Моторное масло арктического назначения

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к составу моторного масла арктического назначения, предназначенного для использования в строительно-дорожных машинах, экскаваторах, бульдозерах, снегоходах, буровых установках и другой технике, которая должна сохранять работоспособность при температуре окружающей среды минус 50°С и ниже. Моторное масло арктического назначения содержит, масс.%: полиальфаолефиновое масло SpectraSyn4 в качестве синтетической основы 27,0-30,4, депрессорную присадку Infineum V385 0,1-0,4, модификатор вязкости Infineum SV261 6,3-8,6, пакет присадок Infineum Р5706 9,2-9,8, а в качестве минеральной основы оно содержит фракцию 360-440°С низкозастывающей основы, полученную в процессе гидроизомеризации остатка гидрокрекинга 280°С-КК и последующего фракционирования - остальное. Это позволило улучшить низкотемпературные свойства моторного масла. 2 табл.

 

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к составу моторного масла арктического назначения с улучшенными низкотемпературными свойствами, предназначенного для использования в строительно-дорожных машинах, экскаваторах, бульдозерах, снегоходах, буровых установках и др. технике, которая должна сохранять работоспособность при температуре окружающей среды минус 50°С и ниже.

Известно моторное масло М-4з/6В1, содержащее в масс.%: маловязкое дистиллятное масло (веретенное АУ) - 84,0-86,0, присадку ПМС «А» - 7,0 или щелочной сульфонат кальция (присадка С-150) - 5,0, алкилсалицилат кальция (присадка АСК) - 0,5, диалкилдитиофосфат цинка (присадка ДФ-11) - 2,2, алкилсукцинимид (присадка С-5А) - 2,25, полиметилсилоксан (присадка ПМС-200А) - 0,003, полиметакрилат марки "Д" (присадка ПМА "Д") до 3,5. Масла, вырабатываемые предприятиями Минхимнефтепрома СССР. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1986, с. 8.

Данное масло обладает низкой температурой застывания (минус 42°С), что позволяет осуществлять пуск двигателя без предварительного прогрева при температуре окружающего воздуха до минус 30°С.

Известно моторное масло для серийных и перспективных высокофорсированных бензиновых двигателей и турбонаддувных дизелей, эксплуатирующихся в холодных и арктических климатических зонах, содержащее минеральную основу, пакет присадок заданного состава, антипенную присадку и депрессорную полиметакрилатную присадку с молекулярной массой от 2800 до 3200. В качестве минеральной основы оно содержит дистиллятное масло или его смесь с остаточным маслом селективной очистки, имеющее кинематическую вязкость от 51 до 75 мм2/с при 40°С и температуру застывания не выше минус 15°С; масло, полученное из малосернистых парафинистых нефтей глубокой селективной очисткой и депарафинизацией, с кинематической вязкостью от 16 до 22 мм2/с при 40°С и температурой застывания не выше минус 55°С; поли-α-олефиновое масло с кинематической вязкостью от 3,5 до 4,5 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 60°С; сложный эфир, полученный при взаимодействии себациновой кислоты и 2-этилгексанола, с кинематической вязкостью не менее 3,2 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 55°С и поливинил-н-бутиловый эфир с кинематической вязкостью 3200-9000 мм2/с при 100°С и молекулярной массой от 15000 до 25000. RU 2461609 С1, опубл. 20.09.2012.

Известно смазочное масло, предназначенное для использования в высокофорсированных автомобильных и тракторных дизелях, которые эксплуатируются в тяжелых условиях. RU 1391086 С1, опубл. 20.12.1995. В качестве базового масла смазочная композиция содержит полиальфаолефиновое масло при следующем содержании компонентов, масс.%:

2,2'метилен-бис-(4-метил 6-третбутилфенол) 0,1-0,3
диалкилдитиофосфат цинка 1,0-2,0
диалкилфенилдитиофосфат цинка 1,0-3,0
полиметилсилоксан 0,003-0,005
щелочной алкилсалицилат кальция 8,0-10,0
продукт конденсации алкилфенолов со средней молекулярной массой 1,0-3,0
900-1500 полиэтиленполиаминов с 3-6 аминными группами и
формальдегида, модифицированный борной кислотой и алифатической
монокарбоновой кислотой с 10-20 атомами углерода
диизооктилсебацинат 18,0-20,0
полиальфаолефиновое масло до 100

К недостаткам данного изобретения можно отнести использование полностью синтетической основы.

Известен способ получения основ низкозастывающих арктических масел, при этом нефтяное сырье - фракцию гидрокрекинга вакуумного газойля, выкипающую при температуре 280°С-КК - подвергают гидроизомеризации путем ее контактирования с водородом при объемном соотношении водорода к сырью 500-1000 нм33 на катализаторе, содержащем, масс.%: Pt - 0,30-0,35, WO3 - 3,0-4,0, SiO2 - 8,0-38,8, ln2O - 0,4-0,42, алюмосиликат - остальное, при температуре 240-320°С, парциальном давлении водорода 3,5-6,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-2,0 ч-1 с получением маловязкой основы низкозастывающего арктического масла, имеющей кинематическую вязкость при температуре 100°С - 2,11-5,05 мм2/с и температуру застывания продукта - минус 62 - минус 65°С. RU 2570649 С1, опубл. 10.12.2015.

Наиболее близким к заявленному маслу по составу является моторное масло, полученное реальным технологическим процессом приготовления загущенных моторных масел, состоящим из двух стадий: приготовление загущенной минеральной базы из смесей минеральных высокоиндексных базовых масел фр. 350-420 и фр. 420-500°С с полимерными присадками Infineum V351, Viscoplex 1-24, смешение загущенной базы с модификатором вязкости Infineum SV261 в количестве от 5 до 20 масс.% и основным пакетом присадок Infineum D3354 в количестве от 5 до 30 масс.%. Базы фр. 350-420 и фр. 420-500 в плане абсолютных значений вязкости их смесей с SV261 и динамики изменения вязкостей в значительной степени разнятся между собою. При содержании в смеси 20 масс.% SV261 увеличение кинематической вязкости исходной базы при 100°С составляет порядка 20 мм2/с и 28 мм2/с, а при 40°С - 140 мм2/с и 250 мм2/с соответственно для фр. 350-420 и фр. 420-500. Вязкость смеси с Infineum D3354 при 100°С достигает 16,84 мм2/с. Технология моторных масел. Практика технолога. Вязкость [Найдено 22.09.2016]. Найдено в Интернет:<http:google.com/site/techqualoil/practika-technologa/vazkost?tmpl=%2F system…>.

Технической задачей данного изобретения является создание моторного масла арктического назначения на базе минеральной низкозастывающей основы и синтетической основы, работоспособного при температурах окружающей среды ниже минус 50°С, что позволит использовать его в узлах машин и механизмов, работающих в условиях Арктики и Крайнего Севера.

Технический результат от реализации изобретения заключается в улучшении низкотемпературных свойств моторного масла.

Технический результат достигается тем, что моторное масло арктического назначения, содержащее минеральную основу, модификатор вязкости Infineum SV261, депрессорную присадку и пакет присадок, улучшающий эксплуатационные свойства, согласно изобретению дополнительно содержит полиальфаолефиновое масло SpectraSyn4 в качестве синтетической основы, в качестве минеральной основы оно содержит фракцию 360-440°С низкозастывающей основы, полученную в процессе гидроизомеризации фракции остатка гидрокрекинга 280°С-КК и последующего фракционирования, в качестве депрессорной присадки - депрессорную присадку Infineum V 385, а в качестве пакета присадок - пакет присадок Infineum Р 5706 при следующим содержании компонентов, масс.%:

модификатор вязкости Infineum SV 261 6,3-8,6
депрессорная присадка Infineum V 385 0,1-0,4
пакет присадок Infineum Р 5706 9,2-9,8
полиальфаолефиновое масло SpectraSyn4 27,0-30,4
фракция низкозастывающей основы 360-440°С до 100

В качестве минеральной основы используют фракцию 360-440°С низкозастывающей основы, полученную в процессе гидроизомеризации фракции остатка гидрокрекинга 280°С-КК при условиях: давление водорода 3-4 МПа, объемное соотношении водорода к сырью 1100-1200 нм33, температура 240-320°С, объемная скорость подачи сырья 0,5-2,0 ч-1 на катализаторе, содержащем, масс.%: Pt - 0,2-0,28, WO3 - 5,0-6,0, SiO2 - 7,0-36,0, алюмосиликат - остальное и последующего фракционирования.

Фракция 360-440°С низкозастывающей основы обладает следующими характеристиками:

Вязкость кинематическая при 100°С, мм2 3,5-4,5
Вязкость кинематическая при 40°С, мм2 17,34-19,26
Индекс вязкости 72
Испаряемость, % 35,4
Температура застывания, °С -51
Температура вспышки в открытом тигле, °С 199
Массовая доля серы, масс.% 0,0017

Процесс получения моторного масла арктического назначения включает в себя следующие стадии производства:

- нагрев необходимого количества фракции 360-440°С, выделенной из низкозастывающей основы, полученной в процессе гидроизомеризации фракции остатка гидрокрекинга 280°С-КК до температуры 50°С;

- добавление к приготовленной смеси депрессорной присадки Infineum V 385 при постоянном перемешивании при температуре 50°С в течение 0,5 ч;

- добавление к приготовленной смеси вязкостной присадки Infineum SV 261 при постоянном перемешивании при температуре 50°С в течение 4-6 ч;

- введение расчетного количества полиальфаолефинового масла SpectraSyn4 при постоянном перемешивании при температуре 50°С в течение 0,5 ч;

- введение указанного количества пакета присадок Infineum Р 5706 при постоянном перемешивании при температуре 50°С в течение 0,5 ч;

- охлаждение и фильтрация полученного моторного масла арктического назначения.

Полученное моторное масло арктического назначения согласно стандарту SAE J300 относится к классу 0W.

По вышеприведенной технологии приготовлено 3 образца арктического моторного масла, состав которых приведен в Таблице 1. Образцы прошли испытания физико-химических и эксплуатационных свойств, результаты которых представлены в таблице 2.

Как следует из приведенных данных, предлагаемое моторное масло арктического назначения при использовании в бензиновых двигателях машин и другой техники сохраняет работоспособность при температуре окружающей среды минус 50°С и ниже.

Моторное масло арктического назначения, содержащее минеральную основу, модификатор вязкости Infineum SV261, депрессорную присадку и пакет присадок, улучшающий эксплуатационные свойства, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит в качестве синтетической основы полиальфаолефиновое масло SpectraSyn4, в качестве минеральной основы оно содержит фракцию 360-440°C низкозастывающей основы, полученную в процессе гидроизомеризации фракции остатка гидрокрекинга 280°C-КК и последующего фракционирования, в качестве депрессорной присадки - депрессорную присадку Infineum V385, а в качестве пакета присадок - пакет присадок Infineum Р5706 при следующем содержании компонентов, масс.%:

модификатор вязкости Infineum SV261 6,3-8,6
депрессорная присадка Infineum V385 0,1-0,4
пакет присадок Infineum Р5706 9,2-9,8
полиальфаолефиновое масло SpectraSyn4 27,0-30,4
фракция 360-440°C низкозастывающей основы до 100



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к волоконно-оптическому кабелю, содержащему композицию наполнителя кабеля, которая содержит: (i) базовое масло, полученное синтезом Фишера-Тропша; и (ii) загущающую систему, которая содержит по меньшей мере один блочный сополимер.

Изобретение относится к способу получения акилфенольной присадки к смазочным маслам. В масляную суспензию с содержанием гидроксида кальция и воды в весовом соотношении к маслу равном 1:0,43-0,49:0,02-0,03 соответственно при 70-90°С вводят этиленгликоль и додецилфенол или нонилфенол при мольном соотношении алкилфенол : этиленгликоль : гидроксид кальция 1:0,84-0,96:1,46-1,56 для образования комплексных солей алкилфенолята кальция и их нейтрализации.

Концентрат водосмешиваемой смазочно-охлаждающей жидкости для механической обработки металлов относится к области машиностроительной промышленности и может быть использован в индивидуальных и централизованных системах подачи смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) для лезвийной и абразивной обработки всех видов черных, цветных металлов и сплавов, а также жаростойких сплавов.

Концентрат водосмешиваемой смазочно-охлаждающей жидкости для механической обработки металлов относится к области машиностроительной промышленности и может быть использован в индивидуальных и централизованных системах подачи смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) для лезвийной и абразивной обработки всех видов черных, цветных металлов и сплавов, а также жаростойких сплавов.

Настоящее изобретение относится к способу получения остаточного базового масла, который включает в себя по меньшей мере следующие стадии: (a) обеспечение парафинистого рафината минерального высоковязкого цилиндрового масла; (b) объединение парафинистого рафината минерального высоковязкого цилиндрового масла, обеспеченного на стадии (а), с произведенным способом Фишера-Тропша остаточным базовым маслом, подвергнутым каталитической депарафинизации, для получения смеси; и (c) депарафинизация растворителем смеси, полученной на стадии (b), для получения остаточного базового масла, при этом массовое отношение парафинистого рафината минерального высоковязкого цилиндрового масла к произведенному способом Фишера-Тропша остаточному базовому маслу, подвергнутому каталитической депарафинизации, на стадии (b) находится в диапазоне от 75:25 до 35:65.

Описывается композиция консистентной смазки, содержащая базовое масло и мыло на основе кальциевого комплекса в качестве загустителя, где в качестве жирных кислот в мыле на основе кальциевого комплекса используются замещенная или незамещенная прямоцепочечная высшая жирная монокислота, содержащая от 18 до 22 атомов углерода, ароматическая монокислота, содержащая замещенное или незамещенное бензольное кольцо, и прямоцепочечная насыщенная низшая монокислота, выбранная из уксусной кислоты, пропионовой кислоты, масляной кислоты или их комбинаций, характеризующаяся высокой температурой каплепадения.

Изобретение относится к смазочным композициям для двигателя, содержащим по меньшей мере одно базовое масло, по меньшей мере одну полимерную присадку, улучшающую индекс вязкости, по меньшей мере одно молибденорганическое соединение и по меньшей мере один полиалкиленгликоль, полученный полимеризацией или сополимеризацией алкиленоксидов, содержащих от 3 до 8 атомов углерода, включая по меньшей мере один бутиленоксид, причем количество полиалкиленгликоля составляет от 1 до 28 мас.%, из расчета на общую массу смазочной композиции.

Композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, содержащая смесь из базовых масел, обладающую специфическими свойствами, и моноглицерид, имеющий определенную структуру.

Изобретение относится к смазочным материалам, используемым в подшипниках качения и скольжения, применяемых в цехе №2, подшипниковых узлах вагонных тележек на Любажском кирпичном заводе, при максимальной температуре до 900°С.

Изобретение относится к машиностроению, в частности противоизносным присадкам к смазочным маслам для улучшения их трибологических свойств для подшипников скольжения и поршневых пар компрессоров, насосов, двигателей внутреннего сгорания и зацепления зубчатых передач.

Композиция смазочного масла для двигателей внутреннего сгорания, содержащая смесь из базовых масел, обладающую специфическими свойствами, и моноглицерид, имеющий определенную структуру.

Изобретение относится к машиностроению, в частности противоизносным присадкам к смазочным маслам для улучшения их трибологических свойств для подшипников скольжения и поршневых пар компрессоров, насосов, двигателей внутреннего сгорания и зацепления зубчатых передач.

Предлагаемое изобретение относится к смазке пластичной антифрикционной высокотемпературной водостойкой, предназначенной для смазывания узлов трения перспективных транспортных средств, промышленного, автомобильного, строительного и судового оборудования, работающих при средних и высоких нагрузках, а также для оборудования целлюлозно-бумажной промышленности, горно-обогатительного сектора и сахарной промышленности, работоспособной в диапазоне температур -30…+170°C.

Изобретение относится к смазке многоцелевой пластичной антифрикционной, предназначенной для всех видов оборудования, испытывающего высокие удельные или ударные нагрузки (для подшипников качения и скольжения, зубчатых передач и муфт) и работоспособна в диапазоне температур от -30 до +120°С в условиях высокой влажности и кислотности.

Изобретение относится к области смазочных композиций для трансмиссий летательных аппаратов, в частности для смазки трансмиссий винтов вертолетов. Трансмиссионная смазочная композиция содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку.

Предлагаемое изобретение относится к смазке многоцелевой универсальной высокотемпературной, предназначенной для применения в узлах трения нагруженного промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования, работающего при температуре от -35°С до +160°С, в условиях высокой влажности и кислотности.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для четырехтактного или двухтактного судового двигателя, содержащей по меньшей мере одно базовое масло для судового двигателя, по меньшей мере один олефиновый сополимер, по меньшей мере один сополимер стирол/гидрированный изопрен, по меньшей мере один сложный эфир глицерина и по меньшей мере один детергент, использование которой способствует экономии топлива и которая имеет хорошие характеристики в отношении чистоты двигателя, в частности чистоты картера.

Изобретение относится к водорастворимому смазочному агенту для обработки металлов, содержащему компонент А, компонент В, компонент С и компонент D, где компонент А представляет собой минеральное масло, которое обладает характеристической температурой, измеренной в соответствии с JIS K2242, 570°С или выше, и содержится в количестве 10% мас.

Изобретение относится к промывочным маслам, которые используются в дизельных двигателях внутреннего сгорания при проведении регламентной замены моторного масла, в частности промывки масляной системы двигателя.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащей смесь: (A) углеводорода в качестве компонента с низкой вязкостью, причем кинематическая вязкость при 40°C указанного компонента с низкой вязкостью находится в диапазоне от 5 до 500 мм2/с, (B) полиалкиленгликоля (PAG) в качестве компонента с высокой вязкостью, в котором массовое отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,450 до 0,580, причем кинематическая вязкость при 100°C указанного компонента с высокой вязкостью находится в диапазоне от 2,5 до 100 мм2/с, и (C) соединения, используемого в качестве регулирующего компонента, в котором отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,080 до 0,350, причем указанный регулирующий компонент представляет собой соединение, содержащее алифатический сложный эфир, причем углеродная цепь, отличная от цепи в сложноэфирной группе, составляет от С4 до С18.

Изобретение относится к области смазочных композиций для трансмиссий летательных аппаратов, в частности для смазки трансмиссий винтов вертолетов. Трансмиссионная смазочная композиция содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку.
Наверх