Переходной безударный рельсовый стык

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к рельсовым стыковым соединениям. Переходной безударный рельсовый стык содержит накладываемые друг на друга нижнюю и верхнюю части, скрепленные болтами, с возможностью продольного перемещения. Нижняя часть внизу повторяет форму подошвы большего принимающего рельса. В своей шеечной части нижняя часть утолщена до полутора толщин шейки целого большего рельса, вверху имеет плоскую продольную опорную площадку, начало которой выполнено с небольшой сферичностью на длину наибольшего межрельсового зазора. Верхняя часть вверху имеет форму головки меньшего отдающего рельса, по ширине большей ширины меньшего целого рельса, на уровне нижней линии высоты головки рельса раздвоена на две боковины. Межрельсовый зазор разнесен на несовпадающие по вертикали друг с другом два зазора. Достигается возможность упрощения конструкции стыка и увеличения его рабочего сечения. 18 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области верхнего строения железнодорожного пути, а именно к переходному соединению рельс.

Существуют и широко применяются узлы переходных стыков для соединения рельсов разных типов соседних по массе и однотипных рельс, имеющих различный вертикальный износ. Эти узлы состоят из пары специальной формы правых и левых переходных накладок, стягивающих болтов, гаек и пружинных шайб. Указанные переходные узлы должны обеспечивать совмещение поверхностей катания и боковых граней рельс и обеспечивать изменения длин рельс при температурных колебаниях внешней среды.

К недостаткам переходных стыков с накладками относятся наличие вертикального сквозного реза в межрельсовом зазоре стыка, большая металлоемкость деталей стыка, малое суммарное рабочее сечение накладок, не превышающее 40% от сечения целого рельса, следствием чего является быстрое расстройство стыков, образование прогибов концов рельс и ступенек у их торцов, однобокие нагрузки на рельсы при прохождении вагонных колес по стыку при его расстройстве и удары колес вагона о торцы принимающего рельса. Рабочие поверхности накладок не защищены от вредных воздействий на них пыли, металлической стружки и мелкого тормозного локомотивного песка.

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в изготовлении переходного безударного рельсового стыка, отвечающего современным требованиям по безопасности, долговечности, по уменьшению металлоемкости, удобству технического обслуживания и эксплуатации.

Указанная цель достигается тем, что переходной безударный рельсовый стык состоит из накладываемых друг на друга стальных усиленных в рабочих сечениях верхней и нижней частей, скрепленных между собой болтами, с возможностью продольного перемещения относительно друг друга, причем нижняя часть стыка является продолжением большего принимающего рельса, а верхняя часть стыка является продолжением меньшего принимающего рельса.

В соответствии с изобретением, нижняя часть внизу повторяет форму подошвы большого принимающего рельса, в своей шеечной части имеет ширину двух толщин шейки рельса и на уровне нижней линии высоты головки рельса вверху оканчивается плоской продольной опорной площадкой, начало которой у принимающего рельса выполнено с небольшой сферичностью длиною наибольшего межрельсового зазора. Нижняя часть приваривается к торцу подошвы и к шейке большего принимающего рельса с совпадением центральных продольных осей и имеет не меньше двух сквозных овальных отверстий.

Верхняя часть вверху повторяет форму головки меньшего отдающего рельса, по всей своей высоте имеет ширину, равную ширине нижней ширины головки рельса, на уровне нижней линии высоты головки меньшего рельса раздваивается на две продольные боковины, создавая направленные вниз скобчатую форму и продольную плоскую опорную площадку. Боковины своей высотой не доходят до верха подошвы нижней части на 10-15 мм и имеют каждая не меньше двух круглых сквозных отверстий. Верхняя часть торцом своей головочной части и пластиной, приваренной к боковинам, приваривается к торцу меньшего отдающего рельса с совпадением поверхностей катания и центральных продольных осей.

Предлагаемый переходной безударный рельсовый стык не имеет сквозного реза в межрельсовом зазоре, он разнесен на края стыка, не совпадающие между собой по вертикали, на два зазора: первый вниз к подошве меньшего отдающего рельса, второй вверх к головке большего принимающего рельса.

Благодаря такой конструкции достигается простота переходного безударного стыка, заключается в его конструктивной компактности, а именно верхняя деталь стыка своей скобчатой формой накладывается на шеечную часть нижней детали, и эти детали скрепляются между собой болтами с возможностью продольного перемещения. Кроме этого, верхняя и нижняя детали заполняют собой пространство, где в переходном стыке с накладками должны бы находиться рельс, две специального профиля правая и левая боковые накладки, крепежные болты, гайки и пружинные шайбы, что учитывается при определении металлоемкости деталей предлагаемого стыка, которая на 70% меньше, чем у стыка с накладками.

Рабочие внутренние поверхности плоских опорных площадок верхней и нижней частей предлагаемого стыка и внутренние вертикальные поверхности боковин от металлической стружки, пыли и мелкого тормозного песка защищаются направленной вниз скобчатой формой верхней части стыка. Сферическая часть в начале опорной плоской площадки нижней части предотвращает накопление мусора в верхнем межрельсовом зазоре.

Комплементарная пара, состоящая из повышенных рабочих сечений верхней и нижней частей, накладываемых друг на друга, соединенных болтами, с возможностью продольного перемещения, и двух не совпадающих по вертикали зазоров, обеспечит суммарное рабочее сечение стыка больше сечения целого рельса в 1,5 раза, что влечет за собой полное достижение технического результата.

Сущность заявленного изобретения поясняется чертежами, являющимися иллюстрирующими материалами частного случая исполнения, они не охватывают весь объем притязаний данного технического решения.

На фиг. 1 показан переходной безударный рельсовый стык, вид спереди.

На фиг. 2 - поперечный разрез по А-А на фиг. 1.

На фиг. 3 показана нижняя часть, вид спереди.

На фиг. 4 показана верхняя часть, вид спереди.

На фиг. 5 - поперечный разрез по Б-Б на фиг. 3.

На фиг. 6 - поперечный разрез по В-В на фиг. 4.

Переходной безударный рельсовый стык состоит из накладываемых друг на друга стальных нижней 1 и верхней 2 частей, скрепленных между собой болтовым соединением, на чертеже не показанным (см. фиг. 1, 2, 3, 4, 5 и 6).

Нижняя часть 1 внизу повторяет форму подошвы большего принимающего рельса 3, в своей шеечной части имеет ширину двух толщин шейки рельса, оканчивается плоской продольной опорной площадкой 4, начало которой у принимающего рельса 3 вверху выполнено с небольшой сферичностью 5 на длину наибольшего межрельсового зазора 6 и 7. Нижняя часть 1 приваривается к торцу подошвы и к торцу шейки большого принимающего рельса 3 своей подошвенной и шеечной частями, с совмещением их центральных продольных осей и имеет не меньше двух сквозных овальных отверстий 8 (см. фиг. 1, 2, 3 и 5).

Верхняя часть 2 внизу повторяет форму головки меньшего отдающего рельса 9, равной нижней ширине головки этого рельса, на уровне нижней линии высоты головки рельса раздваивается на две продольные боковины 10, создавая направленные вниз скобчатую форму и продольную плоскую опорную площадку 11. Боковины 10 каждая имеют не меньше двух круглых отверстий 12. Верхняя часть стыка 2 торцом своей головочной части и пластиной 13, приваренной к боковинам 10, приваривается к торцу меньшего отдающего рельса 9 с совмещением их центральных продольных осей (см. Фиг. 1, 2, 4 и 6).

Нижняя и верхняя части 1 и 2 между собой соединяются болтами, на чертеже не показаны, пропущенными через круглые отверстия 12 в боковинах 10 верхней части 2 и через овальные отверстия 8 в шейке нижней части 1 с возможностью продольного перемещения, крепятся самостопорящимися гайками, на чертеже не показаны, не требующими ни каких шайб (см. Фиг. 1, 2, 3, 4, 5 и 6).

Нижняя и верхняя 1 и 2 части между собой по длине равны. Их длина зависит от количества отверстий 8 и 12 под стягивающие болты, на чертеже не показаны. Согласно изобретению, наименьшее количество отверстий в каждой части должно быть по два, при этом длина каждой части и длина всего стыка не превысит полутора высоты рельса (см. Фиг. 1. 2, 3. 4, 5 и 6).

Скобчатая форма верхней части своими боковинами 10 и опорной плоской площадкой 11 защищает от металлической стружки, пыли и мелкого тормозного песка внутренние вертикальные поверхности 14 боковин 10, продольные опорные плоские площадки 4 и 11, а также боковые рабочие внутренние вертикальные поверхности 15 шеечной части нижней части 1. Сферическая поверхность 5 длиною наибольшего межрельсового зазора 6 и 7 на опорной плоской площадке 4 у принимающего рельса предотвращает накопление мусора в верхнем зазоре 7 (см. Фиг. 1, 2, 3, 4, 5 и 6).

Переходной безударный рельсовый стык изготовляют следующим образом. Нижнюю и верхнюю части получают из рельсовой стали прокатом, точным литьем или горячей штамповкой с термообработкой, аналогичной термообработке рельс. Все трущиеся поверхности указанных частей для предотвращения микротрещин обрабатывают до чистоты 6в класса. К верхней части к ее продольным боковинам приваривают пластину толщиной 8 мм, шириной, равной расстоянию между боковинами, и высотой, равной высоте боковин. Нижнюю часть приваривают к торцу большего принимающего рельса торцом ее подошвенной и шеечной частей с совпадением центральных продольных осей. Верхнюю часть торцом ее головочной части и пластиной, приваренной к боковинам, приваривают к торцу меньшего отдающего рельса с соблюдением межрельсовых зазоров и с совпадением продольных центральных осей и поверхностей катания. Стык окончательно закрепляют стяжными болтами с самостопорящимися гайками, не требующими ни каких шайб.

Работа переходного безударного рельсового стыка.

Безударный переход вагонного колеса с меньшего отдающего рельса на больший принимающий рельс обеспечивается тем, что колесо вагона, перекатываясь по верху верхней части стыка вначале над нижним межрельсовом зазором у подошвы меньшего отдающего рельса, после двигаясь по всей длине верхней части, являющейся продолжением отдающего рельса до верхнего межрельсового зазора, опускается в межрельсовый зазор и переходит на край большего принимающего рельса, не может прогнуть концы рельс относительно друг друга потому, что нагрузку от колеса вагона верхняя часть передает нижней части через стягивающие болты и опорные плоские продольные площадки, а также потому, что нижняя часть стыка является продолжением большего принимающего рельса и имеет рабочее сечение 80% от сечения целого рельса, суммарное рабочее сечение нижней и верхней частей больше сечения целого рельса в 1,5 раза, а межрельсовый зазор разнесен на два зазора, между собой не совпадающих по вертикали, первый зазор вниз к подошве меньшего отдающего рельса, а второй зазор вверх к головке большего принимающего рельса.

При отсутствии прогиба концов рельс относительно друг друга колесо вагона диаметром обода 950 мм опускается в межрельсовый зазор, в зависимости от окружающей температуры меняющий свой размер от 24 мм до 0 мм. При межрельсовом зазоре 24 мм, 12 мм и 5 мм глубина опускания обода составит соответственно 0,151 мм, 0,035 мм и 0,007 мм.

Это обеспечит полную ликвидацию постоянных деформаций концов рельс и прогиба рельс в местах их соединения при проходе колес вагона по стыкам, поэтому предлагаемый стык можно назвать переходным безударным рельсовым стыком.

Благодаря ликвидации постоянных деформаций концов рельс при прохождении вагонных колес по стыкам сварные швы рельс с нижней и верхней частями ударных нагрузок не испытывают.

Общий периметр сварки нижней и верхней частей с рельсами больше периметра сечения целого рельса на 20%.

Движения подвижного состава возможны в двух направлениях.

Размеры межрельсовых зазоров задаются овальными отверстиями в нижней части рельсового стыка в соответствии с ГОСТом и техническими регламентами для данной длины рельсов и климатических колебаний температуры, а значит взаимосвязанным удлинением рельсов конкретной местности.

Нагрузка от вагонного колеса рельсовому стыку передается по общей центральной продольной оси для опорных площадок и для рельсов, чем устраняется появление однобоких нагрузок колеса вагона на рельсовый стык и исключаются расстройства стыка при его работе.

Использование предлагаемого изобретения позволит сохранить фрагментальность рельсового полотна, снизит трудоемкость строительства, обслуживание и ремонт пути, обеспечит безопасное движение железнодорожного транспорта и увеличит долговечность эксплуатации внедряемого стыка.

1. Переходной безударный рельсовый стык, характеризующийся тем, что он содержит накладываемые друг на друга стальные, усиленные в поперечных сечениях нижнюю и верхнюю части, скрепленные между собой болтовым соединением, с возможностью продольного перемещения относительно друг друга, нижняя часть внизу повторяет форму подошвы большего принимающего рельса и приварена к шейке и торцу подошвы этого рельса, в своей шеечной части выполнена толщиной двух толщин шейки рельса, вверху на уровне нижней линии высоты головки рельса завершена плоской продольной опорной площадкой, начало которой вверху выполнено с небольшой сферичностью длиной наибольшего межрельсового зазора, верхняя часть вверху повторяет форму головки меньшего отдающего рельса, выполнена шириной, равной ширине нижней линии ширины рельса, и приварена к торцу этого рельса, на уровне нижней линии высоты рельса раздвоена с созданием направленных вниз скобчатой формы с двумя продольными боковинами и плоской продольной опорной площадки, межрельсовый зазор не имеет вертикального сквозного реза, он разнесен на не совпадающие между собой по вертикали два зазора, один вниз к подошве меньшего отдающего рельса, другой вверх к головке большего принимающего рельса.

2. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что нижняя часть является продолжением большего принимающего рельса.

3. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что нижняя часть имеет не меньше двух сквозных овальных отверстий.

4. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что рабочее сечение нижней части составляет 80% сечения целого рельса.

5. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что верхняя часть является продолжением меньшего отдающего рельса.

6. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что каждая боковина верхней части имеет не меньше двух круглых сквозных отверстий.

7. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что для увеличения периметра сварки в нижнюю часть между боковинами вварена пластина толщиной 8 мм, шириной, равной расстоянию между боковинами, и высотой, равной высоте боковин.

8. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что все трущиеся поверхности частей стыка для предотвращения появления микротрещин выполнены с чистотой не меньше 6в класса.

9. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что продольные центральные оси опорных площадок верхней и нижней частей совпадают с центральными продольными осями большего и меньшего рельсов.

10. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что скобчатая форма верхней части защищает рабочие поверхности плоских продольных опорных площадок нижней и верхней частей и рабочие внутренние плоскости продольных боковин нижней части от металлической стружки, пыли и мелкого тормозного песка.

11. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что сферическая часть плоской продольной опорной площадки нижней части предотвращает накопление мусора в верхнем зазоре.

12. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что нижняя и верхняя части, скрепленные болтами, занимают собой пространство, где при переходном стыке с накладками должны бы находиться целый рельс, правая и левая боковые накладки, болты, гайки и пружинные шайбы.

13. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что при усиленных своих поперечных сечениях нижняя и верхняя части имеют общее рабочее сечение в 1,5 раза больше сечения целого рельса.

14. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что металлоемкость деталей на 70% меньше металлоемкости деталей переходного стыка с накладками.

15. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что верхняя часть своей плоской продольной опорной площадкой опирается на плоскую продольную опорную площадку нижней части.

16. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что постоянные деформации концов рельс при проходе вагонных колес по стыку ликвидированы.

17. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что сварочные швы рельс с нижней и верхней частями ударных нагрузок при прохождении вагонных колес по стыку не испытывают.

18. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что общий периметр сварки нижней и верхней частей с рельсами больше периметра сечения целого рельса на 20%.

19. Переходной безударный рельсовый стык по п.1, отличающийся тем, что движения подвижного состава возможны в двух направлениях.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к рельсовым стыковым соединениям. Безударный стык для бесстыкового пути выполнен по типу разъёмного стыкового соединения с перекрытием зазора частями соединительного элемента.
Настоящее изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути и может быть использовано при строительстве и ремонте рельсовых путей различного назначения.

Изобретение относится к верхнему строению пути, а именно к рельсовым стыковым соединениям. Безударный рельсовый стык содержит накладываемые друг на друга, увеличенные в поперечном сечении верхнюю и нижнюю части, скрепленные между собой болтами с возможностью продольного перемещения. Нижняя часть внизу повторяет форму подошвы принимающего рельса. Вверху на уровне нижней линии нижней высоты головки рельса нижняя часть имеет опорную площадку, начало которой выполнено с небольшой сферичностью на длину наибольшего межрельсового зазора. Верхняя часть вверху повторяет форму головки рельса и на всей своей высоте имеет ширину, равную нижней ширине головки рельса. На нижней линии высоты головки рельса верхняя часть раздвоена на две боковины, создавая направленные вниз скобчатую форму и плоскую продольную опорную площадку. Межрельсовый зазор разнесен на не совпадающие по вертикали друг с другом два зазора, один вверх, к торцу головки принимающего рельса, второй вниз, к подошве отдающего рельса. Достигается возможность упрощения конструкции стыка и увеличения его рабочего сечения. 15 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх