Смазочное масло на основе жидких олигометилоктилсилоксанов и олигоэтилоктилсилоксанов



Смазочное масло на основе жидких олигометилоктилсилоксанов и олигоэтилоктилсилоксанов
Смазочное масло на основе жидких олигометилоктилсилоксанов и олигоэтилоктилсилоксанов
Смазочное масло на основе жидких олигометилоктилсилоксанов и олигоэтилоктилсилоксанов

Владельцы патента RU 2673482:

Акционерное общество "Государственный Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт химии и технологии элементоорганических соединений" (АО "ГНИИХТЭОС") (RU)

Предлагаемое изобретение относится к жидким смазочным составам на кремнийорганической основе, в частности к смесевым смазочным маслам на олигометилоктил- или олигоэтилоктилсилоксановой основе в сочетании с нефтяным маслом и/или сложным органическим эфиром, которые находят применение в различных отраслях промышленности для обеспечения работы узлов трения в расширенном интервале температур и как основа пластичных смазок. Смазочное масло для стабильной работы изделий и механизмов, в которых присутствуют пары трения сталь-сталь, на основе олигоорганосилоксанов, где в качестве олигоорганосилоксана содержится олигометилоктил- и олигоэтилоктил-силоксановые жидкости с вязкостью 100÷300 мм2/с при 20°С, нефтяное масло вязкостью 6÷110 мм2/с при 40°С и/или сложный эфир дикарбоновой кислоты (бис-(2-этилгексил)овый эфир себациновой кислоты - ДОС) при следующем содержании компонентов, % масс.: олигометилоктил- или олигоэтилоктилсилоксан 40-80, минеральное масло и/или ДОС 20-60. 3 табл., 9 пр.

 

Изобретение относится к жидким смазочным составам на кремнийорганической основе, в частности к смесевым смазочным маслам на олигометилоктил- или олигоэтилоктилсилоксановой основе в сочетании с нефтяным маслом и/или сложным органическим эфиром, которые находят применение в различных отраслях промышленности для обеспечения работы узлов трения в расширенном интервале температур и как основа пластичных смазок.

Силиконовые смесевые масла получают на основе полиметилсилоксановых жидкостей с использованием различных добавок. При этом основа не обладает приемлемыми свойствами совместимости с минеральными и синтетическими углеводородными средами, приемистостью к присадкам, что затрудняет применение полиметилсилоксанов в промышленности при производстве смазочных масел.

Известны приборные масла с использованием в качестве базового компонента жидких полиэтилсилоксанов (Авт. св. СССР №184996, МПК С10М 169/02, С10М 105/, С10М 107/50, 1966 г.; Авт. св. СССР №248881, МПК С10М 131/12, C10M 129/40, С10М 101/02, 1969 г.; Авт. св. СССР №293840, МПК С10М 101/02, С10М 107/50, 1971 г.). Эти жидкости, имея высокие значения краевого угла смачивания, благоприятные для капельной смазки, но они не применимы для смазки широко распространенных узлов трения, в том числе для пар трения сталь-сталь.

Известны смазочные масла на основе полиэтилсилоксанов (Авт. св. СССР №859428, МПК С10М 129/02, С10М 107/50, 1981 г.; Авт. св. СССР №1004456, МПК С10М 135/36, С10М 107/50, 1983 г.), которые обладают удовлетворительными смазочными характеристиками при использовании их в узлах трения для пар трения сталь-бронза, сталь-медный сплав. Однако их смазывающие свойства недостаточны для пары трения сталь-сталь.

Известны низкотемпературные смазочные композиции на основе жидких полиэтилсилоксанов, содержащие полиэтилсилоксаны с молекулярной массой 500-1000 г/моль и вязкостью 40-50 мм2/с, полиальфаолефины со средней степеью олигомеризации 7-8 и молекулярной массой 900-1200 г/моль и диоктилсебацинат. Описанные композиции характеризуется хорошими низкотемпературными свойствами (температура застывания ниже минус 80°С) и удовлетворительными смазочными свойствами, особенно при трении качения (работоспособность образцов композиции на пятишариковой машине трения при комнатной температуре и нагрузке 98 Н составляла 250÷340 мин.). (Патент РФ №2194741, МПК С10М 107/50, С10М 161/00, 2001 г.).

К недостаткам данных композиций можно отнести низкую смазочную способность при скольжении в узле трения сталь-сталь (диаметр пятна износа на четырехшариковой машине трения при длительности испытания 60 мин. и нагрузке 196 Н достигает значений 0,85 мм).

Наиболее близким по составу и назначению к заявленному объекту является смесевое кремнийорганическое низкотемпературное масло, выбранное нами в качестве прототипа, представляющее собой смесь полиэтилсилоксановой жидкости ПЭС-4 и минеральных масел состава, % масс.:

Минеральное масло селективной очистки МС-14 15-35
Полиэтилсилоксановая жидкость 65-85

(ГОСТ 18375-73 с изм. 1-5, ТУ 6-02-897-78 с изм. 1-5; см. приложение 1 и 2).

Несмотря на то, что смесевое масло (прототип) до последнего времени широко использовалось в различных узлах трения, в том числе для пар трения сталь-сталь, тем не менее, оно не удовлетворяет современным требованиям при работе машин и механизмов с наиболее распространенными парами трения сталь-сталь из-за низких смазывающих свойств.

Следует отметить, что производство первого компонента прототипа - высококачественного минерального масла прекращено из-за полного истощения ресурса уникального месторождения Доссорских нефтей, служащих сырьем для его получения. Особенности углеводородного состава и физико-химических свойств этого минерального масла не позволяют провести его замену с помощью массовых нефтесмесей, в том числе из-за резкого ухудшения низкотемпературных свойств.

Задача настоящего изобретения - разработка состава масла обеспечивающего стабильную работу и увеличенный срок эксплуатации изделий и механизмов, в которых присутствую пары трения сталь-сталь.

В результате научных и экспериментальных исследований поставленная задача решена путем создания композиции, состоящей из следующих компонентов, % мас.:

Олигометилоктил- или олигоэтилоктилсилоксан 40-80
Минеральное масло и/или ДОС 20-60

Данная композиция отличается лучшими смазочными свойствами для пары трения сталь-сталь, причем ее смазочные свойства существенно превосходят эти свойства каждого компонента в отдельности (табл. 3), что является решением поставленной задачи.

Технология приготовления масла включает дозировку компонентов в указанном выше соотношении и смешении их при температуре окружающей среды в течение не менее 30 мин. с последующей фильтрацией.

Пример 1 (прототип).

Компоненты масла: полиэтилсилоксановая жидкость ПЭС-4 (вязкость при 20°С - 42,0 мм2/с) - 8,50 кг, масло МС-14 - 1,50 кг загружают в смеситель и перемешивают в течение 30 мин., после чего раствор отфильтровывают (обр. 1).

Пример 2 (прототип).

Компоненты масла: полиэтилсилоксановая жидкость ПЭС-4 (вязкость при 20°С - 42,0 мм2/с) - 7,50 кг, масло МС-14 - 2,50 кг загружают в смеситель и перемешивают в течение 30 мин., после чего раствор отфильтровывают (обр. 2).

Пример 3 (прототип).

Компоненты масла: полиэтилсилоксановая жидкость ПЭС-4 (вязкость при 20°С - 42,0 мм2/с) - 6,50 кг, масло МС-14 - 3,50 кг загружают в смеситель и перемешивают в течение 30 мин., после чего раствор отфильтровывают (обр. 3).

Пример 4.

Компоненты масла: олигометилоктилсилоксановая жидкость (вязкость при 20°С - 116 мм2/с) - 7,00 кг, индустриальное масло И-20А - 3,00 кг загружают в смеситель и перемешивают в течение 30 мин., после чего раствор отфильтровывают (обр. 4).

Пример 5.

Компоненты масла: олигометилоктилсилоксановая жидкость (вязкость при 20°С - 116 мм2/с) - 8,00 кг, ДОС - 2,00 кг загружают в смеситель и перемешивают в течение 30 мин., после чего раствор отфильтровывают (обр. 5).

Пример 6.

Компоненты масла: олигометилоктилсилоксановая жидкость (вязкость при 20°С - 178,5 мм2/с) - 5,00 кг, индустриальное масло И-20А - 5,00 кг загружают в смеситель и перемешивают в течение 30 мин., после чего раствор отфильтровывают (обр. 6).

Пример 7.

Компоненты масла: олигометилоктилсилоксановая жидкость (вязкость при 20°С - 178,5 мм2/с) - 4,00 кг, индустриальное масло ДОС - 6,00 кг загружают в смеситель и перемешивают в течение 30 мин., после чего раствор отфильтровывают (обр. 7).

Пример 8.

Компоненты масла: олигоэтилоктилсилоксановая жидкость (вязкость при 20°С - 281,4 мм2/с) - 7,00 кг, индустриальное масло И-20А - 3,00 кг загружают в смеситель и перемешивают в течение 30 мин., после чего раствор отфильтровывают (обр. 8).

Пример 9.

Компоненты масла: олигоэтилоктилсилоксановая жидкость (вязкость при 20°С - 281,4 мм2/с) - 6,00 кг, индустриальное масло И-20А - 4,00 кг загружают в смеситель и перемешивают в течение 30 мин., после чего раствор отфильтровывают (обр. 9).

В соответствие с существом предлагаемого изобретения и описанной технологии были изготовлены образцы смесевого масла - прототипа (обр. 1-3) и заявляемого масла (обр. 4-9), рецептура которых приведена в таблице 1.

Результаты исследования физико-химических свойств приготовленных образцов в сравнении с образцами прототипа представлены в таблице 2.

Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что предложенный состав смазочного масла значительно превосходит прототип по смазочным свойствам.

В таблице 3 представлены смазочные свойства заявленных масел и исходных компонентов.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является расширение температурного диапазона эксплуатации изделий минус 80 - плюс 200°С, повышение надежности и долговечности работы различных узлов, в которых присутствуют пары трения сталь-сталь, существенно уменьшить износ, снизить затраты на ремонт и техническое обслуживание.

* - все определения проводили по стандартным методикам.

** - Четырехшариковая машина трения, воздух, 20°C, 1450 об/мин., 196 Н, 60 мин., сталь ШХ-15.

Смазочное масло для стабильной работы изделий и механизмов, в которых присутствуют пары трения сталь-сталь, на основе олигоорганосилоксанов, отличающееся тем, что в качестве олигоорганосилоксана оно содержит олигометилоктил- и олигоэтилоктилсилоксановые жидкости с вязкостью 100÷300 мм2/с при 20°С, нефтяное масло вязкостью 6÷110 мм2/с при 40°С и/или сложный эфир дикарбоновой кислоты (бис-(2-этилгексил)овый эфир себациновой кислоты - ДОС) при следующем содержании компонентов, % масс.:

Олигометилоктил- или олигоэтилоктилсилоксан 40-80
Минеральное масло и/или ДОС 20-60.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к смазочному материалу для облегчения процесса механообработки, содержащий: высокомолекулярное соединение (A), имеющее средневесовую молекулярную массу 5 × 104 или выше и 1 × 106 или ниже; среднемолекулярное соединение (В), имеющее средневесовую молекулярную массу 1 × 103 или выше и ниже чем 5 × 104; и углерод (C), имеющий средний размер частиц 100 мкм или больше, и формой углерода (C) является форма чешуек.

В настоящем изобретении описано применение салицилата кальция в смазочной композиции, содержащей базовое масло и литиевую и/или кальциевую соль жирной кислоты и показывающей улучшенную стабильность качения, причем стабильность качения измеряют согласно ASTM D 1831.

Изобретение относится к пластичным смазкам для тяжелонагруженных узлов трения и может быть использовано как при производстве пластичных смазок на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности, так и в условиях сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих технику.

Изобретение относится к органическому синтезу и касается способа получения основы огнестойкого триарилфосфатного масла. Способ осуществляют путем смешивания трифенилфосфата с пара-трет-бутилфенолом в мольном отношении 1 : (0,45-0,55) и катализатором карбонатом калия.

Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для применения в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 250°С промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования.

Изобретение относится к металлообрабатывающей промышленности, а именно к смазке для механической обработки металлов сверлением нержавеющей стали и прочих труднообрабатываемых металлов и сплавов различной толщины.

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов, композиция может быть использована для введения в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и пластичные смазки.

Изобретение относится к присадке к смазочному маслу, содержащей органическое соединение молибдена, представленное общей формулой (1) ниже: где R1 обозначает алкильную группу с прямой или разветвленной цепью, представленную общей формулой CnH2n+1 (n является целым числом от 4 до 12), или циклогексильную группу, R2 означает метальную группу или этильную группу и R1 и R2 являются различными; и к композиции смазочного масла в качестве модификатора трения.

Изобретение относится к твердому антифрикционному элементу для смазывания гребней колесных пар локомотивов, который позволит обеспечить оптимальные антифрикционные и ресурсные характеристики смазочного слоя в контакте гребня колеса с рельсом за счет изменения физических характеристик смазочной композиции твердого антифрикционного элемента путем оптимизации ее состава.

Способ повышения герметичности резьбовых соединений обсадных и насосно-компрессорных (лифтовых) колонн относится к нефтехимической отрасли и может быть использован для обеспечения надежной и длительной герметизации соединений, при сборке резьбовых соединений, в том числе и при консервации резьбовых соединений, бурильных, насосно-компрессорных и обсадных труб, в том числе с различными вариантами уплотнения «металл-металл», при эксплуатации труб на нефтяных, газовых, газоконденсатных месторождениях, на водонагнетательных скважинах.

Настоящее изобретение относится к смазывающему средству для морских двигателей, в частности для цилиндров, которое имеет BN, определяемое в соответствии со стандартом ASTM D-2896, больше чем или равное 50 миллиграммам поташа на грамм смазывающего средства, содержащее: по меньшей мере одно базовое масло смазывающего средства, по меньшей мере один детергент, основанный на щелочных или щелочноземельных металлах, основность которого повышают с использованием солей карбонатов металлов, по меньшей мере один нейтральный детергент, смесь жирных аминов, которая содержит по меньшей мере один жирный амин формулы (I) R1-[NR2(CH2)3]3-NH2, в которой: R1 представляет линейную или разветвленную, насыщенную или ненасыщенную алкильную группу, которая содержит по меньшей мере 14 углеродных атомов, R2 представляет атом водорода или группу -(CH2)2OH, содержание по массе жирного амина формулы (I) больше чем или равно 90% относительно общей массы смеси жирных аминов, жирный амин имеет BN, определяемое в соответствии со стандартом ASTM D-2896, в диапазоне от 150 до 600 миллиграммов поташа на грамм амина, процентную долю по массе жирного амина относительно общей массы смазывающего средства выбирают с тем, чтобы BN, предоставляемое с помощью этого соединения, представляло вклад по меньшей мере 10 миллиграммов поташа на грамм смазывающего средства в общее BN указанного смазывающего средства для цилиндров и процентную долю по массе сверхосновного детергента относительно общей массы смазывающего средства выбирают с тем, чтобы BN, предоставляемое с помощью солей карбонатов металлов, представляло вклад в диапазоне от 30 до 70 миллиграммов поташа на грамм смазывающего средства в общее BN указанного смазывающего средства для цилиндров.

Настоящее изобретение относится к композициям присадок и промышленным техническим жидкостям для использования в металлообработке, обработке металлов давлением, ковке и в горном деле.

Настоящее изобретение относится к смазывающим композициям, содержащим особенно тяжелое базовое масло полученное с использованием синтеза Фишера-Тропша и алкилированное ароматическое смешанное сырье, в которой особенно тяжелое базовое масло ФТ имеет кинематическую вязкость при 100°С в диапазоне от 19 до 35 мм2/с.

Изобретение относится к смазочным композициям для поршневых двигателей, в частности к всесезонным смазочным композициям для авиационных поршневых двигателей, и направлено на улучшение эксплуатационных характеристик смазочной композиции требуемой вязкости при использовании ее для смазки тяжелонагруженных деталей авиационных поршневых двигателей.

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов и может быть использовано для введения в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и пластичные смазки.

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к способам получения пластичных смазок - жировых солидолов, содержащих в качестве загустителей - кальциевые соли высших жирных кислот и находящих широкое применение в качестве антифрикционных смазок массового назначения (для узлов трения автомобилей, тракторов и других механизмов).

Предложена смазочная пленкообразующая композиция, содержащая в своем составе: от 40 до 80 мас.% основного масла, состоящего из одного или более веществ, выбранных из сложного эфира пентаэритрита и жирной кислоты и сложного эфира триметилолпропана и жирной кислоты; от 5 до 20 мас.% затвердевающего вещества, состоящего из парафинового воска; и от 10 до 40 мас.% твердого смазочного вещества, состоящего из одного или более веществ, выбранных из соли щелочного металла и гидроксистеариновой кислоты; и соли щелочноземельного металла и гидроксистеариновой кислоты.

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к пластичным смазкам, которые могут быть использованы в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих в интервале температур от минус 60°С (кратковременно от минус 65°С) до 150°С.

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к углеводородным составам, применяемым для защиты от атмосферных воздействий, а также от воздействия плесневых грибов изделий и конструкций.

Изобретение относится к антиобледенительным пластичным смазочным материалам и может найти применение для предотвращения обледенения тормозной системы подвижного состава железнодорожного транспорта.

Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для применения в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 250°С промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования.
Наверх