Гибкий крыло-парус

Изобретение относится к области ветроэнергетики и может быть использовано в ветроэнергетических установках для преобразования энергии ветра в электрическую/механическую, а также в парусном судостроении для создания парусных судов и направлено на повышение аэродинамической эффективности гибкого крыла-паруса, оснащенного гиком-уишбоном в широком диапазоне скоростей ветра. Гибкий крыло-парус содержит две изогнутые ветви гика-уишбона, связанные с передней и задней вилками, соединенные с возможностью поворота вокруг продольной оси. параллельной оси симметрии гика. В средней части ветвей гика-уишбона, имеющих оптимальный профиль гибкого крыла-паруса для расчетного слабого ветра, проделаны отверстия, не менее одного, с закрепленными в них втулками. У втулок края отверстий с внешней стороны скруглены, сквозь которые продет регулировочный трос, образующий замкнутую петлю, концы которой выведены на внешнюю поверхность ветвей гика-уишбона и закреплены на натяжных барабанах, расположенных на гике-уишбоне у мачты (1). Достигается повышение аэродинамической эффективности гибкого крыла-паруса. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области ветроэнергетики и может быть использовано для преобразования энергии ветра в электрическую или механическую энергию в ветроэнергетике и парусном судостроении.

Известно устройство для повышения аэродинамической эффективности гибкого крыла, в частности бермудского грота, представляющее собой гик изменяемой в горизонтальной плоскости кривизны, содержащий балку с устройством крепления к мачте и направляющую для крепления нижней шкаторины паруса, балка выполнена в виде нескольких звеньев с ограничителями угла взаимного поворота и связанных друг с другом шарнирно с возможностью поворота в горизонтальной плоскости (АС СССР 1512858, опубл. 07.10.1989 г.).

К недостаткам аналога относятся большая масса, сложность и дороговизна конструкции. Для обеспечения требуемой жесткости конструкции, на которую кроме изгибающего момента действует крутящий момент, необходимы высокая точность изготовления и увеличение поперечных размеров узлов, из которых состоит конструкция.

Известна конструкция, называемая гик-уишбон, состоящая из двух выпуклых относительно оси гика-уишбона ветвей, применяемая на парусных досках или на яхтах типа «Фридом» (Электронный ресурс: http://www.barque.ru/horizon/1984/rig_yachts_such_as_freedom, Парусное вооружение яхт типа «Фридом»).

Среди конструкций гика-уишбона известна конструкция, содержащая две изогнутые ветви, связанные с передней и задней вилками, соединенными с возможностью поворота вокруг продольной оси, параллельной оси симметрии гика, и фиксации с нескольких положений (АС СССР №1342820, опубл. 07.10.1987 г.).

По числу сходных признаков и достигаемому результату данное техническое решение выбрано в качестве прототипа заявляемого технического решения.

Недостатки прототипа заключаются в то, что данная конструкция обеспечивает удобство управления парусной доской, но не влияет на аэродинамическую эффективность паруса, которая определяется, в основном, профилем паруса и влиянием мачты на характер обтекания паруса воздушным потоком. На формирование профиля гибкого крыла оказывают влияния деформативные свойства парусины, раскрой паруса, гибкость мачты, угол атаки воздушного потока и др. Под влиянием этих факторов профиль паруса данной конструкции оказывается далеким от оптимального. Кроме того, при каждой смене галса необходимы манипуляции по изменению положения ветвей гика-уишбона. А также низкий коэффициент аэродинамического качества.

Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение состоит в повышении аэродинамической эффективности гибкого крыла-паруса оснащенного гиком-уишбоном в широком диапазоне скоростей ветра.

Для достижения указанного технического результата в гибком крыле-парусе, содержащем две изогнутые ветви гика-уишбона, связанные с передней и задней вилками, соединенные с возможностью поворота вокруг продольной оси параллельной оси симметрии гика, в средней части ветвей гика-уишбона, имеющих оптимальный профиль гибкого крыла-паруса для расчетного слабого ветра, проделаны отверстия, не менее одного, с закрепленными в них втулками, у которых края отверстий с внешней стороны скруглены и сквозь которые продет регулировочный трос образующий замкнутую петлю, концы которой выведены на внешнюю поверхность ветвей гика-уишбона и закреплены на натяжных барабанах расположенных на гике-уишбоне у мачты.

Кроме того, заявляемое техническое решение имеет факультативные признаки, характеризующий его частные случаи, а именно:

- передняя вилка выполнена в форме подковообразной оковки с внешней и внутренней коаксиальными цилиндрическими поверхностями, ось которых расположена на пересечении диаметральной плоскости корпуса судна и плоскости касательной ликпазу мачты. Внутренняя поверхность подковообразной оковки примкнута к башмаку, выполненному из материала с низким коэффициентом трения и установленному на мачте со стороны носа судна. Внешняя поверхность подковообразной оковки примкнута к втулкам, закрепленным на мачте симметрично относительно диаметральной плоскости. Подковообразная оковка снабжена консолями, ориентированными в сторону мачты, которые скреплены с ветвями гика-уишбона;

- поперечное сечение ветвей гика-уишбона выполнено в форме сегмента обращенного выпуклостью наружу.

Отличительными признаками предлагаемой конструкции от указанной выше известной, наиболее близкой к ней, являются выполнение отверстий, не менее одного, в средней части ветвей гика-уишбона, имеющих оптимальный профиль гибкого крыла-паруса для расчетного слабого ветра; закрепление в отверстиях втулок из материала с низким коэффициентом трения; продевание сквозь втулки регулировочного троса образующего замкнутую петлю; вывод концов петли на внешнюю поверхность ветвей гика-уишбона; закрепление концов петли на натяжных барабанах расположенных на гике-уишбона у мачты.

Благодаря наличию этих признаков крыло-парус прижат к подветренной ветви гика-уишбона, имеет оптимальную аэродинамическую форму. Регулировочный трос, продетый сквозь отверстия в крыле-парусе и в ветвях гика-уишбона, при наматывании его концов на натяжные барабаны позволяет уменьшать расстояние между ветвями гика-уишбона, что повышает аэродинамическую эффективность гибкого крыла-паруса при увеличении скорости ветра. Предлагаемая конструкция оковки гика-уишбона позволяет устанавливать

описываемую конструкцию гика на неповоротные мачты, а при его установке на поворотные мачты каплевидного поперечного сечения достигается безотрывное обтекание мачты с подветренной стороны и, как следствие, повышается аэродинамическая эффективность системы мачты - паруса.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, представленными на фиг. 1-6.

На фиг. 1 показан вид сбоку на предлагаемый гибкий крыло-парус.

На фиг. 2 - горизонтальное сечение гика-уишбона плоскостью, проходящей через оси отверстий.

На фиг. 3 - сечение гика-уишбона вертикальной плоскостью проходящей через оси отверстий.

На фиг. 4 - сечение горизонтальной плоскостью оковки гика-уишбона, установленного на неповоротную мачту.

На фиг. 5 - вид сверху на гик-уишбон, установленный на поворотную мачту.

На фиг. 6 - вид сверху на гик-уишбон, установленный на неповоротную мачту при различных его положениях относительно диаметральной плоскости при максимальной и минимальной кривизне ветвей.

Предлагаемая конструкция содержит мачту 1, ветви 2 гика-уишбона, регулировочный трос 3, отверстия с закрепленными в них втулками 4, натяжные барабаны - не показаны, гибкий крыло-парус 5, подковообразная оковка 6 гика-уишбона, башмак 7, ролики 8, ликпаз 9. Стрелками показано натяжение регулировочного троса 3 на барабан.

Предлагаемая конструкция работает следующим образом.

Переднюю шкаторину гибкого крыла-паруса 5 вставляют в ликпаз 9 мачты 1 и производят его подъем. Затем в отверстия для втулок 4 и гибкого крыла-паруса 5 продевают регулировочный трос 3, и его концы закрепляют на натяжных барабанах. Далее производят натяжение регулировочного троса 3, так чтобы кривизна ветвей 2 гика-уишбона соответствовала ожидаемой скорости ветра, после этого производят натяжение шкотового угла гибкого крыла-паруса 5.

По данным (Ч. Мархай. Теория плавания под парусами. - Москва, Изд. «Физкультура и спорт», 1970 г., С. 100-120) величина пуза паруса изменяется в пределах от 1/7 для слабого ветра до 1/30 от хорды для сильного ветра. Поэтому ветви 2 гика-уишбона предлагаемой конструкции должны иметь при изготовлении стрелу прогиба более 1/7 от хорды.

Конструкция гика-уишбона работает в основном на продольное сжатие, поэтому наличие двух поперечных связей, в роли которых выступает регулировочный трос 3, позволяет примерно на порядок снизить массу устройства и использовать наиболее выгодную для данной конструкции форму поперечного сечения ветвей 2 гика-уишбона, например, сегментную.

Заявляемый гибкий крыло-парус предполагает использование парусной ткани с минимальной растяжимостью. Наличие отверстий в гибком крыле-парусе 5 не оказывает никакого влияния на его работу, так как он прилегает к внутренней поверхности ветви 2 гика-уишбона.

При изменении скорости ветра величина пуза гибкого крыла-паруса 5 может быть оперативно изменена за счет изменения кривизны ветвей 2 путем натяжения или ослабления регулировочного троса 3.

Оснащение гика-уишбона подковообразной оковкой 6 предлагаемой конструкции позволяет устанавливать его на находящуюся в эксплуатации мачту 1 путем закрепления на ее поверхности башмака 7, роликов 8 и дополнительного участка ликпаза 9.

Для увеличения жесткости подковообразной оковки 6 ей может быть придана в поперечном сечении форма швеллера.

Гибкий крыло-парус может найти применение на ветроэлектростанциях представляющих собой замкнутый рельсовый путь с установленными на нем тележками оснащенными генераторами и парусами.

Для повышения эффективности работы таких крыльев-парусов возможно оснащение их парусам 5 с гиком-уишбоном предлагаемой конструкции. Для чего необходимо снабдить их натяжными барабанами с электроприводом, управляемым датчиком скорости ветра.

1. Гибкий крыло-парус, содержащий две изогнутые ветви (2) гика-уишбона, связанные с передней и задней вилками, соединенные с возможностью поворота вокруг продольной оси, параллельной оси симметрии гика, отличающийся тем, что в средней части ветвей (2) гика-уишбона, имеющих оптимальный профиль гибкого крыла-паруса (5) для расчетного слабого ветра, проделаны отверстия, не менее одного, с закрепленными в них втулками (4), у которых края отверстий с внешней стороны скруглены и сквозь которые продет регулировочный трос (3), образующий замкнутую петлю, концы которой выведены на внешнюю поверхность ветвей (2) гика-уишбона и закреплены на натяжных барабанах, расположенных на гике-уишбоне у мачты (1).

2. Гибкий крыло-парус по п. 1, отличающийся тем, что передняя вилка выполнена в форме подковообразной оковки (6) с внешней и внутренней коаксиальными цилиндрическими поверхностями, ось которых расположена на пересечении диаметральной плоскости корпуса судна и плоскости, касательной ликпазу (9) мачты (1), внутренняя поверхность подковообразной оковки (6) примкнута к башмаку (7), выполненному из материала с низким коэффициентом трения и установленному на мачте (1) со стороны носа судна, а внешняя поверхность подковообразной оковки (6) - к роликам, закрепленным на мачте (1) симметрично относительно диаметральной плоскости, подковообразная оковка (6) снабжена консолями, ориентированными в сторону мачты (1), которые скреплены с ветвями (2) гика-уишбона.

3. Гибкий крыло-парус по п. 1, отличающийся тем, что поперечное сечение ветвей (2) гика-уишбона выполнено в форме сегмента, обращенного выпуклостью наружу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к парусному судостроению, а именно к системе автоматизации парусного вооружения. Парус-крыло состоит из системы жестких направляющих, определяющих профиль крыла или крыльев, а также соединенных с ними крепежных элементов и колес, за счет которых система может вращаться в круговом удерживающем устройстве, закрепленном на корпусе плавсредства.

Изобретение относится к судостроению, а именно к внутреннему устройству корпусов судов, двигателей и размещению грузов, а также к сфере гидроволновой энергетики, в частности к электрогенераторам.
Изобретение относится к спорту и туризму. Круглый парус - ручной, плоский парус круглой, овальной или многоугольной формы со скругленными углами и с изменяемой рабочей площадью - состоит из длинной телескопической ручки.
Изобретение раздвижного складного паруса относится к спорту и туризму. Раздвижной складной парус состоит из длинной телескопической ручки, проходящей через центр паруса параллельно двум сторонам, к концам которой прикреплены кронштейны, к которым крепятся реи с прикрепленной к ним парусиной.

Изобретение относится к судостроению и может быть применено при конструировании парусного вооружения. Парусное вооружение содержит стойку и жесткий парус.

Изобретение относится к винтовым движителям транспортных средств. Движитель состоит из воздушного винта и центробежного устройства, установленного соосно с воздушным винтом в его центральной части с возможностью поперечного взаимодействия их выходных воздушных потоков.

Изобретение относится к водно-воздушным судам с возможностью вертикального взлета и посадки и бреющего полета над поверхностью воды или прибрежного грунта. .

Изобретение относится к области судостроения. .

Изобретение относится к области парусных судов. .

Изобретение относится к парусному судостроению, а именно к системе автоматизации парусного вооружения. Парус-крыло состоит из системы жестких направляющих, определяющих профиль крыла или крыльев, а также соединенных с ними крепежных элементов и колес, за счет которых система может вращаться в круговом удерживающем устройстве, закрепленном на корпусе плавсредства.
Наверх