Верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена, сооружаемое без перерыва эксплуатации станции со средним и боковыми тоннелями

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при необходимости примыкания подходного тоннеля к действующей станции метрополитена глубокого заложения без боковых платформ. Технический результат заключается в повышении эффективности строительных работ и надежности конструкции верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к существующей станции метрополитена без боковых платформ в пределах пассажирской зоны станции. Верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена, сооружаемое без перерыва эксплуатации станции со средним и боковыми тоннелями, выполненными из сборных тюбингов, и включающее подходной тоннель, размещенный над боковыми тоннелями, и поперечную камеру со сводом и стенами. Примыкание выполнено в пределах пассажирской зоны существующей станции метрополитена без боковых платформ и снабжено элементами усиления среднего тоннеля станции, включающими жестко связанные между собой железобетонную фундаментную плиту, монолитные колонны и опорную плиту, при этом опорная плита имеет шарнирное опирание на стены из сборных чугунных элементов, расположенных между средним и боковыми тоннелями, а также монолитными арками, жестко связанными с опорной плитой и плотно примыкающими к своду среднего тоннеля станции, обеспечивающими пространственную жесткость конструкции свода среднего тоннеля станции и служащими для опирания свода и стен поперечной камеры. 2 ил.

 

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при необходимости примыкания подходного тоннеля к действующей станции метрополитена глубокого заложения без боковых платформ.

Известна конструкция верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к колонной станции метрополитена глубокого заложения, которое выполняется к боковому станционному тоннелю одновременно со строительством станционного комплекса (Авторское свидетельство СССР №1145086, опубл. от 15.03.1985 г., Бюл. №10).

Однако, данная конструкция не может быть применена для поперечного примыкания подходного тоннеля к действующей станции метрополитена без прекращения движения поездов и эксплуатации станционного комплекса.

Известна конструкция верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к станции метрополитена глубокого заложения, содержащей средний и боковые тоннели, в которой основание поперечной камеры примыкания опираются на элементы бокового тоннеля и колонны, расположенные между средним и боковым тоннелями (Авторское свидетельство СССР №523976, опубл. от 05.08.1976 г., Бюл. №29).

Однако, данная конструкция не может быть применена для поперечного примыкания подходного тоннеля к действующей станции метрополитена без прекращения движения поездов и эксплуатации станционного комплекса.

Известно верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена глубокого заложения, сооружаемое без перерыва эксплуатации станции со средним и боковыми тоннелями, выполненных из сборных тюбингов, включающее подходной тоннель, размещенный над боковыми тоннелями, и поперечную камеру со сводом и стенами, при этом для защиты бокового тоннеля сооружается цилиндрическая оболочка, расположенная снаружи пересекаемого тоннеля и связанная с поперечной камерой (Авторское свидетельство СССР №1170051, опубл. от 30.07.1985 г., Бюл. №28).

Однако, данное верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля сооружается в торце станции за пределами пассажирской зоны, предназначено для станций метрополитена пилонного типа и не может быть применено для станций без боковых пассажирских платформ, а также используется сложная технология создания стен поперечной камеры на основе штольневого способа с опусканием колодцев от поверхности земли.

Технический результат, который может быть получен при применении данного изобретения, заключается в повышении эффективности строительных работ и надежности конструкции верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к существующей станции метрополитена без боковых платформ в пределах пассажирской зоны станции.

Для достижения данного технического результата верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена, сооружаемое без перерыва эксплуатации станции со средним и боковыми тоннелями, выполненных из сборных тюбингов, и включающее подходной тоннель и поперечную камеру со сводом и стенами, выполнено в пределах пассажирской зоны существующей станции метрополитена без боковых платформ и снабжено элементами усиления среднего тоннеля станции, включающие жестко связанные между собой железобетонную фундаментную плиту, монолитные колонны и опорную плиту, при этом опорная плита имеет шарнирное опирание на стены из сборных чугунных элементов, расположенных между средним и боковыми тоннелями, а также монолитными арками, жестко связанными с опорной плитой и плотно примыкающими к своду среднего тоннеля станции, обеспечивающими пространственную жесткость конструкции свода среднего тоннеля станции и служащие для опирания свода и стен поперечной камеры.

Введение в предлагаемое верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена элементов усиления среднего тоннеля станции, включающие жестко связанные между собой железобетонную фундаментную плиту, монолитные колонны и опорную плиту, при этом опорная плита имеет шарнирное опирание на стены из сборных чугунных элементов, расположенных между средним и боковыми тоннелями, а также монолитных арок, жестко связанных с опорной плитой и плотно примыкающих к своду среднего тоннеля станции, обеспечивающих пространственную жесткость конструкции свода среднего тоннеля станции и служащих для опирания свода и стен поперечной камеры, позволяет получить новое свойство, заключающееся в исключении возможных деформаций обделки станции при сооружении верхнего поперечного примыкания без перерыва ее эксплуатации за счет применения элементов усиления среднего тоннеля станция, а также возможности организации работ по усилению среднего тоннеля станция только с внутренней стороны свода среднего станционного тоннеля, что обеспечивает повышение эффективности строительных работ.

Изобретение поясняется чертежами фиг.1 (поперечный разрез по оси прохода поперечной камеры) и фиг.2 (продольный разрез по оси станции метрополитена), где:

1 - подходной тоннель к станции метрополитена без боковых платформ;

2 - боковой станционный тоннель из сборных тюбингов;

3 - средний станционный тоннель из сборных тюбингов;

4 - опорная стена из сборных чугунных элементов;

5 - фундаментная железобетонная плита;

6 - монолитные железобетонные колонны;

7 - монолитная железобетонная опорная плита;

8 - монолитные железобетонные арки подкрепления верхнего свода среднего станционного тоннеля;

9 - свод и стены поперечной камеры.

Особенность станции без боковых платформ является то, что диаметр среднего станционного тоннеля 3 минимум вдвое превышает диаметр боковых тоннелей 2, своды станционных тоннелей 2 и 3 опираются на стену 4 из чугунных тюбингов толщиной 350 мм. Поперечное примыкание подходного тоннеля 1 к станции без боковых платформ в пределах пассажирской зоны возможно только к среднему станционному тоннелю 3, для исключения возможных деформаций обделки станции при сооружении узла примыкания необходимо усиление конструкции станции на этом участке, элементами которого являются железобетонная фундаментная плита 5, монолитные колонны 6 и опорная плита 7.

Сооружение верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к существующей станции метрополитена, не прекращая эксплуатацию станционного комплекса, выполняется в следующей последовательности.

Под защитой свода среднего тоннеля 3 существующей станции бетонируются элементы усиления данного тоннеля методом «снизу вверх»: железобетонная фундаментная плита 5, монолитные колонны 6 и опорная плита 7, эти элементы усиления обеспечивают геометрическую неизменяемость и недопущение деформаций опорным чугунным стенам 4 станции, расположенных между средним тоннелем 3 и боковыми тоннелями 2. Колонны 6 жестко связаны с фундаментной 5 и опорной 7 плитами. Опорная плита 7 имеет шарнирное опирание на чугунные стены 4 станции.

Далее бетонируются монолитные арки 8, жестко связанные с опорной плитой 7 и плотно примыкающие к своду среднего зала станции 3, обеспечивающие пространственную жесткость конструкции свода станции 3 и служащие для опирания свода и стен поперечной камеры 9. Сооружается подходной тоннель 1 до примыкания к своду среднего станционного тоннеля 3, элементы свода станции в пределах проемов демонтируются и сооружается свод и стены поперечной камеры 9.

После окончания сооружения несущих конструкций камеры примыкания производят ее внутреннее обустройство (установку лестниц, полов и т.д.).

Использование предлагаемого примыкания делает возможным сооружение пересадочного узла на станции без боковых платформ, не останавливая движения поездов действующего метрополитена.

Источники информации, принятые во внимание при составлении

заявки:

1. Авторское свидетельство СССР №1145086, опубл. от 15.03.1985 г., Бюл. №10.

2. Авторское свидетельство СССР №523976, опубл. от 05.08.1976 г., Бюл. №29.

3. Авторское свидетельство СССР №1170051, опубл. от 30.07.1985 г., Бюл. №28 - прототип.

Верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена, сооружаемое без перерыва эксплуатации станции со средним и боковыми тоннелями, выполненными из сборных тюбингов, и включающее подходной тоннель, размещенный над боковыми тоннелями, и поперечную камеру со сводом и стенами, отличающееся тем, что примыкание выполнено в пределах пассажирской зоны существующей станции метрополитена без боковых платформ и снабжено элементами усиления среднего тоннеля станции, включающими жестко связанные между собой железобетонную фундаментную плиту, монолитные колонны и опорную плиту, при этом опорная плита имеет шарнирное опирание на стены из сборных чугунных элементов, расположенных между средним и боковыми тоннелями, а также монолитными арками, жестко связанными с опорной плитой и плотно примыкающими к своду среднего тоннеля станции, обеспечивающими пространственную жесткость конструкции свода среднего тоннеля станции и служащими для опирания свода и стен поперечной камеры.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении станций метрополитена, возводимых закрытым способом производства работ. Технический результат заключается в повышении технологичности и скорости строительства трехсводчатых станций метрополитена, а также повышении безопасности эксплуатации станций метрополитена.

Изобретение относится к разработке глубоководных морских месторождений природного газа. Предложен способ обеспечения жизнеспособности функционирования комплекса производства сжиженного природного газа (СПГ) с уменьшенным выбросом метана в атмосферу Земли, например при освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ), включающий морскую добывающую платформу TLP, плавучее средство доставки завода СПГ на свайную платформу, сооруженную на грунте морского дна, завод, установленный на платформе посредством сборочной единицы цеха и камеры, прикрепленной болтовым соединением к дну цеха и прижатой к платформе гравитационной силой, плавучее средство, снабженное электроприводными самотормозящими лебедками с барабанами канатов, концы которых прикреплены к сборочной единице цеха и камеры с возможностью стравливания/наматывания канатов с барабанов лебедок и установки завода на любом горизонте толщи воды, включая поверхность моря, при этом охлаждение природного газа (ПГ) в теплообменниках, размещенных на морской платформе TLP, производят посредством их соединения с установками охлаждения, сжижения ПГ и переохлаждения СПГ, размещенными в цехе завода СПГ, посредством гибкого герметичного газопровода транспорта ПГ, с исключением выброса метана в атмосферу установками получения СПГ цехов завода путем быстрого выхода на рабочий режим установок СПГ путем их предварительного захолаживания азотом, установку на сборочной единице водометных движителей и лебедочных агрегатов на свайной платформе, причем образующийся лед в зазорах между опорными поверхностями сборочной единицы с камерой и свайной платформы удаляют путем его плавления высокотемпературным водяным паром и его продувкой по каналам с выпуском пара в морскую толщу воды, дополнительное производство электроэнергии в комплексе производят паротурбогенераторами, установленными в герметичной камере, снижение адгезии в контактных поверхностях, а равно и усилия отрыва завода СПГ от свайной платформы эстакады осуществляют путем нанесения фтортензитов Валкон-2 или Валкон-4 на поверхности опор, прикрепленных к заводу СПГ и свайной платформе эстакады, или осуществляют гидравлическими двигателями, или отрыв в адгезионном стыке опорных поверхностей свайной платформы и сборочной единицы цеха с камерой производят посредством пьезоактюаторов, жестко закрепленных на стороне свайной платформы, обращенной к грунту.

Изобретение относится к области охраны окружающей среды от загрязняющих поверхностную гидросферу стоков с городских территорий. Обеспечивает повышение эффективности захоронения жидких отходов (стоков) в геологической депонирующей среде.

Изобретение относится к области строительства тоннелей, в частности к способу строительства станций метрополитена колонного типа закрытого способа производства работ.

Изобретение относится к области строительства тоннелей, в частности к способу строительства станций метрополитена колонного типа закрытого способа производства работ.

Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкциям подземных сооружений станций метрополитена. Односводчатая многоуровневая станция метрополитена глубокого заложения, имеющая строительную систему остановочного пункта подземного транспорта с габаритными размерами, образованными максимальными длиной подвижного состава, высотой вагонов Н, шириной вагонов (базой) Вв, с защитными устройствами гражданской обороны включает конструкции, технические устройства и помещения по обслуживанию и обеспечению безопасности пассажиров и эксплуатационного персонала станции, размещенная в двухпутном перегонном тоннеле.

Изобретение относится к строительству пилонных станций метрополитенов глубокого заложения и может быть использовано для устройства проходов в глинистых грунтах полутвердой и твердой консистенции.

Изобретение относится к фортификационным сооружениям. Шахтное сооружение командного пункта содержит защитное устройство с верхним и нижним основаниями, составной ствол шахты в виде прямого усеченного конуса, в n секциях которого размещено технологическое, проверочно-пусковое оборудование и технические системы, причем верхнее основание находится на уровне поверхности грунта.

Изобретение относится к области монолитного строительства, в частности, может быть использовано при строительстве подземных сооружений методом «сверху-вниз», а также может быть использовано в монолитном строительстве подземных сооружений различного назначения.

Изобретение относится к области фортификации и может быть использовано в качестве шахтного сооружения повышенной защищенности для объектов, заглубленных в грунт.
Наверх