Самолет с винглетом или элементом управления плоскостью

Самолет с винглетом или элементом управления плоскостью содержит переднюю кромку (4а) с передним элементом (2), заднюю кромку (3а) с задним элементом (3) и с соединяющим передний элемент (2) с задним элементом (3) регулировочным блоком (7), с помощью которого передний профилированный элемент (2) можно регулировать относительно заднего элемента (3). Регулировочный блок (7) содержит соединенное с передним элементом (2) переднее опорное устройство (8), соединенное с задним элементом (3) заднее опорное устройство (9) и устройство (10) для передачи силы, соединяющее между собой переднее опорное устройство (8) и заднее опорное устройство (9). Изобретение направлено на упрощение конструкции. 16 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Изобретение относится к самолету с винглетом или элементом управления плоскостью, с содержащим переднюю профилированную кромку передним профилированным элементом и с содержащим заднюю профилированную кромку задним профилированным элементом.

На самолетах используют самые разнообразные аэродинамические профилированные тела, общим для которых является обтекаемая воздухом наружная поверхность. В качестве аэродинамических профилированных тел выполнены, например, так называемые винглеты, реже называемые концевыми шайбами крыла, которые монтируют на свободных концах несущих поверхностей самолета в качестве надстраиваемых элементов. С помощью винглетов уменьшают аэродинамическое сопротивление несущих поверхностей. Винглеты могут быть предоставлены в распоряжение в самых различных исполнениях.

Геометрия профилированных тел, равно как и их вес, оказывают существенное влияние на расход топлива самолетом. Помимо этого, шумообразование самолета зависит от завихрений на профилированных телах. В прошлом для обеспечения возможности учета действующих условий полета, в частности, ветра и погоды, уже предпринимались попытки к принятию мер, направленных на согласование геометрии профилированных тел в режиме полета.

Например, в документе ЕР 1 047 593 В1 была предложена несущая поверхность самолета, при котором как на передней кромке, так и на задней кромке предусмотрены приспособления для изменения профилированного поперечного сечения. С этой целью предусмотрена гибкая наружная рама, которая облицована гибкой наружной обшивкой. На заднем участке профилированной несущей поверхности предусмотрен исполнительный орган, который воздействует на гибкую соединительную структуру. Соединительная структура содержит сжимаемые S-образные элементы, которые соединены с гибкой наружной рамой. За счет этого возможно согласование профилированной задней кромки. На переднем участке профилированной несущей поверхности предусмотрен следующий исполнительный элемент, с помощью которого к соединительной структуре прикладывают радиальную силу, которая передается на гибкую раму. За счет этого возможно также согласование геометрии передней кромки.

Недостаток этого исполнения заключается, однако, в том, что для обеспечения возможности согласования геометрии наружная рама должна быть выполнена в целом гибкой. Далее, недостатком является то, что расположение отдельных исполнительных элементов на передней и задней кромках существенно увеличивают вес профиля.

Таким образом, задача настоящего изобретения заключается в том, чтобы умерить или устранить, по меньшей мере, отдельные недостатки уровня техники. Поэтому целью изобретения является, в частности, предложение с использованием конструктивно простых средств аэродинамического профилированного тела и самолета для согласования геометрии профиля в режиме полета без существенного ухудшения при этом профилированного обтекания.

Эту задачу решают с помощью самолета, охарактеризованного признаками п. 1.

Изобретение отличается регулировочным блоком, соединяющим передний профилированный элемент с задним профилированным элементом, с помощью которого задний профилированный элемент можно регулировать относительно переднего профилированного элемента, причем регулировочный блок содержит соединенное с передним профилированным элементом переднее опорное устройство, соединенное с задним профилированным элементом заднее опорное устройство и устройство для передачи силы, которое соединяет переднее опорное устройство с задним опорным устройством.

В соответствии с этим между передним профилированным элементом и задним профилированным элементом расположен регулировочный блок, с помощью которого может быть согласована геометрия профиля в текущем режиме полета. За счет этого можно реагировать, например, на мгновенные условия ветра и погоды для настройки соответственно благоприятной геометрии профиля. Регулировочный узел выполнен, в частности, для согласования средней линии (англ. - «chamber”) профилированного тела. При соответствующем изобретению исполнении передний профилированный элемент и задний профилированный элемент могут быть выполнены предпочтительно главным образом стационарными. Применительно к целям данного раскрытия это означает, что, несмотря на подверженность переднего и заднего профилированных элементов соответственно воздействию механической нагрузки все же не предусмотрено определенного изменения формы переднего или заднего профилированного элемента для согласования геометрии профиля. В противоположность этому может быть изменена форма регулировочного узла между передним и задним профилированными элементами в целях обеспечения возможности согласования геометрии профиля. Для этого регулировочный узел содержит соответственно, по меньшей мере, одно переднее опорное устройство на переднем профилированном элементе и одно заднее опорное устройство на заднем профилированном элементе. Для согласования геометрии профиля может быть изменен угол между задним опорным устройством и передним опорным устройством. Максимальное изменение угла между передним опорным устройством и задним опорным устройством составляет предпочтительно, по меньшей мере, несколько градусов. Передачу силы между задним профилированным элементом и передним профилированным элементом обеспечивают с помощью устройства для передачи силы, с помощью которого к одному из опорных устройств, в частности, к заднему опорному устройству может быть приложен крутящий момент.

Аэродинамическое профилированное тело предпочтительно представляет собой винглет, который может быть расположен на одном конце крыла. Соответствующий изобретению регулировочный узел, однако, может быть использован таким же образом при элементе управления плоскостью, в частности, руле управления или интерцепторе.

С помощью регулировочного узла может быть произведено согласование геометрии аэродинамического профилированного тела, причем, в частности, может быть выставлен наклон заднего профилированного элемента относительно переднего профилированного элемента, в частности, величиной в несколько градусов, например, 10°, относительно нормального положения. В случае винглета таким образом можно реагировать на измененные условия окружающей среды, например, порывы ветра, в результате изменения геометрии профиля. Таким образом можно предпочтительно оптимизировать летные характеристики оснащенного им самолета. За счет согласования геометрии профиля профилированного тела может быть достигнута, в частности, экономия топлива. В зависимости от использования может быть к тому же снижено шумообразование в режиме полета.

В соответствии с особо предпочтительной формой исполнения устройство для передачи силы содержит упруго деформируемый элемент плоской пружины. Размещение элемента плоской пружины предпочтительным образом позволяет добиться упругой линии при изгибе между передним и задним профилированными элементами. В результате этого профиль поперечного сечения может стабильно проходить от передней профилированной кромки до задней профилированной кромки. Такое исполнение несет с собой существенные преимущества по сравнению с уровнем техники, при котором между подвижной и стационарной профилированными частями предусматривался многократный излом, то есть дискретный переход. Вследствие упругой деформации элемента плоской пружины в активированном состоянии регулировочного блока возникает натяжение пружины, обеспечивающее высокую прочность при изгибе соединения между передним и задним профилированными элементами. Далее, предпочтительной является возможность весьма точной регулировки механических характеристик элемента плоской пружины.

Применительно к целям этого раскрытия под элементом плоской пружины понимают гибкий элемент, растяжение которого вдоль главной плоскости многократно, в частности, кратно больше, нежели растяжение перпендикулярно ей.

В соответствии с предпочтительной формой исполнения регулировочный узел содержит привод, в частности, линейный привод, для передачи крутящего момента на устройство для передачи силы. Привод расположен предпочтительно в переднем профилированном элементе. В качестве линейного привода может быть предусмотрен гидравлический или пневматический цилиндропоршневой привод.

Аэродинамическое профилированное тело с элементом плоской пружины и приводом для передачи крутящего момента на элемент плоской пружины не является известным из уровня техники и не подсказано им.

Документ DE 2009 053126 А1 описывает регулировочное устройство для закрылков, которые укреплены на крыле самолета с возможностью поворота. Для передачи крутящего момента на закрылок исполнительный элемент с помощью вращающегося вала привода соединен с приводным устройством. Для передачи крутящего момента исполнительный элемент через стыковочное устройство соединен с соединительным устройством, которое соединено в свою очередь с закрылком. В результате вращения исполнительного элемента происходит, таким образом, изменение угла закрылка относительно несущей поверхности. Исполнительный элемент, расположенный на несущей поверхности, соединен через первый шарнир со стыковочным устройством, которое, в свою очередь, через второй шарнир соединено с закрылком или соединительным устройством.

Заявка ЕР 0230681 А2 (DE 3643157 А1) описывает устройство другого типа для поворота предкрылка, который расположен на передней кромке крыла самолета. Для предкрылка предусмотрены главным образом три возможных позиции: вдвинутая (фиг. 1), выдвинутая (фиг. 3), а также выдвинутая и повернутая (фиг. 6). Переход от первой (фиг. 1) ко второй (фиг. 3) позиции осуществляют посредством движения предкрылка вдоль главной несущей шины, причем это движение приводит в действие поворотное исполнительное устройство. При этом предкрылок перемещается вперед (в направлении полета) и вниз. Устройство для предварительного натяжения пружины выполнено для удержания предкрылка в этой позиции с помощью определенного усилия натяжения пружины. Если под воздействием обтекающего воздуха аэродинамическая сила становится больше усилия натяжения пружины, происходит поворот предкрылка, причем предкрылок наклоняется далее вниз, в результате чего несущая поверхность становится более изогнутой. В соответствии с этим движение/поворот предкрылка выполняется на первом этапе механически (поворотное исполнительное устройство) и на втором этапе за счет того, что аэродинамические силы превышают усилие натяжения пружины.

Устройство предварительного натяжения пружины содержит описанные плоские пружины. Плоские пружины по заявке ЕР 0230681 А2 (DE 3643157 А1) ориентированы, однако, на достижение совершенно другой цели, из чего вытекают также многочисленные конструктивные отличия. Во всяком случае в заявке ЕР 0230681 А2 (DE 3643157 А1) отсутствует предусмотренный при описанной выше форме исполнения привод для передачи крутящего момента на устройство для передачи силы. Поскольку в случае заявки ЕР 0230681 А2 (DE 3643157 А1) деформация пакета плоских пружин происходит исключительно пассивно - под воздействием набегающего потока.

Таким образом, обзор заявки DE 102009053126 А1 с заявкой ЕР 0230681 А2 (DE 3643157 А1) не может привести к названному выше аэродинамическому профилированному телу, при котором элемент плоской пружины между передним и задним опорными устройствами и позади опорного устройства можно активно регулировать с помощью привода.

Заявка DE 19503051 А1 раскрывает линейный привод с входной частью и присоединенной к ней выходной частью для регулировки закрылка. В случае блокирования закрылка под воздействием внешних влияний и превышения определенной предельной величины для передаваемой на закрылок силы происходит отсоединение входной части от выходной части, в результате чего прерывается процесс передачи силы. Заявка DE 195503051 А1 относится в соответствии с этим к типу предохранительного устройства для линейного привода (в качестве альтернативы для ограничителей крутящего момента или расчетных мест разрушения).

Регулировочный блок предназначен предпочтительно для деформации элемента плоской пружины главным образом в направлении, перпендикулярном главной плоскости элемента плоской пружины. Для согласования геометрии профиля аэродинамического профилированного тела с действующими условиями окружающей среды регулировочный блок можно приводить в действие между передним и задним профилированными элементами. В результате приведения регулировочного блока в действие элемент плоской пружины изгибается вверх главным образом в направлении, перпендикулярном его главной плоскости прохождения. В изогнутом вверх состоянии элемента плоской пружины достигают главным образом равномерного распределения силы между передним и задним опорными устройствами вдоль главной плоскости элемента плоской пружины.

Для эффективной передачи силы между передним и задним профилированными элементами благоприятен случай, когда элемент плоской пружины расположен при нормальном положении заднего профилированного элемента главным образом плоско относительно переднего профилированного элемента, причем элемент плоской пружины при активном положении заднего профилированного элемента изогнут вверх главным образом в направлении, перпендикулярном главной плоскости элемента плоской пружины.

В соответствии с особо предпочтительной формой исполнения элемент плоской пружины расположен главным образом в центре между верхней профилированной стороной и нижней профилированной стороной. В соответствии с этим поперечное сечение элемента плоской пружины при этом исполнении расположено главным образом вдоль центральной профилированной линии, называемой часто также средней линией, линией свода или упругой линией при изгибе. С помощью элемента плоской пружины определяют упругую линию при изгибе между передним профилированным элементом и задним профилированным элементом. Предпочтительным образом с помощью этого исполнения можно добиться экономии расхода керосина и снижения шумообразования.

В соответствии с предпочтительной формой исполнения элемент плоской пружины изготовлен из усиленного углеродным волокном пластика. Это исполнение характеризуется высокой прочностью при изгибании, определенной с высокой точностью эпюрой сил, малыми расходами на техническое обслуживание и малым весом.

Для установки элемента плоской пружины на переднем и заднем опорном устройстве благоприятно, если переднее опорное устройство содержит удлиненную выемку для приема одного конца элемента плоской пружины, а заднее опорное устройство содержит удлиненную выемку для приема другого конца элемента плоской пружины.

Для обеспечения передачи силы при более длинных профилированных телах предусмотрены предпочтительно два передних опорных устройства на переднем профилированном элементе и два задних опорных устройства на заднем профилированном элементе, причем соответственно одно устройство для передачи силы расположено между передними опорными устройствами и задними опорными устройствами. В зависимости от исполнения может быть предусмотрено, однако, также и большее количество мест передачи силы, соответственно с одним передним опорным устройством, одним задним опорным устройством и одним устройством для передачи силы.

Применительно к несложному в конструктивном отношении, содержащему малое количество деталей и обладающему малым весом исполнения благоприятно, если привод через вилочный элемент соединен с двумя устройствами для передачи силы. Для снижения веса регулировочного блока вилочный элемент может содержать несколько выемок.

В соответствии с предпочтительным исполнением устройство для передачи силы содержит соединенный соответственно с передним опорным устройством и задним опорным устройством рычажный механизм для передачи крутящего момента на переднее опорное устройство и заднее опорное устройство. Для обеспечения возможности регулировки заднего профилированного элемента относительно переднего профилированного элемента крутящий момент передают предпочтительно на заднее опорное устройство. Однако, рычажный механизм может быть альтернативно выполнен также для передачи крутящего момента на переднее опорное устройство. При обоих исполнениях крутящий момент прикладывают к рычажному механизму, который обеспечивает регулировку относительного углового положения между передним опорным устройством на заднем профилированном элементе и передним опорным устройством на переднем профилированном элементе.

Для согласования геометрии аэродинамического профилированного тела предпочтительно, если привод соединен с рычажным механизмом, в частности, через вилочный элемент.

В соответствии с особо предпочтительным исполнением рычажный механизм содержит первое соединительное плечо и второе соединительное плечо, один конец которых шарнирно соединен с передним или задним опорным устройством и другой конец которых шарнирно соединен с концами опорного рычага, который шарнирно укреплен на заднем или переднем опорном устройстве. В зависимости от исполнения опорный рычаг укреплен с возможностью поворота на переднем или заднем опорном устройстве с помощью стационарного шарнира. На концах опорного рычага шарнирно укреплены первое и второе соединительные плечи, которые укреплены на противолежащем опорном устройстве, то есть на переднем или на заднем опорном устройстве вокруг стационарных шарниров. В результате приведения в действие регулировочного блока опорный рычаг поворачивается вокруг своего стационарного шарнира, причем шарниры первого и второго соединительных плеч на опорном рычаге перемещаются в противоположных направлениях. В зависимости от направления поворота опорного рычага первое соединительное плечо прикладывает к соответствующему опорному устройству силу давления, а второе соединительное плечо прикладывает к нему растягивающую силу (или наоборот). В результате этого происходит приложение к этому опорному устройству крутящего момента, который вызывает изменение углового положения заднего профилированного элемента относительно переднего профилированного элемента.

Для передачи силы на рычажный механизм благоприятен случай, когда привод, в частности, через вилочный элемент, входит в зацепление с шарнирным соединением между первым соединительным плечом и опорным рычагом.

Для обеспечения возможности передачи крутящего момента между передним и задним опорными устройствами благоприятен случай, когда шарнирное соединение между опорным рычагом и задним или передним опорным устройством расположено главным образом в главной плоскости элемента плоской пружины.

Для предотвращения нарушения геометрии профиля аэродинамического профилированного тела вследствие расположения регулировочного блока или для минимизации этого нарушения предпочтителен случай, когда регулировочный блок содержит корпус, который содержит нижнюю наружную поверхность, входящую заподлицо с верхней профилированной стороной. Для достижения возможности компенсации изменений формы при приведении регулировочного блока в действие корпус может быть упруго деформируемым на верхней или нижней наружной поверхности. Альтернативно корпус может быть выполнен с главным образом неподвижными наружными поверхностями, причем в этом случае наружные поверхности могут проскальзывать под верхнюю или нижнюю сторону переднего и заднего профилированных элементов. Наконец, аэродинамическое профилированное тело, известное по себе из уровня техники, может быть облицовано мягкой, однако, обладающей достаточной собственной жесткостью пленкой.

Для облегчения ремонта или технического обслуживания аэродинамического профилированного тела предпочтительно, если регулировочный блок соединен с передним профилированным элементом и задним профилированным элементом с возможностью отсоединения. Это означает, в частности, что корпус регулировочного блока не образует единого элемента с передним или задним профилированным элементом. Переднее опорное устройство смонтировано предпочтительно на задней стороне переднего профилированного элемента. Заднее опорное устройство смонтировано на передней стороне заднего профилированного элемента.

В последующем изобретение поясняется более подробно на основании предпочтительного примера исполнения, которым оно, однако, не должно быть ограничено.

Чертежи показывают:

фиг. 1 показывает схематический вид соответствующего изобретению профилированного тела в форме винглета для самолета, причем между передним профилированным элементом и задним профилированным элементом расположен регулировочный блок для согласования геометрии профиля винглета;

фиг. 2 показывает вид на винглет в нормальном положении;

фиг. 3 показывает вид на винглет в соответствии с фиг. 2 в первом активном положении, в котором задний профилированный элемент смещен на -10° относительно нормального положения;

фиг. 4 показывает вид на винглет в соответствии с фиг. 2, 3 во втором активном положении, в котором задний профилированный элемент повернут на +10° относительно нормального положения;

фиг. 5 показывает вид сверху на винглет в области регулировочного блока, корпус которого, однако, для лучшей наглядности на изображении не показан;

фиг. 6 показывает детальный вид на регулировочный блок без корпуса;

фиг. 7 показывает следующий вид на регулировочный блок без корпуса в смонтированном состоянии на заднем профилированном элементе;

фиг. 8 показывает вид на поперечное сечение аэродинамического профилированного тела в области регулировочного блока в нормальном положении в соответствии с фиг. 2;

фиг. 9 показывает вид на поперечное сечение аэродинамического профилированного тела в области регулировочного блока в первом активном положении в соответствии с фиг. 3; и

фиг. 10 показывает вид на поперечное сечение аэродинамического профилированного тела в области регулировочного блока во втором активном положении в соответствии с фиг. 4.

На чертеже показано аэродинамическое профилированное тело 1, которое в изображенной форме исполнения выполнено в виде винглета.

Как схематически видно из фиг. 1-5, профилированное тело 1 содержит передний элемент 2, который в соответствующем назначению эксплуатационном состоянии профилированного тела 1 неподвижно расположен на самолете. К тому же профилированное тело 1 содержит задний элемент 3, который в соответствующем назначению эксплуатационном состоянии профилированного тела 1 расположен подвижно относительно переднего элемента 2. Передний элемент 2 содержит обтекаемую воздухом переднюю верхнюю сторону 2а и переднюю нижнюю сторону 2b, а задний элемент 3 содержит обтекаемую воздухом заднюю верхнюю сторону 3а и заднюю нижнюю сторону 3b. На переднем элементе 2 выполнена передняя кромка 4а (англ.: “leading edge”), а на заднем элементе 3 выполнена задняя кромка 5а (англ.: “trailing edge”). В изображенном исполнении передний элемент 2 и задний элемент 3 расположены таким образом, что задний элемент 3 содержит следующую, примыкающую к передней кромке 4 переднего элемента 2 переднюю кромку 4b, а передний элемент 2 содержит следующую, примыкающую к задней кромке 5 заднего элемента 2 заднюю кромку 5b.

Как видно далее из фиг. 1-5, между передним элементом 2 и задним элементом 3 расположен регулировочный блок 7, с помощью которого возможна регулировка заднего элемента 3 относительно переднего элемента 2. В случае изображенного винглета регулировочный блок 7 простирается со скосом к передней кромке 4а, 4b и к задней кромке 5а, 5b, предпочтительно главным образом в направлении, перпендикулярном главной плоскости (не изображенной) несущей поверхности. Регулировочный блок содержит, по меньшей мере, одно соединенное с передним элементом 2 переднее опорное устройство 8 и одно соединенное с задним элементом 3 заднее опорное устройство 9. Переднее опорное устройство 8 смонтировано неподвижно на переднем элементе 2, а заднее опорное устройство 9 смонтировано неподвижно на заднем элементе 3. В изображенном исполнении предусмотрены два передних опорных устройства 8 на переднем элементе 2 и два задних опорных устройства 9 на заднем элементе 3, которые расположены на расстоянии друг от друга в продольном направлении профилированного тела 1. Помимо этого, между передним опорным устройством 8 и задним опорным устройством 9 расположено соответственно устройство 10 для передачи силы. Регулировочный блок 7 соответственно разъемно, то есть не неразделимо, соединен с передним элементом 2 и задним элементом 3.

Как видно далее из фиг. 1-5, каждое устройство 10 для передачи силы содержит гибкий элемент 11 плоской пружины, который может упруго деформироваться главным образом в направлении, перпендикулярном главной плоскости элемента 11 плоской пружины. Элемент 11 плоской пружины расположен главным образом в центре между верхней профилированной стороной и нижней профилированной стороной. Элемент 11 плоской пружины выполнен из усиленного волокном полимерного материала, в частности, усиленного углеродным волокном полимерного материала. Переднее опорное устройство 8 содержит удлиненную выемку для приема одного конца элемента 11 плоской пружины, а заднее опорное устройство 9 содержит соответствующую удлиненную выемку для приема другого конца элемента 11 плоской пружины. Тем самым элемент 11 плоской пружины закреплен на своих концах. Элемент 11 плоской пружины может свободно прогибаться между расположенными на концевой стороне креплениями.

Как видно далее из фиг. 1-5, предусмотрен привод 12, в случае изображенного исполнения - отдельный цилиндропоршневой линейный привод, для передачи крутящего момента на устройство 10 для передачи силы. Привод 12 смонтирован на первой крепежной планке 13, о которую к тому же опирается переднее опорное устройство 8. Далее, предусмотрена вторая крепежная планка 14, о которую опирается другое переднее опорное устройство 8. Одно переднее опорное устройство 8 соединено с первой крепежной планкой 13, а другое переднее опорное устройство 13 соединено со второй крепежной планкой 14. Привод 12 через неподвижный вилочный элемент 15 соединен с двумя устройствами 10 для передачи силы. В показанном исполнении привод 12 главным образом в центре входит в зацепление с вилочным элементом 15.

Как видно, далее, из фиг. 1-5, каждое устройство 10 для передачи силы содержит соединенный соответственно с передним опорным устройством 8 и задним опорным устройством 9 рычажный механизм 16 для передачи крутящего момента на задние опорные устройства 9. Привод 12 соединен с рычажным механизмом 16 через вилочный элемент 15. В показанном исполнении рычажный механизм 16 содержит первое соединительное плечо 17 и второе соединительное плечо 18. Одни концы первого соединительного плеча 17 и второго соединительно плеча 18 шарнирно соединены с задним опорным устройством 9. Другие концы первого соединительного плеча 17 и второго соединительного плеча 18 шарнирно соединены с концами опорного рычага 19, который с помощью стационарного (относительно переднего опорного устройства 8) шарнира 20 укреплен на переднем опорном устройстве 8. Привод 12 входит в зацепление с вилочный элементом 15, так что вилочный элемент 15 в результате линейной подачи привода 12 может перемещаться главным образом параллельно главной плоскости элемента 11 плоской пружины. За счет перемещения вилочного элемента 15 шарнирно соединенный с ним опорный рычаг 19 поворачивается вокруг шарнира 20. В результате этого образовано плечо момента сил между шарнирным креплением вилочного элемента 15 на опорном рычаге 19 и шарниром 20, благодаря чему производят регулировку углового положения заднего опорного устройства 9 на угол приблизительно более 3°, в частности, главным образом 10°, относительно переднего опорного устройства 8. Для этого шарнир 20 расположен между опорным рычагом 19 и передним опорным устройством 8 главным образом в главной плоскости элемента 11 плоской пружины.

На фиг. 8-10 показано измерение относительного положения между передним и задним опорными устройствами 9. В соответствии с фиг. 8 передние и задние опорные устройства 9 расположены попарно напротив друг друга, главным образом параллельно друг другу. Элемент 11 плоской пружины представлен в ненапряженном плоском состоянии, которое соответствует нормальному положению заднего элемента 3 относительно переднего элемента 2. В соответствии с фиг. 9 заднее опорное устройство расположено под углом главным образом 10° к переднему опорному устройству 8, в результате чего профилированное тело 1 находится в первом активном положении. Элемент 11 плоской пружины представлен при этом в состоянии, изогнутом вверх в направлении перпендикулярно главной плоскости элемента 11 плоской пружины. В соответствии с фиг. 10 заднее опорное устройство расположено под углом также 10° относительно другого направления к переднему опорному устройству 8, так что профилированное тело 1 представлено во втором активном положении. При этом элемент 11 плоской пружины представлен в состоянии, изогнутом вверх в другом направлении перпендикулярно главной плоскости элемента 11 плоской пружины.

Как видно из фиг. 8-10, регулировочный блок 7 содержит корпус 21, который содержит расположенную главным образом заподлицо с верхней профилированной стороной верхнюю наружную поверхность 22 и расположенную главным образом заподлицо с нижней профилированной стороной нижнюю наружную поверхность 23.

Указания места и направления, такие как «вверху», «внизу», «вверх», «вниз», относятся при этом ко встроенному эксплуатационному состоянию аэродинамического профилированного тела 1, если поток воздуха направлен от передней кромки 4а, 4b к задней кромке 5а, 5b.

1. Самолет с винглетом или элементом управления плоскостью, содержащий переднюю кромку (4а) с передним элементом (2) и заднюю кромку (3а) с задним элементом (3), отличающийся тем, что содержит соединяющий передний элемент (2) с задним элементом (3) регулировочный блок (7), с помощью которого можно регулировать задний элемент (3) относительно переднего элемента (2), причем регулировочный блок (7) содержит соединенное с передним элементом (2) опорное устройство (8), соединенное с задним элементом (3) заднее опорное устройство (9) и устройство (10) для передачи силы, соединяющее между собой переднее опорное устройство (8) и заднее опорное устройство (9).

2. Самолет по п. 1, отличающийся тем, что устройство (10) для передачи силы содержит упругодеформируемый элемент (11) плоской пружины, причем регулировочный блок (7) содержит привод для передачи крутящего момента на упругодеформируемый элемент (11) плоской пружины.

3. Самолет по п. 2, отличающийся тем, что регулировочный блок для деформации элемента (11) плоской пружины ориентирован, по существу, в направлении, перпендикулярном к главной плоскости элемента (11) плоской пружины.

4. Самолет по п. 3, отличающийся тем, что элемент (11) плоской пружины в нормальном положении заднего элемента (3) расположен, по существу, плоско относительно переднего элемента (2), причем элемент (11) плоской пружины в активном положении заднего элемента изогнут, по существу, в направлении, перпендикулярном главной плоскости элемента (11) плоской пружины.

5. Самолет по любому из пп. 2-4, отличающийся тем, что элемент (11) листовой пружины расположен, по существу, в центре между верхней стороной (2а; 3a) и нижней стороной (2b; 3b).

6. Самолет по любому из пп. 2-5, отличающийся тем, что элемент (11) плоской пружины выполнен из усиленного волокном полимерного материала, в частности из усиленного углеродным волокном полимерного материала.

7. Самолет по любому из пп. 2-6, отличающийся тем, что переднее опорное устройство (8) содержит удлиненную выемку для приема одного конца элемента (11) плоской пружины, а заднее опорное устройство (9) содержит удлиненную выемку для приема другого конца элемента (11) листовой пружины.

8. Самолет по любому из пп. 1-7, отличающийся тем, что в качестве привода для передачи крутящего момента на устройство (10) для передачи силы предусмотрен линейный привод.

9. Самолет по любому из пп. 1-8, отличающийся тем, что на переднем элементе (2) предусмотрены два передних опорных устройства (8), а на заднем элементе (3) предусмотрены два задних опорных устройства (9), причем между передними опорными устройствами (8) и задними опорными устройствами (9) расположено соответственно одно устройство (10) для передачи силы.

10. Самолет по п. 9, отличающийся тем, что привод (12) через вилочный элемент (15) соединен с двумя устройствами (10) для передачи силы.

11. Самолет по любому из пп. 1-10, отличающийся тем, что устройство (10) для передачи силы содержит соответственно соединенный с передним опорным устройством (18) и задним опорным устройством (9) рычажный механизм (16) для передачи крутящего момента на переднее опорное устройство (8) или заднее опорное устройство (9).

12. Самолет по п. 11, отличающийся тем, что привод (12) соединен, в частности, через вилочный элемент с рычажным механизмом (16).

13. Самолет по п. 11 или 12, отличающийся тем, что рычажный механизм содержит первое соединительное плечо (17) и второе соединительное плечо (18), один конец которых шарнирно соединен с передним опорным устройством (8) или задним опорным устройством (9) и другой конец которых шарнирно соединен с концами опорного рычага (19), который шарнирно закреплен на заднем опорном устройстве (9) или переднем опорном устройстве (8).

14. Самолет по п. 13, отличающийся тем, что привод (12), в частности, через вилочный элемент входит в зацепление с шарнирным соединением между первым соединительным рычагом (17) и опорным рычагом (19).

15. Самолет по п. 13 или 14, отличающийся тем, что шарнирное соединение между опорным рычагом (19) и задним опорным устройством (9) или передним опорным устройством (8) расположено, по существу, в главной плоскости элемента (11) плоской пружины.

16. Самолет по любому из пп. 1-15, отличающийся тем, что регулировочный блок (7) содержит корпус (21), который содержит расположенную, по существу, заподлицо с верхней стороной (2а; 2b) верхнюю наружную поверхность (22) и одну расположенную, по существу, заподлицо с нижней стороной (2b; 3b) нижнюю наружную поверхность (23).

17. Самолет по любому из пп. 1-16, отличающийся тем, что регулировочный блок (7) разъемно соединен с передним элементом (2) и задним элементом (3).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам управления полетом летательных аппаратов. Аэродинамическая поверхность снабжена рулем, имеющим осевую компенсацию.

Изобретение относится к ракетной технике. Раскрываемый руль содержит складываемую часть руля (1) и корневую часть (2), закрепленную в приводе (3) управления рулем и установленную в корпусе с возможностью поворота, и привод (5) раскрытия руля со штоком (6) для его продольного перемещения.

Способ и устройство увеличения аэродинамической подъемной силы самолета с силовой установкой, имеющей сопло, расположенное у задней кромки крыла. Для увеличения подъемной силы самолета с силовой установкой, имеющей сопло в области задней кромки крыла, используют нижнюю внешнюю поверхность сопла, где устанавливают по меньшей мере один аэродинамический щиток, который отклоняют в воздушный поток вокруг самолета.

Группа изобретений относится к области летательных аппаратов. Крыло широкофюзеляжного летательного аппарата содержит каркас, обшивку, верхние и нижние аэродинамические поверхности, элементы отклонения воздушных потоков и турбореактивный/реактивный двигатель.

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Носовая часть летательного аппарата содержит кабину управления с вытянутой вперед головкой в форме конуса, снабженной поворотной на вертикальной оси деталью в виде клина, конец которой выполнен острым по направлению к набегающему потоку воздуха, имеет возможность отклонения влево и вправо на угол от 0о до 10о с помощью поворотного гидродвигателя/пневмодвигателя и совершения колебательных движений, приводящих к синусоидального вида траектории полета летательного аппарата.

Изобретение относится к механизму навески элемента механизации крыла на основной части крыла. Устройство уборки и выпуска элемента механизации крыла летательного аппарата включает в себя два механизма навески, расположенных сбоку друг от друга в направлении размаха крыла, и устройство привода для перемещения элемента механизации крыла относительно основной части крыла.

Изобретение относится к уплотнительному элементу несущей поверхности, расположенному между двумя компонентами рулевой поверхности воздушного судна для закрытия изменяемой по ширине щели между ними.

Изобретение относится к конструктивному сопряжению переднего фитинга стабилизатора летательного аппарата (ЛА). Передний узел крепления стабилизатора, сопрягаемый с работающим на растяжение соединением двух боковых кессонов стабилизатора, содержит передний фитинг, переднюю работающую на сдвиг панель, верхнюю работающую на сдвиг панель, нижнюю работающую на сдвиг панель и соединительную деталь в виде стойки для присоединения нервюры к лонжерону.

Изобретение относится к опорному узлу для направления закрылка во время развертывания на крыле самолета. Опорный узел содержит направляющую дорожку, задающую двухмерный путь, цилиндрический подшипниковый ведомый элемент, имеющий продольную ось, вал и сферическую опору.

Изобретение относится к опорной сборке предкрылка и к крылу летательного аппарата. Крыло летательного аппарата имеет предкрылок и опорную сборку предкрылка.

Изобретение относится к авиамоделям, в частности к кордовым пилотажным моделям самолета. Правая консоль 1 крыла снабжена шарнирно связанным с ней триммером 2, на котором размещен жестко связанный с ним посредством стержня 3 грузик 4.

Изобретение относится к средствам механизации крыла самолета короткого взлета и посадки. Трехщелевой закрылок крыла самолета короткого взлета и посадки содержит основное звено с дефлектором, каретки с опорными роликами, направляющие рельсы перемещения закрылка, механизмы уборки–выпуска.

Аэродинамическая система летательного аппарата содержит фиксированную часть крыла, уплотнение, соединенное с фиксированной частью крыла, и поверхность механизации крыла, выполненные с возможностью протекания воздуха между уплотнением и поверхностью механизации крыла.

Изобретение относится к авиационной технике. Щелевой закрылок крыла самолета короткого взлета и посадки содержит основное звено с внутренним дефлектором, который жестко соединен с внешним дефлектором.

Изобретение относится к области авиационной техники. Крыло самолета включает выдвижной предкрылок и основную часть крыла с выходами внутренних подводящих каналов для выдува струй воздуха.

Изобретение относится к системам перемещения закрылков. Устройство обнаружения и предотвращения перекоса закрылка (1) содержит закрепленную на крыле (4) балку (2), снабженную направляющими элементами (3), и каретку (5).

Сверхзвуковой летательный аппарат с изменяемой в полете кривизной крыла содержит фюзеляж, крыло с изменяемой кривизной, выполненное в виде неподвижно закрепленной к фюзеляжу центральной кессон-секции и поворотных относительно ее подольных кессон-секций, соединенных с центральной кессон-секцией по верхней поверхности при помощи скользящего соединения, а по нижней поверхности – шарнирно, и снабженных замками крайних положений.

Устройство сложного перемещения (3) для соединения двух поверхностей, включающее первый рычаг (5) и второй рычаг (7), соединенные вместе с возможностью поворота с помощью первого шарнирного соединения (13), первую поверхность (35), соединенную с противоположным концом первого рычага с помощью второго шарнирного соединения, вторую поверхность (39), соединенную с противоположным концом второго рычага с помощью третьего шарнирного соединения, при этом первый рычаг (5) и второй рычаг (7) способны перемещаться, в результате чего создается сложное перемещение одной или обеих поверхностей.

Способ уменьшения шума воздушного летательного аппарата связан с системой для создания подъемной силы (варианты) и включает развертывание предкрылка, размещенного в передней кромке крыла.

Изобретение относится к авиационной технике и касается несущих систем самолетов короткого взлета и посадки. Крыло самолета короткого взлета и посадки содержит установленные в верхней части жесткие сдвижные панели, щелевые закрылки с каретками и опорными роликами, направляющие рельсы перемещения закрылка, механизмы уборки выпуска.

Изобретение относится к летательным аппаратам с фиксированным крылом. Планер летательного аппарата содержит крыло и систему управления в продольном канале, включающую орган управления, шарнирно установленные опорный руль высоты и задающий руль высоты.
Наверх