Способ контроля исправности диодов системы возбуждения синхронных машин

Изобретение относится к области контроля исправности диодов системы возбуждения синхронных машин. Способ контроля исправности диодов системы возбуждения синхронных машин, заключающийся в использовании некоторого условного сопротивления Rусл, равного отношению напряжения возбуждения ротора синхронной машины, измеряемого в эксплуатации на измерительных контактных кольцах, к измеряемому в эксплуатации току возбуждения возбудителя и сравнении этого условного сопротивления с соответствующим значением в явно исправном состоянии, причем уменьшение Rусл до двух раз свидетельствует о пробое (запекании) диода, незначительное уменьшение до 10% свидетельствует об обрыве одного и более диодов. Технический результат – упрощение способа контроля исправности диодов системы возбуждения синхронных машин. 1 ил., 1 табл.

 

Способ контроля исправности диодов системы возбуждения синхронных машин, заключающийся в использовании некоторого условного сопротивления Rусл, равного отношению напряжения возбуждения ротора синхронной машины, измеряемого в эксплуатации на измерительных контактных кольцах, к измеряемому в эксплуатации току возбуждения возбудителя и сравнении этого условного сопротивления с соответствующим значением в явно исправном состоянии, причем уменьшение Rусл до двух раз свидетельствует о пробое (запекании) диода, незначительное уменьшение до 10% свидетельствует об обрыве одного и более диодов.

Существующие способы контроля исправности диодов системы возбуждения синхронных машин с использованием бесконтактной телеметрической аппаратуры являются сложными дорогостоящими сооружениями и используются, главным образом, в мощных турбогенераторах. Для синхронных машин средней (десятки мегаватт) и малой мощности использование их нерентабельно.

Предлагаемый способ может быть использован для контроля исправности диодной системы возбудителей турбогенераторов, гидрогенераторов и любых синхронных машин при наличии измерительных контактных колец. Линейная зависимость напряжения возбудителя от тока возбуждения в рабочем диапазоне нагрузок предопределяет независимость величины Rусл от нагрузки. Способ прост, не требует специальных затрат, дополнительного обслуживания, может быть автоматизирован для непрерывного контроля, своевременного принятия мер для ремонта или отключения в случае пробоя (запекания) даже одного диода.

Способ был экспериментально проверен на синхронной машине 400 кВт, 380 В с двумя параллельными ветвями (2С), которые часто используются для машин средней мощности. Каждая параллельная ветвь нагружена на свои трехфазные мостовые выпрямители, которые соединяются параллельно и нагружены на обмотку возбуждения другой аналогичной синхронной машины - 1С на рис. 1.

Производились измерения:

- выпрямленного напряжения Ud= прибором магнитоэлектрической системы, т.е. среднего выпрямленного напряжения;

- выпрямленного напряжения UdΣ прибором электромагнитной системы, т.е. с учетом переменной составляющей;

- тока нагрузки Id прибором магнитоэлектрической системы;

- тока возбуждения возбудителя - iв возб.;

- фазных токов - токоизмерительными клещами, т.е. только переменной составляющей;

- тока каждого диода - токоизмерительными клещами, т.е. также переменной составляющей;

- тока пробитого (спекшегося) диода - магнитоэлектрическими приборами с шунтом Iкз=и токоизмерительными клещами Iкз~.

Отношение UdΣ к Ud=характеризует искажение формы кривой выпрямленного напряжения - Киск.

В табл. 1 показаны результаты измерений выполненных при испытаниях в соответствии со схемой рис. 1. При одном «пробитом» диоде №9 условное сопротивление Rусл снижается в 2 раза, ток в пробитом диоде №9 увеличивается в 5 раз, в диодах 1, 2, 3 токи исчезающее малы - по существу мост с этой параллельной ветвью перестает работать. Диоды 7, 8 загружены током короткого замыкания фаз B1, C1, , где x1 и x2 реактивности машины 2С. По известным параметрам x1 и х2 расчитанный ток короткого замыкания хорошо соответствует измеренному.

Половину сохранившейся нагрузки несет второй мост с параллельной ветвью А, В, С.

Для восстановления нагрузки Id предшествующей «пробою» диода №9 необходимо ток возбуждения возбудителя iв возб увеличить с 6 до 13,3 А. При этом ток в фазе А1 увеличивается с «нормального» 30А до 94А, ток в пробитом диоде до 154А (переменная составляющая до 97А). Все токи в исправном мосте увеличиваются вдвое. Очевидно, что продолжение работы в этом режиме недопустимо, и, если система регулирования «без оглядки» на пробитый диод (защиты нет) увеличит ток возбуждения синхронной машины до исходного, дальнейшее усугубление аварийной ситуации неизбежно.

Проверена реакция схемы на выход из строя диода в виде потери проводимости («обрыва»). Обрыв одного, двух и даже трех диодов разных фаз и разных мостов по условиям эксплуатации допустим, если диоды имеют достаточный запас по допустимому току (не менее двухкратного). Условное сопротивление в этих случаях уменьшается, но менее, чем на 10%. «Обрыв» двух диодов одной фазы (полуфазы), вероятно, также допустим, но требует проверки в натурных условиях. Уменьшение условного сопротивления примерно на 9% сопровождается также ухудшением формы кривой выпрямленного напряжения, определяемого по отношению напряжений UdΣ/Ud=, примерно на 3%. Совершенно недопустим «обрыв» четырех диодов, если два из них относятся к одной полуфазе. Условное сопротивление уменьшается примерно на 26%, а коэффициент искажения достигает 18%.

Проверена работа схемы при повышенных частотах до 120 Гц. Все результаты соответствуют таковым при работе с частотой 50 Гц.

Выводы:

Любое уменьшение условного сопротивления против исходного, измеренного при исправной диодной схеме, является признаком неисправности последней. Уменьшение условного сопротивления менее 10% от исходного свидетельствует «об обрыве» одного или двух диодов, не принадлежащих к одной фазе, и может быть допущено продолжение эксплуатации синхронной машины до первой остановки. При этом в номинальном режиме диоды должны иметь запас по допустимой токовой нагрузке не менее двухкратного. При уменьшении условного сопротивления на 10% и более синхронная машина должна быть остановлена для замены оборванных диодов.

Уменьшение условного сопротивления на 50% и более свидетельствует о пробое (запекании) диода и синхронная машина должна быть аварийно развозбуждена и остановлена во избежание лавинообразного выхода всей диодной системы, т.к. при сохранении нагрузки часть оставшихся диодов подвергается многократной перегрузке.

Увеличение условного сопротивления против исходного «холодного» состояния вызывается нагревом обмотки ротора и не является браковочным признаком.

Способ контроля исправности диодов системы возбуждения синхронных машин, заключающийся в использовании некоторого условного сопротивления Rусл, равного отношению напряжения возбуждения ротора синхронной машины, измеряемого в эксплуатации на измерительных контактных кольцах, к измеряемому в эксплуатации току возбуждения возбудителя и сравнении этого условного сопротивления с соответствующим значением в явно исправном состоянии, причем уменьшение Rусл до двух раз свидетельствует о пробое (запекании) диода, незначительное уменьшение до 10% свидетельствует об обрыве одного и более диодов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для определения технического состояния автомобильных вентильных генераторов. Сущность заявленного решения заключается в том, что для определения неисправностей предлагается снимать осциллограммы на силовом выходе автомобильного вентильного генератора, предварительно отключив его от аккумуляторной батареи и соединив с анодом полупроводникового диода, катод которого соединяется с положительным выводом аккумуляторной батареи.

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено для испытания асинхронных машин и способа их нагружения. Технический результат: повышение надежности стенда за счет исключения возможности перегрузки испытуемой и нагрузочной машины в процессе их нагружения.

Изобретение относится к области контроля технического состояния асинхронных электродвигателей и может быть использовано для обнаружения обрывов стержней обмоток роторов асинхронных электродвигателей.

Изобретение относится к электроизмерительной технике, в частности к устройствам для контроля качества изоляции, и может быть использовано в средствах для диагностики состояния изоляции асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при испытаниях электрических машин - синхронных, асинхронных электрических двигателей и генераторов с совмещенными обмотками (обмотки типа «Славянка») и контроля качества их исполнения, а также может применяться в процессе разработки и исследования конструктивных решений энергоэффективных электрических машин с совмещенными обмотками и систем управления (контроллеров), адаптированных к использованию с такими машинами.

Изобретение относится к устройствам диагностирования и быстродействующей защиты асинхронных двигателей. Устройство диагностирования и быстродействующей защиты асинхронного двигателя дополнительно содержит датчик магнитной индукции, размещенный в воздушном зазоре асинхронного двигателя и предназначенный для измерения мгновенных значений магнитной индукции, масштабированный сигнал о значении которой с выхода масштабирующего усилителя сигнала магнитной индукции поступает на блок полосовых фильтров, настроенных на частоты гармоник диагностических признаков, выходами подключенный к первым входам блока компараторов, вторые входы которых соединены с выходами формирователя амплитуд эталонных сигналов, соответствующих диагностическим признакам, выходы блока компараторов соединены с установочными входами блока триггеров и входами логического элемента ИЛИ, подключенного выходом к управляющему входу управляемого коммутационного аппарата, входы сброса блока триггеров объединены между собой и являются входом сброса кода ошибки, визуальное отображение которой осуществляется блоком индикации сигнала кода ошибки, входы которого подключены к выходам блока триггеров.

Изобретение относится к устройствам диагностирования и быстродействующей защиты асинхронных двигателей. Устройство диагностирования и быстродействующей защиты асинхронного двигателя дополнительно содержит датчик магнитной индукции, размещенный в воздушном зазоре асинхронного двигателя и предназначенный для измерения мгновенных значений магнитной индукции, масштабированный сигнал о значении которой с выхода масштабирующего усилителя сигнала магнитной индукции поступает на блок полосовых фильтров, настроенных на частоты гармоник диагностических признаков, выходами подключенный к первым входам блока компараторов, вторые входы которых соединены с выходами формирователя амплитуд эталонных сигналов, соответствующих диагностическим признакам, выходы блока компараторов соединены с установочными входами блока триггеров и входами логического элемента ИЛИ, подключенного выходом к управляющему входу управляемого коммутационного аппарата, входы сброса блока триггеров объединены между собой и являются входом сброса кода ошибки, визуальное отображение которой осуществляется блоком индикации сигнала кода ошибки, входы которого подключены к выходам блока триггеров.
Изобретение относится к испытательной технике и предназначено преимущественно для испытания электродвигателей стрелочных переводов. Сущность: стенд содержит панель управления и индикации (5), соединенную с контроллером (9), персональный компьютер (3), стабилизатор напряжения (14), генератор (7) и тахометр (8).

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено для диагностирования причин высокого уровня искрения на коллекторе электрической машины. Техническим результатом является повышение достоверности диагностирования состояния коммутации коллекторных электрических машин за счет повышения информативности данных, получаемых в процессе измерения и обработки параметров сигнала импульсов напряжения, обусловленных искрением под щетками.
Использование: для определения дефектов асинхронных электродвигателей. Сущность изобретения заключается в том, что при диагностике дефектов асинхронных электродвигателей выполняют в комплексе с тепловым контролем вибродиагностику и получают информацию, которая позволяет безошибочно выявлять и подтверждать тот или иной вид дефекта.
Наверх