Способ сбора оперативных данных летательного аппарата

Изобретение относится к области распознавания символьных данных. Технический результат заключается в повышении надежности сбора и записи данных отчета летательного аппарата. Способ сбора оперативных данных летательного аппарата (1), содержащего дисплей (2) для отображения оперативных данных (3), включает съемку изображений мобильным терминалом (4) дисплея (2); идентификацию строк символов (С1, С2), каждая из которых представляет один элемент указанных оперативных данных (3), отображенных на дисплее (2) при помощи модуля оптического распознавания символов (OCR), связанного с мобильным терминалом (4); создание электронного отчета (6), содержащего оперативные данные (3) летательного аппарата (1), при помощи модуля создания отчета и указанных идентифицированных строк символов (С1, С2), при этом мобильный терминал функционально связан с базой данных (BD1). 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Настоящее изобретение относится к области сбора оперативных данных летательного аппарата.

Уровень техники

Для обеспечения отслеживания работы летательных аппаратов в различных условиях необходимо собирать оперативные данные летательных аппаратов.

Среди собираемых оперативных данных можно указать идентификационные данные летательного аппарата, данные, относящиеся к использованию летательного аппарата, например, информация о полетах, данные, относящиеся к полетной деятельности летательного аппарата, такие как время использования оборудования летательного аппарата иди результаты измерений, осуществляемых приборами летательного аппарата (например, превышение температурных порогов, порогов мощности, темпе6ратура воздуха, скорость воздуха, скорость вращения, уровень топлива, уровень крутящего момента и т.д.).

Все эти оперативные данные выводятся при стоянке летательного аппарата на дисплей или дисплеи авионики летательного аппарата, например, на дисплеи «устройства контроля летательного аппарата и его двигателей», известного под сокращением VEMD от “vehicle and engine multifunction display”.

Как правило, эти данные записываются от руки оператором, что может привести к ошибкам при сборе и, следовательно, может создать проблемы отслеживания.

Данные, собранные в этих отчетах о полетах, могут меняться от одного оператора к другому.

Таким образом, исчерпывающий характер и надежность собираемых данных вовсе не гарантируются. Это отрицательно сказывается на общем использовании надежных данных между операторами.

Объект изобретения

Настоящее изобретение призвано предложить способ сбора данных, позволяющий решить все или часть вышеупомянутых проблем.

Раскрытие сущности изобретения

В связи с этим, объектом изобретения является способ сбора оперативных данных летательного аппарата, причем этот летательный аппарат содержит по меньшей мере один дисплей для отображения оперативных данных летательного аппарата, при этом способ отличается тем, что:

- при помощи мобильного терминала, оснащенного по меньшей мере одним оптическим датчиком, производят съемку изображений указанного дисплея таким образом, чтобы по меньшей мере некоторые из снятых изображений отображали оперативные данные, выведенные на дисплей;

- при помощи модуля оптического распознавания символов (OCR), связанного с указанным мобильным терминалом, в снятых изображениях идентифицируют строки символов, каждая из которых отображает одну из указанных оперативных данных, выведенных на дисплей;

- при помощи модуля создания отчета и указанных идентифицированных строк символов создают электронный отчет, содержащий по меньшей мере некоторые из указанных оперативных данных летательного аппарата.

Изобретение облегчает задачу сбора данных для оператора.

Модуль оптического распознавания символов OCR, связанный с указанным мобильным терминалом, позволяет отказаться от ручной записи данных во время создания отчета о полете на борту летательного аппарата. Это позволяет избежать некоторых ошибок при сборе, связанных с ручной записью. Заявленный способ обеспечивает также выигрыш во времени.

В отличие от устройства сбора данных, которое взаимодействовало бы с электроникой летательного аппарата для сбора данных через электронный поток, заявленный способ не требует адаптации электроники летательного аппарата. Таким образом, заявленный способ не оказывает влияния с точки зрения сертификации летательного аппарата, поскольку не требует внесения в него изменений.

Кроме того, возможность адаптации способа к различным типам летательных аппаратов представляет исключительный интерес и является экономичной.

Как будет показано ниже в подробном описании данные/информация, собираемые при помощи заявленного способа, могут быть данными самых разных типов.

Так, оперативными данными летательного аппарата являются, например, часы налета, данные, относящиеся к циклу(ам) двигателя(ей), или результаты контроля состояния двигателя(ей), или собираемые данные конфигурации летательного аппарата. Эти оперативные данные получают посредством съемки изображения(ий) экрана и распознавания символов, применяемого к этому/этим изображению(ям).

В частном варианте осуществления мобильный терминал содержит также устройство считывания по меньшей мере одной идентификационной данной летательного аппарата, которая/которые находится(ятся) на летательном аппарате.

В этом варианте мобильный терминал выполнен с возможностью:

- с одной стороны, считывать оперативные данные посредством съемки изображения(ий) экрана и применения распознавания символов на этом/этих изображении(ях); и

- с другой стороны, считывать идентификационные данные, находящиеся на летательном аппарате (как правило, данные, записанные на этикетках и/или оптических криптограммах, закрепленных на летательном аппарате или выведенных на дисплей/дисплеи летательного аппарата).

Как правило, оперативные данные являются переменными, которые изменяются в ходе использования летательного аппарата (например, время полета), тогда как идентификационные данные, считываемые при помощи считывающего устройства терминала, обычно являются фиксированными данными, которые отображают, например, принадлежность летательного аппарата или техническую конфигурацию летательного аппарата (например, идентификатор оборудования летательного аппарата, конкретная комбинация оборудования летательного аппарата или версия оборудования).

Способ позволяет считывать оперативные данные, идентификационные данные летательного аппарата и/или информацию/данные, относящиеся к оператору, который собирает оперативные данные. Все эти оперативные данные, идентификационные данные летательного аппарата и информация/данные, относящиеся к оператору, предпочтительно указываются в одном электронном отчете.

Благодаря заявленному способу, сокращается время, необходимое для создания полного электронного отчета (в идеале, оно составляет менее 5 минут).

Согласно предпочтительному варианту осуществления заявленного способа, последовательно осуществляют считывание оперативных данных, отображаемых через указанный дисплей, и по меньшей мере одной идентификационной данной летательного аппарата, считываемой при помощи считывающего устройства, а также одной или нескольких данных конфигурации летательного аппарата (например, информации о конфигурации двигателя или двигателей), данной о конфигурации функционального блока летательного аппарата (LRU) и эти последовательно считываемые оперативные данные и идентификационные данные сохраняют в одном электронном отчете.

Благодаря получению в ходе одного непрерывного процесса (отчет о полете), с одной стороны, изображения дисплея, на котором выведены оперативные данные, и, с другой стороны, идентификационных данных летательного аппарата, описывающих принадлежность летательного аппарата и/или конфигурацию всего или части летательного аппарата, повышается надежность собираемых и записываемых данных на уровне отчета. Это позволяет снизить риск того, что электронный отчет может содержать данные, собранные в разные моменты и поступающие от не связанных между собой разрозненных источников. Таким образом, повышается надежность отчета.

Предпочтительно, согласно этому последнему варианту осуществления, сразу после указанного считывания указанных оперативных данных летательного аппарата и указанных идентификационных данных летательного аппарата производят съемку изображения оператора, использующего мобильный терминал, и это изображение сохраняют в электронном отчете.

Этот вариант осуществления улучшает отслеживание сбора данных, так как, благодаря изображению, сохраненному в отчете, можно узнать оператора, который произвел считывание данных, внесенных в отчет. Все эти факторы способствуют лучшему отслеживанию и исчерпывающему характеру данных. За счет улучшения отслеживания и подтверждения исчерпывающего характера изобретение позволяет повысить качество информации по обслуживанию летательного аппарата и, в конечном итоге, безопасность летательного аппарата.

Чтобы способствовать этому исчерпывающему характеру сбора данных, заявленный способ сбора может содержать этап проверки изображения, полученного при помощи указанного оптического датчика. Этот этап проверки позволяет убедиться, что это полученное изображение отображает именно данный дисплей. Если это подтверждается, это снятое изображение считают изображением, которое должен учитывать модуль оптического распознавания символов. В противном случае, если на данном снятом изображении показан только участок дисплея или если изображение является нечетким (затруднено распознавание символов), то оператор может получить запрос на съемку нового изображения этого дисплея, и так, пока не будет получено изображение всего экрана дисплея. В этом варианте осуществления только полученное изображение всего дисплея считается снятым изображением дисплея, которое должен обрабатывать модуль оптического распознавания.

Кроме того, чтобы способствовать исчерпывающему характеру сбора данных, способ обеспечивает, чтобы список изображений дисплея, поданных для оптического распознавания, является полным.

Краткое описание чертежей

Другие отличительные признаки и преимущества изобретения будут более очевидны из нижеследующего описания, представленного в качестве не ограничительного примера со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

Фиг. 1 - кабина экипажа летательного аппарата, содержащая несколько дисплеев для отображения оперативных данных летательного аппарата.

Фиг. 2 иллюстрирует первый этап заявленного способа, на котором оператор использует мобильный терминал, чтобы начать считывание идентификационных данных и/или данных о конфигурации летательного аппарата и съемку изображений дисплеев летательного аппарата при помощи оптического датчика, встроенного в мобильный терминал.

Фиг. 3 иллюстрирует второй этап заявленного способа, на котором оператор производит съемку изображения дисплея, причем это изображение выводится на экран мобильного терминала.

Фиг. 4а иллюстрирует первый альтернативный вариант, в котором пользователь собирает по меньшей мере одну идентификационную данную летательного аппарата (например, информацию о принадлежности летательного аппарата или информацию о конфигурации летательного аппарата), осуществляя оптическую съемку информации, записанной на криптограмме (матричный код типа QR-кода или флэш-код, или любые другие соответствующие оптические маркеры), закрепленной в кабине экипажа вблизи дисплеев.

Фиг. 4b иллюстрирует первый альтернативный вариант, в котором пользователь собирает по меньшей мере одну идентификационную данную летательного аппарата (например, информацию о принадлежности летательного аппарата или информацию о конфигурации летательного аппарата), осуществляя съемку информации, записанной на электронном носителе, таком как электронная этикетка, закрепленная на приборной панели и оснащенная средствами ближней связи.

Фиг. 5 иллюстрирует идентификацию на снятом изображении строк символов, отображающих оперативные данные, выведенные на дисплей летательного аппарата.

Фиг. 6 - пример одной из страниц отчета, созданного модулем создания отчета, встроенным в мобильный терминал.

Фиг. 7 иллюстрирует этап подписания отчета, во время которого после ручного подтверждения данных, внесенных при помощи мобильного терминала, при помощи мобильного терминала получают фотографию оператора и производят биометрическое опознание оператора (например, по лицу, по отпечаткам пальцев, …), чтобы подтвердить подпись оператора в отчете.

Осуществление изобретения

Как было указано выше, изобретение относится к способу сбора оперативных данных летательного аппарата 1. Кабина экипажа летательного аппарата показана на фиг.1, 2, 3, 4а, 4b, 5 и 7.

Этот летательный аппарат содержит по меньшей мере один дисплей 2 для отображения оперативных данных 3 летательного аппарата. В данном случае летательный аппарат 1 представляет собой вертолет, оснащенный несколькими дисплеями, расположенными на приборной панели. Каждым из этих дисплеев 2 управляют средства выбора (не показаны), предпочтительно приводимые в действие вручную оператором ОР, чтобы на каждом дисплее 2 выбрать страницу выводимых оперативных данных Р1, Р2.

Как показано на различных фигурах, оперативные данные, относящиеся к летательному аппарату, могут включать в себя:

- А) идентификационные данные летательного аппарата, например, тип летательного аппарата (вертолет), модель летательного аппарата (например, Н225), его серийный номер или другой идентификатор летательного аппарата;

- В) данные конфигурации летательного аппарата, например, тип/серийные номера двигателя или несущего винта летательного аппарата, тип/серийный номер интерфейса «человек-машина», идентификаторы деталей систем летательного аппарата (эти данные конфигурации могут быть также записаны на носителе типа криптограммы или электронной этикетки, находящейся на летательном аппарате и считываемой при помощи считывающего устройства, встроенного в мобильный терминал);

- С) данные, относящиеся к использованию летательного аппарата, например:

- информация, относящаяся к одному или нескольким данным полетам, такая как характер полета (ВИП-полет, испытательный полет…), номер рейса (flight number), время/дата начала полета (Departure time, flight start time), время/дата конца полета (flight end time), продолжительность полета (Operating time/Flight time), место начала полета (Flight start place), место конца полета (Flight end place);

- данные, относящиеся к полетной деятельности (Aerial activity): время использования оборудования летательного аппарата, особые условия работы, обнаруженные приборами летательного аппарата, например, превышение температурных порогов или перегревы, превышение механической нагрузки (over load), или любая полезная информация о работе, необходимая для осуществления операции обслуживания, связанной с ремонтом, прогнозированием, профилактикой, или регламентным обслуживанием (часы налета, данные, относящиеся к циклам двигателя(ей), или результаты контроля состояния двигателя(ей), время использования газогенератора, отмеченная рабочая отдача одного или нескольких агрегатов, степень износа детали…).

Все эти оперативные данные выводятся при стоянке летательного аппарата на дисплей или дисплеи авионики летательного аппарата, например, на дисплеи «устройства контроля летательного аппарата и его двигателей», известного под сокращением VEMD от “vehicle and engine multifunction display”. Можно предусмотреть по одному дисплею на каждую категорию информации. Например, один дисплей может быть предназначен для отображения информации об отклонениях в работе элементов летательного аппарата, контролируемых системой FADEC (Full Authority Digital Electronic Control).

Разумеется, оперативные данные, собираемые при помощи заявленного способа, могут представлять собой и другие данные.

Заявленный способ сбора оперативных данных в основном отличается тем, что:

- при помощи мобильного терминала 4, оснащенного по меньшей мере одним оптическим датчиком (как правило, задней камерой мобильного терминала), производят съемку изображений 5 указанного дисплея 2 таким образом, чтобы по меньшей мере некоторые из снятых изображений отображали оперативные данные 3, выведенные на дисплей 2;

- при помощи модуля оптического распознавания символов (OCR), связанного с указанным мобильным терминалом/встроенного в указанный мобильный терминал, в снятых изображениях 5 идентифицируют строки С1, С2 символов, каждая из которых отображает одну из указанных оперативных данных 3, выведенных на дисплей 2; и

- при помощи модуля создания отчета и указанных идентифицированных строк С1, С2 символов создают электронный отчет 6, содержащий по меньшей мере некоторые из указанных оперативных данных 3 летательного аппарата.

Поскольку оперативные данные 3 обычно выводятся в конце полета на дисплеи авионики, такие как дисплеи устройства VEMD, заявленный способ в основном применяют, когда летательный аппарат находится на стоянке, его двигатели/турбины выключены, и несущие винты не вращаются.

Указанный мобильный терминал 4 содержит устройство считывания идентификационной данной ID летательного аппарата, расположенной на летательном аппарате.

Это считывающее устройство (на фигурах не показано и в этом примере встроено в мобильный терминал) позволяет считывать идентификацию ID летательного аппарата и/или данную о конфигурации летательного аппарата, находящуюся на летательном аппарате. Это считывающее устройство является, например, оптическим датчиком терминала 4, выполненным с возможностью снимать изображение идентификационного знака или визуальной криптограммы 7, относящейся к летательному аппарату (потенциально относящейся к летательному аппарату в данной материальной конфигурации в момент t, то есть оснащенному некоторыми факультативными или не факультативными материальными средствами) и находящейся на этом летательном аппарате. Такая визуальная криптограмма 7 схематично показана на фиг. 4а.

Это считывающее устройство может содержать средства ближней связи NFC (Near Field Communication), такие как средства RFID (Radio Frequency Identification) или другие средства, выполненные с возможностью считывания идентификационной данной ID и/или данной о конфигурации летательного аппарата, записанной на электронной этикетке 8, закрепленной на летательном аппарате. Такая электронная этикетка 8 схематично показана на фиг. 4b.

Модуль создания отчета выполнен таким образом, чтобы создаваемый им электронный отчет 6 связывал эту идентификационную данную ID летательного аппарата с оперативными данными 3 летательного аппарата, содержащимися в отчете.

Чтобы повысить надежность сбора при помощи заявленного способа, предпочтительно идентификационную информацию собирают, используя специальный носитель этой информации ID, например, существующий отдельно от дисплея 2.

Это позволяет проверить идентификацию летательного аппарата через источник информации, отличный от символов, выводимых на дисплей. Двойной источник идентификационной информации ID можно использовать, чтобы убедиться, что идентификатор ID, выведенный на дисплей 2, совпадает с идентификатором, полученным при помощи носителя информации (этикетки или криптограммы).

Следует отметить, что этот носитель информации выбирают среди идентификационного знака или визуальной криптограммы 7, или этикетки 8, оснащенной средствами ближней связи, или посредством выведения оптической криптограммы на дисплей.

Этап сбора данных по протоколу NFC или при помощи оптической криптограммы гарантирует нахождение мобильного терминала вблизи носителя во время считывания информации ID терминалом 4. Это ограничивает риск воздействия внешнего фактора во время этого считывания.

Мобильный терминал 4 может быть, например, смартфоном или сенсорным планшетом, или компьютером, или любым другим переносным информативным устройством. Терминал 4 содержит также по меньшей мере один процессор и по меньшей мере одну память, которые связаны с экраном 9 и с оптическим датчиком. Таким образом, мобильный терминал является адаптированным для осуществления способа.

Экран 9 терминала выполнен с возможностью:

- с одной стороны, отображать изображения, снятые оптическим датчиком во время этого считывания; и

- с другой стороны, отображать электронный отчет 6 для оператора ОР.

Мобильный терминал 4 содержит также средства подписания, позволяющие оператору ОР, просматривающему электронный отчет 6, изменить его в случае необходимости и подписать его, если он находит его надлежащим.

Эти средства подписания могут быть связаны с устройством биометрической аутентификации оператора, и подписание электронного отчета возможно, только если этот оператор ОР был предварительно идентифицирован устройством биометрической аутентификации.

В примере, представленном, в частности, на фиг. 6, устройство аутентификации является устройством распознавания лица, связанным с камерой, встроенной в мобильный терминал. Эта камера является фронтальной камерой, расположенной на первой стороне мобильного терминала, которая находится противоположно второй стороне мобильного терминала, где находится оптический датчик, обеспечивающий съемку изображений дисплея 2.

Идентификация оператора ОР и информация идентификации ID/ конфигурации летательного аппарата связана с определенным числом прав, позволяющих или не позволяющих оператору создавать определенные части отчета 6. Предпочтительно эта двойная идентификация может также предоставить права доступа к другим сервисам типа CRM (Customer relation management), к цифровому сообществу и т.д.

В зависимости от того, является ли оператор пилотом, механиком или техником по обслуживанию, терминал 4 может адаптировать процедуру создания отчета в зависимости от функции оператора.

Как показано, в частности, на фиг. 6, мобильный терминал может быть функционально связан с базой данных BD1, содержащей несколько заранее определенных моделей электронных отчетов. Каждая данная модель отчета соответствует данному типу летательного аппарата /конфигурации, который можно идентифицировать при помощи идентификационной данной ID этого летательного аппарата.

Модуль создания отчета выполнен таким образом, чтобы при получении идентификационной данной ID летательного аппарата, данные которого необходимо собрать, он получил из базы данных BD1 данную модель электронного отчета, соответствующую этому летательному аппарату в его данной конфигурации.

Электронный отчет 6, созданный модулем создания отчета, генерируют на основании модели отчета, полученной из базы данных BD1.

Поскольку модель отчета специально адаптирована для идентифицированного летательного аппарата, этот отчет содержит предназначенные для заполнения поля 3 данных, которые появляются в порядке, в котором они представлены на различных страницах Р1, Р2, выводимых на дисплеи 2. Это облегчает задачи оптического распознавания и визуализации выводимых данных.

Заполняемые поля в этой модели могут отображаться или не отображаться на экране в зависимости от профиля оператора.

Как было указано выше, летательный аппарат содержит средства выбора страницы, отображаемой на указанном дисплее 2, среди заранее определенной совокупности выводимых страниц Р1, Р2. Как показано на фиг. 1, каждая данная отображенная страница Р1, Р2 содержит набор оперативных данных 3 летательного аппарата.

Мобильный терминал 4 может также быть связан с базой данных BD2, содержащей сценарии сбора данных 3. Каждый данный сценарий сбора из этой базы BD2 соответствует данному типу летательного аппарата, который можно идентифицировать при помощи идентификационной данной ID этого летательного аппарата.

Модуль создания отчетов выполнен таким образом, чтобы при получении идентификационной данной ID летательного аппарата он получал из базы данных BD2 сценарий сбора данных, соответствующий этому летательному аппарату.

Затем, в ответ на этот сценарий сбора модуль создания отчета передает инструкции для оператора ОР, чтобы оператор выбрал страницу для вывода на указанный по меньшей мере один дисплей 2.

Терминал снимает изображения 5 каждой из страниц Р1, Р2, последовательно выводимых на дисплей 2. В дальнейшем эти страницы используют для создания отчета 6.

Благодаря этой функциональной возможности, оператор следует заранее определенному сценарию, характерному для летательного аппарата 1 и для его конфигурации. Этот сценарий направляет его для выведения заранее определенной последовательности страниц Р1, Р2 на дисплей 2 и для съемки их изображений, позволяющих получить заранее определенный набор оперативных данных.

Это позволяет ограничить риск пропуска страниц или собираемых данных. Если считывание страницы происходит не по сценарию, модуль создания отчета может предупредить об этом оператора и, возможно, отметить это в отчете, чтобы привлечь его внимание.

В случае, когда летательный аппарат содержит несколько дисплеев, сценарий сбора данных, соответствующий этому летательному аппарату, составлен таким образом, чтобы при его выполнении он предусматривал передачу инструкций для съемки изображений каждого из этих дисплеев один за другим. Инструкции, выдаваемые оператору через терминал, могут быть визуальными и выводиться на экран 9 и/или звуковыми через динамик терминала 4.

Каждая из этих баз BD1, BD2 моделей отчетов или сценариев сбора данных может быть загружена в мобильный терминал (в память этого терминала) или может быть доступна дистанционно с мобильного терминала через сеть 10, связывающую базу данных с мобильным терминалом. Эти базы BD1, BD2 могут быть объединены в одну и ту же базу, связанную с модулем создания отчета.

В идеале, модуль оптического распознавания символов OCR может быть выполнен с возможностью обнаруживать в снятом изображении текущую страницу, выведенную на указанный по меньшей мере один дисплей летательного аппарата, и подавать команду на передачу инструкции для оператора, после того как изображение страницы, ожидаемой по сценарию, будет снято. Это обеспечивает контекстуальное руководство для оператора, чтобы направлять его при выборе и съемке изображений.

Модуль создания отчета выполнен таким образом, что создаваемый им подписанный электронный отчет 6 содержит электронную подпись, принадлежащую оператору ОР. Этот подписанный отчет может быть выполнен в формате PDF или в любом другом формате, передаваемом без ухудшения качества отчета и не допускающем редактирования, чтобы препятствовать его фальсификации.

Предпочтительно электронная подпись содержит идентификационную данную оператора, такую как его фотографию в момент подписи и/или ручную и/или голосовую и/или электронную подпись через пароль, вводимый оператором. Эта данная может быть вставлена в подписанный отчет, чтобы удостоверить связь между оператором и конечным отчетом.

Кроме подписания отчета, создание отчета может включать в себя предварительный этап просмотра данных, содержащихся в готовом к подписанию отчете, и один или несколько этапов подтверждения этих данных, при этом подписание производят после этапов подтверждения. Следует отметить, что отчет регулярно сохраняется на терминале и/или на удаленном сервере на различных стадиях его составления.

Подписание отчета может включать в себя использование закрытого ключа, на основании которого происходит генерирование подписи, причем эта подпись предпочтительно подтверждается биометрической аутентификацией оператора; закрытый ключ может быть записан в памяти терминала или в носителе ключа, отдельном от терминала и считываемом этим терминалом. Таким образом, терминал может использоваться несколькими операторами без необходимости хранения закрытого ключа каждого оператора в терминале. Это облегчает использование и мобильность терминала.

В случае необходимости, отчет может содержать данные, относящиеся к его составлению, такие как время начала отчета, время подписания готового отчета.

Электронный отчет 6, создаваемый при помощи заявленного способа, объединяет в одном и том же отчете, подтверждаемом оператором:

- оперативные данные 3, характеризующие летательный аппарат 1 (речь идет о данных, полученных при считывании с дисплея 2);

- информацию идентификации ID /конфигурации летательного аппарата, полученную при помощи устройства считывания информации; и

- идентификационную данную оператора ОР, создавшего отчет 6, причем эта информация связана с личной подписью оператора (подписание может происходить при подтверждении отчета при помощи клавиши подтверждения после проверки личности оператора, например, посредством биометрического анализа изображения лица оператора, снятого в момент подписания).

Далее следует описание последовательности осуществления заявленного способа.

Фиг. 1 соответствует моменту в конце полета, когда вертолет произвел посадку и когда пилот выключил двигатели. Устройство VEMD автоматически выводит данные завершения полета на свой дисплей 2. Примеры отображаемых страниц Р1, Р2 показаны на фиг. 1 справа. Каждая из этих страниц содержит оперативные данные 3 летательного аппарата.

На фиг. 2 показан момент, когда оператор, в данном случае пилот, запускает приложение считывания данных (называемое также модулем создания отчета) на своем смартфоне или на своем сенсорном планшете (доступные в продаже стандартные устройства) и включает функцию сбора данных в соответствии с заявленным способом. Теперь он может производить сбор данных 3 о полете.

На фиг. 3 показан момент, когда приложение терминала выводит в реальном времени на экран 9 терминала 4 все то, что снимает датчик съемки изображения (задняя камера терминала). Сенсорная кнопка позволяет оператору производить съемку интересующих его изображений.

В данном случае пилот использует приложение, чтобы фотографировать различные дисплеи 3 устройства VEMD для считывания отображенных данных 3.

В частном варианте осуществления во время этой первой съемки изображения, показанной на фиг. 3, устройство OCR может распознать на снятом изображении дисплея 2 идентификационную данную ID летательного аппарата и/или данную конфигурации летательного аппарата.

На фиг. 4а и 4b представлены два альтернативных варианта осуществления, которые соответствуют моменту, когда пилот использует приложение, чтобы идентифицировать идентификационную данную ID летательного аппарата и, возможно, некоторые фиксированные оперативные данные, такие как материальная конфигурация летательного аппарата. Например, как показано на фиг. 4а, оператор получает эту информацию при помощи фотографирования этикеток, наклеенных для этого на приборную панель (например, QR-код), или, как показано на фиг. 4b, оператор получает эту информацию посредством бесконтактного считывания пассивной(ых) электронной(ых) этикетки(этикеток) (например, NFC).

Эти два применяемых метода являются пассивными и не влияют на управление летательным аппаратом. Они широко распространены в данной области и не требуют внесений специальных материальных изменений в летательный аппарат.

После считывания этой информации идентификации ID и/или конфигурации летательного аппарата и, возможно, после проверки этого идентификатора летательного аппарата и/или этой конфигурации и/или соответствия между этой идентификацией ID и конфигурацией терминал может через свой модуль создания отчета найти в базе данных BD1 модель отчета, соответствующую этому летательному аппарату (то есть модель отчета, соответствующую идентификатору летательного аппарата и/или его конфигурации) и найти в базе данных BD2 сценарий сбора данных, соответствующий этому летательному аппарату.

В соответствии со сценарием сбора оператор активирует средства выбора, чтобы вывести страницы Р1, Р2 на дисплеи летательного аппарата и чтобы снять их изображения.

На фиг. 5 показан момент, когда в соответствии с заранее определенной моделью отчета для каждой считанной таким образом страницы приложение применяет распознавание символов (устройство OCR, распознающее в результате соответствующего обучения специфические символы устройства VEMD и специфическое содержание страниц «Отчет о полете устройства VEMD»), чтобы выделить строки символов С1, С2, отображающие данные, из полученных фотографий. Приложение автоматически генерирует электронный отчет о полете. Пилот должен проконтролировать все, что было распознано устройством OCR, на экране планшета 4, тем не менее, исходное фото OCR сохраняется в качестве доказательства и прилагается к отчету.

На фиг. 6 представлен пример созданной таким образом страницы электронного отчета 6. Пилот проверяет страницы этого отчета, затем запускает функцию подписания отчета.

На фиг. 7 показан момент, когда приложение выводит интерфейс типа фотоаппарата (отображение в реальном времени того, что снимает передняя камера, и сенсорные кнопки интерфейса пользователя) с инструкциями по биометрической аутентификации.

После подтверждения аутентификации происходит цифровое подписание отчета 6, который затем сохраняется и, возможно, передается через сеть 10.

Фото, использованное для обработки аутентификации по лицу, сохраняется и прилагается виде вкладки в качестве доказательства к отчету 6 о полете в формате pdf с цифровой подписью.

Таким образом, заявленный способ сбора данных 3 облегчает оператору создание электронного отчета 6, данные которого вносятся в защищенном виде прямо на борту летательного аппарата 1, когда оператор ОР имеет перед своими глазами дисплеи 2 летательного аппарата.

Согласно частному варианту, создание электронного отчета в подтвержденном виде может быть разрешено, только если этот отчет был выдан в заранее определенный промежуток времени, например, в зависимости от идентификационной данной летательного аппарата. Таким образом, оператору выделяется заранее определенное время для создания отчета, причем это время зависит от особенностей летательного аппарата.

Если отчет завершен и подписан в течение этого промежутка времени, возможности фальсификации отчета оператором значительно сокращаются. Отчет переходит при этом в подтвержденное состояние.

В противном случае, если продолжительность создания отчета превышает заранее определенный промежуток времени, переход отчета в подтвержденное состояние может быть не разрешен, так как существует возможность того, что этот отчет содержит не связанные между собой разрозненные данные. Эта информация о состоянии отчета позволяет привлечь внимание, когда продолжительность составления электронного отчета кажется ненормально большой.

Таким образом происходят автоматическое считывание данных 3/ информации ID мобильным терминалом 4, проверка оператором на борту летательного аппарата 1 и, наконец, подписание оператором ОР, позволяющее получить окончательный отчет 6, включающий в себя идентификационные данные оператора ОР. Идентификационные данные оператора могут включать в себя его ручную или биометрическую подпись (например, распознавание отпечатков пальцев, ладони, лица, радужной оболочки, голоса и т.д.), дополненную ручным подтверждением (путем нажатия на контекстуальную кнопку подтверждения) или голосовым подтверждением (путем произнесения голосовой команды подтверждения отчета).

Эта последовательность получения данных / информации является, таким образом, надежно защищенной.

1. Способ сбора оперативных данных летательного аппарата (1), причем летательный аппарат содержит по меньшей мере один дисплей (2) для отображения оперативных данных (3) летательного аппарата, при этом способ содержит этапы, на которых:

при помощи мобильного терминала (4), оснащенного по меньшей мере одним оптическим датчиком, производят съемку изображений (5) указанного по меньшей мере одного дисплея (2) так, чтобы по меньшей мере некоторые из снятых изображений представляли оперативные данные, отображенные на дисплее;

при помощи модуля оптического распознавания символов (OCR), связанного с указанным мобильным терминалом (4), на снятых изображениях (5) идентифицируют строки символов (С1, С2), каждая из которых представляет один элемент указанных оперативных данных (3), отображенных на дисплее (2);

при помощи модуля создания отчета и указанных идентифицированных строк символов (С1, С2) создают электронный отчет (6), содержащий, по меньшей мере, некоторые из указанных оперативных данных (3) летательного аппарата (1);

при этом мобильный терминал функционально связан с базой данных (BD1), содержащей множество заданных моделей электронных отчетов, при этом каждая данная модель отчета соответствует данному типу летательного аппарата, который можно идентифицировать при помощи идентификационной информации летательного аппарата, при этом модуль создания отчета выполнен так, чтобы при получении идентификационной информации (ID) летательного аппарата, данные которого подлежат сбору, он получил из базы данных (BD1) данную модель электронного отчета, соответствующую летательному аппарату, при этом электронный отчет (6), созданный модулем создания отчета, генерируют на основании модели отчета, полученной из базы данных (BD1).

2. Способ сбора данных по п.1, в котором указанный мобильный терминал (1) содержит устройство считывания идентификационной информации (ID) летательного аппарата, расположенной на летательном аппарате, при этом модуль создания отчета выполнен так, чтобы создаваемый им электронный отчет (6) связывал идентификационную информацию (ID) летательного аппарата с оперативными данными (3) летательного аппарата, содержащимися в отчете.

3. Способ сбора данных по п.2, в котором последовательно осуществляют считывание оперативных данных, отображаемых через указанный дисплей, и по меньшей мере одной идентификационной информации летательного аппарата при помощи указанного считывающего устройства, а также одной или более данных конфигурации летательного аппарата и сохраняют последовательно считанные оперативные данные и идентификационную информацию в одном электронном отчете.

4. Способ сбора данных по п.3, в котором после указанного считывания указанных оперативных данных летательного аппарата и указанной идентификационной информации летательного аппарата производят съемку изображения оператора с помощью мобильного терминала (4) и сохраняют изображение оператора в указанном электронном отчете.

5. Способ сбора данных по любому из пп.2-4, в котором идентификационная информация (ID) летательного аппарата записана на носителе информации, расположенном на летательном аппарате, причем носитель выбран из идентификационного знака или визуальной криптограммы (7), или метки (8), оснащенной средствами ближней связи, или оптической криптограммы, отображенной на дисплее.

6. Способ сбора данных по любому из пп.1-5, в котором указанный мобильный терминал (4) содержит экран (9), выполненный с возможностью отображать изображения (5), снятые оптическим датчиком во время съемки, и отображать электронный отчет (6) для оператора (ОР), при этом мобильный терминал (4) содержит также средства подписания, позволяющие оператору, просматривающему электронный отчет, подписать его, если оператор находит отчет надлежащим, причем подписанный электронный отчет (6) содержит личную электронную подпись оператора (ОР).

7. Способ сбора данных по п.6, в котором средства подписания связаны с устройством биометрической аутентификации оператора, и подписание электронного отчета авторизуется только в том случае, если оператор был предварительно идентифицирован устройством биометрической аутентификации.

8. Способ сбора данных по любому из пп.1-7, в котором летательный аппарат содержит средства выбора страницы, отображаемой на указанном по меньшей мере одном дисплее (2) летательного аппарата (1), из заданного набора отображаемых страниц (Р1, Р2), при этом каждая данная отображенная страница (Р1, Р2) содержит набор оперативных данных (3) летательного аппарата, при этом мобильный терминал (4) связан с базой данных (BD2), содержащей сценарии сбора данных (3), при этом каждый данный сценарий сбора из указанной базы соответствует данному типу летательного аппарата, идентифицируемому при помощи идентификационной информации (ID) летательного аппарата, при этом модуль создания отчетов выполнен так, чтобы при получении идентификационной информации (ID) летательного аппарата, данные (3) которого подлежат сбору, он получал из базы данных сценарий сбора данных, соответствующий указанному летательному аппарату, и чтобы в ответ на сценарий сбора он передавал инструкции для оператора (ОР), чтобы оператор выбрал страницу для вывода на указанный по меньшей мере один дисплей (2) летательного аппарата и снял изображение выведенной на дисплей страницы (Р1, Р2).

9. Способ сбора данных по п.8, в котором летательный аппарат содержит множество дисплеев для отображения оперативных данных летательного аппарата, при этом сценарий сбора данных соответствует указанному летательному аппарату при его выполнении модулем создания отчета, передающего инструкции для съемки изображений каждого из указанных дисплеев один за другим.

10. Способ сбора данных по п.8 или 9, в котором модуль оптического распознавания символов (OCR) выполнен с возможностью обнаруживать в снятом изображении текущую страницу, отображаемую на указанном по меньшей мере одном дисплее летательного аппарата, и подавать команду оператору после съемки изображения страницы, ожидаемой по сценарию.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат – предотвращение неавторизованного доступа к данным за счет активации органа управления пользовательского интерфейса.

Изобретение относится к области обработки изображения. Технический результат – обеспечение визуализации внутренней структуры исследуемого объекта в реальном времени.

Изобретение относится к области систем видеонаблюдения. Технический результат – повышение точности отображения объектов на плане местности в системе видеонаблюдения за счет преобразования координат местоположения объекта из системы координат кадра в систему координат плана местности.

Изобретение относится к области обработки изображений. Технический результат – повышение точности обнаружения надрыва банкноты.

Изобретение относится к реконструкции документа из серии изображений документа. Технический результат – повышение эффективности получения и обработки изображений документов.

Изобретение относится к способу и устройству для уведомления об аномальной видеоинформации. Технический результат - своевременное предоставление пользователю уведомления об аномальной информации.

Изобретение относится к терминалу для распознавания отпечатка пальца, который относится к области компьютерной технологии. Технический результат - увеличение механической прочности панели.

Изобретение относится к способу создания идентификационной метки на металлической пленке и может быть использовано для маркировки электропроводящих деталей, например продукции проката, деталей транспортных средств, продукции машиностроения, авиастроения, изделий атомной промышленности, в частности ТВЭЛов.

Изобретение относится к способу и устройству для реализации сенсорной кнопки и идентификации отпечатка пальца, а также к терминальному устройству, которые используются для объединения сенсорной кнопки с идентификацией отпечатка пальца.

Изобретение относится к устройствам для обнаружения и распознавания сложных технических объектов на основе сравнения топологий электромагнитных точек объектов. Технический результат заключается в повышении чувствительности устройства обнаружения и классификации объектов, имеющих точки электромагнитного излучения.

Изобретение относится к области рукописного ввода. Технический результат заключается в обеспечении ввода с помощью цифрового рукописного ввода, который выглядит сглаженным в течение и после ввода с помощью росчерка при значительных уровнях масштабирования.
Предложены способ и устройство для управления приложением. Технический результат заключается в возможности управления приложением посредством распознавания нарисованного от руки изображения.

Изобретение относится к устройству пользовательского интерфейса для пользовательского терминала. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей за счет поддержки функции заметки, написанной от руки, в различных приложениях.

Группа изобретений относится к способам и системам управления мобильными устройствами. Техническим результатом является обеспечение автоматического распознавания и съемки объекта.

Изобретение относится к считыванию и декодированию различных типов меток, используемых при маркировке изделий с целью защиты их от подделок и для их идентификации.

Изобретение относится к определению местоположения части документа, захваченной в изображении. .

Изобретение относится к средствам ввода информации в компьютер. .

Изобретение относится к перу для записи выбранной последовательности символов и к способу осуществления такой записи. .

Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для ограничения доступа к информации путем биометрической идентификации личности по индивидуальным особенностям почерка, выявляемым при воспроизведении пользователем заранее известной парольной фразы или подписи.

Изобретение относится к устройству для оптической идентификации пола забитой убойной свиньи на основании фенотипических признаков. Технический результат заключается в обеспечении автоматической, быстрой и эффективной классификации фенотипического пола убойной свиньи.

Изобретение относится к сетевым технологиям, используемым для определения аудио- и видеоконтента, относящегося, в том числе, к отложенному медиапотреблению. Техническим результатом является более высокая точность определения медиапотребления, распознавание отложенного телесмотрения и радиослушания, снижение доли нераспознанного аудио- или видеоконтента , а также сокращение временных и технических издержек на распознавание медиаконтента.

Изобретение относится к области распознавания символьных данных. Технический результат заключается в повышении надежности сбора и записи данных отчета летательного аппарата. Способ сбора оперативных данных летательного аппарата, содержащего дисплей для отображения оперативных данных, включает съемку изображений мобильным терминалом дисплея ; идентификацию строк символов, каждая из которых представляет один элемент указанных оперативных данных, отображенных на дисплее при помощи модуля оптического распознавания символов, связанного с мобильным терминалом ; создание электронного отчета, содержащего оперативные данные летательного аппарата, при помощи модуля создания отчета и указанных идентифицированных строк символов, при этом мобильный терминал функционально связан с базой данных. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

Наверх