Способ скрининговой диагностики сенсоневральных нарушений слуховой функции у взрослых

Изобретение относится к медицине, а именно к ЛОР заболеваниям, и может быть использовано в качестве скринингового эпидемиологического выявления нарушений слуховой функции у взрослых. Пациент самостоятельно заполняет анкету с балльной оценкой критериев степени восприятия звуков: «Испытываю затруднения при просмотре телевизора, прослушивании радио; трудно общаться, если разговаривают несколько человек; теряюсь и нервничаю, если не могу понять, где находится источник звука; испытываю трудности при общении по телефону; возникают трудности общения в шумной обстановке при большом скоплении людей; беспокоит шум в ушах или в голове, мешающий сосредоточиться; испытываю трудности общения на работе, или в школе, или в институте, поскольку не понимаю смысла слов говорящего; у меня ощущения, что хорошо слышу все окружающие меня звуки, но не понимаю смысла слов и словосочетаний; громкие звуки вызывают сильное, иногда болезненное, раздражение». Затем врач суммирует полученные баллы и в зависимости от полученной балльной оценки определяет отсутствие достоверно выраженных нарушений слуха, субклинические нарушения или наличие клинических нарушений слуховой функции. Способ позволяет определить вероятность наличия нарушений слуховой функции у больного за счет учета уровня психоэмоционального напряжения в конкретной жизненной ситуации, а также сократить время обследования больных с сенсоневральными нарушениями слуха и дифференцировать проведение лечебных и реабилитационных мероприятий. 4 табл., 3 пр.

 

Предлагаемое изобретение относится к медицине, а именно к ЛОР заболеваниям, и может быть использовано в качестве скринингового эпидемиологического выявления нарушений слуховой функции у взрослых.

По данным Министерства здравоохранения число людей с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 13 млн человек. При анализе этого контингента больных в соответствии с возрастом большая часть представлена взрослым населением и около 1 млн - это дети. У 14% лиц в возрасте от 45 до 64 лет и у 30% лиц старше 65 лет имеются нарушения слуховой функции. По данным статистического анализа более 85% больных при этом имеют сенсоневральный механизм формирования нарушений слуха (Отвагин И.В. Эпидемиологические аспекты нарушений слуха у лиц трудоспособного возраста Центрального Федерального округа / Вест. оториноларинг. 2004 - №5С. 33-35).

У подавляющего числа взрослых (77,6%), обращающихся за помощью в сурдологические кабинеты, диагностируют тугоухость III-IV степени и глухоту, т.е. социально значимые нарушения слуха (Г.А. Таваркеладзе, М.Е. Загорянская, 2006). Поздняя диагностика выраженных сенсоневральных нарушений не позволяет рассчитывать на положительный функциональный результат при проведении медикаментозного лечения и профилактических мероприятий. Всем больным с тугоухостью III-IV степени и глухотой требуется определение группы инвалидности и проведение весьма дорогостоящих реабилитационных мероприятий (слухопротезирование или кохлеарная имплантация).

Систематизированного учета взрослых, страдающих тугоухостью, в настоящее время не осуществляют, что заметно снижает результативность лечебных мероприятий и не позволяет внедрять планирование медицинских затрат на данных контингент больных. Профилактические осмотры с целью выявления лиц с нарушениями слуха проводят только на отдельных предприятиях и не способны отразить состояния проблемы в целом. Кроме того, это практически полностью исключает возможность выявления лиц с незначительными потерями слуха, а следовательно, и проведения им своевременных реабилитационных мероприятий, предотвращающих в ряде случаев прогрессирование процесса и дальнейшую их инвалидизацию.

В соответствии с установленными стандартами в лечении больных с сенсоневральными нарушениями слуха принципиальное значение имеет степень нарушений слуха. Для больных с тугоухостью I и II степени (социальный слух) большое значение имеет выявление общесоматической патологии и направленные лечебные мероприятия, проводимые терапевтическим звеном. Сурдологический контроль подразумевается не более 2-х раз в год. Больным с нарушениями слуха III-IV степени и глухотой необходимы реабилитационные мероприятия (Г.А. Таваркеладзе, 2009; Н.А. Дайхес, 2015).

Оснащение поликлиник соответствующим сурдологическим оборудованием, как и наличие подготовленного медицинского персонала, остается проблемным разделом здравоохранения в РФ. Отсутствие точных данных о количестве лиц с нарушением слуха с учетом характера и степени тугоухости не позволяет планировать обеспечение медицинских учреждений специализированными кадрами и оснащение больниц и поликлиник сурдологической аппаратурой. Создавшееся положение определяет крайнюю актуальность разработки эпидемиологических методов исследования слуха, которые будут основой для проведения наиболее рациональных профилактических и реабилитационных мероприятий.

Известен способ эпидемиологического исследования нарушений слуха у взрослых, основанный на применении анкетирования - Методики эпидемиологического исследования нарушений слуха (Методические рекомендации / Г.А. Таварткиладзе, М.Е. Загорянская, М.Г. Румянцева и др. - М. 2006. - 24 с).

Сущностью способа первичной диагностики нарушений слуха у взрослых является внедрение анкеты как метода скрининга случайной совокупности людей, состоящей из следующих вопросов:

1. Испытываете ли Вы затруднения со слухом?

2. Если «Да», то укажите, что Вам больше всего причиняет беспокойство:

- затруднение при прослушивании радио, телевизора

- плохо слышу обычный разговор

- плохо слышу в кино, театре

- плохо слышу в шумной обстановке

- плохо слышу телефонный звонок

- плохо слышу разговор по телефону

- плохо слышу групповой разговор

3. Беспокоит ли Вас шум в ушах?

4. Пользуетесь ли Вы слуховым аппаратом?

Недостатком способа является учет только 4 основных вопросов, подразумевающих однозначный ответ - да/нет. Рекомендованный способ скрининговой диагностики используют в настоящее время лишь в эпидемиологических исследованиях, и он не позволяет охарактеризовать имеющиеся нарушения слуховой функции, систематизировать имеющиеся симптомы у больного и интерпретировать их в отношении степени тугоухости.

За ближайший аналог принят способ анкетирования больных с тугоухостью - Шкала речевых, пространственных и качественных характеристик слуха SSQ. Оригинальная английская версия шкалы содержит большое количество вопросов (49) и подразумевает 10-ти балльную систему оценки каждого вопроса. Все вопросы разделены на три части: в 1-ю часть - «Восприятие речи» - входит 14 вопросов, во 2-ю часть - «Пространственный слух» - 17 и в 3-ю часть - «Качество слуха» 18 вопросов.

Ответ на каждый вопрос предполагает, что пациент должен сделать свой выбор по визуально-аналоговой шкале со следующей градацией: 0 - «совсем нет», 10 - «отлично». Авторы рекомендуют использовать данный способ в форме интервью между врачом и пациентом, что обеспечивает большую точность по сравнению с самостоятельным заполнением опросника на дому. В связи с этим применение шкалы SSQ невозможно для скринингового исследования слуха.

Русскоязычная шкала речевых, пространственных и качественных характеристик слуха (SSQrus), предложенная для оценки субъективных нарушений слуховой функции применяется в основном для определения качества жизни больных с нарушением слуха и эффективности слухопротезирования (Г.Ш. Туфатулин, С.А. Артюшкин Валидация русскоязычной версии опросника SSQ // Вестник оториноларингологии, №2, 2016, С. 17-21).

Первостепенная роль слуха в обеспечении разнообразных форм психической и физической деятельности человека обусловлена многими факторами. Снижение или выключение функции слухового анализатора, не может не сказаться на состоянии регуляторных процессов организма и оценке коммуникативного состояния самого больного. Но в то же время слуховая система имеет тесную связь с лимбической системой, частью мозга, которая передает эмоциональную окраску поначалу нейтральным ощущениям.

В связи с этим применение эпидемиологических методик при ранней диагностике слуха путем повсеместного применения анкетирования взрослого населения представляется достаточно актуальной проблемой, позволяющей определить группы риска при нарушениях слуховой функции без больших финансовых затрат. Это позволяет обеспечить своевременность проведения профилактических мероприятий у больных с I и II степенью тугоухости, а при значительных нарушениях слуха - своевременно реабилитировать пациентов без потери их трудоспособности.

Задачи:

- Обеспечить четкое определение наличия нарушений слуха при условии упрощения способа, сокращении времени диагностики на основании психоэмоциональной оценке больными с тугоухостью конкретных жизненных ситуаций.

- Определить тактику дальнейшего наблюдения больного с нарушением слуховой функции при попадании в «группы риска» в условиях общемедицинской практики.

Технический результат: предлагаемый способ скрининговой диагностики основан на наличие у больного с тугоухостью психоэмоционального напряжения в конкретной жизненной ситуации, что позволяет достаточно четко определить вероятность наличия нарушений слуха у больного. На начальном этапе проведения анкетирования в предлагаемом способе не планируется участие узких специалистов (сурдолога или оториноларинголога), что позволяет значительно уменьшить экономические затраты при выявлении начальных нарушений слуховой функции. Вместе с тем анкетирование не занимает много времени у больного, не является обременительным и может быть использовано при самостоятельном заполнении. При выявлении «группы риска» в соответствии с определенной в анкете балльной оценке нарушений слуховой функции, дальнейшее наблюдение и лечение возможно в специализированных кабинетах и центрах.

Предлагаемый способ анкетирования больных с нарушением слуховой функции не требует больших финансовых затрат и предполагает использование специализированной сурдологической помощи только на конечном этапе.

Сущностью способа является то, что пациент самостоятельно заполняет анкету балльной оценки критериев степени восприятия звуков, соответствующих значениям от 0 до 3 баллов по таблице 1, указанной в описании: «Испытываю затруднения при просмотре телевизора, прослушивании радио; трудно общаться, если разговаривают несколько человек; теряюсь и нервничаю, если не могу понять, где находится источник звука; испытываю трудности при общении по телефону; возникают трудности общения в шумной обстановке при большом скоплении людей; беспокоит шум в ушах или в голове, мешающий сосредоточится; испытываю трудности общения на работе, или в школе, или в институте, поскольку не понимаю смысла слов говорящего; у меня ощущения, что хорошо слышу все окружающие меня звуки, но не понимаю смысла слов и словосочетаний; громкие звуки вызывают сильное, иногда болезненное, раздражение», затем врач оценивает критерии (К) по соответствующим значениям от 0 до 3 таблицы 1, и при сумме баллов от 0 до 6 определяет отсутствие достоверно выраженных нарушений слуха, при К равном 7÷14 баллов - «субклинические» нарушения, а при К>14 - «клинические» нарушения.

Способ осуществляют следующим образом.

Анкетирование пациентов рекомендуется проводить терапевтическим звеном поликлиник, в основном за счет привлечения среднего медицинского персонала. Как и во всех случаях применения субъективных шкал, для достижения валидных результатов, пациенту необходимо обеспечить самостоятельное заполнения анкеты (без обсуждения варианта ответов с родственниками, знакомыми, коллегами). Для обеспечения спонтанности ответа устанавливают четкие временные рамки заполнения анкеты (10-15 минут). Если пациент пропустил отдельные пункты или прервал заполнение анкеты (на несколько часов), рекомендовано проведение повторного тестирования с применением нового бланка. В исследование не включаются пациенты с имеющимися у них острыми или хроническими формами наружных и средних отитов.

Практические рекомендации пациентам при формировании ответов, приведенные в анкете дополнительно:

- Не обращайте внимание на цифры, размещенные в таблице по соответствию к вопросам.

- Прочитайте внимательно каждое утверждение и отметьте ответ, который в большей степени соответствует ощущению того, как Вы воспринимаете ситуацию.

- Не раздумывайте долго над каждым утверждением.

- Ваша первая реакция будет наиболее верной.

Далее пациент заполняет предложенную анкету.

Оценка состояния слуха по шкале:

При интерпретации результатов указывают суммарный показатель по шкале, при этом выделяют следующие области значений:

0-6 баллов - «норма» (отсутствие достоверно выраженных нарушений слуха).

7-14 баллов - «субклинические нарушения», которые могут соответствовать 1 или 2 степени нарушений слуха и требуют обращения к сурдологу, неврологу и терапевту.

15 баллов и более - «клинические нарушения», которые требуют детального исследования слуховой функции у сурдолога с дальнейшим освидетельствованием по диагнозу и степени тугоухости.

Таким образом, последующий анализ анкет позволяет выявить группы риска и значительно унифицировать дальнейшее проведение диагностических и лечебных мероприятий.

Способ апробирован в течение 2 лет (2015-2016 гг.) на 3570 пациентах. По выделенным критериям способа скрининговой диагностики сенсоневральных нарушений слуховой функции у взрослых, основанным на оценке психоэмоционального восприятия пациентом конкретных жизненных ситуаций, были тестированы пациенты, обратившиеся за специализированной помощью в сурдологические кабинеты г. Краснодара и Краснодарского края, а также лица, проходящие профилактические осмотры на предприятиях. Возраст обследованных лиц находился в пределах от 18 до 72 лет (45,7±2,8). В анализ оценки результативности предложенного способа скрининговой диагностики нарушений слуховой функции не были включены анкеты больных с острыми и хроническими заболеваниями наружного и среднего уха.

В соответствии с выделенными критериями способа были получены следующие результаты: у 1930 пациентов (54,1%) по данным анкетирования патологии слуховой функции не выявлено, 648 больных (18,1%) были диагностированы «субклинические» нарушения, у 992 (27,8%) «клинические». При дальнейшем сопоставлении данных анкетирования и функционального исследования слуха было получено следующее соответствие: среди пациентов с «нормой» по данным скринингового обследования только у 12 были зафиксированы нарушения слуховой функции, соотнесенные к I степени тугоухости, что составило 0,6%; в группе с «субклиническими» нарушениями у 182 больных были зафиксированы нормальные пороги восприятия звуков в зоне разговорных частот с повышением порогов на 6-10 кГц (28,1%), у 253 больных (39%) нарушения были трактованы как I степень тугоухости, у 204 больных (31,5%) как II степень, у 9 больных (0,9%) показатели порогов при тональной аудиометрии были в норме; в группе с «клиническими» нарушениями больные распределились следующим образом II степень тугоухости была диагностирована у 14 больных (1,4%), III степень - у 602 больных (60,7%), IV степень - у 325 больных (32,8%), V степень - у 51 больного (5,1%)). Данные приведены на «хуже слышащее» ухо. Достаточно высокий процент больных, соотнесенный к «норме» в проведенном исследовании обусловлен тем, что большая часть тестированных была представлена пациентами, проходящими медицинские осмотры на предприятиях. Дальнейшее наблюдение за больными с I-II степенью тугоухости состояло в рекомендациях обращения сурдологу на контрольное обследование 1 раз в год, и лечения общесоматической патологии под наблюдением у терапевта и невролога. Больным с III-IV степенью тугоухости было предложено слухопротезирование, а у больных с V степенью рекомендации носили индивидуальный характер.

Таким образом, предложенный способ скрининговой диагностики сенсоневральных нарушений слуховой функции у взрослых продемонстрировал результативность и возможность его дальнейшего использования в унифицированном индивидуальном подходе при выявлении патологии слухового анализатора.

Примеры

Пример 1

Пациент М., 32 года. Жалоб на снижение слуха не предъявляет.

В целях профилактического тестирования заполнил предложенную анкету следующим образом.

Суммарный балл при подсчете - 4.

При дальнейшем осмотре больного М и проведении функционального исследования слуха было выявлено:

Осмотр ЛОР органов патологических изменений не выявил.

Исследование речью: AD|AS ШР 6 м, РР>6 м.

Камертональное исследование:

Пороги костной проводимости по данным тональной аудиометрии:

Правое ухо: 250 Гц - 10 дБ; 500 Гц - 10 дБ; 1 кГц - 10 дБ; 2 кГц - 10 дБ; 4 кГц - 10 дБ; 6 кГц - 15 дБ; 8 кГц - 15 дБ.

Левое ухо: 250 Гц - 10 дБ; 500 Гц - 10 дБ; 1 кГц - 10 дБ; 2 кГц - 10 дБ; 4 кГц - 10 дБ; 6 кГц - 15 дБ; 8 кГц - 20 дБ.

Заключение: Патологии слухового анализатора не выявлено.

Пример 2

Пациентка К., 51 год. Жалобы на нарушение слуха не предъявляет, но отмечает снижение разборчивости, периодический шум в ушах и голове. Данные жалобы отмечает на протяжении последних 3 лет. Обратилась за помощью к ЛОР врачу по месту жительства, было рекомендовано посещение сурдолога. Не обследовалась, лечение по данному поводу не получала.

В целях профилактического тестирования заполнила предложенную анкету следующим образом.

Суммарный балл при подсчете - 9. Больной внесен в группу риска с «субклиническими нарушениями».

Результаты дальнейшего осмотра ЛОР органов и функционального исследования слуха:

Данные отоскопии: AD⎜AS - наружные слуховые проходы свободны, барабанные перепонки серого цвета, опознавательные пункты выражены.

Осмотр других ЛОР органов патологических изменений не выявил.

Пороги костной проводимости по данным тональной аудиометрии:

Правое ухо: 250 Гц - 10 дБ; 500 Гц - 15 дБ; 1 к Гц - 15 дБ; 2 кГц - 20 дБ; 4 кГц - 20 дБ; 6 кГц - 25 дБ; 8 кГц - 35 дБ.

Левое ухо: 250 Гц - 10 дБ; 500 Гц - 15 дБ; 1 к Гц - 15 дБ; 2 кГц - 20 дБ; 4 кГц - 30 дБ; 6 кГц - 35 дБ; 8 кГц - 40 дБ.

Заключение: У больной имеет место нарушение слуховой функции по сенсорному типу, соответствующее диагнозу: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость I степени.

Рекомендовано:

- Консультация невролога, терапевта.

- Проведение курса медикаментозной терапии (вазодилятаторы, мозговые метаболики, витамины группы В) и при необходимости - физиотерапевтические методы лечения.

- Профилактическое посещение сурдолога и проведение функционального обследования слухового анализатора 1 раз в год.

Пример 3

Пациентка Б., 45 лет. Жалобы на нарушение слуха, снижение разборчивости речи, периодический шум в ушах и голове. Данные жалобы возникли около 7 лет назад. Начало заболевания связывает с травмой головы в 2009 г. (автомобильная авария). Находилась под наблюдением у невролога на протяжении нескольких лет и получала назначенное лечение регулярно, с диспансерного учета снята в 2014 г. В настоящее время отмечает усиление шума в ушах и снижение слуха, но по данному поводу не обследовалась. Обратилась к сурдологу самостоятельно.

В целях профилактического тестирования заполнила предложенную анкету следующим образом.

Суммарный балл при подсчете - 20. Больная внесена в группу риска с клинически выраженными нарушениями слуховой функции.

Результаты дальнейшего смотра ЛОР органов и функционального исследования слухового анализатора:

Данные отоскопии: AD|AS - наружные слуховые проходы свободны, барабанные перепонки серого цвета, опознавательные пункты выражены.

Осмотр других ЛОР органов патологических изменений не выявил.

Исследование речью: AD - ШР 0,2 м, РР=4 м.

AS - ШР у раковины, РР=3 м.

Камертональное исследование:

Пороги костной проводимости по данным тональной аудиометрии:

Правое ухо: 250 Гц - 10 дБ; 500 Гц - 15 дБ; 1 кГц - 25 дБ; 2 кГц - 30 дБ; 4 кГц - 50 дБ; 6 кГц - 55 дБ; 8 кГц - 55 дБ.

Левое ухо: 250 Гц - 10 дБ; 500 Гц - 20 дБ; 1 кГц - 35 дБ; 2 кГц - 40 дБ; 4 кГц - 50 дБ; 6 кГц - 55 дБ; 8 кГц - 60 дБ.

Заключение: У больной имеет место нарушение слуховой функции по сенсорному типу, соответствующее диагнозу: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени.

Рекомендовано:

1. Решение вопроса о направлении больной на комиссию МСЭ для определения группы инвалидности по слуху.

2. Слухопротезирование бинаурально цифровыми моделями слуховых аппаратов с индивидуальными внутриушными вкладышами.

3. Консультация невролога, терапевта.

Таким образом, предложенный способ скрининговой диагностики сенсоневральных нарушений слуха у взрослых путем анкетирования является достоверным и позволяет стандартизировать лечебно-профилактические мероприятия пациентов с нарушением слуховой функции. Повсеместное применение способа представляет интерес для эпидемиологических исследований нарушений слуха как в изолированном коллективе, так и при проведении широкомасштабных исследований.

Способ скрининговой диагностики сенсоневральных нарушений слуховой функции у взрослых, включающий анкетирование, отличающийся тем, что пациент самостоятельно заполняет анкету с балльной оценкой критериев (К) степени восприятия звуков, соответствующих значениям от 0 до 3 баллов, по таблице 1, указанной в описании: «Испытываю затруднения при просмотре телевизора, прослушивании радио; трудно общаться, если разговаривают несколько человек; теряюсь и нервничаю, если не могу понять, где находится источник звука; испытываю трудности при общении по телефону; возникают трудности общения в шумной обстановке при большом скоплении людей; беспокоит шум в ушах или в голове, мешающий сосредоточиться; испытываю трудности общения на работе, или в школе, или в институте, поскольку не понимаю смысла слов говорящего; у меня ощущения, что хорошо слышу все окружающие меня звуки, но не понимаю смысла слов и словосочетаний; громкие звуки вызывают сильное, иногда болезненное, раздражение», затем врач суммирует полученные баллы по таблице 1 и при сумме баллов от 0 до 6 определяют отсутствие достоверно выраженных нарушений слуха, при К, равном 7÷14 баллов, - субклинические нарушения, а при К более 14 - клинические нарушения слуховой функции.



 

Похожие патенты:

Устройство относится к медицинской технике и предназначено для оценки времени реакции человека на движущийся объект. Устройство содержит две жестко закрепленные стойки и закрепленные на них металлические направляющие с желобом, выполненным с возможностью фиксации на нем метки-цели, соединенной с первым датчиком положения.

Изобретение относится к медицине, ветеринарии. Проводят оценку поисковой реакции при использовании ватных дисков, пропитанных мясным бульоном, приготовленным из мяса молодых бычков при кипячении 100 г мяса в 1 литре воды в течение часа.
Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано для реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями. Проводят мероприятия, направленные на восстановление физиологических функций пациента, и реабилитацию пациента, вовлекая членов семьи пациента с проведением семейной психотерапии.

Изобретение относится к области медицины, в частности к разделу неврологии и клинической психологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при восстановительном обучении больных с нарушениями пространственного восприятия.

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам определения подготовленности спортсменов, занимающихся быстрыми шахматами и игрой блиц.

Изобретения относятся к медицинской технике. Носимое пользователем портативное устройство содержит датчик проводимости кожи для измерения проводимости кожи пользователя и устройство оценки уровня кортизола.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для определения рейтинга спортсмена игровых видов спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие.

Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для отбора подростков для занятий игровыми видами спорта, в которых очко счета разыгрывается в результате серии ударов по спортивному снаряду, таких как бадминтон, теннис и другие.

Изобретение относится к области медицины, в частности к анестезиологии-реаниматологии, психиатрии и психотерапии, и может быть использовано у пациентов с когнитивными расстройствами в раннем послеоперационном периоде трансплантации сердца.

Изобретение относится к медицине, более точно к офтальмологии, и предназначено для диагностики патологических процессов зрения при витреоретинальных заболеваниях.

Изобретение относится к педагогике, конкретно к коррекционной педагогике, к способу психолого-педагогической диагностики, может быть использовано для выявления раннего отклонения в познавательном развитии ребенка и оценке интеллектуального способа решения ребенком познавательной задачи в соответствии с возрастным нормативом. Специалист последовательно предлагает ребенку выполнить самостоятельно диагностические задания из набора, соответствующего его паспортному возрасту. Если ребенок не выполняет задание, специалист оказывает ему дополнительную помощь однократно, после этого фиксирует возможность перехода ребенка на самостоятельный способ выполнения задания. При этом диагностические задания соответствуют каждому из 11 оцениваемых возрастных периодов: 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет. Результат выполнения ребенком диагностического задания оценивается в баллах. Определяют итоговую оценку. В зависимости от полученного итогового значения познавательное развитие определяют, как «соответствующее возрастному нормативу» или как «познавательное развитие, незначительно отстающее от возрастного норматива». При итоговой оценке, соответствующей его паспортному возрасту менее допустимого значения, познавательное развитие не оценивают и ему предлагается пройти дополнительное обследование. Во время этого обследования ребенку последовательно предлагаются задания диагностических наборов предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста до тех пор, пока при выполнении одного из них он наберет балльную оценку допустимого значения. При итоговой оценке результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора одного из предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста от допустимого значения и более, вариант познавательного развития характеризуют как «познавательное развитие, отстающее от возрастного норматива», а при итоговой оценке менее допустимого значения говорят о том, что ни один из интеллектуальных способов решения ребенком познавательной задачи не сформирован, и вариант познавательного развития характеризуется как «познавательное развитие не оценивается». Способ позволяет провести оценку познавательного развития детей в возрасте от 6 мес до 10 лет жизни за счет выполнения набора диагностических методик, каждая из которых включает по семь заданий в соответствии с конкретным возрастным этапом. 1 табл., 4 пр.

Изобретение относится к области психологии, в частности к психодиагностике. Проводят тестирование по методике «Тип поведенческой активности» для определения степени импульсивности и выраженности социальной активности человека и определяют порог болевой чувствительности. При сочетании показателя социальной активности от 31 до 40 баллов и порога болевой чувствительности, не превышающего 15,4 секунд, определяется высокий уровень социальной активности, импульсивный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 11 до 30 баллов и порога болевой чувствительности, не превышающего 15,4 секунд, определяется средний уровень социальной активности, импульсивный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 0 до 10 баллов и порога болевой чувствительности, не превышающего 15,4 секунд, определяется низкий уровень социальной активности, импульсивный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 31 до 40 баллов и порога болевой чувствительности от 15,5 до 30,4 секунд определяется высокий уровень социальной активности, инициативный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 11 до 30 баллов и порога болевой чувствительности от 15,5 до 30,4 секунд определяется средний уровень социальной активности, инициативный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 0 до 10 баллов и порога болевой чувствительности от 15,5 до 30,4 секунд определяется низкий уровень социальной активности, инициативный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 31 до 40 баллов и порога болевой чувствительности от 30,5 секунд и выше определяется высокий уровень социальной активности, инертный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 11 до 30 баллов и порога болевой чувствительности от 30,5 секунд и выше определяется средний уровень социальной активности, инертный характер поведения. При сочетании показателя социальной активности от 0 до 10 баллов и порога болевой чувствительности от 30,5 секунд и выше определяется низкий уровень социальной активности, инертный характер поведения. Способ позволяет выявить степень социальной активности и склонности к импульсивному поведению за счет учета психологических факторов социальной активности и физиологических показателей в сочетании. 3 ил., 1 табл., 2 пр.
Изобретение относится к медицине, в частности к способу диагностики заболеваний, включающему анкеты-опросники, и может использоваться для диагностики первичного гиперпаратиреоза. Больному предлагают опросник для оценки клинической симптоматики. Опросник включает 12 вопросов, соответствующих наиболее частым жалобам среди больных первичным гиперпаратиреозом, которые разделены на 3 домена в соответствии с системами органов, к которым они относятся. общесоматические: 1 - я постоянно чувствую слабость; 2 - сонливость после вставания утром; 3 - мне трудно долго идти, я задыхаюсь, если мне приходится идти быстро; 4 - мне трудно выполнять и приходится ограничивать свой досуг и домашние обязанности. Висцеральные: 1 - боль в пояснице; 2 - боль/ломота в костях и суставах; 3 - я постоянно испытываю жажду; 4 - боль в животе, изжога, запор. Психологические: 1 - я чувствую раздражительность; 2 - у меня постоянно плохое настроение/депрессия; 3 - из-за болезни я плохо сплю, просыпаюсь ночью; 4 - мне трудно сконцентрироваться на работе. Каждый положительный ответ считается за 1 балл. По сумме оценивают выраженность симптомов по 12-балльной шкале и отдельно оценивают сумму баллов в каждом из трех доменов при результате в виде объективных оценок выраженности клинических симптомов. Способ позволяет получить точные оценки выраженности клинических симптомов первичного гиперпаратиреоза, а также раздельно - выраженности симптомов, связанных с различными системами органов, за счет оценки тяжести клинической симптоматики. 2 пр.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для определения уровня взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта. Световым излучателем программно-аппаратного комплекса на заданном игровом поле формируют заданное количество светодинамических зон, которые являются запрещенными для нахождения каждого члена группы спортсменов и их спортивного снаряда, при этом светодинамические зоны имитируют противодействие игроков-соперников и непредсказуемо или предсказуемо для спортсменов перемещаются с заданной скоростью по игровому полю. Спортсмены оценивают смоделированную игровую ситуацию, контролируют предварительно заданную исследователем минимально допустимую дистанцию между собой, соизмеряют свои возможности с динамикой перемещения партнеров запрещенных зон и совершают технико-тактические действия с максимально возможным количеством передач спортивного снаряда друг другу через свободные от запрещенных светодинамических зон коридоры. Игровое поле снимают видеокамерой, видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует перемещения светодинамических зон, спортивного снаряда, спортсменов, дистанции между ними, а также количество передач снаряда. При нарушении минимально допустимых дистанций между спортсменами программно-аппаратный комплекс генерирует условный предупреждающий звуковой сигнал. При отсутствии ошибок, когда нет попадания спортивного снаряда и/или спортсменов на запрещенную светодинамическую зону, или их выхода за границы игрового поля, или сокращения минимально допустимых дистанций между спортсменами во время теста, программно-аппаратный комплекс фиксирует количество передач. Уровень теста усложняют увеличением скорости перемещения, и/или площади запрещенных светодинамических зон, и/или их количества, и/или заданной минимальной допустимой дистанции между спортсменами до тех пор, пока они не смогут безошибочно совершать передачи спортивного снаряда друг другу. По максимальному количеству передач друг другу в заданное время теста, при максимальной скорости, площади и количеству запрещенных светодинамических зон, а также максимальной величине минимально допустимой дистанции между спортсменами, при которой они, выполняя данный тест, не допускают ошибок, судят об уровне взаимодействия и подготовленности группы спортсменов. Способ позволяет повысить эффективность определения взаимодействия и подготовленности спортсменов в игровых видах спорта за счет возможности контролирования минимально допустимой дистанции, при которой разрешено делать передачи друг другу.

Изобретение относится к медицине, психофизиологии, психологии, социологии, педагогике может быть использовано для определения типологических особенностей свойств нервной системы человека на основе оценки способности к воспроизведению временных интервалов. Испытания проводят в два этапа. Испытуемый многократно, в диапазоне коротких 2-5 с и длинных 8-12 с отрезков на первом этапе выбирает интервал-эталон времени, затем воспроизводит его по памяти: сначала длиннее, затем короче эталона. Далее, выбрав интервал-эталон времени, воспроизводит его: сначала короче, затем длиннее эталона. На втором этапе выбирает интервал-эталон и затем повторяет его по памяти как можно точнее. На основании результатов, в зависимости от величины отклонений при воспроизведении испытуемым интервалов-эталонов, определяют подвижность процессов возбуждения и торможения и «внешний», и «внутренний» балансы нервных процессов. При этом если на коротких и на длинных временных интервалах наблюдается доминирование превышений относительно выбранных эталонов, то делают вывод - «преобладает торможение». Если везде доминируют преуменьшения - «преобладает возбуждение». Если на малых временных интервалах доминируют превышения, а на длинных доминируют преуменьшения, то вывод - «уравновешенность» нервных процессов. Способ обеспечивает точность, упрощение и быстроту оценки свойств нервной системы, таких как «внешний» и «внутренний» баланс, уравновешенность нервных процессов, преобладание торможения или возбуждения. 2 табл.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к нейрореабилитационным тренажерам. Устройство управления нейрореабилитационным тренажером верхней конечности человека содержит сенсорные датчики измерения электромиографического сигнала, расположенные на сгибательных и разгибательных поверхностях плеча и предплечья и подключенные через последовательно установленные блок регистрации и обработки электромиографического сигнала и блок фильтрации шумов электромиографического сигнала к входу блока выделения частоты электромиографического сигнала, блок принятия решения о движении в соответствии с зарегистрированным электромиографическим сигналом, подключенный через блок управления приводами к приводам верхней конечности, при этом блок выделения частоты электромиографического сигнала связан с блоком принятия решения через параллельно подключенные блоки определения фоновой мощности электромиографического сигнала и определения активной мощности электромиографического сигнала. Использование изобретения обеспечивает расширение арсенала средств для нейрореабилитации. 1 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано для прогноза риска формирования панических расстройств. Определяют общеклинические показатели, в качестве которых используют иммунобиологические. Дополнительно определяют психологические показатели. При уровне личностной тревожности более 57 баллов, ситуативной тревожности более 54 баллов, концентрации кортизола в сыворотке крови более 661 нмоль/л и количества натуральных киллеров менее 10% прогнозируют формирование панического расстройства. Способ позволяет осуществить прогноз риска формирования панического расстройства на ранней стадии заболевания за счет определения иммунобиологических, психологических и лабораторных показателей. 2 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к онкологии и может быть использовано в пульмонологии, терапии, эпидемиологии, профилактике заболеваний, в области демографических исследований. Определяют уровень онкологического риска у каждого пациента в три этапа. На первом этапе составляют индивидуальную карту факторов риска рака легкого, которая включает в себя данные о поле, возрасте, месте жительства, конституции, росте, весе, типе нервной системы, группе крови, резус-факторе, наличии ожирения, наличии злокачественных новообразований у кровных родственников, характере труда, профессиональных вредностях, курении, средовых факторах, продолжительности сна, авиаперелетах, количестве рентгеновских исследований, характере питания, количестве выпиваемой жидкости, употреблении алкоголя, травмах, операциях грудной клетки, легкого; хронических заболеваний легких, хронических заболеваниях, травмах и операциях других органов; нарушениях гомеостаза, онкомаркерах; наличии раковых мутаций, характерных для рака легкого. На втором этапе формируют таблицу онкорисков с указанием степени влияния каждого фактора в баллах по «таблице онкорисков легкого». На третьем - определяют величину риска рака легкого в процентах по математической формуле. Способ позволяет повысить точность определения уровня риска развития рака легкого у конкретного пациента с формированием на этой основе той или иной группы риска, за счет определения факторов риска рака легкого и использования математической формулы расчета. 4 ил., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к нефрологии и медицинской психологии, и может использоваться для коррекции психологического состояния больных с хронической болезнью почек, получающих лечение гемодиализом, и повышения толерантности к сеансу гемодиализа. Определяют психологическое состояние больного путем исследования его тревожности, депрессии, локус контроля и копинг-стратегий. На основании полученных результатов относят больного к адаптивной или неадаптивной подгруппе. Обеспечивают прослушивание больным плейлистов четырех типов, первый из которых направлен на рефлексию и саморегуляцию; второй тип направлен на снятие тревожности; третий тип направлен на структурирование времени гемодиализа; и четвертый тип направлен на достижение катарсиса. При этом каждый плейлист включает файлы пяти музыкальных произведений, из которых первое, третье и пятое - это произведения классической музыки, а второе и четвертое - записанные звуки природы. Причем порядок прослушивания плейлистов определяют с учетом отнесения больного к адаптивной или неадаптивной подгруппе, где пациента относят к адаптивной подгруппе в случае умеренного уровня тревожности, низких показателей депрессии, использования конструктивных коцинг-стратегий и интернального локуса контроля. Пациента относят к неадаптивной подгруппе в случае высоких показателей тревожности и депрессии, использования преимущественного неконструктивных копинг-стратегий, экстернального локуса контроля. Контролируют психологическое состояние больного путем сравнения психологического состояния больного до и после сеанса прослушивания плейлистов. Способ позволяет перевести негативное состояние больного, находящегося на гемодиализе, в нейтральное или позитивное, а также в повышении комплаенса и толерантности к сеансам гемодиализа за счет определения психологического состояния больного и прослушивания больным плейлистов в определенном порядке. 5 з.п. ф-лы, 6 табл., 4 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, и может быть использовано при восстановлении когнитивных функций у больных, перенесших черепно-мозговую травму (ЧМТ). Предоставляют больному изображения предмета на экране монитора для распознавания больным предоставленного изображения. При этом одновременно дополнительно предоставляют ряд изображений предметов. Больной осуществляет путем узнавания выбор предмета из предоставленных вариантов, а занятия по коррекции проводят в течение не менее 10 дней, 1 раз в день. При этом применяют комплексную программу нейрореабилитации, состоящую из блоков заданий, каждый из которых способствует преимущественному восстановлению одного из видов афазий: моторной, при которой выделяют два основных ее вида - афферентная и эфферентная; амнестической; акустико-гностической и семантической. При этом каждое задание не имеет временных ограничений. Способ позволяет повысить эффективность реабилитации когнитивных нарушений у больных за счет использования комплекса компьютерных программ, повышающих мотивацию больного к занятиям. 5 ил., 3 табл., 1 пр.
Наверх