Задвижка

Изобретение относится к области атомного энергетического машиностроения и может быть использовано в трубопроводах с потенциально опасной рабочей средой, работающих при высоких параметрах рабочей среды и высоких требованиях по надежности, например, в атомных энергетических установках. Крышка задвижки снабжена кольцевой полостью, заполненной безусадочной смесью, обеспечивающей биологическую защиту, на наружной поверхности крышки выполнены выступы, повторяющие ступенчатую форму внутренней поверхности корпуса. Причем в нижней части крышки выполнены резьбовые отверстия, обеспечивающие размещение безусадочной смеси в кольцевой полости крышки, а в отверстиях установлены резьбовые пробки, дополнительно закрепленные сварным швом. Изобретение позволяет повысить надежность защиты окружающей среды от радиоактивной рабочей среды и повысить герметичность. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области атомного энергетического машиностроения и может быть использовано в трубопроводах с потенциально опасной рабочей средой, работающих при высоких параметрах рабочей среды и высоких требованиях по надежности, например, в атомных энергетических установках.

К арматуре первого контура и технологическому оборудованию, связанному с ним, предъявляется целый ряд специальных требований, поскольку данная арматура работает в наиболее сложных условиях.

Одним из таких требований является необходимость установки между трубопроводом, а, следовательно, между нижней частью задвижки в районе затвора и внешней средой биологической защиты.

Предполагаемое изобретение может быть использовано в качестве запорного устройства при пароводяной отмывке отработавших сборок активной зоны энергоблока БН-800.

Известны конструкции задвижек, применяемые в атомных энергетических установках, например, конструкция задвижки, содержащая корпус, крышку, затвор, шпиндель и ходовую гайку привода (см. «Описание изобретения к патенту» RU 2244863 С2, 7F16К 3/10, 2003.04.15).

Недостатком данной конструкции является необходимость установки комплекта биологической защиты над крышкой при монтаже задвижки в системах, работающих с радиоактивной средой.

Положение затвора, выполненного в виде диска и располагаемого горизонтально потоку рабочей среды при открытом положении задвижки, не может обеспечить требуемую степень биологической защиты.

Известны конструкции задвижки, содержащей корпус, крышку, затвор, шток, узел сальника и привод для управления затвором (см. «Арматура ядерных энергетических установок» Гуревич Д.Ф. и др. Атомиздат, 1978 г., стр. 53 рис. 3.4 и стр. 61 рис. 3.12).

Недостатком данной конструкции является то, что биологическая защита устанавливается снаружи корпусных деталей, что снижает ее эффективность над внутренней полостью корпуса задвижки.

По наибольшему числу общих признаков указанная задвижка выбрана за прототип.

Задачей изобретения является создание конструкции задвижки, обеспечивающей размещения биологической защиты во внутренней полости корпуса.

Техническим результатом является повышение надежности и герметичности внутренней полости задвижки относительно внешней среды.

Поставленная задача достигается тем, что крышка задвижки снабжена кольцевой полостью, заполненной безусадочной смесью, обеспечивающей биологическую защиту, на наружной поверхности крышки выполнены выступы, повторяющие ступенчатую форму внутренней поверхности корпуса. Причем в нижней части крышки выполнены резьбовые отверстия, обеспечивающие размещение безусадочной смеси в кольцевой полости крышки, а в отверстиях установлены резьбовые пробки, дополнительно закрепленные сварным швом.

Решение поставленной задачи позволяет повысить надежность задвижки за счет размещения биологической защиты внутри корпуса. Выполнение ступенчатой формы корпуса и крышки позволяет обеспечить дополнительную герметизацию.

На фигуре представлен общий вид задвижки.

Задвижка состоит из корпуса 1, затвора 2, крышки 3, сальникового узла 4 и штока 5.

Внутренняя поверхность корпуса 1 выполнена ступенчатой, причем внутренний диаметр каждой последующей ступени в сторону затвора меньше внутреннего диаметра предыдущей ступени.

Крышка 3 снабжена кольцевой полостью 6, заполненной безусадочной смесью, которая обеспечивает биологическую защиту окружающей среды от воздействия радиоактивной рабочей среды.

На наружной поверхности крышки 3 выполнены выступы 7, повторяющие ступенчатую форму внутренней поверхности корпуса 1.

В нижней части 8 крышки 3 выполнены резьбовые отверстия, в которые установлены резьбовые пробки 9.

Резьбовые отверстия обеспечивают размещение безусадочной смеси в кольцевой полости 6.

Резьбовые пробки 9 дополнительно закреплены в нижней части 8 крышки 3 сварным швом 10.

В верхней части крышки 3 расположен сальниковый узел 4, обеспечивающий герметизацию внутренней полости корпуса 1 по штоку 5.

В торце верхней части крышки 3 закреплен с помощью сварки штуцер 11 для отвода возможных протечек рабочей среды через сальниковый узел 4.

Внутренняя полость штуцера 11 соединена с помощью отверстия 12, выполненного в верхней части крышки 3, с кольцевой проточкой 13.

Задвижка работает следующим образом: затвор 2, соединенный со штоком 5, при управлении от привода перемещается вниз или вверх и при этом закрывает или открывает проходное сечение задвижки.

При нахождении задвижки в положениях «закрыто» или «открыто» окружающая среда, находящаяся выше крышки 3, предохраняется от воздействия радиоактивности рабочей среды безусадочной смесью, выполняющей роль биологической защиты, находящейся в кольцевой полости 6 крышки 3. Возможные протечки рабочей среды через сальниковое уплотнение по штоку 5 могут быть отведены через штуцер 11 в сбросную емкость, также предохраняя окружающую среду от радиоактивного загрязнения.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность защиты окружающей среды от радиоактивной рабочей среды и повысить герметичность.

1. Задвижка, содержащая корпус, затвор, крышку, шток, узел сальника, отличающаяся тем, что крышка снабжена кольцевой полостью, заполненной безусадочной смесью, обеспечивающей биологическую защиту, на наружной поверхности крышки выполнены выступы, повторяющие ступенчатую форму внутренней поверхности корпуса.

2. Задвижка по п. 1, отличающаяся тем, что в нижней части крышки выполнены резьбовые отверстия, позволяющие обеспечивать размещение безусадочной смеси в кольцевой полости крышки.

3. Задвижка по п. 2, отличающаяся тем, что в отверстиях установлены резьбовые пробки, дополнительно закрепленные сварным швом.



 

Похожие патенты:

Клапан с встроенным каналом стравливания включает в себя корпус (12) клапана, содержащий резьбовой канал (14), крышку (18), имеющую первую резьбовую часть (22), выполненную для защиты канала корпуса клапана, и имеющую вторую часть (24), расположенную снаружи корпуса клапана, и полость, заключенную между корпусом клапана и первой частью резьбовой крышки.

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в качестве соединительного устройства для измерительных приборов. Клапанный узел для измерительного устройства содержит кожух (1, 2) клапана и корпус (16) клапана.

Изобретение может быть использовано в качестве закрывающего устройства для блока клапанов электрогидравлической системы управления клапанами двигателя внутреннего сгорания.

Клапан // 2474741
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в химической, нефтегазодобывающей и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к арматуростроению и направлено на упрощение проведения технического обслуживания, а именно снятие и замену сильфонной сборки (или сальниковой камеры), дистанционного ремонта клапанов, установленных как на наземных, так и на подземных трубопроводах глубиной до 3,0 м без снятия их с трубопровода и без установки колодца.

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для герметичного соединения крышки с корпусом клапана. .

Задвижка // 2148752
Изобретение относится к области арматуростроения, а именно к запорной трубопроводной арматуре, и может быть использовано для герметичного запирания трубопроводов.

Изобретение относится к запорной арматуре и предназначено для перекрытия потоков рабочей среды в магистральных трубопроводах. .
Наверх