Приводная коническая втулка для упорного подшипника

Группа изобретений может быть использована в горизонтальных насосах для противодействия осевому усилию, создаваемому при работе насоса. Упорный подшипник выполнен с возможностью уменьшения осевого смещения вала и содержит закрепленный осевой подшипник, упорный диск, расположенный смежно с осевым подшипником, и приводную коническую втулку. Упорный диск имеет центральный проход. Приводная коническая втулка имеет внутреннюю поверхность, находящуюся в контакте с валом, и наружную поверхность, находящуюся в контакте с центральным проходом упорного диска. Центральный проход упорного диска имеет ступенчатый профиль, а наружная поверхность приводной конической втулки сопрягается со ступенчатым профилем центрального прохода. Изобретения направлены на совершенствование устройства крепления упорного диска к валу для исключения избыточной вибрации вала и как следствие повреждения соединения. 3 н. и 12 з. п. ф-лы, 7 ил.

 

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

[001] Данное изобретение относится, в целом, к области техники, связанной с насосными установками и, более конкретно, к устройству и способу для присоединения упорного диска к валу.

ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗОБРЕТЕНИЯ

[002] Горизонтальные насосные установки используются в различных отраслях промышленности с различными целями. Например, в нефтегазовой промышленности горизонтальные насосные установки используют для перекачивания текучих сред, таких как вода, отделенная от нефти, к удаленному на расстояние месту назначения, такому как резервуар или скважина для сброса промысловых сточных вод. Обычно горизонтальные насосные установки содержат насос, двигатель и всасывающий корпус, расположенный между насосом и двигателем. Между двигателем и всасывающим корпусом также расположена подшипниковая камера.

[003] Во время эксплуатации насос создает осевое усилие, передаваемое вдоль вала к подшипниковой камере. Подшипниковая камера противодействует осевому усилию, создаваемому насосом, и ограничивает осевое смещение вала. Подшипниковая камера содержит упорный диск, присоединенный к вращающемуся валу, и закрепленный осевой подшипник. Вращающийся упорный диск прижимается к осевому подшипнику, снимая нагрузку, обусловленную осевым усилием, создаваемым насосом.

[004] В известных конструкциях упорный диск присоединяют к валу для создания вращательного соединения, используя конструкцию шпонка и паз в сочетании со своего рода кольцом на валу, в виде осевого соединения. Несмотря на то, что конструкция шпонка-паз-кольцо получила широкое применение, использование этой конструкции может быть нежелательным вследствие того, что она допускает некоторую степень радиального перемещения между валом и упорным диском, а также возникновение дисбаланса. При повышенных скоростях вращения упорный диск может смещаться в радиальном направлении, что дополнительно ухудшает состояние дисбаланса. Это обстоятельство может привести к повышенному износу упорного диска и к возникновению избыточной вибрации вала, что в свою очередь может вызывать изнашивание соединительных компонентов, приводящее в результате к повреждению соединения. Следовательно, существует потребность в усовершенствованном устройстве для прикрепления упорного диска к валу.

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

[005] В предпочтительном варианте выполнения данное изобретение содержит упорный подшипник, выполненный с возможностью уменьшения осевого смещения вала. Упорный подшипник содержит закрепленный осевой подшипник, упорный диск, расположенный смежно с осевым подшипником, и приводную коническую втулку. Упорный диск содержит центральный проход. Приводная коническая втулка имеет внутреннюю поверхность, находящуюся в контакте с валом, и наружную поверхность, находящуюся в контакте с центральным проходом упорного диска. Приводная коническая втулка имеет сужающуюся наружную поверхность, воздействующую с зажимным усилием в радиальном направлении на упорный диск, когда приводная коническая втулка находится во взаимодействии с центральным проходом.

[006] В другом аспекте предпочтительные варианты выполнения содержат горизонтальную насосную установку, содержащую двигатель, насос, приводимый в действие двигателем, и подшипниковую камеру, присоединенную между двигателем и насосом. Подшипниковая камера предпочтительно содержит корпус, вал, проходящий через корпус, и упорный подшипник. Упорный подшипник содержит упорный диск, имеющий центральный проход, и приводную коническую втулку, имеющую внутреннюю поверхность, находящуюся в контакте с валом подшипниковой камеры, и наружную поверхность, находящуюся в контакте с центральным проходом.

[007] В еще одном аспекте предпочтительные варианты выполнения содержат подшипниковую камеру, используемую в горизонтальной насосной установке. Подшипниковая камера содержит корпус, вал, проходящий через корпус, и упорный подшипник, который содержит приводную коническую втулку, имеющую внутреннюю поверхность, находящуюся в контакте с валом подшипниковой камеры, и наружную поверхность. Упорный подшипник дополнительно содержит упорный диск, имеющий центральный проход, находящийся в контакте с наружной поверхностью указанной втулки.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

[008] Фиг. 1 изображает вид сбоку горизонтальной насосной установки, выполненной в соответствии с предпочтительным в настоящее время вариантом выполнения.

[009] Фиг. 2 изображает вид в аксонометрии сбоку подшипниковой камеры горизонтальной насосной установки, показанной на фиг. 1.

[010] Фиг. 3 изображает продольный разрез подшипниковой камеры, показанной на фиг. 2.

[011] Фиг. 4 изображает частичный разрез упорного подшипника и вала подшипниковой камеры, показанной на фиг. 2.

[012] Фиг. 5 изображает покомпонентный вид упорного подшипника, вала и шариковых подшипников.

[013] Фиг. 6 изображает вид в аксонометрии приводной конической втулки упорного подшипника, показанного на фиг. 5.

[014] Фиг. 7 изображает разрез упорного диска упорного подшипника, показанного на фиг. 5.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

[015] В соответствии с предпочтительным вариантом выполнения данного изобретения фиг. 1 изображает вид сбоку горизонтальной насосной установки 100. Установка 100 содержит двигатель 102, всасывающий корпус 104, насос 106 и подшипниковую камеру 108. Всасывающий корпус 104 присоединен между насосом 106 и подшипниковой камерой 108. Подшипниковая камера 108 присоединена между всасывающим корпусом 104 и двигателем 102. Как правило, двигатель 102 приводит в действие насос 106 с помощью последовательности валов (на фиг. 1 не показанных), проходящих через подшипниковую камеру 108 и всасывающий корпус 104. Перекачиваемые текучие среды направляются к всасывающему корпусу 104 и подвергаются сжатию с помощью насоса 106. В предпочтительном варианте выполнения насос 106 является центробежным. В особо предпочтительном варианте выполнения насос 106 является многоступенчатым центробежным насосом.

[016] Обратимся к фиг. 2, на котором показан вид в аксонометрии подшипниковой камеры 108. Камера 108 содержит первый корпус 110, второй корпус 112 и вал 114. Вал 114 подшипниковой камеры выполнен с возможностью передачи вращающего момента от двигателя 102 к короткому валу (не показанному), проходящему во всасывающий корпус 104. Первый и второй корпусы 110, 112 выполнены с возможностью совместного закрепления посредством крепежных элементов 116. Первый и второй корпусы 110, 112 вместе содержат внутренние компоненты подшипниковой камеры 108.

[017] Обратимся к фиг. 3, на котором показан разрез подшипниковой камеры 108. Камера 108 содержит упорный подшипник 118 и пару радиальных подшипников 120а, 120b. Радиальные подшипники 124а, 124b предпочтительно расположены на противоположных сторонах от упорного подшипника 118 и поддерживают в радиальном направлении вал 114 подшипниковой камеры. В особо предпочтительном варианте выполнения радиальные подшипники 120а, 120b являются шариковыми подшипниками, содержащими наружное кольцо с канавкой качения, закрепленное внутри либо первого корпуса 110, либо второго корпуса 112, и внутреннее кольцо с канавкой качения, прикрепленное к валу 114. Как отмечено на фиг. 3, вал 114 содержит заплечик 115, прилегающий к подшипнику 118.

[018] Как более отчетливо показано на фиг. 4 и 5, подшипник 118 содержит упорный диск 122, приводную коническую втулку 124, стопорную шайбу 126, стопорное кольцо 128 с внутренней резьбой и осевой подшипник 130. Осевой подшипник 130 предпочтительно содержит упорные колодки 132 и неподвижно закреплен во внутренней части первого корпуса 110. В полностью собранном состоянии упорный диск 122 размещен в непосредственной близости от упорных колодок 132, расположенных на осевом подшипнике 130. В предпочтительных в настоящее время вариантах выполнения подшипник 118 действует как гидродинамический подшипник, который в оптимальном случае содержит некоторое количество текучей среды, находящейся между осевым подшипником 130 и упорным диском 122. Гидродинамический подшипник обеспечивает устойчивую антифрикционную контактную поверхность между упорным диском 122 и осевым подшипником 130.

[019] В отличие от известных упорных подшипников упорный диск 122 в предпочтительных вариантах выполнения прикреплен к валу 114 подшипниковой камеры посредством приводной конической втулки 124. Как лучше всего изображено на фиг. 6, приводная втулка 124 имеет конусообразную основную часть 134, имеющую первый конец 136 и второй конец 138. Конусообразная основная часть 134 имеет внутреннюю поверхность 140 с по существу постоянным диаметром и наружную поверхность 142, сужающуюся по толщине от первого конца 136 ко второму концу 138. Приводная втулка 124 предпочтительно имеет выступ 144, проходящий в радиальном наружном направлении от наружной поверхности 142 смежно с первым концом 136. Втулка 124, как вариант, имеет канал 146, проходящий продольно через выступ и конусообразную основную часть 134 и обеспечивающий втулке 124 свободу для сжатия в диаметре по мере ее продвижения в упорный диск 122.

[020] Обратимся к фиг. 7, на котором показан вид в разрезе упорного диска 122. Упорный диск 122, в целом, является тороидальным и имеет центральный проход 150, выполненный с возможностью плотного прилегания к приводной втулке 124. В предпочтительных вариантах выполнения центральный проход 150 имеет ступенчатый профиль, образованный двумя или более различными внутренними диаметрами. В особенно предпочтительном варианте выполнения, изображенном на фиг. 7, проход в упорном диске 122 имеет первый участок 150а с первым диаметром 152а, второй участок 150b со вторым диаметром 152b и третий участок 150с с третьим диаметром 152с.

[021] Третий диаметр 152с меньше первого диаметра 152а, а первый диаметр 152а меньше второго диаметра 152b. Первый диаметр 152а номинально имеет ту же величину, что и диаметр наружной поверхности 142 первого конца 136 втулки 124. Третий диаметр 152с номинально имеет ту же величину, что и диаметр наружной поверхности 142 второго конца 138 втулки 124. Профиль центрального прохода 150 упорного диска 122 обеспечивает плотную посадку между втулкой 124 и упорным диском 122. Дополнительно, «рельеф», создаваемый вторым участком 150b прохода, обеспечивает контакт между упорным диском 122 и втулкой 124, сосредоточенный на первом и третьем участках 150а, 150с прохода. Направление контакта между втулкой 124 и упорным диском 122 к наружным краям уменьшает вероятность осевого дисбаланса или перекоса, который может возникнуть в противном случае.

[022] Обратимся теперь к фиг. 3-7, на которых показано, что во время сборки упорного подшипника 118 упорный диск размещают на валу 114 подшипниковой камеры. Затем на конце вала 114 размещают втулку 124. По мере приближения втулки 124 к упорному диску 122 и вхождения с ним в соединение конусообразная основная часть 134 втулки 124 воздействует с направленным в наружном направлении усилием на упорный диск 122 с обеспечением тем самым радиального центрирования упорного диска 122 на валу 114. Таким образом, втулка 124 обеспечивает по существу равномерное зажимное усилие для закрепления упорного диска 122 в соединении с валом 114 подшипниковой камеры. Втулка 124 также воздействует с осевым усилием на упорный диск 122, прижимая его к заплечику 115 вала. Этот контакт обеспечивает возможность передачи заплечиком 115 осевой нагрузки, создаваемой насосом 106, к упорному диску 122.

[023] Затем размещают стопорную шайбу 126 и стопорное кольцо 128 на конце вала 114 подшипниковой камеры. Стопорное кольцо 128 выполнено с возможностью навинчивания на участок вала 114 смежно с упорным диском 122. Стопорное кольцо 128 воздействует с осевым усилием на втулку 124, так что втулка 124 входит во внутреннюю часть упорного диска 122. Посадка на конус ограничивает длину контакта между приводной втулкой 124 и упорным диском 122. Стопорная шайба 126 препятствует отвинчиванию стопорного кольца 128 во время эксплуатации. После центрирования упорного диска 122 и его закрепления в требуемом положении на валу 114 подшипниковой камеры вал 114 и упорный диск 122 в собранном состоянии могут быть установлены во внутренней части первого корпуса для введения упорного диска 122 на место смежно с осевым подшипником 130. Затем во внутренней части камеры 108 могут быть установлены радиальные подшипники 120 и остальные компоненты.

[024] Таким образом, приводная коническая втулка 124 и сопрягающийся с ней упорный диск 122 обеспечивают надежную и облегченную конструкцию для центрирования и прикрепления упорного диска 122 к валу 114 подшипниковой камеры. Подшипник 118 предпочтительных вариантов выполнения является менее чувствительным к случайному радиальному и осевому перемещению по сравнению с упорными дисками, закрепляемыми с использованием известных устройств шпонка-паз-кольцо. Соответственно, использование конической втулки 124 и сопрягающегося с ней упорного диска 122 является существенным усовершенствованием по сравнению с предшествующим уровнем техники.

[025] Следует понимать, что даже несмотря на то, что в вышеприведенном описании были изложены многочисленные характеристики и преимущества различных вариантов выполнения изобретения совместно с деталями конструкции и функциями различных вариантов его выполнения, тем не менее, это описание является лишь иллюстративным, при этом возможно внесение изменений в деталях, особенно в вопросах, касающихся конструкции и расположения ее частей, в пределах основополагающих идей данного изобретения, в полной мере отображенных общепринятым значением терминов, в которых изложена прилагаемая формула изобретения. Специалистам должно быть очевидным, что основные идеи данного изобретения могут быть применены к другим установками без отклонения от объема правовой охраны и сущности данного изобретения.

1. Подшипниковая камера, предназначенная для использования в горизонтальной насосной установке и содержащая

корпус,

вал подшипниковой камеры, проходящий через корпус, и

упорный подшипник, содержащий

приводную коническую втулку, которая имеет

внутреннюю поверхность, предназначенную для размещения вокруг вала подшипниковой камеры, и

наружную поверхность, и

упорный диск, имеющий центральный проход, предназначенный для размещения вокруг наружной поверхности приводной конической втулки, при этом указанный центральный проход содержит первый участок, имеющий первый диаметр, второй участок, имеющий второй диаметр, и третий участок, имеющий третий диаметр, причем третий диаметр меньше первого диаметра, а второй диаметр больше первого диаметра.

2. Подшипниковая камера по п.1, в которой приводная коническая втулка имеет первый конец и второй конец, и наружная поверхность приводной конической втулки сужается от первого диаметра на первом конце до второго диаметра на втором конце.

3. Подшипниковая камера по п.2, в которой центральный проход упорного диска имеет профиль, который по существу сопрягается с сужающейся наружной поверхностью приводной конической втулки.

4. Подшипниковая камера по п.3, в которой первый диаметр сопрягается с диаметром наружной поверхности на первом конце приводной конической втулки, а третий диаметр сопрягается с диаметром наружной поверхности на втором конце указанной втулки.

5. Подшипниковая камера по п.1, в которой упорный подшипник дополнительно содержит стопорную шайбу и стопорное кольцо, закрепляющее приводную коническую втулку во взаимодействии с упорным диском.

6. Подшипниковая камера по п.5, в которой стопорное кольцо выполнено с возможностью резьбового соединения с валом подшипниковой камеры.

7. Подшипниковая камера по п.1, дополнительно содержащая осевой подшипник, неподвижно присоединенный к корпусу.

8. Подшипниковая камера по п.1, дополнительно содержащая один или более радиальных подшипников, причем каждый из указанных радиальных подшипников содержит шариковый подшипник.

9. Горизонтальная насосная установка, содержащая

двигатель,

насос, приводимый в действие двигателем, и

подшипниковую камеру, присоединенную между двигателем и насосом, причем указанная камера содержит

корпус,

вал подшипниковой камеры, проходящий через корпус, и

упорный подшипник, который содержит

упорный диск, имеющий центральный проход, и

приводную коническую втулку, имеющую внутреннюю поверхность, находящуюся в контакте с валом подшипниковой камеры, и наружную поверхность, находящуюся в контакте с центральным проходом, при этом наружная поверхность приводной конической втулки выполнена сужающейся, а центральный проход упорного диска имеет ступенчатый профиль, сопрягающийся с сужающейся наружной поверхностью приводной конической втулки.

10. Установка по п.9, в которой указанный центральный проход упорного диска содержит первый участок, имеющий первый диаметр, второй участок, имеющий второй диаметр, и третий участок, имеющий третий диаметр.

11. Установка по п.10, в которой третий диаметр меньше первого диаметра, а второй диаметр больше первого диаметра.

12. Установка по п.9, в которой приводная коническая втулка дополнительно содержит выступ, проходящий радиально от наружной поверхности.

13. Установка по п.9, в которой упорный подшипник дополнительно содержит стопорную шайбу и стопорное кольцо, закрепляющее приводную коническую втулку во взаимодействии с упорным диском.

14. Упорный подшипник, выполненный с возможностью уменьшения осевого смещения вала, содержащий

закрепленный осевой подшипник,

упорный диск, расположенный смежно с осевым подшипником и имеющий центральный проход, и

приводную коническую втулку, которая имеет внутреннюю поверхность, предназначенную для размещения вокруг вала, и наружную поверхность, предназначенную для размещения внутри центрального прохода упорного диска, при этом центральный проход упорного диска имеет ступенчатый профиль, а наружная поверхность приводной конической втулки сопрягается со ступенчатым профилем центрального прохода.

15. Упорный подшипник по п.14, дополнительно содержащий стопорное кольцо, воздействующее с осевым усилием на приводную коническую втулку для закрепления указанной втулки внутри центрального прохода упорного диска.



 

Похожие патенты:

Изобретение касается насосного устройства (1) с магнитной муфтой. Устройство содержит внутреннее пространство (11), образованное корпусом (2) насоса устройства (1), герметизирующий стакан (10), уплотняющий заключенную в нем камеру (12) относительно пространства (11), вал (13) рабочего колеса, приводимый во вращение вокруг оси (А) вращения, рабочее колесо (16), установленное на одном конце вала (13), внутренний ротор (17), установленный на другом конце вала (13), приводной двигатель (9), приводящий во вращение вокруг оси (А) вращения приводной вал (20), и внешний ротор (22), расположенный на валу (20) и взаимодействующий с ротором (17).

Изобретение касается суспензионного насоса. Насос содержит насосный узел с наружным корпусом, имеющим первый и второй подкомпоненты корпуса, крыльчатку, имеющую коническое отверстие с конической резьбой, и комбинацию силовой рамы, основания, гильзы подшипника и приводного вала.

Группа изобретений относится к узлу рабочего колеса и к насосу для перекачки жидкости, содержащему камеру насоса и рабочее колесо (4), расположенное с возможностью вращения в указанной камере.

Изобретение относится к нефтяному машиностроению, в частности к погружным насосам для откачки пластовой жидкости. Погружной многоступенчатый центробежный насос содержит рабочие колеса со ступицами, соединенными с приводным валом с помощью шпоночного соединения в виде шпоночных канавок и установленных в них шпонок.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам крепления обтекателя рабочего колеса циркуляционных насосных агрегатов, применяемых в системах водоснабжения тепловых и атомных электростанций.

Изобретение относится к вентилятору, содержащему, по меньшей мере, одно рабочее колесо, которое выполнено с возможностью взаимодействия с текучей средой и смонтировано на валу, вращаемом вокруг оси (Х-Х′) вращения, путем зажима между первым опорным элементом и вторым опорным элементом, удерживаемыми валом и поджатыми в осевом направлении друг к другу.

Изобретение относится к лопастным насосам и может быть преимущественно использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя.

Изобретение относится к области насосного оборудования и может быть применено в нефтедобывающей промышленности в составе погружных установок электроцентробежных насосов.

Изобретение относится к области насосного оборудования и может быть применено в нефтедобывающей промышленности в составе погружных установок электроцентробежных насосов.

Изобретение относится к устройству стабилизации перепада давления между маслом уплотнения и газом в системе уплотнения центробежных нагнетателей газоперекачивающих агрегатов.

Группа изобретений относится к центробежным насосам, имеющим комбинацию осевого и радиального импеллеров. Импеллер центробежного насоса содержит по меньшей мере две основные лопасти (ОЛ) и две вторичные лопасти (ВЛ).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Электронасосный агрегат содержит корпус, установленные в нем электродвигатель и двухопорный полый вал насоса с рабочим колесом, связанный с валом электродвигателя через торсионную муфту.

Упорный подшипник из комбинированного материала с водяной смазкой для главного циркуляционного насоса содержит основание (1) из профилированного листа нержавеющей стали и слой (2) конструкционного пластика.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения, и касается динамической устойчивости роторов. Может найти применение в устройствах с подшипниками качения роторов турбонасосных агрегатов, к которым предъявляются требования по герметичности при вибрационных нагрузках.

Изобретение касается насосного устройства, в частности с электромагнитной муфтой. Насосное устройство содержит корпус (2) с внутренним пространством (11), герметизирующий стакан (10), герметично уплотняющий камеру (12) относительно пространства (11).

Изобретение касается насосного устройства (1) с магнитной муфтой. Устройство содержит внутреннее пространство (11), образованное корпусом (2) насоса устройства (1), герметизирующий стакан (10), уплотняющий заключенную в нем камеру (12) относительно пространства (11), вал (13) рабочего колеса, приводимый во вращение вокруг оси (А) вращения, рабочее колесо (16), установленное на одном конце вала (13), внутренний ротор (17), установленный на другом конце вала (13), приводной двигатель (9), приводящий во вращение вокруг оси (А) вращения приводной вал (20), и внешний ротор (22), расположенный на валу (20) и взаимодействующий с ротором (17).

Изобретение относится к нефтяному машиностроению, в частности к многоступенчатым погружным лопастным насосам для добычи нефти. Ступень многоступенчатого погружного центробежного насоса содержит направляющий аппарат, плавающее на валу рабочее колесо, снабженное разгрузочными отверстиями и торцовым уплотнением с опорной шайбой, разгрузочную камеру и балансировочное уплотнение.

Изобретение относится к подшипнику для насоса с валом (10), вращающимся вокруг осевого направления (А), который содержит корпус (2) и крышку (3) подшипника, прикрепленную к корпусу (2), структуру (4) подшипника для поддержки вала (10) насоса (100), резервуар (22) для смазочного материала и смазочное кольцо (5) для транспортировки смазочного материала и для подачи смазочного материала на структуру (4) подшипника. Смазочное кольцо (5) выполнено с возможностью приведения в движение вращающимся валом (10). Подшипник также содержит удерживающий элемент (7), зафиксированный относительно корпуса (2) или крышки (3), при этом удерживающий элемент сконструирован и расположен так, чтобы ограничивать движение смазочного кольца (5) по меньшей мере в осевом направлении (А). Удерживающий элемент (7) расположен ниже вала (10) с той же стороны, что и резервуар (22). Кроме того, предлагается способ модернизации подшипника для насоса. Технический результат: создание подшипника для насоса с валом, который гарантирует надлежащую смазку подшипника даже когда подшипник и насос во время работы испытывают увеличенные отклонения от стандартной ориентации, например килевую и бортовую качку подшипника и насоса, при этом подшипник должен быть пригодным для применения в морских условиях, таких как насосы на платформах FPSO. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх