Устройство для смазки и чистки стальных канатов

Изобретение относится к смазке и чистке шахтных стальных канатов грузоподъемных механизмов. Устройство включает резервуар (1) с маслопроводом (2), маслоподающее устройство с маслонасосом (3), смазывающий механизм (4). Маслоподающее устройство выполнено в виде шкива (5), с одной стороны которого на оси закреплен маслонасос (3). Маслонасос состоит из корпуса (6), водила (7) и обоймы (8). Корпус (6) снабжен двумя всасывающими патрубками (9, 10) и двумя нагнетательными патрубками (11 и 12). Поверх корпуса (6) закреплена крышка, состоящая из передней профильной части (13) и задней пластинчатой части (14), соединенных с корпусом винтами (15). Корпус жестко закреплен на оси (16) гайкой (17) при помощи крышки. Водило (7) состоит из ведущего диска (18) и ведомого диска (19). Водило (7) жестко закреплено на ступице (20) шкива (5) стяжными болтами (21) с гайками (22). Между дисками (18 и 19) размещены ролики (24) на эксцентриковых валиках (25). Водило установлено в обойме (8). В обойме (8) выполнены упоры (27) и проточка (28), внутри которой расположен гибкий шланг (29). Оба конца шланга (29) закреплены в широкой части обоймы (8). Смазывающий механизм (4) состоит из двух идентичных частей, установленных с двух сторон от маслоподающего устройства и включает форсунки (30), соединенные нагнетательным маслопроводом (31) с нагнетательными патрубками (11 и 12), и щетки (32), установленные между пластин (33 и 34). Маслоподающее устройство снабжено по крайней мере двумя опорными шкивами (35), установленными относительно шкива (5) с противоположной стороны каната (36). Элементы устройства закреплены с помощью тяг и опорных пластин. Достигается повышение надежности работы устройства. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для смазки и чистки шахтных стальных канатов грузоподъемных механизмов.

Известно устройство для смазки канатов, содержащее резервуар и, по крайней мере, один шкив, установленный на полой оси, в котором выполнены цилиндрические радиальные каналы с механизмом подачи масла или жидкости и пружиной (см. а.с. СССР №1331788, МПК4 В66В 7/12, опубл. 23.08.87). В данном устройстве масло или жидкость поступает в полость оси шкива под давлением и заполняет радиальные каналы. Механизм подачи масла или жидкости выполнен в виде шарика, который в момент наезда на канат входит внутрь радиального канала, открывая тем самым отверстие для выхода масла.

Недостатком устройства является низкая надежность в работе, связанная с тем, что особенности конструкции устройства не позволяют заполнить радиальный канал сразу на всю глубину и в нем возникает воздушная подушка, а шарик, закрывающий выход из канала, не дает возможности воздуху выйти наружу. В связи с этим устройство начинает подавать масло на канат только после нескольких оборотов шкива. Кроме того, устройство сложно в изготовлении, так как требует выбора материалов с особыми свойствами упругости для изготовления запорного механизма, закрывающего радиальный канал в момент его работы. Причем работать такое устройство может только с жидкими маслами на горизонтальных канатах, что ограничивает его функциональные возможности.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является устройство для смазки шахтных подъемных канатов, содержащее резервуар с маслопроводом, маслоподающее устройство с маслонасосом, смазывающий механизм, тяговые соединения, опорные и крепежные элементы (см. авторское свидетельство СССР №303274 МПК В66В 7/12, опубл. 13.05.1971 г., Бюл. №16). В данном устройстве смазывающий механизм выполнен в виде роликов с полостями и микропористым покрытием по периферии, на оси одного из которых установлен эксцентрик, а маслоподающее устройство представляет собой поршневой насос, шток которого взаимодействует с эксцентриком. С помощью воздействия эксцентрика на поршень создается разряжение в системе и масло из резервуара через маслопровод поступает по полостям и каналам к микропористому покрытию, смазывая канат. Усилие, передаваемое на канат смазочными роликами, регулируется пружинами. Смазочные ролики установлены на опоре с помощью шарнирных соединений. В нижней части опоры закреплено воздушное сопло, через которое струей сжатого воздуха с каната удаляется вода, пыль и ржавчина. Опора установлена на копре в верхней точке подъема подвижно в плоскости колебаний каната и снабжена амортизаторами. Во время работы устройства подъемный канат, проходящий между смазочными роликами, приводит их во вращательное движение вокруг своих осей.

Недостатками прототипа являются повышенный расход смазывающей жидкости, низкая надежность и функциональные характеристики. Повышенный расход смазывающей жидкости возникает из-за нецелевых потерь за счет действия центробежных сил при вращении роликов. Смазывающая жидкость выступает через микропористое покрытие роликов на поверхность и при вращении ролика не только смазывает канат, но и разлетается во все стороны в радиальном направлении. Причем величина нецелевых потерь напрямую зависит от скорости движения каната и, следовательно, вращения ролика. Например, грузопассажирский канат движется со скоростью 12 м/с, а канат грузового подъема еще больше. Низкая надежность и функциональные характеристики связаны с неэффективностью работы таких конструктивных элементов, как амортизаторов и воздушного сопла для очистки каната от грязи и ржавчины. Амортизаторы не выполняют свою функцию в полной мере, так как крепление устройства, показанное на фигуре, не сможет удерживать устройство и при движении каната все устройство будет перемещаться вместе с канатом, без вращения смазочных роликов. Кроме того, обдув сжатым воздухом шахтного каната малоэффективен, так как старая смазка и ржавчина довольно прочно сцепляется с канатом и давления сжатого воздуха недостаточно для ее удаления.

Результатом предлагаемого технического решения является снижение потерь смазывающей жидкости, повышение надежности работы устройства в условиях различных консистенций и вязкости смазок, а также расширение функциональных возможностей и упрощение конструкции.

Технический результат достигается тем, что устройство для смазки и чистки стальных канатов, включающее резервуар с маслопроводом, маслоподающее устройство с маслонасосом, смазывающий механизм, тяговые соединения, опорные и крепежные элементы, согласно изобретению, маслоподающее устройство выполнено в виде шкива, с одной стороны которого на оси закреплен маслонасос, состоящий из корпуса, жестко закрепленного с помощью крышки на оси болтовым соединением и снабженного двумя всасывающими и двумя нагнетательными патрубками, водила, жестко закрепленного на ступице шкива болтовыми соединениями, обоймы с упорами и проточкой, внутри которой расположен гибкий шланг, и поджимающих роликов, установленных на эксцентриковых валиках внутри водила, а смазывающий механизм состоит из двух идентичных частей, установленных с двух сторон от маслоподающего устройства и включает форсунки, соединенные нагнетательным маслопроводом с нагнетательными патрубками, и щетки, установленные на пластинах, при этом маслоподающее устройство соединено тягами с пластинами смазывающего механизма и снабжено, по крайней мере, двумя опорными шкивами, установленными с помощью тяг и опорных пластин с противоположной стороны каната.

Резервуар закреплен на каждой из частей смазывающего механизма с возможностью изменения ориентации в пространстве.

Корпус маслонасоса с обеих сторон закрыт крышкой, в передней части которой выполнены отверстия в местах расположения болтовых соединений.

Устройство для смазки и чистки стальных канатов закреплено на канате растяжками.

Данная конструкция устройства позволит снизить потери смазывающей жидкости, повысить надежность работы устройства в условиях различных консистенций и вязкости смазок, расширить функциональные возможности.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид устройства, на фиг. 2 - разрез по А-А, на фиг. 3 - разрез по Б-Б, на фиг. 4 - положение деталей маслонасоса при движении каната влево относительно фиг. 1, на фиг. 5 - положение деталей насоса при движении каната вправо относительно фиг. 1, на фиг. 6 - разрез по В-В.

Устройство для смазки и чистки стальных канатов включает резервуар 1 с маслопроводом 2, маслоподающее устройство с маслонасосом 3, смазывающий механизм 4. Маслоподающее устройство выполнено в виде шкива 5, с одной стороны которого на оси закреплен маслонасос 3. Маслонасос состоит из корпуса 6, водила 7 и обоймы 8. Корпус 6 снабжен двумя всасывающими патрубками 9, 10 и двумя нагнетательными патрубками 11 и 12. Поверх корпуса 6 закреплена крышка, состоящая из передней профильной части 13 и задней пластинчатой части 14, соединенных с корпусом 6 винтами 15. Корпус 6 жестко закреплен на оси 16 гайкой 17 при помощи крышки. Водило 7 состоит из ведущего диска 18 и ведомого диска 19. Водило 7 жестко закреплено на ступице 20 шкива 5 стяжными болтами 21 с гайками 22, во избежание перетяжки которых предусмотрены втулки 23. Между дисками 18 и 19 размещены ролики 24 на эксцентриковых валиках 25. Эксцентриковые валики 25 зафиксированы гайками 26. Водило 7 установлено в обойме 8. В обойме 8 выполнены упоры 27 и проточка 28, внутри которой расположен гибкий шланг 29. Оба конца шланга 29 закреплены в широкой части обоймы 8.

Смазывающий механизм 4 состоит из двух идентичных частей, установленных с двух сторон от маслоподающего устройства и включает форсунки 30, соединенные нагнетательным маслопроводом 31 с нагнетательными патрубками 11 и 12, и щетки 32, установленные между пластин 33 и 34. Маслоподающее устройство снабжено, по крайней мере, двумя опорными шкивами 35, установленными относительно шкива 5 с противоположной стороны каната 36. Элементы устройства закреплены с помощью тяг и опорных пластин. Ось 16 закреплена гайкой 37 к опорной пластине 38. Опорная пластина 38 и передняя профильная часть крышки 13 тягами 39 (фиг. 1) жестко закреплены к пластинам 34. Оси опорных шкивов 35 посредством опорных пластин 40, тяг 41 и 42 также жестко закреплены к пластине 33. К пластинам 33 и 34 закреплены элементы форсунки 30 (фиг. 3) и щетки 32 (фиг. 6). Пластины 33 и 34 соединены между собой шпильками 43. Между пластинами 33 и 34 установлены втулки 44. Устройство зафиксировано относительно каната 36 растяжками 45.

Резервуар 1 закреплен на каждой из частей смазывающего механизма на пластинах 34 с возможностью изменения ориентации в пространстве. В передней профильной части крышки 13 выполнены отверстия 46 в местах расположения гаек 26.

Устройство для смазки и чистки стальных канатов работает следующим образом.

На канате 36 устанавливают устройство. Для этого обе части смазывающего механизма 4 с помощью шпилек 43 и втулок 44 закрепляют на канате растяжками 45 в удобном для работы устройства месте. При этом ориентация каната 36 и соответственно всего устройства в пространстве не имеет значения. Для этой цели и резервуары для смазки или очищающей жидкости установлены на пластинах 34 с возможность изменения своей ориентации в пространстве. Канат 36 в процессе работы движется относительно устройства либо вправо, либо влево. Если канат 36 движется влево, то водило 7 вращается по часовой стрелке (фиг. 4), проворачивая обойму 8 влево до упора в корпусе 6. Дальнейшее вращение водила 7 приводит к тому, что установленные в нем ролики 24 начинают последовательно набегать на гибкий шланг 29, пережимая его. При этом смазка или очищающая жидкость засасывается из резервуара 1, проходит через маслопровод 2 к всасывающему патрубку 10, поступает в гибкий шланг 29 и проталкивается к нагнетательному патрубку 11, а затем по нагнетательному маслопроводу 31 к форсунке 30. Смазка, нанесенная на канат 36 форсункой 30, равномерно растирается щетками 32 по поверхности каната 36. При движении каната вправо, шкив 5 с водилом 7 вращается против часовой стрелки (фиг. 5). Обойма 8 проворачивается и упирается в корпус 6 правым упором 27. Теперь смазка или очищающая жидкость будет поступать из другого резервуара 1 по маслопроводу 2 к всасывающему патрубку 9 и через гибкий шланг 29 проталкиваться к нагнетательному патрубку 12, а затем по нагнетательному маслопроводу 31 к форсунке 30 другой части смазывающего механизма.

Количество смазки, которое необходимо подавать на «сухой» несмазанный канат должно быть больше, чем на смазанный. Для этой цели в устройстве предусмотрена регулировка количества подаваемой смазки. Регулировку обеспечивают изменением степени прижатия роликов 24 к гибкому шлангу 29 за счет поворота эксцентриковых валиков 25. Для изменения положения эксцентрикового валика 25 необходимо отпустить гайку 26 и используя шлиц на валике 25 повернуть его на необходимый угол, а затем затянуть гайку 26.

Необходимое количество подаваемой смазки устройства также зависит от диаметра смазываемого каната. Канат большого диаметра требует больше смазки, чем канат маленького диаметра. В этом случае регулировку количества подаваемой смазки осуществляют заменой гибкого шланга 29 на шланг большего или меньшего диаметра и замену форсунки 30 на форсунку, размера, соответствующий диаметру каната. Кроме того, степень прижатия щеток 32 к канату 6 изменяют длиной втулок 35, что позволяет регулировать толщину слоя смазки, интенсивность и поверхность смазывания.

Данная конструкция по сравнению с прототипом позволит снизить потери смазывающей жидкости, повысить надежность работы устройства в условиях различных консистенций и вязкости смазок, расширить функциональные возможности.

1. Устройство для смазки и чистки стальных канатов, включающее резервуар с маслопроводом, маслоподающее устройство с маслонасосом, смазывающий механизм, тяговые соединения, опорные и крепежные элементы, отличающееся тем, что маслоподающее устройство выполнено в виде шкива, с одной стороны которого на оси закреплен маслонасос, состоящий из корпуса, жестко закрепленного с помощью крышки на оси болтовым соединением и снабженного двумя всасывающими и двумя нагнетательными патрубками, водила, жестко закрепленного на ступице шкива болтовыми соединениями, обоймы с упорами и проточкой, внутри которой расположен гибкий шланг, и поджимающих роликов, установленных на эксцентриковых валиках внутри водила, а смазывающий механизм состоит из двух идентичных частей, установленных с двух сторон от маслоподающего устройства и включает форсунки, соединенные нагнетательным маслопроводом с нагнетательными патрубками, и щетки, установленные на пластинах, при этом маслоподающее устройство соединено тягами с пластинами смазывающего механизма и снабжено по крайней мере двумя опорными шкивами, установленными с помощью тяг и опорных пластин с противоположной стороны каната.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что резервуар закреплен на каждой из частей смазывающего механизма с возможностью изменения ориентации в пространстве.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что корпус маслонасоса с обеих сторон закрыт крышкой, в передней части которой выполнены отверстия в местах расположения болтовых соединений.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно закреплено на канате растяжками.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к многофункциональному устройству контроля состояния оборудования и методу мониторинга критических компонентов в подъемной системе. Прибор имеет каркас, который представляет собой квадратную конструкцию, полученную путем сварки множества прямоугольных стальных частей.

Изобретение относится к машиностроению, электроэнергетике, а также к транспорту и может быть использовано для нанесения покрытий на канат и очистки каната. Устройство включает в себя состоящий из двух размыкаемых половин корпус, снабженный расположенными на одной геометрической оси входным и выходным отверстиями для пропускания металлического каната с образованием внутренней камеры, средством соединения половин корпуса между собой, закрепленными на смыкаемых частях половин корпуса уплотнителями и каналами подвода смазки или чистящего реагента.

Изобретение относится к машиностроению, электроэнергетике, а также к транспорту и может быть использовано для нанесения покрытий на канат и очистки каната. Устройство включает в себя состоящий из двух размыкаемых половин корпус, снабженный расположенными на одной геометрической оси входным и выходным отверстиями для пропускания металлического каната с образованием внутренней камеры, средством соединения половин корпуса между собой, закрепленными на смыкаемых частях половин корпуса уплотнителями и каналами подвода смазки или чистящего реагента.
Группа изобретений относится к системе и способу распознавания характера движения крутильного ролика, наматывающего или разматывающего стальной проволочный трос.

Группа изобретений относится к устройствам для перемещения по канату и может быть использовано, в частности, для перемещения устройства для диагностики состояния воздушных линий электропередач (ВЛ) по силовому проводу или грозозащитному тросу.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для смазки и чистки шахтных стальных канатов грузоподъемных механизмов. Устройство содержит резервуар и шкив, установленный на полой оси.

При мониторинге состояния канатов лифта измеряют электрическое сопротивление между первой точкой (R′) и второй точкой (R″) подвесных и/или тяговых канатов (R) лифта первый раз.

Подвесной ремень (1), в частности, для транспортирующего устройства, например лифтовой установки, включает, по меньшей мере, одну прядь (2) из преимущественно проводящего электрический ток материала, например стали, для восприятия усилий, воспринимаемых подвесным ремнем, одну преимущественно электроизолирующую оболочку (3), которая окружает, по меньшей мере, одну прядь (2).

Изобретение относится к области подъемников и предназначено для контроля тягового элемента. .

Изобретение относится к измерительной технике и касается прибора диагностики неподвижных стальных канатов. .
Наверх