный только частично) входит в зацепление с одним краем подземного корпуса 200, а бурильная головка 220 входит в зацепление с противоположным краем подземного корпуса 200. Подземный корпус включает корпусное звено 244, которое определяет сквозной проход 228 для пропуска текучей среды (показанной стрелкой), которая может выпускаться в виде струй 232 из бурильной головки для упрощения формирования скважины 240. Текучая среда 230 может в результате оказаться зажатой и создает давление при прохождении вверх по скважине между бурильной колонной и внутренними стенками скважины таким образом, что давление по периметру подземного корпуса является индикатором состояния текучей среды. Т.е. если невозможно достаточно свободное перемещение текучей среды вверх по скважине, давление может увеличиваться до тех пор, пока скважина может выдерживать давление. Также следует учесть, что внутри самой породы может возникать давление, которое называется поровым давлением. Поровое давление может определяться, например, при отсутствии впрыска текучей среды 230.

Заявитель считает, что за счет измерения порового давления возможно определение высоты уровня грунтовых вод.

Как показано на Фиг.1a, 1b и 2, зонд 10 вставляется в корпусную полость 244 подземного корпуса 244, например, с опорой на установочные блоки 246, как будет описано далее. Крышка 250 вставляется с возможностью снятия в подземный корпус и закрывает корпусную полость 244, в которой установлен зонд. Крышка 250 дополнительно показана невидимыми линиями на виде в плане для иллюстрации паза 252, который обеспечивает испускание локационного сигнала 22. В связи с этим следует иметь в виду, что паз 252 также обеспечивает проход текучей среды 230 в корпусную полость, за счет чего на зонд 10 воздействует давление скважины. Таким образом, зонд подвержен воздействию давления окружающей среды скважины. Зонд может вставляться с ориентацией участка 52 размещения приемопередатчика в сторону бурильной головки или в сторону от бурильной головки.

На Фиг.3 и 4 приведены разнесенные и пространственные виды узла 62 узла торцевого колпака датчика давления, иллюстрирующие детали варианта осуществления изобретения, а на Фиг.5 показан пространственный вид варианта осуществления изобретения в сборе. Узел включает торцевой колпак 300, конфигурация которого такова, что у него имеется вставляемый торец 302, который может вставляться в свободный торец участка 52 размещения передатчика (см. Фиг.1a и 1b). Вставляемый край может включать витки 304 резьбы, например, для создания резьбового соединения или соединения при помощи посадки с натягом, в котором, витки 304, например, представляют собой кольцевые элементы, которые повышают натяг. Следует понимать, что подходящие уплотняющие материалы могут применяться либо самостоятельно, либо в сочетании с резьбовым соединением или соединением с натягом. В настоящем варианте осуществления изобретения уплотнительное кольцо 306 вставляется в кольцевую канавку 308 для герметизации или дополнительной герметизации стыка между торцевым колпаком и участком размещения приемника. Следует учитывать, что торцевой колпак 300 датчика давления может быть установлен при помощи неразъемного соединения на участке размещения передатчика из соображений, которые станут понятны далее. Внешний край торцевого колпака датчика давления включает грань 310, которая определяет отверстие 314 датчика, конфигурация которого обеспечивает вставку датчика давления 329 в седло отверстия, которое определено как дно отверстия датчика, расположенное по периметру сквозного прохода 322. Возможно применение любого подходящего датчика давления с соответствующим подбором конфигурации отверстия 314, однако в качестве одного подходящего датчика давления был выбрана модель 86-300А датчика, выпускаемого фирмой Measurement Specialties. Следует отметить, что отверстие датчика может быть смещено от центра грани торцевого колпака датчика давления. Грань 310 дополнительно определяет входные устья двух резьбовых отверстий 324. Датчик 320 имеет конфигурацию, обеспечивающую формирование совместно с уплотнительным кольцом 330 герметичного уплотнения на стыке с внутренней боковой стенкой отверстия 314 датчика, хотя возможно применение дополнительных уплотнительных средств. Датчик давления также включает диафрагму 334 датчика давления, которая окружена периферическим кольцом 336 датчика. От датчика давления 320 идет электрический кабель 349, такой как, например, ленточный кабель, имеющий электрические проводники, по которым может передаваться сигнал датчика давления. Следует отметить, что различные проводники ленточного кабеля могут включать, например, базовые проводники, проводники для передачи сигналов и заземление для сигнала. Фильтрующий диск 34 определяет множество фильтрующих отверстий 346, диаметр которых ограничивает попадание на диафрагму датчика загрязнений, которые могут повредить диафрагму. Фильтрующий диск имеет габаритный диаметр, который, по меньшей мере, примерно равен диаметру датчика 320 давления, за счет чего фильтрующий диск может вставляться в отверстие 314 для датчика. Последнее также имеет глубину до седла отверстия, обеспечивающую установку датчика до упора в седло отверстия при одновременном упоре фильтрующего диска 244 в периферическое кольцо 336 датчика, при этом фильтрующий диск также вставляется в отверстие для датчика. Крышка 360 датчика включает торцевую поверхность крышки 362 датчика, которая может вставляться с упором в торцевую поверхность 310 торцевого колпака датчика давления с обеспечением разъемного соединения с крышкой датчика, например, при помощи резьбовых крепежных элементов 366, проходящих через отверстия 368 крышки датчика в резьбовые отверстия 324 торцевого колпака датчика давления.

Фильтрующий диск 344 дополнительно определяет периферический обод 368 фильтрующего диска, который устанавливается с упором в торцевую поверхность 362 крышки датчика при задатии фильтрующего диска между установленной крышкой датчика и датчиком 330 давления внутри отверстия для датчика. Фильтрующий диск может быть сформирован из любого подходящего материала, включающего без наложения ограничений пластик или металл. Подходящие пластики включают ацетал, нейлон и ультравысокомолекулярный полиэтилен. Подходящие металлы включают, например, нержавеющую сталь.

Обратимся теперь к Фиг.5 в сочетании с Фиг.3 и 4, первая из которых представляет собой пространственный вид в сборе узла 62 торцевого колпака датчика давления. Крышка 360 датчика определяет одну или большее число канавок 370 (см. Фиг.4) в торцевой поверхности 362 крышки датчика, которые определяют отверстия 374 для внешней текучей среды (в особенности, см. Фиг.5) для приема текучей среды и, следовательно давления, за счет чего диафрагма 334 датчика подвергается воздействию давления среды, окружающей зонд. Следует иметь в виду, что канавки 370 и периферический обод 368 совместно обеспечивают каналы, по которым внешнее давление передается на диафрагму 334 датчика давления.

Установочный паз 380 может сопрягаться с ответным элементом одного из установочных блоков 246 (см. Фиг.2) для установки зонда 10 с выбранной ориентацией по крену. Следует иметь в виду, что каналы для передачи давления, которые могут идти снаружи от узла торцевого колпака датчика давления к диафрагме датчика давления, могут быть определены как каналы радиорелейной цепи для защиты диафрагмы датчика давления от внешних повреждений. Следует отметить, что на Фиг.1 и 3 показана температурная кнопка 386, которая является не обязательной и может содержать материал, который реагирует на воздействие определенной температуры, например, для установления того, что зонд находится под воздействием слишком высокой температуры. При необходимости возможно выполнение защиты диафрагмы 334 давления от замерзшей воды любым подходящим способом. Например, каналы, идущие от отверстий 374 к датчику давления, могут, по меньшей мере, частично заполняться соответствующей консистентной смазкой, такой как силиконовая смазка. В другом примере возможна установка между датчиком давления 330 и фильтрующим диском податливого элемента, такого как пена с замкнутыми ячейками (например, слоя пены из силикона с замкнутыми ячейками).

В свете вышеизложенного следует учесть, что датчик давления может заменяться путем снятия крышки 360 без необходимости снятия торцевого колпака 300 датчика давления с основного корпуса зонда.

Кабель 340 может быть простым образом выполнен с жесткостью, достаточной для сопряжения с соединительной розеткой, как показано на Фиг.1a для розетки 106. В другом варианте осуществления изобретения может применяться вариант конструкции, показанный на Фиг.1a и 1b, например, за счет формирования корпуса 102, который содержит в себе электрические проводники, идущие от датчика давления к соответствующему электрическому соединительному элементу. Подходящие для встраивания материалы включают герметизирующие материалы, такие как, например, полиуретан малой жесткости, любой подходящий тип материала вулканизирующегося при комнатной температуре, пригодного для электронных устройств, или эпоксидную смолу.

На Фиг.6 показан зонд, который целиком обозначен ссылочной позицией 10′ и изготовлен в соответствии с настоящим изобретением. В вышеупомянутом варианте осуществления изобретения зонд 10′ может иметь такую же конфигурацию, что и зонд 10, показанный на Фиг.1, за исключением того, что не используется аккумулятор 40 и участок 54 основного корпуса для установки аккумулятора. Кроме того, основное корпусное звено 52′ обеспечивает испускание локационного или другого электромагнитного сигнала в случае размещения соответствующего передатчика внутри зонда и/или прием электромагнитного сигнала с участка, расположенного на поверхности земли. В одном варианте осуществления изобретения кабель 600 может идти от колпака второго торца 64 и соединяться, например, с расположенной внутри трубы проводкой. Подходящая расположенная в трубе проводка описана в патентах США, 223,826, 6,655,464 и 6,845,822, также принадлежащих заявителю настоящей заявки, и которые включены в настоящий документ по ссылке. Питание может обеспечиваться от буровой установки на расположенную в трубе проводку и на кабель 600, как хорошо известно обычным специалистам в данной области техники. Расположенный в трубе проводник может применяться для передачи электрической энергии зонду, исключая тем самым потребность в аккумуляторе, и/или осуществлять передачу электрических сигналов от буровой установки и зонда, например, сигнала давления от зонда к буровой установке. В некоторых вариантах осуществления может отсутствовать потребность в передаче электромагнитного сигнала через основное звено корпуса, в этом случае основное корпусное звено 52′ может формироваться из электропроводящего материала. В другом варианте осуществления изобретения вдоль кабеля 600 может располагаться аккумулятор и аккумуляторный отсек, как показано на Фиг.1.

На Фиг.7 показан разнесенный пространственный вид другого варианта осуществления узла колпака первого торца датчика давления, который целиком обозначен ссылочной позицией 62′ и который может применяться в любом из зондов, описанных выше. Поскольку некоторые компоненты и признаки узла 62 колпака первого торца датчика давления (см. Фиг.3-5) могут также применяться на Фиг.7, повторного описания данных аналогичных компонентов и признаков для краткости не приводится. Как и в случае вышеописанного узла 62 торцевого колпака, узел 62′ торцевого колпака включает модифицированный торцевой колпак 300′ датчика давления, который выполнен как единая деталь, например, при помощи механической обработки подходящего материала, такого как, например, нержавеющая сталь, покрытая никелем латунь, покрытая никелем сталь или покрытая никелем нержавеющая сталь. Одна первая пара каналов 702 передачи давления, показанная пунктирными линиями, проходит между внешними отверстиями 374′ для текучей среды. Одна вторая пара каналов может быть сформирована напротив установочной канавки 380 относительно первого канала, но не показана на настоящей фигуре в силу ограничений, накладываемых на иллюстрации.

Если обратиться к Фиг.8 в сочетании с Фиг.7, то первая из них представляет собой пространственный вид сзади модифицированного торцевого колпака 300′ датчика давления, показанного для иллюстрации дополнительных подробностей его конструкции. В частности, видно одно входное отверстие 374′ первого канала 702, а также одно входное отверстие 374″ из другой пары входных отверстий, между которыми проходит один второй канал 704 из пары каналов. Отверстие 800 для датчика определено в дне 802 торцевого колпака, из которого наружу выходит вставной торец 302. Отверстие 800 для датчика имеет конфигурацию, обеспечивающую вставку датчика 320 давления с упором диафрагмы 334 давления в противостоящее датчику дно 804 отверстия для датчика. Первая пара вспомогательных каналов 810 для передачи давления сформирована в дне 804 отверстия для датчика и идет от дна отверстия в канал 702 передачи давления, а вторая пара вспомогательных каналов 812 для передачи давления сформирована в дне 804 отверстия для датчика и идет от дна отверстия во второй канал 704 давления.

Вспомогательные каналы передачи давления могут формироваться, например, путем сверления с ограничением по глубине. Следует принять во внимание, что конкретное расположение каналов, которые передают давление датчику, приведено в качестве примера, и что специалистами в данной области техники возможно выполнение большого множества модификаций на основании данного общего описания. Следует заметить, что вспомогательные каналы давления функционируют аналогично отверстиям 346 фильтрующего диска 368 (см. Фиг.3 и 4) путем ограничения размера пропускаемых через них загрязнений. В настоящем варианте осуществления изобретения отверстие 800 для датчика смещено в дно 802 торцевого колпака, хотя это не является необходимым, при этом рядом с отверстием 800 для датчика размещена пара резьбовых отверстий 814 (одно из которых явно обозначено).

Пара крепежных элементов 820, один из которых показан и обозначен на Фиг.7, может вставляться в отверстия 810, с захватом головкой каждого из крепежных элементов датчика 320 и обеспечением установки датчика давления с возможностью извлечения. Следует обратить внимание на то, что возможно применение прочих способов удержания датчика давления, таких как, например, применение одиночного крепежного элемента. Модифицированный торцевой колпак 300′ может быть установлен в вышеописанные звенья 52, 52′ или в другие подходящие цилиндрические звенья при помощи разъемного соединения, например, при помощи резьбового соединения или посадки с натягом, обеспечивающего возможность снятия датчика 320. Следует иметь в виду, что каналы для передачи давления, которые идут снаружи узла торцевого колпака датчика давления к диафрагме датчика давления, могут быть определены как каналы радиорелейной цепи для защиты диафрагмы датчика давления от внешних повреждений. Как описано выше, каналы давления могут быть заполнены подходящей консистентной смазкой для исключения повреждения датчика давления при обледенении и/или возможна установка подходящего пенистого диска в отверстие 800 для датчика перед вставкой датчика 320 давления.

На Фиг.9 показан пространственный вид с частичным вырезом узла 62′ торцевого колпака датчика давления в сборе, установленного в основной корпусной участок 52, который частично показан, а частично вырезан для иллюстрации подробностей конфигурации установки. В частности, датчик 320 установлен и удерживается на крепежных элементах 820, а кабель 340 подходит к гнезду на передатчике 20.

Вышеприведенное описание изобретения представлено в целях иллюстрации и описания. Оно не претендует на полноту или на ограничение изобретения изложенной конкретной формой или формами, и возможно создание других осуществлений, модификаций и вариантов изобретения в свете вышеописанных технологий, на базе которых специалисты в данной области техники могут предложить определенные модификации, изменения дополнения и их сочетания.

1. Зонд для применения в подземном инструменте, содержащем корпус, имеющий подземную полость, подверженную воздействию внешнего давления среды, окружающей подземный инструмент при проведении подземной операции, включающий в себя
датчик давления, имеющий корпус,
корпусной узел зонда, внешняя конфигурация которого обеспечивает установку внутри указанной подземной полости инструмента, и который, по меньшей мере, частично образует внутренний объем зонда, конфигурация которого обеспечивает вставку корпуса датчика давления с герметичным сопряжением, за счет которого внутренний объем зонда герметизирован от внешнего давления окружающей среды, под воздействием которого датчик давления генерирует сигнал, и
электронное устройство зонда, которое установлено в пределах внутреннего объема зонда и конфигурация которого, по меньшей мере, обеспечивает прием указанного сигнала давления и передачу соответствующего сигнала давления от зонда.

2. Зонд по п. 1, в котором корпусной узел зонда включает, по меньшей мере, по существу цилиндрическое и продолговатое основное звено, имеющее первый и второй противоположные торцы.

3. Зонд по п. 2, в котором указанное основное звено включает первой участок, конфигурация которого обеспечивает установку указанного электронного устройства зонда, и второй участок, конфигурация которого обеспечивает установку аккумулятора, при этом первый участок и второй участок сопряжены с помощью герметичного уплотнения.

4. Зонд по п. 3, в котором указанный первый участок основного звена связан с указанным колпаком первого торца, а второй участок основного звена связан с указанным колпаком второго торца.

5. Зонд по п. 2, в котором указанный корпусной узел зонда включает колпаки первого и второго торцов, которые выполнены с возможностью установки в соответствующие указанные первый и второй противоположные торцы основного звена с герметичным сопряжением с основным звеном так, что конфигурация колпака первого торца обеспечивает установку указанного датчика давления с герметичным сопряжением, а конфигурация колпака второго торца обеспечивает герметизацию второго торца основного звена.

6. Зонд по п. 5, в котором указанный колпак первого торца имеет отверстие для установки датчика с возможностью извлечения и сопряжен с основным звеном с помощью герметичного уплотнения.

7. Зонд по п. 5, в котором указанный колпак первого торца имеет отверстие для установки датчика при помощи разъемного соединения с возможностью доступа к датчику и его извлечения только после снятия колпака первого торца с указанного основного звена.

8. Узел зонда для применения в подземном инструменте, содержащем корпус, имеющий подземную полость, подверженную воздействию внешнего давления среды, окружающей подземный инструмент при проведении подземной операции, включающий в себя
корпусной узел зонда, внешняя конфигурация которого обеспечивает установку внутри указанной подземной полости инструмента, образуя внутренний объем зонда, и который обеспечивает установку корпуса датчика давления с герметичным сопряжением, за счет которого внутренний объем зонда герметизирован от внешнего давления окружающей среды, под воздействием которого датчик давления генерирует сигнал, при этом
корпусной узел зонда выполнен с возможностью установки в нем, по меньшей мере, электронного устройства для приема указанного сигнала давления.

9. Узел торцевого колпака, применяемый в качестве части зонда, конфигурация которого обеспечивает его применение в подземном инструменте, имеющем корпус с подземной полостью, подверженной воздействию давления внешней среды, окружающей подземный инструмент при проведении подземной операции, при этом указанный зонд включает корпус, имеющий открытый торец,
указанный узел торцевого колпака содержит корпус, выполненный с возможностью установки в указанный открытый торец корпуса зонда для герметичного сопряжения с ним и снабженный отверстием, предназначенным для установки корпуса датчика давления с герметичным прилеганием для генерации сигнала давления.

10. Узел торцевого колпака по п. 9, в котором конфигурация указанного корпуса торцевого колпака обеспечивает вставку датчика давления с возможностью извлечения.

11. Узел торцевого колпака по п. 10, в котором указанный корпус торцевого колпака имеет конфигурацию, обеспечивающую установку крышки, которая удерживает датчик давления внутри отверстия для датчика.

12. Узел торцевого колпака по п. 11, в котором указанная крышка установлена на корпусе торцевого колпака с возможностью демонтажа.

13. Узел торцевого колпака по п. 12, в котором конфигурация указанного корпуса торцевого колпака выполнена с возможностью установки, по меньшей мере, одного резьбового крепежного элемента, предназначенного для крепления крышки.

14. Узел торцевого колпака по п. 11, в котором указанная крышка снабжена, по меньшей мере, одним каналом давления, проходящим к датчику давления снаружи крышки после установки ее при помощи разъемного соединения с корпусом торцевого колпака.

15. Узел торцевого колпака по п. 14, в котором канал давления образует непрямой, обходной путь, к датчику давления снаружи крышки.

16. Узел торцевого колпака по п. 14, в котором в канале давления установлен фильтрующий элемент.

17. Узел торцевого колпака по п. 16, в котором фильтрующий элемент выполнен в виде фильтрующего диска.

18. Узел торцевого колпака по п. 9, в котором указанный корпус торцевого колпака имеет отверстие для установки датчика при помощи разъемного соединения с возможностью доступа к датчику и его извлечения только после удаления корпуса торцевого колпака с указанного основного звена.

19. Узел торцевого колпака по п. 18, в котором указанный корпус торцевого колпака выполнен в виде единой детали и снабжен, по меньшей мере, одним каналом давления, который направлен снаружи корпуса торцевого колпака к датчику давления.

20. Узел торцевого колпака по п. 19, в котором канал давления образует непрямой, обходной путь, к датчику давления снаружи крышки.

21. Способ изготовления зонда для применения в подземном инструменте, имеющем подземный корпус, который снабжен подземной полостью, которая подвержена воздействию давления внешней среды, которая окружает подземный инструмент при проведении подземной операции, включающий этапы
установку датчика давления, имеющего корпус,
придание корпусному узлу зонда конфигурации, включающей внешнюю конфигурацию, обеспечивающую установку внутрь указанной подземной полости и, по меньшей мере, частично определяющую внутренний объем зонда, и дополнительное придание корпусному узлу зонда конфигурации, которая обеспечивает вставку корпуса датчика давления с герметичным сопряжением, за счет которого внутренний объем герметизируется от давления внешней окружающей среды, так, что датчик давления генерирует сигнал под воздействием указанного внешнего давления среды снаружи корпусного узла зонда; и
установку электронного устройства зонда во внутренний объем зонда и конфигурация которого, по меньшей мере, обеспечивает прием указанного сигнала давления и передачу соответствующего сигнала давления от зонда.

22. Способ изготовления зонда для применения в подземном инструменте, имеющем подземный корпус инструмента, который имеет подземную полость, подверженную воздействию давления внешней среды, окружающей подземный инструмент при проведении подземной операции, включающий этапы
выполнение корпусного узла зонда, для придания внешней конфигурации, которая обеспечивает установку внутри указанной подземной полости инструмента и образует внутренний объем зонда, и выполнение корпусного узла для обеспечения вставки корпуса датчика давления с герметичным сопряжением, за счет которого внутренний объем герметизируется от давления внешней окружающей среды, так, что датчик давления генерирует сигнал под воздействием указанного давления внешней среды снаружи корпусного узла зонда,
компоновку указанного корпусного узла, при которой обеспечивается установка, по меньшей мере, одного электронного устройства зонда в пределах внутреннего объема зонда для приема указанного сигнала давления.

23. Способ изготовления узла торцевого колпака для применения в качестве части зонда, конфигурация которого обеспечивает его применение в подземном инструменте, имеющем подземный корпус инструмента, имеющий подземную полость, подверженную воздействию давления внешней среды, окружающей подземный инструмент при проведении подземной операции, при этом указанный зонд включает корпус зонда, имеющий открытый торец,
включающий этапы
выполнение корпуса торцевого колпака с возможностью его вставки в указанный открытый торец корпуса зонда для герметичного сопряжения с ним и выполнение отверстия для датчика давления, предназначенного для вставки корпуса датчика давления с герметичным прилеганием для генерации сигнала давления.

24. Зонд по п. 4, в котором колпак первого торца выполнен в виде единой детали и имеет внешний торец с отверстием для установки с герметичным уплотнением корпуса датчика давления, при этом внутренний торец торцевого колпака установлен в основном звене.

25. Зонд по п. 24, в котором колпак первого торца имеет, по меньшей мере один непрямой, обходной канал, направленный к датчику давления снаружи крышки.

26. Зонд по п. 25, в котором датчик давления имеет диафрагму, а отверстие для установки корпуса датчика выполнено так, что он расположен напротив дна отверстия с возможностью извлечения, диафрагма расположена напротив дна и имеется, по меньшей мере, один канал давления, который проходит через дно, формируя непрямой, обходной путь.

27. Зонд для применения в подземном инструменте, содержащем корпус, имеющий подземную полость, подверженную воздействию внешнего давления среды, окружающей подземный инструмент при проведении подземной операции, включающий в себя
датчик давления, имеющий корпус,
корпусной узел зонда, включающий, по меньшей мере, по существу цилиндрическое и продолговатое основное звено, имеющее первый и второй противоположные торцы, и внешнюю конфигурацию, обеспечивающую возможность расположения в подземной полости инструмента, при этом корпусной узел зонда по меньшей мере частично образует внутренний объем зонда, конфигурация которого обеспечивает вставку корпуса датчика давления с герметичным сопряжением, за счет которого внутренний объем зонда герметизирован от внешнего давления окружающей среды, под воздействием которого датчик давления генерирует сигнал,
указанное основное звено включает первой участок, конфигурация которого обеспечивает установку указанного электронного устройства зонда, и второй участок, конфигурация которого обеспечивает установку аккумулятора, при этом первый участок и второй участок сопряжены с помощью герметичного уплотнения.
электронное устройство зонда установлено в пределах внутреннего объема зонда, конфигурация которого, по меньшей мере, обеспечивает прием указанного сигнала давления и передачу соответствующего сигнала давления от зонда.

28. Зонд для применения в подземном инструменте, содержащем корпус, имеющий подземную полость, подверженную воздействию внешнего давления среды, окружающей подземный инструмент при проведении подземной операции, включающий в себя
датчик давления, имеющий корпус,
корпусной узел зонда, включающий, по меньшей мере, по существу цилиндрическое и продолговатое основное звено, имеющее первый и второй противоположные торцы, и внешнюю конфигурацию, обеспечивающую возможность расположения в подземной полости инструмента, при этом корпусной узел зонда по меньшей мере частично образует внутренний объем зонда, конфигурация которого обеспечивает вставку корпуса датчика давления с герметичным сопряжением, за счет которого внутренний объем зонда герметизирован от внешнего давления окружающей среды, под воздействием которого датчик давления генерирует сигнал,
колпаки первого и второго торцов, установленные соответственно в противоположных первом и втором торцах основного звена с герметичным сопряжением,
при этом колпак первого торца предназначен для герметичной установки датчика давления, колпак второго торца предназначен для его герметичной установки в основном звене,
электронное устройство зонда установлено в пределах внутреннего объема зонда, конфигурация которого, по меньшей мере, обеспечивает прием указанного сигнала давления и передачу соответствующего сигнала давления от зонда.

29. Узел торцевого колпака, применяемый в качестве части зонда, конфигурация которого обеспечивает его применение в подземном инструменте, имеющем корпус с подземной полостью, подверженной воздействию давления внешней среды, окружающей подземный инструмент при проведении подземной операции, при этом указанный зонд включает корпус, имеющий открытый торец,
содержащий
корпус, выполненный с возможностью установки в указанный открытый торец корпуса зонда для герметичного сопряжения с ним и снабженный отверстием, предназначенным для установки корпуса датчика давления с герметичным прилеганием для генерации сигнала давления, при этом указанный корпус имеет конфигурацию, обеспечивающую прием крышки, которая удерживает датчик давления внутри отверстия датчика.

30. Узел торцевого колпака по п. 9 или 29, в котором указанный корпус торцевого колпака выполнен в виде единой детали и имеет внешний торец с отверстием для установки с герметичным уплотнением корпуса датчика давления, при этом внутренний торец торцевого колпака установлен в основном звене.

31. Узел торцевого колпака по п. 30, в котором датчик давления имеет диафрагму, в упомянутом колпаке выполнен непрямой, обходной путь, для сообщения диафрагмы с областью снаружи крышки, отверстие для датчика выполнено так, что диафрагма обращена к внутренней поверхности крышки, и по меньшей мере один канал давления выполнен проходящим через внутреннюю поверхность, образуя часть непрямого, обходного пути.

32. Узел торцевого колпака по п. 31, в котором между корпусом датчика и внутренней поверхностью крышки установлен, контактируя с ними, фильтрующий диск.

33. Узел торцевого колпака, применяемый в качестве части зонда, конфигурация которого обеспечивает его применение в подземном инструменте, имеющем корпус с подземной полостью, подверженной воздействию давления внешней среды, окружающей подземный инструмент при проведении подземной операции, при этом указанный зонд включает корпус, имеющий открытый торец, содержащий
корпус, выполненный с возможностью установки в указанный открытый торец корпуса зонда для герметичного сопряжения с ним, и снабженный отверстием, предназначенным для установки корпуса датчика давления с герметичным прилеганием для генерации сигнала давления, при этом
указанный корпус имеет отверстие для установки датчика при помощи разъемного соединения с возможностью доступа к датчику и его извлечения только после удаления корпуса торцевого колпака с указанного основного звена, при этом
указанный корпус выполнен в виде единой детали и снабжен, по меньшей мере, одним каналом давления, который направлен снаружи корпуса торцевого колпака к датчику давления.

34. Узел торцевого колпака по п. 19 или 33, в котором указанный корпус торцевого колпака имеет внешний торец с отверстием для установки с герметичным уплотнением корпуса датчика давления, при этом внутренний торец торцевого колпака установлен в основном звене.

35. Узел торцевого колпака по п. 34, в котором датчик давления имеет диафрагму, а отверстие для установки корпуса датчика выполнено так, что он расположен напротив дна отверстия, диафрагма расположена напротив дна так, что корпуса датчика контактирует с дном.

36. Узел торцевого колпака по п. 35, в котором канал давления по меньшей мере частично проходит через дно, образуя непрямой, обходной путь, к датчику давления снаружи узла торцевого колпака.

37. Способ изготовления зонда для применения в подземном инструменте, имеющем подземный корпус, который снабжен подземной полостью, которая подвержена воздействию давления внешней среды, которая окружает подземный инструмент при проведении подземной операции, включающий этапы
установку датчика давления, имеющего корпус,
придание корпусному узлу зонда конфигурации, включающей, по меньшей мере, цилиндрическое и продолговатое основное звено, имеющее первый и второй противоположные торцы, и внешнюю конфигурацию, обеспечивающую возможность расположения в подземной полости инструмента, при этом корпусной узел зонда по меньшей мере частично образует внутренний объем зонда, конфигурация которого обеспечивает вставку корпуса датчика давления с герметичным сопряжением, за счет которого внутренний объем зонда герметизирован от внешнего давления окружающей среды, под воздействием которого датчик давления генерирует сигнал, при этом
указанное основное звено включает первой участок, конфигурация которого обеспечивает установку указанного электронного устройства зонда, и второй участок, конфигурация которого обеспечивает установку аккумулятора, при этом первый участок и второй участок сопряжены с помощью герметичного уплотнения,
установку электронного устройства зонда в пределах внутреннего объема зонда, которое, по меньшей мере, обеспечивает прием указанного сигнала давления и передачу соответствующего сигнала давления от зонда.

38. Способ изготовления зонда по п. 37, в котором колпак первого торца выполнен в виде единой детали и связан с указанным первым участком основного звена, а второй участок основного звена связан с указанным колпаком второго торца, при этом колпак первого торца имеет внешний торец с отверстием для установки с герметичным уплотнением корпуса датчика давления, а внутренний торец торцевого колпака установлен в открытом торце первого участка основного звена.

39. Способ изготовления зонда по п. 38, котором колпак первого торца имеет, по меньшей мере, один непрямой, обходной канал, направленный к датчику давления снаружи крышки.

40. Способ изготовления зонда по п. 39, в котором датчик давления имеет диафрагму, а отверстие для установки корпуса датчика выполнено так, что он расположен напротив дна отверстия с возможностью извлечения, диафрагма расположена напротив дна и имеется, по меньшей мере один канал давления, который проходит через дно, формируя непрямой, обходной путь.

41. Способ изготовления узла торцевого колпака для применения в качестве части зонда, конфигурация которого обеспечивает его применение в подземном инструменте, имеющем подземный корпус инструмента, имеющий подземную полость, подверженную воздействию давления внешней среды, окружающей подземный инструмент при проведении подземной операции, при этом указанный зонд включает корпус зонда, имеющий открытый торец,
включающий этапы:
выполнение корпуса торцевого колпака с возможностью его вставки в указанный открытый торец корпуса зонда для герметичного сопряжения с ним и выполнение отверстия для датчика давления, предназначенного для вставки корпуса датчика давления с герметичным прилеганием для генерации сигнала давления;
выполнение указанного корпуса торцевого колпака, обеспечивающее установку крышки, которая удерживает датчик давления внутри отверстия для датчика.

42. Способ изготовления узла торцевого колпака по п. 23 или 41, в котором колпак первого торца выполнен в виде единой детали и имеет внешний торец с отверстием для установки с герметичным уплотнением корпуса датчика давления, а внутренний торец торцевого колпака установлен в открытом торце корпуса зонда.

43. Способ изготовления узла торцевого колпака по п. 42, в котором датчик давления имеет диафрагму, в крышке выполнен непрямой, обходной путь, для сообщения диафрагмы с областью снаружи крышки, отверстие для датчика выполнено так, что диафрагма обращена к внутренней поверхности крышки и по меньшей мере один канал давления выполнен проходящим через внутреннюю поверхность, образуя часть непрямого, обходного пути.

44. Способ изготовления узла торцевого колпака по п. 43, в котором между корпусом датчика и внутренней поверхностью крышки установлен, контактируя с ними, фильтрующий диск.

45. Зонд для применения в подземном инструменте, содержащем корпус, имеющий подземную полость, подверженную воздействию внешнего давления среды, окружающей подземный инструмент при проведении подземной операции, включающий в себя
продолговатое основное звено, имеющее первый и второй противоположные торцы,
колпаки первого и второго торцов, установленные соответственно в противоположных первом и втором торцах основного звена с герметичным сопряжением, так, что основное звено с колпаками первого и второго торцов расположено в подземной полости, а колпак первого торца имеет отверстие для датчика,
датчик давления, имеющий корпус, установленный в отверстии для датчика, с герметичным сопряжением с колпаком первого торца, так, что колпак первого торца, колпак второго торца, продолговатое основное звено и датчик вместе образуют внутренний объем зонда, герметизированный от давления внешней среды, в то время как датчик выдает сигнал, соответствующий давлению внешней среды,
электронное устройства зонда, установленное во внутреннем объеме зонда, и, по меньшей мере, обеспечивающее прием указанного сигнала и передачу соответствующего сигнала от зонда.

46. Зонд по п. 5 или 45, в котором указанное основное звено имеет внутреннюю поверхность и указанные колпаки первого и второго торцов имеют конфигурацию, при которой их внешняя поверхность сопрягается с указанной внутренней поверхностью.

47. Зонд по п. 46, в котором указанная внешняя поверхность каждого из указанных колпаков первого и второго торцов имеет конфигурацию, при которой в ней имеется кольцевая канавка для установки уплотнительного кольца, которое зажато между колпаком каждого торца и основным звеном для, по меньшей мере, частичной герметизации колпаков первого и второго торцов при сопряжении с внутренней поверхностью основного звена.

48. Зонд по п. 6 или 45, в котором указанный колпак первого торца имеет конфигурацию, обеспечивающую установку крышки, которая удерживает датчик давления внутри отверстия для датчика.

49. Зонд по п. 48, в котором датчик давления имеет диафрагму, в крышке выполнен непрямой, обходной путь, для сообщения диафрагмы с областью снаружи колпака первого торца, отверстие для датчика выполнено так, что диафрагма обращена к внутренней поверхности крышки при установке в отверстии.

50. Зонд по п. 48, в котором указанная крышка закреплена в колпаке первого торца при помощи разъемного соединения.

51. Зонд по п. 50, в котором конфигурация указанного колпака первого торца снабжена, по меньшей мере, одним резьбовым крепежным элементом для удержания крышки при помощи разъемного соединения в колпаке первого торца.

52. Зонд по п. 48, в котором в указанной крышке выполнен, по меньшей мере, один канал давления, который проходит к датчику давления снаружи крышки после ее закрепления при помощи разъемного соединения в колпаке первого торца.

53. Зонд по п. 48, в котором в указанной крышке выполнен, по меньшей мере, один канал давления, который проходит к датчику давления снаружи крышки после ее закрепления при помощи разъемного соединения в корпусе торцевого колпака.

54. Зонд по п. 52 или 53, в котором канал давления образует непрямой, обходной канал, направленный к датчику давления снаружи крышки.

55. Зонд по п. 52 или 53, в котором содержится фильтрующий элемент, который расположен в канале давления.

56. Зонд по п. 55, в котором фильтрующий элемент выполнен в виде фильтрующего диска.

57. Зонд по п. 56, в котором датчик давления имеет диафрагму, в крышке выполнен непрямой, обходной путь, для сообщения диафрагмы с областью снаружи колпака первого торца, отверстие для датчика выполнено так, что диафрагма обращена к внутренней поверхности крышки при установке в отверстии.

58. Зонд по п. 57, в котором в отверстии для датчика между датчиком давления и корпусом датчика установлен, контактируя с ними, фильтрующий диск.

59. Зонд по п. 45, в котором указанный колпак первого торца имеет отверстие для установки датчика при помощи разъемного соединения с возможностью доступа к датчику и его извлечения только после снятия колпака первого торца с указанного основного звена.

60. Зонд по п. 59, в котором датчик давления имеет диафрагму, а отверстие для установки корпуса датчика выполнено так, что он расположен напротив дна отверстия с возможностью извлечения, диафрагма расположена напротив дна и имеется, по меньшей мере один канал давления, который проходит через дно, обеспечивая сообщение с давлением внешней среды.

61. Зонд по п. 7 или 59, в котором колпак первого торца выполнен за одно целое и содержит, по меньшей мере один канал давления, который проходит к датчику давления снаружи от колпака первого торца.

62. Зонд по п. 61, в котором канал давления образует непрямой, обходной путь, проходящий к датчику снаружи корпуса торцевого колпака.

63. Зонд по п. 62 в котором колпак первого торца имеет внешний торец, в котором расположен канал давления и отверстие для датчика, и внутренний торец установлен в первом торце основного звена.

64. Зонд по п. 63 в котором датчик давления имеет диафрагму, а отверстие для установки корпуса датчика выполнено так, что он расположен напротив дна отверстия с возможностью извлечения, диафрагма расположена напротив дна и имеется, по меньшей мере один канал давления, который проходит через дно, образуя часть непрямого, обходного пути.

65. Зонд для применения в подземном инструменте, содержащем корпус, имеющий подземную полость, подверженную воздействию внешнего давления среды, окружающей подземный инструмент при проведении подземной операции, включающий в себя
продолговатое основное звено, имеющее первый и второй противоположные торцы,
колпаки первого и второго торцов, установленные соответственно в противоположных первом и втором торцах основного звена с герметичным сопряжением, так, что основное звено с колпаками первого и второго торцов расположено в подземной полости, а колпак первого торца имеет отверстие для датчика, имеющего корпус, установленный в отверстии для датчика, с герметичным сопряжением с колпаком первого торца, так, что колпак первого торца, колпак второго торца, продолговатое основное звено и датчик вместе образуют внутренний объем зонда, герметизированный от давления внешней среды, в то время как датчик выдает сигнал, соответствующий давлению внешней среды, электронное устройства зонда, установленное во внутреннем объеме зонда, и, по меньшей мере, обеспечивающее прием указанного сигнала и передачу соответствующего сигнала.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к скважинным электромагнитным телеметрическим системам и способам нанесения изолирующих покрытий на элементы узлов электромагнитных телеметрических антенн.

Изобретение относится к области бурения скважин и предназначено для фиксации забойного блока телеметрической системы (ЗТС) в ориентирующем переводнике, используемого для ориентации направленного бурения.

Группа изобретений относится к нефтяной промышленности и может быть применена для доставки скважинных приборов. Способ доставки скважинных приборов к забоям бурящихся скважин сложного профиля и проведения геофизических исследований характеризуется тем, что каротажные приборы подсоединяют к приборному мосту, в верхнюю часть которого ввинчивают нижнюю трубу бурильной колонны и, посредством их наращивания, приборы опускают на заданную глубину.

Изобретение предназначено для размещения скважинного датчика давления и температуры, входящего в состав подземного скважинного оборудования. Конструкция объединяет в себе корпус, блок подвода погружного кабеля и переходник.

Группа изобретений относится к нефтегазодобывающей отрасли, в частности к инструментам, управляемым на подземном месте работы. При осуществлении способа обеспечивают возможность обнаружения по меньшей мере одного сигнала закрепляющему устройству, связанному с инструментом, применяют закрепляющее устройство для автоматической работы инструмента после задержки времени, спускают инструмент на заданное место работы в подземном пласте, вручную останавливают закрепление инструмента закрепляющим устройством с помощью по меньшей мере одного сигнала до истечения времени задержки, вручную повторно обеспечивают автоматическую работу закрепляющего устройства для закрепления в нужном положении инструмента после остановки в ответ на указанный по меньшей мере один сигнал.

Изобретение относится к области промысловой геофизики, а именно к устройствам для измерений геофизических и технологических параметров в процессе бурения и передачи их на поверхность.

Изобретение относится к нефтегазодобыче, а именно к устройствам для установки глубинных приборов на насосно-компрессорных трубах (НКТ), например, для получения информации о параметрах жидкости в кольцевом пространстве скважины спускаемыми автономными измерительными приборами или для отбора проб жидкости в кольцевом пространстве скважины спускаемым автономным пробоотборником.

Настоящее изобретение относится к средствам для выполнения электромагнитных измерений удельного сопротивления в подземном пласте. Техническим результатом является обеспечение регистрации данных о свойствах пласта до того, как буровое долото и приборы КВБ пройдут заданную глубину.

Инструмент содержит анкерную хвостовую часть, направляющую гильзу, направленный переходник и кривой переводник. Анкерная хвостовая часть вращательно закреплена, по меньшей мере, на одном трубчатом элементе.

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, а именно к устройствам для крепления электрического кабеля и его защиты от механических повреждений при спускоподъемных операциях на гидрозащитах.

Изобретение относится к оборудованию для добычи нефти установками электроцентробежных насосов, спускаемыми в скважину на грузонесущем кабеле, и может быть использовано при промыслово-геофизических исследованиях в скважинах и каротажных работах. Устройство содержит корпус с осевым отверстием для прохода кабеля, разделяемого на токопроводящие жилы, навинченную на корпус головку с осевым входом, радиальным отверстием и цилиндрической расточкой, в которой закреплен бронированный кабель, и колодку токоввода, соединенную с токопроводящими жилами. В цилиндрической расточке головки размещен набор шевронных уплотнительных элементов, зажатый между упорным кольцом и нажимным кольцом, отделенных от торца корпуса верхним набором шайб. По периферии корпуса выполнены продольные отверстия малого диаметра, а в нижней его части расположена большая конусная втулка, в которую вставлена сопрягаемая с ней малая конусная втулка. Малая конусная втулка поджата кольцом и вторым набором шайб, установленным с упором на бурт полого основания, навинченного на нижнюю часть корпуса. Между конусными втулками пропущена отделенная от кабеля наружная оплетка, конец которой герметично закреплен между торцом корпуса и верхним набором шайб, отделенные концы внутренней оплетки зажаты между кольцом и вторым набором шайб. Повышается надежность эксплуатации грузонесущей муфты погружной установки за счет защиты изоляции токоведущих жил. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к обнаружению подводных утечек углеводородов на морских объектах. Система содержит по меньшей мере один детектор (5) утечки, функционально подсоединенный к контроллеру (9), расположенному на подводном узле (14), система снабжена плавучим элементом (1), на котором закреплен детектор (5) утечки. Плавучий элемент (1) расположен под люком (10) опорной плиты фонтанной арматуры (14) и над крышей (11) фонтанной арматуры (14), при этом люк (10) опорной плиты используется для сбора углеводородов утечек. Повышается точность обнаружения утечек, упрощается конструкция, облегчается процесс извлечения системы. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к устройствам для установки датчиков на участки трубы в нефтегазодобывающих скважинах. Устройство включает механический зажим. Зажим содержит нижний гибкий участок, содержащий дугообразный участок, завершающийся в первом крайнем и втором конце, первый и второй верхние гибкие участки, содержащие дугообразные участки, завершающиеся в первых крайних концах и во вторых крайних концах в узле шарнирного пальца, содержащем отверстие, параллельное центральной продольной оси зажима, причем отверстие, проходящее через него, выполнено с возможностью приема съемного соединителя. Рычаги крепления датчика расположены снаружи на первом и втором верхних гибких участках, указанные рычаги крепления датчика содержат по меньшей мере одно приемное углубление, выполненное с таким размером, чтобы принимать и удерживать концы измерителя деформаций. Повышается надежность крепления датчика и точность измерений. 4 н. и 22 з.п. ф-лы, 6 ил.

Группа изобретений относится к оборудованию для добычи нефти и газа, в частности к оборудованию для исследования и освоения наклонных и горизонтальных скважин, оборудованных компоновками для проведения многостадийного гидроразрыва пласта. Устройство содержит колонну НКТ, насосную установку, пакер, средство измерения параметров скважины и по меньшей мере один герметизирующий элемент, соприкасающийся со стенками обсадной колонны. В качестве насосной установки использована установка электроцентробежного насоса перевернутого типа с блоком телеметрической системы, которая спущена в колонну НКТ на грузонесущем кабеле и размещена в исследуемой горизонтальной или наклонной скважине. Герметизирующий элемент установлен снаружи НКТ за пределами установки электроцентробежного насоса. Способ включает предварительный спуск колонны НКТ в обсадную колонну с прохождением горизонтальной или наклонной скважины, спуск на грузонесущем кабеле и размещение внутри НКТ установки электроцентробежного насоса с присоединенным к нему блоком телеметрической системы на исследуемой участке с последующим поэтапным перемещением их вдоль скважины, откачку жидкости с одновременным замером параметров на каждом этапе и обработку полученных результатов. Повышается надежность и точность измерения параметров расхода, давления, температуры, обводненности, обеспечивающие возможность проведения исследований на длинных участках горизонтальных скважин. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области бурения скважин и предназначено для фиксации корпуса скважинных приборов забойной телеметрической системы (ЗТС) внутри вставки в колонне бурильных труб. Устройство включает крестовину со срезными штифтами, изготовленную с выступами, входящими в пазы, выполненные внутри вставки в колонне бурильных труб, и зафиксированную от осевого и радиального перемещения резьбовой поджимной гайкой. Крестовина выполнена из двух составных частей и состоит из установочного кольца с выступами, входящими в пазы, выполненные внутри указанной вставки в колонне бурильных труб и корпуса скважинных приборов ЗТС. Корпус скважинных приборов ЗТС, выполненный с выступами и отверстиями в указанных выступах, установлен внутри установочного кольца с выступами, выполненного с отверстиями, соосными отверстиям, выполненным в выступах корпуса скважинного прибора ЗТС. В указанные соосные отверстия установлены срезные штифты. Обеспечивается возможность неоднократного монтажа и демонтажа скважинных приборов в колонну бурильных труб без нарушения целостности устройства фиксации, что снижает трудозатраты. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к горному делу и может быть применена для проведения геофизических исследований без извлечения бурового инструмента из скважины. Устройство по первому варианту включает сборку скважинных приборов, снабженную транзитной линией электронной связи, установленную в колонне бурильной или насосно-компрессорной труб, включающую соосно установленные кожух для защиты и транспортировки сборки приборов и направляющую трубу с расположенным в нижней части ограничителем хода и отверстиями над ним, камеру управления в виде полости, образованной между кожухом и направляющей трубой, сборку приборов, выполненную в верхней части с плечом и хвостовиком и жестко скрепленную в нижнем окончании с бурильной трубой, отстыковочно-стыковочное устройство с цанговым захватом, установленное в верхней части в кожух посредством муфты с отверстиями, жестко скрепленной с бурильной трубой, конусную втулку, установленную в направляющей трубе для возможности взаимодействия с цанговым захватом. По второму варианту устройство включает соосно установленные защитный кожух, с возможностью перемещения вдоль колонны, направляющую трубу с каналами внутри для прохода промывочной жидкости к бурильному инструменту и каналами для управления перемещением кожуха, сборку приборов, закрепленную в верхней части к направляющей трубе, а в нижней - посредством муфты - к бурильной трубе. Муфта выполнена с подпружиненными шариками для фиксации защитного кожуха при спуске и каналами для прохода промывочной жидкости во время бурения. На внутренней поверхности кожуха выполнены кольцевые выступы, образующие верхнее и нижнее плечо. Площадь нижнего плеча больше, чем площадь верхнего плеча. Обеспечивается возможность исследования без извлечения бурового инструмента, сокращается время на проведение исследований, снижается аварийность, повышается информативность. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к горному делу и может быть применена для проведения геофизических исследований без извлечения бурового инструмента из скважины. Устройство по первому варианту включает сборку скважинных приборов, снабженную транзитной линией электронной связи, установленную в колонне бурильной или насосно-компрессорной труб, включающую соосно установленные кожух для защиты и транспортировки сборки приборов и направляющую трубу с расположенным в нижней части ограничителем хода и отверстиями над ним, камеру управления в виде полости, образованной между кожухом и направляющей трубой, сборку приборов, выполненную в верхней части с плечом и хвостовиком и жестко скрепленную в нижнем окончании с бурильной трубой, отстыковочно-стыковочное устройство с цанговым захватом, установленное в верхней части в кожух посредством муфты с отверстиями, жестко скрепленной с бурильной трубой, конусную втулку, установленную в направляющей трубе для возможности взаимодействия с цанговым захватом. По второму варианту устройство включает соосно установленные защитный кожух, с возможностью перемещения вдоль колонны, направляющую трубу с каналами внутри для прохода промывочной жидкости к бурильному инструменту и каналами для управления перемещением кожуха, сборку приборов, закрепленную в верхней части к направляющей трубе, а в нижней - посредством муфты - к бурильной трубе. Муфта выполнена с подпружиненными шариками для фиксации защитного кожуха при спуске и каналами для прохода промывочной жидкости во время бурения. На внутренней поверхности кожуха выполнены кольцевые выступы, образующие верхнее и нижнее плечо. Площадь нижнего плеча больше, чем площадь верхнего плеча. Обеспечивается возможность исследования без извлечения бурового инструмента, сокращается время на проведение исследований, снижается аварийность, повышается информативность. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области роторного бурения скважин и может быть использовано при бурении наклонно направленных и горизонтальных скважин. Устройство обеспечения геостационарности навигационного оборудования телеметрической системы мониторинга траектории ствола скважины включает пустотелый цилиндрический герметичный корпус, содержащий основание, выполненное с возможностью вращения. На основании установлены навигационные датчики. В корпусе установлены датчик частоты вращения, моментный двигатель, в статоре моментального двигателя выполнено цилиндрическое отверстие, в которое установлены токопровод и первая втулка, соединенная с основанием. С обеих сторон корпуса расположены два амортизатора с прокладками. Первый амортизатор с одной стороны закреплен на моментном двигателе, а с другой стороны выполнен с возможностью жесткого соединения, например, с оборудованием телеметрической системы. Вторая втулка содержит подшипник вращения, жестко связана со вторым амортизатором и через подшипник вращения соединена с основанием. Второй амортизатор выполнен с возможностью жесткого соединения, например, с силовой частью компоновки низа бурильной колонны. Жесткость амортизационных прокладок в поперечном направлении превышает продольную. Техническим результатом является повышение надежности работы устройства, повышение стабильности геостационарного положения навигационных датчиков, повышение точности определения пространственного положения бурового инструмента. 1 ил.

Изобретение относится к области роторного бурения скважин и может быть использовано при бурении наклонно направленных и горизонтальных скважин. Устройство обеспечения геостационарности навигационного оборудования телеметрической системы мониторинга траектории ствола скважины включает пустотелый цилиндрический герметичный корпус, содержащий основание, выполненное с возможностью вращения. На основании установлены навигационные датчики. В корпусе установлены датчик частоты вращения, моментный двигатель, в статоре моментального двигателя выполнено цилиндрическое отверстие, в которое установлены токопровод и первая втулка, соединенная с основанием. С обеих сторон корпуса расположены два амортизатора с прокладками. Первый амортизатор с одной стороны закреплен на моментном двигателе, а с другой стороны выполнен с возможностью жесткого соединения, например, с оборудованием телеметрической системы. Вторая втулка содержит подшипник вращения, жестко связана со вторым амортизатором и через подшипник вращения соединена с основанием. Второй амортизатор выполнен с возможностью жесткого соединения, например, с силовой частью компоновки низа бурильной колонны. Жесткость амортизационных прокладок в поперечном направлении превышает продольную. Техническим результатом является повышение надежности работы устройства, повышение стабильности геостационарного положения навигационных датчиков, повышение точности определения пространственного положения бурового инструмента. 1 ил.
Наверх