Бортовое устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к защите двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Бортовое устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель (1), расположенную в корпусе (7) воздухозаборника, и имеет две панельки (12, 13) нижней панели на двух поперечных осях, которые совершают одновременно колебательные перемещения в поперечной плоскости нижней панели с периодами колебаний Т=1,0-4,0 с - кормовая панелька (12) вниз на угол αк=25°-30°, а поперечная панелька (13) - вверх на угол αn=25°-30°. Кормовая панелька (12) расположена от кромки нижней панели (1) на относительной длине . Поперечная панелька (13) расположена на относительной длине , обе выполнены с относительной шириной , где l - длина нижней панели (1), м; b - ширина нижней панели (1), м; с - длина кормовой панельки (12), м; k - длина поперечной панельки (13), м; d - ширина панелек, м. Изобретение повышает эффективность устройства защиты двигателя на всех режимах работы на земле. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, в частности, к средствам защиты силовых установок летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.

Известно устройство для защиты силовой установки с воздушно-реактивными двигателями от попадания посторонних предметов, содержащее поворотный защитный экран, размещенный перед входом в воздухозаборник двигателя (патент США №3168999, кл. B64D 33/02, 1965).

Известное устройство неэффективно при нахождении летательного аппарата на стоянке из-за наличия вихревого шнура на входе в воздухозаборник, способствующего попаданию посторонних предметов в его тракт, а также не известны рациональные размеры поворотного защитного экрана и его расположение от поверхности аэродрома.

Известно устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную нижнюю панель, которая шарнирно соединена со штоком привода, жестко закрепленного на корпусе воздухозаборника, при этом нижняя панель выполнена с относительной длиной нижней панели , с относительной шириной нижней панели , имеет в кормовой части закрылок с относительной длиной закрылка нижней панели , и способна к перемещению на относительную длину выдвижения нижней панели , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома от 0,8 до 1,25, установлена под углом α=15°-20° относительно оси передней кромки воздухозаборника, при этом закрылок нижней панели совершает колебательные движения на угол αЗ=25°-30° относительно оси передней кромки воздухозаборника с периодом колебаний Т=1,0-4,0 с, где λ - длина выдвижения нижней панели, м; - длина нижней панели, м; b - ширина нижней панели, м; с - длина закрылка нижней панели, м; Н - высота расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома, м; - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборник, м; A - высота воздухозаборника, м; В - ширина воздухозаборника, м (патент RU №2491208, МПК7 B64D 33/02, заявлен 21.09.2011).

К недостаткам данного устройства следует отнести то, что из-за колебательного перемещения закрылка нижней панели относительно оси передней кромки воздухозаборника на угол αЗ=25°-30° с периодом колебаний Т=1,0-4,0 с на его законцовках образуется нестационарное вихревое течение потока, приводящее к возможности увеличения ее интенсивности и образованию вихря, который способен отклоняться в сторону воздухозаборника и может привести к срывным режимам на передних кромках воздухозаборника и, следовательно, к снижению запаса газодинамической устойчивости двигателя.

Задача предложенного изобретения - повышение эффективности бортового устройства защиты двигателя от попадания посторонних предметов на всех режимах работы на земле посредством уменьшения интенсивности вихреобразования перед воздухозаборником и щитовой защитой от попадания посторонних предметов в его тракт путем одновременного колебательного перемещения одной панельки вверх, а второй панельки вниз нижней панели в ее поперечной плоскости.

Для решения этой задачи в известном бортовом устройстве защиты двигателя от попадания посторонних предметов, содержащем подвижную нижнюю панель, расположенную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, установленную относительно оси передней кромки воздухозаборника под углом α=15°-25°, где нижняя панель выполнена с относительной длиной нижней панели , с относительной шириной нижней панели , и способной к перемещению на относительную длину выдвижения нижней панели , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома от 0,8 до 1,25, и, имеющем в нижней части две панельки, способных к совершению колебательных перемещений на угол α с периодами колебаний Т, отличающееся тем, что две панельки нижней панели на двух поперечных осях совершают одновременно колебательные перемещения в поперечной плоскости нижней панели с периодами колебаний Т=1,0-4,0 с - кормовая панелька вниз на угол αк=25°-30°, поперечная панелька вверх на угол αn=25°-30°, причем кормовая панелька расположена от кромки нижней панели на относительной длине , поперечная панелька расположена на относительной длине , обе выполнены с относительной шириной , где λ - длина выдвижения нижней панели, м; - длина нижней панели, м; b - ширина нижней панели, м; с - длина кормовой панельки нижней панели, м; k - длина поперечной панельки нижней панели, м; d - ширина панелек нижней панели, м; H - высота расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома, м; - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборник, м; А - высота воздухозаборника, м; В - ширина воздухозаборника, м.

На фиг. 1 изображен общий вид описываемого бортового устройства защиты, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид спереди, вид Б; на фиг. 3 - то же, вид сверху, разрез А-А.

Бортовое устройство защиты включает в себя нижнюю панель 1, снабженной ребрами жесткости 2, на которой расположены узлы 3 на ее передней и задней кромках. В узлах 3 шарнирно закреплены односторонние выпуклые профили 4 и 5, вторые концы которых закреплены шарнирно в узлах 6 на корпусе 7 воздухозаборника летательного аппарата 8, расположенного на поверхности аэродрома 9. На двух задних профилях 5 шарнирно закреплены штоки приводов 10, закрепленные жестко на корпусе 7 воздухозаборника. Приводы 10 закрыты обтекателями 11.

Нижняя панель 1 установлена под углом α=25°-30° относительно оси передней кромки воздухозаборника 7.

Нижняя панель 1 выполнена с относительной длиной нижней панели и с относительной шириной нижней панели , и имеет в нижней части кормовую панельку 12 с относительной длиной и поперечную панельку 13 с относительной длиной , которые выполнены с относительной шириной , и соединены соответственно с приводами 14 и 15, где - длина нижней панели, м; b - ширина нижней панели, м; с - длина кормовой панельки нижней панели, м; k - длина поперечной панельки нижней панели, м; d - ширина панелек нижней панели, м; - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборник, м; А - высота воздухозаборника, м; В - ширина воздухозаборника, м.

Выдвижение нижней панели 1 осуществляется на относительную длину выдвижения нижней панели , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника 7 от поверхности аэродрома 9 от 0,8 до 1,25. где λ - длина выдвижения нижней панели 1, м; H - высота расположения нижней кромки воздухозаборника 7 от поверхности аэродрома 9, м.

Кормовая панелька 12 и поперечная панелька 13 способны к одновременным колебательным перемещениям в приводах 14 и 15 соответственно вниз на угол αк=25°-30° и вверх на угол αn=25°-30° относительно оси передней кромки воздухозаборника 7 с периодом колебаний Т=1,0-4,0 с.

Бортовое устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов работает следующим образом.

Во время запуска двигателя на газовочной стоянке системой автоматического управления летательного аппарата 8 подаются сигналы на приводы 10 на выпуск устройства защиты. Штоки приводов 10 перемещаются вперед и перемещают по своим окружностям вперед профили 4 и 5 относительно своих осей в узлах 6. Одновременно с ними перемещается вперед и нижняя панель 1 в узлах 4 на угол α=25°-30° и на относительную длину выдвижения нижней панели , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома от 0,8 до 1,25.

Например, при расположении воздухозаборника 7 на высоте необходимо выдвигать нижнюю панель 1 на , при соответственно на и т.д. Подаются сигналы на приводы 14 и 15, которые начинают перемещать соответственно кормовую панельку 12 вниз на угол αк=25°-30° и поперечную панельку 13 вверх на угол αn=25°-30°, которые одновременно совершают колебательные перемещения с периодом колебаний Т=1,0-4,0 с.

На поверхности аэродрома 9 вихревые шнуры не образуются, так как они обладают малой интенсивностью, а, следовательно, и посторонние предметы не попадают в тракт воздухозаборника 7.

При рулении летательного аппарата 8 по аэродрому 9 средство защиты работает аналогично.

В процессе взлета летательного аппарата 8 подаются сигналы на выключение приводов 14 и 15, которые фиксируют на угле α=25°-30° кормовую 12 и поперечную 13 панельки, нижняя панель 1 перекрывает зону разлета посторонних предметов из-под колеса передней стойки шасси. В момент отрыва колеса передней стойки шасси от поверхности аэродрома 9 подаются сигналы на включения приводов 10, которые производят уборку нижней панели 1 в корпус 7 воздухозаборника.

Повторное включение устройства производится при посадке летательного аппарата 8 в момент касания колеса передней стойки шасси с поверхностью аэродрома 9.

Повторное выключение устройства защиты из работы осуществляется при выключении двигателя летательного аппарата 8.

Применение предлагаемого изобретения позволит повысить эффективность бортового устройства защиты двигателя от попадания посторонних предметов на всех режимах работы на земле посредством уменьшения интенсивности вихреобразования перед воздухозаборником и щитовой защитой от попадания посторонних предметов в его тракт.

Бортовое устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную нижнюю панель, расположенную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, установленную относительно оси передней кромки воздухозаборника под углом α=15-25°, где нижняя панель выполнена с относительной длиной нижней панели , с относительной шириной нижней панели , и способной к перемещению на относительную длину выдвижения нижней панели , равную от 0,6 до 0,3, при пропорциональном изменении относительной высоты расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома от 0,8 до 1,25, и имеющей в нижней части две панельки, способные к совершению колебательных перемещений на угол α с периодами колебаний Т, отличающееся тем, что две панельки нижней панели на двух поперечных осях совершают одновременно колебательные перемещения в поперечной плоскости нижней панели с периодами колебаний Т=1,0-4,0 с - кормовая панелька вниз на угол αк=25-30°, а поперечная панелька вверх на угол αn=25-30°, причем кормовая панелька расположена от кромки нижней панели на относительной длине , поперечная панелька расположена на относительной длине , обе выполнены с относительной шириной , где λ - длина выдвижения нижней панели, м; - длина нижней панели, м; b - ширина нижней панели, м; с - длина кормовой панельки нижней панели, м; k - длина поперечной панельки нижней панели, м; d - ширина панелек нижней панели, м; H - высота расположения нижней кромки воздухозаборника от поверхности аэродрома, м; - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборник, м; А - высота воздухозаборника, м; В - ширина воздухозаборника, м.



 

Похожие патенты:

Изобретение предназначено для фильтрования. Фильтрационная система, в частности, для очистки входящего воздуха газовой турбины содержит проточный канал, окруженный стенками, с входным отверстием и выходным отверстием, разделительной стенкой, которая расположена между входным отверстием и выходным отверстием и ограничена стенкой проточного канала и по меньшей мере двумя фильтрами для очистки текучей среды, протекающей по проточному каналу.

Устройство для удаления посторонних предметов из воздушного потока в ступени осевого компрессора или привтулочной зоны вентиляторной ступени газотурбинного двигателя, у которого геометрия рабочих лопаток первой ступени компрессора или вентилятора выполнена таким образом, что посторонние предметы получают воздействие от вращающихся лопаток компрессора или вентилятора, достаточное для перемещения их в радиальном направлении за пределы расположенного сзади направляющего аппарата, и удаляются в отводной кольцевой канал, расположенный снаружи направляющего аппарата, или в наружный тракт вентиляторного двигателя.

Изобретение относится к газовым турбинам. Корпус (100) газовой турбины изготовлен из композиционного материала с органической матрицей, содержащего армирующий материал, уплотнен органической матрицей и определяет границы внутреннего пространства.

Воздухозаборное устройство для вертолетного газотурбинного двигателя, удаляющее из воздуха частицы песка, пыли и другие посторонние предметы, обеспечивает малые потери давления в воздушном потоке на входе в двигатель при работе вертолета в условиях чистого воздуха, а также позволяет в полной мере реализовать скоростной напор на крейсерских режимах полета вертолета.

Настоящее изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в энергетике, газовой, нефтяной и других отраслях промышленности в качестве системы фильтрации комплексного воздухоочистительного устройства (КВОУ) для очистки воздуха, подаваемого в газотурбинные и компрессорные установки (ГТУ) в объеме от 20 тыс.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям устройств для защиты воздухозаборников двигателей самолетов от попадания посторонних предметов и птиц.

Изобретение относится к системе фильтрации, предназначенной для фильтрации воздуха на впуске газовой турбины. Система фильтрации содержит первый фильтр (25) и расположенный ниже по потоку от него второй фильтр (29), обладающий более высокой степенью улавливания по сравнению с первым фильтром (25).

Предложена система промывки для газотурбинного двигателя с осевым компрессором (3), содержащая входной фильтр (30) на входе для воздушного потока осевого компрессора (3) для защиты от повреждения инородными объектами, устройство из форсунок и трубопроводов для впрыска промывочной жидкости и систему подачи промывочной жидкости, соединенную с указанным устройством.

Изобретение относится к области энергетики, в частности к установкам для очистки забираемого из атмосферы воздуха перед подачей его в турбокомпрессор газотурбинной установки (ГТУ).

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам очистки воздуха, подаваемого в судовой двигатель для горения топлива, преимущественно газотурбинным, для которых требования по содержанию воды и соли, например морской, являются наиболее жесткими.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям воздухозаборников реактивных двигателей. Сверхзвуковой воздухозаборник включает внутренний канал, образованный поверхностью сжатия и противолежащей ей обечайкой, которая при сверхзвуковом течении на входе формирует скачок, падающий на поверхность сжатия в положении, зависящем от скорости потока, при этом на поверхности сжатия, которая выполняется с продольными щелями слива пограничного слоя или перепуска воздуха, расположенными параллельно с некоторым шагом в поперечном потоку ряду, щели могут быть выполнены либо с их фиксированной шириной, либо с регулируемой шириной, что обеспечивается с помощью подвижных удлиненных в направлении потока элементов.

Изобретение относится к входным устройствам высокоскоростных летательных аппаратов. Асимметричный воздухозаборник для трехконтурного двигателя сверхзвукового самолета содержит пространственный клин (1), обечайку (2), боковые стенки (3), дозвуковой диффузор (6), горло и систему управления пограничным слоем.

Изобретение относится к двигателям летательных аппаратов. Воздухозаборник (20) для подачи воздуха в двигатель (16) летательного аппарата (10) содержит впускное отверстие (12) для всасывания воздуха, направленное в сторону направления движения летательного аппарата (10), и воздуховод (24), проходящий между указанным отверстием (12) и двигателем (16).

Изобретение относится к вспомогательным силовым установкам летательных аппаратов. Система (3) питания воздухом вспомогательной силовой установки (2) летательного аппарата включает в себя канал (30) питания воздухом вспомогательной силовой установки, блок (4) управления расходом воздуха, поступающего во вспомогательную силовую установку, и клапан (31) впуска воздуха снаружи летательного аппарата, расположенный на входе канала (30) питания.

Изобретение к силовым установкам. Устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель (1), установленную в корпусе воздухозаборника, имеющую в нижней части панельку (13).

Изобретение относится к летательным аппаратам. Летательный аппарат содержит турбореактивный двигатель (10) с вентиляторами противоположного вращения.

Изобретение относится к двигателям летательных аппаратов. Воздухозаборник вертолетного газотурбинного двигателя содержит компрессор и канал для подачи воздуха на компрессор, кромки (30, 32) и противообледенительную решетку (36).

Изобретение относится к средствам защиты двигателей летательных аппаратов. Бортовое устройство защиты содержит подвижную нижнюю панель (1), которая шарнирно соединена со штоком привода, жестко закрепленного на корпусе (7) воздухозаборника.

Изобретение относится к летательным аппаратам. В воздушном канале (1) воздухозаборника самолета установлена противорадиолокационная решетка (6) под углом γ, составляющим от 30 до 90° относительно продольной оси канала.

Изобретение относится к летательным аппаратам. Летательный аппарат (1) содержит фюзеляж (2) с двигателем (8a).

Изобретение относится к защите двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Бортовое устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель (1), расположенную в корпусе (7) воздухозаборника, и имеет две панельки (12, 13) нижней панели на двух поперечных осях, которые совершают одновременно колебательные перемещения в поперечной плоскости нижней панели с периодами колебаний Т=1,0-4,0 с - кормовая панелька (12) вверх на угол αк=25°-30°, а поперечная панелька (13) - вниз на угол αn=25°-30°. Кормовая панелька (12) расположена от кромки нижней панели (1) на относительной длине . Поперечная панелька (13) расположена на относительной длине , обе выполнены с относительной шириной , где l - длина нижней панели (1), м; b - ширина нижней панели (1), м; с - длина кормовой панельки (12), м; k - длина поперечной панельки (13), м; d - ширина панелек, м. Изобретение повышает эффективность устройства защиты двигателя на всех режимах работы на земле. 3 ил.

Изобретение относится к защите двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Бортовое устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель, расположенную в корпусе воздухозаборника, и имеет две панельки нижней панели на двух поперечных осях, которые совершают одновременно колебательные перемещения в поперечной плоскости нижней панели с периодами колебаний Т1,0-4,0 с - кормовая панелька вниз на угол αк25°-30°, а поперечная панелька - вверх на угол αn25°-30°. Кормовая панелька расположена от кромки нижней панели на относительной длине. Поперечная панелька расположена на относительной длине, обе выполнены с относительной шириной, где l - длина нижней панели, м; b - ширина нижней панели, м; с - длина кормовой панельки, м; k - длина поперечной панельки, м; d - ширина панелек, м. Изобретение повышает эффективность устройства защиты двигателя на всех режимах работы на земле. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Наверх